Общество 
10.05.2014

Юлия Таланова: «Речной туризм сегодня в Татарстане – это каюты для хоббитов, отсутствие «зеленых» стоянок и самый скучный речной порт»

Проблема бизнеса не только в старых теплоходах, но и в отсутствии элементарной инфраструктуры

Речной туризм так и не может пока оправиться от трагедии с «Булгарией». Но проблема не столько в том, что люди боятся ходить на теплоходах — отрасль давно не отвечает запросам современных туристов, считает директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова. В своей очередной статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», она рассуждает о том, что можно было бы предпринять, чтобы речное путешествие было по-настоящему комфортным, безопасным и запоминающимся.

.

ТЕПЛОХОДЫ ТЯНУТ БИЗНЕСМЕНОВ НА ДНО

Конечно, современный российский речной туризм не сравним с тем, что было в Советском Союзе. Я все детство жила недалеко от речного порта и прекрасно помню, как в Казань заходили многопалубные корабли, внутри которых всегда чувствовалась праздничная, торжественная атмосфера. Там были красивые люстры, работали магазины, в которых всегда можно было купить сладости, каких не продавали в торговых точках на берегу.

В 2011 году, еще до крушения «Булгарии», был организован рекламный тур для турагентов, которым демонстрировали те суда, на которых в Поволжском регионе осуществляются речные круизы. Я зашла на один из таких трехпалубников и ужаснулась. Кабинки для хоббитов — другого определения каютам, где предлагалось отдохнуть туристам экономкласса, у меня не было. Я не знаю, как на тех кроватках можно комфортно уснуть... Я не спорю, есть действительно комфортные каюты, но и стоят они баснословных денег. Теперь всех, кто хочет отдохнуть экономно на теплоходе, я стараюсь переориентировать на путешествие по железной дороге. Складывается впечатление, что почти все теплоходы, какие есть у Татарстана, были куплены в годы советской власти, и из них сегодня выжимают все что можно, не сильно беспокоясь о комфорте пассажиров.

После трагедии ситуация, к сожалению, не улучшилась. Мне кажется, что без помощи государства речной туризм в республике подняться не сможет. Многие туристические компании из Перми и других городов берут теплоходы в хорошем состоянии и все равно вынуждены через какое-то время так же сдавать их в субаренду, потому что расходы на их эксплуатацию слишком высоки...

ОСТРОВ ЕСТЬ, ХОРОШЕГО ПРИЧАЛА НЕТ

Хотя спрос на речные круизы есть. И это не только люди пенсионного возраста, в последнее время подобные путешествия стали пользоваться популярностью среди людей среднего возраста и даже молодежи. Причем люди предпочитают менять реки, а не ездить одними и теми же маршрутами.

Это действительно уникальный вид отдыха. Но к сожалению, тот речной парк, который плавает по Волге, в ужасном состоянии. Если в соседних регионах речной флот хоть как-то обновляется и реставрируется, то в нашей республике даже «Арабеллу», которая была в хорошем состоянии, и ту продали.

В Татарстане есть еще одна проблема. У нас очень маленькое количество «зеленых» стоянок, где теплоходы могли бы высадить своих пассажиров для купания и отдыха. К примеру, от Казани до Свияжска нет ни одной. Да и к остров-граду сегодня могут причалить только двухпалубные корабли. И это удивительно. Скажем, к деревне Макарьево в нижегородской области могут причалить трехпалубные суда. Хотя кроме Макарьевского монастыря там смотреть в принципе нечего.

А у нас остров, описанный Пушкиным, с богатейшей историей и интереснейшими объектами для туристов может принимать только двухпалубные суда! Остальные корабли проходят мимо. Соответственно, и доход от посещения Свияжска туристами так же проплывает мимо. Ведь за три часа можно провести богатую и насыщенную экскурсию! Сейчас суда из Самары, Нижнего и Москвы, как правило, трехпалубные, и мы попросту не используем уже имеющийся потенциал.

В Болгаре ситуация аналогичная. Несмотря на то, что там построили шикарный речной порт, пока, насколько мне известно, он большие теплоходы не принимает.

В Татарстане есть очень приличные места для круизных экскурсий, например, Чистополь и Елабуга. В последнее время огромную работу в этом направлении проделали Тетюши. Там гостей встречают костюмированные персонажи с песнями и плясками, все экскурсии интерактивные. Там везде могут причаливать трехпалубные суда.

Мест по Татарстану, которые можно было бы показать с реки, у нас также огромное количество. Круизные путешествия по Волге сегодня пользуются большим спросом и у иностранцев, а у нас нет достаточной инфраструктуры, чтобы предложить нормальные условия для этого. При этом не обязательно тратить огромные деньги для строительства причалов, достаточно поставить хороший понтон...

.

ДУБОВЫЙ ЧАК-ЧАК И ЗАМУЧЕННЫЕ ПРОДАВЩИЦЫ

Есть еще одна проблема: в Казани, наверное, самый скучный речной порт из близлежащих городов. К примеру, в Чебоксарах туристов с теплоходов встречают танцами в национальных костюмах. Почему бы таким же образом не познакомить гостей с колоритом Татарстана? Ведь приятно, когда тебя встречают как дорогих долгожданных гостей. Тут хочешь — не хочешь потянешься к сувенирным лавкам и прикупишь что-нибудь не всегда нужное. Турбизнес Казани уже подходил к руководству речного порта для совместного проекта «Татарское гостеприимство», но к сожалению только разовые мероприятия проводились по инициативе туроператоров города.

Раньше у речного порта кипела жизнь. Ладно, хоть к Универсиаде привели его в порядок, но тут же понаставили «клеток», всевозможных заборов, которые явно не украшают территорию. Рядом с набережной стоят два страшных ларька с дубовым чак-чаком и замученными продавщицами. Людям, кто раньше пришел с экскурсии и ждет отправления теплохода, попросту нечем заняться.

Другой момент: в Казани очень дорогая стоянка для теплоходов. Поэтому пребывание туристов ограничено и, как правило, длится около трех часов. За это время по столице республики можно промчаться только галопом. При этом выбор экскурсий, которые туристические компании предлагают своим клиентам, очень ограничен. Иногда теплоходы из других городов причаливают на так называемый технический причал, и я знаю случаи, когда инвалидам, которые были на корабле, приходилось вызывать такси, чтобы добраться от пирса до туристического автобуса.

.

ВДОЛЬ ПО РЕЧЕНЬКЕ, ПО КАЗАНОЧКЕ

Проблема не только с теплоходами, но и с короткими речными прогулками по Волге. Те компании, которые организовывают подобные услуги, сегодня не могут справиться с тем, чтобы сделать их на регулярной основе в достаточном количестве. В том же Волгограде люди, которые прибыли в город на теплоходе, с удовольствием пересаживаются там на маленькие прогулочные суда, которые катают их по красивейшим «закоулкам». По такой же системе прогулки продуманы в Перми. То, что в этом сезоне пойдут прогулочные катера по Казанке, я считаю, что это огромный прорыв для нашей туриндустрии. Посмотреть на город с воды, пройти на кораблике под стенами Кремля, насладиться ночной Казанью — это будет востребовано не только гостями, но и самими жителями города.

Юлия Таланова

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.05.2014 13:43

    Работы непочатый край. Однако такую отсталость в этой сфере туризма наверстать вряд-ли удастся. Трагедия с "Булгарией" существенно снизила интерес, у меня-любителя речных круизов напрочь отбила желание, теперь ни-ни. Это не столько страх, а сколько протест против безответственности и отсутствия гарантии безопасности,голосую рублем так сказать...

  • Анонимно
    10.05.2014 13:53

    Да согласен. Наши чиновники умеют только красиво говорит. А зачем тогда надо было тратить миллиарды на постройку причала в Булгаре если там не могут остановиться большие теплоходы. Тогда куда ушли деньги.

  • Анонимно
    10.05.2014 14:30

    Дорогая стоянка для теплоходов - это какое-то вредительство. Город всячески старается привлечь туристов, а речпорт их отпугивает!

    • Анонимно
      10.05.2014 18:17

      Стоянку на теплохода утверждает комитет по тарифам

  • Анонимно
    10.05.2014 17:21

    Речной порт в Казани-самый страшный...

    • Анонимно
      11.05.2014 15:25

      Самый страшный в Нижнем. Многолетний синий забор, вдоль которого туристам идти и идти.

  • N.
    10.05.2014 22:13

    тем, кто любит водный отдых, выгоднее и интереснее выбирать морской зарубежный круиз. Можно, например, до Барселоны или Венеции долететь и там пересесть на круизный лайнер. Выйдет , примерно также, как если бы люксовую каюту по т/х маршруту Казань-Питер-Казань выбирали, но позитива, как я предполагаю, в разы больше.

    • Анонимно
      11.05.2014 11:15

      "Конкордию" тоже помним!

    • ЧеКа
      11.05.2014 17:38

      Лукавить и вводить в заблуждение не стоит. Предложенный вами тур от Барселоны будет стоить минимум в 2,5 раза дороже (с перелетом). И насчет позитива все относительно,если по реке будут зеленые стоянки с купанием, то по морю от порта до порта развлечения только внутри судна и вокруг вода-вода кругом вода....

      • N.
        11.05.2014 19:28

        ... 105 тыс.рублей люксовый номер одного из т/х на июнь Казань-Питер-Казань .http://volga-travel.ru/teplohod/docs/budenniy_price.doc в прошлом году с подругой прикидывали по зарубежному круизу. получилось не дороже(если брать не самые люксовые места). подробностей не узнавали.

        • ЧеКа
          11.05.2014 20:34

          Ходили на теплоходе от Уфы до Астрахани, затем через год по маршруту в 2 раз короче (Хельсинки - Барселона), получилось в 3 раза дороже по факту. Причем российский маршрут при всех изьянах (питание, каюта поменьше) по насыщенности и душевности был предпочтительнее..

          • Анонимно
            12.05.2014 10:30

            какими Вы экзотичными маршрутами путешествуете, долго подбирали?

  • Анонимно
    10.05.2014 22:57

    зато "виноватых"-стрелочнико в так называемом,грубо" сшитом"деле БУлгарии посадили,там стрелочников на скамью подсудимых загнали...и кто еще надеется что что-то измениться в речном бизнесе?

  • Анонимно
    10.05.2014 23:42

    дорого чтоб лишний раз не заходили. своего-то нет

  • Анонимно
    11.05.2014 10:54

    Забор -клетку убрать надо в порту, для прогулок нет уже места, не то что гостей встречать. Туристов встречают через забор, зэки чтоли они??!!

    • Анонимно
      11.05.2014 20:31

      вот вот, колючку осталось еще натянуть!!! Какой клоун этот забор придумал, весь вид портит, погулять негде!!!

  • Анонимно
    11.05.2014 11:42

    спасибо за интересный материал)) жаль, что мин транспорта у нас вредительская организация.

  • Анонимно
    11.05.2014 21:54

    Туры по Волге стоят бешеные деньги, проще за границу съездить с системой питания все включено и морем. Почему??? С удовольствием бы сходил на теплоходе, как в детстве, но по цене море лучше

  • Анонимно
    11.05.2014 22:10

    Пока министр транспорта в РТ очередной родственник,ничего хорошего не будет.Он должен был в лучшем случае уйти после Булгарии,а в худшем сидеть рядом на скамье подсудимых,а уж после авиакатастроф тем более.Так что разговоры о развитии водного туризма в РТ -это очередные бла бла бла!!!

  • Анонимно
    11.05.2014 22:40

    А где у Пушкина описывается Свияжск? Мне,как филологу,это крайне важно знать.Пушкин сентябрьским вечером переправился через Волгу в районе Васильево а до этого действительно проезжал через населенный пункт Свияжск. Но, как географ-краевед, скажу,что Свияжск стал островом только после возведения Куйбышевской ГЭС в 50-е годы.

  • Анонимно
    11.05.2014 22:52

    "...в этом сезоне пойдут прогулочные катера по Казанке..." Когда? Кто скажет дату?Хотя-бы, месяц...

  • Dexter
    11.05.2014 23:42

    Вы меня извините, но я в Египет с женой и ребенком на 10 дней слетаю за 70-100К, чем на корыте времен царя Гороха ходить

  • Анонимно
    12.05.2014 11:32

    Какая нужная статья!Ну наконец кто-то осмелился поднять эти вопросы в прессе!Вот бы еще обратить внимание вышестоящих...

  • Анонимно
    12.05.2014 13:52

    Речной бизнес и аэроперевозки не приносят такой доход, как доход с дорожной отрасли.

  • Анонимно
    12.05.2014 18:31

    Да, позорный речпорт у нас!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль