Общество 
1.07.2014

Альберт Шигабутдинов: «Повысим производительность, нарастим производство, но как возить товары?»

Гендиректор ТАИФа считает неправильным сокращение персонала ради увеличения производительности труда

Сегодня на заседании комиссии Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству татарстанские депутаты оценили производительность труда. Как выяснилось, сейчас в Татарстане 538 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, их количество должно расти на 15% ежегодно. Тем временем побывавшая на заседании комитета корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как его члены — в основном сами крупные промышленники и предприниматели — назвали одной из преград на пути повышения производительности труда недостаточно развитую инфраструктуру. Эксперты же считают, что в этом вопросе необходим комплексный подход, ведь законодательство порой защищает людей, которые попросту не хотят работать.


Марат Галеев: «Бизнес инфраструктурные вопросы не решит»

НА 160 ПРЕДПРИЯТИЯХ ВНЕДРЕНО «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Сегодня члены комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ собрались на заключительное заседание в этом созыве. В повестке было пять вопросов, но наибольший интерес из них вызвал первый — о реализации программы по повышению производительности труда. Напомним, программа была принята в республике на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов на период 2013 - 2016 годов.

Отметим, что проблеме производительности труда сейчас уделяют внимание президент РФ Владимир Путин и правительство. Президент РТ Рустам Минниханов обсуждает этот вопрос на заседаниях экономического совета. Замглавы минпромторга Алмаз Хусаинов сегодня в своем докладе сообщил, что число высокопроизводительных рабочих мест должно расти на 15% ежегодно, на 160 предприятиях внедрены технологии «бережливого производства». В этом году еще 930 сотрудников предприятий РТ изучат ЛИН-технологии. В качестве передовика по данному направлению Хусаинов в очередной раз привел в пример ОАО «КАМАЗ». Отметим, ранее сообщалось, что экономический эффект для КАМАЗа с начала внедрения ЛИН-технологий в 2006 году составил невероятные 25 млрд. рублей.

Общее финансирование программы по повышению производительности труда должно составить 231,5 млн. рублей до 2016 года, из них 96 млн. рублей — средства предприятий

Общее финансирование программы по повышению производительности труда должно составить 231,5 млн. рублей до 2016 года, из них 96 млн. рублей — средства предприятий. Члены комитета, заслушав представителя минпромторга, говорили о том, что нужна и соответствующая федеральная программа, которая бы предполагала софинансирование регионов. Число высокопроизводительных рабочих мест в машиностроительном комплексе к 2016 году должно вырасти до 42 тыс., в нефтехимическом — до 40 тысяч. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков этой весной говорил, что общее число высокопроизводительных рабочих мест в 2013 году в РТ выросло на 12,2%. Однако рост был связан отчасти с изменением методики подсчета Росстата, который одним махом увеличил количество высокопроизводительных рабочих мест в РТ с 357 тыс. до 538 тысяч.

«ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА... НО КАК ВОЗИТЬ ТОВАРЫ?»

Гендиректор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов повернул депутатскую дискуссию о производительности труда в другое русло, заговорив о недостаточно развитой инфраструктуре. Так, из Нижнекамска в Казань по железной дороге продукция предприятий «добирается» сутки или больше, немало часов уходит и на загруженную автомобильную дорогу, иногда транспорт простаивает.

Альберт Шигабутдинов
По мнению Альберта Шигабутдинова, хорошая дорожная инфраструктура нужна не только малому и среднему бизнесу, но и крупным компаниям

«Повышение производительности труда ведет за собой сокращение персонала, но это неправильно», — продолжил гендиректор ТАИФа. Однако если оставлять работников, повышая производительность труда и увеличивая объемы производства, то следующей преградой становится логистика, пояснил Шигабутдинов: «Как возить товары?» Никому конкретно не адресованный вопрос мог бы повиснуть в воздухе, но «от лица» государства «отдуваться» пришлось представителю минэкономики РТ. Начальник управления прогнозирования и стратегического развития Олег Пелевин сообщил, что вопросы инфраструктуры рассматриваются в рамках создания «Стратегии развития Татарстана до 2030 года», о которой газета «БИЗНЕС Online» неоднократно писала. «Эти вопросы решать надо, они давно подняты», — отреагировал Шигабутдинов.

Хорошая дорожная инфраструктура нужна не только малому и среднему бизнесу, сказал он, но и крупным компаниям. При этом глава ТАИФа добавил, что одному только крупному бизнесу такие мегапроекты по модернизации инфраструктуры не по зубам, необходимо участие государства. Ведь на это требуются сотни миллиардов...

«Бизнес инфраструктурные вопросы не решит», — согласился с ним председатель комитета по экономике Марат Галеев, подчеркнув, что необходимо целостное внимание в этом вопросе, вызвавшем оживление у большинства собравшихся депутатов. Впрочем, председатель комитета напомнил, что проблемы инфраструктуры поднимаются и обсуждаются десятилетиями...

НУЖНО КРЕДИТОВАНИЕ ПО ПРИЕМЛЕМЫМ СТАВКАМ

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у руководителей предприятий, как они решают проблему производительности труда и какое значение для бизнеса имеет инфраструктура.

Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Электроприбор»:

— Применительно к нашему предприятию, а также к предприятиям, которые связаны с системой ОПК, те объемы производства, что есть сейчас, и те объемы, которые были в советские годы, несопоставимы, их меньше. Проблема производительности труда у нас не столь остро стоит, мы с имеющимся оборудованием и с текущим числом сотрудников с задачами справляемся. По некоторым направлениям, где наиболее остро стоит увеличение объемов какого-то вида продукции, внедряем новые технологии. В основном стараемся добиться решения задач технологическими методами, внедрением нового оборудования. Целевой показатель — объем производства на одного работающего. Мы по этому показателю в 4 раза выросли с 2005 года.

Господдержка? Одним из факторов повышения производительности труда является внедрение оборудования. Новое оборудование, как правило, очень дорогое. С учетом того, что процентные ставки просто запредельные и не содействуют экономическому росту. Задача государства — создать такие условия, чтобы кредитование было по приемлемым ставкам. И нужен контроль финансово-кредитной политики. Косвенно, наверное, строительство дорог поспособствует повышению производительности труда.

Создание любой инфраструктуры, в том числе и ВСМ, «делает» расстояние меньше. Обмен людьми будет более активный, как в Европе. В Европе несколько иные расстояния, но для них это норма, когда человек живет в одном городе, работает в другом. Происходит обмен кадрами, возникает кадровая конкуренция.

Владислав Клиенков — генеральный директор ОАО «КЗСК-Силикон»:

— Наше предприятие только строится, вопрос производительности труда будет решаться. У нас современные технологии, современные средства КИП будут применяться. Производительность труда ведь в том числе зависит и от автоматизации. Хорошо, конечно, если и дороги будут хорошие, но мне кажется, что производительность труда внутри предприятия и дороги за пределами предприятия — это разные вещи.

Марат Галеев с сожалением отметил, что проблемы инфраструктуры поднимаются и обсуждаются десятилетиями

«ОТ ГЕРМАНИИ МЫ ОТСТАЕМ В 4 - 6 РАЗ»

Владимир Сидоренков — генеральный директор ЗАО «Микрон-холдинг»:

— В советское время выпускали плакат с фотографией Ленина, где было написано, что главное — это производительность труда. А что мы сегодня имеем? Россия в четвертой или пятой десятке в мире по производительности труда. Страна живет за счет использования сырьевых ресурсов. Например, по производительности труда в промышленности от Германии мы отстаем от 4 до 6 раз, по разным данным.

Основная проблема связана с тем, как заставить людей эффективно работать. Я их должен принуждать, потому что законодательство этого не делает. Сегодня оно защищает людей, которые не хотят работать. Сравните трудовое законодательство той же Германии и наше — за что отвечает работник, как он работает на предприятии, кто несет ответственность за качество труда. У нас сейчас разработана система на базе «Алгоритма», мы его модернизировали. Сделали новую систему оплаты труда, которая стимулирует совершенствование деятельности. Сегодняшняя система труда рассчитана на затраты, на трудоемкость. Шигабутдинов правильно говорит, комплексный подход должен быть. Сама производительность труда — это как инструмент решения социальных и экономических проблем. В отдельности она не решается, она реализуется с решением задач конкурентоспособности.

Вадим Борисов — председатель профкома ОАО «Компрессормаш»:

— Для нас это немаловажная, можно сказать, проблема. У нас не настолько быстрые темпы роста производительности труда, как мы пытаемся заработную плату увеличивать. Мы пытаемся более эффективно использовать премиальный фонд, чтобы премия была стимулирующей частью, чтобы оплата труда зависела от производительности. Также у нас есть моральное поощрение. Это награды разного уровня, почетные грамоты района, города, некоторые сотрудники получили медали и звания заслуженного машиностроителя. У нас есть доска почета, куда заносятся лучшие работники подразделений. Есть программа поощрения лучших молодых работников. Кроме того, у нас есть отдел нормирования, где считают, сколько работник должен сделать деталей в восьмичасовую рабочую смену и сколько одна деталь стоит в рублях.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.07.2014 17:22

    Есть другой путь. Наращивать производительность за счет новых технологий, не сокращая численность персонала, а увеличивая количество производимого товара. Но для этого надо что-то уметь делать, а не только покупать чужие лицензии. Упс

  • Анонимно
    1.07.2014 17:44

    Все эти общие рассуждения чиновников (либо чиновников от промышленности) о производительности труда (ПТ)не очень-то связаны с действительностью. Вспомним, а были ли в прессе информативные статьи о том, что такое производительность труда вообще, факторы, влияющие на нее. Нет. Анализа не было, при этом все об этом рассуждают, как будто ПТ -это выпуск лопат в единицу времени, желательно, посредством роботизированного производства. А труд ученых, технологов, инженеров, да того же чиновника? Все невозможно отранжирить. Чиновники сами себя путают. Правительство не устраивает рост ВВП, его крайне низкий уровень. А поскольку ВВП - это зона ответственности правительства, свою головную боль они переносят на других, в данном случае не пресловутых "людей с низкой ПТ". В том же Китае, к сведению, совершенно разные подходы к занятости: где-то и очередь желающих устроиться на работу, а где-то правительство Китая искусственно создает механизм, образно говоря, "надуманных профессий", когда один "специалист" отвечает, условно, "за кушать подано". Это не простая тема ПТ. Надо не этот показатель затаскивать, а искать причины низкого роста экономики России и находить решения.

  • Анонимно
    1.07.2014 17:52

    Основа основ любой сильной экономики - внутреннее потребление. А в России за последние 20 лет привыкли решать вопрос за счёт готовых решений, как правило с Запада, и называют это свободным рынком и конкуренцией, забывая о том, что тем самым мы поднимаем "их" производительность труда. Проблема, как обычно, в головах, а не в сортире.

    • Анонимно
      1.07.2014 18:12

      Сытые, довольные люди

      • Анонимно
        1.07.2014 18:35

        У Блока есть на эту тему отличное стихотворение "Сытые". Написано если не ошибаюсь в преддверии революции 1917.

  • Анонимно
    1.07.2014 18:16

    Сегодня, когда так быстро растет инфляция зарплата не должна быть привязана к производительности труда( в объемном рублевом эквиваленте), так как растет реализуемый продукт в рублях. Поэтому рост зарплаты не должен быть ниже инфляции. А если мы хотим, чтобы работники предприятия лучше жили необходимо чтобы рост зарплаты работников опережал рост инфляции, что всегда было на Казанькомпрессрмаше до его продажи москвичам.

  • Анонимно
    1.07.2014 18:37

    Поглядишь на эти разъевшиеся довольные лица, послушаешь эти заученные фразы... и станет все понятно про перспективы и горизонты..

  • Анонимно
    1.07.2014 19:20

    Почему Шигабутдинов считает неправильным сокращение персонала?

  • Анонимно
    1.07.2014 19:26

    Марат Галеев как артист, который играет роль руководителя подкомитета комиссии по борьбе с лишними комитетами. Постоянно с умным видом говорит правильные вещи и уже многие годы, а толку минус ноль. Самому не надоело?

    • Анонимно
      2.07.2014 08:01

      Хорошо судить по виду. Сами бы поработали на этом месте. Очень много у нас людей,которые легко раздают характеристики

  • Анонимно
    1.07.2014 19:52

    Нужно максимально увеличивать различные расходы, особенно в нефтянке, чтобы поменьше денег уходило центру. Производительность труда также увеливать не стоит, как и сокращать кадры, наоборот увеличивать штат и оклады.

  • Анонимно
    1.07.2014 20:51

    Шигабутдинов прав, смотрит в корень.Логистика из Челнов, Елабуги и Нижнекамска становится серьезнейшей проблемой.Реально трудно вывезти крупнотоннажную продукцию. Транспортировка готовой продукции и завоз сырья уже начинает слерживать произаодство. Потребители есть, но крупные объемы к центрам оптового распределения надо вывозить. Кто привезет, товар того и продается. А вывозить надо в Москву, Питер, Зауралье. Там основные центры распределения. Транспорта и пропускной способности дорог не хватает. Никто этой проблемой не занимается. За последнее время сильно увеличился объем производимой крупнотоннажки. Огромные объемы произаодят заводы Нижнекамска, шинники, Роквелл в Елабуге, трубный Татэлектромаша, Татпроф, картонно-бумажный, заводы сборного железобетона. Если запустят турецкий картонно-бумажный, китайский завод холодильников, сталепрокатный татэлектромаша, производство древесных плит на ОЭЗ, то в регионе будет транспортный коллапс.

    • Анонимно
      1.07.2014 21:14

      Да уж. Одна только дорога БСИ в Набережных Челнах чего стоит, а ведь там расположен Татпроф и многие другие производства приносящие миллиарды в копилку бюджета. Дороги хуже некуда и неудобные развязки. Ладно хоть сейчас взялись за реконструкцию этой дороги, а сколько времени прошло и сколько ещё таких дорог надо сделать! И вроде есть деньги, но, действительно, как будто это ни кому не нужно.

      • Анонимно
        1.07.2014 22:28

        У Татпрофа, я видел, "железка" проходит прямо по территории предприятия.Как тому же КБК вывозить продукцию по такой дороге- для меня это загадка века.

  • Анонимно
    1.07.2014 21:07

    Нужно сокращение персонала и начать с "Казаньоргсинтеза".

  • Анонимно
    1.07.2014 23:53

    В таифе и на многих других предпиятиях вообще не хотят заниматься повышением производительности труда с использованием относительно новых подходов ( бережливое пр-во)и снижением издержек . Им как плохому танцору - все время что нибудь мешает. А вот КАМАЗу и др. , действительно находящихся в конкурентной среде , это вопрос выживания.

  • Анонимно
    2.07.2014 05:36

    непроизводителбные издержки надо снижать.

    • Анонимно
      2.07.2014 09:39

      точняк. яхт-клубы, санатории, спонсорство. Нужен хороший аудит непроизводственных расходов компаний. Уверен на пару миллиардов вполне можно сократить в целом по республике.

  • Анонимно
    2.07.2014 13:30

    Выполнять нужно не для галочки а для реального увеличени конкурентноспособности. Нужно развивать инфраструктуру, но параленно развивать высококвалифицированные рабочие места с хорошей (не 20 тыс. руб. а больше) оплатой труда.

  • kaz_orphan2
    3.07.2014 08:42

    вы товары давайте, мы уж как нибудь довезем...

  • Анонимно
    4.07.2014 17:23

    Пройдут выборы.Увидим.

  • Анонимно
    4.07.2014 17:58

    Нанимайте перевозчиков, оплатите на 20% больше чем другие.Тогда у ваших ворот будет очередь перевозчиков.Зачем мне вас учить, сами должны догадаться, азы рыночной экономики изучить надо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль