11.06.2014

Злостным неплательщикам за энергоресурсы пригрозили экспроприацией

Коммунальные и промышленные предприятия Татарстана задолжали поставщикам астрономические 3,3 млрд. рублей

Сегодня на совещании в Доме правительства традиционные призывы руководства республики к предприятиям коммунального комплекса оплатить долги газовикам и энергетикам сменились жесткими требованиями: поставщиков ресурсов обязали перекрывать «кран» особо злостным неплательщикам. При этом гендиректор ОАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков пожаловался на компанию из Верхнеуслонского района, которая «неизвестно куда дела» средства населения, а директор «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов рассказал об инициировании банкротства казанской УК. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, какой способ нашел Ильдар Халиков для решения проблем неплатежей.


222.jpg
Призывы властей республики к предприятиям оплатить долги газовикам и энергетикам сменились жесткими требованиями

РАЗРЕШАЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВСЕ МЕРЫ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЛАТЕЖЕЙ

Долги за поставленные энергоресурсы компаний коммунального сектора РТ сегодня стали главной темой заседания кабинета министров республики. Официальная тема заседания звучала так: «Об итогах работы организаций топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Республики Татарстан в отопительный период 2013/2014 года и задачах по подготовке к отопительному периоду 2014/2015 года». Однако собственно отчетам и будущим планам времени было уделено немного, значительная часть совещания прошла под флагом критики недобросовестных потребителей энергоресурсов. Открывая заседание, премьер-министр РТ Ильдар Халиков кратко сообщил, что в целом предыдущий отопительный сезон в РТ прошел без существенных срывов, не считая «проколов»: по одной аварии на объектах Генерирующей и Сетевой компаний, а также на котельной «Казэнерго». Однако на этих фактах премьер заострять внимание не стал, остановившись подробнее на текущих долгах предприятий коммунальной сферы поставщикам энергетических ресурсов. Здесь Халиков сделал довольно провокационное заявление: «Неделю назад этот вопрос рассматривали, я предупреждал и «Татэнергосбыт», и «Газпром межрегионгаз Казань», я дал им прямое поручение принять все меры, используя все необходимые возможности, в том числе отключения, для того чтобы текущие платежи обеспечить в полном объеме. Подчеркиваю, речь не идет о прошлых периодах, все, что потреблено в текущий период, должно быть оплачено в полном объеме. Разрешаю использовать все любые меры, чтобы добиться текущих платежей», — озвучил «верительную грамоту» для энергетиков Халиков.

С докладом по теме выступил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин. Кратко проинформировав об итогах ОЗП-2013, он заявил: «Все государственные программы, которые реализуются в республике и которые так или иначе связаны с подготовкой к отопительному периоду, должны быть завершены к 1 сентября 2014 года, а до 15 сентября нужно произвести пробный пуск тепла в многоквартирные дома с централизованной системой отопления и объекты соцкультбыта». Далее он перешел к вопросу, ради которого все собрались.

333.jpg
Ирек Файзуллин: «На 1 июня текущего года просроченная задолженность организаций жилищно-коммунального комплекса за потребленный газ составила 809,9 миллиона рублей, а просроченные долги организаций коммунального комплекса за электроэнергию составили 55,8 миллиона рублей»

«На 1 июня текущего года просроченная задолженность организаций жилищно-коммунального комплекса за потребленный газ составила 809,9 миллиона рублей. Просроченные долги организаций коммунального комплекса за электроэнергию по состоянию на 1 июня 2014 года составили 55,8 миллиона рублей», — сообщил министр, призвав задолжавшие предприятия рассчитаться за поставленные ресурсы с энергетиками и газовиками.

КУДА ДЕЛИСЬ СРЕДСТВА НАСЕЛЕНИЯ?

На злостных неплательщиков сетовал и генеральный директор ОАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков. Он сообщил, что в прошлом году общество реализовало потребителям более 14 млрд. кубометров газа, за которые было оплачено 63 млрд. рублей или 98,3%, за 5 месяцев текущего года реализовано 6,7 млрд. кубометров газа, оплачено 30,6 млрд., уровень оплаты составил 96,9%.

19347.jpg
Ринат Ханбиков (слева)

Это общие данные по всем группам потребителей. Но по вот коммунальному сектору ситуация вырывается из более-менее позитивного строя.

«Так, по состоянию на 1 июня задолженность предприятий ЖКХ составила более 892 миллионов рублей, в том числе просроченная задолженность в сумме 810 миллионов рублей, процент оплаты предприятий ЖКХ в 2014 году составил 73 процента, в прошлом году — 79 процентов. Состояние платежей ухудшилось», — констатировал Ханбиков и перечислил наиболее проблемные районы — Агрызский и Верхнеуслонский.

К примеру, ООО «Теплосбыт» из Агрыза задолжало газовикам почти 40 млн. рублей. А ООО «Коммунальные сети» Верхнеуслонского района вообще якобы неизвестно куда дело средства, поступившие от населения. «Они неоднократно нарушали сроки оплаты, а с марта 2014 года вообще перестали производить оплату. В «Коммунальные сети» Верхнеуслонского района жители перечислили более 16 миллионов рублей за тепло с 1 января по 10 июня 2014 года, а нам поступило только 2 миллиона рублей, причем из них 1,8 миллиона было списано в принудительном порядке со счета потребителя по решению суда. Возникает вопрос: куда делились средства жителей?» — возмутился Ханбиков, сообщив, что компания по данному случаю уже обратилась в прокуратуру. Потребители Генерирующей компании также накопили немало долгов. Как сообщил первый заместитель генерального директора — технический директор ГК Ильгизар Гайфуллин, задолженность потребителей перед компанией на 1 июня составляет более 2 млрд. рублей. Большая часть долгов «висит» на Казани — 1 млрд. 98 млн. рублей.

ЛИБО ОТДАЙТЕ ДОБРОМ, ЛИБО ОБАНКРОТИМ

Немало «добрых» слов в адрес неплательщиков нашлось и у директора «Татэнергосбыта» Рифнура Сулейманова: «По состоянию на 1 июня просроченная задолженность потребителей за электроэнергию составила 538 миллионов рублей, за 5 месяцев она увеличилась почти на 11 процентов или на 54 миллиона рублей», — сразу начал с главного Сулейманов. Причем наибольший прирост просроченной задолженности произошел по группам потребителей «Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК» — на 56 млн. рублей.

460.jpg
Рифнур Сулейманов (фото: mic.tatarstan.ru)

Директор компании привел несколько примеров. Так, казанская УК «Заречье» имеет задолженность в размере 50 млн. рублей, при этом в мае 2014 года уровень оплаты составил всего 63%. «Все принятые законные меры по взысканию данной задолженности не привели к каким-либо результатам, поэтому нами было инициировано банкротство. На 16 июня назначено судебное рассмотрение», — сообщил Сулейманов.

Не менее проблемные клиенты для энергетиков — предприятия коммунальной сферы, в частности, ООО «Бавлы-Водоканал» (стабильный должник энергетиков), многократные переговоры с которым не привели к конкретным результатам.

«В целях воздействия на неплательщика ОАО «Татэнергосбыт» вынуждено будет применять крайние меры, связанные с ограничением поставки электроэнергии, при этом без водоснабжения останутся более 23 тысячи населения и десятки организаций города, что приведет к угрозе создания чрезвычайной ситуации в пожароопасный период», — угрожающим тоном заявил Сулейманов.

А вот в отношении еще одного проблемного потребителя — ранее помянутого недобрым словом Ханбиковым ООО «Коммунальные сети» Верхнеуслонского района — «Татэнергосбыт» инициировал процедуру банкротства.

На этом выступления недовольных поставщиков ресурсов закончились, и Халиков оперативно завершил совещание, напоследок разразившись гневной речью, предварительно еще раз настоятельно порекомендовав Ханбикову и Сулейманову применять превентивные меры: «Это очень плохо, об этом предупреждали. Это вопросы и социальной ситуации, тем более перед выборами. Но я хочу обратить ваше внимание — бесполезно ссылаться на выборы, платить нужно независимо от политических процессов, которые проходят в стране, без этого мы не сможем нормально запуститься в отопительный период». Последний посыл премьера был адресован акционерам и руководителям частных коммунальных предприятий: «Либо, если не можете справиться, передавайте добровольно государству. Либо у вас эти предприятия в соответствии с законом будем банкротить, объявлять конкурсное производство, ставить туда добросовестных приобретателей. Но это будет одновременно происходить с передачей данных наших проверок правоохранительным органам», — обрисовал мрачные перспективы премьер.

«ИДЕТ НЕРАЗБЕРИХА С УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ»

Корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до одного из «злостных неплательщиков».

Михаил Харитонов — гендиректор ОАО «Коммунальные сети» (Верхний Услон):

— У нас на сегодняшний день долг составляет 9,25 миллиона рублей по газу и 2,4 миллиона рублей по электроэнергии. Эти данные по акту сверки с «Газпромом», а 16 миллионов, о которых вы говорите, быть не может.

Из указанных долгов по газу 8,4 миллиона рублей — это долг жителей многоквартирных домов; 1,6 миллиона рублей — долг жителей, живущих в частном секторе. Плюс 1,8 миллиона рублей должны нам за оказанные услуги. Все эти цифры мы предоставляли и в минстрой, и в кабмин, но администрация района в данном случае не рассматривает их. Сначала они заключали с нами договора, мы выполняли определенный объем работ, а теперь они от них отказываются и не оплачивают нам.

Самая большая проблема заключается в том, что идет неразбериха с управляющими компаниями. Была управляющая организация «Управдом», стала управляющей компанией «Управдом». И они химичат — взяли деньги, перевели из одной компании в другую, и на каком основании новая компания собирает с населения денежные средства, мы не знаем. И мало того, они не делают доначисления в полном объеме по воде по узлам учета. На совещании в кабмине РТ глава района сказал, что всем домам в районе производится доначисление по ОДН, но его на сегодняшний день населению недоначисляют. Получается, что не то, что у нас прошло по узлу учета, выставляется для оплаты. Управляющие компании недовыставляют эти объемы для оплаты. Но мы-то услугу оказали! Так же не должно быть!

111.jpg

Кроме этого, у нас есть спорный вопрос по тарифам, с которым мы в настоящий момент разбираемся. Мы считаем, что у нас завышенный объем реализации по воде и по жидкобытовым стокам. Было поручение и премьер-министра, и его зама Песошина о проведении экспертизы по удельному расходу элеткроэнергоэнергии на подъем одного куба воды. У нас подъем воды составляет около 160 метров. Тарифный комитет считает по паспорту насоса и по производительности насоса. При этом завод-изготовитель уточняет, что эти цифры соответствуют при нормальном режиме его работы. Специалисты энерголаборатории, которые приехали к нам и замерили производительность насосов, установили, что их производительность составляет 50 - 53 процента. То есть повышение 3,42 киловатта на 1 кубометр воды. Если мы берем, что у нас 770 тысяч киловатт потребления электроэнергии в год и делим на 3,42, то получаем, что где 225 - 230 тысяч кубометров реализации и добычи воды должно у нас быть. С учетом потерь, которые опять-таки рассчитала эта лаборатория, реализовать мы должны 209 - 210 тысяч «кубов». Но тарифный комитет нам ставит 320 тысяч кубов. А что такое 120 тысяч кубометров воды сверх объема? Это означает, что порядка 4,5 миллионов рублей дохода мы недополучаем. Получается, что по бумагам это есть, а в реальности этих денег нет, потому что мы их собрать не можем, потому что их нет. То же самое и по канализации. У нас в населенном пункте канализация есть только в многоквартирных домах, но тарифный комитет нам увеличил в два раза стоки. А где эти стоки собрать, если сетей нет? Мне говорят: «Езди, собирай с выгребных ям». Но ведь это сразу увеличит стоимость тарифа! И сейчас в этом плане у нас идет выяснение, но нас пока никто не слышит. Я на каждое свое слово могу предоставить документ. У меня за последние 4 года прошло уже 250 проверок, потому я все цифры и помню.

Для того чтобы снизить объемы нашей задолженности, мы по запросу минстроя РТ предоставили график, в который вошли сроки погашения долгов по газу и по электроэнергии, расписали там и источники. Но с этим графиком не соглашается исполком района. И он не может заставить управляющие компании выплатить нам долги по исполнительным листам. У нас их на 3,3 миллиона рублей, и они уже 1,5 года лежат у судебных приставов, никаких действий не ведется. А все деньги уходят в другую фирму, которая была создана с разрешения районного исполкома.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.06.2014 15:23

    У населения нет денег для расчета по ЖКХ. слишком маленькие доходы населения. На предприятиях платят нищенские зарплаты. на них прожить невозможно.

    • Анонимно
      11.06.2014 15:37

      а на интернет деньги есть?

    • Анонимно
      11.06.2014 15:44

      Не платят ка раз те, у кого деньги есть. Так как оплачивают кредиты на машины и квартиры.А малоимущие стараются оплачивать квартплату вовремя, чтобы не нарастить непосильных долгов.А вообще вся проблема в том, что отсутствуют адекватные санкции к неплательщикам. А в результате - отсутствие дисциплины. Потому что, например, у банка карательные меры за неоплату кредита на порядок жёстче, чем у Управляющих компаний.

    • Анонимно
      11.06.2014 18:43

      на кредиты деньги находят, значит найдут и на жкх

  • Анонимно
    11.06.2014 15:29

    Ручное управление только

  • Анонимно
    11.06.2014 15:35

    А о чем совещание, что тарифы в республике не подъемные или о том, что доходы населения растут не так быстро, чтобы успевать за аппетитами ресурсосберегающих организаций..

  • Анонимно
    11.06.2014 15:49

    Какой-то нескончаемый бардак!

  • Анонимно
    11.06.2014 15:49

    пусть уважаемые объяснят почему население живущее в домах должно платить ОДН? у меня счётчик я и плачу по счётчику, за дом отвечает УК с них и спрос, может они воду "налево" льют или просто трубы текут в подвале, я как житель на это повлиять не могу (если кто не согласен пусть расскажет как он на УК влияет), вот если бы по закону жители могли влиять на УК тогда можно было бы и про ОДН говорить, а так на пустом месте. Министерство похоже вообще своими обязанностями не занимется вот отсюда и долги.Про верхний услон тоже непонятно: так население оплатило или нет?

    • Анонимно
      11.06.2014 16:57

      Просто есть ушлые соседи - прописаны двое, а живут пятеро. Им по нормативу за двоих выгодно платить, чем по счётчику за всех. Скрывают. Вот добросовестные соседи и платят за всё. А когда коммунальщики приходят проверять счётчики (имеют право) - им дверь просто не открывают (тоже имеют право). И далее управляющая компания просто не настаивает. А должны! Пригласить участкового и снова прийти с проверкой. Вот тут владельцы квартиры обязаны предоставить доступ к приборам учёта. Только УК ленятся, гораздо проще на жильцов свалить. Кстати, есть ведь федеральный закон - прошлым летом вступил в силу - он запрещает управляющим компаниям начислять лишнего за ОДН тем, кто подаёт показания приборов учёта. Только у на РТ не действует - указом правительства защитили коммунальщиков. Или я не права? Ошибаюсь? А сейчас УК обвиняют. Вот если бы им пришлось за ОДН платить, шустрее бы работали. За так называемое управление жилым фондом не плохо собирают. Попробуй не заплати!!!!

    • Анонимно
      11.06.2014 20:58

      Какие могут быть общедомовые нужды при отсутствии кранов, которыми могут пользоваться все жители дома? Этих кранов нет в домах ни по проекту, ни в практике! А уж ОДН на горячую воду это вообще абсурд!

      • Анонимно
        12.06.2014 14:26

        ОДН по факту - это то что потратил дом, но никто не признаётся кто именно столько воды слил!!! вот и распределяют на всех. УК деньги собирают. но поставщикам услуг не отдают. так получается??? потому что платим сполна! я вот каждый месяц 15-го плачу - сразу после зарплаты. и таких как я - более 90% населения.

        • Анонимно
          12.06.2014 20:47

          физически 36-и квартирный дом имеющий всего 28 квартир и остальное офисы получил начисление месячного ОДН на холодную воду на 28 квартир более 100 кубометров воды...в основном живут пенсионеры....

  • Анонимно
    11.06.2014 15:50

    Согласен, основная причина неплатежей населения это нищенские зарплаты, было бы достаточно никто бы так не реагировал на ежегодное повышение тарифов, но правительство это как будто не видит.

  • Анонимно
    11.06.2014 15:56

    верхнеуслонский товарищ вскрыл очень интересную схему...только многие ли поймут в чем дело

  • Анонимно
    11.06.2014 16:07

    Как же по словам чиновников зарплата растет у населения ежемесячно на 14-15% а вы говорите что денег нет

  • Анонимно
    11.06.2014 16:20

    Вор на воре сидит вором погоняет.Рыба гниет с головы.Народная мудрость, однако.

  • Анонимно
    11.06.2014 16:49

    откуда долги? говорят собираемость по ЖКХ более 90% в республике. население платит.

  • Анонимно
    11.06.2014 16:55

    газпром и энергетики,священные А.О,за их долги бьются премьеры и президенты,поставщики ком.услуг ,мальчики для битья,долги нас-ия пол беды,а когда у них половина клиентов бизнес,который загибается,на это тишина ,как с тарифом быть,тарифный комитет голову в песок,все вопросы в москву......

  • Анонимно
    11.06.2014 17:36

    Нормативы должный уйти в прошлое. Надо брать плату за фактическое потребление. И никаких квартплат, только за реальные услуги оплата.

  • Анонимно
    11.06.2014 18:20

    ООО «Коммунальные сети» Верхнеуслонского района - придется Харитонову (гендир) продавать свой 200 Ланд Крузер и гасить долги..

  • Анонимно
    11.06.2014 18:30

    О каких нищенских зарплатах вы говорите? Если менеджер в Тандеме, получает 50 000 рублей) или это нищенская зарплата?))) Ну тогда извините))

    • Анонимно
      11.06.2014 18:45

      а вы вычтите из них кредит за авто, кредит за айфон, ипотеку, пятничный променад, гардером и море - на жкх денег не останется

    • Анонимно
      11.06.2014 18:58

      Тандем один, а нас много, вот и приходиться на заводе работать за 10т.р.

  • Анонимно
    11.06.2014 19:39

    А хохлы за газ не платят

  • Анонимно
    11.06.2014 20:27

    В ВЕрхнем Услоне самая большая в республике цена за воду для населения. ВОдопроводные сети частная собственность господина Харитонова. Из местного бюджета постоянно выделяют средства для латания дыр в водопроводе. В летний период воды нехватает и неделями кран сухой, а платит население также. Масса утечек, которые не устраняются, люди не получают зарплату, большая текучка кадров. У него все виноваты, кроме него.

    • Анонимно
      13.06.2014 13:46

      Самый большой тариф за воду не в Верхнем Услоне а в Елабуге: 1 куб холодной - 30 руб, горячей - от 120 руб. до 150 руб. И вообще с елабугой тоже разобраться надо,кварплату платим начиная с ноября от 6000 руб. до 10000 руб. ( из них больше половины отопление тариф - 1 Гкал 1680 руб. , где то выходит за 2-х или 3 -х комнатную от 3800 руб. до 6000 руб. - это только ОТОПЛЕНИЕ). и мы платим!!последние крохи отдаем за отопление, не знай как будем дальше жить, тарифы опять повышают с 1 июля и с 1 сентября. хоть в петлю!

  • Анонимно
    11.06.2014 20:57

    А как с высокогорскими коммунальными сетями обстановка?

  • Анонимно
    11.06.2014 21:12

    В майских платежках появилась графа за обслуживание антенны.Типа проведена модернизация,показывают 16 каналов и мэрия Казани ,нарушая,жилищный кодекс навязывает теперь нам антенну,заставляя платить 32р в месяц,независимо нужна она вам или нет,аргументируя ,что это общедомовое имущество.Власть совсем оборзела,может быть надо разбить пару джипов мэрской администрации,чтобы они поняли ,что нельзя грабить население.32р х36квартирх4подъездах12месяцев=55296рублей с дома в год.Неплохо,да! А кто проводил конкурс на техобслуживание антенны ,кому пойдут эти деньги.Власть Казани-вы зажрались,вы не уже не знаете как еще подоить народ с этим ЖКХ

  • Анонимно
    11.06.2014 21:56

    На любом совещании аутсайдеры Агрыз и Верхний Услон походу

  • Анонимно
    11.06.2014 23:21

    Помнится один высокопоставленный чиновник, зазывая коммерческие структуры в сферу ЖКХ говорил, что "ЖКХ - золотое дно". Как в воду глядел.

  • Анонимно
    12.06.2014 00:32

    Нужно платить за ресурсы производителям, а не посредникам.

  • Анонимно
    12.06.2014 08:05

    ЖКХ и С/Х одни из самых проблемных отраслей. Государство выделяет огромные суммы на поддержку с/х а результата нет.
    Про ЖКХ вообще молчу т.к. зайдёшь на почту так очередь из людей которые оплачивают квитанции ЖКХ,зайдёшь на почту так там вообще очередь в несколько касс чтобы оплатить ЖКХ.
    зачем нужны миллионы и миллиарды рублей ЖКХ ??? Вытащить из земли гнилую стальную трубу и положить на её место политиленовую и для чего там миллионы ??? Скромнее надо быть чиновникам ЖКХ и с/х,наглость и безнаказанность их оторвала от реальности жизни.

  • kaz_orphan2
    12.06.2014 08:17

    вышеописанное совещание чем-то похоже на попытку делать искуственное дыхание рот в рот холодному и уже изрядно пованивающему трупу института УК.

    поздновато спохватилась

  • Анонимно
    12.06.2014 10:35

    Уважаемые друзья! Давайте проанализируем. Господин Халиков весьма рьяно лоббирует интересы энергетических спекулянтов. Призывает отключать злостных неплательщиков. А кто не платит? Теплоснабжающие и водоснабжающие организации. Почему они не платят? Нам говорят что виноваты неэффективные управленцы данных предприятий. Поменяли руководителя. Что изменилось? Ничего! Причина в другом . В тарифе на тепло почти40-60% затраты на газ. В тарифе на воду: 20-50% затраты на электроэнергию . Тарифы для ресурсников регулируются государством. С одной стороны, заигрывая с населением , государство сдерживает рост тарифов, а с другой стороны, благодаря мощному лобби , растут цены на газ и электричество. Что мы имеем? Полностью разрушенные водоканалы, банкротство тепловых предприятий, недовольство населения качеством услуг. Решение простое. Надо господину Халикову начать заниматься убыточными , социально значимыми предприятиями. Срочно провести аудит этих предприятий. Определить техническое состояние и срочно привлекать федеральные, республиканские средства для восстановления систем отопления и водоснабжения с учетом дальнейшего развития городов. Молчу про водоотведение!!!
    Однако мы все видим, что интересы премьера в более сладком направлении !

    • Анонимно
      12.06.2014 15:59

      все в точку

    • Анонимно
      12.06.2014 16:17

      А платежки ЖКХ - это дутые цифры за не предоставляемые услуги. УК, ресурсоснабжающие организации и чиновники администрации жируют.

  • Анонимно
    12.06.2014 12:30

    В Агрызе долгов все больше и больше,возникает вопрос - куда уходят деньги добросовестных плательщиков?! Спросите у главы района и руководства "теплосбыта"!

    • Анонимно
      12.06.2014 16:22

      Деньги добросовестных плательщиков уходят в глубокие карманы местных и Казанских чиновников. Все ресурсоснабжающие организации - ОАО в руках местных чиновников. А они заинтересованы только в получении сверхприбылей. А на народ их наплевать. Настоящий бандитский рэкет.

      • Анонимно
        12.06.2014 21:05

        Для страны добывающей газ для населения через чур дорогой газ

  • Анонимно
    13.06.2014 14:47

    Вот оказывается почему миллиардер И.Фардиев до сих пор сидит в энергокомпании, через долги хочет оказывается всю республику прибрать, как сделал это уже с половиной Набережных Челнов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль