Общество 
26.07.2014

Муратов привез от РЖД «привет» на 277 миллиардов

Татарстану предлагают создать композитный кластер

Своего рода comeback произошел накануне на заседании совета директоров «Татнефтехиминфест-холдинга». Бывший генеральный директор технопарка «Идея», а ныне советник президента РЖД Денис Муратов приехал в республику с новой сверхидеей — предложил создать в Татарстане фундаментальную инновационную базу для реконструкции Транссиба, БАМа, а потом, глядишь, и для строительства ВСМ. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он признал, что проект новаторский, но почему бы не рискнуть?


«ПОСТРОИЛ И ЗАБЫЛ»

«Хотел бы представить предложение со стороны РЖД и строительного комплекса относительно организации производства мостовых композиционных пролетов для существующего заказа, который обеспечен финансированием, — для реконструкции БАМа и Транссиба», — сразу взял быка за рога на вчерашнем заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» советник президента ОАО «РЖД» Денис Муратов. Отметим, что человек он в Татарстане некогда известный — один из идеологов создания технопарка «Идея» и советник по экономике первого вице-премьера РТ Равиля Муратова (они однофамильцы).

По его словам, РЖД предстоит гигантская работа по реконструкции БАМа и Трансиба. Надо поменять 1300 мостовых пролетов, которые были сооружены в 1907 - 1947 годах. Уже подтвержденный объем инвестиций на программу — 277 млрд. рублей. А соль предложения РЖД — делать не традиционные пролеты из стали и железобетона, а композитные. И производить их реально в Татарстане. «Что мы можем получить и что мы можем разместить в виде гарантированного заказа на нефтегазохимическом комплексе РТ? — задал интригу Муратов. — Это композитный мостовой пролет. Его можно производить на месте в виде монтажа методом надвижки. Он состоит из двух частей — композитной плиты, на которую крепятся рельсы, и композитной балки, которая несет всю нагрузку от прохождения поездов».

В чем преимущества? Первое. Балку удастся сделать 50-метровой, тогда как нынешний европейский и китайский стандарт — 33,4 метра. Таким образом, на 30% сокращается общее количество опор. Второе. Срок монтажа сокращается в два раза. Третье. В два раза увеличивается срок безремонтной эксплуатации, а стоимость жизненного цикла (а это определяющий фактор при выборе той или иной конструкции) сокращается на 80%: «Принцип «построил и забыл», — образно отметил советник президента ОАО «РЖД». Четвертое. Композитные пролеты не подвержены воздействию осадков (а это основная причина дефектности стальных и бетонных конструкций). Пятое. Инновационный пролет в 8 раз легче традиционного. «При сравнении композитного мостового пролета с существующим железобетонным аналогом мы фактически выигрываем порядка миллиона долларов на каждом километре, — заверил Муратов. — Мы фактически получаем 387 километров инновационного железнодорожного мостового покрытия, к которому не притронемся 30 лет. Таким образом, композитный мостовой пролет может стать уникальной отечественной разработкой в области мостостроения».

«В РЕСПУБЛИКЕ ЕСТЬ ВСЕ ЧТО НАДО»

Но при чем тут Татарстан? По словам Муратова, заказ на пролеты, который «фактически гарантирован», может лечь в основу создания в РТ композитного научно-производственного мирового уровня. «Мы можем обеспечить заказ на производство базовых сырьевых материалов на предприятиях республики: 20 тысяч тонн углеродного волокна, 100 тысяч стекловолокна, 45 тысяч эпоксидных смол, — заверил советник президента ОАО «РЖД». — И создать большое количество новых рабочих мест и ряд наукоемких производств». По словам Муратова, в республике есть все что надо: «В регионе есть весь комплекс предприятий, которые делают эпоксидные смолы, стекловолокно и углеволокно, — рассказал он позже корреспонденту «БИЗНЕС Online». — «Алабуга-Волокно» (запускается в конце годаавт.), «Нижнекамскнефтехим», «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», «Казаньоргсинтез». Это реальные предприятия, которые создадут базу».

Но для того, чтобы «сбить» все это в работающий на единую цель конгломерат, необходимы деньги. По словам Муратова, уже складывается структура финансирования разработки. Имеется поддержка министерства транспорта РФ, есть уверенность в получении 300 млн. рублей гранта от министерства образования РФ. ОАО «РЖД» готово предоставить 343 млн. через свою дочернюю компанию — ОАО «РЖДстрой». И так далее. «И мы попросим от «Татнефтехиминвест-холдинга» решение о софинансировании этого проекта — до 200 миллионов рублей», — сказал советник президента ОАО «РЖД». «Времени мало, — подчеркнул он. — Надо принять принципиальное решение об участии предприятий татарстанского нефтегазохимического комплекса в проекте и стратегическое решение о формировании в Татарстане научно-производственного композитного кластера».

«Можно создать в Татарстане кластер, который мог бы обеспечивать создание компонентов для композитных балок, — рассказал позже Муратов «БИЗНЕС Online». — Если можно будет за короткое время конструкцию испытать, показать, что она лучше, чем традиционные аналоги, то почему бы не начать производство? В производстве при соответствующих объемах она может получиться дешевле, чем аналогичная конструкция из стали и железобетона. То есть имеем выбор: или использовать традиционные технологии, или попробовать за это время рискнуть и сделать венчурный проект».

Рафинат Яруллин — генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»
Рафинат Яруллин — генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»

«МОЖЕТ, СЕГОДНЯ ЭТА ТЕМА КАЖЕТСЯ НЕМНОГО АБСТРАКТНОЙ...»

Но БАМ и Транссиб — это, как выясняется, только начало. «Не могу не затронуть тему, которой занимался более трех лет, — сооружение высокоскоростных магистралей, — живо рассказывал Муратов. — Основная проблема по ВСМ состоит в технологии: делать ли ее на балласте, на щебне или на эстакаде. Так вот в случае, если в республике появляется возможность делать сырье для производства эстакад, естественно, возникает гарантированный заказ при утверждении правительством на 143 миллиарда рублей — трасса Москва — Санкт-Петербург. А еще — порядка 272 миллиардов рублей в случае, если будет принято решение о строительстве ВСМ». «Но пока все это в режиме ожидания, — признал Муратов, — как сказал Медведев, до более энергичных экономических времен».

Чуткий до всякого рода инноваций и апологет идеи ВСМ президент РТ Рустам Минниханов не стал с ходу давать оценку идее и предложил высказаться коллегам:

— Ирек (Ирек Файзуллин — министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТавт.), ты у нас по материалам более осведомленный человек, как оцениваете реальное использование?

— Рустам Нургалиевич, углепластики и стеклополимеры уже начинаем применять. В процессе подготовки к Универсиаде отработали по укреплению казанских мостов углепластиком — эти решения были более эффективны, хотя несколько выше по цене... Весь мир двигается в этом направлении, надо продумать. Но я пока не видел ни одного организованного проекта в России именно по пролетным строениям и вообще по конструкциям. Сегодня это предмет серьезного изучения. В Китае пока работают на предварительно напряженном железобетоне и на металле — изучено и проработано. А композиты... Мы не знаем, когда уставать будут эти конструкции. Для этого нужен огромный цикл испытаний. И нормативная база более усложненная, чем обычная. Надо работать.

— Попросим тебя с минстроем России рабочую группу создать, Дениса подключить, эту тему посмотреть. Второй блок: Рафинат (Рафинат Яруллин генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга»авт.), какие компоненты нужны и как мы должны двигаться, чтобы это реализовать? И опять же твой блок: проектные институты — это же тоже научиться надо... Тема очень перспективная. Может, она сегодня кажется немножко... абстрактной, но, считаю, будущее за новыми материалами. Посмотрите, «Дримлайнер» — на 65 процентов композиты. Раз для авиации это подходит, почему не может использоваться в других направлениях?


Справка

Денис Гелиевич Муратов родился 7 мая 1970 года в Свердловске. В 1991 году окончил Свердловский архитектурный институт, в 1992-м — Технический университет Чалмерса (Гетеборг), магистр архитектуры. 1992 - 1993 — начальник отдела маркетинга Anton Invest AB; 1996 - 1998 — председатель совета директоров компании Media Resources International, председатель совета директоров Scantat AB; 1998 - 2003 — председатель совета директоров Media Resources Int. Scandinavia, трастовый управляющий группы автомобильных компаний «Сигма». С февраля 2004 года — генеральный директор инновационно-производственного технопарка «Идея», советник первого вице-премьера РТ по экономическим вопросам, член совета директоров татарстано-корейской нефтехимической компании от правительства РТ. 2006 - 2009 — вице-президент по науке и инновациям ОАО АФК «Система», председатель совета директоров ОАО «Ситроникс», ОАО «Интеллект Телеком». 2009 - 2013 — генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали». С января 2013 года — первый заместитель генерального директора ОАО «Скоростные магистрали». Ныне — советник президента ОАО «РЖД». Мастер спорта СССР по борьбе самбо.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.07.2014 09:17

    почему не в Сочи?

    • Анонимно
      26.07.2014 11:15

      какие дороги из композитов? обычные автодороги в Казани и республике сделайте сначала.что ни день - то кластер, что ни день - то прорывони там в другой реальности живут?зерно по киллограму собирать, зато пробовать композитные дороги строить?вначале накормить надо, обеспечить продовольствием

  • Анонимно
    26.07.2014 10:02

    Это полный бред мальчишки. Прежде чем использовать композитку в строительстве надо расчитать его модуль упругости. У нас в стране никто этого не делал. Чтобы произвести расчет нужно закупить и изготовить спецоборудование, она обойдется гораздо дороже 200 млн.руб.

    • Анонимно
      26.07.2014 11:14

      Так вот и предлагается начать делать. А почему бы и нет? Если есть сырьевая база, научная и технологическая. Не все же время догонять Америку и прочие Европы.

      • Анонимно
        26.07.2014 15:22

        Где вы видите сырьевую базу? для выпуска композитки необходимо специальная вяжущая смола - она основа композитки. А смолу не то что в россии его в европе не производят, только в азии и в сша. Например в корее строительство подобного завода смол обошлось в $100 млн.

  • Анонимно
    26.07.2014 10:13

    Обо всем этом можно забыть в свете новых санкций за вмешательство Путина в Украине. Через пару лет нечего кушать будет, не из чего платить пенсии и зарплаты бюджетникам, силовикам и военным. Работать будет вся страна на ВПК и силовиков. А вы тут развели про какие-то транссибы и ВСМы. Не будет этого ничего в ближайшее десятилетие, уже можно сказать на 95%.

    • Анонимно
      26.07.2014 10:55

      ну почему же? организуют новый гулаг из тех кто сейчас так горячо поддерживает и еще плотнее сплачивается.. и все построят))

      • Анонимно
        26.07.2014 12:06

        Уже предлагают чтобы зеки строили мост в Крым. Так что шутки скоро станут реальностью. Северная Корея нам поможет

    • Анонимно
      26.07.2014 11:17

      Причем тут санкции? Дорогие, мы самодостаточная страна. У нас все есть. И я думаю хватит считать себя недоразвитым народом.

      • Анонимно
        26.07.2014 12:06

        Именно так говорили в СССР. И он развалился. В нынешнее время заявлять о самодостаточности просто абсурд. Какой бы не был народ страны, страна одна без остального мира развиваться не может. Ни одна страна мира, даже США или Китай, не могут существовать самодостаточно и закрыто. Мир глобален, глобальны и достижения и развитие. Только обмен научными достижениями, мозгами, технологиями позволяет достигать прогресса в науке, медицине, технологиях, аккумулировать знания и т.д. Глупы те, кто считает иначе. Вся эта изоляция ни к чему хорошему не приведет. И уж какие там композитные технологии могут быть без "открытого мира"... Все это станет мифом, когда последуют жетские санкции и изоляция за аннексию Крыма и расшатывание ситуации на ЮВ Украины. А политические реалии таковы, что развитие так же невозхможно без конкуренции в политике. А его уже нет и не будет.

        • Анонимно
          26.07.2014 12:32

          СССР не развалился. Его развалили. Кто его развалил и с какой целью? Англосаксы, кукловоды Горбачёва и Ельцина. Если вы не согласны, значит вы не знаете настоящую историю, а знакомы лишь с той историей, которую переписали большевики. И если вы считаете, что революция 1917 года произошла сама собой, без поддержки запада, то тут вы тоже заблуждаетесь т.к не бывает революций без вмешательства извне.

          • Азат Д
            26.07.2014 16:13

            Глупости. Если бы народ не поддержал революцию, то «красные» не победили. За кем народ, тот и прав

          • Анонимно
            26.07.2014 16:39

            Ну да а Вы один из посвященных знаете тайную историю)))

        • Анонимно
          26.07.2014 12:46

          А как насчет: "Своя рубашка - ближе к телу". Согласен, мир - глобален, но он глобален по географии, истории, культуре, науке, а не по потреблению. Почему мы, население одного государства должны питаться ГМО продуктами, которые придумали ученые другого государства. Разве у нас не должно быть выбора. Основываясь на глобализации ВТО и прочие организации, решают как нам жить.

          • Азат Д
            26.07.2014 16:18

            Вам что, этот ГМО в рот насильно шпионы из госдепа толкают? Это наша таможня пропускают и наши промышленники ее использую, при тотальном контроле государства. И решение о вступлении в ВТО принимало наше государство, на западе наоборот сопротивлялись.

      • Азат Д
        26.07.2014 16:07

        Туземцы племени «Тымба-Юмба» тоже так думают, что они самодостаточны. Банан с верху падает, червяк с кузнечиком сами к тебе ползут , что еще нужно для самодостаточности? Главное богу молится, чтобы он не осерчал и не лишил всего этого.Вы взгляните на народы, которые закрыто живут в изоляции. Яркий пример Северная (закрытая, «самодостаточная») Корея и Южная развивающаяся, почувствуйте разницу. И посмотрите на строительно- дорожную технику на наших стройках, ваш самодостаточный ум получит легкое сотрясение.

    • Анонимно
      27.07.2014 08:45

      "... Обо всем этом можно забыть..." Вы со своими советами в своей стране - Укропии уже начудили по полной. Весь мир в шоке. Так что здесь, в Татарстане советы соучастников киевской хунты не к месту. Идите в "пиндосии" советы давать! Или в Европедрии. Там Вас услышат, там таких ищут и ждут.

  • Анонимно
    26.07.2014 10:24

    Откуда деньги с этими санкциями,даже не мечтайте.

    • Анонимно
      26.07.2014 11:10

      Деньги - это средство обращения, платежа и накопления используемое в экономике того или иного государства. У нас есть свое государство, есть своя экономика, есть свои деньги, которые это государство выпускает для функционирования экономики страны.

  • Анонимно
    26.07.2014 10:33

    Второй заход в РТ молодого удащливого бизмесмена.... С гражданством Швеции...Деньги наверное у него кончились.....Новое место работы себе решил организовать........

    • Анонимно
      26.07.2014 11:01

      опередили =) только хотел написать про гражданство, порвал ли он второй паспорт?шубохранилище строит, деньги нужны...

  • Анонимно
    26.07.2014 10:45

    конкурс прожектов

  • Анонимно
    26.07.2014 11:24

    Интересная идея!!! По всем направлениям: экономично, экологично, эффективно. А то реально получается - 21 век на дворе, а используем технологию начала 20 века.

  • Анонимно
    26.07.2014 11:50

    А выдержит ли экология Татарстана еще один такой мегапроект? Отверждение эпоксидных смол небезобидный для окружающей среды процесс, одного только фенола сколько будет выбрасываться в воздух при таких объемах. Не менее доходно, но намного экологичнее было бы заняться поиском альтернатив цемента для мостовых опор или бетонных шпал, например. Да и поиск особо не нужен, решение уже существует, но тогда не сложилось - таких средств на это никто не предлагал. Может лучше начать с этого?

  • Анонимно
    26.07.2014 13:46

    Это тот Муратов, который "Идею" освоил, а затем Юшко директором оставил? Замечательный прожектер. Просто замечательный. Не зря РНМ задумался.

  • Анонимно
    27.07.2014 01:18

    Браво ! Денис Муратов абсолютно прав в том, что необходимо внедрять инновационные проекты, особенно с использованием композитных материалов в строительстве мостов и железных дорог.Нужно поддержать Д.Муратова - он реальный и весьма передовой специалист

    • Анонимно
      27.07.2014 10:15

      Это не будут мостами а пружинами. Вы в курсе что композитка гнетса? Лучше и надежнее металла пока ничего не существует.

    • Анонимно
      27.07.2014 10:42

      Вы даже не представляете насколько реальный. Можно сказать - конкретный пацан.Забыли рекламу ТП "Идея". Напомню. "... У вас есть идея, приходите к нам . и бла-бла-бла". Ему нужно было выждать чуток, а так как живой перед глазами с рекламного ролика. Видимо, поиздержался, бедолага.

    • Анонимно
      29.07.2014 00:28

      Конечно будем внедрять такую замечательную идею!!! И строить !!!

  • Анонимно
    27.07.2014 11:57

    Наконец-то, от Муратова хоть шерсти клок.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль