Общество 
2.08.2014

Рафаэль Хакимов: «Стая, начавшись как неформальная группа, может превратиться в мощную социальную силу»

Чему нас научили половцы и «Слово о полку Игореве»

Вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов считает, что в истории многое зачастую начинается с необузданной массы, своей энергией готовой пробивать любые стены. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он рассказывает об исконно тюркском образе волка, воплощавшем воинственный дух жителя степи, и о том, как этот образ менялся с течением времени.

КНЯЗЬ ИГОРЬ И БОЗКУРТЫ

Я знаю летопись далеких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю — богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю — нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю, как смеются потаскухи,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадешь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю все, но только не себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.

Франсуа Вийон. Баллада примет

В «Слове о полку Игореве» есть выражение «босый волк»: «Игорь въвръжеся на бръз окомнь и скочи с него босым (бусым) влъком». Задумав бежать из плена, князь Игорь вскочил было на борзого коня, но сразу же понял, что от погони половцев, кони которых вскормлены привольной степью, он может спастись, если только обернется «босым волком», который домчит его благополучно до родной земли. Слово «босый» взято из тюркского buz, что значит серый. У всех тюркских народов существует легенда о boz kurt — «сером волке», спасшем мальчика, которого преследователи изрубили и бросили в болото. Волчица его выходила и родила от него 10 сыновей, которые положили начало 10 тюркским племенам. В «Слове» употребляется выражение buz не потому что в древнерусском языке не было аналога, дело в другом, buz — слово тотемное, с которым связано превращение человека в оборотня. Именно волк-тотем становится спасителем в отличие от простого волка. Поэтому и слово нужно было тюркское, впрочем, столь же обиходное, как и древнерусские аналоги.

Поскольку boz kurt — тотемное слово и некоторые народы боялись его произносить, то появились заменители, в частности, у татар говорят «буре» — волк, причем в татарских легендах это «белый волк» — священное животное, спасающее народ в трудную минуту. У некоторых тюркских народов boz kurt встречается как имя собственное. Одного из половецких князей звали Башкорд. В мифологии чувашей волк выступает в роли вождя; он считается служителем Пихампара — вестника судьбы. У якутов Бірі Дьэhик (волк) сын небесного божества Улуу Тойона. Такое же отношение к волку было у монголов. От «серого волка» (Буртэ-чино) родился Чингизхан. У тюрков на знамени изображалась золотая голова волка на голубом фоне. Акын Суюнбай Аронулы, живший в XIX веке, писал:

«Волчья голова — мой клич удалой.
Стяг мой — с волчьей головой.
Когда реет волчье знамя,
Дух мятежный владеет мной».

А причем тут, спросите, князь Игорь? Дело в том, что в степи он должен вести себя как степняк. Только став волком-оборотнем князь Игорь мог уйти от погони и добраться до дома. Такое превращение становится возможным после полуночи с восходом луны, когда стираются грани между человеком и волком. В это время тотемный волк становится спасителем — священным животным.

Половцы, тюрки, татары всегда были соседями славянских племен. Когда сегодня говорят о южно-русских степях, то имеется в виду половецкая Степь или «Дешт-и-кипчак» (по-тюркски). Предки русских жили не в степи, а в лесной и лесостепной зоне вдоль таких рек, как Днепр, Дон, Ока, Ладога. По большому счету между славянами и тюрками сложился симбиоз на почве торговли.

В ПОЛИТИКЕ ИСКАТЬ ВРАГА ПРОЩЕ

Историческая наука больше описывает конфликты, героические сражения, войны. Если бы история сводилась только к этому, тогда вся территория Евразия была бы сплошным кладбищем. К счастью, люди больше занимались производством, торговлей, культурным обменом, рожали детей, а не только убивали друг друга. Но показывать повседневность историкам невыигрышно, такие книги мало читают, их не покупают, на них не построишь идеологию — политикам нужны победы. А когда есть победа над врагом, тогда люди вдохновляются на новые подвиги. В политике искать врага проще, чем призывать людей к всеобщему миру. Сколько десятилетий и даже столетий убеждали нас, что существует славянское братство, берущее начало из Киевской Руси, что их врагами выступают тюрки, что и сегодня опасность кроется в «пантюркизме» (иезуитское изобретение Петра Столыпина), а теперь оказалось, что русским с татарами и казахами легче найти общий язык, нежели славянам друг с другом.

В русских летописях ХI века половцев называли «погаными». Эта традиция идет с Запада, где «поганый» (от лат. pagus — деревня) указывает на степняка в отличие от городских жителей. Тут нет ничего оценочного, просто констатация, что кочевники жили в степи, а оседлый народ — в городах. От католического духовенства пришло и такое выражение, как «бич Божий» — «батог Бога» (flagellum Dei). Архиепископ Труаский Св. Лу обращался к Аттиле со словами: «Да будет благословен приход твой — Бич Бога, которому я служу, и не мне останавливать тебя». «Бич Божий» опять-таки связывали со степными народами, беспокоившими не только Киевскую Русь, но и всю восточную Европу. Впрочем, это не мешало древнерусским князьям жениться на половецких «красных» девках. Легко проникал в славянскую среду и тюркский фольклор, чьи отклики слышны в «Слове» и европейских эпосах.

Волк — исконно тюркский образ и у других народов в таком же символическом смысле появляется редко или является прямым заимствованием. Он может фигурировать в баснях или сказках о животных, где лиса оказывается хитрее глупого волка, но как тотемное существо волк ассоциируется со степью в отличие, скажем, от медведя — обитателя леса. Для народов Восточной Европы волк был воплощением воинственного духа, ассоциировался с дружиной и чем-то «чужим», враждебным. Культы волка и медведя стали выражать две противоположные модели бытия. Первый нес в себе активное агрессивное начало, второй аккумулировал положительную природную мощь. Культ волка символизировал обладание неким сверхзнанием, силой, удалью, позволяющими управлять большинством, в то время как культ медведя воплощал силу почти безграничную, идущую «изнутри». С распространением христианства медведя начали связывать с язычеством, и он потерял свою привлекательность. На Руси места, где сохранялось язычество, называли «медвежьими углами». Карл Юнг вообще считал образ медведя воплощением темных сторон человеческой души. Впрочем, и волк, и медведь могли носить как положительные, так и негативные черты, все зависело от эпохи, народа, господствующей религии.

С исчезновением волков в большинстве стран Западной Европы и исчезновением татарской угрозы начинает меняться и смысловая оценка его образа. К середине XIX века волк из символа врага становится положительным образом, наделенным чрезвычайно развитым инстинктом самосохранения и верностью семье, стае, вожаку — матерому волку. Это обстоятельство побудило английского генерала лорда Баден-Поуэлла, основателя скаутского движения, дать скаутам младшей группы (8 - 11 лет) официальное наименование «волчата» (wolf cubs), что должно было символизировать их верность идеалам.

В легендах порой содержатся вечные истины. В разговорах мы допускаем сравнения с животными, имея в виду не только внешнее сходство, но общий характер, единую природу. Про человека мы можем сказать: «У него волчий взгляд», «волчья хватка». На экранах время от времени появляются многосерийные фильмы об оборотнях, часто сюжет связан с волком, полнолунием, ситуацией пограничной, когда нужно решать сложные судьбоносные вопросы. Если бы это было простой прихотью сценариста, тогда бы подобные фильмы не стали популярными. Значит, там лежат архетипы, задевающие наши глубинные струны души.

Подсознательная тяга к волчьей теме связана с тем, что первоначально человек учился охотиться у волков. Первичная стая — вот начало социализации Homo sapiens. Сегодня в нашем лексиконе преобладают такие категории, как народ, нация, класс, социальные слои, партии, граждане, но все начинается с первичной стаи. Этот феномен первичен не только исторически, но и социологически, он со временем не исчезает, он может прятаться под различной оболочкой и проявляться в неблагоприятных ситуациях экономического, политического кризиса. Группы футбольных фанатов или молодежные группировки разве не напоминают первобытные стаи? Бессмысленные и беспорядочные нападения на посторонних, ни в чем неповинных людей наводят на мысли о бандах молодежи, которые в первобытные времена бродили по лесам в поисках добычи на территории, где не было племенных запретов и можно было свободно выплескивать свою агрессивность. Их современные единомышленники считают дебри городских джунглей территорией, на которой не действуют никакие табу. Ничем не лучше спортивных фанатов криминальный бизнес или радикальные религиозные организации салафитов, ваххабитов, братьев-мусульман. Военизированные группы перманентно всплывают в конфликтных зонах. Стая многообразна по своим проявлениям. Много тысячелетий она действовала так интенсивно, что оставила следы повсюду, и даже в наши, совсем иные времена существует множество форм, ведущих свое происхождение непосредственно от волчьей стаи.

РОМУЛ, ЧИНГИСХАН, МУХАММЕД, ИИСУС, КАРЛ ВЕЛИКИЙ

Идет охота на волков,
Идет охота —
На серых хищников
Матерых и щенков!
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука:
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Наши ноги и челюсти быстры —
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!

Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся и поднял ружье.

Я из повиновения вышел:
За флажки — жажда жизни сильней!
Только — сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.

Рвусь из сил — и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера:
Обложили меня, обложили —
Но остались ни с чем егеря!

Владимир Высоцкий. Охота на волков. 1968

Первичная стая, начавшись как неформальная группа, затем может превратиться в мощную социальную силу. История преподносит замечательные примеры таких трансформаций стай в массовые явления: Ромул в VIII веке до н.э. собрал бродяг, из коих избрал сенат в составе 100 «отцов», ставших основой римлян, Давид в XI веке возглавил группу «верных», Чингисхан — людей «длинной воли», Карл Великий — баронов, у Иисуса было 12 апостолов, Мухаммеда окружали сахабы. Вокруг такого «ядра» собиралась масса людей, готовых на самые смелые предприятия, и через короткое время наблюдалась «цепная реакция», меняющая картину мира. Достаточно вспомнить Великое переселение народов, начавшееся с продвижения гуннов с востока на запад. Появление гуннов приводило к резким изменениям устоявшейся этнической жизни не только кочевников, но и оседлых народов. Вслед за гуннами такую же картину продемонстрировали тюрки в эпоху Первого и Второго Тюркских каганатов, а затем татаро-монголы в еще больших масштабах показали мощь пассионариев, способных производить этнические трансформации. Энергия первичной стаи в определенных условиях может стать социальным детонатором.

Стая — первичная форма организации активных людей, способ разрушения любой иерархии, собирания людской энергии в кулак для поиска новых решений, и в таком качестве она может приобретать вполне пристойную форму креативных групп. Современные организации типа Microsoft, Apple, Boeing и другие используют небольшие творческие группы для разработки прорывных технологий. Такие группы оказываются вне привычных норм и структур, они отрицают всякую пирамиду власти, поскольку для творчества нужна свобода, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Любую стаю отличает незакрепощенная мобильность, преимущества первичной энергетической группы, которая детерриторизирована. Стая — это форма энергетических сгустков, не отягощенных официальной иерархической структурой, и в этом качестве она воспроизводится вновь и вновь. Для стаи жизненно важно количественное преумножение, тогда у нее появляется шанс для выживания. Стая — это группа возбужденных людей, жаждущих, чтобы их стало больше. Она начинается с 5, 10 или 12 человек и постепенно растет. Возникнув однажды, она стремится к дальнейшему росту. Энергия стаи со временем превращается в массу, обрастая все новыми союзниками. Такое стремление — первое и главнейшее свойство массы. Она готова захватить каждого, кого только можно. Всякий, имеющий облик человеческого существа, может к ней примкнуть.

Естественная масса есть открытая масса: для ее роста вообще не существует никаких границ. Она открыта для всех и во всех направлениях. Открытая масса существует, покуда она растет. Как только рост прекращается, начинается ее распад. С тем, чтобы удержать массу вокруг «ядра» (военного, политического, религиозного), выстраиваются иерархическая пирамида соподчинения, жесткий порядок, четкая структура господства и подчинения. Вместе с этим наступают стабильность, благополучие и предсказуемость. Некогда яростные и неуправляемые массы превращаются в добропорядочных граждан и послушных овечек, привязанных шелковой нитью к церковному кресту или полумесяцу минарета. Тогда в обществе наступает застой, конкурентоспособность падает, и в ответ возникают новые стаи, разрушающие железобетонные пирамиды. Об этом в следующей статье.

То любят безмерно, а то ненавидят меня,
То сердце дарят, то мое сокрушают, казня;

То властвую я, как хозяин, над мыслью своей,
То мысль моя держит в тисках меня, как западня;

То, словно Иосиф, чарую своей красотой,
То, словно Иакова, скорби одела броня;

То полон до края, то пуст я, как полый тростник,
То чувств не сдержать, то живу, безучастность храня;

То жадно за золотом брошусь я в самый огонь,
То золото щедро бросаю в объятья огня;

То страшен лицом я, уродлив, как ада гонец,
То лик мой сияет, красою прекрасных дразня;

То вера благая внушает смирение мне,
То мною владеет безверья и блуда возня;

То лев я свирепый, волк алчущий, злая змея,
То общий любимец, подобье прохладного дня...

Джалал ад-Дин Руми

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.08.2014 12:40

    Спасибо за статью.

  • Анонимно
    2.08.2014 12:44

    и кому это интересно ?

    • Анонимно
      2.08.2014 15:43

      МНЕ

    • Анонимно
      2.08.2014 16:36

      мне

    • Анонимно
      3.08.2014 10:46

      Спасибо, уважаемый Рафаэль Сибгатович, за очередную интересную статью. Ваши тексты заставляют думать, отрывают от суетных забот и заставляют сопоставлять историю и действительность.Интересна мысль: "По большому счету между славянами и тюрками сложился симбиоз на почве торговли".Действительно, современные "русские" говоря простым языком это "помесь" славян и тюрок. Суда бы я добавил еще фино-угров, монгол и семитов (пленные немцы и немки Ливонской войны 1558 г., французы 1812 г. и француженки-гуверантки Х1Х в., впрочем, также оставили свои гены во многих городах современной РФ, в том числе и в Казани). Татары также с удовольствием брали в жены и гаремы женщин самых разных национальностей.В современном русском языке много татарских (тюркских) слов, а вклад татар в политику, искусство, науку, промышленность РФ хорошо известен.Похожи и сказки "татар" и "русских". Вспомним русскую народную сказку о "сером волке и Иване-царевиче". Иван без волка (и не важно чей он - славян или тюрок) пропал бы...Так что тезис "По большому счету между славянами и тюрками сложился симбиоз на почве торговли" подтвержден всей историей РФ (включаю сюда историю всех государственных образований, бывших на нынешних территориях РФ). В Казани за многие века заключались миллионы браков между русскими и татарами, так что у молодых казанцев ХХ1 века по одной из веток рода штурмовали Москву и Казань в 1540-1550-х гг., а по другой - обороняли. Вот они-то и есть настоящие современные "русские".

    • Анонимно
      4.08.2014 09:02

      Статья о свободе человека (как я понял). Свободе в самом широком смысле этого слова — экономической, политической, научной, философской, творческой и т.д., но в первую очередь свободе духа. Без внутренней свободы человека, свободы духа (способности хотя бы просто про себя подумать свободно, без страха) невозможны все другие свободы человека. Уважаемый академик пишет: «Современные организации типа Microsoft, Apple, Boeing и другие используют небольшие творческие группы для разработки прорывных технологий. Такие группы оказываются вне привычных норм и структур, они отрицают всякую пирамиду власти, поскольку для творчества нужна свобода, обеспечивающая достижение поставленных целей».И, конечно, ярким символом свободы является волк.Современный человек лишен практически всех свобод добровольно. Он променял свободы на комфортную жизнь, стабильность и «безопасность».И в первую очередь это относится к науке, как социальной организации. Современная наука очень жесткая иерархическая структура. Некоторые историки и философы сравнивают ее организацию с организацией самых жестких криминальных структур. (в первую очередь это относится к «западной» науке, в последние два десятилетия российская наука встала на путь мировой науки). Отказ от свободы в науке автоматически приводит все человечество к отказу от всех других свобод. Это путь в тупик. Об этом и пишет уважаемый Рафаэль Сибгатович. И неслучайно он в качестве примера свободы приводит не университеты, не академии, а научно-исследовательские группы крупных корпораций. Только они (научно-исследовательские группы) «оказываются вне привычных норм и структур», только «они отрицают всякую пирамиду власти». Именно в этих свободных группах, свободными людьми и делается наука и создаются новые прорывные технологии.Спасибо за интересный текст. С нетерпением жду продолжения статьи.

  • Анонимно
    2.08.2014 17:15

    Волк — исконно тюркский образ-зачет академику.Может снова с доцента начать.Глупых и темных можно разводить,выдавая художественную литературу за источник фактов,но это уровень доцента,сидящего на целевых грантах.Полная аналогия свидомых историков.Видимо скоро выяснится,что предки нынешних татар жили стаями и от них произошли древние укры.А те татары ,чьи предки были булгарами, вообще другие и не правильные.Академику не хватает своего майдана,скучно жить?

    • Анонимно
      2.08.2014 19:25

      Ну,если от федеральных властей мы не видим правдивую историю,приходится самим до истины докапываться. Вы-то чего за мифы цепляетесь?

      • Анонимно
        2.08.2014 21:06

        Многие мифы не на пустом месте появились,а вот академику базироваться на учебниках истории эпохи коммунистов...хотя привычка это страшное дело

    • Анонимно
      3.08.2014 09:45

      А что Вы имеете против волка? Зависть заела что Вы не академик? Академик знает что пишет, он историю не сам придумал, там целый институт истории работает. А на них то точно не стоит нападать.

      • Анонимно
        3.08.2014 12:50

        Этот целый институт истории и занимается придумыванием нужной истории.Типа в телевизоре не могут врать

        • Анонимно
          3.08.2014 13:28

          Безапелляционное обвинения не свидетельствуют о избытке большого ума. Институт истории АН РТ им. Ш.Марджани заслуженный и его труды основаны на научных изысканиях. Если есть апелляция, то её следует подавать как и положено учёным, через публикации. А обывательские досужие суждения, можно высказывать на лавочке за семечками.

    • Анонимно
      3.08.2014 09:57

      Майдан это татарское слово. А булгары они тоже тюрки, также как и современные татары. А если Вам хватает образованности, может Вы напишите свою статью, или научную работу? Редакция Бизнес-онлайн очень контактная и открытая к общению!

      • Анонимно
        3.08.2014 13:03

        Да уже всем известно,что все языки от татарского произошли.Вот только ученые не поймут почему Тукай на турецком писал,ведь в медресэ преподавали арабский,а торговцы еще и бухарский язык изучали,а про татарский вообще скрвыают .

        • Анонимно
          3.08.2014 13:19

          А что татарский язык от Тукая произошёл? Татарский язык это развитие кыпчакского языка и никакого он отношения к арабскому и бухарскому не имеет. И на этом языке разговаривали ещё за долго до того как появились медресе и вообще ислам.

          • Анонимно
            3.08.2014 13:39

            Татарский язык это развитие кыпчакского языка и никакого он отношения к арабскому и бухарскому не имеет.И к булгарскому тоже

            • Анонимно
              3.08.2014 14:13

              А мужики то не знают.Ну а древние книжки на татарском,ясень пень,все сгорели.А может Иван грозный все скупил и запрятал со своей библиотекой,вот гад кяфирский.

              • Анонимно
                3.08.2014 19:41

                А вот, кстати, о библиотеке Ивана Грозного. Игнатий Яковлевич Стеллецкий, выдающийся российский археолог-спелеолог еще до революции исследовавший подземную Москву, с разрешения Сталина занимался в 1933-34 гг. раскопками в московском кремле и обнаружил древний ход в подземелья. Но после убийства Кирова ему запретили продолжать раскопки. Но поскольку И.Я.С. занимался длительными поисками библиотеки Ивана Грозного он продолжал писать рукопись книги по этой и связанной тематике. И вот в 1949 г., когда ученый умер, оказалось, что часть рукописи исчезла. Есть основания полагать, что Стеллецкий "докопался" до фактов, указывающих на местонахождение библиотеки Грозного. И "вовремя" умер, как это происходило с некоторыми учеными-историками, не согласными с официальной версии истории. Вполне возможно, что библиотека Грозного (или ее часть) находится в "надежном" месте для недопущения к ней исследователей. А в этой библиотеке обязательно должны были быть "казанские книжицы". Эти рукописи могли бы пролить свет на многие "тёмные" факты отечественной и мировой истории.И ясно как день, что они написаны были не на славянском языке (хотя до 17 века и в Московии применяли "арабскую" графику). Поэтому достойна презрения ирония здешних комментаторов, которые пытаются втиснуть любого сомневающегося исследователя в рамки традиционной историографии, созданной всего два века назад в интересах вполне конкретных политических деятелей.

                • Анонимно
                  4.08.2014 09:48

                  Хорошие рабочие научые гипотезы (догматики обычно называют их вымыслами или фантазиями - в уничижительном смысле этого слова; хотя настоящий ученй должен уметь фантазировать - в хорошем смысле этого слова).Кстати, в архиве Ивана 1У имелся Коран (етественно на арабском языке) и другие рукописи на татарским языке, написанные с помощью арабского алфавита.Кстати, в 1565 г. Иван Грозный переселил значительную часть элиты Московского царства в Казанское царство (в Свияжск и Москву).И, кстати же, в Казанском царстве книгопечатание появилось уже во второй половине ХУ1 века.Все указанные факты опубликованы в открытой печати.

                  • Анонимно
                    4.08.2014 10:28

                    Опечатки : "(в Свияжск и Москву") - следует читать "(в Свияжск и Казань)".

            • Анонимно
              3.08.2014 15:08

              "И к булгарскому тоже" вы правы, когда то давно исконный язык булгар был вытеснен кипчакским.

            • Анонимно
              3.08.2014 15:08

              "И к булгарскому тоже" вы правы, когда то давно исконный язык булгар был вытеснен кипчакским.

              • Анонимно
                4.08.2014 07:42

                Булгарский это современный чувашский

                • Анонимно
                  4.08.2014 12:00

                  На эту тему "разбор полета" надо читать у академика М.З. Закиева в его книге "История татарского народа. Этнические корни, формирование и развитие". Разумеется есть и другие мнения, но у Закиева всё хорошо собрано для дальнейшей разработки проблемы.

    • Анонимно
      3.08.2014 10:10

      Вы действуете по принципу - разделяй и властвуй! А Хакимов говорит о том что разделили тюрков на разные народы. "Пантюркизм" вызывает страх у представителей англо-саксов и католической церкви, и их приспешников (5 колонны). Они итак неоднократно переписывали нашу историю. Для них до сих пор наводит ужас посещение Европы гуннами. Поэтому для них нельзя допустить объединения тюрков.

    • Анонимно
      3.08.2014 10:54

      "выдавая художественную литературу за источник фактов".Как хорошо известно, любой миф имеет под собой факт. Об этом написаны целые тома, и защищено множество диссертаций.А современные физики ищут в мифах "новые" (для современных физиков) идеи (ищут даже "частицу Б-га" - бозон Хигса, с помощью голосования договорились, что нашли...). Вспомните древний миф о "ковре-самолете", когда будете садиться в современный "самолет" - даже название из древней сказки-мифа...

  • Анонимно
    3.08.2014 04:22

    А как же барс?

    • Анонимно
      3.08.2014 09:52

      Основной тотемный знак для всех тюркских народов - это волк. А уж у каждого племени были ещё дополнительные хранители. Бозкурт (волк) - посланник Великого Тенгри. «Золотая волчья голова красовалась на тюркских победоносных знаменах», вызывая страх перед ним у противника. Тюрки почитали волка как умного, самоотверженного, преданного другу, лидера среди зверей. Он смел и свободолюбив, не поддается дрессировке и этим отличается от служилых собак и подлых шакалов.

  • Анонимно
    3.08.2014 09:49

    А шило из мешка так и лезет. Все за флажки академик РТ показывает. Типа кучкуйтесь. Видимо себя уже в бронзе видит в обнимку с воющим на спутник Земли волком. Вот такое послевкусие остается от очередного опуса.

    • Анонимно
      3.08.2014 11:16

      Мне, конечно, всё равно, но в комментах многих читателей видно что-то "фрейдовское", перенос своих не реализованных в жизни фантазий и "мечт" в виде агрессии на другого известного или успешного человека. Люди не могут взглянуть на себя со стороны. Не зря Чехов сказал, что по капле выдавливал из себя раба.

      • Анонимно
        3.08.2014 17:03

        Мы не рабы, рабы немы, а мы можем свободно излагать свое мнение. А фантазии и мечты автора статьи известны и имеют аромат укропа.

    • Анонимно
      4.08.2014 06:43

      В. Высоцкий: "Рафаэль? " Р. Хакимов: " Стишок вспомнил!!!"

  • kaz_orphan2
    3.08.2014 10:03

    Хороший заголовок. Я сначала подумал - про кооператив Озеро академик решил написать, что это с ним...

  • Анонимно
    3.08.2014 10:17

    Бывший ИЯЛИ имюГ.Ибрагимова ,теперь носит имя Марджани,институт который нутром чувствует опасность исчезновения татарской нации,и верой и правдой служит народу.Президент унас -чиновник,он отвечает за республику перед Москвой,Мухаметшин как то стараеться,но и у него полномочии от республики только.А народ живет по всему миру.Народ никому не нужен получаеться.Вот и остаеться только те кто верой и правдой служит родному народу,помогает выживать в наше непростое время урбанизации и компьютеризации,и смешанных браков и потери моральных устоев хранивший народ как нация.

    • Анонимно
      3.08.2014 10:49

      Причём здесь ИЯЛИ? Он совсем другой институт и он имени Г.Ибрагимова, никто не менял его имени!!! "Институт языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) имени Галимджана Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан организован на основании Постановления Совнаркома ТАССР от 23 августа 1939 года, сначала как Научно-исследовательский институт татарского языка и литературы, с февраля 1941 года - Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, с января 1946 года - в составе Казанского филиала АН СССР, с 1967 года носит имя Галимджана Ибрагимова, с января 1993 года - в составе Академии наук Республики Татарстан, в 1996 году был переименован в Институт языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова АН РТ." Смотрите сайт института: http://www.ijli.antat.ru/ . А институт истории им Ш. Марджани к нему никакого отношения не имеет, разве только опосредовано через Академию наук РТ.

  • Анонимно
    3.08.2014 11:38

    Вполне разумная статья.Комментаторы же кто образованность, кто ее "альтернативу" показать "хочут" в скачках.На то и "интернет пампасы" существуют.Замечу, что товарищ волк, тотем и у вайнахов, то бишь чеченцев.Такой вот он популярный "Ну погоди!".

  • Анонимно
    3.08.2014 14:18

    С такими статьями скоро все с волками ,по полям-лесам,за едой будем бегать.

  • Ветер
    3.08.2014 14:18

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Каково подлинное значение нашего исторического пространства и предназначение человеческого материала несущего определенный код идентичности этого пространства. Концентрация усилий исключительно на экономических успехах демонстрирует свою стратегическую дистрофию. Узкое понимание «силы» необходимой для эффективного использования полезных ископаемых, в конечном итоге приводит к стагнации.Показательна новость о трудоустройстве выдающегося математика Перельмана в Швеции на фоне откровенных заявлений внешнеполитической акулы Примакова о технологической отсталости. Кладезь технологий в лице Перельмана оказалась на родине не востребованной и не нужной. Кто-то плюнет ему в спину и припомнит его национальность. Математик уедет, а плюющийся останется.У нас господствует мнение, что гробовое молчание, наступившее вследствие указания «заткнуться» есть симптом всеобщего благоденствия. Интеллектуальный дискурс хоть и не запрещен, но не приветствуется. Примитивное понимание патриотизма не принесет большого счастья.

    • Анонимно
      3.08.2014 17:20

      - Что Вы именуете термином "историческое пространство"? И ещё интересен диапазон "историчности" данного "пространства", Вами предполагаемый! (1, 2, 3, 10, 20, 50, 100) тысяч лет? Почел бы за честь услышать ответ на свой вопрос!- Россия всегда развивалась в технологическом плане скачками, и это не порок, а обусловленная совокупностью обстоятельств стратегия, на протяжении сотен лет доказывавшая свою эффективность!- По Перельману! Откуда такая уверенность, что кто-то будет "плеваться" и что-то припоминать? Математик такого уровня волен выбирать тему для своих работ и место работы - это его право! Я полагаю, что у него и в России и в других странах было достаточно альтернатив! Кстати заметьте - США он тоже избёг, но "притыкать" этим Обаму я уверен в США никто в принципе не додумается! Как бы то ни было, мы все, я уверен желаем ему успеха! Ведь так? Для меня в разы более показателен приезд в нашу страну т. Сноудена! Что же касается Перельмана, будем следить за его продуктивностью на научном поприще за рубежом! Мы ведь не знаем всех обстоятельств его "трудоустройства" ... а бывает всё по разному!

    • Анонимно
      3.08.2014 21:47

      Называть т. Перельмана "кладезем технологии" неверно! Он математик-теоретик, он не работает в технологической плоскости, он создает принципиальные математические модели процессов! Это то же самое, что спутать жнеца и кузнеца!)

    • Ветер
      4.08.2014 10:06

      Хорошенький сюжет вышел бы для Ильфа и Петрова, два космополита прощаясь на пристани с отплывающим на теплоходе гражданином мира Перельманом трогательно машут ручками, в надежде на новые научные открытия на благо человеческой цивилизации. Секунды прощания проходят на высокой эмоциональной ноте, смахнув слезу радости провожающие вспоминают некоего Сноудена и спорят о роли математики в технологическом прогрессе человечества.

      • Анонимно
        4.08.2014 12:10

        А что, космополит по-прежнему является политическим ярлыком, как в известные времена, без объяснения буквального значения иностранного слова? Ваша реплика - хорошая констатация целенаправленной деградации школы, вузовской и профессиональной теоретической и прикладной науки в нашей стране. Один диссернет чего стоит.

  • Анонимно
    3.08.2014 14:56

    //Когда сегодня говорят о южно-русских степях, то имеется в виду половецкая Степь или «Дешт-и-кипчак» (по-тюркски)// - АкадЭмику не пристало такие плюхи допускать, Дешт-и-кипчак - это на языке фарси.

    • Анонимно
      3.08.2014 17:10

      Персы придумали, тюрки поддержали и использовали. Ничего в этом плохого нет.

      • Анонимно
        3.08.2014 21:13

        Причем тут "эти придумали, те поддержали"? Речь идет о конкретном уровне эрудиции директора академического института и одновременно вице-президента АНТ. Как после таких "киксов" доверять всему остальному творчеству акадЭмика?

  • Анонимно
    3.08.2014 18:58

    Я вот думаю, что сепаратизм в России весьма вероятен и, мало того, весьма возможен. Дело в том, что, внутри страны резко запрещая всякого рода сепаратистские выступления, вне страны просто поддерживают сепаратистов деньгами и оружием. При чем вне страны это не где то в Африке, в Латинской Америке, а под самым боком, почти на территории ментально соотвествующей российской. Таким образом, поддерживая сепаратизм на всем известной территории, правительство российское проецирует этот процесс на территорию, которые издревле находятся по юрисдикцией Российской Империи.

    • Анонимно
      3.08.2014 19:50

      " ...издревле находятся по юрисдикцией Российской Империи". Что написал, сам не понял. Лопухнулся как и академик с "Дештом". Бывает.

    • Анонимно
      3.08.2014 20:19

      О чём вы пишете???? Новороссия - это исторически освоенная и принадлежащая русам земля!!! Идет процесс каким то образом напоминающий ситуацию "Крым-2014", по ВОССОЕДИНЕНИЮ руских земель! Ни о каком сепаратизме здесь речи близко не идёт! Сепаратизм - это вырывание ЧУЖОГО, как в Косово, а не присоединение CВОЕГО, как в случае с Крымом! Такие простые вещи надо ещё объяснять???

      • Анонимно
        3.08.2014 23:51

        Я почему-то думал, что юрисдикция Российской империи наступила в 1783 году.:-)

  • Анонимно
    13.09.2014 14:54

    Академик превзошел себя:"Слово «босый» взято из тюркского buz, что значит серый."Ну да. А "балалайка" от слова "бабалар"Босой босой босо?й бос, боса?, укр. бо?сий, др.-русск. босъ, болг. бос, сербохорв. бо?с, bo?sa, словен. bo??s, чеш. bosy?, польск. bosy, в.-луж., н.-луж. bosy. Родственно лит. ba?sas, ж. basa?, лтш. bass, ж. basa, д.-в.-н., ср.-в.-н. bar "босой", др.-исл. berr, арм. bok? "босой"; см. Бартоломэ, Stud. 2, 13; Хюбшман 430; Педерсен, IF 5, 46; Лиден, Arm. Stud. 113 и сл.; Траутман, BSW 28. Ср. еще босый "серый". Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль