Общество 
20.06.2014

Как Юнона Карева и Шаукат Биктимиров раскололи театральное сообщество Татарстана

Безымянное театральное училище в Казани может быть названо именем бывшей супруги Станислава Говорухина. Но не все с этим согласны

Сегодня на заседании союза театральных деятелей РТ будет решаться вопрос присвоения казанскому театральному училищу имени Юноны Каревой. Актриса и педагог, ушедшая из жизни год назад, отдала учебному заведению 42 года своей жизни, подготовив сотни учеников. Идею назвать именем Каревой училище поддерживают Чулпан Хаматова, Константин Хабенский и Сергей Безруков, которые подписали письмо с соответствующим предложением на имя президента РТ. Впрочем, как выяснила корреспондент «БИЗНЕС Online», у этой идеи есть и противники, считающие, что среди татарстанских театральных деятелей на увековечение имени есть немало других, возможно, даже более подходящих кандидатур.


Чье имя будет носить казанское театральное училище должен решить союзе театральных деятелей РТ
Чье имя будет носить казанское театральное училище (на фото), должен решить союз театральных деятелей РТ

«ОНА 42 ГОДА ЗДЕСЬ ПРЕПОДАВАЛА»

Сегодня на заседании союза театральных деятелей Татарстана (СТД РТ) его члены обсудят вопрос присвоения казанскому театральному училищу имени актрисы и педагога Юноны Каревой, которой не стало год назад. Как рассказал «БИЗНЕС Online» народный артист РФ Вадим Кешнер, который много лет совместно с Каревой вел актерские курсы в училище, предложение присвоить учебному заведению имя Юноны Ильиничны озвучила педагог Татьяна Корнишина. «Без аффектации можно сказать, что Карева — один из лучших театральных педагогов России. Она 42 года преподавала у нас в училище, у нее сотни учеников. Предложение было озвучено на собрании педагогического коллектива, позже мы написали письмо президенту РТ с просьбой поддержать наше предложение. Кстати, нашу идею поддерживают Чулпан Хаматова и Константин Хабенский», — рассказал Кешнер.

Имена Чулпан Хаматовой и Контантина Хабенского можно объяснить — в школе Хабенского Карева хотя и немного, но преподавала, а Хаматова училась у нее и Кешнера на курсе. Правда, всего несколько месяцев, затем ушла из училища и уехала в Москву, где поступила в ГИТИС и училась на курсе у Алексея Бородина. В нескольких интервью она называла себя ученицей Бородина, хотя с Кешнером и Каревой сохранила добрые отношения, оказывая им знаки внимания. По словам Кешнера, идею подержал и Сергей Безруков, хотя последний с Каревой не был знаком.

Напомним, что Карева, которая долгое время была ведущей актрисой БДТ им. Качалова, родилась в 1933 году в Харькове, окончила театральное училище им. Щепкина, в 1955 году приехала по распределению в Качаловский театр. В труппе у нее было прочное положение, но в начале 90-х годов прошлого века, очевидно, в период внутреннего кризиса, актриса покинула сцену и сосредоточилась на преподавательской деятельности.

Карева снималась в фильме «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким, с которым дружила, была женой (во втором браке) режиссера и политика Станислава Говорухина и матерью их единственного сына Сергея — писателя, режиссера и общественного деятеля. Для театральной Казани Карева была одной из знаковых фигур.

«Я УЗНАЛ ОБ ЭТОМ СО СТОРОНЫ»

В ситуации изначально наметилась некая этическая странность, например, об идее педагогов училища ничего не знал... председатель СТД РТ, главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев. «Я узнал об идее присвоить имя Юноны Каревой театральному училищу со стороны. Долго ждал, когда же мне об этом кто-то скажет официально, спросит мое мнение. А слухи между тем ходили. Я, кстати, помимо прочего еще и выпускник этого училища. Но нет, со мной никто не спешил разговаривать. Потом позвонили из министерства культуры РТ, они-то как раз сработали корректно и рассказали мне об этом письме на имя президента РТ, о том, что участие в ситуации принимают Хабенский и Хаматова, подписавшие обращение к президенту», — рассказал Бикчантаев.

Мнение главных режиссеров качаловского и камаловского театров (Александр Славутский слева, Фарид Бикчантаев справа) совпали - училище должно носить имя Шауката Биктемирова
Мнения главного режиссера Качаловского театра Александра Славутского (слева) и главного режиссера Камаловского театра Фарида Бикчантаева (справа) совпали: училище должно носить имя Шауката Биктимирова

Его мнение прямо противоположное мнению подписавшихся. По его словам, при всем его огромном уважении к Каревой назвать училище ее именем — это обидеть десятки других, не менее известных и заслуженных педагогов, работавших в этих стенах. И если русское актерское отделение ведет свою историю с 60-х годов прошлого века, то татарское отделение имеет почти столетнюю историю, там преподавали и Салих Сайдашев, и Карим Тинчурин, и Хаким Салимжанов, позже в этих стенах учили будущих актеров и Марсель Салимжанов, и одна из самых ярких звезд татарской сцены Шахсанем Асфандиярова. Среди педагогов русского отделения были Евгений Простов-Покровский, Евгений Кузин, Вадим Остропольский... Перечислять можно долго.

Если говорить о знаменитых выпускниках, то казанское театральное училище окончил актер-легенда, можно сказать, наш национальный герой Шаукат Биктимиров. «Называть училище именами выпускников — это корректная и обоснованная практика. Прецедентов множество. Например, в Нижнем Новгороде училище носит имя Евгения Евстигнеева, пожалуй, самого известного выпускника этого учебного заведения», — прокомментировал ситуацию художественный руководитель — директор БДТ им. Качалова Александр Славутский. По его мнению, Биктимиров — самая достойная кандидатура.

Шаукат Биктемиров по словам председателя СТД РТ - наш национальный герой
Шаукат Биктимиров, по словам председателя СТД РТ, наш национальный герой

Уроженец одной из татарстанских деревень Биктимиров поступил в казанское театральное училище весной 1945 года и в 1949 году успешно его окончил. С этого времени и до конца жизни он актер ТГАТ им. Камала. Значительной вехой в творческой судьбе стал спектакль «Тополек мой в красной косынке», поставленный в 1965 году. Не случайно за эту роль он получил звание лауреата государственной премии им. Тукая РТ. Сыграл Биктимиров невероятно много — больше ста ролей и больших, и маленьких. Но все же на долгие годы коронной ролью артиста осталась сыгранная им роль Альмандара в спектакле по пьесе Туфана Миннуллина «Старик из деревни Альдермеш». Это образ старика из народа, мудрого, душевного, жизнестойкого и жизнелюбивого, бесконечно влюбленного в родную землю. За эту роль актеру присуждена государственная премия РФ им. Станиславского. Среди титулов Биктимирова — народный артист РТ и народный артист СССР. Актер ушел из жизни два года назад. А его мудрец из деревни Альдермеш до сих пор родной во многих семьях.

«ПУСТЬ БУДЕТ ИМЕННАЯ СТИПЕНДИЯ»

«Этот вопрос нельзя решить без учета мнения театральной общественности республики и города, без мнения СТД РТ, к ним сейчас мы и обратились. И, конечно, есть иные способы, чтобы увековечить имена выдающихся деятелей театра, не только назвать их именами какие-либо учреждения», — так изданию прокомментировала ситуацию первый заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова.

Кстати, как отдать дань уважения памяти Каревой — такая идея есть у Бикчантаева. Он полагает, что фонды Хаматовой и Хабенского при желании могли бы учредить стипендии имени Каревой особо успешным студентам театрального училища и премии талантливым педагогам этого учебного заведения.

А пока председатель СТД РТ Бикчантаев намерен обсудить ситуацию на заседании союза и принять какое-либо решение. Заседание СТД намечено на сегодня.

«ПУСТЬ ПРОЙДЕТ ЛЕТ 50, ТОГДА ВСЕ СТАНЕТ НА СВОИ МЕСТА»

Ситуация сложилась непростая: оба кандидата на присвоение их имен театральному училищу — люди достойные. Кого выбрать и надо ли выбирать? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».

Рауфаль Мухаметзянов — директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля:

— Я бы не принимал скоропалительных решений и не давал чему-либо имена недавно ушедших из жизни людей. Пусть пройдет лет 50, история сама расставит все на свои места. И тогда мы поймем, кто действительно был величиной, а кто дутая фигура.

50272.jpg

Перед союзом театральных деятелей РТ стоит непростая задача (на фото - Дом актера, где базируется СТД РТ)

Рашид Загидуллин — главный режиссер театра драмы и комедии им. Тинчурина:

— Я хорошо отношусь и к Шаукату Биктимирову, и к Юноне Каревой, тем более что она была моим педагогом. Но решать, кто из них более достоин, я не берусь. Для чего вообще нужно противопоставлять этих ушедших из жизни людей? Мне кажется, что это неправильно.

Венера Ганеева — народная артистка РФ, профессор:

— Шаукат Биктимиров — выпускник этого училища, его помнят эти стены. Он прекрасный пример самоотверженного служения искусству, пример, нужный сейчас будущим актерам. Мне кажется, что имя нашего любимого дедушки, старика из Альдермеша, которого все мы считаем родным, именно это имя должно носить училище.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2014 11:11

    конечно шаукат биктимеров достоин,карева никто не знает

  • Анонимно
    20.06.2014 11:17

    шапиро -директор училища тоже был хороший человек..а Празат Исанбет? Мощь и интеллект... не забывайте хороших людей

    • Анонимно
      20.06.2014 12:32

      Этот хороший человек чем покончил? Знаете?Вот насчет Исанбета, другой разговор.

    • Анонимно
      20.06.2014 14:35

      Шапиро был судим за совращение многих студенток этого училища. Вы в своем уме его именем назвать учебное заведение?

  • Анонимно
    20.06.2014 11:25

    Много слышала и читала про Кареву, а кто такой Биктимиров узнала только сегодня. Но уверена, что он достойный актер. Не надо читателям БО опираться только на свои знания и предпочтения, чтобы выносить решение. Да и не наша это прерогатива. Пусть специалисты в театральной области и решат.

  • Анонимно
    20.06.2014 11:32

    Нам, татарам, пришлых увековечивать нет надобности,у нас и так много забытых своих достойных личностей.Вездесущая пятая колонна, так и наровит подсунуть своих, наплевав на общественное мнение жителей республики.

    • Анонимно
      20.06.2014 17:13

      А что же тогда эту "пятую колонну" так активно к нам зазывают? И Хабенского и Хаматову и Безрукова??? Талантливые люди, без протеже сделали себя в искусстве. А Карева, 42 года отдавшая воспитанию актеров в РТ, которую кстати знают не только в нашей республике, не своя? Не говорите за всех "жителей" республики, не красиво как то.

  • Анонимно
    20.06.2014 11:33

    Интересно мнение нынешнего директора Г.Х.Мубаракшина

  • Анонимно
    20.06.2014 11:33

    Сейчас этот спор перейдет на национальную почву - русским(русскоязычным) или татарским именем назвать училище. Опять поднимется мутная национальная волна, что училище столицы Татарстана должно носить имя представителя титульной нации. И в споре этом не будет победителей. Не надо давать ничьего имени, чтоб никого не обидеть. Можно повесить мемориальные таблички и учредить именные премии.

    • Анонимно
      20.06.2014 12:13

      ..ах, если бы русским))Славутскому в этом вопросе, кстати, 100% респект, молодчина и патриот своего города! (Сам я не татарин. Но если честно, много ли было Народных артистов СССР из Казани?)

    • Анонимно
      20.06.2014 23:05

      Полностью с вами согласны тоже.

  • Анонимно
    20.06.2014 11:46

    С уважением отношусь к мнению Хаматовой,Хабенского,Безрукова и нашего выдающегося актера Кешнера.Однако считаю училище должно носить имя выдающегося татарского актера Ш.Биктимирова,внесшего огромный вклад в становление многонациональной культуры Татарстана.Рашид Калимуллин,композитор.

    • Анонимно
      20.06.2014 12:16

      зачем опЯть имени кого то называть? Получается этот человек становится надчеловеком над всеми остальными артистами...Пусть останется училищем артистов, есть ведь дом актера, что в этом плохого,или дом художника...Если бы человек сам построил какое то культовое здание тогда дам, типа дома Кекина...зачем разжигать недовольство,будто другие недостойны данного титула...Любому названию скажу словами Станиславского :не верю!

  • Анонимно
    20.06.2014 12:05

    Казань - столица Татарстана и татарского мира, а имена выдающихся татар имеют едва ли 10 процентов улиц города. Да и то их дают мелким переулкам на окраинах. Большим магистральным улицам даны имена Зорге, Фучика, Декабристов, вообще не имеющим никакого отношения ни к Татарстану, ни к татарскому народу. Это откровенная дискриминация татар.

    • Анонимно
      20.06.2014 12:30

      Не забывайте, что в городе кроме коренных жителей есть еще приезжие, командированные и учащиеся. И не все из них татары. А многие татарские названия и фамилии труднопроизносимы и незапоминаемы. Вы же хотите развивать в Казани туризм. И это ложь, что татарских фамилий в названиях улиц мало - как раз наоборот. По крайней мере в последние годы ни одной новой русской улицы - все татарские.

    • Анонимно
      21.06.2014 10:31

      Карту города открой,потом будеж про дискриминацию писать.И так половину хрен выговариш бижбалта.

      • Анонимно
        21.06.2014 11:56

        А что, Бишбалта - трудно выговорить?. Насколько знаю, старое название татарской слободы хотели сохранить как память, придав это наименование улице Клары Цеткин. Какое отношение к Казани имеет деятельница международного коммунистического движения Цеткин? А старинная Бишбалта так и не вернулась в наш город. Я смотрю, с такой грамотой, Вам все выговаривать трудно.

  • Анонимно
    20.06.2014 12:14

    Раз университет назвали именем Ульянова-Ленина, который 3 месяца проучился, то и училище надо назвать именем Хамматовой, которая пару месяцев поучилась и ушла! Если кто-то против ее имени, то и мнение ее особо учитывать и подчеркивать смысла нет.

  • ЧеКа
    20.06.2014 12:19

    Большое видится на расстоянии и самое лучшее отложить данный вопрос, а пока ограничиться мемориальными досками..

  • Анонимно
    20.06.2014 12:31

    Прав Мухаметзянов.У легендарной актрисы кто нибудь помнит роли? я нет! Единственая роль, и то у своего мужа!

    • Анонимно
      20.06.2014 13:13

      Ну это Ваши проблемы , если вы не помните , Га мой взгляд.

      • Анонимно
        20.06.2014 19:15

        дык, давайте напомните мне несколько ролей, я не против!А как Биктимерова вспоминаю, сразу перед глазами старик Альмандар появляется.

        • Анонимно
          8.07.2014 12:11

          И это все что вы помните! Роль старика! А сколько ролей было у Каревой в театре Качалова, просто вы не застали возможно ее выступлений! Она замечательная, сильная личность!

  • Анонимно
    20.06.2014 12:37

    12. 05. Не стройте из себя "сироту казанскую" и не подтасовывайте цифры. Я татарин, и считаю, что имена татар в достаточном числе представлены в названиях улиц города.А вот имен русских деятелей , особенно в последнее время явно мало. До сих пор например, нет улицы имени С.Д.Игнатьева, человека по словам Сибгата Хакима сделавшего для татарской культуры и особенно школы, больше чем любой руководитель татарин.За, что его и сняли с работы, отправив на пенсию в 55 лет. Именно при нем была учреждена премия имени Габдуллы Тукая и установлен памятник в центре города.Правда премию после него Табеев отменил на целых 5 лет, заявив, что денег не хватает.Потом Москва пристыдила и премию восстановили.

    • Анонимно
      20.06.2014 16:52

      В истории татарского народа достаточно выдающихся деятелей, подлинных героев, боровшихся за свободу и независимое государство: Ильяс Алкин, Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Фуат Тухтаров, Юсуф Акчура, Галимджан Шараф и другие, чьи имена могли бы украсить улицы Казани. А Вы предлагаете увековечивать коммунистических сатрапов, представлявших тоталитарную эпоху. Вам остается только декламировать стихи "кюнелем Ленин белэн сойлэшэ", за которые раньше давали премии.

  • Анонимно
    20.06.2014 12:44

    При чем тут национальность? Ю.Карева имея возможность жить в Москве,посвятила всю жизнь казанскому театру и казанскому училищу, а значит и Татарстану!. Какие вам еще нужны заслуги ?!

    • Анонимно
      20.06.2014 13:41

      А похоронена почему-то в Москве.

    • Анонимно
      20.06.2014 13:43

      Вряд ли она имела шансы жить в Казани. Когда Говорухин в начале 60-х уехал учиться во ВГИК, они уже были в разводе. Так что, кроме Казани, в профессиональном плане ей в столице ничего не светило. А здесь - была востребована.

  • Анонимно
    20.06.2014 12:49

    Биктемиров еще при жизни стал легендой, мне кажется, выбора просто быть не может - конечно, Шаукат-абый.

  • Анонимно
    20.06.2014 12:54

    Роль Каревой, точнее эпизод, в "Месте встречи" - не самая известная, а единственная в кино. Кстати, озвучивала ее другая актриса.

  • Анонимно
    20.06.2014 13:02

    Это с какого перепуга хабенский и хаматова командуют в Казани?

  • l-vir
    20.06.2014 13:15

    Безруков не совсем "ни причём". Его супруга училась у Кешнер. Во всяком случае она с визитом в этом театре была, пока муж в Казани сказку снимал

    • Анонимно
      20.06.2014 14:16

      Супруга Безрукова Ирина никакого отношения к Казани не имеет. А то, что он снимал здесь свой фильм, не имеет отношения к Каревой. Она была красивая женщина с хорошим вкусом, но средняя актриса. Впрочем, в те времена такие актрисы в труппе были уместны. Кто сейчас, кроме ее партнера Кешнера, вспомнит хотя бы одну ее роль? А Биктемиров? Это же вселенная!!!!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 13:43

    Думаю, что необходимо установить мемориальную доску на здании и бюст Ю.Каревой в фойе.С названием не надо торопиться. Кстати Ш.Биктемиров преподавал в училище? Если да, то шансы на его имя повышаются.

  • Анонимно
    20.06.2014 15:08

    предлагаю компромисс, чтоб как говорится ни вашим ни нашим,назвать училище именем Зили Валеевой-сделавшей очень даже немало для процветания и развития культуры республики. И без всяких возражений и инсинуаций.

  • Анонимно
    20.06.2014 15:42

    Биктимиров проучился в училище и ушел на сцену. Карева 42 года преподавала в училище. Поэтому, ее именем надо назвать училище. А вот имя Биктимирова-актера, как раз подойдет для стипендии студентам училища или для премии артистам Татарстана.

    • Анонимно
      20.06.2014 17:18

      Очень верный комментарий!

      • Анонимно
        20.06.2014 18:08

        лучше именем МШШ назовите. Универсальный подходящий для всех случаев жизни в РТ вариант!!! Хотя и в училище не ипподромных наездников готовили, и не гонщиков авторалли, но все равно это будет в стиле а-ля Мао-Цзе-Дун!!!

    • Анонимно
      20.06.2014 23:06

      И это мнение разумно.

  • Анонимно
    20.06.2014 15:52

    Именем Сиразина назовите, он тот еще артист. Фермер вам быстро докажет, что Зорге, Фучик и все декабристы, включая Муравьева-Апостола, были татарами и их имена в Татарстане увековечены в названиях улиц. Хотя именем Мурата лучше цирковое училище назвать...

  • Анонимно
    20.06.2014 21:29

    Шаукат Биктимиров!!!!Однозначно!! Честно! Справедливо! По -настоящему имя достойное!! Ничего не надо придумывать и изобретать. Все прозрачно.

  • Анонимно
    20.06.2014 21:34

    А я в отличии от композитора без уважения отношусь к мнению Хаматовой , Хабенского, Безрукова и еще какого-то великого нашего актера.

  • Анонимно
    20.06.2014 22:42

    Я тоже не поддерживаю хабенского

  • Анонимно
    20.06.2014 23:13

    О чем мы спорим? ВЕЛИКИЙ артист - это штучный товар. Его Альмандар в учебники по истории театра вошел. и педагог - одна из многих.... Нечего делать проблему на пустом месте!!!!!!

  • Анонимно
    20.06.2014 23:46

    Какое отношение к нашему училищу имеют московские два артиста. Тоже мне- авторитеты,

  • Анонимно
    21.06.2014 09:13

    Фамилию Карева услышал впервые, а Шэукэт абый Биктимиров любимец не только в Татарстане, но и в Москве, Сибири, на Урале, в Поволжье. Однозначно Шэукэт Биктимиров- это любимый всеми народный герой, это целая эпоха татарского народа. Однозначно училище надо назвать именем Шэукэта Биктимирова, и учредить премию Юноне Каревой для поддержки молодых талантов.

  • Анонимно
    21.06.2014 09:15

    Хабенский и Безруков пусть команд уют в Москве . Чулпан хаматова тоже( татарка не слово не знающий по татарский). Шаукат Биктимиров народный артист. Татарстан и есть Татарстан . Его имя известен! Всем место есть но не забывайте до революции еще в парках было написано , притом это в Казани: собакам и татарам вход воспрнщен" ! Интересно уважаемые русские господа кто это написал и почему нет извенения перед татарским народом?

    • Анонимно
      21.06.2014 12:21

      А вы,что до революции жили,что забред?вас под суд надо за разжигание розни.Какое тебе извинение нужно?совсем из ума вышли.дебил.

    • Анонимно
      21.06.2014 13:08

      Он народный артист СССР!!!!

    • Анонимно
      21.06.2014 19:08

      Врешь! Ты то кто вообще? Иди командуй в колхозе.

  • Анонимно
    21.06.2014 12:35

    ребят, среди Вас хоть один деятель искусства есть, что бы это обсуждать? врачи, водители, инженеры, безработные, банкиры, сель. хоз. профессии и другие-Вы разом все стали критиками искусства, их деятелями, и людьми которые получили профильное образования, стали профессионалами, заслуженным, и отдавшие этому жизнь, жизнь искусству--- если нет то куда Вы лезИте.....по каким критериям Вы судите, и вообще какое право Вы имеете судить актеров, которые предложили заименовать учебное заведения. потому что они первые предложили, или предложили слишком громко, или не к кому из местных за советом не обратились.... и почему тогда местные деятели искусства не задумывались об этом, может (пл...) или не до этого было, а тут разом зашевелились....

  • Анонимно
    21.06.2014 17:53

    Не спорте эфэнделэр, я уже давно решил, училище будет носить имя ШЭУКЭТ БИКТИМИРОВа

  • Анонимно
    28.06.2014 11:56

    Мудрее всех сказал Рауфаль Мухаметзянов — директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля: "Я бы не принимал скоропалительных решений и не давал чему-либо имена недавно ушедших из жизни людей. Пусть пройдет лет 50, история сама расставит все на свои места. И тогда мы поймем, кто действительно был величиной, а кто дутая фигура."

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль