Общество 
11.05.2014

«Сам Тукай как поэт современному татарскому обществу нужен мало... Но как только подходит время присуждения премий, тут появляются семеро с большими ложками...»

Старейший музыковед о том, почему Александру Сладковскому лучше не исполнять музыку композиторов РТ, а Рауфалю Мухаметзянову нужно разрешить приватизировать Оперный театр, и есть ли у нас культурная политика

История с тем, как комиссия по присуждению госпремии им. Тукая в последний момент решила отказать в престижной награде главному дирижеру ГСО РТ Александру Сладковскому, до сих пор у всех на слуху. Сам маэстро довольно резко высказался по этому поводу в своем блоге на сайте оркестра. Мы же сегодня даем слово музыковеду Юлдуз Исанбет (дочери классика татарской литературы Наки Исанбета), статья которой по сложившемуся мнению оказала на решение комиссии решающее воздействие... Что стало причиной ее написания?


.
Юлдуз Исанбет: «Я не предполагала такого широкого для меня резонанса»

«Я ОСКОРБИЛАСЬ ЗА ТУКАЯ»

Юлдуз Накиевна, в апреле вы стали главной возмутительницей спокойствия в музыкальном мире республики. Я имею в виду вашу оценку антологии татарской музыки. Как вообще родилась идея написать статью об этом проекте?

— Вначале я хочу поблагодарить за широкое обсуждение моего выступления в период, предшествовавший обсуждению кандидатуры Александра Сладковского в комитете по тукаевским премиям в связи с возможным присуждением ему этой премии. Я не предполагала такого широкого для меня резонанса. Благодарю лично Талгата Бареева (изветсный татарский публицист, советник главы исполкома ВКТприм. ред.) и всех участников дискуссии, проявивших ко мне доброжелательное отношение. Порадовали меня и анонимные недруги (некоторых я узнала по стилю), изощрявшиеся в топорных оскорблениях, не сумевшие тем не менее опровергнуть ни одного из приведенных мною фактов. Надеюсь, еще раз все прочитать и сделать для себя правильные выводы. Писать об этом проекте и погружаться в эту скандальную тему никакого желания у меня не было. Я и не писала. Но когда вопрос перестал касаться только больших денег и обернулся претензиями еще и на большой почет, я выступила против глумления над памятью Тукая. Он вдоволь настрадался еще при своей короткой жизни. Кто только не примазался к его имени в последние десятилетия и не использовал его в своих карьерных целях! Я воспринимаю это не только как посягательство на опошление последних святынь татарского народа, но и как личное оскорбление. Сам Тукай как поэт современному татарскому обществу нужен мало. Новых работ о нем в последние периоды не создавалось. Пустоту в какой-то мере заполнила только замечательная книга немецкого ученого Михаэля Фридериха, написавшего ее по личной инициативе. У нас до сих пор не издан даже хотя бы полный библиографический справочник «Габдулла Тукай». Но как только подходит время присуждения тукаевских премий, тут появляются семеро с большими ложками и плошками.

— Можно понять ваши эмоции, но хотелось бы говорить о конкретных вещах, в данном случае — об антологии. То, что записано ГСО РТ, на ваш взгляд, это антология?

— Нет. По параметрам отбора произведений для данного аудиоиздания — это не антология. Но это мелочь по сравнению с откровенным гранд-обманом издателей, рекламирующих свое трехдисковое изделие под названием «Антология музыки композиторов Республики Татарстан», не ограничивая антологию ни временными (историческими), ни видовыми и жанровыми рамками. Антология с таким названием должна была бы охватывать всю музыку татарских и русских композиторов республики от простой народной песни до оперы и балета. Здесь же представлены только программные симфонические произведения, притом не только композиторов РТ.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ПРЕТЕНЗИИ И К ИСПОЛНЕНИЮ»

— А вы вообще знакомы с Александром Витальевичем, общались с ним когда-то?

— Нет.

И у вас есть претензии к исполнению?

Претензии есть и очень серьезные.

— А какого характера?

— Мне кажется, что один из главных недостатков Сладковского-дирижера заключается в очень малом присутствии в его исполнении творческого начала. Дирижерские трактовки Сладковского несамостоятельны. Похоже, что он исходит не из партитуры, по-своему прочитывая ее, а из записей разных дирижеров, прослушиванию которых, как признается сам дирижер, посвящает все свободное время. В результате рождается теоретически как бы точное, но бездушное исполнение. В том, что я слышала в его исполнении, нет ни изюминки, ни вдохновения. Главенствуют напор, давление и сила. Видимо, этим объясняются преобладание в репертуаре Сладковского классики, давно известных и многократно записанных произведений. У него настороженное отношение к новой музыке, звукозаписи которой отсутствуют. У дирижера нет к такой музыке собственного отношения. Можно вспомнить, как на 100-летии Жиганова Сладковский прогнал симфонию «Сабантуй» в бешеном темпе и в результате так устал от этой скачки сам, что был вынужден отменить вечерний концерт. В антологии симфония исполнена уже ближе к авторскому темпу, но все равно минуты на четыре быстрее, чем в эталонной записи Натана Рахлина, согласованной с композитором. При таком складе дарования лучше бы дирижеру музыку композиторов Татарстана и особенно татарскую не исполнять. Ведь при необходимости можно на отдельные исполнения произведений татарских композиторов приглашать других, чутких и эмоционально одаренных дирижеров-гастролеров.

— Ваша оценка довольна резка... А вам вообще приходится бывать на концертах ГСО?

— При Рахлине я ходила почти на все, в том числе на репетиции. При Сладковском была считанное число раз. Мне это неинтересно. Сладковский отвадил не только меня. Насколько я понимаю, ни профессионалы (в том числе студенты), ни настоящие меломаны на его концерты не ходят или бывают по необходимости, особенно на выступлениях приезжих солистов. Концерты сейчас посещаются очень странной публикой.

— Что вы имеете в виду?

— Часто зал заполняется случайной публикой, располагающейся на непроданных местах. Я не считаю, что это плохо, но для таких слушателей, неподготовленных к восприятию серьезных произведений, должна подбираться более доступная для них программа. Сейчас же сосуществование разных по уровню музыкального развития людей в одном зале ведет к определенной деградации более продвинутых слушателей. Казань опустилась до того, что во время концерта слушателей публично просят не аплодировать между частями одного произведения, а концертмейстер оркестра, размахивая смычком как дирижерской палочкой и повернувшись лицом к залу, управляет финальными аплодисментами, подначивая публику, как Алла Пугачева. Такой «дикости» в Казани не было даже на симфонических концертах послевоенного времени. Просвещенные слушатели начинают воспринимать Казань как музыкальное захолустье.

«У МАНСУРОВА БЫЛИ ДРУГИЕ УСЛОВИЯ»

— Конечно, Фуат Мансуров был прекрасным дирижером, но его возраст, нездоровье и жизнь в Москве — все это работало не на оркестр. И когда появился дирижер, который хотя бы каждый день репетирует, увеличилось в разы количество концертов, согласитесь, это неплохо. Все-таки Сладковский, будем объективны, внес свою лепту, взбудоражил и город, и оркестр. С его приездом в Казань у нас появилось несколько новых фестивалей, к нам стали приезжать интересные солисты. Это же неплохо?

— Все, что я когда-либо говорила о Сладковском-музыканте, я впервые произнесла сегодня вот в этом интервью. До встречи с вами никогда и нигде о Сладковском как дирижере я еще не высказывалась. Зачем же призывать меня быть объективной и признать увеличение в разы количества концертов или появление нескольких фестивалей? Разве я когда-нибудь отрицала эти факты? Поэтому скажу несколько слов только об упомянутом вами Фуате Мансурове.

Сладковский в своих интервью неоднократно пытался возвысить себя за счет унижения Мансурова. Но Мансуров — это гениальный дирижер и скромный человек, а Сладковский — просто ремесленник высокого уровня. Он был бы незаменимым вторым дирижером в оркестрах, руководимых музыкантами типа Рахлина. Сравнивать результаты работы Мансурова и Сладковского можно было бы, только если бы они работали в равных условиях. Для Сладковского и его друзей Казань стала золотым дном. Мансурову же столько не платили. Более того, в период, когда оркестр находился в ведении филармонии, Мансуров вообще не имел зарплаты. Он получал только какой-то мизер поконцертно, а в Казань и обратно в Москву ездил за свой счет, таская на себе оркестровые партии. Жилья в Казани он не имел и останавливался в филармонической квартире для гастролеров и только в конце жизни получил ее в собственность. Мне известно, по крайней мере, о двух обращениях Мансурова к Шаймиеву с просьбой о выделении средств на покупку инструментов и повышении зарплаты артистам оркестра хотя бы до уровня более обеспеченных периферийных оркестров. При Мансурове денег в республике на это не нашлось (справедливости ради необходимо отметить помощь лично Мансурову, оказанную Шаймиевым при тяжелых житейских ситуациях). К тому же к нему очень плохо относился тогда министр культуры, донимая какой-то мелочевкой. Мансуров не мог при таких условиях подолгу задерживаться в Казани для репетиций с оркестром. Он приезжал сюда исключительно из энтузиазма и работал соответственно условиям. Какие требования можно предъявлять к нему сейчас, после его смерти, и как работал бы здесь Сладковский при равных с Мансуровым условиях? Может быть, поэкспериментировать?

— Тогда нужно сказать, что с тех пор нет не только уважаемого маэстро Мансурова, но и в республике другие президент и министр культуры, которые переосмыслили свое отношение к симфоническому оркестру, что, безусловно, можно только приветствовать.... Это правда, что свою статью о записи антологии вы разослали членам жюри, решающим судьбу Тукаевской премии?

— Да. Мою статью СМИ отвергли не читая, и только «Казанские истории» напечатали ее, хотя и с сокращениями. Я им безмерно благодарна. Как и положено в таких случаях, мне пришлось отправить свой материал в министерство культуры, курирующее работу комитета по премиям. Но до заседания комитета оставалось один-два дня, и я не надеялась, что минкульт успеет познакомить с материалом членов комитета, работающих вне зданий министерства и аппарата президента РТ. Поэтому я дополнительно отправила материал на рабочие адреса представителей творческих профессий. Почему это так удивило Сладковского, не понимаю.

— А до Сладковского татарская музыка записывалась?

— Конечно. В Советском Союзе все некрупные произведения татарских композиторов в обязательном порядке записывались студией татарского радио. Систематически приезжали в Казань специалисты всесоюзного радио и фирмы «Мелодия», некоторые записи производились в Москве. Записывались также симфонические концерты и оперные спектакли. Фирма «Мелодия» выпускала и пластинки. В современной России все это прекратилось. 9 из 14 номеров у Сладковского не раз записывались и задолго до него. Среди них образцовые записи Рахлина («Марш Советской Армии» Сайдашева, симфония «Сабантуй» Жиганова) и Мансурова (отрывки из балета «Шурале» Яруллина с оркестром Большого театра, рапсодия Еникеева).

— Как я поняла, у вас большие претензии к сопроводительной, текстовой части. В чем они заключаются?

— Эта обязательная в изданиях такого рода часть должна была бы по традиции содержать справку о музыке композиторов РТ в целом, что не сделано, и краткие справки о композиторах и произведениях, включенных в записи. Текст кроме справки о случайно оказавшемся в издании Чайковском сделан крайне небрежно, сводится к общим словам. Указали хотя бы годы жизни композиторов и их принадлежность к определенной эпохе. Так все и висит в безвоздушном пространстве. Несколько попыток конкретизации материала обернулись конфузом. Масса фактических ошибок. Для кого и чего все это предназначено и кому оно нужно, остается только гадать.

«НИКАКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У НАС В МУЗЫКЕ СЕЙЧАС НЕТ»

— Давайте посмотрим на ситуацию шире. Как вы полагаете, какие тенденции сейчас преобладают в татарстанской музыке?

— Никаких определенных тенденций нет, все дело случая. Никакой осознанной политики в области культуры я не вижу. Жизнь исполнительских коллективов в основном сводится к фестивалям, круглогодичному празднику. При этом сейчас фестивалями начали называть все что угодно. У нас фестиваль может начаться в ноябре, а завершиться в январе. Или в мае. А так не бывает — по одному концерту или спектаклю в месяц. Это уже не фестиваль. Но я понимаю, что такие названия, как «фестиваль» нужны руководителям коллективов для получения каких-то грантов. Вся страна сейчас живет так. Как вся страна катится вниз в области культуры, так и Татарстан катится вместе с ней.

Какие-то новые имена в музыке у вас есть на слуху?

.
«Записывались также симфонические концерты и оперные спектакли»

— Нет. Я не вижу смены людям, которые начали карьеру еще в советские времена. Одно-два имени погоды не делают.

Как бы вы вообще охарактеризовали музыкальную жизнь Казани?

— Я давно потеряла все критерии и перестала понимать, где в Казани музыкальная жизнь начинается и где она заканчивается. Например, есть ли такая жизнь в театре оперы и балета и кому она нужна? Сейчас это услада частично для пенсионеров, а в целом для бездельниц, которые могут в зрительном зале продемонстрировать новый наряд, а потом ахать, рассказывая про спектакль, ничего в нем не понимая. Если бы я сидела в правительстве или там, где решается судьба моего предложения, я бы разрешила Рауфалю Мухаметзянову приватизировать оперный театр, а вместо него открыла бы татарский музыкальный театр. Разве не должен целый (притом цивилизованный) народ иметь хотя бы один музыкальный театр?

— Кого из музыкальных деятелей прошлых лет вы чаще всего вспоминаете?

— Назиба Жиганова. При его жизни и в союзе композиторов, и в казанской консерватории Назибом Гаязовичем постоянно возмущались. Его критиковали за диктатуру, упрямство, самодурство, за препоны на дороге различным татарским композиторам, за влияние на политику филармонии, радио и телевидения, оперного театра и так далее. Наши композиторы считали, что если бы ни Жиганов, они бы достигли небывалых творческих высот. Я тоже была в числе осуждающих его. Но после того, как он ушел в мир иной, моя точка зрения на Жиганова изменилась. С должности председателя союза композиторов ТАССР Жиганова сняли в 1977 году. И вдруг оказалось, что когда композиторов зажимали, они «назло» Жиганову писали хорошую музыку. А когда они освободились от Жиганова, то и писать им расхотелось. Я не говорю, что Жиганов во всем был прав, но он делал и сделал много. И не только для татарской музыки, но и для развития всей музыкальной культуры республики. Он был музыкант, а не делец. Он где-то поддавался эмоциям, но шел наперекор всем и добивался своего, потому что имел характер.

Сейчас вы приняли позицию Жиганова?

— Я не могу сказать, что принимаю ее. Но понимаю, это точно. В конечном итоге он боролся за высокий профессиональный уровень нашей музыки, а не за что-то личное.

— Что вы можете сказать о нашей музыкальной критике?

— У нас ее практически нет, нет музыковедов, выступающих по важным вопросам, как это было, например, во времена Жиганова, занимавшегося этим вопросом специально. Виноваты ли в этом СМИ или сами музыковеды, я судить не берусь. Ведь даже если появляется интересная статья, попасть ей на страницы газет и журналов невероятно трудно. Музыковеды из жизни общества куда-то испарились. В свое время я, например, возмущалась многими выступлениями Георгия Кантора, его работой в лектории или вступительными словами перед симфоническими концертами, а теперь я думаю, это был такой уровень, до которого в ближайшее время вряд ли кто у нас поднимется.

— Как вы полагаете, как можно поднять зрительскую культуру?

— Только хорошей музыкой. Хорошими исполнителями и репертуаром, больше ничем.

— Какую музыку вы сейчас слушаете и где?

— Слушание музыки для меня не досуг, а профессиональная обязанность. Но за свои почти 80 лет я уже достаточно наслушалась и особой потребности слушать заново знакомое не имею. Мне бы успевать выполнять неотложную работу. Поэтому могу только посмотреть что-то чрезвычайно интересное на канале «Культура», а на досуге, который бывает редко, я читаю художественную литературу.

Читайте также:

Александр Сладковский и «задуривание наивных татар»: реальное и мнимое

Тукаевская премия: «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина выбыли из марафона?

Справка

Юлдуз Исанбет родилась в Казани в 1936 году. Окончила как музыковед казанскую государственную консерваторию. Преподавала много лет в консерватории, работала в Институте татарской энциклопедии, сейчас работает в Государственном центре традиционной культуры. Автор многих публикаций о татарстанской музыке. Дочь классика татарской литературы Наки Исанбета.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (59) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • kaz_orphan2
    11.05.2014 09:55

    писатели, музыканты и их критики, забавная все же публика. работая с принципиально неизмеримой фактурой почему-то считают, что существует хорошая или плохая музыка или литература безотносительно к зрителю/читателю. но это же не так. музыки нет, пока ее не послушали. литературы нет пока ее не прочитали. и качество произведений есть функция двух переменных - само произведение и слушатель. а тут уж - кому арбуз, а кому свиной хрящик. мне например музыка нравится, а Васе - нет. значит для меня она хорошая, качественная, искуство, а для Васи - нет, и в моем восприятии она не станет хуже, даже если Вася - трижды кандидат искуствоведчесских наук.

    критик, приходится признать - необходимая часть исторически сложившейся экономической модели искусства, обслуживающий. потребности двух категорий потребителей: т. н. продвинутых, т. е. ориентированных на признаное, модное, и инвесторов в искусство (меценатов, государство и т. п.). решительно неизвестно зачем он тому, кто музыку просто слушает.

    ваш КО. извините за трюизмы.

  • Анонимно
    11.05.2014 10:08

    Правильно, что БО опубликовал столь саморазоблачающие откровения Исанбет. Если судить по ее словам, а она человек хитрый и о многом умалчивает, то музыка у нас в загоне, Сладковский человек плохой, а музыкант никудышный, директор оперного театра Р.Мухаметзянов не лучше, для того, что бы понять Жиганова ей нужно было дождаться его смерти и т.п. А главная беда застоя музыки в РТ нет музыковедов, есть правда один, она не называет фамилию, но гадать не нужно - великая Исанбет. Такого сгустка лжи и саморекламы еще не читала.О музыковедах- назову только двоих, а их гораздо больше.Доктора искусствоведения профессора З.Сайдашева и Ф. Салитова.Обе они выдвигались на Тукаевскую премию. Сразу в газете появился навет, гадать не нужно написала Исанбет. Мне кажется, что у этой дамы преклонного возраста просто комплекс неудачницы, с работы отовсюду выдворяли, доктором и профессором стать не сумела, уровень знаний не тот, фундаментальных работ нет.Вот и ведет "отстрел" людей успешных.Думаю, что будет заниматься этим до последнего дыханья. Хотя дай бог ей здоровья, она нужна как эталон которому не нужно подражать.Если уж БО вернулся к теме музыки то неплохо бы послушать и настоящих музыковедов работающих в КГК, куда автор интервью и носа не может показать. Через чур хорошо там ее знают как своеобразный эталон ссор и конфликтов. Жиганов ее еще терпел,памятуя заслуги отца, Абдуллин выдворил, за, что коллектив ему благодарен.И последнее, полагаю, что БО преувеличивает влияние Исанбет и ее роковую роль в том, что Сладковский, а до этого Сайдашева и Салитова не получили премию. Вряд ли комиссия всерьез приняла исанбетовские поклепы, хотя она их рассылала везде, возможно только в Брюссель и ООН не попали.Причины гораздо глубже, но это другой разговор.

    • Анонимно
      11.05.2014 14:11

      А почему надо опускаться до оскорблений пожилого человека? Так что грош цена вашим аргументам. Вы похожи на базарную торговку и не вам рассуждать об искусстве.

    • Анонимно
      11.05.2014 15:40

      Так он и есть на базаре. Только он торгует и продает и нахваливает, то есть, по-модному, "продвигает", свой товар. Хвалит свой, ругает чужой, - старо, как мир.

    • Анонимно
      12.05.2014 13:37

      Уважаемый, интересно, а что Вы лично прочитали и использовали в работе из трудов "докторов искусствоведения" З.Сайдашевой и Ф.Салитовой? Вы всерьез считаете, что их труды, которые выдвигались на тукаевскую премию, незаслуженно обошли? И не надо бросаться словами, что "Жиганов ее терпел", а "Абдуллин ее выдворил из консерватории". Как не стыдно создавать мифы и клеветать на человека. Да, правда глаза застит, а нападение - это лучшая защита. В кои-то веки ученый проявил не только профессиональную, но и гражанскую позицию, и все – "пригвождена к позорному столбу". Юлдуз Накиевна, держитесь, все Ваши двоечники повылезали, пришло их время)))

  • Анонимно
    11.05.2014 10:10

    НИ убавить ни прибавить.Браво!

  • Анонимно
    11.05.2014 10:30

    Гнилая интеллигенция

  • Анонимно
    11.05.2014 10:56

    Ну про симфонический оркестр и про Сладковского она правильно сказала. Именно так же высказывался однажды о нем и Гергиев. Да, у нас военный дирижер, без изюминки.

  • Анонимно
    11.05.2014 11:07

    Если члены комиссии поддаются к неправильным статьям Исанбет, то она не виновата, имеет свой взгляд всегда писать. Виноваты члены комиссии, тогда их поменять надо на таких членов, которые не поддаются взглядам и выводам одних и других.

  • Анонимно
    11.05.2014 11:10

    За точку зрения и её отстаивание браво!Согласна в части состояния культуры и "фестивалей". Касаемо Сладковского, не могу судить, я профан.

  • Анонимно
    11.05.2014 14:17

    Театр приватизировать - это неправильно, по- моему.

  • Анонимно
    11.05.2014 14:38

    Исамбет прекрасна, она относится к той немногочисленной когорте честных и образованных людей, которые не могут быть в почете при нынешней власти.

    • Анонимно
      11.05.2014 20:12

      Да ,Юлдуз Накиевна человек и музыковед с Большой буквы.В россии правду не выносят.Долгие годы жизни Вам дорогая Юлдуз Накиевна!!

  • Анонимно
    11.05.2014 15:11

    Й. Исанбет как профессиональный музыковед и гражданин проявила мужество, стойкость, настойчивость, смелость и принципиальность в отстаивании ценностей настоящей татарской культуры. Фактически одна против всех. Это - позиция. Респект!

  • Анонимно
    11.05.2014 15:50

    Браво Ю.Исанбет.Читая ваше интервью понастальгировали о былом величии татарстанских композиторов ,музыкантов и критиков,а также о репертуарных театрах.Этого так не хватает в процессе воспитания сегодня детей.

  • Анонимно
    11.05.2014 17:17

    Как не хватает сегодня музыковедов как Ю.Исанбет!Не было бы и позорной эстрады !

  • Анонимно
    11.05.2014 19:44

    Музыкальная журналистика как таковая отсутствует не только в Татарстане. К сожалению. А между тем качественная и профессиональная музыкальная журналистика (вот для чего ещё нужны музыковеды) могла бы просвещать широкие слои населения, рассказывать доступно, интересно и популярно о премьерах, о музыке, об исполнении и исполнителях. Поэтому браво "Казанским историям", которые опубликовали статьи Кривицкой и Исанбет в виде полемики.

  • Анонимно
    11.05.2014 20:09

    Браво Юлдуз Накиевна.Сладковский ,распиаренный,действительно не имеющий своего слышания и индивидуального понимания музыки,дирижер.Его экспрессивно-рваное дирижирование бросается не только в глаза,но и в уши!Да,мы профессиональные музыканты ,не ходим на его концерты,за исключением приглашенных дирижеров,концерты которых сам Сладковский игнорирует.Пиар и еще раз пиар

  • kaz_orphan2
    11.05.2014 21:40

    почему не могут?

  • Анонимно
    11.05.2014 21:46

    "Думаю, Тукай как поэт... нужен мало...". Ну, что это за фраза. Во-первых,это неправда; во-вторых,это бессмыслица. Как же Тукай нам нужен много? Вообщем, свои обвинительные конструкции Исанбет строит на песке. Ну, разве виноват Сладковский, что кто-то выдвинул его на премию имени Габдуллы Тукая? Не присудили! Значит будет стараться еще больше. Все мы должны , по идее Божьей, постоянно совершенствоваться.

  • Анонимно
    11.05.2014 22:32

    Браво, госпожа Исанбет! Спасибо Вам за отличное интервью!

  • Анонимно
    11.05.2014 22:39

    Скажите спасибо милой женщине за ее беспокойство о состоянии культуры!

  • Анонимно
    12.05.2014 00:04

    Ну наконец-то кто-то сказал правду об истинном лице Сладковского! И, конечно, смелой, как всегда, оказалась женщина. Браво, Юлдуз Накиевна, доброго Вам здоровья!

  • Анонимно
    12.05.2014 00:05

    Спасибо вам Юлдуз Накиевна за смелость и правдивые высказывания! Немногие даже в вашем возрасте могут позволить себе такую смелость!

  • Анонимно
    12.05.2014 00:29

    в музыке я не понимаю, но следуя риторике уважаемого музыковеда, можно предположить, что лет через ...надцать и Сладковский станет татарской классикой, и талантом, и гуру?

  • Анонимно
    12.05.2014 09:29

    Юлдуз Накиевна, спасибо, что Вы есть. спасибо, что гоняли нас в консерватории, подлецам и дуракам высказывали в лицо всю правду. Вы редкая умница, и спасибо БО за это интервью. Подписываюсь под всем от первого до последнего слова. Наконец-то голос разума и чести прозвучал и в отношении оркестра, и театра, и культуры, и татарской музыки. Устали от этого беспардонного шапкозакидательства и втирания очков. Долгих лет жизни Вам и доброго здоровья.

  • HalidaHamid
    12.05.2014 09:56

    Приятно читать Мастера музыки. Спасибо, Юлдуз ханым.

  • Анонимно
    12.05.2014 10:01

    Восторженный "взахлеб" вокруг Исанбет можно объяснить,тем, что во первых некоторые завистники очень не любят успешных людей, тем более другой национальности, к их настроению и подстроилась эта хитрая дама. Во вторых не знают ее "творческую" биографию, в ходе которой за постоянные конфликты со студентами, преподавателями и сотрудниками ее выдворили из консерватории и института энциклопедии. Человек она мстительный и потихоньку рассчитывается с мнимыми виновниками ее неудачливой жизни.По моему все написано корректно и препятствий к публикации не будет.Еще раз повторю, взяток она за негативные публикации как считает фермер она не берет.

  • Анонимно
    12.05.2014 10:07

    Йолдыз апага ихлас кунелемнэн рэхмэт эйтэм бик куп нэрсэгэ куземне ачканы эчен!Чынлап та татар сэнгате, бу урында музыкаль сэнгать турында суз бара, бик тубэн дэрэжэдэ икэнлеге ачылды. Йолдыз ханым хаклы бит! Нык сэламэтлек,тынычлык,ижади унышлар телим ана. Дауд

  • Анонимно
    12.05.2014 10:48

    Невзирая на препоны чинимые этим "мастером"выросло целое поколение талантливых музыковедов ставших доуторами и профессорами. В одной консерватории их трое.Читая БО и восторженные комментарии "исанбетофилов" создается впечатление, что кроме "великой" Исанбет никого нет. Кстати читая о Сладковском вспомнил какие бесовские пляски устраивались вокруг великого композитора Назиба Жиганова. Не зря Фуат Мансуров с горечью буквально выкрикнул на похоронах "его убивали".Некоторые не могут успокоится до сих пор.Имя великого мастера носит консерватория, улица,кружит по солнечной системе планета. А кто помнит имена завистников? Хотя один вошел в историю именно тем, что первым написал о нем клеветническую статью, в достижениях в музыке он не замечен.Вот такие мысли приходят на ум читая и слушая восторженные песнопения в честь Исанбет. Кстати хочу напомнить, что 2 июня этого года исполнится уже 26 лет со дня ухода из жизни великого мастера.Но есть еще немало людей помнящих его как очень демократичного человека, а не великую легенду нашей истории.

  • Анонимно
    12.05.2014 10:54

    Уважаю твердость взглядов Исанбет, многое сказанное о состоянии национальной культуры - правда. И то что Тукай никому не нужен - правда, зачем лицемерить? Но впечатление испортили реплики о Мансурове. Имела возможность наблюдать за ним и никогда не назвала бы его скромным. Очень заносчивый был человек. Оркестром в последние годы практически не занимался, но не стеснялся напоминать музыкантам об их никчемности. Да и репертуар был у оркестра никакой. Приедет Мансуров - сыграет Моцарта, чуть-чуть Брамса. Мансуров в отъезде - в БКЗ сплошные вальсы и польки Штрауса. И возможности у Мансурова были очень даже серьезные, но он не ставил цели добиться новых инструментов и зарплат для оркестрантов. Не болел он за оркестр, смотрел свысока на разваливающийся коллектив. Возможно, в силу возраста энтузиазма не хватало. Да и учеников не оставил. Можно как угодно характеризовать Сладковского, но это человек, который ежедневно занимается черной работой, вывозит оркестр на гастроли и не плюшевые, как наш оперный театр, приглашает отличных солистов, расширяет репертуар. Я тоже имею некоторые претензии к дирижерскому стилю Сладковского, но посмотрите - музыканты в оркестре воспряли, раньше играли как сонные мухи. Слышала от одной пожилой оркестрантки - "он заставил нас работать, я стала заниматься и сейчас играю, как в молодости". Это дорогого стоит, уважаемая Юлдуз Накиевна. Касаемо антологии могу заметить, что до Сладковского таких починов не было. Своим ничего не надо было. А пришлый сделал и попал под град критики.Ну что же - по крайней мере появился предмет для критики. А раньше и того не было. Так что это скорее плюс, чем минус на фоне скукоживающейся под давлением глобализации национальной культуры.

  • Анонимно
    12.05.2014 11:37

    Твердость взглядов не означает их правоту.Работал в институте энциклопедии где Исанбет ведала отбором имен музыкантов для включения в нее . Шли постоянные конфликты из за того, что она постоянно отбрасывала тех кого считала личными врагами и подсовывала приятелей.В общем если дать ей волю татарская музыка предстала бы в "кривом зеркале". В конце концов это надоело М.Х.Хасанову и он поручил зам. директора Г.С. Сабирзянову навести порядок.Она была уволена и хождения по судам, а по знанию законов она даст фору любому юристу,кончилось отказом в ее исках.В коллективе атмосфера стала чище.В институт она конечно носа не кажет, равно как и в консерваторию. Конечно БО может это не публиковать, хотя восторженным поклонникам надо бы знать и такое,из биографии своего кумира.

  • Анонимно
    12.05.2014 11:47

    Юлдуз Исанбет - достойная дочь своего отца. Умница редкая с абсолютным слухом, музыкальным и человеческим. И в этом насквозь фальшивому Сладковскому действительно крупно не повезло. Ведь, по его разумению, он приехал в "глухую провинцию",где кроме татарской гармошки отродясь ничего не слышали. И совершенно справедливо получил по носу за свое "столичное" жлобство. Увы и ах!..

  • Анонимно
    12.05.2014 12:57

    Какая злобная и примитивная характеристика Сладковскоу дана этим подоноком . Не могу назвать иначе существо позволяющее столь оскорбительно писать о мастерах культуры.Именно такие травили и Жиганова и других мастеров культуры в свое время.Замечу, не для этого существа, что Сладковский ехал не на "гармошку", а в город где творили Сайдашев и Жиганов, Рахлин и Мансуров, где многие годы проводятся фестивали мирового звучания.И он стремится внести свой вклад в пропаганду музыкальной культуры татарского и других народов Татарстана.Республики многонациональной, где в свое время М.Ш.Шаймиев сказал, не забывайте я не президент татар , а президент многонационального Татарстана, определив тем самых вектор развития республики который продолжает и Р.Н.Минниханов.Поэтому РТ и стала самой преуспевающей республикой РФ.

    • Анонимно
      12.05.2014 16:22

      Ну по части злобности вы всех переплюнете... Остальное - чистой воды демагогия. Знаем, много раз слышали эту мелодекламацию на тему "мой вклад в культуру Татарстана" в исполнении А.В.Сладковского - с реверансами в сторону обоих президентов и с "металлом" в голосе для всех остальных. Ибо ехал, чтобы по-быстрому срубить бабки, премии, звания... Словом, все то, в чем его обошли в Питере и Москве на третьих и десятых ролях. Какие уж тут сложности...

  • Анонимно
    12.05.2014 15:05

    Кто знает, тот поймет: критика антологии напоминает рецензии на научные работы, когда рецензент, не успевший прочитать работу, с ходу громит автора за неправильное оформление сносок и указатель источников, не вдаваясь в содержание. Это воспринимается, как придирки-даты жизни композиторов не указали, к какой эпохе относится и т.д.А успех концертов всегда можно списать на то, что аудитория это не утонченная музыкальная интеллигенция, а "всякий сброд". Радоваться надо, что на концерты ходят не профессиональные музыканты, а самые разные люди.Мои симпатии на стороне Сладковского.

  • Анонимно
    12.05.2014 19:17

    Учитывая эпистолярное произведение Н.Исанбеа 19 ноября 1937 г. Ю.Исанбнт действительно достойная дочь своего отца.См. Юлдуз Исанбет. "Насколько правдива критика" К. 2008 г. с. 35 - 38. Действительно пословица о яблоке и яблоне правильна.

  • Анонимно
    12.05.2014 20:25

    Спросите себя сами те, кто смело пишет про дирижера совсем нелестные характеристики. А спросите себя конкретно - а каких дирижеров я знаю, и видел их работу ? Нет - не выступление уже на сцене , так сказать конечный результат , а именно работу ???? Ну двух, трех? И вы считаете можете делать такие смелые заявления?
    Господи, вы работу дирижера-то знаете вообще? Вы структуру, устройство оркестра знаете? Уверен многие считают - а чего там сложного , ноты стаят , играй и всё.А дирижер чего-то там машет....
    Это только кажется так.
    А дирижер исходит всегда из "качества предоставляемого материала" (проще - уровень музыкантов)
    Если бы музыканты учились как минимум еще где-то (Москва, Питер, заграницей), то и почва для творчества была бы благородной, "плодороднее". А то что в данном случае звучит "на выходе" - иначе как подвигом и небывалыми репетиционными усилиями, трудами не назовешь , господа.
    Уверен позови другого дирижера, и был бы другой путь развития, то не избежать развала

    • Анонимно
      12.05.2014 21:08

      А что, кроме г-на С. в Казани никогда никаких дирижёров вообще не было? Он на целину приехал? Может, и в мире он - первый? Как Адам...

      • Анонимно
        13.05.2014 01:43

        Дирижеров знаем, слышали их концерты. Рахлин, Салаватов, Мартынов, Калагин, Мансуров - все успешно работали с оркестром. Концертировали с ГСО Ринкявичус, Солженицын, Мастранджело, Плетнев - тоже были классные концерты. Все перечисленные маэстро классом выше Сладковского. И скромнее. Вот как-то так.

  • Анонимно
    13.05.2014 00:48

    Юлдуз Накиевна,браво!Спасибо за смелость,за честность и высочайший профессионализм музыковеда!А Сладковский - высокопрофессиональный ВОЕННЫЙ дирижер и этим все сказано.Поэтому Гергиев,близко не подпускал его к оркестру

  • Анонимно
    13.05.2014 07:36

    Согласен с 20:25. Труд дирижера схож со сталеваром.А вот 21:08 занимается демагогией в духе исанбет.С. приехал не на целину,но вырастил новое растение. Не понял, что за труд " Насколько правильна критика"опубликовала она. Судя по названию это наверное брошюра.И хотя тут пишут, что она достойная дочь своего отца,и пословицу про яблоко и яблоню напомнили но это по моему ерничанье. Исанбет - отец писал многочисленные неплохие пьесы и создал уникальный свод народной мудрости.Человек очевидно сложный, как все писатели начального периода советской литературы эпохи "бури и натиска", но след оставил заметный, и был щедро отмечен наградами и званиями, вроде бы есть даже его имени улица.Кстати, стал ли он лауреатом Тукаевской премии?

  • Анонимно
    13.05.2014 11:11

    Тем, "кто хочет поговорить" за Сладковского, можно напомнить одну простую истину: "Возвышающий себя унижен будет...".

  • Анонимно
    13.05.2014 11:28

    Тому кто 11:11 напомню другую истину" Словоблудие как и рукоблудие, до добра не доводят". Постарайтесь это усвоить.А из евангельских текстов наверное самый важный " Не помяни имя Господне всуе".В расширительном понимании, а это мудрость на все времена, это тоже о Вас.

  • Анонимно
    13.05.2014 12:03

    Тогда почему вы это делаете? Посему да будет Он вам судьёй.

  • Анонимно
    13.05.2014 12:06

    Господин этот злоупотреблять евангельскими цитатами.Речь не о "за Сладовского", а о, том, что не надо унижать мастера. В общем все это у Вас "словоблудие".Почитаешь некоторых, так Сладковский " змий огнедышащий" напавший на татарскую музыку.Пора прекращать всю эту "исанбетовщину".Кстати был вчера в БКЗ рядом с Р.Аблязовым появилась очень интересная и похожая на него внешне фигура: Д.Бикчентаев, композитор, бард и филантроп, создавший музыкальную группу из слабовидящих детей, великолепно исполняющих и поющих. Такого концерта еще не слышал. Браво обоим.Так, что в музыке нашей есть не только кляузы пожилой дамы.

  • Анонимно
    13.05.2014 12:30

    )))))Евангельскими "цитатами "злоупотребить" невозможно! По этим Истинам надо Жить!

  • Анонимно
    13.05.2014 13:30

    Господин 12:30 не может успокоится. Речь идет именно о Вашем неуместном употреблении цитат.В старину таких называли "пустосвят", так и буду именовать Вас впредь.Спасибо, за открытие, что надо жить по евангельским канонам ,никто до вас этого не знал.Пора бы Вам на исповедь сходить, возможно полегчает и "пустосвятствовать" станете меньше.Конечно епитимью батюшка наложит, но думаю не особенно строгую.Ведь все это у вас не по умыслу злому, а токмо по глупости.Правде говорят, что это тоже Божий дар. Судить не берусь.

  • Анонимно
    14.05.2014 14:07

    С интересом прочитал как высекли господина 11:11. за словоблудие. Вспомнил еще одно слово о таких: "прелюбоцитатство" по аналогии с прелюбодеянием.

  • Анонимно
    14.05.2014 17:46

    Ну положим словоблуд тут один 11:11.Но по сравнению с ним "унтер офицерская вдова" может отдыхать.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль