Общество 
19.04.2014

Тимур Ямашев: «Новый мировой тренд – постепенный отказ от автомобилей»

Североамериканские города избавляются от многоуровневых развязок

Для многих поколений американцев автомобиль был символом личной свободы и независимости. Однако сейчас все больше людей считают автомобиль ношей, которую им не хочется нести. Об этом говорят социологические исследования, проведенные недавно в США. На них в своей статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», ссылается известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. Вооружившись своими аргументами, он вступил в полемику с комментаторами нашего издания по теме перспектив дорожных развязок.

ЭФФЕКТЫ ШАБЛОННОГО МЫШЛЕНИЯ

Очень удивительными оказались комментарии к недавней статье в «БИЗНЕС Online» «В Америке и Европе власти сносят развязки и эстакады». Читатели попросту отказывались верить словам приезжего специалиста без предъявления фотографий, что где-то в мире, а тем более в США, могут пойти на снос развязок. Тех самых развязок, которые в Казани только начали появляться.

Для многих россиян Америка до сих представляется картинкой из голливудского фильма 80-х: автомобильный рай и сплошные частные дома. Справедливости ради надо признать, что многие американцы еще хуже себе представляют Россию. А «перестроечные иммигранты» до сих пор не верят, что в наших магазинах можно найти десятки видов колбасы. Устаревшие представления застывают в памяти людей в виде шаблонов мышления, хотя десятилетия могут кардинально изменить направления развития в обществе. И те же США, которые считаются у нас автомобильными, сейчас движутся в сторону комфорта для пешеходов и общественного транспорта. А мы движемся в обратном направлении.

ДРУГАЯ СВОБОДА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

В тех же США автомобильная отрасль сокращается значительными темпами. Естественно, на передовой такого тренда молодежь. С 2007 года по 2011 год продажи автомобилей молодым людям (до 35 лет) упали на 30%. Американская ассоциация за безопасность дорожного движения отмечает, что к 18 годам лишь половина граждан получает водительские права. Хотя раньше классической была картина, когда каждый подросток по достижении 16 лет бежал за правами.

В докладе американского образовательного фонда PIRG Transportation and the New Generation также отмечается, что американская молодежь стала меньше пользоваться автомобилем. С 2001 по 2010 год падение составило 23%, или с 45 до 34 км в день в среднем на человека. Зато стали больше ездить на велосипеде (плюс 24%), ходить пешком (плюс 16%) и особенно пользоваться общественным транспортом (плюс 40%).

Авторы исследования задаются вопросом о причинах «безавтомобильного» тренда. Стоимость владения автомобилем в США превысила $8,7 тыс. в год, и не все готовы тратить такие деньги на свое перемещение. Однако деньги не являются единственной причиной. Потому что даже люди из зажиточных домов стали меньше ездить на авто, но больше передвигаться на общественном транспорте (плюс 100%!) и велосипеде (плюс 22%). Новый стиль жизни авторы связывают с развитием комфортного общественного транспорта, растущей экологической сознательностью и модой на ЗОЖ.

ЧАСТНЫЕ КОТТЕДЖИ УЖЕ НЕ В МОДЕ

Согласно опросу, 62% американской молодежи не хочет жить в одноэтажном пригороде, предпочитая квартиру в центре города, где под боком образование, работа и развлечения. Им вторит Urban Land Institute, в исследовании которого заявляется, что 2/3 молодых американцев предпочитают жилье в районе с развитой пешеходной инфраструктурой.

Схожие тенденции отметили и в хьюстонском институте городского развития. Техас — один из самых консервативных и южных штатов, но и в нем люди не хотят больше жить на окраине и зависеть от автомобиля.

Авторы образовательного фонда PIRG пишут: «Для многих поколений американцев автомобиль был символом личной свободы и независимости. Однако сейчас все больше людей считают автомобиль ношей, которую им не хочется нести». А маркетологи из автомобильных корпораций усматривают причину такого тренда в появлении социальных сетей и всевозможных гаджетов, ставших новым мерилом свободы и самовыражения.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.04.2014 12:02

    В америке кризис вот они и отказываются от большого дома в пользу маленькой квартиры в городе. При чем тут развязки и машины.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:03

    Тимур,а ты свою Ауди продал?

  • Анонимно
    19.04.2014 12:24

    Я вот тоже 5-6 лет без машины обхожусь,первые полгода тяжело и непривычно. В районы ежу на автобусах они комфортабельные,в Казани такси. Без особой надобности из дома не выхожу и по городу просто так не катаюсь.
    Вроде привык уже...

    • Анонимно
      19.04.2014 14:12

      когда в районы ездите на автобусах кирзовые сапоги и перегар соседа не мешают)))

      • Анонимно
        20.04.2014 11:05

        Так трезвым самому страшно, а без кирзовых сапог - утонешь

    • Анонимно
      19.04.2014 15:18

      каждый извращается по своему))))

  • Анонимно
    19.04.2014 12:25

    мы тоже к этому придем! сто пуд! и радует! надоели машины, которые облепили дом, утром включат двигатель и полчаса машина стоит и пускает дым.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:26

    Тимур, лично Вы готовы это сделать?

    • Тимур Ямашев
      19.04.2014 21:35

      Лично я сейчас пользуюсь при необходимости такси, и это намного дешевле и проще, чем содержать своё авто и платить за всё и всем.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:28

    владение и свобода перемещения - разные качества и связь не прямая.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:33

    Опять Россия отстаёт от мировых тенденций.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:51

    все это лапша уважаемый Тимур. Живу в Германии и могу констатировать что от авто отказываются только дауншифтеры и прочие оригиналы и альтернативные люди. Для малообеспеченных или студентов а также живущих в самом центре( что кстати часто в Германии совмещается в одном лице)) есть car-sharing когда несколько людей пользуют одно авто по расписанию. Как только человек начинает зарабатывать он тут же покупает авто. И это в Германии где общест транспорт и поезда развиты значительно лучше США, и расстояния совсем не американские. Так что трендом это сложно назвать. Скорее это разновидность скупердяйства прикрываемая красивыми лозунгами об альтернативном взгляде, ответственном отношении и проч и проч. Кстати в Германии есть еще большие экстремалы- они в безудержном стремлении сберечь природу вовсе отказываются от денег и живут натурально собирая остатки под супермаркетом, одежонку в церкви а велосипед на свалке. Данные индивидуумы гордо заявляют что они не портят экологию своим потребительством как окружающие их буржуа. НО!! они умалчивают или забывают что их побирушечное существование возможно только благодаря тому что эти проклятые))) потребители дали им даром поношенное платье, супермаркет дал им остатки, а добрый сосед позволил пользовать электричество и интернет с помощью которого они вещают свой бред в этот мир.

    • Анонимно
      19.04.2014 23:09

      Неправда. Тоже жил в Германии. В крупных городах нет такого повального автокульта и автозависимости. Наоборот, в последние годы происходит обратный процесс, как и пишет Тимур.

  • Анонимно
    19.04.2014 12:59

    не знаю за что платила 20 лет та американка. но моя сестра купила каменный дом в нью хемпшире за 100 тыс.

  • Анонимно
    19.04.2014 13:14

    Нам россиянам отказ от личного автотранспорта не грозит в силу ментальных причин. Автомобиль для многих соотечественников не столько насущная необходимость, сколько способ самоутверждения в глазах окружающих "Я же не лох какой-то, чтобы пешком ходить". Для этого загоняют себя в кредитную кабалу, но это не важно. Главное не выглядеть лузером! В разговорах о знакомых часто задают вопрос "На чем он ездит?". И в зависимости от ответа может измениться отношение к обсуждаемому человеку.

    • Анонимно
      19.04.2014 14:15

      авто это комфорт. все остальные рассуждения это попытки как раз лузеров оправдать свои пыльные ботинки и помятые брюки.

      • Анонимно
        19.04.2014 15:06

        Понятие комфорт для каждого свое. У пешеходов тоже есть свои преимущества над автовладельцами. А чтобы быть опрятным в одежде не обязательно иметь автомобиль.

    • Анонимно
      19.04.2014 15:36

      Для многих автомобиль это способ перевоза урожая с дачи. Чтобы зиму пережить.

  • Анонимно
    19.04.2014 13:16

    портшезы нам подойдут.

  • Анонимно
    19.04.2014 13:18

    портшез/паланкин типа седан.

  • Анонимно
    19.04.2014 13:21

    Можно ездить в трамвае, в нем знакомых не встретишь. Но за сто метров до офиса партнеров или до банка необходимо поймать приличный автомобиль и попросить водителя открыть дверцу с вашей стороны.

    • Анонимно
      19.04.2014 14:14

      за 100 метров до офиса вас, выходящего помятым из трамвая, увидит проезжающий мимо в своем авто ваш сотрудник и ваши детские понты станут надолго притчей вашего офиса))

  • ЧеКа
    19.04.2014 14:13

    Продал 2 года назад ..-цатую по счету машину и принципиально не покупаю. Ежедневно до работы и обратно прохожу 5 км. плюс регулярно зимой -лыжи, летом -велосипед и прекрасно чувствую и физически и психологически..В крайнем случае по городу на ОТ или такси, а если куда за город - то выручают зять или друзья..Просто своим примером хочу сказать, если нет крайней необходимости иметь авто (далеко до работы, маленькие дети и т.д.), то советую попробовать избавиться от автозависимости (эта зависимость такая же как алкоголь, табак - просто не изучен до конца)и попробовать обходиться без него хотя бы с полгода. Уверен что когда втянетесь и у вас мировозрение изменится. На автовладельцев будете смотреть с жалостью - как на людей вынужденных в силу жизненных обстоятельств иметь авто, а на тех кто перемещается на авто из соображений престижа - как на убогих лузеров. И действительно они в душе такие.. Ну и как челябинец не могу не отметить продвинутость Казани в плане ОТ..

    • Анонимно
      19.04.2014 15:26

      Такими темпами лет через 10 тебе скажут,а че это ты лыжами снег давишь? это же природа,не трожь ее))

    • Анонимно
      19.04.2014 21:15

      Уважаю такую сознательную позицию. Приятно, что есть такие люди. Редко, но метко)

    • Анонимно
      21.04.2014 09:59

      "На автовладельцев будете смотреть с жалостью - как на людей вынужденных в силу жизненных обстоятельств иметь авто, а на тех кто перемещается на авто из соображений престижа - как на убогих лузеров. И действительно они в душе такие"Пока все точностью наоборот - с жалостью смотришь на парящихся на жаре, замерзающих на морозе, мокнущих под дождем и просто толкающихся с битком набитых автобусах пешеходов.

  • Анонимно
    19.04.2014 14:30

    Свидетельствую, что в г. Дюссельдорфе с позитивным бюджетом сносят в центре города развязку "многоножка" и заменяют ее на туннель, а на месте развязки сажают платановые аллеи

  • Анонимно
    19.04.2014 14:35

    Ошибка: ни одного вида колбасы в наших магазинах найти невозможно. У того что на прилавках только название "колбаса". А на самом деле - это инструмент по отъему денег у молодого и неграмотного населения

  • Анонимно
    19.04.2014 14:49

    Предпочтение личного авто больше всего обусловлено климатическим фактором и отсутствием нормальной пешеходной зоны во многих частях города. Когда тепло и сухо сам предпочитаю ходить пешком или ОТ, но как только дожди, ветра и снегопад, то авто.

  • Анонимно
    19.04.2014 15:30

    Мы еще не сделали многоуровневые развязки. Поэтому проще отказаться чем делать. От вертолета "на дачу" тоже откажитесь

  • Анонимно
    19.04.2014 15:36

    Удивительно,Тимур говорит что машины в Сша никому не нужны,и их никто не покупает,а статистика говорит об обратном,вот цитата "В прошлом году в США было продано 15,6 миллиона машин, по итогам 2013 года продажи легковых автомобилей в США выросли на 8 процентов, по сравнению с предыдущим, и стали самыми высокими после 2007 года"http://telegraf.com.ua/mir/usa/1011172-v-proshlom-godu-v-ssha-prodano-rekordnoe-kolichestvo-avtomobiley.html

    • Анонимно
      19.04.2014 17:47

      зачем верить статистике и своим глазам, лучше верить в бредни и рассказывать их всем.

  • Анонимно
    19.04.2014 16:57

    Автору не до нас, уехал менять резину на летнюю, чтобы с удовольствием рассекать летом на Казанских дорогах. Смешно, когда подобные статьи пишет заядлый драйвер сжигающий активно бензин

  • Анонимно
    19.04.2014 17:41

    "Владимир Владимирович, вот купил машину, но у нас в поселке нет дороги до трассы", - "А зачем тогда машину покупали?"

  • Анонимно
    19.04.2014 17:49

    пусть в детройд съездит и посмотрит кто там в квартирах жить стремится

  • Анонимно
    19.04.2014 17:50

    казанцам эти сказки все кому не лень рассказывают. не он первый

  • Анонимно
    19.04.2014 20:06

    Мне интересен другой вопрос: а как в обществе потребления отреагировали производители авто на падение спроса на их продукцию? Им же эта новая психология невыгодна!

    • Анонимно
      19.04.2014 20:17

      никак.они даже не в теме что ихняя молодежь не хочет машину.

  • Анонимно
    19.04.2014 20:31

    будет приоритет у пешехода-будут выбирать прогулкибудет приоритет у машин-люди выберут личный транспортаналогично общественный транспортвсе зависит от приоритета

  • Анонимно
    19.04.2014 23:06

    Вообще авто в России это сейчас не только понты и самоутверждение, это еще и вред самим себе. Ученые, медики не устают повторять, что человек должен в день пешком проходить хотя бы 3-5 километров. Это залог здоровья, профилактика ожирения, укрепление сердечно-сосудистой системы и оздоровление всего организма. А у нас люди не то что 3-5 километров, 300-500 метров в день не ходят! Подъезд-авто-офис-авто-подъезд. Купив машину бросают ее у подъездов, на газонах, лишь бы не идти лишние 50(!) метров. Как говорил наш мэр, если бы было возможно, заезжали бы прямо на этажи. Россия сейчас поднялась на третье месте в мире по ожирению после Китая и США, автомобиль в этом играет немалую роль. Надо менять мировоззрение, понимать что машина это не только каббала и расходы, это еще и скрытый убийца организма. Люди сами не понимают этого. Некоторые покупают дорогущие абонементы на фитнесс, часами сбрасывают свой жир на беговой дорожке в душном помещении фитнесс-центра, хотя всего то нужно отказаться от авто и ходить пешком...

    • ЧеКа
      20.04.2014 09:52

      Полностью поддерживаю вас. Когда я выше написал про автозависимость , как разновидность вредных привычек (курение, алкоголь), то как раз и имел ввиду написанное вами. Кроме того что автолюбитель становится малоподвижным,он еще ежедневно получает массу вредных веществ на дороге от выхлопных газов и плюс сжигает нервные клетки от различных ситуаций на дороге.. Если научно обсчитать - уверен что автомобиль сокращает жизнь человека больше чем курение. Поэтому я сказал что по дороге на работу и обратно я с жалостью смотрю на людей за рулем - они ежедневно ухудшают сами себе здоровье и сокращают жизнь.В тоже время я дорогу до работы и обратно использую как ежедневную 5-км. прогулку. Разумеется дорога до работы и обратно должна выбираться по улицам где слабый автотраффик и еще лучше если есть возможность идти через парки и скверы..

  • Анонимно
    19.04.2014 23:20

    Город и государство должны тратить деньги на пешеходную инфраструктуру, велоинфраструктуру, общественный транспорт, а не вбухивать в очередные развязки бешеные деньги, провоцируя рост уровня пользования личным автотранспортом. У нас этого к сожалению не понимают. Тротуаров нет даже на основных магистралях. Вот пр. Победы к Универсиаде заасфальтировали, а про тротуары забыли и забили. Уже почти год скоро будет как там нет тротуаров, их просто не доделали, не заасфальтировали. До сих пор!

  • Анонимно
    20.04.2014 08:20

    Это не мировой тренд, а просто юди учаться считать ,что выгодно.Бюджеты у всех разные.А в погоне за потреблением и улучшением инфраструктуры приходиться залазить в долги,которые сЪедают бюджет.И все потом просто надо содержать.Вот и считайте.Кто может позволить тот и содержит.

  • Анонимно
    20.04.2014 12:07

     Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая.  – говорил тот, ощупывая бок слона.Шестой мудрец в руках держал хобот слона.- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.- Нет, на веревку!- Нет, змею!- Стену!- Вы ошибаетесь!- Я прав!Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

    • Анонимно
      20.04.2014 17:19

      Белиберда какая-то. На ходу придумывали? Мудрецы не будут спорить друг с другом, а уж что такое слон и из чего состоит можно узнать по рассказу зрячего.

  • Анонимно
    20.04.2014 16:12

    Машины нужны, но не в таком режиме эксплуатации как сегодня. Человечество перейдет если успеет, на здоровый образ жизни. Пересядет на велосипед или иное устройство без мотора. Мысли автора имеют под собой почву.

  • Анонимно
    21.04.2014 08:19

    С чего же муниципалитет и ГИБДД кормиться будет, если все откажутся от личного автотранспорта???

  • Анонимно
    21.04.2014 09:29

    Покупаю дом в пригороде и личный автомобиль тут не роскошь, а средство передвижения. Удобство пригородной жизни не заменить удобством доступности городской инфраструктуры. А эти все велосипедные и прочие пешеходные темы - это просто модный нынче тренд, не более. Личный автомобиль был и остается тем инструментом, который человеку позволяет быть мобильным и независимым.

  • Анонимно
    21.04.2014 09:52

    думаю тут два типа развития может быть:либо город будет развивать пешеходные зоны, парки, велосипедные дорожки (но проблема у нас климат не тот), либо идти по-пути (который у нас не возвожен) как в фильме Спилберга "Особое мнение" где действительно Авто парковался прям на этаже здания.

  • Анонимно
    21.04.2014 12:38

    авто может быть не нужен молодому человеку, не обремененному маленькими детьми и заботой о родителях. и вообще без каких либо социальных обязательств. просто эгоисту

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль