IT 
2.06.2014

«Российские платежные карты не должны быть как из каменного века»

NFC Live: электронные кондукторы, карты и говорящие терминалы

В Казани на минувшей неделе завершил работу форум по мобильным бесконтактным технологиям «NFC Live 2014 Казань». Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на форуме, увидела, какие необычные для Казани решения предлагают российские компании, а также услышала, какие проблемы есть при создании национальной платежной системы и почему развитие технологий привязано к крупным городам.


.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНДУКТОР

На минувшей неделе в столице Татарстана завершил работу двухдневный международный форум по мобильным бесконтактным технологиям «NFC Live 2014 Казань». Тема актуальная — напомним, недавно наше издание публиковало подробный материал о реализации в Казани проекта по бесконтактной оплате проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона. Тогда наши эксперты отметили, что уровень проникновения пока невысок, при том что Казань находится на втором месте в России по количеству торгово-сервисных предприятий, где можно оплатить покупку бесконтактным способом.

Помимо организации дискуссий по технологии форум включал в себя и выставку. Свои решения представили, например, «АК БАРС» Банк, компания «ЛАН АТМсервис», которая специализируется на поставках и комплексном техническом обслуживании устройств самообслуживания для банков и ретейла. В качестве примеров на стенде компании установлены терминалы и банкоматы. Кроме этого, гости форума могли послушать, как их приветствует терминал — достаточно было приложить к терминалу свой бейдж участника.

.
Павел Аблицов

Решения для транспорта были продемонстрированы на выставке компанией ЗАО «Элси» (Санкт-Петербург). Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Павел Аблицов — начальник отдела автоматизации компании, основная продукция — турникеты — установлена в казанском, петербургском, московском, алматинском метро, а также на железных дорогах. Продемонстрировал он также аппарат для продажи билетов в наземном транспорте, который устанавливается, например, в автобусах. «Аппарат достаточно массивный, но у него высокая функциональность. Он принимает банкноты, монеты и выдает сдачу монетами. Также принимает бесконтактные банковские карты. С первыми установками мы договорились в Санкт-Петербурге. Надеюсь, в Казани тоже будет какой-то интерес, — рассказал собеседник издания. — Автомат рассчитан и на холодную погоду. Ни один город, кроме Москвы, пока не устанавливает такие аппараты, хотя они очень удобны». И наконец, еще одно интересное решение призвано заменить кондукторов с валидаторами в наземном общественном транспорте. «В Казани во всех видах общественного транспорта есть кондукторы. Это российская ментальность, потому что кондуктор обеспечивает более надежный сбор оплаты за проезд, но все меняется. Надо переходить к бескондукторной схеме, так как она дешевле в эксплуатации, — считает Аблицов. — Это вариант электронного компостера, который может быть использован в наземном транспорте. У него те же функции, что и у валидатора кондуктора». Стоимость такого решения — от 400 евро.

.
Андрей Макаров и Анатолий Аксаков

НОВЫЙ МИР

Во время пленарной сессии Андрей Макаров — директор по развитию рынка MasterCard Europe, сообщил, что на похожем форуме в Ницце рассказывал про российские решения, и был удивлен, что такого количества внедренных решений, как в России, нет ни в одной стране. Он порадовался, что в России есть такой интерес к развитию бесконтактных технологий.

Президент ассоциации «Россия», заместитель председателя комитета по финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков заметил, что отказ от наличных платежей полезен, так как это трудоемкая работа с инкассацией и т д. «В Госдуме моя идея по безналичным платежам встретила сопротивление, но все-таки я надеюсь, что внесем поправки в закон. Вторая идея — чтобы суммы выше 600 тысяч рублей не принимались наличными. В США, например, пытаются стимулировать безналичные платежи, — рассказал он о своем рабочем опыте. — Вторая тема, которая сейчас активно дискутируется, — закон о национальной платежной системе. Обработка транзакций должна осуществляться в рамках российского правового поля. Мы заинтересованы в том, чтобы Visa и MasterCard работали у нас в стране. Развивая систему национальных платежных карт, мы не должны изобретать велосипед. Надо внедрять самые современные технологии. Наши карты не должны быть предметом из каменного века».

.

Основной проблемой отрасли начальник управления анализа и развития департамента национальной платежной системы Банка России Игорь Байков назвал отсутствие национальной платежной системы. «Национальная платежная система как часть глобального пространства. Основная проблема — отсутствие национальной платежной системы, а также отсутствие технологий. Кроме этого, отсутствие единой инфраструктуры в национальной платежной системе в России, чтобы можно было передавать платежные сообщения по всей России. Чтобы иметь аналоги, как за рубежом, надо много работать. Сейчас ставится основная задача — создание единого розничного пространства на территории РФ», — рассказал он.

Интересный поворот внес в дискуссию Михаил Хазов из департамента регулирования радиочастот и сетей связи минкомсвязи РФ. Он рассказал о подходах к регулированию применения средств связи, использующих NFC-технологии. Перечислив нормативные правовые акты по вопросам применения средств связи (в части NFC) — правила применения абонентских станций сетей подвижной радиотелефонной связи, правила применения абонентских терминалов систем подвижной радиотелефонной связи, он сообщил, что, по сути, пока законодательная база не позволяет использовать NFC-технологии. Этому очень удивился Аксаков. Хазов, в свою очередь, ответил, что в прямом виде это не отражено и через два месяца министерство надеется завершить разработку текста проекта ведомственного приказа.

Все участники дискуссии сошлись на том, что для более быстрого вхождения технологии в жизнь нужно сделать ее более удобной для населения и что нужна заинтересованность всех участников проектов. «Когда можно будет безналичным способом оплачивать, передавать платежи по воздуху, это будет новый мир», — сообщил Макаров.

.
Михаил Хазов

ОПЕРАТОРЫ И NFC

По словам вице-президента MasterCard Europe Дмитрия Тартышева, за последние пять лет произошли стремительные изменения в области платежных технологий. «Во многом благодаря мобильным технологиям, увеличению количества пользователей. С развитием нового пространства появляется все больше ключевых участников рынка. Возможности, которые дают мобильные операторы, производители смартфонов, говорят о серьезных перспективах и серьезной проделанной работе», — сообщил он.

О работе с бесконтактными технологиями высказались и представители сотовых операторов. Руководитель группы платежных сервисов МТС Яна Косенкова признала, что NFC-платежи занимают небольшую долю во всех платежных сервисах. При этом у оператора есть два продукта — «Мобильный билет» и «Мобильный кошелек» (когда на SIM-карту записана банковская карта). По ее словам, компания ожидает, что к 2016 году 10% абонентов оператора будут держателями NFC-карт. Алексей Баксаков — руководитель NFC-проектов «МегаЛабс» («МегаФон»), подтвердил, что работа с технологией ведется и операторы объединяют усилия.

.

Начальник управления развития платежных систем «АК БАРС» Банка Нияз Шарипов поинтересовался у представителей операторов о необходимости замены SIM-карт в телефонах для использования технологии бесконтактных платежей. По словам Косенковой, такая необходимость есть, и кто-то называет это минусом решения. Однако в таком случае клиент не зависит от операционной системы, поэтому оператор видит только плюс в необходимости замены SIM-карты.

Обсудили на форуме и то, какое количество пользователей вообще пользуется бесконтактными технологиями. По словам Тартышева, нужна безопасность, а также работа с клиентом. «Конкуренция технологий вообще неважна, если клиенты об этом не знают. В России на руках у людей порядка 4 миллионов устройств, поддерживающих технологию. Больше половины — это телефоны, которые могут работать с PayPass. Но на этом количестве телефонов сколько есть реальных пользователей технологии? Неизвестно», — констатировал он.

.
Игорь Байков

ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Байков подробно объяснил «БИЗНЕС Online», какие есть проблемы при реализации проекта национальной платежной системы. «В местной национальной платежной системе есть временные проблемы с отсутствием тех или иных решений, принятых в мире. Первое — практически во всех странах есть централизованная национальная система клиринга. Она позволяет совмещать для хозяйствующих субъектов — для банка, корпоративного клиента и других — возможность оплаты или получения денег в целом с точки зрения централизованного решения. Допустим, я как банк осуществляю перевод денежных средств и при двустороннем отношении с другим банком или централизованно осуществляю расчет с Центральным банком. Одновременно осуществляю перевод денежных средств на финансовых рынках, и получается, что моя финансовая ликвидность делится на множество элементов. А по сути получается, что клиринговые центры позволяют соединить эти потоки в один. И есть возможность снизить ликвидные расходы, — рассказал он. — Грубо говоря, сначала я обмениваюсь обязательствами, не передавая средств. Потом считаю разницу в обязательствах, и вместо того чтобы друг другу платить миллиардами, получается, например, 10 тысяч рублей. Во всем мире это уже привело к созданию национальных инфраструктур, которые росли из разных локальных решений. Есть очень мощная платежная система Банка России, но таких локальных решений в стране пока нет. Одна из задач — создание такой инфраструктуры».

.

На вопрос о том, что нужно для ускорения создания инфраструктуры, Байков ответил, что люди со знаниями есть, понимание проблемы есть, технические ресурсы есть. «Нужно, чтобы прошло некоторое время. Отличительная черта нашего общества — мы все пришли из централизованного государства. В этом смысле крайне важна инициатива самого рынка. С моей точки зрения, по наблюдениям, есть некая выжидательная позиция, что все сделают сверху. Но должно все-таки пройти больше времени, — сообщил собеседник газеты. — Вторая проблема — технологическая, идеологическая. Наличие таких систем, как Visa, Master Card, которые, с одной стороны, являются международными и приносят нам пользу. С другой стороны, возникает вопрос, как быть. Без них обойтись нельзя, но есть условия, когда надо обходиться. В целостном пространстве национальной платежной системы на сегодня нет единой инфраструктуры передачи финансовых сообщений. Есть локальные — платежная транспортная система, Swift (международная межбанковская система передачи и получения денежных средствред.), Московская биржа».

О распространении мобильных бесконтактных технологий в регионах России «БИЗНЕС Online» попросил Тартышева. «Сегодня правильно заметили, что развитие карточных технологий исторически привязано к крупным городам. В данном случае развитие NFC-технологии идет по развитию карточных технологий. То есть если в регионе нет сложившейся культуры, рынка, то туда технология, в том числе NFC, не может прийти обходными путями. Рынок торговой инфраструктуры сегодня складывается сетевым образом, то есть «Ашан», АЗС и другие, которые поддерживают свои федеральные сети, по мере договоренностей о замене кассового и терминального оборудования на поддержку бесконтактных платежей, происходит и проникновение технологии в регионы, — рассказал он. — Соответственно, в таком тренде сейчас поддержка PayPass представлена в 89 городах. По количеству точек города, разумеется, более развиты. Тенденция видна и постепенно, надеюсь, будет становиться полномасштабной и общедоступной».


Справка

NFC (Near Field Communication — ближняя бесконтактная связь)

Технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. NFC нацелена прежде всего на использование в мобильных телефонах и планшетах.

PayPass

Технология бесконтактных платежей, которой оснащены банковские карты компании MasterCard.

Впервые карты с технологией PayPass появились в США в 2002 году. В настоящее время пользоваться ими можно в Австралии, Великобритании, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Канаде, Китае, Корее, Ливане, Малайзии, Мексике, Монголии, ОАЭ, Польше, США, на Тайване, в Таиланде, Турции, на Филиппинах, во Франции, Чехии, Швейцарии, Японии и многих других странах.

В России система была внедрена в 2008 году. Сегодня карточки с технологией PayPass выпускают Райффайзенбанк, Альфа-Банк, Московский Индустриальный Банк, банки «Петрокоммерц», «Русский Стандарт», Ситибанк и др.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (2) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.06.2014 10:09

    Электронный компостер за 400 евро умеет пол мыть в автобусе? А если серьезно, то в казанских реалиях без кондуктора не обойтись. К примеру в Москве есть бескондукторные маршруты. Однако большинство маршрутов там подвозящие к метро т.е. при движении к станции народ садится, а выходят все оптом на конечной. Естественно, что на халяву народ катать перевозчик не хочет, поэтому посадка осуществляется через одну-две двери, оборудованные турникетами. У нас же большинство маршрутов весьма протяженные, и если стоять и цедить пассажиров, то количество кругов за смену катастрофически уменьшится, да и на остановках будут затыки (уже сейчас в порядке вещей высадка со второго-третьего ряда). Плюс потребуются контролеры для проверки факта оплаты. Пока были газели, на них тоже были кондуктора, а в той же Москве в маршрутке деньги водитель собирает. Согласитесь это не безопасно, когда водила одновременно рулит, разговаривает по телефону и сдачу отсчитывает.

  • Анонимно
    2.06.2014 15:12

    Жить стало лучше, жить стало веселее! Молодёжь, конечно, не знает, как мы давились в огромных очередях за зарплатой. Потом изобрели банкомат, тоже были огромные очереди. А сегодня - я на пенсии - мне на карточку перечисляют деньги, а я не выходя из дома плачу коммунальные услуги. Разве можно было об этом мечтать?!Я - за новые технологии!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль