Общество 
17.08.2014

Фестиваль «Великий Болгар»: субкультура на фоне мечети

Историческое фехтование как еще один способ заманить туристов

Сегодня завершает свою работу всероссийский военно-исторический фестиваль «Великий Болгар», который впервые проходил в эти выходные в Болгаре. В турнире по историческому фехтованию принимают участие около 200 бойцов из 30 регионов России, работает ярмарка, гости могут жить в местной гостинице и палаточном городке. Побывавший на месте событий корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил, что мероприятие, подготовленое за 2,5 месяца, может быть, и не станет традиционным, но запомнится как еще одна попытка придать новому объекту в списке всемирного наследия ЮНЕСКО статус народного и вполне успешного.


РЕКОНСТРУКТОРЫ ПРИШЛИ

Напомним, что это не первое поползновение людей, воссоздающих материальную и духовную культуру какой-либо исторической эпохи и региона, в Болгар. В мае здесь должна была пройти историческая реконструкция Куликовской битвы, приуроченная к празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, благословившего московского князя Дмитрия Донского на битву с ордынцами. Мероприятие было отменено прямо в день проведения. Источники нашего издания говорили тогда, что кто-то очень влиятельный посчитал мероприятие сомнительным с политической точки зрения.

«Великий Болгар», информация о котором стала появляться в начале лета, предлагал зрителям «окунуться в атмосферу XIV - XV веков жизни и быта наших предков», посмотрев «зрелищные сражения воинов Золотой Орды, Руси и Европы». Что это означало на деле? Вход бесплатный. До места можно было добраться своим ходом (испытав все прелести дорожного ремонта в Спасском районе), на автобусах от площадки между ЦУМом и Дворцом спорта за 500 рублей или на «Омиках». Участники в количестве около двух сотен (и это не считая сочувствующих) заезжали днем раньше, 15 августа, размещаясь в историческом лагере, к примеру, в юртах. Правда, обещанная аутентичность иногда портилась, потому что участникам было невмоготу все время щеголять в обмундировании и они предпочитали сверкать обычным бельем. И с ходу определить, какой же народ и эпоху они представляют, было проблематично.

Основное действо разворачивалось на площадке между Соборной мечетью и Памятным знаком. Причем место, где проходили основные состязания, было огорожено, а полиция каждый раз осматривала сумки. Ярмарка, исторический лагерь и другие зоны активности существовали как бы отдельно от них. Также, кстати, как и посетители — некоторые вовсе не ведали, что сегодня идет турнир, других интересовали только горшки, мечи, обереги да сумки.

Фестиваль начался в 11 утра 16 августа, когда заработала ярмарка, а официальные лица сказали приветственные слова со сцены. Председатель Государственного комитета РТ по туризму Сергей Иванов подтвердил нашей газете, что «Великий Болгар» проходит при помощи республики, но также и на деньги частных спонсоров (как удалось выяснить, это сочувствующие реконструкторскому движению бизнесмены): «Наши ожидания по интересу к фестивалю оправдываются. С утра уже было 3,5 тысячи человек. Я думаю, он сможет стать ежегодным».

Отметим, что около двух месяцев турфирмы продавали сюда экскурсии с указанием на то, что в Болгаре будет проходить фестиваль. Обычно в выходные в день музей посещают до 3 тыс. человек. На открытие приехали 5 тысяч. Места в гостинице «Регина» закончились, как и в палаточном лагере с кроватями за 300 рублей, так что те, кто не хотел утруждать себя поисками или ночевать в лесу, соглашались на места без кроватей по 150 рублей в сутки (полный комплект постельного белья, пользование душем и туалетом, горячая вода). Правда, позже в сети появилась информация, что порой поиск этого самого белья превращался в проблему — ответственные не понимали, о чем речь. Всего за два дня здесь ожидают от 7 до 10 тыс. человек.

ВСЕ НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ САМИМ

В Татарстане историческое фехтование довольно популярно — работает несколько клубов, его участники появляются на праздниках, на ежегодном конвенте фантастики, толкинистики и ролевых игр «Зиланткон», в Свияжске работает комплекс исторической реконструкции «Ленивый Торжок», он же лагерь военно-исторического клуба «Нолдор» (говорят, он очень понравился Минтимеру Шаймиеву). Татарстан на фестивале представляла объединенная команда исторических клубов «Мы татары» из 30 человек.

Справедливости ради надо заметить, что некоммерческая направленность фестиваля идет ему на пользу — участники рассказывают, что иные, вроде фестиваля «Выборгский Замок», уже превратились в шоу для зрителей, а не бойцов. А здесь им главное — сразиться с энтузиастами из других регионов. Поэтому основа фестиваля — стартовавший с полудня турнир по историческому фехтованию в разнообразных номинациях, в зависимости от выбора оружия: «Щит-меч», «Меч-меч», «Двуручный меч», «Меч-баклер» (баклер — щит диаметром 30 см), «Алебарда». Параллельно шел турнир лучников.

Зрители между тем обменивались репликами типа: «Неужели это девушка бьется». Или: «Папа, я думала, он умер, а он шевелится, они же не умрут?»

Правила состояли из абзацев типа: «Важно! Металлическими могут быть только щиты округлых форм, сделанные на базе исторически подтвержденных аналогов, и повторять во всех трех плоскостях форму первоисточника. Использовать щит можно только с комплектом, принадлежащим той же эпохе и региону. Масса любого металлического щита не должна превышать 5 килограммов». Самое эффектное, впрочем, происходило, когда на основном ристалище собирались по несколько десятков бойцов и устраивалась командная драка, то есть бугурт все сходятся в общей куче, а зрителей просят отойти от ограждений, ибо травмы в этом деле — обычная вещь. Врача, надо отметить, вызывать для участников приходилось.

Организатор турнира Артем Куртымов указывает, что цели у них масштабные: «Мы хотим делать битвы 200 на 200. Один из примеров — фестиваль в Изборске».

В одиночных боях помимо мужчин выступали и девушки. В плане активности отнюдь не слабого пола Москва и Екатеринбург являются центрами, где женщины предпочитают быть не только дамами сердца или шить костюмы. Раньше несколько девушек выступали и от Казани, сейчас в этом плане дефицит.

Бойцы, как водится, выступали в боевом снаряжении. И это в пекло! После каждого боя они быстрее стаскивали шлем, и помощники помогали им хоть как-то охладиться. Но в итоге в три часа было решено устроить сиесту до пяти вечера («обрадовав» этим объявлением только приехавших на территорию).

Потому что основная опасность исходила от природы: значительная часть дня зрители, организаторы и бойцы спасались от жары, термометр показывал под 40, спрятаться можно было разве что в музеях (куда вход оставался платным) или пойти купаться на реку.

Впрочем, мероприятие шло и после заката — здесь выступали фаерщики, играли фолк-группы, а массовые бои проходили уже в эффектной темноте.

ШТИ ДА ЛАПТИ

На ярмарке хорошо шла медовуха. Фестиваль предлагал историческую кухню, поэтому здесь можно было попробовать, к примеру, шти боярские (то есть кашу). Или юрму (то есть смесь ухи и бульона из птицы). Или более понятные драники. А также вполне аутентичные пловы, шашлыки и прочие эчпочмаки — это уже вне истории. В продаже какой-то четкой границы между обычной торговой сувенирщиной и исторической порой не наблюдалось. Сладости переходили в деревянные мечи, платья — в горшки, фески — в настольные игры. «Эта пришла к нам из Скандинавии, — объясняла продавщица, — «Лиса и куры»: необходимо загнать лису в угол», — демонстрируя доску, похожу на ту, что используют в го. Кого-то увидели на Грушинском фестивале, кого-то — на Елабужской ярмарке. Условия одни и те же: аренда за два дня ярмарки — 1 тыс. рублей за площадь до 2 кв. м, за каждый дополнительный метр — 500 рублей. Плюс эко-взнос 500 рублей с человека (возвращается в конце ярмарки, если продавец оставляет за собой чистое торговое место). Также здесь учили ирландским и европейским бальным танцам, проводили мастер-классы, к сожалению, немного, хотя за это цена аренды скидывалась вдвое.

В одной из палаток обнаружился, к примеру, грузин Пата, торговавший и своими картинами, и оберегами, и сумками, и ложками. Он сообщил, что приехал по приглашению организатора ярмарки Екатерины Бегаевой, база у него в Москве, а товар привозит сестра из Тбилиси. И тут же предложил чачу: «Нам нет разницы, грузинская культура, русская. И ваша тоже интересует. Вы кто, болгар?»

Сегодня фестиваль продолжится, в частности, в 15:30 ожидаются финалы по всем номинациям, далее — общие бугурты, парад, награждение победителей, концертная программа. А 20 августа в Болгарском историко-археологическом комплексе установят знаки и мемориальные таблички ЮНЕСКО. В этот день там пройдут торжественные мероприятия по случаю вручения сертификата об официальном признании комплекса памятником культурного наследия человечества при участии представителей ЮНЕСКО.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.08.2014 10:52

    поймать их всех там и с мечами в Луганск,пускай там прыгают под ракетами МВД.

  • Анонимно
    17.08.2014 11:17

    Хорошая идея. Жаль что не смогли лично участвовать и видеть этот праздник.

  • ама
    17.08.2014 12:02

    Разве болгары носили лапти? Они же обувь делали из кюн(кожи).Чуэк, читек надо было одевать, а не позорить предков.

  • Анонимно
    17.08.2014 13:51

    Платный вход во все вновь отстроенные комплексы,смазал все и так не "Аховое" ощущение от множества новоделов, не греющих душу никак)

    • Анонимно
      17.08.2014 19:27

      Пусть будет платным. Если заплатил копейку - то уже ценишь. Да и вправе этого требовать от администраторов комплекса.

  • Анонимно
    17.08.2014 17:01

    Если медовуха-алкоголь,то всех причастных к этому действу наградить.

  • Анонимно
    17.08.2014 19:25

    Первый фестиваль, по этому он и первый. Он удался. Молодцы ребята, за 2.5 месяца такое организовать. Для очень многих он был откровением. Второй фестиваль собирает тысячи уже знающих людей, во первых они видели первый, во вторых у организаторов он будет вторым. Мы были 3 семьи, причем собирались на скорую руку. Наши дамы были уверены что это театрализованное шоу. А уехали с желание обязательно приехать на второй фестиваль в исторических платьях. Обязательно приедем с детьми и внуками. Палаточный лагерь удивил своим горячим душем. Все детские болячки быстро пройдут если таких мероприятий будет чаще. Очень хорошо , что фестиваль был самостоятельным, а не приуроченным. Ну на пример к 20 августа.

  • Анонимно
    17.08.2014 19:26

    Ездили с друзьями. И начну всё же с минусов:1. Парковки далеко от объектов проведения мероприятий, порядка километра пришлось идти пешком. Притом наша организованная парковка представляла из себя просто поле, покрытие - трава. А мы ж не футболисты, ну да ладно.2. Умыться было откровенно негде. Еле нашли общ.туалет с умывальниками, где по каплям шла вода. Около палаток с едой нигде не были замечены хотя-бы указатели к умывальнику.3. Вход во многие объекты - платный. Осуждать категорично не возьмусь, но мы оставляем деньги арендаторам торговых площадей на ярмарке, которые в свою очередь платят за аренду. Неужели на два дня нельзя было сделать вход на объекты бесплатным?!4. Ярмарка и еда ничего общего не имела с тем, о чём трубили, традиционную кухню не увидел(хотя, говорят, где-то была). Один шашлык, хот-доги и тд. 5. Одежда воинов очень смутила, они в большинстве больше походили на толкиенистов, нежели на что-либо связанное с историей.6. И снова ярмарка! Ощущение, что ходишь по вьетнамскому рынку. Интересно, была ли классическая шаурма?7.8.9 etcНу и плюсы:1. Красота построек.2. Красота видов на Волгу.3. Было чисто, по крайней мере до 17.00Ю везде, что приятно удивило.Итог:Само по себе мероприятие вышло бредовым, как по организации, так и по составу мероприятий. И имя ему: "Ярмарка, аля придорожный смешаный рынок, плюс представители субкультур, дерущиеся и матерящиеся(!) вслух и по-русски, плюс щащлык-мащлык, на фоне остатков исторических объектов". Впредь, надеюсь, за организацию возьмутся более тщательно. А путь в 400 км, в обе стороны, что бы покушать сомнительного шашлыка, наверное для шашлычных эстетов. Постройки пофотографировать нормально не получилось, ввиду огромного количества народа. Мой совет, кто хочет познакомиться с БОлгаром, езжайте туда в будние дни, и обязательно что бы не было никаких отвлекающих мероприятий, их там пока проводить не научились, да и людей меньше будет. А я обязательно туда ещё поеду.

    • Анонимно
      17.08.2014 21:21

      Ну все по полочкам. А попробуйте организуйте , проявите инициативу хотя бы дворовую или в микрорайоне фестиваль , не обязательно исторический! Ну что-то для души и для других... А вот мои друзья в восторге. Жаль сам не смог поехать. Я им прочитал все комментарии....

    • Анонимно
      18.08.2014 00:53

      Действительно, настоящей татарской кухни не хватает в Болгаре

    • Анонимно
      18.08.2014 13:04

      Где там Вола?

  • Анонимно
    17.08.2014 20:30

    Подобные мероприятия в этом месте - кощунство.

    • Анонимно
      18.08.2014 07:01

      Им плевать.Со временем придумают,что там русские и булгары жили тысячу лет назад вместе и чачу пили грузинскую.Переписывать историю у нас любят.

      • Анонимно
        18.08.2014 11:18

        глупость сказали. такие мероприятия и надо там проводить! чтобы как можно больше людей к истории и культуре приобщать.

  • Анонимно
    17.08.2014 20:53

    а мне всегда нравились латы и кривые мечи наших братьев монголов.

  • Анонимно
    17.08.2014 21:13

    Осквернили Болгар таким мероприятием.

  • Анонимно
    17.08.2014 23:07

    А я вернулась с этого мероприятия очень и очень довольная, несмотря на то, что практически сожгла себе спину и плечи, так как солнце палило нещадно. Не скажу, что до этого не знала значения слов "ристалище", "сход" и "алебарды". Но в силу того, что в бытовой речи они у нас не употребляются, надобности в их использовании не было. Однако, ухо приятно удивлял подобный лексикон.Не скажу, что атмосфера мероприятия была аутентичная, однако, всё стремилось к этому: дамы, сопровождавшие своих рыцарей, ходили в льняных костюмах того времени; музыка, звучавшая из динамиков, была тоже в духе средневековья, ну и весь внешний антураж тоже имел некие намеки на это.Отдельно хочу отметить те музыкальные коллективы, которые участвовали в этом мероприятии: зажгли и в переносном, и в прямом смысле слова. Я намеренно не называю эти коллективы, потому как надеюсь, что будет добротная статья-обзор этого фестиваля исторической реконструкции с названиями и фрагментами выступлений этих коллективов. Барабаны в сочетании с волынкой - в этом есть что-то от шаманов.Опуская все недочёты в организации фестиваля, хочу поблагодарить организаторов этого мероприятия. Уверена, что начало этой традиции положено хорошее и подобные фестивали будут из года в год радовать и нас, казанцев, и туристов!Лариса

  • Анонимно
    18.08.2014 01:35

    Около нового минарета лежали могильные камни на которых были написаны молитвы из Корана. На эти камни на ступали ногами и фотографировались. Неужели нельзя было обнести камни хотя бы лентой?

  • Анонимно
    18.08.2014 06:59

    Грузин продает чачу на древней мусульманской земле.Маразм.Хоть там бы вспомнили о предках,об их мусульманских традициях.Из исторического памятника сделали ярмарку.Хорошо хоть догадались отменить реконструкцию Куликовской битвы.Вы бы еще взятие Казани и убийство половины мужчин и подростков реконструировали.Русских памятников истории очень много,может не надо лезть в чужую историю хотя бы в Болгаре.Или никак не получается,хочется влезть во все?

    • Анонимно
      18.08.2014 11:19

      а почему бы и не провести реконструкцию взятия Казани?? я вот только за!чем больше люди знают о прошлом тем лучше!!

      • Азат Д
        18.08.2014 12:44

        А еще что , реконструкцию, как Тохтамыш в 1382 Москву сжег? после Куликовской битвы. Много об этом знают? Поэтому надо проводить. А про взятие Казани и так всем известно, если не из учебников , то такие комедии точно смотрят. Думаю вы будете не против –« чем больше люди знают о прошлом тем лучше!!»

        • Анонимно
          18.08.2014 13:28

          Попробуйте! Только потом не плач!

        • Анонимно
          19.08.2014 21:55

          к истории надо относится бережно и с уважением! и историческая реконструкция как раз таки для того и предназначена!а тохтомыш...ну сжег он её-это стало поворотном пунктом истории??нет. всего лишь эпизодом. вот много вы знаете про набеги русских на города Поволжья? тоже по сути эпизоды истории в ней не запечатлённые.а взятие казани эпизод поворотный! расширение Руси на восток и конец ханства казанского.

          • Анонимно
            20.08.2014 12:33

            вполне может оказаться, что указанное выше, в вашем предположении, тоже эпизод и возможно в будущем малоизвестный

  • Анонимно
    18.08.2014 07:04

    Медовуха хорошо шла!Еще бы нажрались там все и порядок.Мусульмане не пили раньше спиртное,хотя бы здесь можно было не тащить в чужой дом свою сивуху?

    • Анонимно
      18.08.2014 11:22

      пили и не плохо. если на то поло то мусульманами то в золотой орде стали где то в середине 14 века.да и потом немало попивали.

      • Анонимно
        18.08.2014 14:55

        Вы о чем? Булгар уже в 922 году, еще до крещения Киевской Руси, стал мусульманским государством и северным эмиратом Халифата.

        • Анонимно
          19.08.2014 21:59

          я об орде. по сути то что щас в бюулгаре это остатки золотоордынского города 14-15 веков. а про булгарию сложно чет сказать...источников нету...пили или не пили..верили или не очень..мусульмане или язычники...по сути вся история булгар на пару тройку арабских летописей опирается. даже язык доподлинно неизвестен. все остальное раскопки ...

          • Анонимно
            20.08.2014 01:30

            Очень жаль что вам в среднем учебном заведении не преподавали истоию родного края...Но это поправимо. Сходите в библиотеку и почитайте труд Кул Гали - "Кысаи Йусуф" напрмер.Больше читайте одиним словом и тогда не будет таких вопросов.

  • Анонимно
    18.08.2014 07:18

    Такими темпами скоро татарам места в Болгаре не останется.И там устроят базар с медовухой или чем покрепче.Для этого Болгар возрождали?В Средневековье там духу пьяного не было,а была нормальная Исламская культура.Может надо именно ее и показывать?Карнавалы можно и в других местах организовать.Предки бы нас не поняли,мягко говоря.

  • Анонимно
    18.08.2014 08:53

    Дожили.

  • Анонимно
    18.08.2014 08:53

    Как неискушенному зрителю, мне очень понравилось. Зрелищные бои, очень аутентичный фолк концерт. Понравилась первая выступавшая группа, хотел купить их диск, увы, не успел, уже ушли. Из минусов: как правильно заметили, не было никакой исторической еды, приготовленной по старинным рецептам - 80%-шашлыки, 15% выпечка, пирожки, хотдоги, 5% - плов. Всё. Может где что и было необычное, но оно видимо было там, где не ходил рядовой посетитель. 2) затянули с фаершоу, ждали его целый час, а в итоге увидели жалкую пародию и халтуру, с постоянно гаснущими факелами и не синхронными движениями, пожалели что ждали. А в целом, мероприятие прошло на отлично, благодарность организаторам за проведение и бесплатный вход.

  • Анонимно
    18.08.2014 10:00

    Ездили с детьми, остались очень,довольны! Такая ночь была! В городе столько звезд на небе не увидишь. Надувной батут классный был, напрыгались до упаду, спасибо что не выгоняли. Культурная программа удалась, бои особенно. Болгар стал туристическим, немного диснеевским. Стилизованный общепит вкусный был особенно к ночи, когда можно было побыть вместе с участниками шоу, послушать как они пели под гитару. Не понравился ширпотребрынок, на ярмарке колечко оригинальное нашли. Жаль что Метеоры не ходят. Организаторам большое спасибо, верю что слелующий будет еще лучше.

  • Анонимно
    18.08.2014 10:01

    Посетил Болгар в субботу. я так и не понял что происходит вокруг и для чего это мероприятие в том месте где был принят Ислам. можно было найти другое место для подобных фестивалей, тот же Свияжск больше подходит

    • Анонимно
      18.08.2014 10:17

      А зачем противопоставлять? Ну, помахали палками и разошлись, ведь не свиней же резали. Что такого антиисламского они сделали?

      • Анонимно
        18.08.2014 19:44

        палками помахали, чачу и медовуху употребили. дай волю они и свиней начнут резать, мы ведь толерантный народ

    • Анонимно
      18.08.2014 10:54

      "Свияжск больше подходит"Согласен с вами. Но кто-то решил противопоставить.

    • Анонимно
      18.08.2014 11:26

      меня всегда удивляла вот это что здесь был принят ислам и т д...с чего бы это здесь??по сути Болгар это золотоордынский город второй половины 14-первой трети 15 века.причем здесь булгары и ислам а??к тому же мечеть от места праздника чуть ли не в 5 км.

      • Анонимно
        18.08.2014 19:40

        Речь не о Болгаре как золотоордынским городом. Данная местность является местом принятия Волжскими булгарами Ислама.А фестиваль проводился между Памятным знаком, посвященным официальному принятию Волжскими булгарами Ислама, и Соборной мечетью 13 века. Не в меру толерантные... кощунственно по отношению к мусульманам

        • Анонимно
          19.08.2014 22:01

          ну между ними и никто медовухой и не торговал-ей торговали в торговых рядах метрах в 500 от всего.

  • Анонимно
    18.08.2014 11:26

    В Свияжске столько народу не разместят.

  • Анонимно
    18.08.2014 12:20

    Было интересно. Немного смазался путь туда, когда не доезжая до Болгара, путь преграждали горы щебенки, была пробка. Видимо дорожные службы не успели завершить работы к фестивалю. Хорошо если успеют к 20 августа.

  • Анонимно
    18.08.2014 16:53

    Я в полном восторге от мероприятия. Появилось хотя бы какое-то представление о том, что такое битва рыцарей, звон мечей и т.д. Ведь по историческим фильмам складывается очень обманчивое впечатление.С удовольствием поеду еще.RUS

  • Анонимно
    18.08.2014 18:16

    Мне очень интересна позиция тех людей которые кричат медовуха , спиртное, но посмотрите на себя, разве вы сами не пьете, разьве вы носите черную чедру, разьве вы не носите коротких юбок, или после праздника ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА в г. Болгар вы не оставляете горы мусора на святой земле, который мы простые жители его убираем!!! и кричите на мероприятии продовали спиртное, разве на Сабантуй не продают спиртное, я был во многих уголках Татарстана и что я не разу не видел полностью трезвый сабантуй! Общество давно ушло вперед, из-за таких вот как вы и происходит раскол между дружественными народами , если вы кричите , что все плохо какой это ужас, так приедте организуйте мы с радостью вас примем, а попусту языками щелкать это беспантово!!!!! Организация мероприятия на высшем уровне!!! никогда таго не видел и был в полном восторге, и от поедингов, и еще больше от ярмарки!!! Комитет по туризму 5+ будем ждать новых иедей и готовы к сотрудничеству.

    • Анонимно
      18.08.2014 19:27

      представь себе, мусор за собой не оставлял, и спиртное на Сабантуе не употребляю. раскол не вношу, мнение своё выражаю, можно была для фестиваля подобрать более нейтральное место.

    • Анонимно
      19.08.2014 00:03

      На Сабантуях у нас уже давно не продают спиртное,если вы даже этого не замечаете.Но постоянно матерящиеся участники в боевых одеяниях,рычащий и кричащий "Идите вы в ..."ведущий концерта ,явно не трезвый оставил безобразное впечатление от действа.Продажа билетов в мечеть,чтоб посмотреть Коран - это кощунство.И,кстати,мусор как раз обычные туристы и отдыхающие убирали за собой,а вот участники с рыком и ревом выкидывали бутылки и прочий мусор.Так - то!Ярмарки настоящей не видели Вы! Здесь на одного самобытного мастера приходилось десять,а то и больше мастеров с китайским ширпотребом)

      • Анонимно
        19.08.2014 22:03

        а вот не правда))) ширпотреб был отдельно а ярмарка отдельно и оригинальных вещей продавалось очень и очень много.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль