Общество 
18.06.2014

Константин Хабенский сыграл дуэт с контрабасом

Казанская публика устроила овацию далеко не безупречному спектаклю

Вчера в ТГАТ им. Камала состоялось, пожалуй, одно из самых главных театральных событий первой половины нынешнего лета — Константин Хабенский сыграл моноспектакль «Контрабас». Как постановку принимала публика, каковы плюсы и минусы спектакля, стоящего в афише МХТ, и почему некоторые казанцы покинули зал, не дождавшись финала? Об этом размышляет корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на спектакле.


УШЕЛ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

Афишами «Контрабаса» город пестрел несколько месяцев кряду, и эффект был достигнут. В зале был не просто аншлаг, даже все проходы были заполнены людьми, которые стояли более двух часов — такой протяженности был спектакль.

Обращение к самой ранней пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас» у Константина Хабенского, можно предположить, было и неожиданным, и рискованным — театральная Москва знает знаменитый спектакль театра «Сатирикон», где играет другой Константин — Райкин, актер редкой органики, так необходимой в жанре моноспектакля. Ходили слухи, что играть контрабасиста собирался в «Современнике» Валентин Гафт.

На прошлой неделе Хабенский побывал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» и среди прочих ответил на вопрос о пьесе Зюскинда. Актер рассказал, что думал о ней давно, когда занимался общими проектами с Юрием Башметом, но как-то не сложилось. Потом был период, когда он взял в МХТ своего рода отпуск, в течение года играл только одну роль — Мэкки-ножа в «Трехгрошовой опере», но по договоренности с шефом МХТ Олегом Табаковым должен был через год вернуться. И не один, а с новой идеей. Идея была — поставить Зюскинда.

Этого немецкого автора широкие российские массы хорошо знают по «Парфюмеру». Сначала зачитывались романом, потом вышел фильм. Неплохой, но слабее, чем книга. Пьеса «Контрабасист» была написана Зюскиндом в 1980 году, поставлена в Мюнхене, и хотя сам автор никогда не играл на контрабасе, а играл на пианино, было видно, что миру музыки он не чужд. Впрочем, мир музыки, скорее всего, можно было бы заменить на любой другой. «Дело тут не в блуждающей почке, а в жизни и смерти», — как писал некогда Лев Толстой. Автор исследует кризис среднего возраста, а если еще точнее — проблему тотального одиночества, граничащего с фобиями.

ДВА ЧАСА СМЕХА СКВОЗЬ СЛЕЗЫ

Авторы спектакля режиссер Глеб Черепанов и актер Хабенский просят не называть их постановку моноспектаклем. В афише МХТ значится «трагифарс». Хабенский играет социопата — уже в первые минуты действия он обрывает телефон. Его странное жилище (автор сценографии Николай Симонов) обито матрасами — квартира словно отгорожена от внешнего мира мягкой «броней».

Сам контрабасист — странен и смешон, на нем мешковатый фрак, короткие фрачные брюки и ...оранжевые носки. Классический лузер. Он беспрестанно говорит — о контрабасе, о певицах, о композиторах. Одним словом, о музыке. Кажется, что он боится замолчать даже на секунду, боится, что тишина сомнет его. Публике часто бывает смешно, иногда она жалеет героя. Иногда подыгрывает актеру. Например, когда он спрашивает, знает ли кто-то композитора-женщину, в зале Камаловского театра раздавались нестройные голоса, называющие Софию Губайдуллину.

Нравится авторам спектакля или нет, но «Контрабас» — это все-таки моноспектакль. Со всеми вытекающими сложностями. Главная из них — чтобы держать внимание зала, актер должен быть божественно органичен. Хорошо обученный и владеющий приемами профессии Хабенский все-таки не может этим похвастаться. Отсюда идут повторы, и эту некую эмоциональную монотонность может почувствовать зритель. Так что зал, хотя и не массово, но все же покидали некоторые казанцы.

Что касается претензий к режиссеру, то раздробленность финала явно нельзя отнести к плюсам постановки. Хотя самый последний из финалов, когда на сцене наконец-то появляется женщина-мечта контрабасиста (или это только его фантазия?) можно назвать удачным. Нелепое существо в чудовищно блестящем платье, да еще и скверно поющее, конечно, наш герой просто придумал себе певицу с божественным голосом.

Он и контрабас, контрабас и он, жизнь между репетицией и спектаклем, бег по кругу. Скоро 36 лет. Кризис среднего возраста, а что потом? Наверное, ничего страшного, просто, как всегда, будет музыка. Рассуждения о Вагнере и Моцарте. Любовь-ненависть к своему инструменту. Тихое сползание в безумие и попытки выбраться из него. Одиночество и в мегаполисе, и большом оркестре, где каждый ведет свою партию. Тот, кто прочел Зюскинда, понимает, что пьеса и тоньше, и глубже спектакля.

Публика аплодировала Хабенскому стоя. Завалила цветами. Что ж, иногда медийность выступает заменой качеству спектакля.

22.jpg
44.jpg
55.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.06.2014 08:47

    много медийности в городе. Это портит молодежь подменой понятий вкуса на продажность

  • Анонимно
    18.06.2014 08:50

    В театре жутко пахло керосином, возможно это реквизит, создающий атмосферу:)Хабенский - не Райкин.Бороде нет.

  • Анонимно
    18.06.2014 09:09

    Великолепная рецензия, Татьяна Валентиновна!

  • Анонимно
    18.06.2014 09:18

    Ушедших зрителей была только одна пара.

  • Анонимно
    18.06.2014 09:32

    мне 45. а что такое кризис среднего возраста и во сколько он наступает)))

  • Анонимно
    18.06.2014 09:38

    Хабенский молодец! Вжился в образ. Борода очень гармонична данному персонажу, но не самому Константину. А по спектаклю - сколько людей, столько мнений.

  • Анонимно
    18.06.2014 10:31

    Хабенский молодец, что честно отыграл спектакль, как мог, как научили. Может, слишком многого мы ждем от него. Мне было скучно. Хотела уйти. Райкин неповторим в этой роли, это точно.

  • Анонимно
    18.06.2014 11:01

    Райкин не только в этой роли неповторим. Гафт- это не досягаемая высота. Хабенский обыкновенный актер, при выходе которого на сцену не возникает волшебной силы искусства. Такой же, кстати и Сергей Безруков. Они хорошие ремесленники. Зрители, которые вообще мало ходят в театры хотят просто посмотреть на живых кумиров из " кино".

  • Анонимно
    18.06.2014 11:44

    Хочется произнести "А король - то голый", подразумевая то, что все зрители (как мне кажется), боялись признаться себе в том, что Хабенский - то - актер так себе...

    • Анонимно
      18.06.2014 12:45

      Зря Вы так. Интересно было. Надо осознавать, что Вы на моноспектакле.

  • Анонимно
    18.06.2014 13:06

    Уважаемый автор, все так однозначно у вас, однобоко. Лично я увидела здесь трагедию маленького человека, некую часть общества в разрезе. Этот контрабасист живет в своей скорлупе, не ведая, что за пределами его пространства целый мир. Часто так бывает, что, получив образование и профессию, человек просто начинает бег по кругу, считая себя , и убеждая себя, что он все делает правильно, что он суперпрофи. А счастья нет. Самореализации нет. Есть только социальная защищенность, как говорит сам герой. Также мне очень понравилось, как Хабенский выразил человеческую одержимость, это было здорово.

    • Анонимно
      18.06.2014 14:22

      Полностью с Вами согласна!!! В статье содержится практически отрицательная информация...

      • Анонимно
        19.06.2014 01:15

        Конечно, отрицательная, но разве она может быть положительной, когда речь идет об откровенно слабой работе актера Хабенского?

    • Анонимно
      18.06.2014 16:10

      Нужно отличать рецензию на пьесу и рецензию на постановку и игру актера. Хабенский неплохой актер, может, один из лучших своего поколения, но до масштаба можно спектакля не дотягивает, тем более в сравнении с Константином Райкиным. А в целом все ожидаемо, и уровень игры, и реакция нашей благодарной публики.

  • Анонимно
    18.06.2014 13:09

    Да, всякому свое, это точо не попса.

  • Анонимно
    18.06.2014 13:14

    В рецензии слышитсч предвзятость, то, что два человека ушли после двух часов сидения (антракта не было) - не говорит о массовом уходе зрителей, зачем вводить в заблуждение людей!причины могут быть разными, кому-то не интересно, у кого-то естественные потребности и т.д.

  • Анонимно
    18.06.2014 13:53

    сплошь женская и аппаратная аудитория)))

  • Анонимно
    18.06.2014 14:23

    Мужиков там среди зрителей толком и не было. Наши татарские ираты заезжих "секс-символов" не жалуют:)

  • Анонимно
    18.06.2014 22:12

    Говорить , что это ожидаемое событие....ну бред!!!! Скучно!!!!! Души нет!!!! Делячество!!!!! Просто раскрученные лицо из ящика. Пришли на живого Хабенского посмотреть. Как вам мало , господа нужно... И вам... И актеру... Ну не дотягивает......

  • Анонимно
    19.06.2014 11:15

    Отличный диагноз- неплохой актер... А шуму - то из-за чего??? Мне кажется этому актеру надо самому поучиться еще и в школу какую-нибудь поступить.Что дает право открывать школы без своего метода, своего открытия ? Спектакль......... Игра...... Как говорят без слов. Но не от восторга. А по другой причине.

  • Анонимно
    19.06.2014 22:04

    Посредственный артист, раскрученный телевидением, отсутствие мужской природы, неплохой администратор,рядом не стоял с Мироновым, Машковым, очень ограниченный актерский диапазон, в "Географе" еще что-то может быть, но в основном.,,, какая-то отстраненность.... А потому ничего не трогает. Извините! Надо реально понимать , что так сложились твои обстоятельства и двигаться дальше., а не довольствоваться симпатией сильных мира сего. Вот великая Гурченко это понимала и была благодарна случаю и двигалась вперед!!!!!!"

  • Анонимно
    22.06.2014 11:59

    Настоящая провинциальная рецензия!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль