Общество 
21.04.2014

Валерий Гергиев: «Мы привыкли к мысли, что с казанскими музыкантами надо общаться»

Пасхальный фестиваль-2014: звуки скрипки израильско-американского виртуоза, приглашение казанского оперного театра в Мариинку и другие преимущества давней дружбы с маэстро Гергиевым

Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева проходят два концерта традиционного Пасхального фестиваля Валерия Гергиева, который стартовал накануне в большом зале московской консерватории. Главной «фишкой» нынешнего сезона стал приезд в столицу РТ скрипача-виртуоза из Израиля Пинхаса Цукермана. О том, чем отличается нынешний Пасхальный фестиваль от предыдущих, какое отношение к его проведению имеет Иммануил Кант и услышит ли Казань одну из крупных музыкальных драм Вагнера, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».


.

ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО ВЛАДИВОСТОКА

Сегодня в ГБКЗ им. Сайдашева проходят два концерта Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. А вчера в Москве «главный проект» Валерия Абисаловича был торжественно открыт в большом зале консерватории. В программе праздничного концерта были сюита из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Прометей» («Поэма огня») и «Поэма экстаза» Скрябина, вокальный цикл «Детская» (оркестровка Щедрина) Мусоргского. Исполнители — «хрустальное сопрано» Мариинского театра Анастасия Калагина, друг и постоянный участник фестиваля, виртуозный пианист Денис Мацуев, уникальный трубач, солист оркестра Мариинского театра Тимур Мартынов, капелла мальчиков нижегородского хорового колледжа им. Сивухина, московская хоровая капелла мальчиков, симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер — Гергиев.

Нынешний фестиваль — беспрецедентный по своей протяженности. Он охватывает территорию страны от Калининграда до Владивостока. И хотя официально его открытие прошло в первый день празднования Пасхи в Москве, еще до этого фестивальные концерты смогли посетить любители классической музыки в Калининграде и Мурманске. 15 апреля Гергиев и его оркестр дали два выступления в Калининграде: дневной благотворительный концерт Брасс-ансамбля Мариинского театра под управлением Гергиева для военнослужащих и их семей в Доме офицеров Балтийского флота, затем, в этот же день, концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева в Кафедральном соборе с участием одного из величайших скрипачей последних десятилетий Пинхаса Цукермана. На другой день состоялся благотворительный концерт Брасс-ансамбля Мариинского театра под управлением Гергиева в Североморске на сцене дворца культуры «Строитель» для военнослужащих и учащихся музыкальных школ ЗАТО и концерт «Страдивари-ансамбля» под управлением Цукермана во дворце культуры им. Кирова в Мурманске. Завершил выступления на Кольском полуострове концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева.

Накануне вечером Гергиев и его команда сели в специальный поезд, который довезет их до Владивостока с остановками в городах, где намечены концерты. Первая остановка — у нас в Казани. Всего музыканты проделают 30 000 километров по стране. Надо признать, что это — беспрецедентная акция, которую подпитывает бешеная энергетика Валерий Гергиева.

«С КАЗАНЬЮ СВЯЗЫВАЮ МНОЖЕСТВО ПРОЕКТОВ»

В полдень поезд прибыл в столицу РТ. На 14:00 была намечена пресс-конференция Гергиева в ГБКЗ им. Сайдашева, которая была отменена, и лишь в 16:00 состоялся подход Валерия Абисаловича к прессе. Журналисты ждали дирижера два часа...

Гериев вышел уже во фраке, его сопровождал друг юности, главный дирижер ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов. Оба они выпускники Ленинградской консерватории, ученики великого дирижера Ильи Мусина.

— Я смею надеяться, что мы друзья, мы привыкли к мысли, что с казанскими музыкантами надо общаться. С вашим оперным театром и с ГСО РТ я связываю творческие планы. Причем не только мое пребывание в Татарстане, но и их приезды к нам. Это могут быть и спектакли, и концерты. У нас, например, есть абонемент уральского оркестра, это связано с тем, что я 22-летним студентом работал вторым дирижером в свердловской филармонии. Сейчас мне как-то показалось, что было бы очень здорово, если бы уральский оркестр у нас выступал. Такая форма работы очень приживается. В Петербурге есть большой интерес к этим выступлениям, и под моим управлением оркестр играл, и под управлением своего главного дирижера. Я уверен, что приезд ГСО РТ под управлением Александра Сладковского, а я с ним уже говорил, вызовет интерес. Чуть сложнее с приездом спектаклей, потому что это дело намного более дорогостоящее, но это тоже надо делать. Театр в Казани очень сильный, а мы с главным дирижером Ренатом Салаватовым однокашники, так что нам не нужно что-то предварительно узнавать друг про друга, мы можем просто говорить по делу. Хочу, чтобы и Ренат у нас в театре дирижировал, и с театром приезжал, и показывали лучшие спектакли. Мне кажется, это совершенно естественно и даже необходимо. Мариинский театр — это сегодня три площадки, и все три качественные и на очень хорошем уровне технического и акустического обеспечения, — ответил Гергиев на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Оnline» по поводу проектов, связанных с Казанью.

Два концерта в Казани сегодня — это концерт «Страдивари-ансамбля» Мариинского театра и концерт симфонического оркестра театра, в том и другом случае за дирижерским пультом будет Гергиев. «Фишка» вечернего концерта — уникальный скрипач Цукерман.

— Вы сегодня услышите виртуоза — Пинхаса Цукермана. Почти 50 лет назад, совсем юным он заявил о себе на весь мир и с тех пор продолжает оставаться одним из лучших, ярчайших инструменталистов пяти или шести поколений. Цукерман в 13 лет приехал в Нью-Йорк из Израиля и стал очень быстро «звездой» и продолжает ей оставаться, он вчера потрясающе играл в Москве, играл в Калининграде и других городах. Это довольно-таки большое путешествие для музыканта, незнакомые для него еще города. Мы играли в соборе, где рядом похоронен Иммануил Кант, великий философ, один из вдохновителей симфонического цикла Бетховена, например. Мы чувствовали себя очень здорово в этом соборе, когда играли там немецкую музыку. Сегодня Калининград — это Россия, но история Кенигсберга помнит великие немецкие имена, и правильно, что мы играли там программу Брамса, — рассказал Гергиев журналистам.

.

Что касается отношений с Казанью, к которым Гергиев вернулся, он повторил, что воспринимает контакты с казанскими музыкантами как очень дружеские.

— У нас выбор немаленький, мы можем многое привезти. Вы уже слышали и Анну Нетребко, и Ольгу Бородину, и Ильдара Абдразакова — это мои воспитанники. Все они начинали у меня студентами. И другие наши артисты могут в Казань приезжать. Может быть, стоит подумать, чтобы исполнить в Казани одну из крупных музыкальных драм Вагнера. Может быть, это будет «Лоэнгрин», может быть, это будет «Тристан», может быть, «Парсифаль». Может быть, вообще стоит приехать на три дня и дать два спектакля. Не знаю, возможно ли в Казани показать цикл «Кольцо Нибелунгов», но публика ему, я уверен, будет рада. Пока не знаю, возможно ли это Казани чисто технически. У нас сейчас грандиозный новый театр. Его масштабы, наверное, превосходят Metropoliten Opera, — поделился планами Гергиев. Он так же отметил, что Казань прочно находится среди городов-лидеров по культурной политике.

В это время зрительный зал ГБКЗ был уже переполнен публикой, пришедшей на первый фестивальный концерт. Гергиев попрощался с журналистами и отправился к дирижерскому пульту.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2014 05:08

    //Я уверен, что приезд ГСО РТ под управлением Александра Сладковского, а я с ним уже говорил, вызовет интерес// - Что Вы, его в Питере освистают. Он работал уже там с оркестрами Консерватории и Михайловского театра, нигде не прижился. И в Казани наломал дров, если иметь в виду судьбы музыкантов. Но здесь с ним носятся, как туземцы с писаной торбой.

    • Анонимно
      22.04.2014 15:23

      Вы ошибаетесь, Сладковский работал только с учебным оркестром консерватории. Со студентами. В Михайловском он никогда не дирижиповал - не допускали. Он вообще не работал никогда ни водном театре. Согласен с вашей оценкой и с "писаной торбой" тоже. Его конек - отвязной пиар. Но с таким-то бюджетом им можно заниматься...

      • Анонимно
        22.04.2014 17:47

        А что сделали все местные музыкальные деятели в новейшей истории ДО Сладковского? Сидели и в носу ковыряли? Так им никакие деньги не помогли бы. Завидовать человеку, который делает что-то лучше,чем ты - ГЛУПО. Уймитесь и займитесь делом.

        • Анонимно
          22.04.2014 23:44

          //А что сделали все местные музыкальные деятели в новейшей истории ДО Сладковского?// - Оставляю на Вашей совести Ваши "вносу ковыряли", свой базарный жаргон попридержите при себе. Считаю Ваши высказывания оскорбительными. Государственный симфонический оркестр Татарстана при Натане Рахлине дважды становился лауреатом Всесоюзных конкурсов и дважды Всероссийских конкурсов. С начала 70-х годов он уже по праву считался одним из лучших оркестров страны. И после Рахлина с оркестром работали выдающиеся дирижеры Равиль Мартынов, Сергей Калагин, Фуат Мансуров. С чего Вы взяли, что "им никакие деньги не помогли бы"? В том-то и дело, что достались им не самые денежные времена. Накануне своей смерти (где-то за месяц) на площади Свободы мне встретился покойный Фуат Мансуров в весьма расстроенных чувствах, он чуть ли не со слезами на глазах стал рассказывать, как его третируют в Казани, как тогдашний министр культуры РТ г-жа Валеева отказывает ему в приеме. А ведь это был великий дирижер и великий сын татарского народа. Мне нет причин завидовать г-ну Сладковскому, я простой любитель музыки, не пропускавший ни одного концерта ГСО Республики Татарстан с первых дней его существования. Тут правильно написали: "Его конек - отвязной пиар. Но с таким-то бюджетом им можно заниматься...". А, как дирижер, в своей профессии он ничего выдающего не демонстрирует, на мой взгляд, обычная машинерия. Меня расстраивает другое, с его приходом загибается музыкальная культура татарского народа. Вот, заплатив 10 миллионов долларов, записали "Антологию музыки Татарстана", дескать, на самой "Сони мюзик", и это выдают за некое личное достижение г-на Сладковского. Да за такие деньги "Сони мюзик" кого-хочешь запишет и в какой-угодно каталог включит. Я уже не говорю про неприличную протекцию своим друзьям, включенным в эту антологию и не имеющим никакого отношения к Татарстану и его его музыкальной культуре. В эту антологию включили и вовсе скандальное произведение "В стане Тамерлана", оскорбляющее историческую память татарского народа. Правитель Самарканда Тамерлан пришел с нашествием в Поволжье и вырезал все его население. Это послужило причиной гибели государства наших предков - Золотой Орды. Как любитель музыки, могу сказать, г-н Сладковский никогда не включает в концертные программы татарскую музыку. Он не любит и не умеет ее играть, это видно по упомянутой антологии. Между тем, высокая культура татарского народа - важнейший институциональный элемент государственности Татарстана. Жаль, что этого не понимает руководство Республики.

  • Анонимно
    22.04.2014 08:45

    А мы думали , что главной фишкой станет выступление Аиды Г. Но слава богу пронесло.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль