Общество 
31.05.2014

Рафаэль Хакимов: «Сегодня нужны модели умных деревень – «Смарт-аул»

Если в стране даже сознание людей «централизовано», и все думают, что их судьба зависит от «царя-батюшки», как можно выстроить самоуправление?

Президент России Владимир Путин на этой неделе лестно отозвался о местном самоуправлении в Татарстане. По его словам, «с самого начала еще Минтимер Шарипович там отстаивал тогда оригинальную, казалось, точку зрения. Но во многом он оказался прав, мы к этому частично и возвращаемся». В очередной своей статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов развивает эту тему. Он считает, что практикуемый сейчас в России подход к централизации всего и вся приводит лишь к перекачке финансовых ресурсов из регионов в Москву, в результате чего коррупция растет, а возможности регионов сокращаются. По мнению академика, самоуправление не нуждается ни в том, ни в другом, ему нужны самостоятельные граждане, чувствующие ответственность за судьбу территории и имеющие возможность обеспечивать лучшую жизнь.

ТЕМУ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЗЫГРЫВАЛИ В ПЕРИОД «ПАРАДА СУВЕРЕНИТЕТОВ»

В России все важные вопросы начинают обсуждать с достижений спорта. Поэтому и к самоуправлению подходят через хоккей. Так, видимо, проще найти общий язык.

Истоки многих сегодняшних достижений Татарстана, которые на слуху у всей России, нередко уходят корнями в бурные 90-е годы. Тему самоуправления, выражаясь спортивным термином, разыгрывали в период «парада суверенитетов». Центр, насаждая самоуправление, преследовал цель не столько укрепления гражданского общества, сколько ослабления суверенитета субъектов. Татарстан шел своим путем и не проиграл, хотя заработал немало шишек.

Самоуправление обычно рассматривают с точки зрения законодательства, разграничения полномочий и финансирования. Однако эту тему нельзя отрывать от процессов федерализации страны, экономического развития и характера мышления руководителей.

В любом федеративном государстве вопросы самоуправления — компетенция субъекта. В России же все пытаются централизовать, мол, для лучшего контроля над регионами, борьбы с коррупцией, нецелевым использованием средств, местничества. Одно время в Татарстане судей назначали указом президента РФ. Как-то в Москве замешкались, и пока решение о назначении судей пришло в Казань, один из судей покинул этот бренный мир, а президент страны, оказывается, не был в курсе. В чем тогда смысл централизации? Видимо, в перекачке финансовых ресурсов из регионов в Москву, в результате чего коррупция только растет, а возможности регионов из года в год сокращаются.

Сосредоточение полномочий в одних руках вовсе не означает повышение управляемости. Даже в Татарстане, пока мост через Каму не построили, не было надлежащего контроля над районами. А как контролировать из Москвы жизнь в сибирской тайге? Там в некоторых населенных пунктах нет даже милиционера, а доехать до них можно, когда реки открываются летом. Любую идею можно довести до абсурда, если забыть, ради чего нужна централизация власти, в чем смысл федерализации и самоуправления.

МУНИЦИПАЛИТЕТЫ СТАНОВЯТСЯ ПРОСИТЕЛЯМИ, «НАХЛЕБНИКАМИ»

Для перехода к реальному самоуправлению важен общий контекст, а не только законодательство. Когда экономическая политика ориентируется на укрепление сырьевой составляющей, тогда федеральному центру мелкий налогоплательщик становится неинтересен, он не озабочен расширением налоговой базы на местах. Судьба муниципалитетов оказывается зависящей от дотаций субъекта и федерального центра, они становятся просителями, «нахлебниками». В такой ситуации пирамида власти переворачивается основанием наверх. Конечно, и в такой позиции можно балансировать, однако зависимость от конъюнктуры сырьевого рынка — не лучшая стратегия для страны. Для стабильности лучше опираться на органы самоуправления и самостоятельные субъекты. Прочная власть подобна могучему дубу с сильной корневой системой, крепким стволом и цветущей кроной.

Владимир Путин правильно говорит, что полномочия надо передавать вместе с финансированием. Так ведь и субъектам надо передавать полномочия с деньгами, а не только ответственность без финансирования. По бюджетному кодексу РФ, который заморожен, деньги должны делиться по принципу 50 на 50%. В реальности звучат совсем другие цифры. Самоуправление, конечно, не является элементом государственной структуры, но оно составляет единый организм с субъектом федерации. Без финансового обеспечения субъекта невозможно выстроить инфраструктуру для ведения малого и крупного бизнеса в республике, а значит и у органов самоуправления не будет налоговой базы.

ПРО МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА ГОВОРИЛИ, ЧТО ОН УСТАНОВИЛ «ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ»

В Татарстане самоуправление строилось, исходя из реальных возможностей районов, их способности выполнять возложенные полномочия. Про Минтимера Шаймиева говорили, что он установил «вертикаль власти», он, мол, противник демократии и рыночных отношений. На самом деле он всегда был реалистом. Если в деревне отсутствует газ, вода в доме, хорошая телефонная связь, интернет и современное телевещание, то о какой цивилизации может идти речь? На какое самоуправление там можно рассчитывать? Видимо, на натуральное хозяйство в крестьянской общине. Президент, фигурально выражаясь, должен ходить по земле с тем, чтобы понимать людей, без чего немыслимо самоуправление.

Перестройка подняла волну демократии, которая хотела за 500 дней (программа Явлинского) переделать страну: перейти к рыночной экономике, ликвидировать колхозы, ввести самоуправление, оборонку перевести на мирные рельсы, создать многопартийность и т.д. Это была чистая утопия конструктивистов, убежденных, что хорошую идею можно реализовать с помощью сильной власти. За 500 дней невозможно было объяснить ни народу, ни руководителям, что означает сама программа «500 дней». Разработчики этой программы сидели в Гарварде (мне довелось с ними пообщаться), а в Бостоне, должен сказать, отличные дороги, прекрасная банковская система, на улице толпятся нобелевские лауреаты, а у содружества Массачусетс (так называется штат) полномочий столько, что Татарстану такой суверенитет и не снился.

С тем, чтобы ускорить переход к рынку и демократии в России ввели «шоковую терапию». За образец взяли удачный опыт Польши. Но в Польше практически не было колхозов, земля в основном была в частных руках даже при социализме. В СССР о частной собственности знали по книжкам, причем частник считался мироедом, а спекулянт — уголовником. В результате «шока» приватизация стала не терапией, а просто разграблением социалистической собственности. Помню, в одном районе республики глава приватизировал заводик, а импортное оборудование вместо его эксплуатации сдал на металлолом, на вырученные деньги построил коттедж. Этот пример не был исключительным, он отражает массовое поведение в те годы. Благодаря «шоковой терапии» ликвидировали многие отрасли, колхозы, а финансовую систему довели до дефолта. Именно в это время я встречался в Зальцбурге с канцлером Австрии Враницким, который заметил, что вместо «шоковой терапии» лучше бы построили автобан «Берлин-Москва».

САМА ПО СЕБЕ ДЕМОКРАТИЯ НЕ МОЖЕТ ПОСТРОИТЬ ДОРОГИ ИЛИ СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЕ

В Татарстане избрали другой путь — политику мягкого вхождения в рынок. Республика пошла своим путем не потому, что руководство было против демократии, рынка и самоуправления, а в силу желания сохранить пристойный уровень жизни. Сама по себе демократия не может построить дороги или современное жилье. Один из кандидатов в депутаты парламента Татарстана пообещал ликвидировать трущобы. Замечательно! Народ обрадовался, поверил и избрал его депутатом. Так ведь и власть не была против. Весь вопрос состоял в том, как это сделать. Благодаря суверенитету в Татарстане ввели 1% налога на прибыль, за что нас по всей стране осуждали, как душителей бизнеса. Этот 1% помог провести в жизнь программу ликвидации ветхого жилья, что, в свою очередь, как «маленький мотор» включило «большой мотор» всей экономики республики. Москва всеми правдами и неправдами запретила взимать 1%. Но мы успели завершить программу. Кто от этого пострадал? Федеральный бюджет? Нет. Он получил прибавку за счет оживления экономики республики. Бизнесмены? Но они заработали на реализации этой программы. Население республики? Нисколько, более 300 тыс. человек получили новые квартиры и стали горячими сторонниками самостоятельности республики.

Если бы не ликвидировали ветхое жилье, мы бы имели органы самоуправления, представленные людьми из трущоб, озабоченных отсутствием квартир, не знающих, как провести капитальный ремонт, а их дети не имели бы своих комнат с тем, чтобы нормально учиться в школе и университете. Каким бы в этом случае выглядел центр Казани? Туда бы ни один турист не заходил. Депрессивный муниципалитет может упиваться уровнем демократии, но людям, прежде всего, нужно нормально жить и иметь средства к существованию. Из бомжей не выстроить либеральную демократию.

В противовес Татарстану в Нижнем Новгороде, других областях начали показывать преимущества демократии. Ликвидировали колхозы, учредили передовые модели самоуправления. В результате фермерство не смогло наладить товарное производство, с трудом кормило себя. Из-за рубежа начали завозить дешевые продукты питания. Тем самым подорвали экономическую базу самоуправления на селе. Чем же закончилась эта эпопея? Постепенно поля в Нижегородской области заросли подлеском...

ЕСЛИ ВСЕ ДУМАЮТ, ЧТО ИХ СУДЬБА ЗАВИСИТ ОТ «ЦАРЯ-БАТЮШКИ», КАК МОЖНО ВЫСТРОИТЬ САМОУПРАВЛЕНИЕ?

Нет абстрактной модели самоуправления, и, к сожалению, самый хороший опыт невозможно непосредственно перенести на российскую почву. Европейская Хартия самоуправления, принятая Россией, «срисована» с муниципалитета Берна. Будучи в министерстве юстиции Швейцарии, я обратил внимание, что федеральное правительство охраняется муниципальной полицией. В ее дела «федералы» не имеют права вмешиваться, ибо городские полицейские лучше знают местную обстановку. У нас же каждый постовой считает себя «федералом». Если в стране не только структура управления, но и сознание людей «централизованы», и все думают, что их судьба зависит от «царя-батюшки», как можно выстроить самоуправление? Самоуправление не сводится к перечислению полномочий, это степень ответственности за местные дела, грубо говоря, «суверенитет» в рамках своих полномочий на своем рабочем месте. Суверенитет, как бы его ни ругали, это самостоятельное мышление, с которым выросло целое поколение молодых людей, готовых управлять на современном уровне. Идея суверенитета жива, просто она сейчас формулируется в экономических терминах. Без носителей нового самостоятельного мышления не появится ответственность, а значит и эффективное самоуправление.

В бюджете Берна на первом месте стоят расходы на образование. Их первый вопрос ко мне был связан именно с финансированием образования. Когда они узнали, что у нас образованием ведает Москва, они стали убеждать, что это громадная ошибка, нельзя, мол, передавать эти полномочия центру, это исключительное дело местных органов. Люди воспитываются и получают навыки с учетом местных особенностей, значит, и система образования должна быть привязана к Татарстану, Уралу, Сибири и т.д. Трудно угнаться за Берном. Трудно сравнивать нашу ситуацию со швейцарской, ведь коммуна Берна обладает даже собственным гражданством, наряду со швейцарским и кантональным.

Татарстанская модель самоуправления появилась не из тиши гарвардских кабинетов и не навеяна красотой вылизанных переулков Берна. Легко сказать: мы даем муниципалитету свободу, а вы уж сами зарабатывайте, как можете. Самоуправление в Татарстане работает не только потому, что отыскали удачную модель, но одновременно создавали условия для экономического развития. Условия для самоуправления появляются вместе с развитой инфраструктурой. Не может территория жить натуральным хозяйством, а современный бизнес требует развитых средств коммуникации. Основы инфраструктуры республики закладывались в самые трудные 90-е годы, когда была выработана собственная политика, а экономическая отдача ощущается только сегодня. Насколько это важно теперь поняли многие. Смысл слов Враницкого только теперь, через четверть века, дошел до общественного сознания. Уже идет речь о строительстве скоростной магистрали Москва – Казань, строится транспортный коридор Европа – Западный Китай, расширяются дороги в республике. Значит, будет развиваться экономика, а вместе с ней и налоговая база для муниципалитетов.

РОССИЙСКОЕ СОЗНАНИЕ КИДАЕТСЯ ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ: ИЛИ АРМЕЙСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ, ИЛИ КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА

Трудно найти страну, где бы существовали столь противоречивые тенденции, как в России. Они наложили отпечаток на характер мышления населения и руководителей. В России, с одной стороны, всегда довлела крепостная зависимость, с другой — стремление к самостийности, вотчинам, анархической вольнице. Время от времени центральная власть закручивала гайки, на что крестьянство отвечало бегством на Дон, Волгу, в степь, «украйны» страны. Начиналась казацкая вольница с разбойными нападениями, после чего наступала смута. Все это с вариациями повторялось из века в век. Земства, возникшие в России к началу ХХ столетия, так и не успели стать институтом гражданского общества. Пришла революционная пора с выборными советами, но и им не суждено было стать органами самоуправления. Сталин вернул крепостное право, создав колхозы и заменив избранные советы партийной структурой под руководством ЦК ВКП(б). Исторически сформированное российское сознание кидается из крайности в крайность: или давай армейское командование на всех уровнях, или же казачью вольницу. Самоуправление не нуждается ни в том, ни в другом, ему нужны самостоятельные граждане, чувствующие ответственность за судьбу территории и имеющие возможность обеспечивать лучшую жизнь.

Крупные города почувствовали свою мощь и выстраивают экономические агломерации вокруг Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. Их возможности растут с каждым днем. Они занимаются повышением своей инвестиционной привлекательности, для чего подключают брендинг, туристический бизнес, конференции, интернет и т.д. В этой гонке село все больше отстает, в результате кое-кто стал его рассматривать как обузу. А тут еще появились разные «Вамины», вернувшие в деревню элементы крепостного права. Экономисты утверждают, что сельское население избыточно, предсказывая его значительное сокращение. Видимо, это так, но, к сожалению, сокращение сельчан ведет к их старению. Молодежь уезжает в город, и скоро страну кормить будет некому.

Деревня — не только производитель хлеба, молока и мяса, это еще культура, обустроенность территории, экологические оазисы. Деревня, кроме всего прочего, это еще и микрокосм, в котором формируется личность, готовая к великим свершениям. Как бы ни превозносили город, но многие выдающиеся люди республики вышли именно из деревни, где, казалось бы, нет университетов. Но там, несмотря на все исторические перипетии, всегда было место для самоорганизации, а значит воспитания самостоятельной личности.

Важно понять, что Татарстан стоит на земле в буквальном и фигуральном смысле. Это не значит, что село надо брать на прицеп, хотя без дотаций не обойтись. Надо изменить понимание места села в нашей жизни. В Татарстане стало модным строить IT-парки, «Смарт сити», Иннополисы. Это, по сути дела, новый тип умных городов. Село тоже нуждается в изменении парадигмы. Наше мышление ориентировано на то, что деревня должна заниматься только агропромышленным сектором. Из истории известно, что лучше всего выживали и развивались села с элементами свободы и диверсификацией своей деятельности, занимавшиеся торговлей и отходничеством. Сегодня невозможно селу выжить без многообразия форм деятельности, нужна модель умных деревень — «Смарт-аул».

Читай также:

«Как Путин и Шайхразиев о хоккее поговорили»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2014 11:43

    А в Смарт-аулах открыть Супер-кибеты по продаже Рахат-дивайсов.

  • Анонимно
    31.05.2014 11:55

    Смарт -сити - только фантик с гостиничным образовательным центром, а Смарт-аул - штука глобальная... Хакимова на годик надо командировать в Агентство инвестразвития - свежий ветерок продует эту структуру.

    • Анонимно
      1.06.2014 13:53

      Глобальными являются не только Смарт-аул, но и Смарт -сити для развития городских микрорйонов и Иннополисы как центры развития новых секторов экономики. Такие модели специалистами МСВТШ разработаны и предложены для Стратегического плана развития РТ до 2030 года.

  • Анонимно
    31.05.2014 12:21

    Пожалуй один из лучших текстов Хакимова за последнее время. Все таки, площадка БО - это не лучшее место для тех высоких материй, которые до этого развивал господин Хакимов. Р.С., сегодня в самую точку. Не надо высоких эпиграфов и сложных тем для данного формата. А идея смарт-аула - это просто ноу-хау.

  • Анонимно
    31.05.2014 12:33

    "Аулково" звучит не лучше чем "Сколково". А результат будет одинаков.

  • Анонимно
    31.05.2014 13:01

    В деревне живут такие же люди, с такими же потребностями. С лёгкой руки администрации района, на основании гос-частн партнёрства, в Шемордане мы открыли глазную клинику с самым современным оборудованием. Клинике 2.5 года. Клиника развивается, потребность огромная, людям удобно, в год около 1тыс операций, более 4 тыс. консультаций. Оказывается высокотехнологическая помощь всему северному региону Татарстана и прилежащих регионов. 90% персонала, местные кадры. Готовим проект в южном регионе Татарстана, деревня Хузангаево.Расчёсков Александр

  • Анонимно
    31.05.2014 13:17

    В Смарт-аулах будут жить Смарт-Бабаи! Которые всем вам нос утрут!

  • Анонимно
    31.05.2014 13:52

    А.Расческов один из лучших офтальмологов страны, и к тому же великолепный организатор. Его информация убедительный ответ разного рода малограмотным, озлобленным на все и на всех тимурам и прочему интернет планктону в котором они водятся.

  • Анонимно
    31.05.2014 14:54

    Хотелось бы в сентябре 2015 года выбирать в Казани и др крупных городах районных депутатов. Необходимы районные советы народных депутатов. Хотя Госсовет РТ против этого. Муниципалитеты на уровне города себя не оправдали. В Казгордуме нет дискуссий, нет вопросов к управленцам, сплошное единомыслие.

  • Анонимно
    31.05.2014 15:47

    Смарт-аулы объединить в кластеры.

  • Анонимно
    31.05.2014 15:56

    Эфэнде 15.09.Вы бы лично согласились отдать своего ребенка в школу где физику и математику преподают на татарском? Только не врите. Однозначно нет.Тогда ведь придется татаризировать кафедры вузов, и учебники переводить или создавать физику по татарски.До такого бреда не доходили даже ярые националисты 90 -х годов. Узнал от вас, что книгу Фарукшина и Хоменко издали немцы. То то Аня Меркелева в последнее время притихла, видно зубрит этот труд как руководство для канцлерской работы.Глядишь и на Нобеля выдвинет, женщина она весьма влиятельная.

    • Анонимно
      31.05.2014 17:34

      Физику на татарском только для тех, кто плохо понимает на русском. Такие есть. Пусть параллельно сразу английский учат, если хотят дальше в этой науке продвинуться.

    • Анонимно
      1.06.2014 10:57

      Я сам учился в татарской гимназии, у нас математика, физика, химия, биология были на татарском языке, без проблем поступил в книту (кхти-кгту), учился лучше всех в группе, поступил в аспирантуру, сейчас работаю в одной крупной компании в Москве по специальности. Так что все зависит от самого человека, от его стремлений и целей, тем более чем больше языков знаешь тем ты развитее.

      • Анонимно
        1.06.2014 12:51

        Часто используете татарский язык на работе в Москве?

        • Анонимно
          1.06.2014 15:54

          По работе практически не использую, но от этого знания полученные на родном языке не становятся хуже.

    • Анонимно
      2.06.2014 12:40

      В СССР, по вашему, образованием руководили ярые националисты? В школе все предметы я изучал на родном татарском языке, кроме, разумеется, русского языка и литературы и немецкого языка. При этом не однократно побеждал в районных олимпиадах, два раза участвовал в республиканских. Поступил в ВУЗ "сходу" без подготовки на багаже подготовки к выпускным экзаменам. Никогда и нигде не было языковых проблем: ни на службе, ни во время учебы (учился в двух ВУЗах, техническом и гуманитарном), ни на работе.Был бы только рад, если бы все предметы в школах изучали на родном языке. Это помогает лучше усваивать предметы. Давно уже доказано, что любая наука лучше усваивается на родном языке, потому что человек мыслит на том языке, на котором он начал разговаривать еще ребенком. А чтобы учиться на другом языке, ему надо всю информацию предварительно переводить в голове.И не надо так "однозначно" решать за всех. Не только физика, все науки на татарском давно уже существуют, еще с советских времен.

  • Анонимно
    31.05.2014 16:31

    "Смарт-аулы", "евроисламы" - что ещё вы предложите народу - "наносвободу" и "псевдореальность"? Вы оторвались от НАШЕЙ реальности, академик! Отдохните в обыкновенной деревне - вам это должно пойти на пользу! ... пообщайтесь с тамошними стариками, они объяснят вам где вы ошибаетесь!

    • Анонимно
      31.05.2014 18:10

      Ошибаетесь вы. Чтобы молодежь не только оставалась в деревнях, но и городские стремились в сельскую местность надо сделать, так чтобы в деревнях было престижно жить и работать, и, при этом, хорошо зарабатывать. Для этого необходимо, чтобы прогресс пришел в деревню, была высокая производительность и прекрасные условия труда.

      • Анонимно
        31.05.2014 19:33

        Не ошибаюсь! Вот, вы работаете в кабинете или в "смарт-кабинете", ходите на работу или на "смарт-работу"? Полагаю, что первое в обоих случаях! А может быть у вас есть желание походит на смарт-работу в смарт-кабинет и получить за это смарт-зарплату? Думаю нет! Так чем же вам не угодила обычная деревня? Против новаций никто не выступает, вот взять того же М. Сиразина, у него всё в плане технологических новшеств прогрессивно - работает человек. Значит народ сам готов решить обустройство своих деревень. И ему достаточно будет только не мешать! Для этого есть местные органы самоуправления и правительство, задача которых служить народу, желающему развивать свою малую родину, а также каждой конкретной деревне! И такая деревня сохранив своё естественное развитие и современное техническое наполнение, останется тем же родным местом, а не обезличенным проектом с кластерным типом развития!

        • Анонимно
          31.05.2014 20:39

          Так вы считаете, что в деревнях всего хватает, так почему же они не процветают, почему молодежь бежит из села? У меня есть желание жить и работать в смарт-деревне, если бы такая работа нашлась по моей специальности и достаточным уровнем з/п. Природа, свежий воздух, экологически чистые продукты, размеренный темп жизни, не надо тратить ежедневно часы личной жизни на трансфер. На вскидку скажу, какие вещи нужно сделать: нужна хорошая инфраструктура, нужно чтобы 33% налогов оставались на местах (по схеме 33%/33%/33%), не душить агро/малый/средний бизнес (дешевые кредиты, как во всем мире, невысокие налоги, дешевые энергоресурсы, нормальные закупочные цены для с/х производителей) и, естественно, самые современные технологии.

          • Анонимно
            31.05.2014 21:29

            Поднимать надо реальную деревню, а заниматься создание аулов-химер. А свой вопрос про то, почему люди бегут из деревни задайте депутату, за которого вы голосовали или на худой конец председателю Госсовета РТ. Является их законотворческая инициатива адекватной реалиям сегодняшнего времени. Это вопрос их компетенции! К смарт-аулам мы ещё вернёмся, главное не потерять и возродить имеющиеся деревни и сёла!

  • Анонимно
    31.05.2014 19:01

    Эфэнде обидчивый историк.К сожалению не могу по вашему примеру назвать ответ " острым но неумным" ибо оба компонента в нем отсутствуют.Ваше перечисление собственных триумфальных успехов во всех областях знаний во время обучения в татарской гимназии впечатляет но неубедительно. Ибо речь идет очевидно о Казани, а мой комментарий касался всех школ включая сельские.Да и расхваленные вами турецкие лицей функционировали в Казани.Не надо заниматься демагогией ссылаясь на конституцию.Конституция имеет ввиду реальную возможность получить конкурентоспособное образование для всех, а не только казанцев. Обучение математике, физике, химии, биологии на русском и уравнивает такую возможность для села и города.Хотя в реальности преодолеть это сложно независимо от языка обучения.Конечно в РТ много делается подъема престижа татарского языка и прогноз тов.Ф.А.Табеева в 1960 г. предсказавшего срок существования его в пределах 15 -20 лет и добавившего, что поэтому "не стоит выпячивать его роль" оказался ошибочным.Но проблема сложна и ваши радужные воспоминания о светлом детстве и ссылки на конституцию тут не аргумент.

  • Анонимно
    31.05.2014 20:21

    Не смотря на то,что я учился чисто на татарском языке,кроме русского языка и литературы,окончил техникум,а за тем институт.Боятся от родного языка,значит терять самого себя,в прошлом и в будущем.Если ребенок не до развит или плохо учился,учится,то причем тут наш родной,татарский язык.
    На счет пирамиды,то в России во все времена так и жили,за счет других и требуя от других,тут и Шаймиевский клан на стороне не остался,со своими плюсами и минусами.Но в этой,ихней игре,татарский народ потерял все, свое будущее,свой язык,национальные школы,традиции и т.д.,продали Москве,забыв о референдуме и об итогах проведенного референдума,проведенного 1992 году.
    Со дня существования или образования г.Арск (Арча),люди мучаются из-за постоянного отсутствия холодной воды,это всего лишь 45 км. от г. Казани,что об этом верхушка не знает,чушь... Причина,не туда положили деньги ...

  • Анонимно
    31.05.2014 21:31

    Если в деревне нет работы, то не важно сколько в местном районном бюджете останется - 50% или 33% - все равно на что делить 0 на 2 или 3 части !))) Вот и видно как некоторые хорошо учили математику! Может все время было потрачено на изучение языков, а на решение задач?

  • Анонимно
    31.05.2014 22:55

    Раз нужны умные аулы,так стройте,в чем дело,запустите перероботку на местах,создайте рабочие места.Рафаил эфенде вы по татарски не белмес.

  • Анонимно
    31.05.2014 22:57

    умный вы человек, Р. Хакимов! Респект!

  • Анонимно
    31.05.2014 23:44

    " ... Основы инфраструктуры республики закладывались в самые трудные 90-е годы, когда была выработана собственная политика, а экономическая отдача ощущается только сегодня. Насколько это важно теперь поняли многие. Смысл слов Враницкого только теперь, через четверть века, дошел до общественного сознания. Уже идет речь о строительстве скоростной магистрали Москва – Казань, строится транспортный коридор Европа – Западный Китай, расширяются дороги в республике. Значит, будет развиваться экономика, а вместе с ней и налоговая база для муниципалитетов. ".сегодня, т.хакимов. ВСМ строится не потому,что у нас. в Татарстане есть самоуправление, а только потому,что экономика россии поняла , что это будет толчок в развитии и нацелена в сторону китая и чтоб быстрее добираться до екатеринбурга. и все. не надо чушь молоть.

  • Анонимно
    1.06.2014 02:30

    Татарстанский бюджет для центра как дойная корова, конечно нужно поставить вопрос оставлять в Татарстане хотя бы 50% или даже больше. Ведь Россия эта федерация или нет? Сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а то вон как Донецк поднялся, одна из проблем как раз с бюджетом связана. Почему татарстанские политики такие инертные??? Их нужно начать демократически избирать народом!

    • Анонимно
      1.06.2014 17:07

      Почему татарстанские политики такие инертные???----------------------------------Потому что у них и так всё хорошо, в отличие от нас с вами.

  • Анонимно
    1.06.2014 02:38

    Не думал, что наш заочный спор с человеком взявшим весьма обязывающий ник "историк" и в целом то способным, хотя бы частично, воспринимать критику, вызовет столь парадоксальный комментарий жителя Арска. Поэтому начну с него. Думаю, что у Вас нет оснований для упрека команде М.Ш.Шаймиева в которую входил и Р.С.Хакимов - они сделали в 90 -е годы максимум того, что можно было сделать и даже сверх того. Разного рода "фаузиушки" и особенно отставники бродившие по городу и грозившие то создать армию, то сбросить флаг РФ со здания Госсовета были вольными или невольными провокаторами которые могли добиться ввода войск и тогда мало никому не показалось бы. Историческая заслуга МШШ в том, что он предотвратил, пользуясь доверием ЕБН, чеченизацию конфликта.Хотя "ястребов" в окружении Ельцина было немало.Кое кто грозил даже привезти МШШ в Москву в железной клетке.Видно это генерал про Пугачева в школе читал. Об этом написано много, читать надо того же Хакимова. Что касается Ваших жалоб на то, что в Арске "с момента основания" нет холодной воды, то это называется "пользуюсь вашим юбилеем поговорю о своих делах".Не берусь судить как решали в глубокой старине проблемы коммунального водоснабжения "князья арские", а теперешнее состояние не повод для паники, у меня есть друзья живущие там.По моему написанное просто повод "пнуть" местные власти и отношения к теме не имеет.Можете выразить свое личное мнение 14 сентября голосованием или в депутаты выдвинутся и навести потом порядок. Как и "историк" не собираюсь продолжать спор. Замечу только, что человек неотделим от своих поступков и то, что назвал его обидчивым совершенно справедливо. Добавлю, что слово "национализм" давно уже не обвинение, а констатация факта, степень его может быть разумной и не очень.Обращение к Конституции не демагогия, ею является неуместная ссылка на нее.Возможно Вы как "историк" помните, что в старину на Руси людей всуе поминавших священное писание и Бога называли пустосвятами. Конституция - священное писание демократии. Не обижайтесь, это не прямо о вас, а так к слову.За слово "бред" приношу извинение, оно действительно некорректно.Засим считаю предмет спора с Вами исчерпанным. Спасибо, что удостоили вниманием мои скромные замечания.

    • Анонимно
      2.06.2014 13:09

      Обоснование права получать образование на своем родном языке со ссылками на конституции - это не демагогия и такие ссылки очень даже уместны. Конституция - это не священное писание демократии, даже при монархии может быть конституция.А упоминание жителя Арска о горячей воде очень даже по теме. Не местное ли самоуправление здесь обсуждается? По вашему такие вопросы как горячее водоснабжение в Арске должен решать Президент России или может быть, вообще Европарламент?Не Историк и не из Арска.

  • Анонимно
    1.06.2014 10:09

    Всемирно известные спорткары Ламборджини производятся в маленькой деревушке Италии. Не надо ждать, надо делать. В селе громадный потенциал. Не упирайтесь только в земледелие.

  • Ветер
    1.06.2014 12:30

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Воспроизводство закрепощенных моделей жизни давало метафизический выход через напряжение. Встав на рельсы капиталистического развития, запустились механизмы практической политики и прагматичных интересов. Забота об идентичности это не только дань уважения своим истокам и своей истории, но и прагматичное укрепление достигнутых в экономике успехов. Политика это концентрированное выражение экономики.Центру необходимо использовать успешные формы и модели развития регионов, строить будущее на том, что уже доказало свою эффективность на практике. Магистральным направлением развития в мире формируется умеренный национализм, победа на выборах в Европарламент «Национального фронта» во Франции тому яркое свидетельство. Наднациональные структуры навязывают миру свои парадигмы в виде национальных государств, для упрочнения своих позиций и пресечения создания альтернативного полюса развития.Абсолютно ошибочным является усиление муниципалитетов ради ослабления Субъекта Федерации в контексте современных социо-культурных и политических изменений в мире. Контролируемая форма протеста может принять неконтролируемый характер, в условиях глобального политического пробуждения. Поскольку пока гедонизм, проявление западной цивилизации, господствует и на наших просторах, как в низах так и в верхах, не следует искусственно конструировать брожение. С начала своего правления первое лицо опирался на преданных людей из Санкт-Петербурга, сегодня все отчетливее просматривается опора на силовой блок. В ответ на проталкиваемые транснациональной бюрократией тенденции, следует усилить полиэтничность элит и проработать справедливые формы бюджетных отношений.

  • Анонимно
    1.06.2014 18:15

    Все производства в деревню! Молодёжь в деревню. Город для служащих работников и пенсионеров. Жизнь в городе надо заслужить.

  • Анонимно
    1.06.2014 19:15

    18. 15. Не занимайтесь плагиатом. Это уже было: в Китае культурная революция с хунвейбинами, а в Камбодже еще хлеще - Пол Пот. Слышали может про это?

    • Анонимно
      1.06.2014 20:59

      Если инициатива идёт сверху то это как в Камбодже и Китае, а если с низу, то это как в Европе. Все ждут пастуха, а потом обижаются. Ни кто не мешает жить по новому. И государство поможет, было бы чему помогать.

  • Анонимно
    1.06.2014 21:07

    На селе создать малое производство значительно дешевле. Есть достаточно земли, более дешёвая рабочая сила, более дешевое проживание. Большая социальная значимость. Ну и природа, свежий воздух, доярки пышногрудые.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль