Общество 
25.05.2014

Как Малевич создал истинное мусульманское произведение – «Черный квадрат»

ЭКСПЕРТЫ В РАМКАХ ВЫСТАВКИ JAMEEL PRIZE 3 ОБСУДИЛИ ИСКУССТВО ИСЛАМА

В Казанском кремле на этой неделе открылась выставка Jameel Prize 3 — международный конкурс современного искусства и дизайна, вдохновленный исламской традицией. В Казани можно посмотреть авторов из шорт-листа конкурса, всего — 19 работ, от украшений из пластиковых бутылок до роскошных ковров. В рамках этой выставки, которая продлится до 17 августа, накануне в конференц-зале центра «Эрмитаж-Казань» прошла панельная дискуссия на тему «Прошлое, настоящее и будущее исламского искусства». Участвовали в ней куратор выставки Тим Стэнли и доктор искусствоведения Гузель Сулейманова-Валеева. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и узнал, есть ли различия между мусульманским и исламским искусством, кто вдохновил Малевича на «Черный квадрат» и почему на работы стоит посмотреть казанским художникам.

.

«ОЧЕНЬ СТРАННО СЛЫШАТЬ, ЧТО ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА НЕТ»

В самом начале Гузель Сулейманова-Валеева отметила: «Выставка Jameel Prize 3 — выдающееся явление в нашем искусстве. Потому что впервые из Лондона, из такого центра мусульманского искусства, как музей Виктории и Альберта, к нам приехала выставка современных, это важно подчеркнуть, художников. Потому что классическое искусство ислама нам более-менее знакомо, а вот искусство современное, модернистское, постмодернистское искусство, которое по-разному трактуется исследователями, мы имеем возможность впервые увидеть у себя в Казани, впервые в истории нашей республики».

Основная часть дискуссия коснулась проблемы определения самого термина «исламское искусство».

— Многие художники, дизайнеры из Южной Африки, Китая, Средней Азии, Ближнего Востока не согласны с тем, что их искусство называют мусульманским, — сказал Тим Стэнли. — И поэтому мы называем его искусством Среднего и Ближнего Востока. В том числе в случае с Jameel Prize. Потому что это интернациональный конкурс. И не нужно быть из исламской страны, чтобы принимать в нем участие. Вы видели, что в выставке представлены два французских автора. Мы не можем их причислить к авторам из исламских стран. Надо понять — когда мы говорим об исламском искусстве, у этого термина нет границ, мы его употребляем, чтобы определить сам понятийный аппарат. И вы можете сами использовать этот термин, но это лишь приближение к истине.

— Такая проблема особенно актуальна с представителями искусства в США, — продолжил куратор. — Они не очень хорошо представляют, о чем спорят, но, принимая участие в конференциях, говорят, что такой концепции, как современное исламское искусство, нет. И когда ты в этом специалист, очень странно такое слышать.

ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЛСЯ МАЛЕВИЧ

Выяснилось, что у участников взгляды на терминологию различаются. Сулейманова-Валеева разделила само искусство на два — исламское и мусульманское.

— Исламское — это религиозное искусство, которое связано, допустим, с декором мечетей, связано с шамаилями, с теми предметами искусства, которые несут в себе религиозную символику или религиозное содержание. Мусульманское искусство — это искусство, созданное мусульманами, теми, кто исповедует ислам, — объяснила искусствовед. — Поэтому мусульманское искусство не обязательно связано с религиозной основой.

— В творчестве мусульманских художников реальность не предстает копией этой реальности, — продолжила она. — Ведь один из исламских мыслителей писал, что мусульманский художник не должен копировать действительность, он должен эту действительность пропускать через себя, осознать ее и выразить по-своему. В мусульманском искусстве изначально были заложены принципы условности, символики, абстрактности. Мир мусульманский художник воспринимает условно-абстрактно. Мы можем говорить о том, что мусульманское искусство имеет свою стилистику и свой художественный язык. Художник, будь он француз, немец или араб, если они работают в стилистике мусульманского искусства, даже не будучи мусульманами, то мы говорим, что их произведения — произведения мусульманского искусства. И на данной выставке мы хорошо видим, что искусство, создаваемое представителями разных национальностей, имеет элементы, принципы мусульманского искусства — орнамент, арабская эпиграфика, условный символический язык, характерный для всего абстрактного, современного искусства. Ведь Малевич, который создал «Черный квадрат», фактически произвел революцию в европейском искусстве, обратился к принципам мусульманского искусства. Это геометрическая фигура, которая является знаком, символом. И это был переход к новому абстрактному мышлению в европейском искусстве. Понятие мусульманского искусства совершенно правомерно, если мы будем учитывать всю историю его развития.

.

Ее коллега возразил, что настолько серьезно менять терминологию не стоит.

— Люди привыкли к такому искусству, они понимают, что мы имеем в виду, — сказал он. — Если мы поменяем смысл выражения «исламское искусство», то мы будем путаться в терминах. В России образованные люди этот термин порой осуждают — в связи с применением его в искусстве. Но в Западной Европе, в Северной Америке, в англоговорящих странах нет академически строгой системы терминов. Это словно свободный рынок. И в интеллектуальном смысле мы стараемся термины не менять..

— Мы включаем в это понятие и религиозные явления, и нерелигиозные. — заявил Стэнли. — Мы объясняем это так. В 622 году, в Хиджру, когда Мухамаммед переехал из Мекки в Медину, образовалось первое исламское общество. Мухаммед был религиозным лидером. Он не смог остаться в Медине, потому что он был еще и политическим лидером. И потому исламская культура — это не только религия, но и политика, культура, история. Это мое объяснение, постфактум, но очень рациональное.

ИСЛАМСКОЕ — ОТ ХРИСТИАН

Присутствовавшая на дискуссии Нурия Гараева — начальник музея исламской культуры, отметила, что путаница в терминах «исламский» и «мусульманский» пошла с перестройки, когда в СССР появилось много переводной литературы. В том числе и по искусству.

— В русском языке мы можем говорить «исламский» и «мусульманский». В английском есть только термин Islamic art. И некоторые переводчики переводили его как «исламское искусство». Когда как традиционно в русском языке использовался термин «мусульманское искусство». Объяснение, которое нам было дано, очень интересно, и его можно было бы как-то трактовать, но я склоняюсь к точке зрения куратора выставки. Это более органичная точка зрения. Например, скажем, нам это известно мало, но в арабском мире, на арабской графике есть искусство арабов-христиан. И то же самое исламское искусство исполнялось не только мусульманами. Ведь это происходило в поликонфессиональном, многонациональном обществе. И на рынок предлагались произведения искусства в мусульманских традициях, выполненные не мусульманами.

Стэнли поддержал ее в этом вопросе, рассказав, что в музее Виктории и Альберта есть, к примеру, произведения из армянских церквей из Армении и Турции.

ОГРАНИЧЕНИЙ НЕТ

Наше издание поинтересовалось: есть ли какие-то ограничения в этом виде искусства, условно говоря, ниспосланные свыше? Или все идет по воле художника? Можно ли говорить о какой-то идеологии в исламском искусстве?

— В этот раз я удивился, увидев на конкурсе видеоработы, — начал свой ответ Стэнли. — Но мы не были против использования таких технологий. У нас не было ограничений в отношении. И художник был включен в шортлист. Ведь его произведение отвечало требованиям конкурса. И я считаю, что мир достаточно открыт. Если и есть в подсознании какие-то предубеждения, неприятия, мы должны с этим покончить. Но я думаю, что произведения, которые оскорбляют ислам, его суть, конечно, нельзя включать в списки. Потому что они и для жюри, и для посетителей. Мы должны очень хорошо подумать при отборе. В Британии, в мире все, связанное с исламом, считается очень противоречивым и неоднозначным. Нам приятно показать на выставке, как люди, вдохновленные исламом, создают прекрасные произведения.

.

Позже Стэнли рассказал, что порой на Jameel Prize выставляются весьма радикальные экспонаты:

— В 2009-м художник Хамра Аббас представила проект, где она прикрепляла к полу слова из английских букв из тонкой бумаги, написанные как бы арабским шрифтом. Текст рассказывал о Пакистане в период английской колонизации. И о том, что такое Пакистан сейчас. Так давно это было, уже и не вспомнишь, в 2009-м. Буквы лежали на полу, посетители ходили по ним. И они разрушали проект. Идея была в том, что искусство, как жизнь, хрупко и непостоянно. И идея в проекте со специями потому не нова. Та инсталляция полностью разрушалась после прихода первых посетителей. Она была еще более непостоянной. Идея, очевидно, будет развиваться на выставках современного искусства. Это проблема для меня, куратора, я бы хотел, чтобы экспонаты выставки сохранялись. Но приходится принимать современное искусство таким, какое оно есть.

— Надо сказать, что это выставка представляет интерес и для наших художников, а не только для общественности. — отметила Сулейманова-Валеева. — У нас часто используют исламские традиции, национальные. Но существует проблема эстетики. Данная выставка с точки зрения эстетики безупречна. Здесь нет никаких особых вычурных приемов. Все очень просто с точки зрения идей, формы. Это нужно современному искусству, потому что нашим художникам и аудитории часто отказывает чувство вкуса. Надо его воспитывать. Китч заполонил наши салоны, где продаются произведения, очень часто можно увидеть подобное и на выставках. А здесь мы видим один из примеров, на которых можем учиться, как с чувством художественности, эстетики нужно творить в современном искусстве.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.05.2014 10:59

    Батыр уже все об этой выставке сказал: http://business-gazeta.ru/article/105008/

  • Анонимно
    25.05.2014 12:30

    "Ведь Малевич, который создал «Черный квадрат», фактически произвел революцию в европейском искусстве, обратился к принципам мусульманского искусства. Это геометрическая фигура, которая является знаком, символом".нда... а пещерный человек, который первым нарисовал квадрат на песке или выбил его зубилом на скале, видимо заложил основы мусульманского искусства. так что ли?

  • Анонимно
    26.05.2014 10:15

    Очень интересно слышать от кого либо о том, чем вдохновлялся Малевич! :-)

  • Анонимно
    26.05.2014 12:28

    Точно так же как химические элементы организованы в периодическую систему, так и семантические языковые элементы организованы в периодическую систему языковых элементов. Началом таблицы химических элементов является первый период, в котором находятся лишь два элемента: водород с атомным весом 1 и гелий с атомным весом 4. Точно так же началом семантической таблицы является её первый период, в котором находятся всего лишь два элемента. Элемент с номером один (русский язык) и элемент с номером четыре (арабский язык). Правильнее называть этот период не первым, а нулевым или цокольным. Другие этносы подобно химическим элементам расположены в других клетках периодической таблицы. В целом человеческий язык организован подобно орешку. Внутри находится бинарное ядро, окруженное скорлупкой. Левое и правое отражение ядра по нормали (под прямым углом) на скорлупу дают соответственно левый и правый язык (русский + арабский = РА), каждый из которых является зеркальным и точным отображением своей половинки ядра. Все остальные языки представляют собой отражение того же семантического ядра, но под разными углами и, следовательно, с разной степенью искажения исходного образа. Отраженные на скорлупе этнические языки находятся в постоянном конкурентном взаимодействии, стремясь к экспансии, одни языки вытесняют другие, испытывая взаимное влияние в виде перетекания лексики из одного языка в другой сообразно положению, занимаемому языками по отношению друг к другу. Семантическая плазма имеет формулу РА, физическая – ВГ (Водород + Гелий). Кстати сказать, от формулы ВГ происходит арабское слово вуггун "огонь", где ун – показатель неопределенности. От арабского – русское огонь, мн. число огни, а уже от этой последней формы санскритское имя бога огня Агни. Таким образом, санскрит содержит след русской грамматики, русское слово содержит след арабской грамматики, арабское слово передает русскую аббревиатуру названий составляющих плазму солнца элементов. Структура и роль семантического ядра подобна структуре и роли солнца. Благодаря физическому свету солнца мы различаем вещи материального мира. В определенном смысле можно утверждать, что солнце пишет белым по чёрному. Точно так же и плазма языковая, составляющая ядро общего для людей семантического ядра, образована соединением при определенных условиях русского и арабского языков (РА). Подобно солнцу плазма семантическая источает свет, но нефизический. Благодаря этому нефизическому свету мы можем различать вещи духовного мира, например, понимать смыслы тёмных слов, причины поступков, намерения людей и даже этносов, скрытый психический склад тех или иных этносов, как это было показано выше. Солнце семантическое в отличие от солнца физического пишет чёрным по белому, поскольку зелёный цвет (цвет Аравии) в совокупности с красным (цвет Руси) дает чёрный. Именно в этом пребывающий до сих пор неразгаданным смысл рисунка Малевича "Чёрный квадрат". На самом деле чёрное и белое являют собой психический образ следа чёрного карандаша по белой бумаге. Все знания в готовом виде содержатся в сфере подсознательного, будучи записанными виртуально чёрным по белому. Можно утверждать без риска ошибки, что древнеегипетские жрецы дали маху, когда имя РА относили к солнцу, а не семантической плазме. Следствием вышеописанной структуры семантического ядра является предельно легкая решаемость этимологических проблем практически всех слов любых языков. Левый язык (русский) исчерпывающим образом объясняем через правый (арабский), правый – через левый, а все другие языки объясняемы либо через левый язык, либо через правый.

  • Анонимно
    26.05.2014 12:38

    Черный квадрат и черный кубОдин еврей по имени Малевич намалевал квадрат черного цвета. Вопрос, что это такое?Поскольку на каждых двух евреев приходится три мнения, то мнений у евреев о том, что такое черный квадрат, миллионы.Главная загвоздка состоит в том, что нет абсолютно никакого контекста.Вообще-то, он есть, но его не хотят видеть. Оказывается, Малевич не первый, кто сподобился изобразить квадрат. Первым был Авраам, родоначальник евреев. Дело в том, что Авраам (Ибрагим) был и родоначальником арабов. Согласно общему преданию, арабы это единокровные братья евреев. Точнее, их родство восходит к двум братьям, сыновьям Ибрагима.Арабское предание говорит о том, что Ибрагим, он же Авраам, построил Каабу, сакральное сооружение в виде черного куба. А квадрат, как известно из математики – это грань куба. Поскольку квадрат Малевича такого же цвета как и куб Авраама, его праотца, то смело можно предположить, квадрат Малевича принадлежит кубу праотца Малевича. Те более что Малевич изобразил квадрат на пути творческих исканий от кубофутуризма к супраматизму (беспредметности). Но какую из шести граней изобразил Малевич? Вероятнее всего это была грань, которая в плане, так как она визуально отделена от самого куба. Ее и увидел воспаривший в творческом экстазе художник. Его взгляд был с такой силой сфокусирован на квадрате, что он не заметил, что вокруг поразившей его фигуры был круг, составленный из 360 камней. Понятно, что каждый камень символизировал один из 360 дней (суток) из календаря Тота. Камни были особые, по-арабски назывались андад, мн. число от нидд "равный" Понятно, что вся композиция символизировала систему Солнце-Земля. Но почему-то солнце было черным.Как у Осипа Мандельштама: У ворот ЕрусалимаСолнце черное взошло.(1916) Здесь к месту будет вспомнить палестинский апокриф об Аврааме, где обстоятельно описана жизнь патриарха на родине его, Халдее. Там рассказывается, например, следующее. "в ту ночь, когда родился ?враам, друзья Тераха (Фарры), среди которых были также советники и волхвы Нимрода, пировали в его доме. Когда поздно ночью они ушли домой, их внимание привлекла большая звезда, которая поглотила четыре другие звезды, сиявшие на всех четырех концах неба. Они поспешили к Нимроду и сказали: "Несомненно, родился отрок, которому предназначено завоевать этот мир и будущий; дай родителям за ребенка столько денег, сколько они сами пожелают, и убей его". Тираху пришлось спрятать сына в пещере надолго. Когда А. вышел из пещеры и увидел восходящее среди чудной природы Солнце, то готов был преклониться перед ним и почитать его как божество! – "Это – несомненно бог вселенной; ему я хочу поклоняться".(Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.). Только спустя тысячелетия, в середине 20 века ученым станет известно, что солнце состоит из двух элементов: водорода с атомной массой = 1, и гелия с атомной массой = 4. На Светиле как бы незримо начертано 1 + 4. Остается удивляться, как халдейские колдуны прозрели соотношение атомных масс в космической плазме, веществе Солнца и звезд. А в те далекие времена древнеегипетским жрецам, которые искали имя для бога солнца, послышалось РА. Откуда им было знать, что ядерный язык на земле состоит из русского языка, помеченным красным цветом, цветом № 1 и арабского языка, помеченным зеленым цветом, цветом № 4. Если сложить зеленый цвет с красным, получится цвет черного цвета. Это цвет чернил, которыми исполнена книга Предвечной Мудрости. Истина пишется черным по белому. Остается вопрос, по какому поводу Ибрагим воздвиг черный куб? Это хорошо известно каждому мусульманину. В благодарность Богу за спасение своего сына Измаила. История такая. После того, как Сара, жена Авраама, родила, будучи уже в преклонном возрасте, она настояла на том, чтобы Авраам прогнал наложницу Агарь, у который был сын от Авраама. Так Агарь оказалась в пустыне с умирающим от жажды сыном. От безысходности Агарь стала метаться между безжизненными барханами в поисках источника. И случилось чудо. Забил источник, и мать с сыном остались живы. Остаться в живых по-арабски ??? салима. Отсюда и религия ислам, религия спасения. С появлением Магомета каменные идолы (андад), были удалены, ибо нет и не может быть равных Аллаху, но взамен паломники до сих пор совершают семикратный обход Каабы, при каждом круге четырежды созерцая черный квадрат, как бы воспроизводя 28 букв арабского алфавита, задающих женский цикл, которым спасается человечество.Это один способ спасения, биологический, через воспроизводство себя. Другой способ записан в имени священного источника. Он называется Замзам. Его вода считается целебной, особенно для глаз. Паломники обмывают ими глаза и набирают воды с собой. Однако смысл имени источника остается тайной за семью печатями. Она раскрывается, если знать систему арабского корнеобразования.Этот корень удвоенный: ЗМ + ЗМ. Удвоение часто равно интенсиву Р, т.е. змзм = рзм. Происходит от русского разум. Спасение в пробуждении, в пробуждении сознания, разума.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль