Ретейл 
26.06.2014

Питерский «О’КЕЙ» ищет вход в Татарстан

Ретейлер из северной пальмиры интересуется крупнейшими городами республики

Сегодня с президентом компании «О'КЕЙ» Тони Денисом Махером встретится премьер-министр Ильдар Халиков. Речь на встрече пойдет о вхождении сети на территорию Татарстана. Это уже не первая попытка ретейлера выйти на татарстанский рынок — разговоры о приходе «О'КЕЙ» ходят уже 8 лет. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты отмечают, что стремление сети к экспансии в Татарстан объясняется активным развитием розницы — темпы роста в республике на 2 - 3% опережают среднероссийские, но вместе с тем высказывают мнение, что сеть опоздала с приходом в Татарстан как минимум на год.


Тони Махер
Тони Махер в течение 30 лет работал на руководящих должностях в международных компаниях по производству продуктов питания

ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ «О’КЕЙ» ПОШЕЛ ПО ПУТИ «ПЯТЕРОЧКИ»

Сегодня встреча премьер-министра Ильдара Халикова с президентом компании «О'КЕЙ» Тони Денисом Махером запланирована в кабмине РТ. По всей видимости, топ-менеджер одной из крупнейших ретейловых сетей планирует обсудить с главой правительства вопросы развития бизнеса «О'КЕЙ» в Татарстане.

Тони Махер возглавляет компанию с ноября 2013 года. Как сообщает о нем официальный сайт O’KEY Group S.A., Махер в течение 30 лет работал на руководящих должностях в международных компаниях по производству продуктов питания и безалкогольных напитков.

Известно также, что с апреля 2006 года по май 2011 Тони Махер являлся генеральным директором ОАО «Вимм-Билль-Данн». При нем произошел вывод компании на международный рынок FMCG (Fast Moving Consumer Goods — рынок товаров повседневного спроса). В декабре 2010 года ОАО «Вимм-Билль-Данн» был продан компании PepsiCo за $5,8 миллиарда. После окончания сделки в мае 2011 года Тони Махер покинул пост генерального директора.

Напомним, что в июне этого года с подписания соглашения с властями республики расширять свое присутствие в Татарстане начало и ретейловое подразделение «Альфа-Групп» — компания X5 Retail Group N.V. От имени Татарстана документ подписал также Халиков, от ретейлера — главный исполнительный директор Стефан Дюшарм. «Пятерочка» объявила о планах строительства не менее 70 магазинов различных форматов, нового распределительного центра в Зеленодольском районе и об увеличении персонала в 1,5 раза — с 4 до 6 тыс. человек.

В «О'КЕЙ» пока не готовы заявить какие-то конкретные цифры — об этом говорить еще преждевременно, пояснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь компании Артем Глущенко. Татарстан и Казань, безусловно, интересуют ретейлера. «Мы рассматриваем все крупные города России вплоть до Иркутска», отметил Глущенко. В интересы компании входят и Казань, и другие города республики, рассматриваются все возможные площадки и проекты.

Сегодняшняя встреча, скорее, ознакомительная, такие визиты обычно делаются перед тем, как принимать решение о вхождении в регион, чтобы познакомиться с условиями, особенностями, наладить контакты, это обычная бизнес-практика, добавил Глущенко. Компания практикует как строительство отдельно стоящих гипермаркетов, так и работает по схеме соинвестирования, либо «садится» якорным арендатором в ТРЦ.

«О’КЕЙ» МОЖЕТ НАЧАТЬ С АВТОГРАДА

О том, что «О’КЕЙ» планирует экспансию в Татарстан, говорится уже давно. Поиском земли компания занимается с 2006 года.

«В настоящий момент «Доринда» (управляющая компания ретейлераприм. авт.) занимается в Казани подбором земельного участка под строительство гипермаркета, — писала тогда газета «Где деньги» со ссылкой на коммерческого директора «Доринды» Вадима Серова. — Ее интересует площадь от 2 гектаров и выше в одном из спальных либо прилегающих к центру районов города. По его словам, после оформления договора о приобретении земли строительство гипермаркета может занять около года. Более подробной информации Вадим Серов не предоставил, сказав, что «пока нет в собственности земельного участка, каких-либо определенных планов у оператора по торговым площадям гипермаркета и другим его параметрам нет».

Впрочем, войти в Татарстан сеть может и через автоград. О размещении продуктового гипермаркета на площадях ТРЦ Grand портал chelny-biz.ru сообщил в марте этого года. Сообщалось, что ведутся переговоры о размещении продуктового гипермаркета федеральной сети «О’КЕЙ» на площадях ТРЦ Grand voyage. Строительство объекта на 100 тыс. кв. м, в которое будет вложено более 2 млрд. рублей, должно начаться весной следующего года. Сейчас ведется проектирование ТРЦ в поселке ЗЯБ (микрорайон 17 А). Параллельно идут переговоры с возможными арендаторами. «Среди них крупные федеральные сети: продуктовый гипермаркет «О’КЕЙ», магазин электроники и бытовой техники «М.Видео» (более 300 точек), а также гипермаркет «Детский мир» (более 200 точек)», — перечислила руководитель отдела аренды ГК «Вестер» Ольга Савельева.

Развлекательная часть центра будет представлена многозальным кинотеатром, развлекательным центром, фудкортом, кафе и ресторанами. В торговую галерею арендодатели планируют привлечь более 120 магазинов одежды, обуви и сопутствующих товаров. В проекте предусмотрена парковка на 1550 машино-мест. Grand voyage планируется открыть в первом квартале 2016 года.

ПИТЕРСКАЯ СЕТЬ С ОФШОРНЫМИ КОРНЯМИ

Группа «О’КЕЙ» основана в Санкт-Петербурге в 2001 году, первый гипермаркет в Северной столице открылся в 2002 году, сообщается на официальном сайте компании. В 2003 - 2006 годах торговые площади выросли с 6 до 87 тыс. кв. метров.

Региональная экспансия началась в 2008 году с приходом международной команды менеджеров. Открывается 6 магазинов в 3 федеральных округах. Общее число магазинов сети выросло до 37, площадь — до 190 тыс. кв. метров. Сеть «О’КЕЙ» вошла в десятку крупнейших розничных сетей России по размеру выручки.

К 2011 году «О’КЕЙ» входит в Топ-3 национальных продуктовых ретейлеров по выручке и проводит IPO на Лондонской фондовой бирже.

Сейчас сеть насчитывает 96 магазинов, общая площадь — 501 тыс. кв. м в 23 городах России. Численность персонала — 23 тыс. человек. Основной формат — гипермаркет «О’КЕЙ», средняя торговая площадь — 7,5 тыс. кв. метров. Дополняющий — супермаркет «О’КЕЙ-Экспресс», средняя площадь 1,3 тыс. кв. метров. Принцип организации: обширный ассортимент товаров и услуг, своя пекарня, парковка, детская игровая площадка.

Управляющей компанией сети является ЗАО «Доринда». Руководитель Лонге Патрик Эдмонд Дезире. Уставный капитал — 55 тыс. рублей. Учредители: АО «Доринда Холдинг» (Люксембург) — 99%, «Аксус Файнэншиал Лтд» (Виргинские острова, Британские) — 1%. Выручка за 2012 год — 5,54 млрд. рублей. Чистая прибыль за 2012 год — 1,53 млрд. рублей.

«ТАТАРСТАН ЕЩЕ «ПЕРЕВАРИТ» «О’КЕЙ», НО...»

Способности Казани и республики к перевариванию крупноформатных ретейлеров по просьбе «БИЗНЕС Online» оценили эксперты и участники рынка.

Леонид Рахимов — эксперт по ретейлу:

— Приход компании усилит конкуренцию — все это только на пользу людям. Разумеется, это осложнит жизнь ретейлерам.

Казань вполне способна переварить крупноформатный «гипер». В центре, конечно, вряд ли, но площадки есть по Южной трассе, на выезде из города, на Горьковском шоссе, по Мамадышскому, Оренбургскому тракту.

Если сеть приходит в Татарстан, то она приходит не только в Казань — и они будут ставить свои магазины везде, где живет хотя бы 100 тысяч человек. Это обычная практика ретейла.


Дмитрий Раннев
— генеральный директор финансовой компании GKFX:

— На сегодняшний день на рынке продуктового ретейла уже присутствует большинство крупнейших федеральных игроков, в том числе «Магнит» и X5 Retail Group, уже довольно прочно в крупнейших городах обосновались французский «Ашан», голландский Spar и германский Metro Cash&Carry, довольно хорошие темпы развития демонстрируют и местные ретейлеры, прежде всего «Эссен», который уже успел стать одним из крупнейших игроков в республике и активно продвигается в соседних регионах.

Проще говоря, рынок продуктового ретейла является одним из самых конкурентных в России, тем не менее до насыщения ему еще далеко: активное развитие началось относительно недавно, и пик еще не достигнут.

Но уже сейчас можно сказать, что розница в РТ развивается активнее, чем в среднем по стране, опережая общий уровень на 2 - 3 процента. Естественно стоит особо отметить привлекательность Казани, крупнейшего и богатейшего города региона: здесь по итогам прошлого года оборот розничной торговли вырос на 3,5 процента, достигнув 410 миллиардов рублей. В этом году в связи с общим по стране снижением темпов роста доходов населения и роста экономики оборот розницы не покажет столь впечатляющих результатов, но все равно прибавит порядка 2 - 2,5 процентов.

Проще говоря, стремление «О’КЕЙ» открыть для себя такой рынок вполне логично и объяснимо. Что касается способности Казани «переварить» новые продуктовые гипермаркеты (а именно этот формат наиболее активно использует сеть), то никаких проблем с «пищеварением» на данном этапе развития рынка продуктового ретейла в городе, да и в республике в целом не наблюдается. Если говорить о конкуренции между «О’КЕЙ» и «Пятерочкой», то стоит отметить, что эти сети работают в разных ценовых сегментах и форматах: последние предлагают услуги в формате «возле дома», открывая относительно небольшие магазины самообслуживания с низкими ценами, в то время как «О’КЕЙ» специализируется на крупных магазинах и продуктовых гипермаркетах, рассчитанных на более высокий средний чек.

То, что руководство компании решило начать работу в республике со встречи с ее главой, на самом деле не выходит за рамки мировой практики: инвесторы проводят встречи с региональными властями для обсуждения условий, выгодных двум сторонам.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Рынок ретейла Татарстана смотрится достаточно плотным: здесь уже присутствуют как местные сети, работающие в формате «магазин у дома», так и глобальные федеральные игроки. Не так давно компания X5 сообщила о том, что будет работать в Татарстане самостоятельно, без франчайзинга. Активно развивается в республике «Пятерочка».

В этом свете намерения «О’КЕЙ», наверное, чуть опоздали — идеальным временем для вхождения в регион была бы осень 2013 года. Впрочем, у нее есть конкурентные преимущества — цены и широкая линейка брендов, которых нет в других сетях, а также отработанная на российских регионах стратегия мягкого входа в рынок.

Встречаясь с руководством Татарстана, «О’КЕЙ» может предложить сегмент для продвижения товаров местного производства (соки, продукты питания и товары первой необходимости) в обмен на поддержку сети.

Роман Гринченко — младший аналитик «Инвесткафе»:

— На мой взгляд, Республика Татарстан и в частности ее столица является благоприятным регионом для развития ретейлеров. Это объясняется тем, что значительная доля рынка еще не занята сетями, что позволяет компаниям сектора рассчитывать на улучшения финансовых результатов благодаря вхождению в регион.

В частности, доля сетевых игроков на розничном рынке Республики Татарстан составляет порядка 19 процентов, что ниже, чем в среднем по России (22 процента). Этот факт означает, что есть значительный потенциал для роста таких крупных сетей, как «О’КЕЙ». Несмотря на то, что конкурентная борьба за рынок повседневных товаров возрастает, решение по вхождению на него сети «О’КЕЙ» я считаю верным. Это обусловлено тем, что в связи с ненасыщенностью рынка сеть способна занять свою нишу, что повысит оборот компании в целом.

Дополнительным поводом для оптимизма является то, что оборот розничной торговли в республике растет более высокими темпами, чем в среднем по России. По данным Росстата за первый квартал 2014 года, оборот розничной торговли в данном регионе вырос на 6,4 процента г/г, когда в целом по РФ рост составил лишь 3,5 процента г/г. Это позволяет рассчитывать на то, что растущая конкуренция не окажет существенного негативного эффекта на результаты деятельности компании в РТ. При этом, опираясь на операционные результаты публичных компаний за 2013 год, можно отметить, что магазины сети «О’КЕЙ» являются наиболее привлекательными среди них. Об этом свидетельствует рост LFL трафика на 0,5 процента г/г, в то время как у остальных игроков наблюдался отток в диапазоне от 1 - 3 процентов г/г.

Отдельно стоит сказать, что позитивным сигналом является то, что сеть начинает со встречи с правительством региона. Это обусловлено тем, что сотрудничество с местными властями позволяет рассчитывать на лояльность к сети. Хорошие взаимоотношения, в свою очередь, могут снизить административные расходы и политические риски, а также повышает шансы на нахождение выгодных мест для размещения магазинов своей сети.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Рыночная среда в торговой индустрии региона уже, безусловно, довольно конкурентная. В том числе показатель обеспеченности торговыми площадями формируется на одном из наиболее высоких уровней среди субъектов РФ. По разным экспертным измерениям, в среднем по РТ он превышает 1000 квадратных метров на 1000 жителей, а в крупных городах заметно превышает эти уровни. Тем не менее полагаю, на локальном рынке достаточно пространства для эффективных игроков.

Безусловно, компания заинтересована в экспансии в один из самых динамично развивающихся регионов с высокими показателями доходов населения и значительным потенциалом дальнейшего экономического роста. Полагаю, дальнейшее развитие компании в регионе будет, безусловно, взаимовыгодным процессом, обеспечивающим расширение розничной сети и логистической инфраструктуры, рост обеспеченности населения торговыми площадями, создание новых вакансий на рынке труда и формирующим дополнительные стимулы роста для локальной экономики в целом. По итогам года «О'КЕЙ» входит в пятерку крупнейших российских ретейлеров. Компания публичная, все финансовые и операционные результаты регулярно раскрываются в отчетности в соответствии со стандартами МСФО.

Переговоры с руководством республики, скорее всего, будут носить консультационный характер. В подобных случаях бизнес, как правило, ожидает от региональных властей поддержки в создании благоприятной инвестиционной и институциональной среды. Республика, в свою очередь, заинтересована в привлечении крупного инвестора, одного из лидеров российского рынка розничной торговли.

Наталья Самойлова — руководитель аналитического отдела ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ»:

— В целом рынок ритейла за последние 3 - 4 года демонстрирует бум развития. Первую скрипку на рынке играет, конечно, сеть «Магнит». Ретейлер имеет самую широкую сеть магазинов по территории России — 8256 торговых точек. Это самая обширная сеть магазинов среди конкурентов. При этом финансирование на расширение сети идет за счет собственного денежного потока (85% от общего объема). По плану до 2017 года число магазинов должно превысить 17 тыс. штук.

При этом нельзя не отметить, что рынок ритейла перегрет, динамичное развитее показывает и «Дикси», восстановил свои позиции, утраченные в период кризиса, X5 Retail Group. Причем за 5 месяцев текущего года все ретейлеры показали увеличение выручки. Поэтому не только Татарстан, но и любой другой регион России, будет способен проглотить нового игрока на рынке, учитывая, что сейчас хватает места всем — и крупным ритейлерам, и региональным сетям, и частным рынкам. Что касается сети «Окей», то это единственная сеть, которая по итогам 2013 года зафиксировала не отток покупателей, а, наоборот, приток на 0,5 процента год-к-году.


Справка

OKey Group S.A. («O'Kей Груп»)

В 2013 году общая выручка выросла на 18,9% до 139,5 млрд. рублей. Рост выручки компания объясняет увеличением торговых площадей и ростом выручки сопоставимых магазинов. В 2013 году открылось 11 новых магазинов, 8 из них — в формате гипермаркета.

Показатель EBITDA вырос на 17,0%, превысив 11,0 млрд. рублей, что составляет 7,9% выручки. Чистая прибыль достигла 4,976 млрд. рублей — рост в 6,4% по сравнению с 2012 годом. Прибыль до выплаты налогов — 6,852 млрд. рублей. Коэффициент чистой прибыли (рентабельность) снизился на 0,4 процентных пункта до 3,6%.

Суммарная задолженность компании — 16,7 млрд. рублей, в том числе долгосрочная — 14,4 млрд. рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.06.2014 12:42

    Пусть "эдельвейс" купят. Не магазины а склады просроченной продукции,испорченной выпечки,сборище самых грубых продавщиц.
    может наведут порядок новые хозяева ?

    • Анонимно
      26.06.2014 14:05

      а у меня магаз Эдельвейса вполне хороший!видимо зависит от директора сильно.

  • Анонимно
    26.06.2014 13:03

    они лет на 10 опоздали. вот ушел турецкий магазин когда и обанкротился калининградский - вот тогда и нужно было входить в рынок региона.

  • Анонимно
    26.06.2014 13:06

    ещё один метро/эссен/магнит/

  • Анонимно
    26.06.2014 13:25

    Успешность гипермаркета на 80% определяет его местоположение. Все остальное - все как у всех.

  • N.
    26.06.2014 13:26

    в Астрахани была в их магазине в 2012, мне понравился. цены не самые дешёвые, зато ассортимент хороший. Но, может, не к нам? У нас есть уже свои "Эдельвейсы", "Магниты", "Пятёрочки". стёкла перебьют инде.

  • Анонимно
    26.06.2014 13:28

    одни придут..другие уйдут..рынок насыщен до предела..просто чиновник получит очередной откат..а малый бизнес исчезнет..как будто и не было ..ведь доля его осталась 5 процентов! а в других странах 75 процентов..а вот крупных компаний 25 процентов...

    • Анонимно
      26.06.2014 14:06

      малый на рынкаха магазинов частных и так давно нет почти..

  • Анонимно
    26.06.2014 13:54

    пишите ритейлер

    • Анонимно
      29.06.2014 17:12

      Вы английские буквы читаете, а кто учился в советской школе - читает латинские, или кто учил немецкий, французский.

  • Анонимно
    26.06.2014 14:06

    "...на лояльность к сети. Хорошие взаимоотношения, в свою очередь, могут снизить административные расходы и политические риски..." Места для гиперов надо давать не по результатам "шу-шу-шу" - переговоров, а выставлять на аукционах, давать объявления за год до торгов. Иначе опять могут предложить для "лояльности" вначале перечислить в какой-нибудь фонд "добровольное благотворительное пожертвование". В Сочи в "Моремолле" О"Кей очень похож форматом, линейкой на казанские "Перекресток", "Ашан". Лишь фермерские продукты, например, желтые тушки кур, выгодно отличают Сочи от Казани. Однако, в Казани как не было, так и нет - общедоступных магазинов натуральных продуктов, выращенных без хим удобрений, гербицидов, биокормов...

    • Анонимно
      26.06.2014 15:35

      Натуральные продукты, выращенных без хим. удобрений, гербицидов, биокормов стоят очень дорого. Не верите - займитесь.

  • Анонимно
    26.06.2014 14:43

    кей не надо,лучше Лента. в ней по акции такие смешные цены по карте клиента бывают,ни у кого таких не видел

  • Анонимно
    26.06.2014 14:49

    Очень рады их приходу- чем выше. конкуренция,тем лучше для покупателя.Откройте хоть один магазин в центре-Бутлерова,Маяковского,Муштари,К Маркса ,Б Красная,Жуковского,Толстого- вообще ни одного магазина нет.Здесь столько студентов,преподавателей,офис ником,пенсионеров-а купить элементарных продуктов невозможно.С нетерпением ждем новую сеть

  • Анонимно
    26.06.2014 15:45

    Был в Окей в Тольятти, понравился гипер.

  • Анонимно
    26.06.2014 16:05

    Нормальная сеть магазинов. Когда бываю в Питере, всегда туда захожу.

  • Анонимно
    26.06.2014 16:16

    Отличная сеть!!! Цены - всегда ниже, чем в магазинах, качество - ничего просроченного, просторные, светлые,большой выбор мясной продукции. В Уфе - они давно есть, и пользуются большой популярностью!

  • Анонимно
    26.06.2014 16:28

    Тумакаев из сувара возможно задумается, что пора парковку сделать бесплатно и держаться за каждого арендатора.

    • Анонимно
      27.06.2014 08:48

      ему думать нечем. если бы не связи папы, то был бы никем изначально.

    • Анонимно
      27.06.2014 09:10

      окей хотел зайти в казань. переговоры начались осеннью 2006 года. речь шла об участке, на котором сейчас стоит максидом. но из-за некомпетентности подразделения окей по региональному развитию сделка по приобретению участка под гипермаркет не состоялась. хотя продавец был готов и препятствий не было. через 2 года этот участок благополучно приобрел максидом и построился.

  • Анонимно
    26.06.2014 16:53

    Отличный магазин, вот бы рядом с Максидомом построили и площадка большая для стоянки уже есть, все равно стоит почти всегда пустая...не построят ведь....

  • Анонимно
    26.06.2014 16:55

    Пусть заходят с условием, что обязательно будут торговать местными продуктами.

    • Анонимно
      29.06.2014 17:21

      Шутите. Ими государственный агропромпарк с кучей перекупов не шибко торгует, а тут - сеть в масштабе страны.

  • Анонимно
    26.06.2014 17:24

    свято место пусто не бывает.!)..окей откроется!..значит кому то пришло время закрыться!

  • Анонимно
    26.06.2014 19:29

    наняли-бы профессионалов что-б поработали в столице.

  • Анонимно
    26.06.2014 19:37

    Быть Ленте в Казани.

  • Анонимно
    26.06.2014 22:56

    Почему так долго думают то? "Бехетле" берегут? Им тоже полезно. Подтянутся. Хотя нужнее в Казани маркет премиум- класса типа "Азбуки вкуса". Ниша ведь свободна.

  • Анонимно
    26.06.2014 22:57

    Нужен в Кировском районе.

  • Анонимно
    27.06.2014 00:09

    Сама из Питера , люблю этот магазин! Очень отличный выбор товаров)) лучше бахетле

  • Анонимно
    27.06.2014 00:12

    В азбуку вкуса только верхушка и сможет ходить там йогурты французские по 500 рублей... Для Казани не доступно очень

  • Анонимно
    27.06.2014 08:23

    Ох... трудно им придется... Вот Метро ваше в дали, что транспорт не ездит. В Ашане цены больше чем в Москве. И все это ради Бехетле :)))

  • Анонимно
    27.06.2014 11:47

    Лучше О"КЕЙ и Лента,чем "Бехетле".

  • Анонимно
    27.06.2014 16:34

    Про Пятерочку говорят: все что не продали в магазинах города - продают в Пятерочке. Сеть Пятерочка полный отстой, магазины всегда пустые (отсутствуют покупатели), очень много просрочки. Был там предпоследний раз года 2 назад и недавно зашел - ничего не изменилось, только продавцы стали еще угрюмей. Не ходите в Пятерочку, есть нормальные магазины - Челны-Хлеб и ЭССЕН.

  • Анонимно
    27.06.2014 21:55

    Предлагаю продать сеть Ак Барс Торга (которые Пятерочка без плюса). Все равно магазины полумертвые.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль