Общество 
21.04.2014

Где нынче поезда ходят, там раньше бордели гудели

Чем жила сфера злачного досуга в Казани 100 с лишним лет назад

Доктор исторических наук и профессор кафедры историографии и источниковедения КФУ Светлана Малышева презентовала в центре современной культуры «Смена» книгу «Профессионалки», «арфистки», «любительницы»: публичные дома и проститутки в Казани во второй половине XIX — начале XX века», в которой на основе архивных материалов рассказала о мире продажной любви конца ХIХ — начала XX века. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на лекции и узнал, в частности, о том, над чем можно посмеяться при посещении парка Тысячелетия, а также о необычной версии происхождения известной татарской плясовой «Эпипэ».


.

ПОШЛИ ГУЛЯТЬ ПО МОКРЫМ УЛИЦАМ

В своих научных изысканиях доктор исторических наук и профессор кафедры историографии и источниковедения КФУ Светлана Малышева исследует казанский досуг XIX - XX веков. Среди ее работ, скажем, есть монография «Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917 - 1927)». В ходе своих исследований она пришла к идее написать книгу о самых низовых развлечениях казанского населения. А в архивах — множество информативных документов. Например, в приложении к монографии можно прочесть cписок публичных женщин, составленный Казанской врачебной управой, или изучить жалобы жителей на теневой бизнес.

Не касаясь морально или медицинского аспекта явления, Малышева изучила, как на это явление реагировало общество, полиция, культурные деятели, кто фигурировал на рынке проституции. Получилось и научно, с большим количеством статистических выкладок, и занимательно — нашлось места забавным и довольно трагичным историям.

Казань была выгодным местом для проституции. Во-первых, здесь жило много рабочих, ремесленников, студентов, словом, клиентов. А поток деревенских девиц, которые сначала шли в прислугу, а потом, обесчещенные, на улицу — это предложение. Проституткой могла стать любая девушка — ограничение было только по возрасту. Сначала — 16 лет, а позже — 18 лет (в бордели брали с 21 года). Платили им за сеанс от 20 копеек до 2 рублей. Позже самая высокая плата бралась за выезд проститутки на дом — 10 рублей. Студентов Казанского университета даже, говорят, порой премировали походами в бордель.

.

О Мокрых улицах писал Горький, о веселье на Песках — Шаляпин. Ныне это районы железнодорожного вокзала и Суконной слободы. Полтора века назад здесь располагались публичные дома. На том самом месте, где стоит фонтан в парке Тысячелетия, находился натуральный квартал красных фонарей, то есть Пески.

— Стоящий там Казан на свадебных сайтах позиционируется как фонтан семейного счастья и благополучия. И молодожены радостно кидают туда монетки, обеспечивают счастье в личной жизни. Это к вопросу о пластичности памяти: всего 100 лет понадобилось, чтобы центр официального разврата стал центром семейного счастья и благополучия. Ладно хотя бы загс на этом месте не открыли, — иронизировала Малышева.

ПРЕДЪЯВИТЕ ВАШ БИЛЕТ!

Прошло некоторое время, и ареал «веселья» проник и на территории, где располагается нынешний зооботсад и Старо-Татарская слобода. Потом жизнь борделям серьезно портили аболиционисты — так тогда называли борцов за права женщин, которые напирали на то, что публичные дома нарушают их гражданские права. Все меньше становилось проституток с «билетами» (в борделях) и все больше — с «бланками» (то есть работающих в одиночку). А сколько уж нелегально — Бог весть. В результате о каких-либо конкретных улицах порока говорить не приходилось — проституток можно было встретить везде.

Ближе к концу века каждая пятая проститутка была татаркой, что соответствовало соотношению двух основных наций в городе на тот момент. При выезде на гастроли на ярмарку их могли для прикрытия выдать замуж за сговорчивого мужчину, а после — быстро развести. Татарские музыканты играли на потребу клиентов — с этих времен пошла песня «Эпипэ», которую будто бы сочинила одна бандерша: в ней рассказывается, как хозяйка веселого дома заставляет плясать то ли дочку, то ли работницу перед гостем.

.

Малышева рассказала историю, как жители Песков в 1885 году возмущались, что «из публичных больших домов, находящихся по лицу улицы, постоянно днем и во всю ночь видны всякие безобразия, в особенности летом, то есть на открытых окнах сидят или высовываются в полунагом состоянии, ругаются с проходящими всякими сквернейшими словами, и вообще, кроме безобразия, ничего нельзя видеть, почему нам с семействами и никак невозможно жить». В частности, там располагалась и приходская Георгиевской школы казанского купца А.А. Аметевского — слишком близко к борделям. На что вскоре был получен ответ от пристава: «Находя открытие Аметевским школы на Песках при существовании публичных и других заведений неуместным, содержательницы тех заведений лично мне заявили, что в видах нравственности для учащейся молодежи они готовы нанять на свой счет помещение под школу в другом месте, лишь бы не было ее на Песках».

СОБАЧКИ СИГНАЛИЗИРУЮТ

Разумеется, революция и советская история вымыли многие воспоминания. Но Малышева заметила, что проститутки, разумеется, рожали детей. И родственники многих куртизанок явно еще живут в Казани. Вот с экскурсиями по памятным местам могут возникнуть проблемы — той столицы уже нет. Есть, однако, забавная история о Собачьем переулке, ныне это улица Некрасова. По одной версии, назвали ее в честь оврага по соседству, куда выбрасывались отходы и бегали бродячие собаки, по другой — в честь фигурок собачек, чьи радостные морды, выглядывающие из окон, служили секретным приглашением клиентам.

.

Разумеется, у Малышевой спросили, как она относится к легализации проституции.

— Мне кажется, с ней надо бороться, — ответила профессор. — И пойти по тому пути, который выбрали Скандинавия, Франция — наказывать не проституток, а тех, кто потребляет их услуги.

Также Малышева рассказала, что несколько лет назад к ней обращалась студентка, которая собиралась писать исследование проституции современной: у той, оказывается, был знакомый владелец борделя, а все «девочки» были готовы дать интервью. Правда, потом исследовательница пропала. Сама преподавательница идти дальше не собирается — есть и другие книги на эту тему.

«БИЗНЕС Online» планирует опубликовать несколько фрагментов этой монографии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.04.2014 08:51

    о списке публичных людей мне понравилось.

  • Анонимно
    21.04.2014 09:06

    Решила деньги сделать на грязной теме....В советское время было стыдно даже разговаривать на эту тему,не то что заниматься...Она бы лучше подняла вопрос:Почему не закрывают сайт барделей в нашей республике? Или это законно?

  • Анонимно
    21.04.2014 09:18

    Наконец-то, дождались...Весьма важная тема в духе нашего времени! Респект и уважуха!

  • Анонимно
    21.04.2014 09:22

    Думаю, что правильно, что об этом пишет видный ученый, а не какой нибудь любитель клубнички.Нашу историю надо знать во всех подробностях.Кстати на западе это сейчас регулируемая и вполне легальная отрасль экономики, а точнее сексоносики, кажется если не ошибаюсь у них даже профсоюз есть и пенсии они получают. Мы как всегда отстаем,все это пущено на самотек, хотя объявлений на стенах полно.Судя по книге до революции эта отрасль государством контролировалась, по крайней мере в медицинской сфере.Сейчас тоже делаются попытки, в Питере даже хотят полицию нравов ввести.Боюсь, только снова получится по принципу "Хотели как лучше".Кстати покровительницей тружениц этого направления считалась святая Магдалина, которая на раннем этапе своей биографии до встречи с Христом тоже трудилась в этой сфере. Поэтому в России и других странах для наставления на путь истины этих женщин существовали приюты "Св.Магдалины". Очень хорошо, что БО опубликовал этот материал

  • Анонимно
    21.04.2014 09:45

    Подскажите где купить книгу? За ценой не постою.Тема актуальная и сейчас, то мы все кричали на весь мир , что секса у нас нет.А сейчас этих тружениц экспортируем и импортируем.Кстати это важная часть дохода ОПГ и "крышующих" его силовиков. Сужу по многим публикациям в том, числе и в БО. Интересно,что в старой России медицина держала это под контролем, а ведь тогда еще не было СПИДА. Хотелось что бы БО взял интервью на эту вполне актуальную тему у кого либо из боссов медицины.

  • Анонимно
    21.04.2014 09:52

    Книгу прочитал. Очень интересная и вполне научная. Особенно привлекут внимание списки женщин занимавшихся этим легально, да еще имея на руках "желтый диплом". Думаю, многие начнут выяснять нет ли в них имен своих прабабушек и пра пра...

  • Анонимно
    21.04.2014 10:05

    Товарищу сообщившему, что у нас есть сайт борделей.Как его найти? Не подумайте чего нибудь, токмо любопытства ради и не более того.

  • Анонимно
    21.04.2014 10:08

    Cписки клиентов?

  • Анонимно
    21.04.2014 10:39

    Книгу можно приобрести в магазине "Смена" и в Институте истории КФУ на Левобулачной (на 3 этаже)

  • Анонимно
    21.04.2014 10:39

    Книга продается на кафедре историографии и источниковедения института истории КФУ, на Булаке, там где раньше был иняз пединститута, Левобулачная, 44. А также автор оставил книги для продажи в галерее "Смена". Цена - 200 руб.

  • Анонимно
    21.04.2014 10:54

    SKR Похоже тем для исследования не осталось??? Спустились до бытовухи

  • Анонимно
    21.04.2014 11:21

    Аристократичному СКРУ. Про вождей и генсеков книг и мифов пред пруди, а то, что презрительно назвали бытовкой это жизнь со всеми ее светлыми и темными сторонами.Очень хорошо, что историки изучают повседневность, а это ее часть.Мнем например интересно было бы узнать чем занимались в свободное от работы, службы и учебы время рабочие, чиновники студенты.А то ведь раньше все писали, что они только о сходках и листовках думали. Да и капиталисты разные были. Вон те же Алафузовы в Казани не только о прибыли заботился, а Шамов какую больницу построил.Ну ,а те заведения которые описаны народ тоже не обходил.В детстве в доме СК моим соседом был старик который работал там вышибалой, он был лет под 80,а любого мужика запросто с ног валил одной рукой.

  • Анонимно
    21.04.2014 12:00

    Подскажите а где находится Смена???хочу приобрести эту книгу!почаще бы выходили в свет книги о Казани, о жителях города(известных и не очень известных), об истории улиц и т.п.

  • Анонимно
    21.04.2014 12:38

    Как-то странно, что все хвалят книгу о борделях. Как можно не имея точных данных, а только "будто -то бы какая-то бандерша заставляет плясать то ли дочку,то ли работницу плясать пнред гостем"? Автор хоть перевод текста песни читала? Или просто появился псевдонаучный повод уколоть татар? А куда смотрит наше министерство культуры,что разрешило издать такую книгу? А 80% женщин -работниц борделей были русскими? Книгу обязательно надо проверить на предмет очернения и унижения татар.

  • Анонимно
    21.04.2014 12:40

    "Но Малышева заметила, что проститутки, разумеется, рожали детей. И предки многих из них явно еще живут в Казани." Автор перепутал предков с потомками?

  • Анонимно
    21.04.2014 13:51

    Обиженному"татарину". Вы, что в списках свою прабабку, что ли нашли? Отсюда и такой истошный крик проверить, чуть ли не ФСБ подключить.Книга вполне серьезная,профессия эта вполне интернациональная, есть там не только русские но и татарски и еврейки, мещанки и крестьянки, солдатки и дворянки.Успокойтесь. Если даже ваша прабабка в списках есть, то ничего зазорного в этом нет, да никто об этом не узнает, если сами не будете трезвонить.Надо быть благодарным автору, что на фоне разных эротических рассказов и порнофильмов появилось наконец научное исследование.Конечно те кто по названию ожидал прочитать что нибудь "этакое" будут разочарованы.Но любители клубнички могут ее получить в других книжках, да и в интернете.

    • Анонимно
      21.04.2014 15:55

      А ваша прабабка уж не та ли самая бандерша, якобы сочинившая песню "Эпипэ"? Почему народной песне надо приписать ничем не подтвержденное бордельное происхождение? Кстати, бандерши сами бывшие труженницы борделя. Кстати,если умеете считать,то могли бы вычислить, что их дети как раз и погибли на войне. Ну вам это неинтересно,вы из понаехавших и коренных жителей вам не понять.

  • Анонимно
    21.04.2014 14:02

    неужел перечень научных тем исчерпан.Зачеи реанимировать зло и грязь? Чтобы совеременная путана притыкала обширным историческим прошлым?

  • Анонимно
    21.04.2014 14:32

    " совеременная путана притыкать" этим не будет. Она такие книжки не читает. А нам нужно знать прошлое и написана книга для вполне разумных людей стремящихся узнать о прошлом правду.Так то вот господин обидчивый.А то начали уже идеализировать прошлую Россию, чуть ли не сплошь из святых мужей и дев состояла.Кстати вот такие обидчивые в давние времена Толстого за Каренину упрекали в пропаганде блуда.А заодно и РПЦ анафеме предала.

  • Анонимно
    21.04.2014 14:59

    Вторая Малышева подстать первой...

  • Анонимно
    21.04.2014 15:04

    Хорошо, что казанские авторы пишут о нашем городе. Казань - многранна и многослойна. По разным причинам о многих ее секретах мы понятия не имели. Что естественно, то не безобразно. Куплю книгу Малышевой, поставлю рядом с двухтомником "Бандитская Казань". Это тоже наша история, написанная профессионалами

  • Анонимно
    21.04.2014 15:56

    А ФСБ все же стоит проверить эту книгу на предмет разжигания вражды и ненависти к татарам.

  • Анонимно
    21.04.2014 16:59

    Что это за жанр такой который любую мерзость выдает за культурное наследие? Малышевой мало того, что она вытащила на свет самые позорные страницы истории города: с торговлей детьми и сифилисом. Вы в курсе что в рабочих районах народу каждый год умирало в 2 раза больше чем появлялось на свет детей, и что их и их сверстников из вечно голодающего поволжского села продавали в бордели? Ах как мило - целых 20% татарок, как это прелестно и толерантненько. А как складывалась судьба у этих женщин, которые из-за сифилиса и гонореи не доживали в массе до 30 лет. Об этом почему не рассказала на презентации г-жа доктор наук? Мое впечатление, что она выводы делает не столько на историческом материале, сколько высасывает из пальца. Известно, например, что публичные дома были по всему городу, а не только на современной Дегтярной улице. Эпипэ и Собачья улица - это просто бред собачий. Вроде бы на злобу дня написано, а ощущение, что какие-то бюджетные средства осваивали, да недосвоили. Торговля на этой теме - она сродни проституции, то есть у нас сейчас жизнь лядская, и деды наши так жили, так что чево рыпаться-то.

  • Анонимно
    21.04.2014 17:05

    Предлагаю проверить типа внесшего такое предложение на предмет психического состояния. Учитывая, что это аноним и обижаться не имеет права назову его предложение типичным бредом шизофреника.Рекомендую ему написать заявление в ФСБ, прокуратуру, общественную палату и другие органы. Там анонимки не рассматриваются и тогда легче будет установить личность и отправить его на лечение.А может это у него просто весеннее обострение.Но может быть это шутка. Тогда надо было в конце добавить, как это делал Никулин - Шутка!!

    • Анонимно
      21.04.2014 17:49

      Кстати,сами шизофреники не осознают, что они больны, зато любят других называть шизиками .И ваша чрезмерная веселость как-то уж очень смахивает на симптом весеннего обострения этой болезни. А книгу на предмет разжигания татарофобии все же надо проверить. Если бы ее в действительности там не было, вы не ложились бы грудью на амбразуру защищая эту якобы историческую поделку.

  • Анонимно
    21.04.2014 17:46

    В ответ на негодующий вопль о том, что в книге вытащены эти мерзости.Я благодарен автору, известному ученому за то, что она показала всю эту мерзость прошлого.Я еще раз благодарен своим дедам за то, что они установили советскую власть которая со всем этим покончила.А то в последнее время разного рода либерасты хронически пинают советское прошлое, а один в Казани даже памятник Ленину предложил убрать.Будем благодарны советской власти за оздоровление общества.Вот на какие мысли наталкивает эта очень нужная книга.Она зеркало на которое нечего пенять, а дальше отношу концовку пословицы к недовольному книгой.А может быть у него прабабка и содержала такое заведение и ему не хочется , что бы люди знали , что это такое.Еще раз благодарю БО за этот материал - предупреждение особо рьяным разоблачителям советского прошлого.

    • Анонимно
      21.04.2014 18:08

      Так предкам этих либерастов вам и надо быть благодарными за то, что развалили страну, захватили в ней власть и установили советский строй. Дело не в смаковании бордельной жизни, а в оскорблении татар и их народной песни. Так что не уводите спор от очевидного факта. А БО надо быть осмотрительными ,выбирая материал для публикации. Ну нельзя же живя в нац.республике оскорблять ее народ . Или это ваша цель?

  • Анонимно
    21.04.2014 18:00

    Модератор.Прошу обязательно опубликовать мою оценку заявления этого типа, что книга спекуляция на теме.Может быть у него на само деле прабабка содержала бордель и он недоволен разоблачением этой профессии.Тема не может быть грязной. Грязным может быть подача материала. В книге я вижу именно научный подход предупреждение. Она не агитация за советскую власть, а косвенный призыв оценить, все, что было сделано в первые годы советской власти для прекращения этой сексономики. Еще раз благодарю БО за эту публикацию.С автором не знаком, но слышал, что это ученый пользующийся признанием не только в РФ но и за рубежом.И появление таких гнусных оценок без реакции на них недопустимо.

  • Анонимно
    21.04.2014 18:17

    По логике типа обвиняющего автора в разжигании татарофобии, ее скорее надо обвинить в разжигании русофобии, ведь 80 процентов работниц сексуальной отрасли не татарки. Но такая бредовая мысль никакому русскому маршу в голову не придет.А вот татарскому нацику она очень понравилась.Хотя не уверен, что это пишет татарин. Наверное просто правнук содержательницы борделя, который косит под татарина.Кстати говорил о книге с моими друзьями татарами, никому в голову такая мысль не приходит. А один сказал, хорошо, что всего 20 процентов татарок, очевидно тут срабатывало тогдашнее религиозное воспитание.

    • Анонимно
      21.04.2014 19:17

      Молодой человек, женщин на панель во все времена толкала нищета и голод, а не дурное воспитание. В наше время - да, тяга к красивой жизни, но не надо смешивать прошлое с сегодняшним днем. Сейчас нам и бордели не нужны. Раньше купеческие сынки ходили по борделям, а сейчас для этого существуют "ночные клубы". Судя по последним комментариям, книга действительно нашла своего читателя. Профессор добросовестно порылась в архивах, выгребла оттуда кучу нечистот и без особого осмысления выбросила читательской аудитории. А те делают соответствующие своему моральному развитию выводы.

  • Анонимно
    21.04.2014 20:37

    Человеку попытавшемуся дать оценку книги. Полностью согласен с тем, что каждый воспринимает ее соответственно своему моральному и интеллектуальному уровню.Некоторые уточнения после прочитанного в книге. В заведения ходили не только купеческие сынки круг потребителей сексуальных услуг был гораздо шире.Автор не вытаскивал грязь а показал разные стороны этого социального зла. Нельзя сводить появление женщины "на панели" только голодом и т.п. Все намного сложнее, возьмите современную секс индустрию на западе.Там у них даже профсоюзы есть. И наконец зачем вы так оскорбительно о ночных клубах? Что же касается современных форм таких услуг почитайте многочисленные объявления в рекламных газетах о посуточнои и даже почасовой сдаче квартир. Это вам ничего не говорит?И последнее автор весьма правдиво пишет о печальном завершении карьеры большинством тружениц этой сферы.Но бывали и счастливые исключения, поднакопив денег некоторые становились матерями и женами.Очень хорошо, что автор сделал научный анализ этой сферы.Ну, а вычитывает каждый то, что ему ближе и приятнее.Один приплел тут даже национальный вопрос, да еще намекнул БО, что он способствует разжиганию розни. Ну ведь племя провокаторов неистребимо. А то, что тема актуальна и сейчас вы и так знаете. Отсюда и различные предложения от разрешения официально контролируемых домов терпимости и до учреждения полиции нравов как предложил депутат питерской гордумы.

  • Анонимно
    21.04.2014 21:20

    Эпипэ относится к разряду татарского национально-культурное наследия! К Малышевой претензий не имею, а вот Радиф Кашапов, кто собственно подготовил этот пост, проявил себя не политкорректно!

  • Анонимно
    21.04.2014 23:26

    Мужик бы на такую тему книгу не писал бы.

  • Анонимно
    22.04.2014 06:08

    Внимательно прочитал книгу и комментарии к ней. БО сделал очень полезное дело. И в основном вменяемые люди одобрили это. Но как всегда таким событием воспользовались провокаторы которым и автор и книга и БО не нравится. Грозятся даже в ФСБ заявить, ладно еще не в Брюссель.Полагаю, что БО главное сделал привлек внимание к нужной книге.Но обещанную публикацию фрагментов книги считаю ненужной.Во первых фрагменты они и есть фрагменты, а главное не надо давать повод для дальнейшего стеба, где каждый "стебатор" исходит из собственных и далеко не самых чистоплотных интересов.И не надо упрекать за пост Кашапова, он весьма корректен. А книгу пусть покупают и читают,пока она не разошлась.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль