Общество 
3.05.2014

Александр Муньков: «Предприимчивые татарстанцы уходят в другие регионы»

ВЛАДЕЛЕЦ НЕБОЛЬШОЙ ФИРМЫ, ПОПЫТАВШИСЬ НАЧАТЬ БИЗНЕС В РТ - О ПРИЧИНАХ, ПОЧЕМУ ЕМУ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИШЛОСЬ ПЕРЕВЕСТИ ЕГО В СОСЕДНЮЮ РЕСПУБЛИКУ

С малым бизнесом в Татарстане сложилась противоречивая. ситуация. Об этом на своем опыте знает собственник ООО «ВторРесурсы» Александр Муньков. По его словам, немало предприимчивых татарстанцев, особенно из сферы производства, смотрят на другие регионы. И сам тоже, не получив никакой поддержки, в том числе по программе «Лизинг-грант», вынужден был разместить свое производственное предприятие в Марий Эл. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он объясняет, чем сманивают татарстанских предпринимателей другие регионы.

.
Александр Муньков

АБСОЛЮТНО НИКАКИХ СОВМЕСТНЫХ РИСКОВ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ БАНК РАЗДЕЛЯТЬ НЕ ХОЧЕТ

Хотелось бы высказать свое, достаточно негативное мнение по отношению к условиям бизнеса, в частности к производственному, в Татарстане. У нас очень много говорится о поддержке малого бизнеса, о том, что им надо активно заниматься, вовлекать молодежь в предпринимательскую деятельность, поддерживать отечественного производителя и т.д. К сожалению, реальная ситуация не так радужна и однозначна.

Наше предприятие — ООО «ВторРесурсы» — занимается переработкой ТБО (ПЭТ). Изначально данный вид бизнеса я начинал с партнером, которого очень долго искал. В итоге существенная часть денег была потеряна, и тот бизнес существует теперь без меня. К счастью, мне удалось заработать в торговле. Так как у меня оставались наработанные контакты, навыки и опыт, — решил вернуться в переработку ТБО, но теперь уже самостоятельно. После титанических усилий удалось получить оборудование в лизинг, т.к. без каких-либо существенных недвижимых залогов ни один банк кредитовать не хотел: «оборудование стоит 7 млн., дайте залог на 5 млн., так как 30% первоначальный взнос».

.

То есть банк или лизинговые компании страхуются по полной, на всю сумму. Абсолютно никаких совместных рисков с предпринимателем банк разделять не хочет. Примерно то же самое банк говорит про оборотные средства: «Мы вас поддержим, но через полгода, когда будет хороший оборот». Просто отлично! Зачем мне банк потом, когда бизнес будет в положительной динамике?.. Это уже развитие бизнеса, это другая история! Но и здесь требуются залоговое обеспечение, так как оборудование якобы не ликвидное. сэс То есть производство является неликвидным для банков. А в крупном бизнесе, как известно, выдаются огромные суммы лишь под госгарантию... В итоге все-таки мне повезло и удалось договориться с одной из лизинговых компаний на меньший залог, и оборудование было закуплено.

«ЛИЗИНГ-ГРАНТ» ИЛИ ИГРА В «КОСТИ»?

Обращался на «Лизинг-грант» с целью возместить первоначальный взнос. Дважды отказали. Первый раз — по формальному признаку (хотя вроде бы создан ЦПП при минэкономики РТ как раз для того, чтобы не было отсева по формальному признаку). Второй раз — по решению членов комиссии, хотя прозвучали ответы на все вопросы и даже получил одобрение некоторых членов комиссии. Видимо, окончательное решение принимается игрой в «кости» или еще как-то.

.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ТАТАРСТАНЕ И В МАРИЙ ЭЛ — НЕБО И ЗЕМЛЯ

После всех своих мытарств я принял решение разместить производство в соседней республике Марий Эл. Почему? Условия и отношение к производству, да и вообще к бизнесу, здесь и там — небо и земля. Там предлагают любые условия — только работай, создавай рабочие места. Абсолютно бесплатно были подведены коммуникации(!) в виде централизованной канализации(!) и подключение к водопроводу. Арендная плата составляет 50-60 рублей за кв. метр и начинается с момента завершения работ и плюс месяц бесплатно. У нас же аналогичное помещение стоит в среднем 150-200 рублей за 1 кв. метр. За 1000 квадратных метров сумма будет сопоставима с лизинговыми платежами. И очень часто собственники просят плату за аренду вперед, за несколько месяцев, пока еще даже не началась работа. Что же касается технопарков — там аналогичная ситуация + надо платить отдельно за въезд каждой фуры, и не все парки пускают подобное производство.

Также стоит отметить про сложную ситуацию в Казани с арендой и необходимыми подключениями к сетям. Чтобы запустить небольшое производство или мини-пекарню требуется номинальная мощность, скажем минимум 15 кВт. А практически во всех домах и помещениях первой линии и не только, установлено ограничение управляющей компании на весь дом. Чтобы переподключиться напрямую на сетевую компанию, необходимы соответствующие тех. задания, согласие большого количества инстанций. В свою очередь арендодатели ждать не хотят, просят деньги вперед и т.д. Получается замкнутый круг. Никто не говорит, что это невозможно, просто это отнимает очень много времени (до нескольких месяцев) и нервов.

.

ПОКА ЕЩЕ НЕ ВСЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ УЕХАЛИ ИЗ ТАТАРСТАНА...

В итоге вывод — если хочешь развивать производство, рассчитывать можно только на собственные силы. Что хотелось бы отметить, — Торгово-промышленная палата РТ, наверно, единственная организация, которая пытается позитивно влиять на развитие производственного бизнеса. Это мое чисто субъективное мнение, членом ТПП я не являюсь.

Совокупность этих факторов, к сожалению, говорит о том, что в действительности с малым бизнесом в РТ очень тяжелая ситуация. И предприимчивые татарстанцы, особенно из сферы производства, уходят в другие регионы.

.

Правительство активно занимается поддержкой крупного бизнеса, помогая предприятиям, некоторые из которых не могут существовать без госденег. Очень бы хотелось, чтобы у нас реально повернулись лицом и к малому бизнесу. Пока еще не все уехали. Ведь речь идет о фундаментальных основах, об инфраструктуре. Если нет инфраструктуры и не созданы условия, аналогичные тем, которые созданы в соседней республике, — о каком малом бизнесе и тем более производстве может идти речь? Какой смысл говорить о поддержке?

Все это сказано не для того чтобы полностью очернить ситуацию, а для того, чтобы был стимул у людей, принимающих решения. Чтобы в нашей республике отношение к предпринимателям менялось в лучшую сторону. Считаю, что предприниматели — основа экономики и последняя надежда России. Нужен нацпроект по развитию производства, да и предпринимательства в целом.

Александр Муньков

Справка

Александр Муньков родился 24 апреля 1988 года в Казани. Закончил ТГГПУ (ныне КФУ). Специальность — учитель информатики и английского языка.

Собственник ООО «ВторРесурсы», предприятия, которое занимается переработкой твердых бытовых отходов (пэт-бутылок). Конечный продукт флекс — из него крупные заводы делают полиэфирное волокно, геотекстиль, синтепон.

Раньше занимался торговлей. Планирует еще одно направление бизнеса — открыть пекарню с собственным торговым знаком «Нечкэбиль», для нее уже заказано оборудование.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.05.2014 09:03

    Молодец Александр !!! Возродил бизнес с нуля после неудачи и уже готовит новое направление.
    так держать !!!
    Сам я тоже бизнесмен с опытом почти 20 лет и тоже подумываю о Кировской области или МариЭл.
    Совсем нет нет никакой поддержки в РТ одни упрёки и проверки а люди хотят получать зарплату сопостовимую с Москвой или Московской обл...

  • Анонимно
    3.05.2014 09:05

    Как то не увязывается с официальной кабминовской информацией

  • Анонимно
    3.05.2014 09:25

    Насколько я знаю, когда в нашей фирме брали оборудование по лизиг-гранту, то пришлось посредникам доплачивать 10% от суммы гранта "за подготовку документов"

  • Анонимно
    3.05.2014 09:35

    Очевидно, что это правило объективной закономерности. Если на какой-то территории много инициативных и амбициозных людей, то их много во всех сферах - предпринимателях и чиновниках. Ведь не для кого не секрет, что у нас в Татарстане по сравнению с другими (в.т. соседними регионами) большее количество пассионарных людей, желающих выбиться в передовики и преуспеть. Вот и выходит, что желающие успеха предприниматели попадают на "желающих успеха" чиновников - земляков. А тут уж начинает действовать житейский закон - по-свойски и по-знакомству получается всегда дольше и дороже, а главное в конце концов обязательно все перессорятся. Наверно поэтому и появляются вот такие региональные бизнес-диссиденты.

    • Анонимно
      3.05.2014 10:21

      Уважаемый, Вы бы лучше сказали проще: в татарстане есть негласный разрешительный документ - "А мне??"

  • Анонимно
    3.05.2014 09:42

    Поддерживают только Вамины...Золотые колоса..и прочие "аналоги"..

  • Анонимно
    3.05.2014 10:09

    Надо сделать нац задачей повысить уровень предпринимательства в республике на качественно новый лад! Вообще предприниматели это драйверы экономики так как у этого класса масса идей и желания работать! В отличие от крупных монополистических "монстров" которые сидят на гос. заказах и тд! И вприпципе ничего менять не хотят!

  • Анонимно
    3.05.2014 10:19

    Александру респект. Правда-матушка как она есть.

  • Анонимно
    3.05.2014 10:22

    МолодецТак держать

  • Анонимно
    3.05.2014 10:28

    все точно так и очень много поддерживающих организаций, но поддержки нет. одни конференции, совещания и тд.

  • Анонимно
    3.05.2014 10:45

    В Марийку без вариантов. Здесь сплошной гемор с чинуками.

  • Анонимно
    3.05.2014 11:28

    Не секрет, отсюда многии бегут в Самару в том числе.

  • Анонимно
    3.05.2014 11:47

    А все-таки ,где автор работает? У нас или там где зарегистрировал предприятие?

  • Анонимно
    3.05.2014 11:57

    Аппетиты и амбиции в Казани больше, чем в соседних регионах, вот и условия для МСБ хуже..

  • Анонимно
    3.05.2014 12:15

    Да вы че?! Кто на костях то сейчас работает. Таро и хрустальный шар. Сам видел. Статья типично заказная

  • Анонимно
    3.05.2014 12:22

    Пожалуйста, вперед в Марий Эл или Кировскую область, если там лучше. Там тоже нужны предприниматели. Работайте там, чего жаловаться-то, если там лучше. Это ведь правильно, нельзя всем работать здесь. Не получается или не фартит, то туда, где все хорошо.

  • Анонимно
    3.05.2014 12:38

    Пока в республике есть нефть, малый бизнес будут поддерживать только на словах. Зачем нашим баям конкуренты? А соседние регионы жизнь заставила поддерживать бизнес.

    • Анонимно
      3.05.2014 13:19

      Какие баям конкуренты? Ладно туфту-то гнать. Везде малый бизнес в загоне в России. И правильно, не та страна для бизнеса.

  • Анонимно
    3.05.2014 13:16

    А потом не всякий бизнес имеет смысл развивать вблизи Казани. То же производство строительных материалов, переработка мусора. Пусть будет рядом.

  • ЧеКа
    3.05.2014 13:19

    Любой предприниматель и в том числе герой статьи - молодцы за активность. Но есть смущающие моменты. Почему-то считает что банк обязан рисковать своими (вкладчиков) деньгами для бизнеса ( обогащения) Мунькова. А что касается лизинговых моментов - то желаю А.М. все-таки добиться причины отказа.Чиновник должен работать на предпринимателя, а не наоборот..

  • ЧеКа
    3.05.2014 13:19

    Любой предприниматель и в том числе герой статьи - молодцы за активность. Но есть смущающие моменты. Почему-то считает что банк обязан рисковать своими (вкладчиков) деньгами для бизнеса ( обогащения) Мунькова. А что касается лизинговых моментов - то желаю А.М. все-таки добиться причины отказа.Чиновник должен работать на предпринимателя, а не наоборот..

  • Анонимно
    3.05.2014 13:43

    ЧеКа, Простой человек, вы где? Здесь какойта нехороший человек плохо о малом бизнысе Татарстана отозвался..И о татарстанских заботливых чинушах. Ждём ваших изобличительных комментов.. Врёт наверное парняга..

  • Анонимно
    3.05.2014 13:58

    Ответ комментатору 12.22.
    Нельзя говорить уходи в другой регион и тд,мы бизнесмены плотим налоги в РТ,потребляем электроэнергию,газ,воду,благо устраиваем территории и создаём рабочие места. В ответ бизнес хочет понимания и содействия в развитии а не проверки и поборы.
    Понять бизнесмена может только другой бизнесмен...

    • Анонимно
      3.05.2014 14:49

      Хорошо, платите налоги там, где работаете и что. Но если вам предлагают лучшие условия, то чего тут-то пытаться работать. Вот когда повально будут уходить из республики предприниматели, а с ним и рабочие места, налоги, то тогда, возможно, надо будет думать о том, чтобы их задержать лучшими условиями. Здесь ведь тоже конкуренция. А по поводу проверок и поборов, то тут сами предприниматели и виноваты. Во-первых, у нас мало социально ответственных предпринимателей. Ради денег и прибыли готовы все затоптать так, что после них и трава расти не будет. Потому и проверки. Вон показали в Омске как сыр делают предприниматели. После этого никакой сыр не покупаю, колбасы тоже, только яйца, масло и молоко, но и то с опаской. Как тут не проверять. Еще в десять раз больше надо проверки устраивать, пока сами предприниматели не поймут, что им самим так делать не выгодно. Во-вторых, сами предприниматели поощряют и взятки и поборы. Знаю, как только наступает праздник, например, Новый год, то все отовариваются и идут по кабинетам поздравлять. Или устраивают корпоративы, массовые пьянки с приглашением тех же "нужных людей". А там и деловые разговоры. И подарки и просьбы. Так что нечего на зеркало пенять коли ......

      • Анонимно
        3.05.2014 15:57

        явно вы ни разу не были в предринимательской шкуре..как кто то уже в комментариях сказал "бизнесмена может понять только бизнесмен"со стороны мы все умные)

      • Анонимно
        3.05.2014 22:41

        тогда лучше вообще не жить, не пить, не есть- все в отместку предпринимателям ! осталось только удавиться

        • Анонимно
          4.05.2014 10:40

          Почему в отместку, пусть чаще проверяют. А без сыра как-нибудь обойдусь.

      • Анонимно
        4.05.2014 23:45

        Не надо всех предпринимателей под одну гребенку. Если так, то и есть не надо, мало ли что купишь. А что касается проверок, поборов, подарков и взяток, то это не предприниматели виноваты, а система.

      • Анонимно
        6.05.2014 13:31

        мы уже и так повально убегаем - уже до края дошли - до каких пор чинуши как слепые котята сидеть будут? Чего ждут? Майдана? или когда все уважающие себя люди уедут в нормальные страны?

  • Анонимно
    3.05.2014 14:22

    Вместо того чтобы тупо обложить предпринимателей налогами, госполитика Татарстана пытается контролировать весь бизнес. В итоге сами не могут успешно развивать свой бизнес и управлять государством не могут. На двух стульях не усидишь, либо делай ставку на налоги и тогда дай волю бизнесменами, либо пытайся и аффилированный бизнес делать и государством управлять. Но не зря каждый своим делом должен заниматься.

  • Анонимно
    3.05.2014 14:47

    Мне ,кажется,бизнесмены,в частности Александр-реальные люди нашего времени..как говорится знает насущные проблемы,прочувствовал на себе,не просто ноет и сидит на печи,а что то делает,прорывается,молодец.Когда сидишь "наверхах" в кабинетах-совсем не знаешь реальной картины.Даже благие намерения далеки от реальности,если твоя карьера строится через прокатанную дорожку родных или тебя окружают подобные люди. Давайте парня - в госсовет,может пробудит и встряхнет пыль с ..Побольше реальных людей к власти .А то сытый голодного не разумеет)

  • Анонимно
    3.05.2014 15:18

    Azi. Хорошая статья. Удачи. Около двух лет занимался почти тем же самым.! Мне часто казалось , что я пробиваюсь через колючую проволоку. Построили - запустили , однако появилось острое желание продать - экология никому не нужна.

  • Анонимно
    3.05.2014 16:15

    Я сам умом понимаю, что надо было в своё время предпринимательской деятельностью заняться. Быть себе хозяином. Это ведь дело всей жизни. Это капитал, да и детям есть что оставить.Но не решился. Зарабатываю не плохо, но осадок от нереализованных грёз остался. По доброму рад за Александра. Пусть не на Родине, но всёж добился результата. Уважаю.

    • Анонимно
      3.05.2014 18:20

      Осадок всегда остается от чего то не исполненного.Вы ,как видно из Вашего комментария,заботитесь о своей семье.В наше время сказать "не плохо зарабатываю"-это отлично и так не у всех.Это достижение,поверьте.Многие оправданиями всю жизнь заполняют.Начать бизнес и поднять его-сложнее чем растить детей и заботиться о семье.Можно обанкротиться и снова поднять бизнес,а семья-это хрупкий дар.Я сама занимаюсь бизнесом,и поверьте,ребенок иногда остается не в приоритете,когда нужно выбрать по времени что важнее.. Заниматься в молодости бизнесом,когда еще нет семьи-возможно это выход,но в нашей стране,как из статьи видно и из личного опыта,без поддержки и в одиночку почти невыполнимо.Александру уважение! А Вы цените ,что есть у Вас.Многие на вершине успеха одиноки...

  • Арендодатели в Казани беснуют - это правда. Вся добавленная стоимость МСБ им и банкам уходит. И власти никаких реальных мер для исправления ситуации не предпринимают. Спрашивается, кто конечный бенефициар от сдачи торгово-офисно-производственных помещений?

  • Анонимно
    3.05.2014 18:46

    Спасибо, отличную идею подкинули с соседними регионами. А ведь на самом деле у нас одних бездельников растят в технопарках, их миллионные пуливризаторы и прочая дребедень, никакой реальной пользы не несут. Гранты и лизинги получают чтобы денежки эти и оборудование украсть.

  • Анонимно
    3.05.2014 19:03

    производством пусть китайцы занимаются-мы же только инновациями

  • Анонимно
    3.05.2014 23:09

    ПЭТ-хлопьями заниались и в Марий Эл родстственникм крупного руководитителя на территории оборонного предприятия. Теперь занимаются другим бизнесом. Проблема ПЭТ пытвются решить автоматизированной сортировкой из месива после татарстанских евроконтейнеров и ФАУНов. Но это также тупиковый путь. Рекламы от ООО "Вторресурсы" много, а реальный результат хотелось бы узнать. КМЛ

  • Анонимно
    3.05.2014 23:20

    И не только ,но и за рубеж.Чтобы успешно заниматься бизнесом надо иметь родственников или быть членом клана

  • Анонимно
    5.05.2014 10:20

    Увы, я закрыл оба своих направления. Буквально, недавно. Сил не осталось, даже на переезд. В статье описано только основное, всего не напишешь. Реально, задача чинуш заключается в распределении потоков из бюджета. До адресата - крохи. Я на всю жизнь уяснил, чиновники ненужная прокладка, которая впитывает и абсорбирует все. Пылесосы. Болтология - это могут.

    • Анонимно
      5.05.2014 11:50

      абсолютно согласна..но дело не только в аппарате,иногда они помогают ,наверное в каких то делах ,всетаки..в общем нет системы ,сцепки - между банками,лизинговыми,проверяющими инстанциями,управляющими компаниями...и предпринимателем на местах.такое впечатление ,что нужно быть супер героем ,чтобы выдержать все эти этапы...Там только препятствия,а ведь они зарабатывают деньги на нас,помогая нам начать работать..не будем мы работать,им ведь тоже денег не будет...пока все двери обойдешь,пока пару раз сроки передвинешь из-за никакого управления внутри той же лизинговой...то потом забываешь вообще кто ты и чем кроме сбора соответствующих разрешений и документов ты занимаешься...не проще ли закрыть все...и бьешься как баран в дверь с пуленепробиваемым стеколопакетом наглухо закрытой для простых людей.А там ,за дверью,ты видишь все тех же людей..странно ,чем больше бы возможностей дали предпринимателям,ну или хотя бы меньше тупых препятствий,или сонливости у их сотрудников,тем больше бы поток денежной массы в бюджет пошел ..

  • Анонимно
    6.05.2014 14:01

    Нужно сделать открытую систему: 1. Регистрация предпринимателей и предприятий в "едином окне", срок максимум неделя.2. Создать Фонд Реконструкции и Развития Татарстана - выдавать кредиты под процент не более ставки рефинансирования ЦБ. АИРы и прочую лабуду закрыть и отослать их всех в Сингапур на 100 лет, на перевоспитание, всех взяточников посадить показательно!3. Налоговые каникулы для любого производственного предприятия на 3 года с момента регистрации.4. Единый портал для предпринимателей, на котором любой может пожаловать на конкретного вора, вымогателя, мздоимца и тд. Ответственность за исполнение обращении пострадавших, на прокурора РТ. (вроде мужик грамотный!)5.моратории на открытие новых производств иностранных компании на срок до 3 лет. Хватит китайцев и турков сюда гнать - надо свой народ делать предпринимателями, а не батраками у турков и китайцев!6. Ввести возможность получения гражданства в обмен на инвестиции для татар зарубежья! Хочет вернуться на Родину - купи здесь что-нибудь на 3 000 000 рублей, открой производство!7. Ввести уголовную ответственность для налоговиков, полиции и тд. за незаконную проверку хоз. субъектов.8. Принять закон, что если предприятие показывает ежегодный рост прибыли и налоговых отчислении в Бюджет, никакая проверка не может быть осуществлена налоговыми и прочими фискальными органами. В Узбекистане такой закон уже 7 лет работает...9. Презумпция невиновности для предпринимателя - пока суд не докажет обратное, никаких действии со стороны следственных и налоговых, да и в прочем любых органов, ограничивающих, приостанавливающих деятельность предприятия БЫТЬ ПРОСТО НЕ ДОЛЖНО!10. Образование - каждые полгода - анализ рынка со стороны университетов, минобраза на предмет актуальности и необходимости подготавливаемых специалистов. Нам не клерке нужны и банкиры, а инженеры, программисты, технари. Кто помнит сопромат? кто вообще знает, что это такое?11. Предусмотреть персональную ответственность руководителей министерств и ведомств вплоть до Президента за невыполнение целевых показателей по количеству новых ИП и МСБ, рост доли МСБ в РВП, вплоть до увольнения!12. Разработать программу импортозамещения. Начать немедленно!13. Создать резервные стратегические госзапасы продовольствия!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль