Общество 
30.05.2014

Минсельхоз РТ: Бывали годы засушливые, но сейчас уже пятый год подряд...

Почему Марату Ахметову и его подчиненным все-таки стоит прочитать притчу про сны фараона

Видимо, дела на селе в республике столь не располагают к их публичному обсуждению, что глава минсельхоза Марат Ахметов не горит желанием прийти даже на заседание комитета Госсовета по аграрным вопросам. Сегодня сюда он прислал замминистра сельского хозяйства Ришата Хабипова, который отчитался перед депутатами об итогах первого квартала. Судя по его словам, в Татарстане опять сократилось поголовье крупного рогатого скота (на 96% от уровня января-марта 2013 года), упали валовый надой молока (97%), производство яиц (92%). Посевы из-за жаркой погоды «держатся на последнем издыхании». Фермеры рассказали «БИЗНЕС Online», если не пойдут дожди, то они могут потерять до 30% урожая... При этом уровень закредитованности агрокомпаний остался на уровне прошлого года — около 90 млрд. рублей, и новые кредиты они взять в банках уже не смогли ввиду того, что и так перебор. Зато выход из нынешнего кризиса, в котором пребывает село, прозвучал из уст одного из экс-министров сельского хозяйства Татарстана...


.

НА ПОСЛЕДНЕМ ИЗДЫХАНИИ?

Нерадужную картину по итогам первого квартала представил сегодня на комитете Госсовета РТ по аграрным вопросам замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Ришат Хабипов.

По его словам, по состоянию на 1 апреля 2014 года в Татарстане по сравнению с 1 апреля 2013 года сократилось поголовье крупного рогатого скота (с 1094,6 тыс. голов до 1055 тыс. голов — 96,4%). Упал валовый надой молока — он составил 97% к уровню прошлого года. Упало производство яиц (92,5%). В розданных справочных материалах отмечено, что «мясное скотоводство убыточно, что и повлекло за собой уменьшение поголовья скота». Кроме того, в республике неэффективное стимулирование производства молока, система субсидирования не прозрачна, переработка молока монополизирована. Положение с организацией реализации сельхозпродукции от малых форм хозяйствования неудовлетворительно.

Что касается растениеводства, то посевы «держатся на последнем дыхании» из-за установившейся жаркой погоды, сказал замминистра «БИЗНЕС Online». Выжить в майской жаре им помогла чересчур дождливая осень, благодаря которой в метровом слое скопился запас влаги, а также ускоренные весенне-полевые работы, когда «отсеяться во влажную почву смогли в короткие сроки». Минеральные удобрения, которые помогают выдержать любую жару, в необходимом количестве из-за их высокой стоимости могут себе позволить в основном крупные предприятия — «Агросила Групп», «Ак Барс Холдинг», рассказал замминистра.

«Мы надеялись на этот год. Бывали годы засушливые, но сейчас уже пятый год подряд... Это обессилило наших сельхозпроизводителей, — рассказал Хабипов. Судя по его репликам, было понятно, что ему неведома глава из Библии, где рассказывается про Египет, Иосифа Прекрасного и сон фараона про «семь тощих коров». Иначе наш минсельхоз хотя бы философски относился к сиуации или воспользовался бы стратегией, подсказанной библейскими авторами.

.
Ришат Хабипов

— Мы с надеждой каждый год сеем, — продолжил он с грустью (кстати, грусть в глазах Хабипова была почти библейской, — но не получаем ожидаемый результат от зерновых и кормовых культур. Все это сказывается: меньше продаем, меньше выручки, меньше можем направить на техническое обновление и стимулировать своих работников на производительный труд. Многие предприятия на сегодняшний день находятся в тяжелом состоянии.

Запастись удобрениями в достаточном объеме не позволила большая закредитованность сельхозпредприятий — в настоящее время она составляет около 90 млрд. рублей и соответствует уровню прошлого года. «Многие компании просто не стали кредитоваться, потому и так уже закредитованы, что... Залогов нет», — сказал Хабипов. Весенне-полевые работы обошлись в 15 млрд. рублей — это и собственные средства аграриев, и кредиты, и господдержка.

«В этом году будет проблема с финансированием», — признался депутатам замминистра. Если в прошлом году господдержка составила 18,9 млрд. рублей, из них 9 млрд. поступило из бюджета РФ, то в этом году пока заявлено 11 млрд. рублей, из них 4 млрд. приходится на бюджет РФ. Впрочем, в разговоре с «БИЗНЕС Online» Хабипов уточнил: на совещании в Волгограде Дмитрий Медведев пообещал, что поддержка в этом году меньшей не будет, но пока что есть, то есть.

Беда не приходит одна — ко всем божьим напастям пришли и руковотворные. На этом фоне произошло запланированное снижение ввозных пошлин товаров из стран, входящих в ВТО. Так, по молоку пошлина с 25% снизилась до 15%, по овощам — с 15% до 10%, по рыбе — с 10% до 3%.

ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВ: «НАДО НАЧИНАТЬ БУШЕВАТЬ!»

«У нас резко упала рентабельность, она приближается к 4 процентам», — резюмировал Хабипов. Между тем, согласно госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в РТ на 2013 - 2020 годы», через 6 лет производительность труда должна составить 15% (с учетом субсидии). Ранее рентабельность поднималась до 7%.

Необходимо увеличивать производительность труда, этот показатель в отрасли составляет 900 тыс. рублей на одного работника. «Надо хотя бы 2 миллиона рублей на одного работника», — признался замминистра. Однако ресурсов для этого не так много. Средняя зарплата в аграрном секторе составляет 13,6 тыс. рублей, что примерно в 2 раза меньше, чем в среднем по экономике РТ, поэтому работа в сельском хозяйстве является не очень привлекательной.

.
Рафаил Нурутдинов

В ответ депутат от КПРФ Рафаил Нурутдинов привел пример — если во Франции благодаря природным условиям средняя урожайность зерновых составляет 100 центнеров с гектара, в Германии — 70, в США — 60, то в России лишь 20 центнеров. Получается, что сельское хозяйство надо субсидировать в три раза больше, чем в США, заявил он (интересно, как это отразится на формировании бюджета на следующий год) и добавил: «Цены в стране не сбалансированы. Нельзя в сельском хозяйстве продавать дизтопливо за 30 рублей литр. Максимум 10 рублей!»

После такой апокалиптической картинки, нарисованной одним из самых знающих людей отрасли в республике (а кто еще может знать лучше, чем профильные руководители?), присутствующим оставалось только развести руками. Наиболее разумный выход в этой ситуации системного кризиса предложил председатель комитета Валерий Васильев (кстати, сам бывший глава минсельхоза во времена оные): «Надо начинать бушевать! Необходима концепция сельского хозяйства России. Пока, кроме его брата (показал на Илшата Хайруллинаприм. авт.) и еще некоторых фермеров, 5 - 10 человек в стране, никто публично не выступает по проблемам сельского хозяйства».

ЖАРА СОКРАТИТ УРОЖАЙ НА 25 - 30%

Ахмат Кутдусов — фермер Высокогорского района:

— У меня зерновых культур нет, я выращиваю многолетние культуры, но в любом случае пользы от этой аномальной жары нет. Площадь посевов у меня составляет 200 гектаров, в прошлом году я собрал около 30 центнеров сена с 1 гектара. Думаю, если жара сохранится, в этом году соберу на 25 - 30 процентов меньше, чем в прошлом. Но если будут дожди, я смогу восстановить этот урожай.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ:

— Цыплят по осени считают, сделать какие-то прогнозы я сейчас не могу, но если до 15 - 20 июня такая погода продержится, то дела будут совсем плохие.

Рентабельность, действительно, упала. Это связано с тем, что все мероприятия, которые проводились в предшествии этих лет, были направлены на развитие крупных агрохолдингов, практически все средства направлялись только на их развитие, что, к сожалению, привело к таким последствиям. До этого рентабельность варьировалась, составляла от 1,5 до 7 процентов в разные периоды. Сказалась, конечно, засуха 2010 года. Странно то, что в этой ситуации у фермерских хозяйств поголовье скота растет, а у крупных агрохолдингов — падает. Это связано с тем, что государственная поддержка, львиная доля которой направлялась на развитие крупных агрохолдингов, снизилась, и потом наступили сроки оплаты по кредитам — они были перекредитованы.

Как говорил президент Татарстана в своем послании, надо приспосабливаться к природе, а не говорить о том, что природа нам поставила подножку. Мы против природы, пока не можем кардинальных мер принять.

Сейчас у нас ситуация критическая. Дело в том, что мы в целом по Российской Федерации завозим более 50 процентов продукции — это уже дважды критическая ситуация, потому что при 25 процентах мы уже теряем продовольственную безопасность. Поэтому у нас, к сожалению, если брать в целом, не идет расширенное воспроизводство в связи с тем, что низкая рентабельность не дает нам развиваться. Ну и банковская система. Есть комплекс вопросов, связанных между собой. Это и вопрос ценообразования. Хотя вопрос ценообразования по молоку нас в определенной степени удовлетворяет. Но... Мы вот посеяли и не знаем, по какой цене будет реализовываться наше зерно, этого не знают и банки. Если банки не знают возможности заемщика, то опираясь на что они будут давать кредиты? Это слишком рискованно для них, поэтому они под всякими предлогами или сокращают кредитование, или вообще не кредитуют.

Юрий Саранкин — фермер Лаишевского района:

— Если жаркая погода так и будет стоять в Татарстане, будет все плохо, как засуха в 2010 году, если не хуже. Если же пойдут дожди, все нормально будет, а от одного небольшого дождя ничего не изменится.

Я не знаю, какова ситуация с зерновыми культурами, я ими не занимаюсь. Но я видел, какая была ситуация в 2010 году, и считаю, что с зерновыми культурами сейчас дела получше. Впрочем, недели две без дождей — и все засохнет, урожая не будет. Я занимаюсь выращиванием многолетних культур — кормовыми культурами. Думаю, в первый укос урожай будет маленький. Без дождя ничего не вырастет. Площадь посевов у меня составляет 700 гектаров, но прошлый год был очень хорошим по урожаю — по суданской траве я вообще три урожая собрал. Для засухи суданская трава подходит как нельзя лучше. Главное было ее посеять, а многие, насколько мне известно, не все посеяли, только начали сеять, а потом земля не была до конца обработана… Знаю, что некоторые предприятия недосеяли суданскую траву и сейчас уже боятся сеять, потому что если дождь не пойдет, то ты просто ее закопаешь в землю — она все равно не взойдет, потому что влаги наверху уже нет.

Справка

Библейская история Иосифа и фараона повествует о том, как фараону приснился сон: вышли из Нила семь тучных коров, и после них вышли из Нила семь тощих коров, и съели тощие коровы тучных коров (Бытия 41). Смысл сна был в том, что семь лет изобилия сменятся семью годами засухи и неурожая. Притча призывает запасаться впрок на тяжелое время.

В 2013 году в РТ собрали всего 2,6 млн. т, зерна — это худший результат за последние 5 лет. По данным Татарстанстата, стоимость валовой продукции сельского хозяйства по минувшему году превысила 160 млрд. рублей. Это на 2,2% меньше, чем годом ранее. Объем валовой продукции в расчете на одного работника — 800 тыс. рублей без учета сельскохозяйственных комплексов. Вместе с высокотехнологичными производствами это 1,2 млн. рублей. Но отдача с одного гектара пашни (а ее в РТ 3,3 млн. га) — лишь 17,3 тыс. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.05.2014 15:03

    А чего главный мелиоратор то,, где он?

  • Анонимно
    30.05.2014 15:17

    Суга салган акчалар!Что,уже заложить нечего?Ставка на крупные агрохолдинги себя не оправдала,пока не поздно нужен резкий поворот к ЛПХ и фермерству!До 16 июня никаких дождей не предвидится.Спасут только поздние кормовые культуры!Ирония в сторону минсельхоза неуместна-виновато не только оно!Может уже настало время интересоваться эффективностью муниципалитетов и глав!Ложь и показуха серьезно угрожает продовольственной безопасности Страны!знакум

  • Анонимно
    30.05.2014 15:19

    Нужен рынок земли и серьезные налоги на нее - тогда появится конкурсность земледельцев и как следствие грамотные и эффективные агробизнесмены.Нужно вводить обязательное платное обучение и сертификацию фермеров и аграриев. Как в Германии. Разговоры что и так на землю никто не идет - не имеют основпния, свободной земли нет. Если даже ничего не выращивают, то все равно не отдают добровольно.Нужны влагосберегающие технологии. Татарстан - в зоне постоянной засухи.Нужны удобрения - при бедной почве растения потребляют больше влаги. Вода - лишь растворитель питательных веществ.

  • Анонимно
    30.05.2014 15:26

    В 2014-2015 годах увидим серию громких и менее громких банкротств сельхозпроизводителей. Выживут сильнейшие, остальные распродадут активы сперва крупным Российским холдингам, а потом те в свою очередь продадутся западным.

    • Вы не правы, выживут не сильнейшие и не крупнейшие, выживут те кто умеет приспосабливаться к меняющимся условиям!

      • Анонимно
        30.05.2014 20:05

        Правильно говорите,хозяева верблюдов уже приспособились так приспособились, что вторую ферму открывают. С такой жарой будем окружены полями с верблюжьей колючкой.

  • Анонимно
    30.05.2014 15:30

    Каждый год одна и та же история...засуха,всё погибло и тд.
    поменьше надо покупать джипов и вертолётов а также приучитесь отдыхать раз в год и в России.

    • Анонимно
      1.06.2014 16:03

      полностью согласен..+содержать дворцы,с их батраками!скотник.

  • Анонимно
    30.05.2014 15:33

    Из года в год одно и тоже! Может не погода виновата!

  • Анонимно
    30.05.2014 15:48

    К сведению Минсельхоза. Продолжается движение магнитных полюсов планеты. Полюса сдвинулись более чем на 1000 км. Это влияет на розу ветров, океанические течения и климат. Татарстан, в итоге, на 1000 км. сдвинулся к экватору. Пора изучать опыт агрономии Казахстана и Туркмении. И переходить на орошение полей.

    • Анонимно
      30.05.2014 16:28

      Как я благодарен Вам за этот комментарий!Да,сдвинулись полюса,и не только в природе!Никогда не было в последние 25 лет такого сдвига в сторону крупных агрохолдингов!Тем самым угробили ЛПХ.Сейчас уже не найти сведений о кол-ве скота в ЛПХ.Движение магнитных полюсов видать повлияло и на качество человеческого материала.Собранные команды из"дус-ишлэр,братьев и сватьев" проваливают все,республику толкают на голодный паек.Проели основные средства,даже скот-так получается?Вот прокурору республики, на фоне заявлений Бастрыкина о нелицеприятных действиях в некоторых муниципалитетах, где рразвернуться!знакум

    • Анонимно
      30.05.2014 16:39

      Похоже на правду.

    • Анонимно
      31.05.2014 00:04

      Глобальное потепление будет продолжаться. Ни кому от этого не уйти. И чем быстрее это т процесс будет идти , тем лучше. Но сопровождаться все это будет большими катаклизмами.

  • Анонимно
    30.05.2014 16:00

    Вы что издеваетесь?А где выделенные деньги по программе мелиорации?Там же план по мелиорации на 3 года был, на сколько я помню.

    • Анонимно
      2.06.2014 06:56

      Эти деньги выделено для строителство рыбоводного хозяйство бывшего гл.бухгалтера ВАМИНа.В деревне Шушмабаш начали строительство и не законченным оставили.И оттуда ищите выделенные деньги !

  • Анонимно
    30.05.2014 16:00

    кто сократил поголовье-конечно "просто молоко"

  • Анонимно
    30.05.2014 16:09

    ""но сейчас уже пятый год подряд...""И шо? Украина виновата? Днепровскую воду перекрыла??

  • Анонимно
    30.05.2014 16:31

    пока не уедет чиновная братия Минсельхоза от Кремля и не увезет "дерево засухи" с фасада - ничего Аллах не пришлет для полива... езжайте на окружную или в Агропар... тогда все поменяется!

    • Анонимно
      30.05.2014 16:50

      на рельсы будете ложиться-если не поменяется?

      • Анонимно
        30.05.2014 17:11

        Какой то безысходностью веет от Хабипова.А слабо принимать неординарные меры?Например сеять по новой начинать?Да,некоторые поля уже безнадежно страдают.Но ведь есть освободившиеся поля!До 15 июня можно даже зерновые сеять!Не говоря о кормовых культурах.У нас же есть опыт поздних посевов-и получения хороших урожаев на тех полях!знакум

        • Анонимно
          1.06.2014 16:07

          ХОРОШО СКАЗАНО,МОЛОДЕЦ!!!Щас чуть по другому посевная должна НАВЕРНОЕ идти,раз такая байда пошла,НО ВЕДЬ У НАС ЕСТЬ ЖЕ КУЧА УЧЁНЫХ)))--ГДЕ ОНИ,ЧТО МОЛЧАТ???скотник.

    • Анонимно
      30.05.2014 17:02

      да вы правы . мёртвое дерево на фоне шикарнейшего дворца земледелия весьма символично.

  • Анонимно
    30.05.2014 16:42

    Егетлэр!!!, Чамалап сез!!!, Аллах белэн уйнамагыз!

  • Анонимно
    30.05.2014 16:49

    Если 5 лет засуха - надо другие типы земледелия развивать. Клубнику выращивать для всей России - сейчас из израиля и польши помоему больше закупают. Чеснок можно сажать - сейчас в какой магазин не зайдешь кругом китайский чеснок. Там где осадков почти нет - начать использовать земли для выпаса крупного рогатого скота.Хватит ныть что засуха. Нужна стратегия по переориентации сельского хозяйства республики на менее рисковые виды земледелия менее подверженные рискам потерь приухудшении погодных условий. В 21 веке живем и жалуемся что дождя нет, не стыдно!?

    • Анонимно
      30.05.2014 17:25

      И на вертолеты поставить громкоговорителей!Самое время пройтись по полям яровых даже ПУСТЫМИ СЕЯЛКАМИ(если уж нет удобрений!)Огромная польза будет.!Жаль,тишина везде!знакум

  • Анонимно
    30.05.2014 17:06

    Я к Байтемирову обращался за помощью еще в 2013г и все таки меня уничтожили.Вот такая у нас поддержка фермеров.Бывшнй фермер со стажем.Альметьевский район.

  • Анонимно
    30.05.2014 17:12

    многие фермеры жалуются на отсутствие доступных кормов, прежде всего хорошего сена! может быть пора как-то простимулировать производство кормов в республике? хочешь корма растить - вот тебе земля, без налогов, с дотациями. причем создать реестр таких производителей, может что-то вроде биржи прямо на сайте минсельхоза - люди сами выберут, у кого купить и поближе

  • Анонимно
    30.05.2014 17:53

    Погода постепенно меняется в сторону потепления. Сейчас в Татарстане, как в Волгоградской и ростовской области. А при этом надо менять технологию выращивания сельхозкультур. Вот полив многих культур совсем сократился, а практически в таких изменениях погоды , надо было их довести до 1-го миллиона гектаров. А мы и 200 тыс. га не сохранили. Пять лет подряд не может быть засуха она может уже навсегда, поэтому и ученым и практиам надо учиться у Волгограда и других. Не только туда на Всероссийский Сабантуй ехать.

  • Анонимно
    30.05.2014 18:04

    Плохому танцору всегда что-то мешает

  • Анонимно
    30.05.2014 19:12

    ЦИТАТА-------Судя по его словам, в Татарстане опять сократилось поголовье крупного рогатого скота (на 96% от уровня января-марта 2013 года),---------ЧТО ИЗ 100 коров 96 подохло?!Я то думаю, чё на каждом углу маринад шашлыка предлагают?

  • Анонимно
    30.05.2014 20:00

    ришат хабипов бывшей глава муслюмовского района как он стал замминистра за какие заслуги ? район при нем "просветал "? такое "просветание" ждет теперь всю РТ не справился в Казань вот так...

    • Анонимно
      30.05.2014 20:35

      Муслюмовский район на предпоследнем месте по рейтингам Минсельхоза по молоку. Наверно Министр Ахметов М. Г. решил спасти аграрный район от такого главы. И поставил своим замом. Врагов надо держать рядом.

    • Анонимно
      30.05.2014 20:52

      Хабипов Ришат Рашитович грамотный и очень порядочный руководитель, смог сплотить всех на созидательный труд, при нем и стар и млад нашли уважение, получило серьезное развитие предпринимательства и фермер сякое движение! Уважаемый человек, успехов ему!

      • Анонимно
        30.05.2014 23:00

        Посмотрите оперативную сводку минсельхоза, какое он наследство оставил.

  • Анонимно
    30.05.2014 22:26

    На фоне таких как Хабипов,молодой бирюлинец и Титов ,то Ахметов выглядит даже очень хорошо и престижно. В этом и есть секрет таких назначений.

  • Анонимно
    30.05.2014 22:53

    Прочитал я эту статью, и у меня сложилось мнение, что большинство этих людей, кроме депутата от КПРФ Рафаила Нурутдинова, в сельском хозяйстве нчего-то и не мыслят.Да и авторы, по-моему, не понимают всю серьезность ситуации. Им только шутки шутить про 7 тощих коров, как будто нам 5 недостаточно...

  • Анонимно
    31.05.2014 10:03

    На Бога надейся, а сам не плошай!Сейчас уже 21 век, а некоторые удащные управленцы всё на небо смотрят - когда это там Бог соизволит немного дождичка дать.

    • Анонимно
      1.06.2014 16:25

      ТоЩно!а я картошку уже СО ШЛАНГА,СО СВОЕЙ СКВАЖИНЫ ПОЛИВАЮ,и на небо не смотрю)скотник.

  • Анонимно
    31.05.2014 11:35

    Деньги на ликвидацию засухи воруют местные начальники территориальных управлений министерства сельского хозяйства и продовольствия

  • Анонимно
    31.05.2014 16:36

    Хабипов,молодой бирюлинец и Титов, Ахметов - хорошо выглядят? Так давайте их в село! Пусть поработают.

  • Анонимно
    31.05.2014 20:27

    Статья абсолютно правильно отражает проблемы которые есть в сельском хозяйстве РТ, надо создавать новые отрасли, расширять ассортимент продукции сельского хозяйства.Люди велосипед изобретать не надо, берите за основу успешный мировой опыт и всё у вас получится. Мы сегодня с агрономами считали, какая у нас разница в выручке с гектара в денежном выражении по сравнению с пшеницей обалдели- в 3000 раз больше.Значит мы в правильном направлении.

  • Анонимно
    31.05.2014 20:30

    Пять лет подряд засуха! Неужели за эти годы нельзя было сделать систему орошения?!Руководители агрохозяйств на бюджетные деньги покупают "Ауди". Какая, к чёрту, "Ауди" в деревне? Прямое разбазаривание бюджетных денег.Работать надо.

    • Анонимно
      1.06.2014 00:34

      полив только для овощей. зерновые поливать нецелесообразно, слишком высокие инвестиции нужны и будет слишком высокая себестоимость готовой зерновой продукции. нужно использовать другие меры - обрабатывать почву по-другому, вносить удобрения, использовать специальные засухоустойчивые сорта зерновых и др.

      • Анонимно
        1.06.2014 16:29

        интересно сказал),не поливать!),вот так все и думают В ДВОРЦЕ---КОРОВУ НЕ КОРМИ,а она молока все-равно даст!)),не поливай,ЗАЧЕМ??)))--РОСОЙ НАПОИТСЯ!!!.СКОТНИК.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль