Машиностроение 
5.08.2014

Михаил Погосян посулил казанским авиастроителям выгоду от санкций

Глава ОАК в Казани назвал целью авиапрома увеличение объемов производства в 4 раза — до 300 самолетов в год к 2025 году

Сегодня будущее российского авиапрома обсуждали в Казани. VII международную специализированную выставку, где представлены более сотни предприятий из 11 стран мира, открывали глава ОАК Михаил Погосян и президент РТ Рустам Минниханов. Побывавший на «Казанской ярмарке» корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что объемы производства татарстанского авиапрома — 73 млрд. рублей в 2013 году. А с 2015 года в России будут делать по 200 самолетов в год — в 4 раза больше, чем 5 лет назад.


IMG_2820.jpg
На улице красовались вертолеты «Ансат»

ОТ ПРОВОДОВ И МИКРОСХЕМ — К САМОЛЕТАМ И... НОЖАМ

Сегодня VII международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» начала свою работу на «Казанской ярмарке». Ленточку у стенда с взлетающим «Белым лебедем» ТУ-160 перерезали президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян и президент РТ Рустам Минниханов.

Выставка в этом году посвящена сразу нескольким знаменательным датам — 100-летию Дальней авиации ВВС, 120-летию со дня рождения Сергея Ильюшина, 105-летию Михаила Миля, 85 лет со дня рождения Михаила Симонова. Более сотни предприятий из 11 стран мира открыли свои стенды — зачастую малопонятные непосвященным, но много говорящие тем, «кто знает». Прецизионные двигатели, защищенные от радиации микросхемы, блоки авиавычислителей, оповещателей «свой-чужой», разъемы и прерыватели, кабели и авиамодели можно было увидеть на стендах участников. Впрочем, были и более понятные простым смертным вещи, например, искусно вырезанная из стали корона российской империи от «КАИ-Лазер», на которую просто приятно было посмотреть, или противоградовые ракеты с составами от КХТИ.

Минниханов, открывая выставку, отметил, что авиакосмическая отрасль судьбоносна для России, а Казань всегда была и остается сегодня одним из центров авиастроения страны. В столице РТ сосредоточены крупные заводы, ряд КБ, научно-исследовательских институтов. Отметив, что на сегодня полностью завершился процесс слияния КАПО и «Туполева», Минниханов подчеркнул важность подготовки кадров. «Мы считаем, что перспектива, те задачи, которые стоят перед Туполевым, говорит о том, что нам надо серьезно готовить кадры, чтобы мы были готовы производить продукцию как оборонного, так и гражданского назначения», — сказал он, общаясь с журналистами.

Обходя выставку, VIP-гости остановились и у стенда детского творчества, впрочем, довольно серьезного, например, ребята строят и управляют моделями квадрокоптеров, снимая с воздуха различные моменты. Президенту с увлечением рассказали о 3D-принтере, о связи с космонавтами МКС, показали ракеты и тренировочный стенд пилотов: металлическая рама с пристегнутым испытуемым вращалась во всех направлениях так, что гости под конец просили сжалиться над парнем.

Тем временем на улице красовались два «Ансата» — один из них с медицинским модулем, макет легкого двухмоторного самолета МВЕН и самолет весом в 55 килограммов. А министр здравоохранения Адель Вафин — к вопросу об импортозамещении — посоветовал обратить внимание на концентратор кислорода от завода «Электроприбор». Одно такое изделие уже четыре месяца вырабатывает чистый медицинский кислород для пациентов РКБ, решая проблему доставки громоздких баллонов. Была и своя, так сказать, легкая изюминка — народ кучковался у стенда Златоустовского завода спецсталей, на котором была разложена коллекция охотничьих ножей. И кое-кто нет-нет да брал подержать инкрустированную подарочную шашку за 160 тыс. рублей.

ГЛАВА ОАК — О САНКЦИЯХ: «ВЛИЯНИЕ БУДЕТ ОГРАНИЧЕННЫМ»

Общаясь с прессой, глава ОАК Погосян отметил, что выручка объединенных КАПО и «Туполева» в прошлом году составила более 12 млрд. рублей, в этом году ожидается 15 млрд. рублей. Как уточнил источник, знакомый с ситуацией, в планах — четырехкратный рост выручки к 2020 году. Причем ОАК утраивает объемы капиталовложений в развитие казанской площадки — в этом году модернизация агрегатного и механообрабатывающего производства обойдется в 3 млрд. рублей, ранее более 2 млрд. рублей было вложено в модернизацию взлетно-посадочной полосы.

Прокомментировал Погосян и санкции со стороны ЕС и США.

«Военная тематика в основном сконцентрирована в России, основные поставщики — российские компании, остальное можно заместить в короткий период времени, — заявил Погосян. — Так что с точки зрения военного сегмента, я считаю, у нас есть очень устойчивые позиции».

Говоря о гражданской авиации, глава ОАК также считает, что влияние санкций не будет значительным, учитывая кооперационные связи авиапроизводителей (в частности, Boeing и Airbus, получающих титан) с российской промышленностью. Однако и здесь надо идти по пути увеличения доли российских комплектующих.

«Я думаю, что гражданская авиация наиболее интегрирована и в этом плане влияние санкций будет очень ограничено, — сказал Погосян. — Хотя я думаю, что это хорошая возможность для развития программ семейств ТУ-204, ТУ-214. Я думаю, мы сбалансируем операционную составляющую с учетом увеличения доли российских поставщиков».

IMG_2798.jpg
Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

ОБЪЕМ АВИАПРОМА ТАТАРСТАНА — 73 МЛРД. РУБЛЕЙ

Одним из мероприятий в рамках выставки стала международная научно-практическая конференция «Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности».

Выступая перед участниками, Минниханов отметил, что объем продукции, выпущенной в прошлом году авиапромом на территории республики, составил 73 млрд. рублей, здесь трудятся более 29 тыс. человек. Вертолетостроители произвели продукции на 43 млрд. рублей, а до конца года выручка должна превысить 50 млрд. рублей.

Президент рассказал о последних новостях авиапрома в Казани, упомянув дальние беспилотники АКБ им. Симонова, центр «КАПО-Композит», авиационный технопарк, госконтракты в сфере оборонзаказа (модернизация ТУ-22МЗ) и так далее. Авиастроение, по словам Минниханова, во всем мире поддерживается государствами — здесь слишком велики технологические барьеры, политические риски, объемы капиталовложений.

«Господдержка особенно актуальна сейчас, когда в мире становится модным вводить санкции против стран и граждан, — заявил Минниханов. — В любой момент может оказаться под угрозой производство самолетов и вертолетов в России. Наша стратегическая задача — в кратчайшие сроки реализовать программу импортозамещения. И на выставке мы видели много примеров, когда предприятия имеют уже готовые изделия, которые заменяют импортные комплектующие».

IMG_2799.jpg
Кликните для увеличения

ВОЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ: ЦЕЛЬ — 50 НА 50 К 2025 ГОДУ

Погосян выступил с объемным и программным докладом, рассказав о развитии самолетостроения с 2013 по 2025 годы. Главное — это существенный рост объемов производства и выпуска самолетов.

«По сравнению с 2013 годом к 2025 году мы должны обеспечить рост объемов производства более чем в 4 раза, — сказал он. — Уже в 2015 году мы должны выйти на объем производства более 200 самолетов в год. В 2007 году, когда создавалась ОАК, объем составлял 50 самолетов — это были все самолеты военного назначения. К 2021 году объем должен составить более 300 самолетов».

Параллельно снижается доля военной техники. Если в 2007 году ее доля в объемах ОАК превышала 92%, то к 2013 году выручка от гражданской продукции достигла пятой части объемов. К 2025 году это соотношение между гражданским и военным авиастроением должно быть 50 на 50. Для этого темпы роста объемов производства должны достичь не менее 20% — впрочем, как отметил Погосян, эти показатели удерживаются с 2008 года. С 2016 по 2025 год темпы роста объемов выручки должны быть не ниже 10% в год.

Говоря о развитии гражданской авиации, Погосян обозначил задачу возвращения России позиций одного из мировых лидеров. В региональной авиации ОАК делает ставку на «Сухой Суперджет-100». «В этом году SSJ-100 выходит на поставки 40 самолетов — это 30 процентов общего объема рынка в этом сегменте, — отметил Погосян. — Задача — в сегменте от 90 до 110 кресел занять позиции одного из мировых лидеров».

Кроме того, идет работа над самолетами ТУ-204, 214, ИЛ-96, АН-148, в ближайшей перспективе — летные испытания МС-21, а также проект лайнера пассажировместимостью от 150 до 200 кресел с полностью композитной конструкцией крыла. Кроме того, в линейке проектов и широкофюзеляжный самолет на 250 - 300 пассажиров.

Говоря о Казани, Погосян вновь подтвердил свое майское заявление, что ОАК рассматривает Казань как базу по производству перспективного авиационного комплекса дальней авиации, который станет основой ВВС до 2030 года. Контракт с минобороны подписан в 2013 году. Кроме производства линейки ТУ-214 есть еще кооперационные проекты, например, по грузовому ИЛ-476, ИЛ-112 и «целому ряду других».

Остановился он и на вопросе подготовки кадров, начиная от школы, техникума, вуза и заканчивая производством. Выставка в Казани, по его мнению, важна не только как площадка обсуждения проблем и вопросов, но и как площадка популяризации работы в высокотехнологичных отраслях.

Выставка и конференция продолжают работу до 8 августа, а финалом станет праздник «Я выбираю небо!», который пройдет в субботу на аэродроме КАПО в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.08.2014 18:16

    Врет и не краснеет даже,как же он собирается выпускать суперджеты,а как санкции,80 процентов составляющих зарубежные.Последние годы все время палки в колеса вставлял,забыл про ТУ-334,324,214,204 и тд.Он и Мантуров вот главные вредители и предатели,развалили гражданский авиапром,и кто же будет собирать эти 300 самолетов,все профессионалы давно ушли или скоро уйдут на пенсию,замены то нет,но нечего придет время за все придется ответить.

  • Анонимно
    5.08.2014 18:21

    Тут ведь главное посулить, а как оно на самом деле получится, какая разница. Первый вопрос, сразу можно сказать, куда летать то будем?

  • Анонимно
    5.08.2014 18:59

    Сказочники

    • Анонимно
      7.08.2014 08:27

      Почему сказочники? В 2010 году в России выпущено аж 6 (ШЕСТЬ) !!!! самолетов. На следующий год - уже 9 (ДЕВЯТЬ)!!! Это тоже правда меньше, чем есть в стране заводов, но уже... прогресс. Сказками типа того, что была рассказана в АКТО о будущем прорыве и занятия ТРЕТЬЕЙ позиции в мире, ОАК обильно потчует и правительство. Там слушают и не берут во внимание какие картины рисовало тому же правительству ОАК пять-шесть лет тому назад. Например Суперджетов уже должно было выпускаться по 100 штук. Обратите внимание как радовался ректор московского вуза, когда в салоне самолета, летевшего в Казань, увидел самого Погосяна, который рискнул лететь на нем. Героический поступок соывершил президент ОАК!

  • Анонимно
    5.08.2014 19:02

    Ту-334 украинские двигатели. Можно забыть и забить.

  • Анонимно
    5.08.2014 20:24

    Бла, Бла, Бла! Главное деньги пилить еще лет 10! Потом хоть трава не рости! Сейчас чувство стыда отсутствует у них!

  • Анонимно
    5.08.2014 20:27

    К 2030 году ВВС потеряют свою актуальность. Грядут совершенно другие технологии. Это напоминает модернизацию конницы на 10 летие Буденым и Ворошиловым.

  • Анонимно
    5.08.2014 21:49

    Погосян,Мантуров -это предатели Родины.Во время Сталина они бы долго не прожили...

  • Анонимно
    5.08.2014 22:03

    Зря Вы так, все будет хорошо!!!

    • Анонимно
      6.08.2014 09:58

      Не поленитесь, поройтесь в подшивках газет 6-8 летней давности. Почитайте обещания Погосяна по выпуску Суперджопы-100. Это даже не Гайдар с Чубайсом. Ося Бендер отдыхает.

  • Анонимно
    5.08.2014 22:44

    Погосяну верить нельзя. Надо от него уходить и на свои силы рассчитывать.

  • Азат Д
    5.08.2014 22:46

    О, выгода! От санкций? Странно, ну да ладно. Что, западу можно спасибо говорить, за предстоящее развитие отечественного авиастроения, после стабильности?

  • Азат Д
    5.08.2014 22:52

    Вот, из-за санкций перестанут поставлять на Путинский «мерседес» запчасти и расходники, что делать будем? Паланкин надо начинать строить и подбирать верных крепких адептов.

  • Анонимно
    5.08.2014 23:12

    "концентратор кислорода от завода «Электроприбор»" не может "вырабатывать" ЧИСТЫЙ кислород только из-за своего названия, "КОНЦЕНТРАТОР".А вопрос производства чистого кислорода решен давным-давно. И есть только один-единственный способ: криогенный. Это для "чистого" кислорода. Все остальное это "от лукавого". Примерно также, как производят "азот" для подкачки шин в любом шиномонтаже.

  • Анонимно
    6.08.2014 00:40

    на производстве кто-нибудь был видел какой возраст там работает или надежда на гастрабайтеров

  • Азат Д
    6.08.2014 07:19

    Они бы вместо говорильни, лучше бы озвучили сколько предварительных заказов собрали, на отечественные самолеты.

  • Анонимно
    6.08.2014 08:26

    А кроме искусно вырезанной из стали короны российской империи от «КАИ-Лазер» можно еще что то ожидать? Сколько шуму было!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль