Общество 
15.05.2014

Будущее «Большой Казани»: сплав новой экономики, инноваций и передового сельского хозяйства

В программе «Татарстан-2030» ставка делается на три агломерации

Завесу тайны над процессом разработки программы социально-экономического развития РТ до 2030 года приоткрыли вчера в Казанской ратуше. На семинар, посвященный развитию Казанской городской агломерации и ставший площадкой отработки части проекта «Татарстан-2030», собрались представители пяти окружающих столицу РТ районов, а также бизнес и чиновники. Побывавший на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал схожие проблемы районов: наплыв казанских дачников и отток рабочей силы, дорожные проблемы и нехватка средств на «социалку», а также узнал, когда эксперты Леонтьевского центра при поддержке «дочки» «Связинвестнефтехима» выпишут рецепт экономического чуда: программу представят через год.


.
Борис Жихаревич и Мидхат Шагиахметов

СТРАТЕГИЮ-2030 В КАЗАНИ ОБСУДИЛИ ПОСЛЕ АЛЬМЕТЬЕВСКА И ЧЕЛНОВ

Разрабатываемая при участии петербургского Леонтьевского центра программа социально-экономического развития РТ до 2030 года вчера стала доступнее широкой общественности. В Казанской ратуше эксперты, ведущие работу над программой по заказу фонда «Туган ил», провели семинар на тему координации развития в границах городской агломерации. Участниками семинара стали представители пяти окружающих столицу РТ районов республики, чиновники казанского исполкома, а также представители предприятий и организаций.

Важность мероприятия подчеркивалась участием и министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова — это ведомство курирует программу.

В Татарстане определены три крупных экономических зоны, формирующихся вокруг трех агломераций — казанской, альметьевской и набережночелнинской, напомнил научный руководитель проекта «Татарстан-2030» Борис Жихаревич. Чтобы «не обижать» Нижнекамск, он предложил называть последнюю камской. Собственно семинар был посвящен выявлению вопросов, которые столица и районы должны решать совместно, и поиску «острых углов», объяснил он цель совещания. Пространственное развитие агломераций — это один из важных пунктов «большой» стратегии развития-2030.

Как пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online» разработчики программы, подобные проектные совещания уже прошли и для альметьевской, и для камской агломераций — осталась только Казань. Сейчас близится к концу этап сбора данных и их анализа, и начинается период написания собственно программы развития. Итог — программа «Татарстан-2030» — будет представлен, таким образом, через год.

.

Напомним, что о необходимости разработки самой стратегии говорят уже несколько лет. Вышедшая к микрофону представитель минстроя РТ вчера очень порадовалась начавшейся наконец работе, потому что ведомство предлагало согласовать развитие прилегающих к Казани районов аж в 2007 году, приступая к территориальному планированию...

Казанская агломерация, как пояснил Шагиахметов, имеет наиболее важное значение. Здесь реализуются масштабные проекты не только федерального и республиканского, но и международного, европейского уровня. В агломерацию помимо Казани входят Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский и Пестречинский районы. И главная задача — не конкурировать между собой, а работать в общей связке, добиваясь синергетического эффекта в развитии.

«Когда мы приступали к разработке стратегии развития республики-2030, мы понимали, что этот документ должен обсуждаться в широком диалоге. Это не документ министерства экономики либо нескольких министерств и ведомств — это документ развития республики в целом», — объяснил министр необходимость обсуждения стратегии.

Тяга к развитию территорий по методу агломерационного объединения ощущается, что называется, в реальной жизни. Совместные проекты так или иначе волей-неволей связывают их, а раз так — надо направить процесс в это русло изначально и с научным подходом.

.
Иван Кузнецов

«МАЯТНИК», «ДАЧНИКИ» И ДОРОГИ

Судя по докладам, присутствовавшие представители районов и городов поначалу не совсем поняли, что от них требовалось, когда рассказывали о развитии своих территорий.

Взрывной рост качества и количества улично-дорожной сети Казани, мощнейший в масштабах России образовательный центр, туристический магнит, притянувший в прошлом году 1,5 млн. человек, плюс мощный экономически развитый город. Такой Казань предстала в докладе замруководителя исполкома Ивана Кузнецова.

Однако модератору конференции Жихаревичу хотелось услышать о проблемах координации работы частей агломерации. В качестве примера он привел ситуацию в агломерации Санкт-Петербурга, где жители Ленинградской области стонут от тысяч понаехавших из северной столицы дачников, а сами питерцы страдают в многокилометровых пробках. Согласование вопросов по строительству каких-нибудь развязок, вдруг пересекающих границы нескольких районов, оказывается сложнейшей проблемой, потому что никто не хочет «делиться» «своей» землей. И так далее. Но такие проблемы совместной жизни испытывает не столица республики, а скорее районы. С другой стороны, как можно разрабатывать стратегию развития Казани, не имея стратегии развития республики? — спросил Кузнецов. Одно без другого как-то просто нереально, учитывая масштаб мегаполиса.

Лучше других некоторую неготовность участников к мероприятию объяснил глава Зеленодольска Александр Тыгин. Как оказалось, еще до совещания главы районов успели посовещаться между собой и выяснить, что в детали предстоящего обсуждения никто посвящен особо не был. А было бы неплохо заранее вникнуть в корень проблем!

.
Александр Тыгин (слева)

В целом представители районов, однако, пожаловались на схожие проблемы: разница была разве что в цифрах. Казань для всех является мощным «пылесосом», стягивающим рабочую силу с одной стороны, и «вываливающую» в районы десятки тысяч стремящихся на природу казанцев. В результате возникает дисбаланс: «дачники» свои налоги оставляют в столице, но вот никто из них, например, не пылает страстным желанием вывозить за собой мусор. Тыгин проиллюстрировал ситуацию, рассказав о поселке Васильево: при постоянном населении около 20 тыс. человек летом он разрастается до 80 тысяч. Это вопросы безопасности и охраны общественного порядка, благоустройства территории, ремонта вдруг испытывающих сверхнагрузки дорог, медицины и так далее.

.

Сходной для всех районов остается и проблема маятниковой миграции — ежедневно тысячи людей садятся на любые виды транспорта и отправляются в Казань на работу и учебу. Летом въезд в столицу республики в воскресенье после пяти или выезд вечером в пятницу превращается в проблему из-за пробок. Транспорт становится проблемой для жителей Осиново. Территориально поселок — в составе Зеленодольского района, но все пути к нему лежат через казанские трассы, в результате местный исполком даже выставить маршруты на конкурс напрямую не может. К слову, вопрос связности территорий можно решить только путем развития общественного транспорта, подчеркнул Тыгин.

Пробки на Займищенском мосту через Волгу — головная боль и для Верхнеуслонского района, добавил глава района Марат Зиатдинов. Безусловно, вопрос развития территории упирается в строительство нового моста через Волгу — тем более что надо организовывать надежное сообщение Казани с Иннополисом. И, разумеется, главу беспокоят все те же дачники, все тот же отток рабочей силы.

.
Михаил Фадеев (слева)

Проблемы маятниковой миграции можно решать и по-другому — например, организуя производство на территории районов. Так происходит в том же Лаишевском районе, где за счет строительства ряда предприятий число занятых увеличилось, отметил глава исполкома Лаишево Михаил Фадеев. Но и тут важно не переусердствовать, чтобы не переселить вместе с промзонами еще и экологические проблемы, перевалив их с относительно могучих столичных плеч на совсем уж скромные районные возможности. К тому же возникает еще и момент с квалификацией рабочей силы: может ли сельский труженик встать у станка ЧПУ? Если же готовых рабочих нет, то их придется откуда-то возить...

Глава Пестречинского района Эдуард Дияров напомнил о традиционно сельском укладе жизни Пестрецов и посетовал, что район не имеет железнодорожного сообщения с Казанью. Отсюда и ряд транспортных проблем. Зато как было бы здорово обустроить и расчистить русло Меши, которую глава поэтично сравнил с рекой Квай — и какой это отличный уголок для отдыха! Никакой, мол, Таиланд не сравнится со спокойствием и тишиной этих мест.

РАЙОНАМ ОПРЕДЕЛЯТ ФУНКЦИОНАЛ

Совещание продолжалось около двух часов. В итоге принято решение более детально обсудить предложения всех районов. Как пояснил «БИЗНЕС Online» Жихаревич, в итоге по всем территориям будут распределяться определенные функции с учетом интересов соседних территорий. Разумеется, они не будут жесткими или по указке сверху — функционал будет определяться в совместных обсуждениях.

«Мы не пытаемся жестко зафиксировать — всем жить здесь, работать здесь, — объяснил Жихарев. — Но улучшить существующую ситуацию с учетом предложений районов можно».

Окончательно роли тех или иных территорий в агломерации — на стадии формирования, но казанская зона видится разработчикам как сплав «новой экономики, инноваций и передового сельского хозяйства».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2014 08:46

    Выскажусь по вопросу развития республики с предложением - Давайте мыть с мылом дороги на улицах крупных городов (Казань, Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск). Звучит как чушь, и нечто не реальное. Между тем это как раз та вещь которая в значительной степени сможет улучшить наш менталитет, его ответственность к окружающей среде.К тому же будем иметь серьезное репутационное преимущество перед другими регионами России как в привлечении инвесторов, так и в привлечении высококвалифицированной и творческой и предпринимательской рабочей силы, плюс сфера туризма. Цена вопроса я думаю для республики не такая уж и большая, все что нужно для осуществления у нас есть - вода (Кама, Волга), мыло (Нэфис), рабочая сила (молодежь).Представляете как про Татарстан и Татар будут говорить!?: "Вот у Татар все круто, Универсиада, Смартсити, Иннополис... Да у них даже дороги с мылом моют!"

    • Анонимно
      15.05.2014 09:28

      а почему "рабочая сила" не сам автор поста?

      • Анонимно
        15.05.2014 09:45

        Потому как участвую в развитии республики как более высококвалифицированный работник, да и уже по возрасту не солидно таким трудом деньги для семейного бюджета зарабатывать. Хотя, если тыщ по 70 в месяц будут платить за работу, может и не откажусь. Но по факту оплата за такой низкоквалифицированный труд должна быть на уровне 25 т.р. что тоже в целом не плохие деньги за такой труд.

        • Анонимно
          15.05.2014 16:43

          "да и уже по возрасту не солидно таким трудом деньги для семейного бюджета зарабатывать"Вот из-за такой завышенной самооценки у нас полно гастрбайтеров. Конечно ни один менеджер не пойдет улицы мыть. А если завтра все дворники скажут, мне не по возрасту улицу мести, утоните в грязи.

          • Анонимно
            15.05.2014 17:21

            и так уже утонули в грязи. Менеджера или экономиста который получил профильное высшее образование по специальности глупо толкать мыть улицы. По крайней мере тогда нафига этот менеджер 5 лет в институтах что-то изучал? мог бы сразу пойдти улицы мыть.Я обычно простым рабочим так отвечаю:Знаешь почему я в 10 часов встаю на работу, а ты в 6 утра и работаешь ты руками а я головой? Потому что в институте учиться надо было!

            • Анонимно
              16.05.2014 19:06

              Очень у вас интересный комментарий.... Поучать рабочего- производящего что- либо (реальный рост экономики), выполняя работу журналиста. Корона голову не жмёт? Я и сам не рабочий, но моя организация именно производит, а не работает в сфере обслуживания. И вставать приходится в шесть утра и в институте хорошо учился.

    • Анонимно
      15.05.2014 09:46

      Чтобы мыть мылом дороги сначала их надо иметь. Поэтому надо начинать с качественного строительства дорог. Например, в Гагаузии есть участок дорогии, который был построен румынами еще до 1938 года и которая ни разу не ремонтировалась, а те дороги, которые строились потом, ремонтировались почти каждый год. Спросите в чем причина? Ливневки, качество строительных материалов и самого строительства, а также подъем дороги выше обочин, в результате, дорога не превращается во время дождя в реку (которая практически смывает дороги), а машины в грязных чудовищ. Вот это и есть ответственность к окружающей среде, то есть к природе, напомню, созданной Всевышним. То есть ответственность перед Всевышним, у многих наших строителей и чиновников этой ответственности нет. А в РПЦ и ДУМ нет желания заниматься этими вопросами, для них главное форма-Молитва, свечки, намаз и хиджабы. Молиться надо за качественную работу, а не за отпущение грехов за халтуру.

    • Анонимно
      15.05.2014 09:46

      Был в Швейцарии - там тоже дороги с мылом моют, а когда узнал что рабочие мойщики ездят на своих volvo и хорошо зарабатывают - ВОТ ЭТО КРУТО!

    • Анонимно
      15.05.2014 09:50

      Вполне реализуема. Если начнется как инициатива Мэра Казани будет вполне уместно. Можно начать постепенно - сперва с пешеходных дорог в центре города например. Тем более что деньги в итоге все равно в республике будут крутиться - работа для Горводзеленхоза, закупка мыла у Нэфиса. И работники так же будут зарабатывать деньги и тратить их в республике.

      • Анонимно
        15.05.2014 10:20

        Забыли о том, что мыльная пена - прекрасная приправа для рыбы в Волге.

      • Анонимно
        15.05.2014 10:27

        Начинать надо с ул. Баумана. Однако, прежде необходимо изменить концепцию центра. После того, как жильцы выехали из центра и несколько раз изменился формат торговли (торговля и у нас в конце концов уйдет в Интернет и е-коммерцию) многие учреждения на ул. Баумана стали убыточными. Поэтому могут на приемлемых условиях переехать на более "людные" места.А Казанский посад можно превратить в мировой научный центр и центр дизайна и инжиниринга для предприятий и организаций не только РТ по и всех регионов РФ.

      • Анонимно
        15.05.2014 16:04

        так у нас мытье улиц шампунем не прижилось в итоге что ли?

    • Анонимно
      15.05.2014 10:02

      Что касается туризма. Казань раньше был закрытым городом, поэтому практически до 90-годов 20 века никакой туристической инфраструктуры не было, гостиниц было всего 3,5. Только в рамках реализации программы 1000-летия Казани строительство гостинец стало формироваться как бизнес, практически, кроме реконструкции гостиницы "Татарстан", все остальная туристическая инфраструктура стала появляться как коммерческие проекты. Программа Универсиады -2013 значительно усилила этот эффект. Таким образом вместо 200 тыс. туристов в 1996 г., которые летом выходили на полдня в пристани Казани, мы в настоящее время имеем более 2 млн. турисов (вернее, посещений иногородними Казани) в год.Попытки развития туризма в Казани вне крупных проектов и программ обречены на провал. Кстати, все отдельно утвержденные программы развития туризмы никогда не выполнялись и не достигали своей цели. Туризм для РТ это сопутствующий бизнес, связанный наличием крупных проектов.

    • Анонимно
      15.05.2014 16:39

      Баумана уже лет 10 с мылом каждую ночь моют

      • Анонимно
        15.05.2014 17:22

        Че то ни разу не видел, и результатов не видно - видимо как обычно мытье лишь в отчетах а не в реальности.

      • Анонимно
        16.05.2014 11:18

        Тогда озеро Кабан давно бы превратился на большой таз для стирки белья всех жителей Казани.

    • Анонимно
      15.05.2014 18:35

      Перед тем, как мыть улицы, нужно избавиться от источников грязи. Научить Горводзеленхоз делать газоны ниже асфальта, а парковщикам своих машин на газоне давать по 15 суток.

  • Анонимно
    15.05.2014 10:07

    Леонтьевский центр "рубит" деньги. Судите сами, как можно планировать экономику на такую территорию не думая о расселении, транспортной и и нженерной инфраструктуре. Вот Васильево с населением 20 тысяч человек не развиваем, трудовые потоки из Зеленодольска не перехватываем, стихиную дачную экспансию не регулируем, а Иннополис сторим усиленными темпами. Где логика. Прежде всего экономическая?

  • Анонимно
    15.05.2014 10:10

    Ну вы даете! Экономику агломерации свели к мойке дорог. Умора.

    • Анонимно
      15.05.2014 11:14

      Этож обсуждение простого предложения горожанина заинтересованного в развитии города и республики. Есть иные интересные предложения для развития? Уверен люди будут активно обсуждать и ваши предложения.

  • Анонимно
    15.05.2014 11:53

    а давайте воздух в казани озонировать и ионизировать.. поставим на всех улицах на столбах такие приборы - у будет очень круто.)) заняться что нечем людям чесслово. У нас в республике практически каждый четвертый розничный кредит в республике – просрочен, Татарстан занимает второе место в России по уровню просроченной задолженности. При этом объем просроченной задолженности физических лиц в Татарстане за 12 месяцев вырос на 60,9%. Объем просроченной задолженности физических лиц в Татарстане за 12 месяцев вырос с 8,2 до 13,2 млрд руб. В эту сумму входят потребительские кредиты, автокредитование и ипотека. И все это на фоне почти 10% снижения объема розничного кредитования в республике – с 62,4 млрд руб. на 1 мая 2013 года до 56,7 млрд руб. на 1 мая текущего года. Таким образом, на «плохие долги» в республике приходится 23% от всей суммы задолженности. БЕЗДЕЛЬНИКАМ МЫСЛИ ЛЕЗУТ НЕПОНЯТНЫЕ...ЗАЙМИТЕСЬ ЛУЧШЕ ДЕЛОМ!!!

    • Анонимно
      15.05.2014 12:23

      Ну дайте-же людям в розовых мечтах по грезить!

    • Анонимно
      15.05.2014 13:01

      Если не развиваться а жить насущным мы безнадежно отстанем

    • Анонимно
      15.05.2014 14:13

      Да уж. Вот это цифры. Пора задуматься над будущим нашей республики. Получается, что все радужные цифры, рисуемые нашими министрами были в основном за счет спроса полученного не от прямого заработка людей, т.е. не улучшения благосостояния народа, а лишь за счет непомерных кредитов, которые в итоге нельзя вернуть. Отсюда мнимое благосостояние людей, заоблачные цены на жилье и т.д. и т.п.

    • Анонимно
      15.05.2014 17:40

      кстати установка кислородных установок на основных пешеходных улицах вполне неплохая идея для нашей загазованной выхлопными газами Казани. Как минимум это улучшит здоровье астматикам. И если уж проводить политику чистоты в городе то установка установок для очистки/мойки воздуха вполне вписывается в эту политику.

  • Анонимно
    15.05.2014 13:11

    Улицы, которые моют шампунем, стали заметно чище. Со временем территорию помывки можно и увеличить.

  • Анонимно
    15.05.2014 14:32

    Скоро банки начнут забирать квартиры и автомобили у должников и продавать по дешевке. Как только это будет носить массовый характер, тогда и начнется коллапс на рынке жилья и резкое падение цен на все.

    • Анонимно
      15.05.2014 17:46

      ну банк всегда это имеет права сделать.Если гражданин не платит по кредиту

  • Анонимно
    15.05.2014 14:39

    Наверное , скоро будет всем плохо!"

  • Анонимно
    15.05.2014 14:50

    3-4 агломерации Татарстана не смогут устойчиво развиваться, если продолжат консервативную политику в сфере обращения с отходами. Технология 70-х годов с контейнерами (теперь -евроконтейнерами)и FAUNами ведёт к 90% захоронения хлама и отходов. Сплав экономики, инноваций и передового (органического) сельского хозяйства возможен только при развитии сетей мини-комплексов, работающих по технологии РОМХ (изобретение № 2468875). Как только власти РТ признают технологию в качестве наилучшей доступной технологии, ситуация в Татарстане начнет изменяться в положительную сторону. Сходить с рельсов, ведущих к экологическому коллапсу, всё равно придётся, и это время уже близко. КМЛ

  • Анонимно
    15.05.2014 15:52

    а как же Дембич и 45 миллиардов в праздник "Флота в 18 году) - полмоста через Волгу в Гребенях...

  • Анонимно
    15.05.2014 22:03

    Сказочники...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль