Машиностроение 
23.06.2014

Минус 17%: как КАМАЗ покатился под гору вместе с рынком

Эксперты не ждут роста на рынке грузовиков как минимум до 2015 года, однако надеются на запуск мегапроектов типа строительства ВСМ Москва — Казань

Сегодня стало известно о том, что по итогам 5 месяцев КАМАЗ выпустил 16,5 тыс. грузовиков — на 3,5 тыс. штук или 17,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. На самом автогиганте заявили «БИЗНЕС Online», что это объясняется январским корпоративным отпуском. Но пока на КАМАЗе говорят о четком соответствии темпов производства заявленному бизнес-плану, аналитики пророчат всему рынку грузовиков дальнейшее глубокое падение — с начала года их производство обвалилось уже на 21,3%.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЯНВАРСКИЙ ОТПУСК?

Серьезное падение производства наблюдается по итогам 5 месяцев года на КАМАЗе — к 1 июня автогигант выпустил 16,5 тыс. грузовиков против 20 тыс. машин за аналогичный период прошлого года. Такие данные сегодня «БИЗНЕС Online» предоставил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. То есть общее снижение выпуска «КАМАЗов» за этот период составило 17,5%. Цифра впечатляющая, хотя это и несколько меньше общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата, приведенным аналитическим агентством «Автостат», составило 21,6% с выпуском 60,3 тыс. единиц техники. Конкретно в мае в России было выпущено 13,2 тыс. грузовиков — на 21,3% меньше, чем в прошлом году.

На КАМАЗе спад объясняют изменением производственной программы в этом году. Афанасьев напомнил в комментарии «БИЗНЕС Online», что если год назад заводчане уходили в корпоративный отпуск на месяц в июле, то в этом году 2 недели простоя пришлись на январь. Именно поэтому, по его словам, с января по май было собрано на 3,5 тыс. грузовиков меньше, чем за тот же период 2013 года. Общегодовые планы по выпуску и реализации продукции у автогиганта остались прежними, о чем руководство завода неоднократно заявляло. За 2013 год КАМАЗ выпустил 46,2 тыс. машкомплектов и продал 42,8 тыс. автомобилей.

«У нас идет «отставание» на 3,5 тысячи грузовиков, которые мы не произвели в январе, — заявил «БИЗНЕС Online» Афанасьев. — Нам все время считают это как падение производства, но на самом деле таков наш бизнес-план на 2014 год, сверстанный из расчета на минимизацию складских запасов. И мы идем в соответствии со своим бизнес-планом, «отставание» от показателей прошлого года в него сознательно заложено на период до июльского корпоративного отпуска, который будет вдвое меньше прошлогоднего. В июле мы все восполним, и поэтому прямая корреляция с прошлым годом не вполне корректна».

Однако даже принимая во внимание смещение половины корпоративного отпуска на первое полугодие, спад производства налицо. Согласно прошлогодним цифрам, когда за 5 месяцев было выпущено 20 тыс. грузовиков, получается, что январский отпуск «съел» у КАМАЗа 2 тыс. готовых машкомплектов, разница же составляет 3,5 тыс. грузовиков. Так что с учетом предложенной КАМАЗом арифметики объективное падение все равно составляет не менее 7,5%. В «Автостате» считают, что за июль компенсировать недостачу готовых машкомплектов КАМАЗу вряд ли удастся.

«Здесь ничего особо нового, мне кажется, придумать невозможно, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» статистику начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. — Чтобы увеличить темп сборки, на АвтоВАЗе, например, вводят дополнительные смены, работают по выходным и так далее. Думаю, на КАМАЗе делается так же. То есть нужна дополнительная рабочая сила, чтобы произвести больше автомобилей. И тут мы понимаем, что этих людей резко не наберешь, чтобы выпустить в июле в два раза больше автомобилей, а в августе уже уволить».

«МЫ ОСТОРОЖНО ОТНОСИМСЯ К СТАТИСТИКЕ АГЕНТСТВА»

Отметим, что на КАМАЗе, по словам Афанасьева, вообще «осторожно относятся» к статистике «Автостата».

«Статистика агентства, конечно, правильная, но она не отражает рынок, на котором работаем конкретно мы — сегмент тяжелых грузовиков, — пояснил Афанасьев. — Для «Автостата» грузовики — это все, что тяжелее 5 тонн. А мы почти не работаем в сегменте до 14 тонн, выпускаем только «КАМАЗ-4308», но его доля ничтожно мала. Мы и считаем сами себя конкретно в сегменте тяжелых грузовиков, поэтому и получается, что, по их статистике, у нас даже доля рынка совсем не такая, как по нашей внутренней».

По расчетам камазовских аналитиков, рынок по сравнению с прошлым годом вовсе не изменился — выпуск в интересующем автогигант сегменте составляет по-прежнему 31 тыс. грузовиков. Более того, маркетологи КАМАЗа констатируют активное восстановление сегмента магистральных тягачей, в который челнинские машиностроители вошли в конце прошлого года со своим новым продуктом. В этом году КАМАЗ планирует выпустить 1,8 тыс. магистральных тягачей, из которых, как навскидку припомнил Афанасьев, уже собрано что-то около 600 единиц.

Добавим, что, по данным пресс-службы КАМАЗа, снизился не только выпуск, но и продажи челнинских грузовиков — на 8% по сравнению с прошлым годом до 13 тыс. единиц. 3,5 тыс. машин составил на данный момент складской запас, от которого автогигант пытается избавиться путем переноса половины отпуска на январь. Любопытно, что, по данным «Автостата», в продажах КАМАЗ вовсе не просел.

«Что касается продаж, то по итогам 5 месяцев у КАМАЗа ситуация хорошая. Они продали 12,1 тысячи грузовиков, это без учета поставок в минобороны, МВД и другие госструктуры, — рассказал Топтун. — А в прошлом году у них к этому времени было продано 12,5 тысяч автомобилей. Учитывая ситуацию на рынке в целом, это очень хорошо! Правда, если смотреть отдельно только май, то он у них получился хуже, чем май 2013 года — 2080 автомобилей против 2400 годом ранее. Но повторюсь, в целом КАМАЗ чувствует себя лучше рынка».

При этом аналитики «Автостата» не соглашаются и с камазовской оценкой общего климата в сегменте тяжелых грузовиков. По данным агентства, продажи падают и у этих производителей: из большой европейской семерки только Scania за 5 месяцев показала результат лучше прошлогоднего — 2610 грузовиков против 2550. У всех остальных реализация снизилась, в том числе у МАЗа — на 20%. Однако все это КАМАЗу только на руку.

«Чем объясняется спад продаж? Вероятно, из-за колебания валютного курса выгоднее становится покупать «КАМАЗы», чем иномарки, — полагает Топтун. — Возможно, Scania продемонстрировала рост благодаря какому-то крупному контракту, но точно сказать сейчас сложно. Просто дело в том, что в последние годы MAN рос, в том числе благодаря большому контракту с торговой сетью «Магнит». Такой вот простой секрет успеха: развивался «Магнит», обустраивал свою логистику, организовывал свои перевозки, соответственно, развивался и MAN. В этом году у них поставки гораздо скромнее — видимо, «Магнит» сформировал свой парк техники».

Прогнозы же рынка от аналитиков «Автостата» совсем грустные: в агентстве указывают на не радужные перспективы экономического развития, которые рисует правительство страны, и добавляют, что независимые игроки настроены еще менее оптимистично.

«Прямая связь между состоянием экономики и продажами грузовиков прослеживается отчетливо, — говорит Топтун. — А экономику нашей страны ничего хорошего не ожидает, в этом году уж точно. Только на следующий год вроде намечается некий рост, но и то не факт. Поэтому автомобильному рынку в ближайшее время тоже ничего позитивного ожидать не приходится».

«КАМАЗ ВСЕ РАВНО СВОЮ ДОЛЮ НА РЫНКЕ УВЕЛИЧИВАЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» все же полагают, что ситуация на КАМАЗе относительно неплохая на фоне общего падения рынка, и если даже автогигант не выйдет на уровень прошлого года в июле, наверстать выпуск грузовиков к концу года у него есть все шансы.

Евгений Гольдфайн — экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ», заслуженный экономист России:

— Падение продаж и производства на КАМАЗе может быть связано только с рынком. Когда принимался план на 2014 год, было ясно, что такие большие масштабы в условиях российской экономики — это либо подвиг, либо чудо. КАМАЗ взял на себя очень много. Но падение продаж все-таки меньше, чем падение рынка грузовиков в целом. КАМАЗ свою долю увеличивает, но чудес не бывает — объемы поднять не удается.

КАМАЗ все равно остается условным лидером на рынке, даже несмотря на то, что китайские дешевые автомобили резко увеличивают в качестве, что идут споры по направлениям ВТО и так далее. То, что у КАМАЗа мощная дилерская сеть, остатки системы автоцентров и ремонтно-сервисных партнерских бизнесов в каждом регионе, дает ему конкурентное преимущество. Все знают, что проблем с сервисами и запчастями у КАМАЗа меньше, чем у иномарок. В периоды кризисов несмотря на дешевизну и качество конкурентов КАМАЗ все равно получает преимущество в узнаваемости.

Без КАМАЗа России в любом случае не обойтись — и оборонный заказ, и всякие псевдонародные гигантские стройки в последнее время не обходятся без него. Государство уже 5 - 7 лет как пришло к выводу: что бы ни случилось, автогигант надо сохранять хотя бы для готовности к мобилизационному стилю экономики. Сможет ли КАМАЗ нагнать производство до прошлогодних показателей? Это будет зависеть от Когогина и его отношений с государством — насколько большой он сможет получить оборонный заказ, какие будут заказы от монополий, газовщиков и нефтяников, крупных строителей. Отношения КАМАЗа и государства хорошо просматриваются на фоне сочинской Олимпиады и казанской Универсиады, где мы успешно реализовали заказы. Я, например, очень присматриваюсь к планам по финансированию скоростной магистрали Казань – Москва, строительству моста через Керченский пролив в Крым. Дай Бог побыстрее начаться финансированию газопровода в Китай — здесь перспективы КАМАЗа очень большие.

«В ИЮЛЕ — НЕТ, НО К КОНЦУ ГОДА ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАВЕРСТАНО»

Ленар Зиганшин — коммерческий директор ООО «ТехАвтоКомплект»:

— В настоящее время можно говорить о стагнации на рынке продаж грузовых автомобилей. Ситуация напоминает время перед кризисом 2008 - 2009 годов. Если тогда обвал был резкий, то сейчас спад продаж столь активно еще не проявляется, но он есть. И падение наблюдается по всем сегментам. Полагаю, что сейчас в страну не особо идут инвестиции, в связи с ситуацией на Украине и с угрозой введения санкций в отношении России. Все эти факторы влияют на рынок. Крупные заказчики, соответственно, вносят изменения в свои планы по обновлению автопарка, из-за чего в грузовом сегменте и намечается спад. Ажиотажа на технику сейчас нет. От больших предприятий — тех, кто заказывал крупные партии техники — в настоящее время больших заказов нет. Мегастройки в стране кончились пока.

Я считаю, что КАМАЗ не может предопределить и просчитать, как поведет себя рынок. Там работают не телепаты и не экстрасенсы. Если учитывать, что ситуация на рынке будет такая же ровная, как сейчас, то в июле отставание по производству компенсировано явно не будет, но к концу года не исключаю, что оно может быть наверстано. Выстрелит какой-нибудь госзаказ — и все, план будет выполнен. Сейчас вообще наблюдается ситуация, когда какие-то мелкие компании и индивидуальные предприниматели покупают технику чаще и больше, чем крупные корпоративные заказчики. У крупных заказчиков финансирование нестабильное, а у частника деньги есть, и он обновляет свою технику потихоньку.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Во-первых, компания не будет стремиться выполнять план любой ценой. К чему стремиться произвести «недостающие» автомобили, если ситуация на рынке развивается по негативному сценарию и продажи падают? Зачем омертвлять капитал и заполнять склады? Это абсолютно неверно с точки зрения здравого смысла и экономики. Предприятие будет выпускать грузовиков столько, сколько требуется потребителям, и нет ничего страшного в том, что это количество может оказаться меньше количества машин, произведенных в прошлом году. Экономика циклична и рост периодически сменяется спадом, в этом нет ничего особенного. Если во втором полугодии спрос на продукцию КАМАЗа будет увеличиваться, то, конечно же, компания будет производить больше продукции. Пока же ситуация на автомобильном рынке не позволяет это сделать.

В том, что это не скажется негативно на положении компании, нет никаких сомнений. КАМАЗ является лидером по продажам грузовых автомобилей в стране и делает все, чтобы сохранить лидирующие позиции. Предприятие не стоит на месте, активно развивается, внедряет в производство новые модели, расширяет рынки сбыта, модернизирует свои мощности, и нет никаких сомнений в том, что КАМАЗ и дальше будет оставаться в числе ведущих производителей грузовых автомобилей и спецтехники не только в России, но и в мире.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.06.2014 15:10

    Продажи КамАЗов сильно зависят от строек и строительства, т.е. от мест их эксплуатации. Может нужно подстегнуть строительство жилья? Ведь потребности в квартирах и домах большие, а по показателям жилья на душу населения мы ведь даже позади Китая.

    • Анонимно
      23.06.2014 15:34

      сходите на стройку и посмотрите на отлично работающие новенькие мазы)

    • Анонимно
      23.06.2014 16:02

      Увеличить спрос на грузовые автомобили ( и прочий товпр инвестиционного назначения) возможно только при помощи ускоренного развития малого и среднего бизнеса. Крупные инвестиционные проекты олигархов на 3-5 лет притормозятся. Государственные проекты также будут постепенно свертываться, единственным останется пооект "Газ в Китай" и оборона.

  • Анонимно
    23.06.2014 17:01

    Сейчас пасьянс складывается против КАМАЗа. Правительство будет закупать только по военной тематике. Газопровод будут строить китайцы, на свои деньги и на своих грузовиках. Скоростная магистраль будет строиться целую вечность и с очень слабыми темпами. Надеяться на нее нет смысла. КАМАЗу остается жесткая конкуренция и битва за долю на рынке. Только вот бойцов, кроме генерального, - не много. Слухи утверждают, что сбыт КАМАЗа крайне слаб в кадровом плане и воевать просто некому.

  • Timur
    23.06.2014 17:28

    Закройте тему Камаза,там нет нормальных руководителей.

  • Анонимно
    23.06.2014 17:37

    Что бы узнать правду просто посмотрите сколько камазов ездит по трассе и по городу...
    очень и очень мало,это и есть результат работы команды Когогина.
    Лично моё мнение что КамАЗ держится за ГОС.заказе,нефтянниках и газовиках.
    Очень много строителей и перевозчиков выбрали иномарки и не жалеют о сделанном выборе.

  • Анонимно
    23.06.2014 17:54

    Но лучше мост в Крым, чем ВСМ

  • Анонимно
    23.06.2014 18:54

    Нет у России других вариантов, кроме развития предпринимательства и бизнеса.У России проблемы с внешними рынками. Запад уйдет, развивающиеся малы, Китай особо не ждет - у него полно поставщиков.Остантся только внутренний рынок. Чем быстрее это поймут тем лучше.

  • Анонимно
    23.06.2014 20:09

    Клочкова на продажи, срочно!

  • Анонимно
    23.06.2014 20:30

    Главное для начала победы- признать свои ошибки,признать свою некомпетентность,признать свою несостоятельность и попытаться перевернуться.КамАЗ это барахло.

  • Анонимно
    23.06.2014 21:50

    КАМАЗ никогда не признает ошибок, потому что это не рыночная организация, а славный пережиток советской индустрии. Помощи государства больше не видать, а самостоятельно, в условиях реальной конкуренции, он работать не может, т.к. просто не готов к ней. Ситуация будет только усугубляться, вплоть до вопроса о банкротстве (ближайший год будет показательным). На военных машинах такого монстра не прокормить, а гражданские машины уже брать не будут. Не столько из-за того, что грузовик якобы плохой. Он очень даже и не плохой. Но у населения и организаций, вот засада, кончились деньги. Увольнение персонала не принесет никакого эффекта, т.к. фонд оплаты труда не существеннен в стоимости грузовика (если не считать огромные зарплаты руководства). В перспективе Ростех конечно подберет акции КАМАЗа, но, естественно, бесплатно.

  • Анонимно
    23.06.2014 23:14

    Все это панические настроения! Глупости. Камаз продает на рынке России больше всех: ближайший иностранный конкурент Скания продает в 7 раз! меньше, а ближайший конкурент из СНГ в 2,5 раза! меньше. И обьяснять это госзаказами полная глупость госзаказ от выручки 5-10% колеблется по годам. Можно, конечно, с упорством ругать Когогина и его людей, но эта это с его приходом Камаз прочно завоевал свою долю рынка и стал продавать 45 тыс а/м в год, а когда он пришел Камаз продавал 20 тыс в год. Вот такая математика. Но тут как обычно всем плевать на факты. Тут только зависть и ненавить в комментариях.

    • Анонимно
      24.06.2014 10:53

      Комментарий не предпринимателя, сегодняшний камаз с конвейера как продукт уже давно в стагнации, где новый продукт?

  • Анонимно
    23.06.2014 23:55

    Мурата Сиразина в руководство Камаза назначить, он там порядок наведет.

  • Анонимно
    24.06.2014 07:53

    Эта статья- информационное обеспечение предстоящих массовых сокращений и аутсорсингов... Корабль тонет-спасайся, кто может. Потом м.б. поздно.

  • Анонимно
    24.06.2014 13:08

    23:14. Ближайший иностранный конкурент КАМАЗа вовсе не Скания (вы слишком уж высокого мнения о КАМАЗе), а МАЗ, а теперь еще и гигантское количество китайских грузовиков. КАМАЗ, иначе не сказать, находится в системном кризисе - кадры, финансы, сбыт, производство, управление - все в коллапсе. Про бардак на Литейном заводе и Кузнечном заводе наслышаны.

    • Анонимно
      25.06.2014 18:31

      Конкурент из СНГ, которого я имел ввиду и который продает в 2,5 раза меньше Камаза, и есть МАЗ! И этот отрыв сохраняется последние 5 лет! Ближайший китайский конкурент Шангси Ман продает в 12! Раз меньше. Не отсвечивает пока то есть. Поэтому замечания Ваши не верные. Просто основаны на субьективных мнениях, а не на фактах.

  • Анонимно
    24.06.2014 15:06

    Не чего,у КамАЗа есть аэропорт,в аэропорту есть ангар с самолетом Кагогина,все нормально,про экипаж не знаю,раньше был иностранный,а сейчас....Вот недавно был в аэропорту,сказали,что полосу опять надо ремонтировать,оказывается там до сих пор КамАЗы испытывают,опять деньги нужны,как тут не обонкротишься.

    • Анонимно
      25.06.2014 18:33

      Бред полный! Камаз ничего не испытывает в аэропорту. Еще напишите, что во дворе у Вас испытания Камазы проходят, поэтому дороги все в колдобинах!

  • Анонимно
    24.06.2014 17:52

    Да на КАМАЗе почти Когогин один в поле воин. Много руководителей очень высокого мнения о себе. Помнится о стратеге камазовском много нелестного писали в комментариях и руководителя по дилерской сети....А воз и ныне там.

  • Анонимно
    24.06.2014 23:49

    бардак также на ПРЗ и движках.на хед хантере опубликовывают обьявление о наборе сварщиков и о зарплате в 30 000р на деле же приехав на собеседование нагрубив девочкам из отдела кадров уезжаешь домой

  • Анонимно
    25.06.2014 08:11

    От эффективности руководителей конечно много зависит. Если пройти им психиаторов, то у многих выявят завышенную самооценку, повышенное чувство авторитарности и стремление к доминированию.

    • Анонимно
      25.06.2014 11:30

      Вроде уехал один нуждающийся в осмотре в соседний край

  • Анонимно
    25.06.2014 14:20

    Уезжают как раз те кто работал, а остаются кому делать нечего, как проверять и рисовать.

    • Анонимно
      25.06.2014 16:59

      Просто уехавший хотел больше власти . Работа в команде ему была не нужна. Был диагноз уже

  • Анонимно
    25.06.2014 15:33

    Вот Шилину и уволили за то, что за кадры взялась. Принципиально и жестко взялась. Всех кто сидит и презентации рисует (как двух дилеров назначили) хотела турнуть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль