Общество 
28.06.2014

Ильдар Аблаев: «Гиперцентрализация принятия решений в одних руках тормозит развитие КФУ»

Автор лучшего вопроса ректору КФУ учил его политэкономии

Победителем конкурса на лучший вопрос ректору КФУ Ильшату Гафурову стал доктор экономических наук, профессор кафедры экономической методологии и истории КФУ, генеральный директор АНО «Татарская академия управления инновационной экономикой» Ильдар Аблаев. Он спросил: «Когда институты КФУ получат экономическую самостоятельность? Без этого успешное и оперативное управление КФУ будет тормозиться бюрократией центральных служб КФУ». Победитель ответил на вопросы редакции, а мы вручили ему призы — ценную монету от Татфондбанка, партнера проекта, и фирменные часы «БИЗНЕС Online».


Ильдар Аблаев
Ильдар Аблаев

ЗАДАВАЛ ТОН ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

— Ильдар Мансурович, для начала давайте познакомим наших читателей с вами.

— Родился и вырос в Казани, окончил отделение научного коммунизма историко-филологического факультета Казанского университета. Моими замечательными учителями были Олег Морозов, Рафаэль Хакимов, Наиль Мухарямов. Остался работать на кафедре политэкономии Семенова. Защитил кандидатскую, преподавал, был заместителем секретаря парткома КГУ в самые бурные постперестроечные годы — вплоть до 1990-го, до ГКЧП. Каждый день был не похож на вчерашний... Настанет время, напишу об этом книгу.

— А КГУ, наверное, был практически передним краем политических боев?

— Да, мы задавали тон политической ситуации, весь передний фронт был на плечах парткома университета. И демократическая платформа в КПСС, и общение с Анатолием Собчаком, Юрием Афанасьевым, Галиной Старовойтовой, Николаем Травкиным, Гавриилом Поповым. Эти люди тогда делали историю, делали политику, и мы с ними активно общались.

В 90-е годы после полугодичной стажировки в Нью-Йоркском университете правительство Татарстана поручило мне создать центр обучения хозяйственных руководителей. В 1996 году постановлением кабмина РТ было создано ГУП «Республиканский учебный центр подготовки руководящих кадров» при министерстве земельных и имущественных отношений РТ, где в то время был департамент промышленности. За прошлые годы обучили более 2,5 тысяч руководителей и специалистов предприятий различных отраслей экономики республики.

Внедрили свою «фишку» — стали директоров вывозить на зарубежные выставки. Они же все с инженерным образованием, и им такая наглядность ближе и понятнее. Директор видел новое оборудование, новую продукцию и понимал, куда ему нужно двигаться, какая у него перспектива развития. Более пяти лет наш центр организовывал экспозиции предприятий оборонно-промышленного комплекса ОПК республики на выставках вооружения — в Ля Бурже, Фанборо, Эмиратах, Индии, Китае, Турции, Малайзии, Сингапуре.

На определенном этапе руководство республики разрешило мне приватизировать предприятие, и у меня сейчас — частная академия.

— Как академия называется?

— АНО «Татарская академия управления инновационной экономикой». И для меня вопрос экономической свободы — главный. Если директор института по рукам и ногам связан, по каждой мелочи должен просить у вышестоящего руководства, это уже не дело.

— Ваша программа обучения чем-то отличается от МВА?

— Директора не могут надолго отрываться от предприятия, поэтому у нас были трехмесячные курсы МВА, которые раньше мы проводили совместно с институтом подготовки кадров при Российской экономической академии имени Плеханова, а сейчас мы договорились с академией народного хозяйства при правительстве РФ. Плюс к этому мы отправляем за рубеж на стажировки разного уровня, в том числе и молодежь. У нас установлены деловые контакты с США, странами Европы, на днях заключил договор с бизнес-школой Австрии, в перспективе у меня Китай, потому что пошел разворот в эту сторону. Со школами Гонконга прорабатываем вопросы обучения наших кадров.

— Ваша академия экономически успешна?

— Могу с гордостью сказать, что за все годы работы мы никогда в минусе не были.

— То есть руководители сегодня учиться хотят?

— Есть понимание, что нельзя жить вчерашним днем. Недавно была у нас встреча с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым, и мы договорились, что наша академия повернется и в сторону «бережливого производства», потому что надо содействовать повышению производительности труда на предприятиях, росту эффективности производства, шире внедрять бережливые технологии.

— Наукой успеваете заниматься?

— В 2006 году защитил докторскую диссертацию в институте экономики РАН у Леонида Абалкина. Профессора и академики Российской академии наук, ведущие экономисты нашей страны «били» меня три с половиной часа, но мне удалось отстоять свою работу...

— А какая тема была у вашей докторской диссертации?

— Если коротко — основы государственного регулирования региональной экономики. То есть как взаимодействовать между федеральным центром и Казанью, как выстроить межбюджетные отношения и как повысить эффективность республиканской экономики, как выстроить взаимоотношения по горизонтали и вертикали.

«КФУ С ПЕРВОЙ СКОРОСТИ ПЕРЕШЕЛ НА ЧЕТВЕРТУЮ»

— Вы прислали вопрос ректору КФУ Ильшату Гафурову. Очевидно, вам не все равно, что происходит сегодня в КФУ?

— Казанский университет для меня — родной дом с 1975 года, и я продолжаю работать профессором в Институте управления территориального развития КФУ. Университет сейчас приобрел динамизм, и заслуга Ильшата Рафкатовича в том, что вуз действительно ожил, с первой скорости перешел на третью и четвертую. Но самое главное — он развернул КФУ лицом к практике, бизнесу, к хозяйственным нуждам. В этом, безусловно, его заслуга.

— Но вопрос-то вы задали ему, наверное, не зря! А спросили вы о том, когда институты КФУ получат экономическую и юридическую самостоятельность. С чем был связан ваш вопрос?

— Федеральный статус университета предполагает большое количество институтов в его составе. Это очень хорошо, что Казанский университет вбирает в себя основные ведущие институты. Но здесь заложена внутренняя проблема: Гафуров старается держать своих подчиненных на «коротком поводке». Те методы управления, которые хорошо годятся для руководства ЖКХ и строителей, не подходят для управления наукой, инновациями и образовательным процессом.

— Чем это чревато?

— Это чревато потерей управляемости. Нельзя держать всех подчиненных на «коротком поводке», полностью замыкать на себе все вопросы управления, решать и текущие вопросы, и стратегические.

— Вы волнуетесь за здоровье ректора? Или руководители подразделений КФУ могут уйти в «оборону» от такого стиля руководства?

— Конечно, работать 24 часа в сутки невозможно! Ильшат Рафкатович работает на износ. Но в такой огромной организации нельзя все вопросы решать лично. Например, захотел заведующий кафедрой провести конференцию, он идет в главное здание КФУ за деньгами, которые сам по гранту из Москвы получил. Но он не может эти деньги получить, потому что бюрократия в университете просто зашкаливает!

Текущие вопросы до ректора не должны доходить, это не его «царское» дело — контролировать проведение конференции на уровне кафедры, факультета или института. Это институт сам должен решать. Поэтому я и задал вопрос, когда институты получат юридическую и экономическую самостоятельность. То есть речь идет о том, чтобы не на «коротком поводке» держать институты, а дать им возможность самим развиваться. И это ни в коем случае не значит, что ректор потеряет управляемость. КФУ целесообразно превратить в холдинг, если говорить экономическим языком.

— Но и в холдингах концентрация власти тоже зашкаливает!

— Стремление держать все в своих руках — это наша историческая традиция и стиль управления. Поэтому, чтобы Казанский федеральный университет смог и дальше развиваться эффективно и инновационно, нужно институтам дать самостоятельность.

— Вы считаете, эта несамостоятельность на каком-то этапе станет тормозом для развития?

— Я думаю, что это уже сейчас является тормозом. Часто общаюсь с профессорами, и они говорят, что не могут получить деньги грантов, которые сами выиграли. Приходится обходить 7 - 8 кабинетов университетских чиновников для получения документов и платежных реквизитов. А их и не дают! При этом теряют нервы и время.

— Но лично вам просить не приходится?

— Лично мне нет, потому что в КФУ я только преподаю — являюсь профессором кафедры экономической методологии и истории КФУ.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «ВСЕ В СВОИХ РУКАХ» СКЛАДЫВАЛАСЬ ВЕКАМИ

Но Ильшат Рафкатович, отвечая на ваш вопрос, сказал, что не раз предлагал экономическую свободу институтам...

— Молодец!

— ...но не все институты берут эту свободу!

— Как «не берут»?!

— Бухгалтерия, счета — это же дополнительная головная боль...

— Если директор института будет иметь свой годовой бюджет и свою бухгалтерию — это только разгрузит главное здание от текущих вопросов. Уже наступил тот момент, когда несвобода начинает тормозить развитие федерального университета. Часто бываю в университетах Европы и США и знаю не понаслышке, как они работают. Например, университеты Кэмбриджа и Оксфорда состоят из 42 и 38 независимых колледжей, каждый из которых обладает экономической и юридической самостоятельностью. И не надо этого бояться. Это страх управленца, что он потеряет нить управления. И это проблема не только конкретно Гафурова.

— Это менталитет у нас такой?

— Это наша управленческая культура, которая складывалась веками.

— Такая управленческая культура присуща в целом России или только Татарстану?

— Это присуще России: то же самое — Ельцин, Сталин, русские цари, Чингиз хан, Табеев, Шаймиев. Все в своих руках.

— Может быть, их и осуждать не за что?

— Нет, осуждать их не надо. Руководство КФУ в правильном направлении двигается, и это понимает сам Ильшат Рафкатович, раз так ответил на мой вопрос. Я ожидал, что он скажет, что регламент университета не позволяет сделать самостоятельными институты. А регламент писали московские чиновники. Мне говорили, что при присоединении финансово-экономического, педагогического и других институтов к КФУ отобрали у них печать и юридическое лицо. Но отобрал не Гафуров, а так прописано в регламенте. И Гафуров этот регламент принял как должное.

Но я считаю, что он как ректор нашего образовательного флагмана должен поставить перед Москвой вопрос о необходимости самостоятельности институтов КФУ. Тем более он ставит такую амбициозную задачу — войти в Топ-100 вузов мира. Ведущие профессора его в этом поддерживают, потому что для этого нужно писать статьи в международные журналы, участвовать в конференциях, и мы это делаем. К примеру, мне довелось в этом году быть на экономической конференции в Риме, где выступал с докладом в университете Сапиенза. Нам сказали, что до нас из Казанского университета еще никого не было. То есть многие ученые КФУ готовы поддержать ректора в его очень амбициозной и трудной задаче войти в Топ-100.

«И ВДРУГ ЗАДУЛ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН...»

— Как вы считаете, финансовая и юридическая несамостоятельность может негативно влиять на деятельность ученых?

— Еще как влияет! В лучших традициях Казанского университета — иметь большую внутреннюю свободу. И творческую, и экономическую и юридическую свободу, потому что без этого нет созидательной атмосферы университета. Человек должен дышать, в науке он должен творить, а он административно связан по рукам и ногам, ему приходиться выпрашивать документы на свой же грант. Вместо того чтобы заниматься наукой, профессор должен обойти 7 - 8 кабинетов и униженно просить свои же деньги! Еще раз повторю: университетская бюрократия начинает зашкаливать, и Гафурову с этим надо что-то делать. Гиперцентрализация принятия решений в одних руках тормозит развитие КФУ, так же как и любого другого предприятия.

— Гафуров руководит университетом вот уже четыре года, и до сих пор есть недовольные тем, что происходит сегодня в КФУ. В чем причина, как считаете?

— Причины разные.

Не все нашли свое место в новой структуре?

— И это тоже. Пришло много людей со стороны. Отношение к происходящему в университете разное, потому что КФУ — это как мини-государство. Есть недовольные, есть обиженные, отодвинутые, есть неудачники с амбициями. И есть люди, которые привыкли жить в университете, как в тихом месте. Тихо жили на подводной лодке, закупорились, легли на дно, и вдруг задул ветер перемен... Думаю, надо провести анонимное анкетирование и выяснить, кто и чем не доволен.

Моя академия открыта для сотрудничества. Мы с КФУ не конкуренты. Университет — это большой корабль, а мы — небольшой глиссер. То, что может КФУ, нашей академии не по силам, и, наоборот, академия может организовать деловые контакты с ведущими компаниями мира для своих клиентов, а КФУ этим не занимается. Мы очень быстро принимаем решения, поэтому оперативны.

Желаю Ильшату Гафурову, как своему бывшему студенту физфака, успехов, много сил и эффективности. Искренне хочу, чтобы наш родной КФУ стал еще лучше, и готов этому способствовать.

«ВЫ СМЕЛЫЕ!»

— Как часто вы читаете «БИЗНЕС Online»?

— Утром просыпаюсь и еще до кофе смотрю новости по «БИЗНЕС Online». Завершаю день тоже с вашей газетой. Иногда и в обед удается посмотреть, что у вас новенького, потому что мне интересен пульс Татарстана. Это у меня уже вошло в привычку. Даже за границей, где бы я ни был. Вы очень оперативно даете информацию. Вы смелые! Мне нравится ваш формат.

— Ильдар Мансурович, спасибо за столь активное внимание к нашей газете. Успехов вам!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.06.2014 09:37

    Таббева, Шаймиева, Ельцина упомянул, Усманова забыл почему-то

  • Анонимно
    28.06.2014 10:32

    То, что И.Аблаев не упомянул Г.И.Усманова психологически объяснимо.Он его близкий родственник, а точнее тесть брата. Но в принципе надо было. Думаю, что Усманов самая знаковая фигура в руководстве ТАССР, после С.Д.Игнатьева.

  • Анонимно
    28.06.2014 10:44

    Хочу поблагодарить БО за знакомство с таким интересным человеком. Смелость без надрыва, критика без чернухи, предложения конструктивны.Слышал о нем от Г.И.Усманова. Рад , что мои представления подтвердились.Считаю, что монета и часы вручены по адресу.Думаю, что профессор мог бы стать более частым автором БО. Тем более он хорошо знает экономическую и политическую ситуацию в мире и в РФ. Б.Ф.С.

  • Анонимно
    28.06.2014 12:02

    Достойные ответы умного человека. Приятное впечатление производил и во время учебы, и сейчас. Помню его и в парткоме университета. Интересный был тандем с Морозовым Олегом Викторовичем...Спасибо за интервью, честные ответы. Р.В.Даутова

  • Анонимно
    28.06.2014 12:25

    Вряд ли человек с ааторитарным стилем управления, достигший используя его жизненного успеха, сможет измениться. Не в тех годах уже Гафуров

  • Анонимно
    28.06.2014 12:51

    Мы ,бывшие студенты Ильдара Мансуровича,с благодарностью вспоминаем его содержательные и интересные лекции по международному бизнесу.Профессионал в своем деле! Мы вас помним!

  • Анонимно
    28.06.2014 14:05

    Приятный человек!!!

  • raf
    28.06.2014 18:04

    "— Да, мы задавали тон политической ситуации, весь передний фронт был на плечах парткома университета. И демократическая платформа в КПСС, и общение с Анатолием Собчаком, Юрием Афанасьевым, Галиной Старовойтовой, Николаем Травкиным, Гавриилом Поповым. Эти люди тогда делали историю, делали политику, и мы с ними активно общались".Сам являюсь выпускником отделения Научного Коммунизма,потому приведённую выдержку из интервью расцениванию как,партком КГУ был контрреволюционным центром антикоммунизма и антисоветизма.Дальнейший карьерный рост," полугодичной стажировки в Нью-Йоркском университете ",есть бонус за усердие.Методы стары,как мир эксплуататоров.Фабрикант-капиталист Энгельс Фридрих поддерживал друга Маркса Карла,материально,пока он написал "термоядерную бомбу","Капитал",против капиталистической системы эксплуатации рабочего,а выпускник соответствующего отделения Аблаев,чем может похвастать,что помог Рабочему классу?Академией?Для изощрённой эксплуатации рабочих?И это называть Умом,Честью и Совестью?Всему этому одно обьяснение,мелкобуржуазность,любимое занятие быть прислужником у крупного буржуа.

  • Анонимно
    28.06.2014 20:29

    Если преподаватель университета прошел стажировку в США или Европе - он что стал мелкобуржуазным ???

    • Анонимно
      28.06.2014 21:25

      А после ГКЧП Россия куда двигается? К капитализму или научному коммунизму ?

  • В 2000-х был студентом Экономического факультета КГУ, и ответственно заявляю, что качество материалов преподаваемых Ильдаром Мансуровичем было настолько слабым, и все просто сводилось к флёрту с симпатичными студенткам. Кафедра действительна была очень сильна, Елизавета Яковлевна, покойный Мокичев, Киршин, Бикчентаева, легендарный Северьянов! За всё это время Ильдар Мансурович ни то что на кафедре экономфака не был, он в здании филфака (экономфака) не появлялся НИКОГДА. Все лекции проходили в библиотеке. Это очень легко проверяется, можно связаться с любым из обозначенных преподавателей теперь уже ПФУ (КГУ) и спросить их мнение. И уж извините сердечно, но приятный человек это не профессия, нужно быть профессионалов своего дела. P.S. Понимая очень дружественное отношение редакции к многоуважаемому Ильдару Мансуровичу, уверен на 99% что мой комментарий не будет опубликован, но как говориться, вода камень точит. Спасибо за понимание

    • Анонимно
      28.06.2014 22:11

      Казанскому маркетологу лучше посмотреть рейтинг Аблаева И у студентов на prepod.org, чтобы не лепить чернуху. У него 3,5 тыс отзывов и 97 процентов положительные . У кого еще из преподов эконом фака такой рейтинг?

      • Анонимно
        29.06.2014 02:46

        А вот ректор Гафуров считает, что студенты не вправе оценивать качество преподавания в университете (см. недавнее интервью в БО)

    • Анонимно
      28.06.2014 22:33

      Разве студент может знать - появлялся препод на кафедре или нет? Это явно черная фантазия кафедрального хомячка .

  • Анонимно
    28.06.2014 23:14

    Цитата из интервью: "Мне говорили, что при присоединении финансово-экономического, педагогического и других институтов к КФУ отобрали у них печать и юридическое лицо. Но отобрал не Гафуров, а так прописано в регламенте. И Гафуров этот регламент принял как должное.Но я считаю, что он как ректор нашего образовательного флагмана должен поставить перед Москвой вопрос о необходимости самостоятельности институтов КФУ".Странная речь для генерального директора АНО «Татарская академия управления инновационной экономикой». Будучи руководителем академии управления, Аблаев И.М. в первую очередь должен знать, откуда "растут ноги". Он должен знать, что в такой вынужденной централизации не какие-то регламенты виноваты, а целый федеральный закон, который запрещает государственному бюджетному учреждению выступать учредителем другого государственного бюджетного учреждения. Ректор Гафуров И.Р. здесь ничего поменять не сможет, и это беда не только ПФУ, такая ситуация по всей России.В вынужденной централизации Академии наук "всех собак" повесили на Мазгарова А.М., назвав реорганизацию в виде присоединения институтов даже "реформой", которую якобы проводит Мазгаров А.М. А в централизации ПФУ оказывается виноват Гафуров И.Р.? Так может думать только человек, очень далекий от вопросов управления, но руководитель академии управления так не должен рассуждать.Аблаев И.М. говорит, что ректор должен был обращаться к Москве. К кому конкретно в Москве? Кто сможет пролоббировать принятие Государственной Думой федерального закона, отменяющего то, что они только недавно сами же и приняли? Этого не смогли сделать московские ВУЗы, этого не смогли сделать академии наук республик, которые также с этим столкнулись, не говоря уже о законодательных органах некоторых субъектов федераций. Поэтому, пример Оксфорда и Кембриджа о самостоятельности их колледжей здесь не уместен, они работают совсем в другой правовой системе, совсем в другой реальности.А пока у нас такое федеральное законодательство, не будет никакой экономической, тем более юридической самостоятельности институтов ПФУ, также как и институтов Академии наук РТ. А бюрократия по финансовым вопросам сохранится, потому что Гафуров И.Р. понимает, что, как руководитель юридического лица, за все отвечает именно он, а с руководителей отдельных институтов никакого особого спроса не будет.Вот если у Аблаева И.М. на федеральном уровне хватит авторитета в области наук об управлении и он сможет добиться изменения федерального законодательства, тогда он будет молодцом. А пока эти все размышления о какой-то самостоятельности не продуктивны.

  • Извините а Вы сами пробовали открывать этот сайт prepod.org? Сайт не открывается, причем, как пишут в сети - давно. А касательно того может студент знать или не знать бывает Ильдар Мансурович на кафедре или нет, еще как может. Почитайте внимательно мой предыдущий комментарий, никакой я не "хомячок" в отличие от Вас анонимов, учился в 2000-ных, и г-н Аблаев приезжал прямо ко входу в библиотеку (тогда шлагбаумов не было). Управлял он тогда автомобилем марки Митсубиси с "правым рулем" и сразу после лекций уезжал. Так что уважаемые анонимы, как видите я довольно хорошо владею вопросом. При этом если на эконом факультете преподавали реальные предметы - как пример микро, макроэкономику преподаватель г-н Киршин, при этом работал в МетроТелКазань, передавая студентам теорию и практику; Ильдар Мансурович просто и пространно рассуждал обо всем и ни о чём одновременно на своих лекциях, так как практического опыта не имел никогда, чего собственно он никогда и не скрывал. Спасибо за понимание.

    • Анонимно
      29.06.2014 10:50

      Клевета- статья 128.1 УК РФ - наказание до 5 млн.р и до 3 лет лишения свободы. У анонимов эл.адрес отображается на сервере БО. При желании оклеветанного можно начать производство на казанского маркетолога.Адвокат Ильдара Мансуровича

      • Анонимно
        29.06.2014 11:29

        Я тоже бывший студент Ильдара Мансуровича в 2001 году учился у него экономике. Митцубиси диамант, который у него был тогда на доцентскую зарплату не купишь, а Киршин ездил на старой девятке. Поэтому не надо ля ля, что Аблаев не занимался бизнесом . Он нам рассказывал, как газовым конденсатом торговал, зерном, да и зарубежом работал с Рособоронэкспортом. Его лекции в отличие от других преподов всегда были четкие и с реальными при мерами из бизнеса. Он самый лучший на эконом факе. И когда мы встречается с группой, то в первую очередь вспоминаем его. Марсель.

  • Анонимно
    29.06.2014 10:52

    Черная зависть разрушает энергетику человека, и он начинает болеть.

  • Анонимно
    29.06.2014 13:01

    Согласен с Марселем, в вузах экономику, бизнес и управление должны вести преподы, имеющие реальный опыт в бизнесе . Книжные преподы не знают жизни, летают в облаках. Поэтому Ильдар Мансурович это находка для КФУ. Успехов ему!

  • К сожалению мои комментарии уважаемая редакция БО не всегда пропускает)) Ответы предыдущим авторам - никакой я не хомячок с кафедры, студент-очник, такой же как Марсель. И смотреть, кто на каком автомобиле передвигался это не показатель успешности, в этом случае Фахрутдинова (бух. учет) должна быть "самая" крутая, ведь она в то время ездила на внедорожнике. Вот она давала студентам реальные знания, т.к. в бытность преподавателя реализовывала строительные проекты. НО при этом она проводила семинары перед экзаменом, ее можно было застать на кафедре, спросить по интересующим вопросам. А Аблаев приезжал на "праворуком" Митсубиси Галант к библиотеке, и стремительно после "лекций" уезжал, наверное что бы газовый конденсат не прокис...

  • Комментарии к репортажам БО - свободная площадка для общения и высказывания различных, иногда "не удобных" для некоторых людей мнений. Но это и есть часть той самой пресловутой свободы слова. Спасибо БО за такую возможность. При чём здесь адвокат Ильдара Мансуровича, не понятно? Сказывается его краткосрочная американская стажировка? Когда он рассказывал студентам, что вместо того, что бы учится/работать/заниматься любимым делом очень большое количество американцев студятся друг с другом, с компаниями, с фондами итд. При чем здесь клевета и какие-то угрозы в мой адрес от непонятного адвоката? Кого боитесь то? Высказывайте свое мнение, не бойтесь. Спасибо за понимание.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль