Общество 
27.07.2014

Альберт Асадуллин: «Когда я понял, что Суконной слободы не стало, испытал чувство потери»

Популярный певец, увы, не востребован на родине

На открытии фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого» публика неожиданно зааплодировала еще до начала концерта — в парке появился легендарный Орфей из первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика» — наш земляк Альберт Асадуллин. Он просто пришел послушать джаз. Собиравший некогда полные залы и стадионы Альберт Асадуллин, несмотря на возраст, находится в отличной форме. Оказывается, он постоянно придумывает новые проекты, но последние годы его по непонятной причине не слышно в родной Казани. Впал в немилость? В интервью, данном корреспонденту «БИЗНЕС Online», Асадуллин недоумевал по этому поводу, а также вспомнил тяжелые времена русского рока, рассказал, почему его вдруг начали... принимать за армянина.


Альберт Асадуллин
Альберт Асадуллин

«МОЯ «ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА»

— Альберт, вы на этот раз так неожиданно появились в Казани, это связано с каким-то проектом?

— Нет, это частный визит, я приехал навестить старшую сестру. Была и еще одна цель, главная в этот мой приезд, — я хотел навестить родину мамы. В свое время мама долго меня уговаривала, просила съездить с ней в то место, где она родилась, ей было уже за 80 лет, но она была бодрой. Я из-за своего графика как-то долго не мог с ней поехать, но настал момент, когда я почувствовал, что мне надо там побывать. Это мои истоки, мне надо подпитаться энергетически, я приезжаю в эту деревню, в дом, где провела детство и юность моя мама, иду к источнику — везде ощущается какая-то особая аура для меня. Я пью воду из источника, смотрю на гору и понимаю, что это моя «земляничная поляна». И хотя я там не родился, это моя родина. Так что мы с мамой туда приезжали, на обратном пути заезжали на родину отца — их деревни от Балтасей стоят по разные стороны.

— Мама вам рассказывала, как они с отцом поженились?

— Да, он ее, как это бывало у татар, попросту выкрал. Подговорил ее подругу, пообещав ей подарок, подруга поздно вечером выманила маму из дома, тут отец ее бросил в сани — зима была. Мама была гордая и неприступная красавица, а отец был веселый парень, гармонист, вся округа его знала. Жили потом они счастливо, сестры родились, после войны я на свет появился.

— А Казань, сюда вас тянет?

— Тянет... На Суконку. Суконная слобода — это мое родное место в Казани. Когда ее напрочь не стало, я испытал чувство потери.

1969. «Фламинго». Выступление на фестивале в Гидрометеорологическом институте.
1969. «Фламинго». Выступление на фестивале в Гидрометеорологическом институте

— Где вы там родились?

— Рядом с той самой знаменитой красной баней на Павлюхина. Точнее, тогда наша улица называлась Задняя Павлюхина — ужасное название. Как могли так улицу назвать? Однажды я приехал в Казань, мама в это время уже жила на Горках, я взял такси и почему-то назвал шоферу старый адрес. Он привез меня на Павлюхина, подъезжая, я понял: «Боже мой, куда же я еду?» Но доехал до бани, попросил шофера меня подождать, немного прошел, а там уже ничего нет. И я заплакал. Стоял и плакал. Суконка еще была, не было моей улицы. Ну а в 2005 году Суконка вообще исчезла, очень жаль. Надо было бы сохранить хоть какой-то кусочек этого района.

«ДЛЯ МЕНЯ ПИТЕР И КАЗАНЬ ПОХОЖИ»

— Вы ведь достаточно рано уехали из Казани?

— Да, когда меня спрашивают, где я родился, говорю, что физически — в Казани, а духовно, интеллектуально — в Петербурге. Так что у меня две родины. В Петербург, тогда Ленинград, я уехал учиться в академию художеств, на архитектурный факультет, и как музыкант я родился в этом городе. Для меня Питер и Казань чем-то похожи, не случайно, в Казани есть Петербургская улица, такая в стиле модерн, с отсылом к знаковым петербургским местам. Когда я решал, куда мне поехать учиться, сомнений для меня не было: только академия и только Ленинград. Я приехал в Ленинград, а Ленинград вошел в мою душу.

autosuper.ru.jpg

— Будущий архитектор начинает самозабвенно исполнять рок, это было влияние атмосферы, царящей в городе?

— Это была атмосфера во всем мире: новые группы, битлы, фестивали хиппи, Вудсток... Воздух свободы, движение во всем мире. Желание что-то сделать, заявить о себе.

— Вы как-то мне рассказывали, что вас запрещали.

— Конечно!

— Это была институтская команда?

— Первая была институтской. Фактически она была наша факультетская. Мы создали ее, когда были на картошке на первом курсе. Она называлась «Призраки» — первая моя группа. Там начали играть и петь, когда вернулись с картошки в Питер, поняли, что надо выступать. И быстро стали популярными — все понеслось. И у нас в академии про нее узнали, и в других институтах выступали. Потом группа распалась, но дружба осталась. Меня пригласили в группу «Фламинго». Это очень сильная была группа! И с ней была связана скандальная история, это был уже, наверное, 1970 год, когда взялись за рок-музыку и стали рок запрещать. У нас был концерт в одном из ленинградских институтов — помню, что это был второй этаж, актовый зал, сцена, все нормально. Выступали мы, группа «Фламинго», и группа «Лира» — хорошая, профессиональная группа, они пели на четыре голоса, так изящно, в беленьких рубашечках, в галстуках. Такие пай-мальчики, не придерешься. Они отыграли первое отделение, но публика ждала нас, «Фламинго». Мы выходим и начинаем играть тяжелый рок, он шквалом понесся в зал. Это просто было цунами! И что началось такое в зале! Публика начала прыгать, в середине зала мы видим водоворот, а мы продолжаем петь. Но выступление мы не завершили, нас остановили. Выяснилось, что в середине зала с корнем было вырвано три ряда, публика на этом месте танцевала, а девушки снимали с себя некоторые детали туалета и размахивали ими. После этого уволили декана и двух преподавателей этого вуза, которые отвечали на вечер. И понеслось. На рок началось серьезное наступление, нигде нам не давали выступать. И не только нашей группе, но и всем рок-группам. Мы начали бросаться в разные стороны — в пригороды. Группа «Фламинго» выбрала для себя Пушкин. Там был очень хороший директор ДК, бывший офицер.

«НА КОНЦЕРТАХ ПУБЛИКИ БЫЛО КАК В БОЧКЕ СЕЛЕДКИ»

— Это там на ваших концертах рамы выносили?

— Там все было. Трубы ломали, рамы выносили. Из Ленинграда приезжали переполненные электрички, публика в зале напоминала селедку в бочке — двинуться было невозможно. В воздухе витал запах дешевого портвейна. Может быть, кроме портвейна начинали употреблять и еще что-то, но мы сами этим не баловались. К счастью, эта чаша меня и моих друзей миновала.

— Рокеры нынешние и рокеры того времени, вы чувствуете между ними разницу? Как-то композитор Владимир Матецкий, в прошлом известный московский рокер, мне сказал: «Я рок отыграл, как в армии отслужил, тогда за наши концерты нас из комсомола исключали. А сейчас рок — способ зарабатывания денег».

— Я соглашусь с этими словами Владимира Леонардовича. Тогда у нас было веление души и сердца, желание просто заниматься творчеством. Мы же могли пойти и играть другую музыку, были же ансамбли, которые пели добродетельную советскую музыку. Пожалуйста, это можно было сделать. Но вот что самое удивительное: отучившись в академии художеств, дойдя до поступления в группу «Поющие гитары», дожив до первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика», я не мыслил свою жизнь без концертов классической музыки. Друзья смеялись: «Что, ты на классику ходишь?» А я ходил в филармонию, в капеллу. Первый концерт, на который я попал, просто взял и пришел, — симфонический оркестр исполнял произведения Танеева. Потом началось увлечение органной музыкой, походы в капеллу. С тех пор люблю и фортепиано, и орган. Вот такая была моя школа. Сейчас есть разная музыка, кто-то пишет ее по велению души, выражает свои мысли и чаяния, а кто-то... Когда люди искренне выражают свое внутреннее состояние, получается серьезная философская музыка. Но это приоритет свободных людей. Да, рок-музыку сейчас коснулась коммерциализация, но этот процесс происходит не только у нас в стране. Это во всем мире.

— Вы сейчас общаетесь с рокерами? Например, с группой «Ленинград»?

— Нет, как-то не общаюсь... Я не говорю, что это плохо. В мире, например, есть красивые лани и есть неуклюжие бегемоты. И никто из них не хуже и не лучше. Все они составляют гармонию в мироздании. Так же и в музыке есть разные направления. И пусть будут. Люди слушают одно, второе, третье направление, и все это нужно, просто каждый выбирает свое.

первая советская рок-опера. «Орфей и Эвридика»
Первая советская рок-опера. «Орфей и Эвридика»

«В КАЗАНЬ ПОКА НЕ ПРИГЛАШАЮТ»

— В свое время в Казани у вас было два громких проекта — это рок-фольк опера «Магди», которую ставил Дамир Сиразиев, и рок-опера «Крик кукушки», которая шла на сцене ТГАТ оперы и балета имени Джалиля. Почему это сотрудничество с родным городом прекратилось? Мы вас последние годы не видим и не слышим.

— Честное слово, я не отошел от своих корней, пожалуйста, не подумайте, что это так. Вот, например, дерево, у него начинает расти ветка, а другая, начав, засыхает. Эти проекты, о которых вы сказали, они проросли во мне, они во мне живут и никуда не денутся. Почему пока нет работы в Казани, я не знаю. Но кроме названных проектов есть еще один. Это концептуальный диск, который вышел к 1000-летию Казани. Я к юбилею города его не готовил, просто так совпало, я долго над ним работал. В этом диске я объединил много разных песен, это все жемчужины татарской музыки — народные песни, наша классика — произведения Салиха Сайдашева, Рустема Яхина, песни современных композиторов. Стилистически они вроде бы разные, но в результате получилось единое целое. У меня был с этими песнями любопытный случай. В это время я строил дом под Петербургом и однажды подвозил женщину, которая у меня работала. Спросил, хочет ли она послушать в машине музыку, она ответила, что хочет, и я поставил ей этот диск. Мы ехали минут 40, и все время звучали эти песни. Смотрю, моя спутница закрыла глаза, когда я спросил ее, не спит ли она, женщина ответила, что слушает. Приехали в город, и женщина говорит: «Вы знаете, я как будто фильм посмотрела». Что ее заставило так подумать? Когда мы слушаем музыку на диске, между произведениями есть паузы. У меня на диске нет ни одной паузы, одна песня перетекает в другую. Первый трек я, например, писал на вокзале — треск, диктор поезда объявляет, кто-то кричит: «Салам!», «Альберт, привет!» Сценка из жизни. Я кричу «Салам, Казань!» И идет песня о Казани.

— То есть получился своего рода спектакль?

— Да, в финале его я уехал. Меня как бы провожали друзья, они брали в руки музыкальные инструменты, и я пел финальную песню, шел перестук колес, поезд увеличивал ход. Я весь этот диск видел клипово, но один клип перетекал в другой.

— Так что все-таки происходит с казанскими проектами?

— Не знаю, не приглашают. Хотя с мэром Казани Ильсуром Метшиным у меня очень добрые отношения.

— Чем вы сейчас занимаетесь в Петербурге?

— В Петербурге у меня сейчас есть очень серьезный проект, его, кстати, видели зрители в Нижнекамске, жаль, что не видели казанцы. В этом проекте я исполняю музыку народов мира. Есть очень много замечательных музыкантов, которые отдают дань этому направлению, я тоже из числа его поклонников.

— Вы один поете всю программу?

— Один, и в этом тоже есть фишка. Идея проекта в том, что один человек, один голос объединяет многие народы. Вот помните, был такой выдающийся танцовщик, чеченец по национальности, Махмут Эсамбаев?

Фрагменты спектакля «Безымянная звезда»
Фрагмент спектакля «Безымянная звезда»

— Конечно, помню.

— У него была программа «Танцы народов мира», и в этой программе он так танцевал танцы разных народов, что, например, индусы смотрели и не могли понять, как же это неиндус может так исполнять их танцы? И так было с представителями разных народов, в чьи образы Эсамбаев вживался. Вот то же самое пытаюсь в своей программе делать и я.

АРЕНДА ЗАЛА МОЖЕТ СТОИТЬ ПОЛМИЛЛИОНА РУБЛЕЙ

— Вы часто показываете эту программу в Петербурге?

— Не так часто, потому что аренда залов стоит не очень дешево, она может доходить до полумиллиона. Но концерты все-таки бывают. Эта программа народной музыки — это космос. Я в силу своего жуткого перфекционизма не могу делать плохо. Для меня эта программа как анфилада комнат, я вхожу в новую комнату — и в ней звучит новая песня. Это очень интересная работа, потому что текстовую часть нужно отделывать досконально, язык не должен быть с акцентом. Ко мне, например, подходят после концерта зрители и спрашивают: «Извините, а вы не армянин?» Так я проникся армянской песней, что они меня за армянина приняли! Музыкальная часть тоже — группа, которая сопровождает мое пение, она должна играть на аутентичных инструментах. Я сотрудничаю с группой, которая называется «Минус трель». Они играли музыку северного направления — шотландскую, финскую. А я им говорю: «Ребята, давайте сыграем турецкую песню». Я их заставил, и они полюбили эту музыку. Они, например, сейчас так душевно исполняют татарские песни, что просто удивительно, хотя татар среди них нет.

— Некоторое время назад на сцене нашего оперного театра вас можно было слышать в партии Шурале в опере резеды Ахияровой «Любовь поэта»...

— Это была потрясающая работа, слава Богу, что я принял участие в этом спектакле. В последние годы в Петербурге у меня было две интересные работы в музыкальных спектаклях — это «Кентервильское привидение» и «Безымянная звезда», потрясающие были спектакли на сцене театра «Рок-опера». Увы, два года назад труппы не стало, сейчас, правда, она возрождается. Сейчас есть новый проект — есть либретто, музыка готова, надо только найти деньги под эту идею. Пока не буду говорить, что за рок-опера, из суеверных соображений. Надеюсь, что рано или поздно проект воплотится.

Альберт Асадуллин родился в 1948 году в Казани. Окончил казанское художественное училище и академию художеств в Санкт-Петербурге по специальности «архитектура». Еще в студенческие годы начал петь в рок-ансамблях, позже стал исполнителем главной партии в первой советской рок-опере Александра Журбина «Орфей и Эвридика». Работал с ведущими российскими композиторами, лауреат второй премии международного конкурса «Золотой Орфей», заслуженный артист РФ, народный артист РТ. Сейчас — солист «Петербург-концерта».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.07.2014 09:21

    Гордость наша. Герой своего времени.

  • Анонимно
    27.07.2014 09:40

    Был у него на концерте в Челнах. Поразился, как умело он завоевал зал, как устроил просто музыкальное шоу. Очень просто держался, без всякого звездного гонора. Да, в годы СССР отбор артистов был очень жестким. Асудуллин - это, безусловно, звезда. Причем такого всероссийского уровня и где-то и мирового.

  • Анонимно
    27.07.2014 09:50

    Это уж точно татарский соловей - заслушаешься :зря мало гастролирует .

  • Анонимно
    27.07.2014 10:10

    Эх альберт, альберт...

  • Анонимно
    27.07.2014 10:11

    Рад что Т.Мамаева взяла интервью у замечательного, не только певца но и человека.Думаю, что он еще долго будет радовать своей музыкой и голосом.А насчет Суконки согласен, надо было хотя бы оставить кусочек этой старой и знаменитой Казани, где и Пушкин побывал.Родился и жил там на Третьей горе Калинина тож. Все снесено,а дом мой сохранился между двумя высотками, двух этажный деревянный и еще жилой. Проезжая иногда останавливаюсь, захожу во двор, смотрю и все проходит перед глазами. Нет и нашего любимого Шамовского оврага с его пещерками и спуками с крутизны на одной лыже, это считалось весьма престижным для завоевания авторитета.Еще раз спасибо, что напомнили о моей суконке.

  • Анонимно
    27.07.2014 16:18

    Вы всерьез считаете, что стать "звездой" в современном шоу-бизнесе в России нужны только "креатив и профессиональный подход"? По уровню нашей шоу-тусовки разве не видите, что это неглавное. Некоторые даже голоса в наличии не имеют, но тем не менее из телевизора не вылезают.

  • dembel53
    27.07.2014 16:25

    Нет бы квартиру дать

  • Анонимно
    27.07.2014 16:52

    Альберт, уже суконка не в моде у нас в Казани, забыли вашу суконку.

  • Анонимно
    27.07.2014 17:29

    Действительно, странно и обидно, что ярчайший и талантливейший Асадуллин просто пропал из медийного поля. А его клон Леонтьев скачет тут и там.

    • Анонимно
      27.07.2014 18:10

      Думаю, что министр культуры РТ или руководитель комиссии по культуре Госсовета Разиль Валеев могли бы пригласить на беседу Асадуллина. Может и какие то совместные проекты появятся.Нельзя все оставлять на уровне директив просточелова, как то неуважительно это.

  • Анонимно
    27.07.2014 17:41

    Альберту Асадуллину сердечная благодарность за песню "Дорога без конца" в телесериале о Никколо Пананини. Замечательный фильм! "Кто подсказал эту музыку твоей душе?Только любовь! Только любовь!"Блестящее исполнение.Про диск с татарскими песнями - интересно: классика, в его исполнении должна звучать по-особенному. попробую найти в инете. Жаль, не написали, как он называется.Альберт, в Казань не получается приехать - приезжайте в Ижевск! У нас тоже живёт много татар, они будут Вам рады. А что до Ижевска, то он по атмосфере и стилю в чём-то напоминает Петербург.

  • Анонимно
    27.07.2014 20:32

    Дорога без конца, дорога без начала и конца.... Преклоняюсь

  • Анонимно
    27.07.2014 21:00

    замечательный певец и человек

  • Анонимно
    27.07.2014 22:05

    Ну просто молодеза и хороший малай только вот почти забыт и заброшен.

  • Анонимно
    27.07.2014 22:41

    Действительно талантливый певец.Интересно сейчас гастролирует он?.С удовольствием сходил бы на его концерт если будет в Челнах.

  • Анонимно
    27.07.2014 22:49

    Сколько талантливых и хороших людей не востребованы в шоу-бизнесе. А на волне и не тонет в основном ..... Интересно, звание заслуженного дали?

  • Анонимно
    27.07.2014 22:51

    Спасибо Татьяне Мамаевой за очередное прекрасное интервью с замечательным артистом!С удовольствием бы сходил на концерт!

  • Анонимно
    27.07.2014 22:59

    Года три четыре назад были на вашем концерте в альметьевске. Это был живительный бальзам для души.спасибо вам,альберт,большое.

  • Анонимно
    27.07.2014 23:07

    С удовольствием посмотрела фрагмент из "Орфея..." Как это похоже на современность, когда, участвуя во всех этих конкурсах типа "Евровидения" и "Юрмалы", певцы продают и предают себя.

  • Анонимно
    27.07.2014 23:12

    Да, нынче (и уже давно) в моде Салават и его "птенцы" - татарская "попса". Альберт Асадуллин не востребован, у него зритель не зомби, а думающий человек со своим мнением, личность. Таких в нашем обществе все меньше и меньше...

  • Анонимно
    28.07.2014 00:08

    Хотелось бы узнать, что думает по этому поводу минкульт РТ? Надо ли так разбрасываться талантливыми земляками?

  • Анонимно
    28.07.2014 08:16

    Здесь есть диски Асадуллина http://www.ozon.ru/context/detail/id/2425727/?item=2421147Мне так же нравится творчество Альберта. Покупка лицензионного диска самое меньшее чем можно поддержать артиста в наше время. Надеюсь, что модератор поймет меня и пропустит ссылку. Спасибо!

  • Анонимно
    28.07.2014 09:16

    Почему не организуют его концерт в Казани? Многие мои знакомые с удовольствием бы пошли.

  • Анонимно
    28.07.2014 10:02

    Альберт Асадуллин - это прекрасный шоумен и аранжировщик. Певец. Странно, что его не поддерживает Республика (хотя, конечно, и не вредит). Но чтобы использовать такой мощный потенциал этого артиста, надо ведь и представлять, а что, ты, как Заказчик, от него хочешь. Можно было бы задействовать на постановку грандиозных молодежных и тематических шоу, а также на постановку чего-то, типа мюзиклов, либо просто мюзиклов. Представляете, первый татарский мюзикл!Постановка которых - крайне не простая задача, и прежде всего, с точки зрения творческого, художественного. Во всей этой ситуации, я бы никого не винил и не кивал на театр Салавата (этот артист также поцелован Богом в макушку). Но пришло время расширить тематику и поднять уровень. А.Асадуллин смог бы с этим справиться. Но кто из Республики смог бы выступить продюссером и финансистом проектов? Как-то во всем этом представляю Метшина, Халикова, да и президент, думаю, тоже мыслит современно.

  • Анонимно
    28.07.2014 10:13

    Уверен - аншлаг был бы на его концерте в Казани. Все-таки одна из самых известных вокальных звезд Татарстана за пределами республики! Пусть Минкульт продумает этот вопрос и поможет нашему земляку красиво и качественно выступить перед татарским зрителем. Думаю для всех это будет большим праздником.

  • Анонимно
    28.07.2014 10:14

    Кстати, "Бизнес Онлайн" мог бы выступить инициатором концерта Асадуллина: пообещайте информационную поддержку минкульту в этом деле - это уже 50% успеха мероприятия. И поможете в продвижении татарской культуры.

  • Анонимно
    13.05.2016 12:57

    Его просто нигде не видно на телевидении. Как так можно? Нельзя, чтобы такой божественный голос не звучал, это же бальзам на душу, это же такая красота, чистота! Где наши телевизионщики? Ау! Ведь люди хотят слышать и Альберта Асадуллина и Сергея Захарова и Розу Рымбаеву, а приходится слушать одних современных, по большей части безголосых "звезд". А молодежь, скорее всего, и вообще о них ничего не знает. Стыдно, господа-распорядители эфирного времени, решающие кого будет видеть и слушать наш телезритель.

  • Анонимно
    17.07.2016 16:38

    Чудесный певец, которого можно слушать бесконечно.

  • Анонимно
    21.07.2017 02:18

    Слушала его в юности. Была влюблена в его голос(и в него тоже). Великолепный голос. До сих пор замираю, слушая его песни.

  • Анонимно
    1.11.2017 09:31

    Я от всей души желаю этому замечательному исполнителю и человеку только успехов и удачи во всех начинаниях, "Дороги без конца", Вам!!! И дай Бог Вам здоровья, Альберт!!! г. Самара, Г. Казанцев.

  • Анонимно
    20.01.2018 07:40

    Наконец то к нам в Берлин приехал Альберт!!! Небольшой зал был просто в восторге от замечательного удивительнейшего исполнителя, ПЕВЦА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ!!! И не только! Жизнерадостный и просто человечный в общении Асадулин, покорил нас слушателей!!! Хорошей вам ДОРОГИ БЕЗ КОНЦА!!!
    Ваш поклонник из Русского дома Берлина, Сан Саныч.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль