Общество 
24.05.2014

Тимур Ямашев: «Современный трамвай может быть эффективной заменой метро»

Вернется ли когда-нибудь трамвай на казанское Кольцо?

Пассажиропоток на ускоренном казанском трамвайном маршруте №5 продолжает расти и уже достиг 40 тыс. в день. Таким образом, востребованность трамвайной линии составляет почти половину от казанского метро и сравнялась (!) с самарской подземкой. При том что еще пару лет назад большинство казанцев считали трамвай устаревшим видом транспорта, которому не место на улицах города, отмечает известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей очередной статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что сейчас трамвай находится в одном ряду с системами, которые стоят на порядок дороже, имеют гораздо больше внимания властей и сотрудников в штате. Почему так получается и какие выводы можно из этого сделать?

ТРАМВАЙ ВСЕГДА КОМФОРТНЕЕ АВТОБУСА

Жители Казани, как и многие россияне, очень склонны к тому, чтобы ставить метро на ступень-две выше, чем наземный транспорт. Это обусловлено не столько идеальностью «подземки», сколько проблемами других видов. Горожанам нужно ехать, а не шашечки, то есть буква «М». Основными проблемами наземного транспорта являются его попадание в пробки, нестабильный график, некомфортные условия в салоне, а также возможная неприятная погода при ожидании на остановке. На ускоренной линии трамвая частично удалось решить эти проблемы. Обособленное полотно позволяет трамваю соблюдать график и не стоять в перманентной пробке на Третьей транспортной дамбе. Комфорт в салоне нового трамвая всегда будет выше, чем в салоне автобуса, поскольку у трамвая практически отсутствуют поперечные колебания и ускорения. На основных остановках ускоренного трамвая сделаны серьезные крытые павильоны, которые гораздо приятнее в случае дождя или солнцепека. Практика показала, что как только по этим трем пунктам был наведен относительный порядок, то пассажиры «проголосовали ногами» и стали выбирать трамвай.

ТОЧКИ РОСТА

Разумеется, на достигнутом прогрессе нельзя останавливаться. Вышеперечисленные пункты можно и нужно развивать дальше. В ХХІ веке негоже укладывать рельсы при помощи гастарбайтеров и кувалды, для этого существует высокоточное оборудование. Замена старых рельсов на современное полотно позволит увеличить среднюю скорость с 20 - 25 до 30 км/час. Комфортные остановки должны иметь не только крышу, но и лавочки, а в идеале они должны быть полностью закрытыми и с климат-контролем. Подобные остановки появляются во всех городах мира.

Даже при минимизированном числе пересечений трамвайной линии с автодорогами случаются ДТП. В результате движение встает, из-за этого тысяча людей теряет свое время. Если на метрополитене существует целый отдел полиции, то трамвайная линия вполне заслуживает хотя бы свою группу ГИБДД, которая бы постоянно и максимально оперативно разбиралась с такими ДТП.

Разумеется, развитие сети «правильного» трамвая — это основное направление для деятельности «Метроэлектротранса». Сейчас основной пассажиропоток наблюдается между проспектом Победы и ул. Короленко, то есть казанцы используют трамвай №5 в основном для перемещений между Ново-Савиновским районом и Азино. Хотя конечной остановкой является ж/д вокзал, то есть формально к маршруту также прикреплен и третий узел — центр города. Однако район Центрального вокзала — одно из самых нелюдных мест в центре Казани, и напрашивается очевидное решение о переносе конечной остановки в более популярное место.

ВЕРНЕТСЯ ЛИ ТРАМВАЙ НА КОЛЬЦО?

Идеальным решением могла бы стать остановка на площади Тукая. Для воплощения этой идеи нужно реконструировать недавно разобранный участок путей от улицы Тукая. В таком случае маршрут №5 получит не две, а три точки притяжения пассажиров. В пределах 30 минут можно будет попасть из самого центра города на проспект Ямашева. А в случае замыкания трамвайного кольца, которое есть в ближайших планах мэрии, эти же 30 минут комфортной поездки до центра города будут доступны жителям Горок и Азино. Общая сумма вложений не превысит 3 миллиарда рублей, а срок работ — менее года. За эти же деньги и сроки можно построить только половину станции метро. А пассажиропоток на такой системе ускоренного трамвая может превысить нынешний пассажиропоток казанской «подземки».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.05.2014 09:14

    Тимур, опять лапшу вешаем? Давайте про все города мира , где появляются крытые остановки с климат контролем. Назовите эти все города и обьясните, почему в список этих всех городов не входят, например, Прага, амстер, Гронинген, в штатах сколько есть городов с трамваями и кондиционером на остановках?

    • Анонимно
      24.05.2014 16:54

      Ориентироваться надо не на старую Европу ,а на современность -США и Азию-и с нашим климатом убирать все под землю,в т ч трамвай

      • Анонимно
        24.05.2014 19:23

        Так Тимур против США и Азии с их многоуровневым и парковками

        • Анонимно
          24.05.2014 21:13

          В США эстакады в центре городов как у нас у Кремля не проходят.Все многоуровневые развязки -на объездных дорогах,в про мзоне,за городом.В центре городов светофоры и одностороннее движение(чаще всего в мега полисах)

        • Анонимно
          24.05.2014 21:37

          Люди ,мы живем в 21 веке.Весь транспорт надо убирать под землю,в т ч трамваи ,автобусы,поезда и железную дорогу.В Америке вокзал построен в начале 20х годов-все пути под землей на Манхеттене.Прошло уже 100лет и мы безнадежно в этом от стали.Срочно надо догонять!!!

  • Анонимно
    24.05.2014 09:25

    Чтобы опять в центре образовалась дикая пробка на Пушкина

    • Анонимно
      24.05.2014 21:16

      Трамвай должен быть на кольце,но под землей,так же как и автобусы .А на поверхности-фонтан и круговое движение по кольцу .Тот мэр,который это реализует,навечно останется в памяти потомков

      • Анонимно
        27.05.2014 10:10

        Всё под землей? Фу, фу, фу. И на какие деньги интересно?

  • Анонимно
    24.05.2014 09:33

    Этот маршрут трамвая постоянно плохо ездит. Постоянные заторы.

  • Анонимно
    24.05.2014 09:37

    Нужно обособить трамвайные пути. Чтобы авто никак не пересекались. Любая мелкая авария - трамваи стали.

  • Анонимно
    24.05.2014 09:41

    Тимур, трамвай бесспорно нужен в Казани, но вопрос где. Например, я против возвращения трамвайных путей от Тукая до Кольца. Они будут только мешать транспортному потоку и усугубят пробки. При этом мало кто будет ездить именно на трамвае от ж/д вокзала до Кольца. И тем более нет смысла с Горок добираться до Кольца на трамвае, т.к. на метро в разы быстрее.В прошлый раз я предложил провести однополосную трамвайную линию на миллениуме от Ривьеры до Парка Горького или до ул. Толстого (Подлужной). Всего один скоростной трамвай будет курсировать туда-обратно. Для этого не обязательно даже строить эстакаду, можно на одной из боковых пешеходных дорожек миллениума проложить рельсы, ширина там достаточная. Ваше мнение?

  • ДеД
    24.05.2014 09:42

    Тимур, трамвайные рельсы занимают рельсы на поверхности земли и если подсчитать сколько пассажиров находится на это площади, то трамвай проиграет по отношению к автотранспорту.Количество машин будет расти.Наличие пробок на третьей транспортной как раз и говорит о том, что там есть трамвай.Где есть и ожидаются проблемы с трафиком, там трамвай изначально неэффективен и ошибочен.Физика и Математика вам в помощь.

    • Вот Вам математика, и физика и политика (никуда от неё проклятой не денешься).Почему вначале, когда открыли маршрут пассажиропоток был маленький, а потом вдруг увеличился? Ответ простой, когда ежедневно едешь на своем авто, преодолевая пробки, затрачивая кучу своего времени и видишь, что мимо тебя проносятся трамваи один за другим, постепенно приходит понимание, что на трамвае то быстрее доехать до нужного места, не надо потом искать парковочное место. Постепенно люди пересаживаются на трамвай. Кому то потребовалось два три дня на понимание этого, другим два три месяца, до некоторых до сих пор не доходит. Хороший, не простаивающий в пробках, ВЫДЕЛЕННЫЙ трамвай и есть панацея от пробок. Человек всегда выберет то, что ему удобнее, быстрее и качественнее. Это математика и физика. А обеспечить его такой альтернативой в виде удобного трамвая (троллейбуса, метро или автобуса) и есть политика властей. Вот тут то не все в порядке. Считая конкретные затраты на прокладку путей, не задумываются об экономии в другом, времени людей, затрачиваемом на поездки по городу, экономия которого даст больший эффект в экономике, чем экономия на инвестициях в общественный транспорт. Потому считаю, что автобусы отданные на откуп частнику. нерациональные затраты на муниципальный транспорт (выбор в пользу дорогостоящего, никогда не окупаемого метро) неправильной политикой.

      • Анонимно
        26.05.2014 11:39

        Вы забываете про наш менталитет. Для многих понты в виде передвижения на собственном автомобиле важнее затрат времени, зачастую в ущерб здравому смыслу. "Я не какой-нибудь лох, чтобы ездить в трамвае!" - примерная такая у них логика. Они готовы часами стоять в пробках, лишь бы показать окружающим свою "крутость".

        • Анонимно
          27.05.2014 10:18

          Пусть стоят, но только не мешают ОТ, т.е. не на автобусных полосах и не на трам.путях.

  • Анонимно
    24.05.2014 09:44

    откуда цифра в 40 тыс?http://www.business-gazeta.ru/article/100981/ - официально - 26 тыс пока. И это в и никак не соответствует половине пассажиропотока метро (86 тыс.) Тем более что метро радиальное и выполняет конкретную функцию - добраться быстро в центр, а трамвай - кольцевой, то можно предположить, что глобальных изменений пассажиропотока у трамвая уже не будет. "Гнать" сейчас трамвай в центр, по моему совершенно бессмысленно.

  • Анонимно
    24.05.2014 10:04

    Тимур Вы как всегда ерундой болтаете!Нужно метро и автобусы!

  • Анонимно
    24.05.2014 11:24

    Всё хорошо, но только нужно вернуться к старой идее провести часть трамвайных путей в центре под землёй.

  • Анонимно
    24.05.2014 12:32

    Какое образование у этого "тимура в гамашах"? Насколько он компетентен в теме, о которой столько пишет? Трамвай неокупаем, громоздок и ломок, вспомним пробки на кольце, отсутствие тока в проводах и т.д. Умиляет профессия автора "блогер и активист", раньше был бы лектором общества "Знание" ;-0)))

  • Анонимно
    24.05.2014 12:40

    Поддерживаю Тимура. Надо поднимать эти темы.

  • Анонимно
    24.05.2014 12:41

    Читаю комментарии и понимаю, что до уровня развития европейских городов мы еще не скоро дойдем.Тимуру-терпения.

  • Анонимно
    24.05.2014 12:44

    Тимур, выложи на форуме вариант трассировки. Очень уж спорно тащить трамвайную линию в перегруженный трафиком район Кольца, тем более там метро замечательно справляется. Нужно проектный кольцевой маршрут трамвая запускать (5трам +3 трам), на 3 траме конечно не огромный пассажиропоток, но зато там линии не будут особо мешать трафику.

    • Анонимно
      24.05.2014 14:00

      Трамвай №3 очень помогает на Технической от площади Вахитова до Кулагина. Там ужасные пробки в часы пик.

  • Анонимно
    24.05.2014 13:25

    Трамвай вернется если только вторым этажом, над трассой.

    • ДеД
      24.05.2014 14:21

      Об это уже давно говорили, ещё до 1000-летия хотели реализовать в виде монорельсовой дороги.Не реализовали из-за дороговизны.А зря, скупой платит дважды :(

      • Анонимно
        24.05.2014 15:16

        Не надо монорельс. В Чикаго трамвай ходит по рельсам обычным.

  • Анонимно
    24.05.2014 19:39

    отделить общественный транспорт от частного на дороге и будет в городе порядок а еще вместо надземных и подземных переходов сделать надземные дороги и будет всем счастье

    • Анонимно
      27.05.2014 10:20

      И будет жители первых линий улиц наслаждаться вашими надземными дорогами...

  • Анонимно
    25.05.2014 09:16

    Нужно сменить главного архитектора на компетентного. Видно же как ГлавАПУ, да и ТИГП работает с пространством - они в нём ничего не понимают. Во что превращают город - полный "салат" из зданий, отсутствие понимания транспортных потоков, которое приводит к хаосу. Кроме этого идёт полное разрушение среды города. Людей из центра выкинули на периферию и теперь жителям ежедневно приходится перемещаться через этот центр к месту работы и обратно. Хаотичная застройка ВУЗов вообще не поддаётся оценке. Казань студенческий город, но почему-то главный архитектор не видит этого. Не создаются кампусы и студенты вынуждены перемещаться по городу, создавая дополнительные проблемы в итак перегруженном центре. Студентов в Казани 150 тысяч. Нетрудно прикинуть сколько у студентов автомобилей.

  • Анонимно
    25.05.2014 12:28

    Хваленый 5 трамвай ходит быстро, но имеет большую слабость: перекрестки. Недавно было ДТП на Пр. Победы - Ломжинская, так трамваи 2 часа стояли. И самое плохое, что на протяжении проспекта Победы от ул Зорге до Минской у людей нет альтернативы 5 трамваю, вернее есть якобы альтернатива в виде 97 автобуса, но ходит он раз в час. И когда трамваи встали, то живущие на Проспекте Победы в этом интервале улиц, идут на ул Фучика где море автобусов ходит и в ту и в другую сторону

    • Анонимно
      26.05.2014 13:04

      вот поэтому там и нужна развязка и никаких перекрёстков! а по поводу 2-х часов то тут надо серьёзно поработать с гибдд -не правильные приоритеты... на такие аварии они через 10 минут приезжать должны и еще через 10 освобождать пути!

  • Анонимно
    27.05.2014 10:30

    "Однако район Центрального вокзала — одно из самых нелюдных мест в центре Казани, и напрашивается очевидное решение о переносе конечной остановки в более популярное место.Идеальным решением могла бы стать остановка на площади Тукая. Для воплощения этой идеи нужно реконструировать недавно разобранный участок путей от улицы Тукая. В таком случае маршрут №5 получит не две, а три точки притяжения пассажиров. В пределах 30 минут можно будет попасть из самого центра города на проспект Ямашева"А на 15 автобусе с р-на Кольца на Ямашева можно попасть за 20 минут) Ну не, тут трамвай никак не помощник. А вот куда стоит изменить маршрут - так это завернуть его вместо Крыловки и вокзала на Декабристов и в Соцгород. По крайней мере пока не застроен многоэтажками район Ягодной слободы, пасспоток с Декабристов и Соцгорода будет выше и пользы от трамвая будет больше. Поток на Квартал и в Азино большой. Но нужно прокладывать новую ветку путей по прямому маршруту, через Волгоградскую-Ибрагимова например, т.к. соединение через Энергетиков - это не вариант, долго, на 33 автобусе быстрее хотя бы психологически.

  • Анонимно
    30.05.2014 06:59

    Автор некомпетентен ни во времени передвижения, ни вообще в теме, не бывает скоростных трамваев, все зависит от состояния путей, у нас же они уложены по технологии 30-х годов, на деревянные шпалы, за последний год новые трамваи раз пять слетали с рельсов. 30% машин стоит в парке без телег. А это дополнительное время ожидания, автор учи матчасть и разберись в теме, слабая рекламная статья в пользу трамваев, где на половине остановок нет ни ограждения от автодорог, ни самих крытых остановок

  • Анонимно
    3.06.2014 11:24

    Давно пора соединить "Бориского" и "Солнечный город" и будет всем счастье!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль