Общество 
4.06.2014

«Казанскому университету дают деньги? Далеко не так, господа!»

В КФУ идет переформатирование: невостребованные экономические и юридические специальности уменьшают, зато технические — увеличивают

Сегодня КФУ — уникальный и один из крупнейших вузов России. Его бюджет — 9 млрд. рублей, здесь 10 тыс. сотрудников и 47 тыс. студентов. В нынешнем году будут приняты примерно 10 тыс. студентов, из них 4 тыс. — на бюджетные места. Обо всем этом рассказал на традиционной интернет-конференции «БИЗНЕС Online» ректор КФУ Ильшат Гафуров. Он приходит на нашу интернет-конференцию — рекорд! — уже в 4-й раз. Это показывает, с одной стороны, открытость руководства университета, а с другой — огромный интерес нашей читательской аудитории. Обычно на материалы про КФУ бывает очень много комментариев. Кстати, ректор предлагает комментаторам «рассекретиться» и приглашает их в гости в университет, обещая ответить лично на все их вопросы.


.
Ильшат Гафуров: «Экономические и юридические специальности уменьшаются, зато технические специальности увеличиваются. Где-то на 10 процентов произошло изменение. Но тренд пошел...»

ЧУЖИЕ КРИТЕРИИ

Казанский федеральный университет сегодня входит в 600 лучших университетов мира, а если взять страны БРИКС, находится уже в первой сотне — на 79-м месте. Среди российских вузов КФУ занимает очень даже неплохие места по предметным рейтингам: по биомедицине — 1-е место, по химии — 3-е, по наукам о земле — 4-е, по математике — 5-е, по инжинирингу — 4-е... А по нейробиологии КФУ на 8-м месте в мире.

Обо всем этом рассказал на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» ректор КФУ Ильшат Гафуров.

— А вас не смущает, что Казанский университет, стремясь войти в сотню лучших вузов мира, вынужден ориентироваться на чужие критерии? Которые были выстроены под определенные западные вузы? — задали мы вопросы гостю редакции.

— Смущает, — согласился он. — Мы ориентируемся на эти международные рейтинги, и они нам позволяют понять, как позиционируются иные университеты. Дело в том, что эти рейтинги заточены, конечно же, под западные, американские университеты, это безусловно... Для них образование — это бизнес. И вы знаете, как много студентов за деньги обучаются именно в этих университетах...

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ БЛОК ЧУТЬ МЕНЬШЕ 50%

— У нас естественно-научный блок чуть меньше 50 процентов, — рассказал, продолжая разговор о критериях, Ильшат Рафкатович. — У нас очень большая гуманитарная составляющая в связи с присоединением других вузов, по сути, гуманитарных... Почему мы и вкладываем именно в тот блок. Дело в том, что гуманитарный блок практически не публикуется на английском языке... Руководство страны сегодня дало соответствующим структурам поручение, чтобы ряд наших журналов, российских, вошел в международную базу данных SciVerse Scopus, то есть они также будут реферируемы этими агентствами. Но этот процесс только начался... Только в прошлом году этими процессами начали целенаправленно заниматься. А многие страны начали заниматься этим достаточно давно. И начали спрашивать у нас: за год вы как продвинулись?

Ректор сообщил, что «контрольные цифры приема на этот год на конкурсной основе уже объявлены, мы знаем».

— В целом по университету будет чуть более 4 тысяч человек на бюджетные места, — сказал Гафуров. — А в общем, думаю, будут приняты около 10 тысяч человек, — в прошлом году бюджетников было принято примерно на этом же уровне, чуть меньше.

— У нас не уменьшается прием, у нас идет переформатирование, — объяснил ректор. — Экономические и юридические специальности уменьшаются, зато технические специальности увеличиваются. Где-то на 10 процентов произошло изменение. Но тренд пошел...

БЮДЖЕТ В 9 МЛРД. РУБЛЕЙ

Ректор сообщил, что бюджет КФУ на 2014 год — порядка 9 млрд. рублей. На следующий год на миллиард уменьшится, потому что программы развития уже не будет.

— Вы знаете, часто спрашивают: вашему университету дают деньги, поэтому вы развиваетесь? Далеко не так, господа! — несколько эмоционально (достали!) заметил Гафуров. — Все средства, которые нам выделяются, выделяются на конкурсной основе. Даже средства на подготовку специалистов, то есть бюджетные места, они сегодня разыгрываются, это прямой конкурс. Причем участвуют как частные компании, так и государственные университеты. Есть рынок этих вещей... Другое дело, наверное, мы более подготовлены, материально оснащены сегодня. И понятно, чем больше мы будем оснащаться, тем больше будем иметь возможность выигрывать эти гранты. Поскольку мы будем их просто дешевле и качественнее реализовывать.

Сообщил ректор и о том, что Казанский университет — один из крупнейших в республике налогоплательщиков: «У нас огромные налоговые платежи. Мы порядка 600 миллионов рублей за прошлый год заплатили в консолидированный бюджет республики... Мы более 700 миллионов платим в фонды: пенсионный, медстрахования и так далее. Мы достаточно платежеспособный налогоплательщик. Поэтому когда нам говорят: почему вам республика должна что-то давать? Мы говорим: потому что мы участвуем в формировании бюджета республики. Более того, у нас идет резкий рост налоговых платежей».

.
«Бюджет КФУ на 2014 год — порядка 9 млрд. рублей. На следующий год на миллиард уменьшится, программы развития не будет» (фото: kpfu.ru)

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ БЛОГЕРОВ

— Я бы предложил блогерам, комментаторам, которые напишут свои отклики, во-первых, открыться, во-вторых, назначить день, я их приму в университете, могу им показать КФУ, поговорить в открытую, узнать, у кого есть какие претензии. Сегодня почему-то так получилось, что каждый позволяет себе делать выводы об университете, о тех процессах, которые там происходят. Но как мне кажется, даже по заданным вопросам видно, что их авторы не очень компетентны... Когда человек приходит и задает вопрос, можно сразу сказать, он в теме или не в теме. Если не в теме — все, на этом можно дискуссию закрывать. Поскольку пишут всякую ересь, сочинения свои собственные, причем делают это с орфографическими ошибками, а дают советы ученым и учат нас жить!

— Надо вам провести день открытых дверей для блогеров! — предложили мы.

— Я готов. Организуйте. Только я попрошу тех, кто пишет комментарии, открыто назваться и предложить свои вопросы... Я прекрасно могу ответить на любой вопрос!..

БУДЕТ ЛИ ГАФУРОВ УЧАСТВОВАТЬ В ВЫБОРАХ В ГС РТ И КАК ОТНОСИТСЯ К ВЫБОРАМ РЕКТОРА

На интернет-конференции ректор также рассказал, как филологи КФУ участвуют в приоритетных направлениях, с какими странами установлены научные и образовательные контакты, есть ли у руководства университета черный список персон нон грата... А еще Ильшат Рафкатович ответил на вопросы о том, будет ли он участвовать в выборах в Госсовет РТ, как относится к выборам ректора и чем помогают КФУ знаменитые академики Роальд Сагдеев и Рашид Сюняев... Ильшат Гафуров, которого часто упрекают в нелюбви к гуманитариям, на встрече в «БИЗНЕС Online» даже прочитал любимые стихи...

Подробности — вскоре в стенограмме интернет-конференции.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2014 08:49

    Гафурову досталось руководить университетом в самые "смутные" для российского высшего образования и науки времена. Кто то называет их "ливановсими", кто то "болонскими" в общем кто во что горазд.Но об этом написано и наговорено много.Отношение к И.Гафурову самое разное и это естественно он "антикризисный менеджер", но одного не отнимешь смело идет на контакты с прессой и аудиторией и нередко вызывает огонь на себя.Чем отличается от других ректоров. Вон недавно обругали в газете, что мол хором плохо занимается и обозвали чуть ли не новым Магницким. Хотя не совсем это ректорское дело хором руководить.Считаю, что человек на своем месте в это трудное время. БФС.

    • Анонимно
      4.06.2014 21:06

      Самые смутные времена достались Коноплеву. И он очень достойно вынес университет. При Салахове сделали ремонт. А Гафуров много чего уже порушил и закрыл.

      • Анонимно
        4.06.2014 22:27

        Какой ремонт сделали при Салахове? Кабинет ректора отремонтировали? А вы спросите у физиков, химиков спросите у биологов, да у многих вообще. Вы знаете что во втором корпусе сейчас ремонт делают. Вот это ремонт, когда лаборатории и аудитории ремонтируются. Вы были в студенческом кафе что за физфаком? Так вот его кафе назвать то трудно! Ресторан! Не зная не говорите! Настоящий ремонт он начался 3-4 года назад и продолжается. Настоящий ректор безусловный лидер! Знает и умеет выделять главное! Таких изменений университет не видел Это точно! Просто для всех хорошим не станешь, да и не добивается этого ректор. Видно же что дело для него главное! Недовольные сходят с дистанции так как аргументов не остается.

  • Анонимно
    4.06.2014 10:14

    Легко ругать человека, на котором большая ответственность. Всегда найдутся недовольные и обиженные. Ильшат Рафкатович выдерживает линию планомерного и поэтапного развития, хотя это совсем не простая задача.

  • Анонимно
    4.06.2014 10:18

    Гафуров не похож на "классического" ректора университета, но как менеджер он очень эффективен!

    • Анонимно
      4.06.2014 15:22

      Совершенно верно! Он талантливый менеджер - его интересует только финансовый результат.

      • Анонимно
        6.06.2014 17:24

        Да, а его любимый процесс "переформатирование". То есть стирание всего , что было раньше. Как- то очень быстро стер все то, что было хорошего в КГУ. Гоняет людей как стадо из одного корпуса в другой, с одного факультета на другой. Если про смысл всего этого, то его никто не понимал, а теперь и подавно. Универ из дома превратился в офис, а люди в нем в офисный планктон.

  • Анонимно
    4.06.2014 10:52

    Высокие позиции в мировом рейтинге - большая задача. Вопрос соответствия определённым критериям тоже довольно сложный вопрос, который требует значительных усилий. Очень замечательно, что Университет активно развивается и уже входит в мировые рейтинги. Думаю университет на правильном пути!

  • Timur
    4.06.2014 11:53

    Года три назад,может и более (послушав его выступления по телевизору) дал более лестную оценку сравнив его уровень мышления с Тулеевским.Тогда он еще не был ректором,думаю и надеюсь,кому надо,учли мое мнение при назначении на должность ректора.Что есть,то есть,главное,что бы все работало на созидание.Таких самародков в России, наверное, очень много,но их не видать и не слыхать.В большинстве своем, Россией управляют серые личности,они удобны и вполне вписываются в систему ценностей нашей власти.То,что много грязи льют на Ильшата,так он не классический ректор,а эффективный менеджер с высоким требованием к тем кто привык чаи гонять и сплетни собирать в рабочее время.Многие годы будущи руководителем всякого насмотрелся,для всех таких я был неудобен и при первом же удобном случае подлянка настигала меня, но никогда не сломила.Таких людей как Гафуров,надо беречь!Людей в России воспитанных на колхозном сознании ( сдохла корова,соседу - празник.)что прискорбно,большинство наше определяет пока линию поведения нашей власти.А когда в России было по другому?

    • Анонимно
      4.06.2014 12:48

      "...эффективный менеджер..."А Вы, уважаемый Тимур, посмотрите: в Куеве сегодня тоже усе стали "эффективными менеджерами", усе в пиджмаках от карденов. Если еще немного продлится ихняя демократизация, то вскоре и не вспомнить кем были эти менеджоры совсем недавно.К большому сожалению, недостаточно ректору вуза из крупнейшей российской десятки быть только менеджером, пусть даже суперэффективным. Вспомните что говорил Садовничий. "В университете недосточно быть администратором. Тебя очень быстро перестанут понимать."

      • Timur
        4.06.2014 13:26

        Вспомните что говорил Садовничий. "В университете недосточно быть администратором. Тебя очень быстро перестанут понимать." Садовничий - апологет классическо-совкового стиля управления.У него на лице написано:Поддайся соблазну. А то он может не повториться. Настоящий менеджер - это такой, который если уж послал тебя... к чертовой бабушке, то обязательно проследит, чтобы ты добрался по назначению.

  • Анонимно
    4.06.2014 12:14

    Очень хорошо,что университет встает на более высокую ступеньку рейтинга,становится инновационным.Если технические специальности увеличиваются,-значит они более востребованы.А все ли выпускники университета находят свое предназначение по специальности?

  • Анонимно
    4.06.2014 12:39

    Отлично, что у человека есть понимание как вести этот огромный корабль и где конечная цель этого плавания. Молодец!

  • Анонимно
    4.06.2014 12:42

    Все в тему, все понятно. А те обиженные работники, которые лили грязь, похоже просто не вписались в новый ритм.

    • Анонимно
      4.06.2014 15:24

      Совершенно верно - не вписались в рыночные отношения, неэффективные такие совки.

  • Анонимно
    4.06.2014 12:44

    Молодец! Склочники перестали получать "нашару" деньги и пользоваться своими прошлыми заслугами. я про недовольных, которых много повылазило последнее время.

    • Анонимно
      4.06.2014 13:15

      Недовольных всегда будет достаточно, главное не воспринимать их всерьез, все мы понимаем, что такие посты не подкреплены никакими фактами и зачастую просто проплачены. Просто так и бабушки возле подъезда болтают.

      • Анонимно
        4.06.2014 15:25

        Правильно! Не надо воспринимать всерьез что-либо, кроме денег!

    • Анонимно
      4.06.2014 15:41

      Странно - вроде утверждаете что все хорошо, а почему "недовольных много"? Может хватит не обращать внимание на образование и видеть только коммерцию?

  • Анонимно
    4.06.2014 13:29

    Рад, что мое мнение совпало с мнением большинства комментаторов.Правда один из них не в меру слащав. Снова перечитал газетную статью и все больше прихожу к мнению, что хор был только поводом для критики всех действий ректора.Остаюсь при мнение, что генеральная линия им выбрана правильно.Один комментатор привел как эталон слова ректора МГУ Садовничего. А почитайте комментарии и оценки о его деятельности. Ректор по определению не может всем угодить.Ведь и в отношении Нужина, Коновалова и Салахова мнения тоже расходились.

  • Анонимно
    4.06.2014 16:41

    Перечитал все комментарии. Большинство по делу, но один настолько подобострастен, что возникает мысль не специально ли он компрометирует Гафурова, да еще подчеркивая свою близость называет его запанибрата Ильшат. То, что ректор адекватно реагирует на все вызовы времени говорит и тот факт, что университет весьма оперативно ответил на американские санкции и налаживает выпуск катализаторов. Учитывая научный потенциал университетских химиков и технологический опыт нижнекамцев, уверен все получится.Это "наш ответ Чемберлену" как называли подобные акции в 20 - х годах.Это серьезно повысит и рейтинг университета. Я бы в шутку назвал это "утрем нос" массачусетскому технологическому - законодателю мод в химии США.

    • Анонимно
      4.06.2014 17:28

      хотеть выпускать катализаторы и выпускать катализаторы, причем нормальные,которые не надо активировать постоянно - ЭТО две большие разницы, как говорится )

  • Анонимно
    4.06.2014 16:58

    Модератор. Спасибо, просьбу выполнили не дожидаясь моего напоминания.Надеюсь у Тимура хватит ума понять, что так подобострастно хвалить человека нельзя. Немного зная Гафурова по Елабуге, уверен, что ему такой панегирик тоже не понравился.

  • Анонимно
    4.06.2014 17:12

    Хорошо что многие уже поняли пришел сильный , толковый ректор в КФУ. Побольше бы таких.

  • Анонимно
    4.06.2014 20:37

    Ну кто еще может быть подобострстнее чем пиарщик ректора ЮПА?! Надо же потрафить своему патрону...Стиль его в комментах так ипрет. Да универ уже не тот многое безвозвратно кануло в вечнось.Самое главное искоренили дух вольности,демократизм,непримиримость к раболепию...А уж о национальной специфике и говорить не стоит.Знакум

  • Анонимно
    5.06.2014 09:02

    Еще раз повторю, то с чего начал комментарий. Гафурову досталась ноша, которой не было ни у одного ректора.Он работает в условиях "тектонических сдвигов" в области организации высшего образования и науки.И университет на переднем крае этих процессов.Его "переформатирование" требование времени, дело совершенно новое, поэтому возможны и ошибки, но они поправимы. Давайте будем благодарны ему, хотя бы, за открытость перед прессой и аудиторией,и готовность "вызвать огонь на себя". Чего нет у других ректоров. Б.Ф.С.

  • Анонимно
    5.06.2014 09:16

    Сейчас идет полоса увлечения рейтинговыми публикациями в "фокусных" журналах, по которым определяется значение институтов и кафедр университета.Во перых некотрые из них созданы за рубежом для "отсоса" денег из простодушных российских вузов, особенно это относится к гуманитарному сегменту.Но главное в другом. Если университетские химики решат задачу создания катализаторов, о которых уже писалось в постах, то одно это оправдает все затраты на их существование.А зарубежные 2фокусы2 это не заметят.Главный критерий польза для России, а не признание зарубежного журнала.Ибо эти два понятия как правило не совпадают.

  • Анонимно
    5.06.2014 15:55

    Что не отнять, он смотрит намного вперед.Сколько в свое время построил достопримечательностей в Елабуге. Сейчас туристов сколько едет туда. Про таких можно сказать он прыгнул выше головы!

  • Анонимно
    5.06.2014 21:49

    Основное противоречие в жизнедеятельности большинства российских университетов заключается в несоответствии бюрократических методов управления, «вертикальной» формы креативному типу, творчески-созидательному содержанию такой организации, как «университет». И Казанский университет - не исключение. Смешно читать о сегодняшних «трудных временах». Что, в 30-е или 90-е годы прошлого века было легче? В финансовом плане Программа развития КФУ дала дополнительно за последние годы 5 млрд. руб. в его бюджет. Это, видимо, целевые деньги. Обновились лаборатории, улучшилась инфраструктура. Решение было принято в 2009 году, но, фактически, право на получение этих денег для университета заработали предыдущие поколения универсантов. Так и о нынешней администрации будут судить после ее ухода.Что касается анализа деятельности менеджмента и университета, в целом, то здесь внешний наблюдатель сталкивается с отсутствием достаточно подробной свежей информации о фактической деятельности вуза, включая его финансовые показатели. По крайней мере, « с ходу» найти на сайте их не получается. Возможно, она открыта для его сотрудников.

  • Анонимно
    6.06.2014 07:26

    Тем, кто считает, что "смутные времена" были раньше повторю, что теперешние в структурах высшего образования и науки не имеют аналога, по крайней мере, после 20-х годов прошлого века.Идут именно тектонические сдвиги. Перечислять их полностью не буду, читайте , анализируйте. Назову только некоторые не давая оценок: попытка введения болонской системы, гигантомания в объединении вузов,попытка навести порядок в защите диссертаций, кадровые перевороты, для устранения криминализации работы ВАК, попытка "переформатизировать РАН и объединить ее с другими АН, фетишизация рейтинговой "фокусной"системы оценок, дающей возможность "фокусничать" и наконец попытка ввести принцип зарабатывания денег как главный критерии оценки и судьбы университетских подразделений, его институтов, отделений и кафедр.Никто не может пока дать ответ на вопрос, что это революция или контрреволюция. Причем все это делается теперь в рамках капиталистического общества, которое мы стыдливо называем рыночная экономика.Вот те экстремальные условия в которых работает Казанский университет, равно как и другие вузы города и страны в целом.Таких экстремальных условий еще не было.И похоже, что в самом руководстве отрасли, а возможно и выше, нет единого мнения по этим вопросам.В особенно сложном положении оказались гуманитарные дисциплины.

  • Анонимно
    6.06.2014 09:14

    Согласен, что таких смутных времен в науке и образовании еще не было, это касается не только высшего.Автор остроумно назвал систему "скопус" фокусом. Нельзя ее идеализировать,по духу это своего рода научное ЕГЭ. У нее есть и плюсы, но при оценке вузов и научной продуктивности нельзя опираться только на скопус - фокус.

  • Анонимно
    11.06.2014 20:52

    Так когда встреча?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль