Общество 
5.07.2014

Рафаэль Хакимов: «В силу разбросанности татар возникает искусственное преувеличение местных особенностей разных групп»

Не существует единственно правильного пути к цивилизации, у каждого народа он свой

Цивилизованность — это не только умение держать правильно вилку и нож, но и преодоление антипатий, отмечает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своем очередном материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», он продолжает размышления о путях развития цивилизации и делает вывод, что сейчас татары, как когда-то немцы, нуждается во внутренней экспансии, когда лучшие образцы, выработанные в разных местах, становятся достоянием всего народа.

КОГДА МЫ СТАЛИ ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ?

Отверженное слово «мир»
В начале оскорбленной эры;
Светильник в глубине пещеры
И воздух горных стран — эфир;
Эфир, которым не сумели,
Не захотели мы дышать.
Козлиным голосом, опять,
Поют косматые свирели.
Пока ягнята и волы
На тучных пастбищах водились
И дружелюбные садились
На плечи сонных скал орлы,—
Германец выкормил орла,
И лев британцу покорился,
И галльский гребень появился
Из петушиного хохла.
А ныне завладел дикарь
Священной палицей Геракла,
И черная земля иссякла,
Неблагодарная, как встарь.
Я палочку возьму сухую,
Огонь добуду из нее,
Пускай уходит в ночь глухую
Мной всполошенное зверье!
...

Осип Мандельштам. Зверинец. 1916, 1935

В отличие от инстинктов, в борьбе с которыми люди прожили десятки тысяч лет, цивилизованность в современном понимании этого слова появилась относительно недавно. Цивилизованность мы в первую очередь связываем с тем, что бросается в глаза: манера держаться, одеваться, культура речи, умение правильно пользоваться вилкой и ножом и т.д. Но за внешним обликом лежит глубинное — самосознание принадлежности к некому кругу людей, поднявшихся над дикостью и варварством, сумевших свои страсти, инстинкты, вожделения «загнать» в рамки куртуазности, приличий. Безусловно, это самосознание национальное, но одновременно оно может быть ориентировано и на более широкий круг людей: российское сообщество, Европу, западную культуру.

Мы обиходные вещи воспринимаем как данность, будто они появились вместе с Адамом и Евой. Однако современная цивилизация, весь этот лоск, гламурность — очень позднее явление. В историческом масштабе времени это то, что вошло в нашу жизнь не то что вчера, а всего лишь утром во время завтрака. Даже такие простые вещи, как ложка, вилка, носовой платок в Европе появились лишь в Новое время, да и то в высшем свете. В 1594 году Генрих IV спрашивал своего постельничего, сколько имеет рубашек, и тот отвечал ему: «Одна дюжина, да и среди них есть порванные». — «А сколько у меня платков, — спрашивал далее король, — кажется, восемь?» — «На сегодняшний день всего лишь пять».

На рубеже XV - XVI веков выдающийся гуманист Эразм Роттердамский поучал студентов европейских университетов (в России университеты появятся через 300 лет), что по правую сторону нужно держать кружку и чистый нож, по левую — хлеб. В то время ломоть хлеба служил тарелкой и назывался quadra. Вилок еще не было, они появятся позже из Италии вместе с носовыми платками. Ложкой в то время пользовались для накладывания еды на quadra, а ели руками. «Многие, стоит им сесть за стол, начинают хватать еду рукой с блюда, — наставлял Эразм на изящной латыни. — Так делают волки или росомахи. Не хватай еду с принесенного блюда первым. Пальцы в соус макают только крестьяне. Не обшаривай все блюдо, но бери первый попавшийся тебе кусок. Копаться рукой в общем блюде — признак несдержанности, и двигать блюдо, чтобы тебе достался лучший кусок, также не слишком прилично... Если ты что-то не в силах прожевать, то незаметно отвернись и куда-нибудь выплюнь».

Чаши, солонка, нож, ложка — вот и вся сервировка стола. Все, начиная с короля и королевы и кончая крестьянами, ели руками. В высших слоях перед едой мыли руки, но мыла еще не было. Как правило, пили из одной общей кружки. В согласии с правилами учтивости или куртуазности сморкаться следовало левой рукой, тогда как правой брали мясо с блюда. Но действие этого правила распространялось лишь на поведение за столом. Сморкаться в платок научились только при Людовике ХIV, причем в придворном обществе. Три мушкетера еще не пользовались носовыми платками и в лучшем случае сморкались в рукав. Долгие столетия платки были роскошью, только с ХVIII века они стали предметом гигиены. Первый патент на носовой платок появился в 1894 году.

Такой же долгий путь проделала вилка. Католическая церковь называла ее «излишней роскошью». В Россию вилку привезла в 1606 году Марина Мнишек. Она на свадебном пиру в Кремле шокировала своей «рогатиной» русское боярство и духовенство.

Когда цивилизация добралась до народа, сказать трудно. Активным распространителем всего «куртуазного» была, конечно же, буржуазия. Купцы и предприниматели, как только богатели, сразу перенимали манеры у аристократов, а затем все это постепенно становилось достоянием народа. Поэтому, надо полагать, в России вся эта «роскошь» вошла в быт только с развитием капитализма, т.е. к началу ХХ века.

У КАЖДОЙ НАЦИИ СВОЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Есть две мирные формы насилия: закон и приличия.

Иоганн Вольфганг Гете

Каждая нация в понятие цивилизованности вкладывает свой смысл. Для французов и англичан цивилизация — это понимание своей всемирной значимости. Это предмет внешней экспансии и даже оправдание колонизаторской политики. Для немцев это нечто очень полезное. Для них важнее понятие культуры, выражающей их внутреннюю сущность, она в большей степени связана с потребностью внутренней консолидации нации, нежели с внешней экспансией. Это было связано с тем, что немецкая нация складывалась из германских народов, сильно отличавшихся по языку, культуре, психологии.

Не существует единственно правильного пути к цивилизации, у каждого народа он свой, хотя определенный настрой задает в разные эпохи какая-то передовая страна. Законодателем моды в Средние века и Новое время была Франция. Высший свет, интеллектуальные силы собирались в Париже при дворе королей, а оттуда новые мысли, новая мода расходились по миру.

Однажды в ходе этнографической экспедиции в глубинке Татарстана в русской деревне мы обнаружили своеобразный народный танец, который жители называли «линсей». Мы его посмотрели, записали, а приехав домой стали искать аналоги, истоки, историю. Оказалось, что это был танец лансье — род французской кадрили. Скорее всего, крестьяне подсмотрели у своих помещиков и в подражание стали его воспроизводить. Так французская культура оказалась в нашей глубинке.

Кадриль «лансье»
Кадриль «лансье»

В отличие от Франции в раздробленной Германии с ее многочисленными сравнительно мелкими столицами не было такого единого центра, как Париж. Интеллектуалы были рассеяны по всей стране и вырабатывали немецкий мейнстрим не в прямом общении при дворе короля, а через книжную продукцию. Немецкая интеллигенция была занята развитием не столько единого разговорного, сколько общего письменного языка. Диалекты немецкого языка отличаются гораздо сильнее, нежели, например, современные тюркские языки.

Если французский язык, культура, манеры стали европейским эталоном и активно распространялись вширь, то задача немецкой культуры состояла во внутренней экспансии, консолидации немецких народов. Общенемецкий литературный язык стал способом собирания интеллектуальных сил. Это было преодолением внутренних границ, этнических различий и антипатий.

В разговоре с Гете Эккерман заметил: «Я обычно являюсь в общество со своими симпатиями и антипатиями». На что Гете отвечал: «Что значили бы воспитанность и просвещение, если бы мы не старались побороть свои врожденные склонности». Культура и образование, создававшие гармоничное общение внутри немецкого общества стали путем к цивилизации, т.е. преодолением антипатий, вызванных различиями между баварцами, швабами, саксонцами, пруссаками и др.

Цивилизованность общества — процесс не одномоментный и довольно противоречивый. В какие-то периоды времени могут возвращаться элементы прежних времен, как это происходит сегодня в России. По словам Гете, «двери на лестницу, ведущую вниз, должны оставаться закрытыми». Открыться должен только путь наверх.

«ТАТАРЫ СОХРАНИЛИ НАВЫКИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ НА БОЛЬШИХ ПРОСТРАНСТВАХ»

Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?
Сорву ль непонимания печать,
Чтоб истину открыто возглашать?
Волною моря пена рождена,
И пеной прикрывается волна.
Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.
...

Итак, мой друг, продолжим — и добро,
Коль отличишь от скорлупы ядро!

Джаладдин Руми

Российское государство строилось за счет приобретения земель, которые отдавались на кормление приближенным царского двора. Здесь напрашивается аналогия с французским вариантом распространения цивилизованности. Русское сообщество, как и французское, формировалось как столичная публика, которая вращалась вокруг царского двора и набиралась манер, расходившихся затем кругами по неведомым краям и весям.

Татарское сообщество чем-то походило на немецкую ситуацию ХIХ века. Хотя оно было более однородным по сравнению с немецким, тем не менее точно так же не имело единого «столичного» центра. Наряду с Казанью важную роль играли Уфа, Оренбург, Троицк, Петербург, Москва, Крым. Во многом именно книжная продукция, как у немцев, играла роль интегратора национальных ценностей, поскольку непосредственное общение было ограничено в силу больших расстояний и разбросанности татар.

Для татар характерно особое мышление, отличающее его и от русских, и в целом от европейцев. Его основы общетюркские, доставшиеся с древнейших времен, когда кочевничество было преобладающей формой хозяйства. Хотя в современной европейской философии его называют номадическим (от слова «номад» — кочевник), оно связано не столько с формой хозяйствования, сколько со способом организации жизни вообще. Татары в историю вошли как разрушители государств. Это трудно отрицать. Они действительно в прошлом создали подлинную машину войны, но не для грабежа других народов, как об этом пишут некоторые современные историки. Конечно, грабеж сопровождал любую войну, но татары вслед за покорением народов и стран немедленно приступали к строительству более грандиозного государства. Их целью была перестройка государственных структур с тем, чтобы разные народы могли мирно жить в одном государстве. Терпимость и открытость к другим культурам, склонность к масштабным проектам, отсутствие крепостничества — вот что отличало татарское мышление. Даже ислам татары подчинили интересам народа и практическим вопросам, хотя схоластика, занесенная из арабских стран, приносила и приносит много вреда.

Как я уже писал в предыдущих статьях, ордынская власть признавала различие культур и религий и никогда не устанавливала жесткой централизации. Уплатившие налог, были вольны жить по своим законам. Это номадический принцип, когда не требуют этнической гомогенности, а самостоятельные сельские и кочевые хозяйственные единицы рассматриваются как опорные точки государства. Даже Иван Грозный, придерживаясь ордынской традиции, признавал Казань и Астрахань как самостоятельные царства. Его мышление еще не перестроилось на европейский лад, он не видел нужды в вертикальной структуре.

Поворот начался с Петра I, объявившего империю. Именно Петр думал всех привести в соответствие с унифицированным «крепостническим» видением государственного устройства, но в ответ получил полное расстройство дел. Фактически распавшуюся страну заново собирала Екатерина II, вернувшаяся к ордынскому принципу веротерпимости. Новое губернское деление, установленное императрицей, не устраняло вотчинный характер правления, поскольку в дальних «медвежьих» углах империи не только невозможно было проконтролировать ведение дел, но и добраться до них было не с руки, ведь в Российской империи дороги стали хуже, нежели при Бату-хане.

Кочевой образ жизни у татар исчез уже в средние века, но навыки специфической организации жизни на больших пространствах сохранились. Не случайно, несмотря на потерю государственности, в неблагоприятных условиях христианизации Российской империи, давления царского правительства, а затем советской системы, татары сохранились как единый народ. Татары умеют воспроизводить свою идентичность несмотря на изолированное существование общинами, сохраняют ощущение единства нации при отсутствии всяких вертикальных иерархических структур и даже в условиях языковой и культурной ассимиляции. Это отдельная, большая и серьезная тема для будущих статей.

МИР БЕЗ ГРАНИЦ

Может показаться, что обсуждаемые вопросы слишком далеки от наших современных проблем. На самом деле они актуальны для татарского общества, рассыпанного не только по всей России, но и по разным странам. В силу разбросанности татар возникает преувеличение местных особенностей: мишар, кряшен, казанских, московских, сергачских, сибирских и других этнографических групп татар. Кое-кто подогревает эти различия.

Цивилизованность — это не только умение держать правильно вилку и нож, но и преодоление антипатий. А потому наш народ, как когда-то немцы, нуждается во внутренней экспансии, когда лучшие образцы, выработанные на местах, становятся достоянием всего народа. Если проводить некие осторожные сравнения, то можно сказать, что русская нация укреплялась через внешнюю экспансию и в этом была чем-то похожа на французскую, а татары в ХIХ - ХХ веках перешли на внутреннюю экспансию. Это проявилось в широком распространении европейского Просвещения и образования во всех уголках татарского мира и даже задело отчасти казахские степи. Но опять-таки европейское влияние в татарском мире преломлялось через призму видения мира номадическим, т.е. не в виде крепостей с высокими стенами с королевской властью на верху, а как совокупность общин, разбросанных по Евразии, но имеющих общую культуру. Это мир без отчетливых границ, как у оседлых народов, это, скорее, мозаика энергетических центров, соединенных общими ценностями. Процессы последних лет в татарском мире подтверждают сохранение в культуре народа стремления к национальной бесструктурной консолидации с привязанностью к родной деревне, городу, этнографической группе.

На сабантуе в Лейпциге (Германия)
На Сабантуе в Лейпциге (Германия)

Выработались некие стереотипы о татарах, как сепаратистах, и русских, как сторонниках максимальной централизации страны. Это не соответствует исторической действительности. Характер русских во многом был порожден стремлением к воспроизводству удельных княжеств. Эта черта в полной мере проявилась во времена Смуты, когда московская партия призывала на престол польского, а новгородская — шведского королевича, а в Казанском царстве (официальное название тех времен) партия Шульгина выступила за государственную самостоятельность. Как это ни покажется странным, но казанские татары стояли вместе с Мининым за сохранение единого государства с Московским царством, в то время как русские в Казани выступили настоящими сепаратистами. Но о временах Смуты в следующей статье.

Сначала пробежал осинник,
Потом дубы прошли, потом,
Закутавшись в овчинах синих,
С размаху в бубны грянул гром.
Плясал огонь в глазах саженных,
А тучи стали на привал,
И дождь на травах обожженных
Копытами затанцевал.
Стал странен под раскрытым небом
Деревьев пригнутый разбег,
И все равно как будто не был,
И если был — под этим небом
С землей сравнялся человек.

Павел Васильев

Май 1932. Лубянка, Внутренняя тюрьма

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2014 11:22

    Кто-нибудь это ещё читает?

    • Анонимно
      5.07.2014 12:39

      Я то же самое хотел написАть. :-)) Всё хорошо в меру.Краткость - сестра таланта. :-))

    • Анонимно
      7.07.2014 12:32

      Все-таки графомания это болезнь...

  • Анонимно
    5.07.2014 12:28

    Хакимов, успокойтесь уже, все давно поняли, что татары самые-самые крутые, умные, образованные и толерантные!

    • Анонимно
      5.07.2014 16:07

      Вы это скажите многочисленным единомышленникам,ежедневно говорящим о широте русской души,ее исключительности и загадочности.Все давно поняли что вы самые духовные и спасете мир.)))Только еще немного перед этим погрешите.Татары по сравнению с вами в деле возвеличивания самих себя вообще рядом не стояли.Сам себя не похвалишь-никто не похвалит.Ваша поговорка сама обо всем говорит.А эта статья ничего об исключительности татар не говорит.Несколько исторических фактов,всем давно известных.Только вам они не нравятся.У вас своя история,где никому места нет,все достижения исключительно ваши!Ура!И Аминь.

      • Анонимно
        5.07.2014 19:57

        Судя по вашим брызгам можно сделать вывод что татары действительно самые толерантные и воспитанные. Терпимее нужно быть

  • Timur
    5.07.2014 12:32

    Уважаемый академик,хватит отписываться.Если они никого не "колышат" если резон переводить чернила.Добился сам,добей товарища.Посыпав рану с солью,горчицу с перцем можно добавлять по вкусу.

  • Анонимно
    5.07.2014 13:53

    Образ жизни влияет на характер этноса. Об этом писал великий историк Гумилев Л.Н. и Р.Хакимов добавляет новые детали и штрихи в теорию Гумилева. И при этом советует татарам - не разделяйтесь по мелким признакам. Чувство или самоощущение принадлежности к тому или иному этносу - вещь очень стойкая. Поменять национальность сложно. Неужели такая угроза существует?

  • Анонимно
    5.07.2014 14:10

    1-4 комментария - если вам неинтересно - не читайте Хакимова. Значит вас проблемы татар не интересуют. Р. Хакимов расширяет мировоззрение татар и не только татар, чтобы люди не смотрели на мир через кривое зеркало, навязываемое обществу.

    • Timur
      5.07.2014 14:40

      Почему так считаете? Интересно,но слишком постно.Не зря же я упомянул про соль,горчицу и перец.

  • Анонимно
    5.07.2014 15:49

    Timur, ваш комментарий я не понял до сих пор. Расшифруйте

  • Анонимно
    5.07.2014 16:28

    Целое как организм должен состоят из разных органов(народов), чтобы целое выжило. Один дает другому то, в чем тот нуждается. Все народы хороши, выбирай на вкус. Чтобы научиться в жизни тому, что не выучил в прежней жизни ,дух(вечен) при рождении выбирает сам себе родителей, время и место рождения. На Руси всегда год шел за два, когда брат шел на брата вроде бы плохо, но это с целью его быстрого научения. Не то чтобы гнилой запад. Улыбаются и подличают вслед. Хорошее это выученное плохое(то что считаешь плохим). Волк съедает зайца, в природе нет плохого и хорошего. Просто он хотел есть. А у человека есть нравственные оценки происходящего. Ислам прививал нравственность с рождения. Сейчас мы видим упадок нравственности среди татар. Сравнялись все. Надо всем вместе подниматься с колен. Закон нравственности гласит: то что тебя окружает, есть прямое продолжение тебя. Сделал плохо, получил плохо и наоборот. Если вернуть видение того, что ты не один раз воплощаешься на земле для того чтобы стать мудрее и более любящим.Таких людей я еще видел, это мои бабушки с обеих сторон. Может она мудрость (ум рост, растет) сидит в женщинах. А мы ее отодвинули на закаулки. Дорога Домой уже видна...

  • Timur
    5.07.2014 16:46

    Каждое выступление Академика должен нести резонанс потенциалу взрыва атомной бомбы.Думаю,будь я академиком,так бы и писал.Предвижу,потому и не академик.Мог бы стать,если бы не родился в таежном тупике,где не было даже своего генератора электричества.Детство прошло при лучине (керосиновая лампа).

    • Анонимно
      5.07.2014 17:21

      У товарища прямо болезненный самопиар и мания величия. Многие видные ученые пришли из глухих деревень и тайги.Так, что главное не где родился, а что есть в голове.А тут и генетика и собственные усилия.

      • Timur
        6.07.2014 05:24

        Говоря про генетику,можно согласиться в период Ломоносовских времен.Если посмотреть более обширно,у нас В России академиков как собак не резаных.Так что, не все определяет генетика,так же важно где ты родился и кто твои родители.

      • Timur
        6.07.2014 05:25

        Говоря про генетику,можно согласиться в период Ломоносовских времен.Если посмотреть более обширно,у нас В России академиков как собак не резаных.Так что, не все определяет генетика,так же важно где ты родился и кто твои родители.

  • Анонимно
    5.07.2014 17:34

    тут в соседней теме кричат про уникальную культуру татар, якобы она самая уникальная и культурная из уникальных. Я понимаю, Европа, да та же Мексика. А что могут показать миру татары за свою историю?

  • Анонимно
    5.07.2014 18:54

    Ну как уж, забыли "великих татар": Вамин, Сибагатуллин и Сиразин. Их весь мир знает. Чем не 3 былинных богатыря?

  • Анонимно
    5.07.2014 19:56

    Модератор.Вы правильно сделали, что опубликовали ироничный комментарий о "трех велких".Но все же Сибагатуллина сравнивать с Мингазовым и тем более Сиразиным некорректно.Поэтому прошу пропустить мой комментарий к этой реплике.

  • Анонимно
    5.07.2014 21:03

    Как автору до сих пор, не надоело фигню из советских школьных учебников пересказывать.Чем то пропаганду по украински напоминает,а к чему это приводит уже воотчию наблюдаем.

  • Анонимно
    6.07.2014 09:53

    Сиразин. Зря Вы наговариваете на модератора и руководство БО. Он наоборот пропускает фермерские оскорбления в адрес тех кем тот недоволен.А таких немало судя по комментариям. Чего стоит слово в последнем посте.

  • Анонимно
    6.07.2014 09:55

    Что то у господина Сиразина с головой, или модератор бдительность потерял.Очевидно старец со всеми на ты... Еще раз прошу модератора пропустить мое напоминание фермеру, что нельзя "нечаянно" искажать фамилии и в ЭМ работает не Бенедиктов, а Венедиктов.

  • Анонимно
    6.07.2014 10:45

    А Сиразин выполняет свою роль. Без его комментария обсуждение давно закончилось бы.

  • Анонимно
    6.07.2014 11:37

    Какие-то странные комментаторы. Забыли про статью и принялись с самозабвением оскорблять Сиразина. Он имеет право на свою точку зрения, как и все . Или кому-то элементарно хочется поскандалить, а дома не с кем?

    • Анонимно
      6.07.2014 12:54

      Миротворцу 11.37.Вы, что не читали оскорбительные клички раздаваемые фермером направо и налево? Повторять не буду, модератор не пропустит, да и фермерскую нецензурщину убрал наконец, кроме одного места, видно как образец для не подражания. Насчет "точки зрения" демагогией занимаетесь. Что это точка зрения клевета на историю татар хронически пропагандируемая фермером? Согласен в главном. Он своими "сиразками" втягивает публику в перепалку не по теме.

      • Анонимно
        6.07.2014 15:54

        К 12.54. Изощренной демагогией занимаетесь как раз вы. Чем вам мешает Сиразин, что вы ему устроили травлю с привлечением модератора? Или в духе Эха -за несовпадение мнений - "отключить микрофон"? В данном случае, руками модератора ,заставить Сиразина замолчать? С чего вы взяли,что ваша точка зрения единственно верная и неоспоримая? А история вообще,и история татар в частности- наука, очень зависимая от идеологии и политической обстановки. И ее любая версия имеет право на существование. Или у вас работает принцип, что "есть только два мнения- мое и неправильное"?

        • Анонимно
          6.07.2014 16:27

          Господин 15.54.Если это не сам Сиразин. В истории есть разные трактовки. Но когда фермер пишет что Шаймиев подбросил монетку в Кремле, а Батый с помощью армянски гастарбайтеров построил в 1236 г. Болгар, я уж не беру его хулиганское сравнение кулича с фаллосом политым спермой, то это не точка зрения. Называется это по другому, но модератор такого слова не пропустит и правильно сделает.Что касается кулича, то мне пришлось долго объяснять знакомым православным, что сиразинская выходка это позор для татар к коим он и себя причисляет.Сработал последний аргумент, что фермер ислам тоже не щадит называя его семитской, то есть еврейской религией.А то страсти были накалены,люди хотели подать в суд за разжигание межрелигиозной ненависти.Мне не фермера было жалко, пусть бы, как минимум, оштрафовали,а за репутацию БО обидно.Но пронесло.Порядочный человек за такое бы извинился. Но это понятие не для него.Если уж употребили слово травля, то это к фермеру с его лексиконом и манерами. Надеюсь,что модератор пропустит мое весьма корректное объяснение ситуации с фермером.

          • Timur
            6.07.2014 16:37

            Надеюсь,что модератор пропустит мое весьма корректное объяснение ситуации с фермером.Канишно,пропустит! Все апеллируют к жалости модератора,вам самим то не стыдно так писать?

            • Анонимно
              6.07.2014 17:02

              Аноним Тимур. Не надо ломать язык в смысле"канишно" и подделываться под щирого татарина.Вы с фермером два сапога пара. Только недавно высекли вас за дремучий антисемитизм с 0.1 процентов нацменов правящих страной.Трусливо промолчали, думал, что поняли.Но тут не выдержало ретивое "собрата обижают караул".А модератор прав, но думаю, что и ваши амбиции похожи на манию величия "дитя тайги" который не стал академиком по причине таежного происхождения.Не обижайтесь это Ваша версия.

          • Анонимно
            6.07.2014 16:59

            Семитами являются и арабы тоже! А про фалосс написал Мурад Аджи!

        • Анонимно
          6.07.2014 16:37

          15.54.По моему, сколько читаю БО модератор только и занимался тем, что прикрывал фермера от критики.Тут уже был пост о том, что любые критические замечания в его адрес не пропускаются.Похоже что 12.54 это сам Сиразин или написано по его просьбе.

  • Анонимно
    6.07.2014 16:32

    Поддерживаю, в последнее время фермер совсем вышел за рамки приличия и не видел поля. Через коммент проклинал какого-то несуществующего историка и вел с ним "бой с тенью". Поймите, Мурат, здесь с Вами не согласен не один человек, а многие. Потому как есть вещи, над которыми не стоит стебаться, да еще оскорблять несогласных с Сиразиным и хамить незнакомым. Подводя итог, отмечу, что Вы разбираетесь в скотоводстве и это Ваш конек, который нет-нет да и выскочит за пределы конюшни

    • Анонимно
      6.07.2014 17:17

      А почему Вы опять Сиразина загоняете в канюшню? А Ваш конек преследовать тех кто не согласен с Вами? А вы в рамках приличия,если так неуважительно высказываетесь о людях которые кормят народ и при этом находят время еще высказывать свое мнение на страницах БО?

  • Анонимно
    6.07.2014 17:30

    Сиразин сегодня на коне, обсуждают не статью, а его перлы. "Приезжайте в куркачи покупайте кирпичи"

  • Азат Д
    6.07.2014 20:02

    Что ж налетели на крестьянина, как комиссары на продразверстке. Всплыл, бывает, тем более анонимусу нахамил, т.е. никому. Видно, что он человек прямой, с пролетарской сущностью, как и я. Если коза не доится , под нож, что тут сюсюкаться. Если есть враг и не сдается, он должен быть уничтожен. «Поэта( душу финского фермера), может обидеть каждый»

  • Анонимно
    6.07.2014 20:34

    Сиразин, насчет того, что Вы воспитаны в 80-е, я сильно сомневаюсь. Зная Ваш возраст, воспринимаю его занижение, как кокетство. Воспитаны Вы гораздо раньше и не как "отвечающий за базар", а как терроризируемый одноклассниками Павлик Морозов, жалующийся на любые свои обидки учительнице (модератору). Если училка не поддерживает, срываетесь на мат и закладываете ее директору школы или, в Вашем понимании, "хозяину БО". Хотя на мой взгляд, хозяин бывает только у гусей, а в газете есть главный редактор или учредитель. Ваши немногочисленные защитники в БО (это родственники и знакомые) делают упор на то, что Вы "благородно кормите народ". С этим я не согласен категорически. Вы лишь продаете втридорога свой товар клиентам, не более. Народ кормят крестьяне и получают за это гроши. После сегодняшнего наезда на непугливого и мудрого модератора с последующим его шантажом, Ваш и без того невысокий авторитет в БО упал ниже нуля.

  • Ветер
    6.07.2014 21:28

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Пристальное внимание к Татарстану разнонаправленных сил пронизано не столько высокими гуманистическими целями, сколько прагматическим интересом. И упор на внешнюю форму самобытности и идентичности не снимает внутренние глубинные процессы. Тактическая забота о форме при дефиците стратегического содержания, в конечном счете приводят к упадку.Поиски кода идентичности в клерикальном факторе, несмотря на то, что этничность в Средние века была выражена религией, в наши дни несет в себе опасные тенденции. Игра на религиозных противоречиях, с усилением клерикального фактора, вчерашний день. Педалируемый тем не менее, ввиду интеллектуального вакуума. Коммунистический проект иссяк и для консолидации народа обратились к прошлому духовному опыту. Больший интерес вызывает именно природа внутренних глубинных процессов.

  • Ветер
    6.07.2014 21:28

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Пристальное внимание к Татарстану разнонаправленных сил пронизано не столько высокими гуманистическими целями, сколько прагматическим интересом. И упор на внешнюю форму самобытности и идентичности не снимает внутренние глубинные процессы. Тактическая забота о форме при дефиците стратегического содержания, в конечном счете приводят к упадку.Поиски кода идентичности в клерикальном факторе, несмотря на то, что этничность в Средние века была выражена религией, в наши дни несет в себе опасные тенденции. Игра на религиозных противоречиях, с усилением клерикального фактора, вчерашний день. Педалируемый тем не менее, ввиду интеллектуального вакуума. Коммунистический проект иссяк и для консолидации народа обратились к прошлому духовному опыту. Больший интерес вызывает именно природа внутренних глубинных процессов.

  • Анонимно
    6.07.2014 22:43

    Пластмассовый куб с прорезной стенкой
    и вставленным в проем квадратом Малевича,
    поскрипывая, качается в пыльной паутине.
    Чахлая герань в детском ночном горшке
    трипогибельно согнулась под тяжестью
    своего чада – сине-серого помидора.
    алебарды-снежинки без труда рассекают
    муть линз оконного стекла,
    застревая в мякоти плода.
    Помидор стал похож на расцветший кактус.
    Кукольная труппа драматических актёров
    репетирует синхронный канкан воробьёв этажом выше.
    Эрозия интеллекта. Лучше бы это был хор евнухов,
    распевающихся под полифонию сотового.
    Резвый взлёт утюга по глади стиральной доски,
    установленной под углом в сорок два градуса.
    Феерия света и брызг янтарной желчи.
    В желудок падения не слышно. Ещё глоток.
    Будто кит,поглощающий Иону, унитаз раззявил свой рот,
    с вожделением ожидая остатки переваренного металла.
    Мазохист. Ведь не боится уйти в небытие.
    А за окном какой то идиот пытается
    отбойным молотком расшатать небоскрёб.
    Его, видишь ли, раздражает снежное манто на плечах здания.
    Несчастные обитатели! Им, наверное, трудно сохранить равновесие,
    перебегая по бельевой верёвке от кухни к ванной
    с ложкой во рту, увенчанной на конце гусиным яйцом.
    Мне – проще.....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль