Общество 
20.08.2014

Алексей Цветков: «Мы живем в одной из самых несправедливых, классово контрастных стран на планете»

Как развитие технологий убивает товарный капитализм, почему на смену конкурентным отношениям придут солидарные и как копирайт и патентное право превращаются в наглядное реакционное препятствие

Сегодня в Казани в рамках совместного проекта «БИЗНЕС Online» и центра современной культуры «Смена» состоится презентация двух книг московского публициста и писателя Алексея Цветкова. К его имени иногда прибавляют приставку «младший», чтобы не путать с тезкой, еще в 70-е годы эмигрировавшим в Америку из СССР, он бывший нацбол, тусовавшийся с Эдуардом Лимоновым, и один из самых принципиальных марксистов страны. Перед презентацией своих книг Цветков-младший рассказал нашему изданию о том, в каком состоянии находится левое движение в России, о высокой степени непредсказуемости жизни в нашей стране, новых и старых проектах и многом другом.


«ДЛЯ РОССИЙСКОГО ПРАВЯЩЕГО КЛАССА УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ ШОКОМ»

— Как вы оцениваете состояние современного «левого» движения в России?

— Это вопрос терминологии. Буду ли я называть «левыми» только тех, кто соответствует моим личным симпатиям, или буду называть так всех, кто сам себя относит к «левым»? Я склоняюсь ко второму варианту, чтобы не впадать во вкусовщину и избежать позы цензора. Тогда нам понадобится максимально широкое, резиново-растяжимое определение. Например, такое: «левый» — это всякий, кто выступает за расширение бесплатного доступа людей ко всему, что создается обществом. Рост доступа для всех ко всему, созданному всеми. Включая как всеобщий продукт, так и всеобщий интеллект. Если человек подпадает под это определение, то дальше можно уточнять предполагаемый темп и формы доступа, чтобы отнести человека к конкретному варианту «левизны». Но в любом случае, речь будет идти о демонетизации и деприватизации нашей общей жизни. О социологической гипотезе, согласно которой человек работает на коллектив, а не на себя, с гораздо большим удовольствием и эффективностью, если, конечно, он уверен, что все блага внутри этого коллектива распределяются справедливо.

В нашем нынешнем политическом поле есть парламентские «коммунисты» и «справороссы». В первом случае это «красные», а во втором — «розовые» монархисты Его Величества. Зюганов вот уже несколько лет любую свою речь начинает с рамочной фразы: «Как совершенно правильно сказал наш президент...», а Миронов, как мы помним, всегда был самым громким лоббистом бессменного правления Путина. Это не значит, что в обеих названных партиях нет людей, которых я уважаю. Жорес Алферов и Олег Славин среди коммунистов и Олег Шеин из справороссов — это вполне полезные люди. Илья Пономарев в нынешней Думе — это вообще чуть ли не единственный человек, напоминающий там депутата. Единственный, кто не голосовал за аннексию Крыма и ввод войск на Украину.

За пределами парламента был довольно многочисленный «Левый фронт», потенциальный детонатор, куда входили самые разные антикапиталисты, включая «левых» мусульман Гейдара Джемаля, но Удальцов был бессрочно заключен у себя в квартире в лучших азиатских традициях борьбы с инакомыслием, а потом и все руководство «ЛФ» попало в чекистскую мельницу. Кроме них существует «РСД» — очень молодые, современные, богемные и европейские марксисты, но они, конечно, повисают в воздухе как некое искусственное явление, потому что пресловутые «ширнармассы» у нас такого «евромарксизма» не понимают. Кроме того есть ряд интересных субкультур со своими концертами, фэнзинами и внутренними харизматичными героями. Это анархистская антифа-веганско-феминистская среда. Но они, как и в Европе, остаются политизированным развлечением для наиболее чувствительных детей образованного среднего класса больших городов.

— Как вы считаете, есть ли перспективы (и какие они) у российских левых после украинских событий, когда стало так, что «левый» в России — это тот, кто поддерживает «имперку», Кургиняна и воссоединение СССР, а им противостоят никакие не «правильные левые», а, скорее, союз либералов и нацдемов (места в котором, скажем, анархистам, никакого нет)?

— Точно такая же ситуация была и в самой Украине, где почти все «левые» примкнули к «агентам Востока» против «агентов Запада», и до самого конца, пусть и с оговорками, поддерживали режим Януковича и демонизировали майдан, организованный либералами и националистами. Тут есть ключевой вопрос: что ближе к вашему политическому идеалу — движение страны в Европу или ее движение в Азию, на периферию мирового капитализма? Вы хотели бы жить в европейской стране со всеми ее проблемами или вы хотите слиться в скифском экстазе с Киргизией и Казахстаном, и вашим большим братом будет тогда Китай? Где именно вы хотели бы быть «левым»? Россия Путина под имперским флагом едет именно в эту, китайскую, сторону и тащит за собой еще ряд государств. Украина — единственное из этих государств-сателлитов, где нашлось заметное число несогласных, способных совершить революцию. Для российского правящего класса украинская революция оказалась шоком, личным оскорблением и очень плохим примером геополитического неповиновения. Поэтому дестабилизация Украины и отторжение ее территорий стали основной задачей путинской системы в этом году. То, что там происходит, — это не война «украинцев» и «русских». Думать так, значит попадать в идиотскую пропагандистскую ловушку этнической идентичности. Это война постсоветских людей, если угодно, постсоветских славян за то, куда идут их поезда: в условную Польшу или в условный Китай? Периферийный госкапитализм с его авторитарной патерналистской бюрократией или более прогрессивный капитализм метрополий с его демократическими возможностями? Отстыковать свою страну от кремлевского поезда и пристыковать ее к поезду европейскому оказалось гораздо сложнее, чем представлялось романтикам на майдане. Еще и потому, что политэкономически Украина не дотягивает ни до одного европейского показателя.

«МАРКСИЗМ — ЭТО ВЫХОД ИЗ МЕРТВОЙ И АБСУРДНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ТОВАРНОГО ФЕТЕШИЗМА»

— Сегодня мы можем наблюдать достаточно успешный националистический проект «Спутник и Погром». Успешный в отношении посещаемости и цитируемости. Как вы считаете, с чем связано отсутствие у российских «левых» своего мощного печатного органа, консолидирующим лояльную аудиторию?

— Смешной парадокс тут в том, что марксист, который может сделать собственный «Спутник и Погром», никогда этого не захочет, а тот, который хочет, никогда не сможет, потому что находится в плену спектакля и парализован его приятным излучением.

Сделать левацкий аналог «Спутника и Погрома» для меня не составило бы большого труда. Я ведь работал в самых успешных глянцевых журналах, был политтехнологом, ответственным секретарем «Лимонки», рекламистом и много кем еще. Почему я этим не занимаюсь? Потому что цели последовательных антикапиталистов принципиально иные. «Левая» культура — это рефлексия, критика, вскрытие механики манипуляций, рентгеновский снимок классового анализа, а не гламурная фотосессия вокруг серпа и молота. Чтобы морочить голову людям, пугать и завораживать их любимыми образами Большого Зрелища, не нужно много ума, хотя и нужен некоторый талант шоумена. Если бы я куда-то избирался или что-нибудь продавал, то мне непременно пришлось бы делать это. Но так как я не делаю ни того, ни другого, то я свободен от такого печального «успеха». Конечно, Ленин соглашался позировать скульптору. Неохотно. Вздыхая над «учетом массовых вкусов и ожиданий». Но это было ПОСЛЕ победы революции, когда открылась возможность строить другое общество других людей. А в ситуации дикого капитализма нет никакого смысла прибегать к массовым манипуляциям, чтобы повысить личный рейтинг или раскрутить бренд. Марксизм — это выход из мертвой и абсурдной вселенной товарного фетишизма, а не еще один товар на ее длинном прилавке.

— В недавно изданном альманахе «Образ жизни» описывается левацкое сообщество Москвы и Петербурга, и при всей его разрозненности, было ощущение какого-то единого организма, где все друг с другом знакомы, тусуются в одних местах, на одни квартирах, как будто делают общее дело. Сейчас такого совсем нет, левые заняты какими-то внутренними склоками по поводу Украины, геев и прочего. Как вам кажется, куда это все приведет? Вообще, плохо или хорошо, что уже нет ощущения единого сообщества?

— Это ретроспективный эффект «легендарных времен». Он вызван понятной человеческой ностальгией по «славному прошлому», которое невозможно застать, потому что его никогда не существовало. И тогда тоже была масса дрязг, подозрений, размолвок, дроблений и обвинений. В середине 90-х местные анархисты писали на меня доносы в Европу из-за того, что я сотрудничаю с «фашистом Лимоновым». Киреева, издавшего этот самый «Образ жизни», ближайшие друзья — художники из группы Осмоловского, подвергли показательному суду и остракизму за то, что он неправильно сотрудничал с немецкими художниками. Профессора-антиглобалисты перехватывали друг у друга из-под носа западные гранты и потом годами не разговаривали. Нечто подобное происходило, кстати, и во времена народовольцев, когда Герцен и Нечаев делили бахметьевский фонд, а Бакунин и Маркс интриговали друг против друга в Интернационале. Я всегда относился к этому с большим юмором и воспринимал это как кухню радикалов, смешной комикс, еще один ненаписанный трэш-роман Стюарта Хоума или продолжение знаменитой пьесы Стоппарда. Для меня важно совсем другое: что ты думаешь и что ты при этом делаешь? А будни тусовки другими просто не могут быть. Представьте себе группу очень разных людей, которые собираются серьезно изменить мир, имея для этого совершенно разные причины, представления и почти никаких ресурсов. Комизм их жизни неизбежен, но их жизнь не должна сводиться к этому комизму.

— Илья Кормильцев был примером человека, который был ценнее целого движения, он был в прямом смысле слова просветителем. Оглядываясь назад на то, что было сделано и «Ультра.Культурой», и его деятельностью как публициста (вы ведь вместе работали в журнале «ОМ»), насколько, как вам кажется, это все сработало? То есть, были ли какие-то представления о том, что должно произойти, условно говоря, после открытия в России имен Паланика, Истона Эллиса и прочих?

— С Ильей мы дружили и занимались издательской деятельностью. Он отвечал в «Ультра.Культуре» за переводные книги, а я за местные. По ходу мы выдумывали и запускали в «Оме» эти смешные штампы, вроде «ренегатов гламура», «захватчиков сознания», «новых городских племен», «арт-телемизма» и т.п. Когда нас начали ощутимо щемить профессиональные патриоты из Думы и спецслужб, план у нас родился такой: создать по-настоящему подрывной вариант глянца, который спровоцирует настоящую революцию и необратимо изменит общество. К нам примкнул кое-кто из «Ома», арт-среды, киберпартизан, интеллектуалов и музыкантов. Возможно, мы много на себя брали, но уверенность, что мы это сможем, была полная, и готовность к конфронтации тоже. Оставалось найти на весь этот «Хелтер-Скелтер» денег для массового тиража и повсеместного распространения. Мы подготовили первый номер и обращались к самым разным олигархам с оппозиционным имиджем, в том числе и к заграничным. Никто на эту бомбу денег нам не дал. Так я практически выяснил две вещи. Олигархи, которые мечтают взорвать путинскую систему изнутри, — это пропагандистский миф. К сожалению. И ни одна революция не происходит просто по желанию креативной группы мечтателей, нужны гораздо более объективные причины, их уникальное совпадение. После этого выяснения Илья уехал из России, чтобы прожить в Лондоне последние несколько месяцев своей жизни.

ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО НА ГЛАЗАХ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НЕРАВЕНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ

— Интересно ли вам то, что происходит в современной русской литературе? Вроде как все еще существуют толстые журналы, несколько литературных премий, появляются какие-то новые персонажи, но публика оживляется, только когда выходят новые Пелевин или Сорокин (иногда — Лимонов или Прилепин). Почему, к примеру, американским авторам удалось вписаться в эту околохипстерскую культуру, а российские авторы никому, кроме самих себя и их поклонниц-корректоров в толстых журналах, не нужны?

— Мы живем в одной из самых несправедливых, классово контрастных стран на планете. Это имущественное неравенство на глазах превращается в неравенство образовательное и культурное. Заборы растут вверх не только на земле, но и в головах. Поэтому в целых городах исчезает культура чтения, вульгаризуется культурная жизнь, приходят в упадок библиотеки, потребление становится магистральным удовольствием, люди добровольно собираются вместе только для того, чтобы потреблять или молиться, а все остальное вытесняется за пределы их понимания. Вслед за советским «равенством» уходит и советская «грамотность». Поэтому литературная аудитория сокращается. Тем не менее внутри нее есть немало традиций с совершенно разным прошлым. Это и наследники советских консерваторов, вроде Прилепина, и наследники советских либералов, вроде Сорокина и Пелевина, и социальные фантасты, вроде Рубанова, и темные декаденты, вроде моего давнего приятеля Миши Елизарова. И стилисты-концептуалисты, вроде Пепперштейна. Есть и новая популярная поэзия в самом широком спектре, от Полозковой до Емелина и Родионова. Так получилось, что именно я их всех расставляю на полки в лучшем столичном книжном магазине, поэтому следить приходится. Что касается моего личного вкуса, то он всегда лежал в области самых малотиражных, инновативных авторов и изданий. Три самых интересных мне сейчас писателя — это Виктор Иванiв, Андрей Сен-Сеньков и Евгений Бабушкин. Они описывают сцены из еще непроявленного кино, о котором писал Вальтер Беньямин. Из журналов я предпочитаю те, что наследуют неподцензурной андерграундной традиции — «Воздух» Димы Кузьмина, «Митин Журнал» Волчека, или вот появился новый интересный «Носорог» Кати Морозовой. А из премий я слежу только за «Андрея Белого» и «Нос».

— Почему вы все еще живете в России? У вас богатый опыт путешествий по Европе, вы знакомы с «тамошними левыми». Чужим человеком за границей вы вряд ли были бы. Сейчас в информационной повестке все чаще возникает тема «не пора ли валить?». Не возникало у вас желание эмигрировать на время или навсегда?

— Меня часто об этом спрашивают, как уже уехавшие друзья, так и просто товарищи. Типа, ведь кто сейчас, пока еще можно, не уедет, тот как бэ сам виноват, и жаловаться потом будет глупо. Если по-простому, то жить в Москве мне гораздо интереснее, чем, скажем, в Лондоне, Барселоне или в Праге. К комфорту я равнодушен, а к приключениям нет. У меня всегда был ослабленный инстинкт самосохранения. Бояться то есть лень. И у меня ничего нельзя отнять, ибо я позаботился о том, чтобы у меня ничего не было, так что я не очень понимаю, как выглядели бы «притеснения» в моем случае? Я даже квартиру, в которой живу, приватизировать не стал, чтобы за нее не трястись и не быть потенциальным рантье, мельчайшим буржуа, пристегнутым к порядку. Лишение свободы? Думаю, это очень почетно — оказаться в сегодняшней путинской России по одну сторону решетки, ну, скажем, с моим товарищем Алексеем Гаскаровым и другими политическими заключенными. Но это еще надо заслужить. Пока я живу невидимой жизнью внутреннего эмигранта, пишущего книги для нон-профитных издательств с маргинальными тиражами. Кто бы я был в Лондоне, куда меня зовут перебираться? Еще один гуманитарный марксист, которых там и без меня хватает. Здесь мне гораздо проще чувствовать свою необычность, да и степень непредсказуемости будущего тут гораздо выше, а это наркотик, который ничем не заменишь.

— Все ваши книги доступны для свободного скачивания в интернете. Как вы считаете, каким должно быть отношение к интеллектуальной собственности? Насколько в принципе определение «интеллектуальная собственность» состоятельно?

— У нас в «Циолковском» одно время даже помещался штаб российской пиратской партии, и прямо в магазине происходил виртуальный учредительный ее съезд. Все, что связано со свободным скачиванием, открытым кодом, антикопирайтом, подтверждает ключевой тезис Маркса о том, что само развитие технологий делает товарную капиталистическую экономику абсурдной. Прежние категории собственности просто не надеваются на нынешнюю информационную экономику. Если мы можем делиться чем-то, не теряя этого, значит, открывается коридор солидарных, а не конкурентных отношений. Копирайт и патентное право превращаются в наглядное реакционное препятствие, вредное для людей и нужное только для сохранения капитализма. Это и раньше было видно. Вы можете купить билет и не пойти на фильм, но вы не можете пойти на фильм, не купив билет. Это означает, что фильм — это прежде всего товар, а потом уже сообщение. Информация находится в плену товарной формы, она подчинена рыночной логике на уровне доступа. Любая деятельность при капитализме имеет целью не результат, а прибыль. Но с появлением интернета и торрентов, с распространением пиратских бухт, абсурд капитализма стал очевиден миллионам пользователей. Интересно, что социалисты долгое время представляли себе переход к нетоварным отношениям так: сначала бесплатным станет хлеб и другая еда, потом одежда и лекарства, и так постепенно с ростом технологий и сознательности наступит полный коммунизм, а кто будет против, того уберет с дороги революция. Но ирония нашей истории в том, что обобществление началось с абсолютно другого края, с самых новых и субтильных высокотехнологичных вещей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.08.2014 08:38

    Как надоели эти ноющие либерасты... все у них просто - нет войне, даешь права и свободы. Однако сами, как правило, нигде не работают, пишут ажиотажные статейки в газетенки, да народ баламутят по заказу - этим и живут. Все они выросли в СССР, когда можно было не работать, а сидеть на шее у государства и поливать его же грязью в виде бренчания под гитару, типа андеграунд, подпольного издания запрещенной литературы и др. Пошли бы на завод, к станку, узнали бы каково это - кормить дармоедов, которые все из себя такие пацифисты, ориентируются на Запад и США. Однако по прежнему живут в России. Почему? Граница открыта, господа! Валите отсюда в страну молочных прав и кисельных свобод. Почему вы все в России-то ошиваетесь? Да потому что на Западе их брехня никому не нужна - за нее не платят. А здесь, в России - благодатная почва для "развешивания лапши" населению. Можно исполнять песни про нашу плохую "Систему", учить жить не в "Совке", не "в Империи зла" и т.д. Короче, можно ничего полезного не делать, но быть, типа музыкантом, политологом, публицистом, журналистом, дармоедом и паразитом общества, в общем...

    • Анонимно
      19.08.2014 08:57

      Уважаемый, это не либерал, а представитель левых взглядов, марксист. Читайте внимательно, и подтяни те свой уровень образования! Цветков - уникальная личность, мыслитель, один из самых интересных мыслителей своего поколения. Селяви, как говорится. Казанец

      • starr
        19.08.2014 09:37

        Никто его уникальность и не оспаривает. Вы тоже, наверняка уникальны в чем-то. Но в чем его помощь стране, людям? В рассуждениях на тему "как все плохо"? Так у нас каждый второй гражданин может написать собственную книгу на эту тему. Но никто не может вразумительно ответить - как поменять ситуацию в стране в лучшую сторону, без революций, без войны. Как выстроить такую систему, которая бы плавно самоликвидировала коррупцию, олигархов, бездельников, безработных?Пример Украины неужели ничему не учит? Там олигархи в борьбе за свое наворованное имущество готовы своих граждан убивать, наемные армии создают для борьбы с народом. У нас этого пока еще нет, но если "свергнуть" Путина, то однозначно будет. Какой бы ни был Путин, но он пока единственный человек, кто сумел собрать куски России, которые при Ельцине поделили и уже разрезали, только растащить в стороны еще не успели. Сейчас бы направить энергию граждан в правовое русло, на искоренение остальных пороков Правительства и чиновников. Но вместо этого народ бегает и кричит "Путин во всем виноват, долой его и т.д."Вроде бы уже неоднократно доказано, что при революциях к власти приходят далеко не самые правильные люди, но многим это до сих непонятно...

    • Задумчивый
      19.08.2014 09:11

      Все они выросли в СССР, когда можно было не работать (С)Эвана как оно )) Слов нету..

      • starr
        19.08.2014 09:43

        Да по-сути так и есть. Помните, наверное: "Где бы ни работать - лишь бы не работать".

      • Анонимно
        19.08.2014 10:14

        Мама или бабушка рассказывали, что в СССР надо было работать?

        • Задумчивый
          19.08.2014 11:21

          Евгений Ваганович!!Ну Вы то должны помнить! что даже была статья за тунеядство ))варианты вахта, "мертвая душа",сезонник прошу не рассматривать ))

          • Анонимно
            19.08.2014 15:19

            Джон Питерович! Любой живший в СССР знает, что каждый мог пойти на соседний завод или НИИ - никого не увольняли. Если совсем лень - кочегаром сутки через трое.

  • Анонимно
    19.08.2014 08:55

    Поддерживаю относительно вреда копирайта и патентования для развития технологий и человечества в целом. Информация и технологии не должны принадлежать кому-то одному, это противоречит целям развития социума. И да, мы действительно уже подощли к тупику развития потребления. У людей впринципе уже все есть для комфортной жизни - пища, кров, безопасность, работа, автомобиль. Дальнейший рост потребления человеком благ лишь проявляет низменные животные инстинкты человека. Дальнейший путь развития человечества должен быть связан с развитием технологий, а не ростом экономик и ВВП.

    • starr
      19.08.2014 09:47

      Копирайт и патенты - палка о двух концах. Когда вкладываешь несколько миллиардов денег в научные исследования, а потом результат твоего труда просто копируют и продают в 10 раз дешевле, чем у тебя, то возникает желание просто запретить другим использовать свои знания. В этом вопросе главное - не перегнуть палку...

  • Timur
    19.08.2014 08:56

    Убийственные аргументы,не менее убийственные выводы.Путину бы вбить его идеи в башку,глядишь,захныкав миллиарды со своим окружением не трясся бы теперь над проблемой как их сохранить,а решал бы проблемы справедливого распределения благ земных и занялся пониманием ценности труда человека работающего не только мозгами но и руками мозолистыми.Ибо всем понятно и ясно,на том свете никому миллиарды не нужны,есть человеческая память,когда ты можешь в историю войти вором и казнокрадам,а можешь справедливым и мудрым правителем.

  • Анонимно
    19.08.2014 09:55

    На счет неподчинения Украины и тем самым шока для правящей элиты россии.

    • Анонимно
      19.08.2014 10:21

      ....Лакеи вечные Европы,Её духовные рабы,Вы извратили отчий опытИ предков предали гробы,По прихоти дурной холопы,Прислужники чужих затей.Вы быдлом сделались Европы,Вы полюбили свист плетей.Вы предавали Русь стократно,Чужому - вверившись - уму.Вас Русь прощала, но обратноТянули шею вы к ярму.Вам Родины милей - чужбина.И суждено вам потомуЗнать волю... только господинаИ вечно кланяться ему. (А.С. Пушкин)

      • Анонимно
        19.08.2014 11:18

        Добавлю к оценкам разного рода "тимуроидных" пакостников либерастской "ориентации"следующее предупреждение всем нам. "Боюсь как дьявольской напасти.Освободительских забот.Когда рабы приходят к властиОни куда страшней господ". Игорь Губерман. Поэт философ, великолепный знаток политики и психологии. Знающий о деятельности либерастов, как российских так и тамошних, не понаслышке.

        • Анонимно
          19.08.2014 11:56

          Это вы, видимо, о себе. Про рабов, которые приходят к власти.

        • Timur
          19.08.2014 11:58

          Вот вот,согласен,в точку попали.Только рабы могут так не мерено хапать,потому как они не понимают, что такое достаток.

          • Анонимно
            19.08.2014 12:54

            11.56. и 11.58.по моему один и тот же человек. Сначала в растерянности просто аноним, а потом ником - анонимным подписался. Насчет "в точку попали", то этот Тимур напоминает "унтер -офицерскую вдову"которая помните, что сделала?Так и он.

            • Timur
              19.08.2014 13:39

              Sort of, если волнует чьи комментарии,можешь обратиться к модератору.Как я понял они ведут статистику IP адресов для учета числа комментирующих.Они могут подтвердить или опровергнуть.Good luck!

              • Анонимно
                19.08.2014 14:11

                Если это не клоны, а два разных человека еще хуже, что такие либерасты размножаются.Но насчет вдовы унтера все же промолчал, видно действительно сравнение в точку попало.А может он просто о ней не помнит, судя по шаржу в нике, школу давно закончил и память уже не та.

                • Timur
                  19.08.2014 14:43

                  Если ты умнее всех, кто это поймет? Лучшее средство для самоочищения, самосовершенствования и искупления в муках - молоко с огурцом.

                  • Анонимно
                    19.08.2014 16:54

                    И чего все от молока с огурцом в обморок падают? Пробовал, абсолютно никаких изменений в работе своего организма не наблюдал.

                  • Анонимно
                    19.08.2014 16:57

                    Аноним Тимур.Прочитав Вашу ахинею, подумал, что Али прав.Зря с улицы Волкова или Сеченова, не долечив выпустили.Пишете явно шизоидный бред.Впрочем судя по фото бесполезно лечить, человек Вы очень пожилой, и такое уже неизлечимо. Продолжайте "скакать" в постах, модератор пропустит, матерщины нет, ну а "тыканье" всех, это уж от дремучей невоспитанности.

  • Анонимно
    19.08.2014 11:38

    Ali

    Больной , диагноз должны ставить на ул. Сеченова в г. Казани.

    • Анонимно
      20.08.2014 20:03

      Вот и я говорю: отправить цветкова на перевоспитание на философский факультет ПФУ.Пусть там его научат колебаться вместе с линией правящей партии

  • Анонимно
    19.08.2014 14:34

    Про СиП смешно. Просвирнин нехило так раскрутил националистическое движение и в целом сделал неплохое информационное сопровождение стрелкову и ко. Короче, успешно вошел в современный дискурс.

    Леваки же в ответ вяло отмахиваются, книжки вон презентуют. А потом будут ныть, что Россия - страна фашистов. Конечно она будет страной фашистов, пока проекты уровня СиПа успешно пропагандируют свою идеологию среди молодежи, а леваки страдают в своих независимых книжных.

    Если что, никаких симпатий к нынешнему СиПу у меня нет, секта ватников и все такое, выглядит очень печально. Но эти левацкие оправдания правда умиляют, ну так нельзя просто. Ленин может и не позировал, но выпускал газетки, популярные, чем и занимается СиП.

    В общем, в этом и есть проблема современных леваков - они не могут предложить ничего, кроме отращивания патл и чтения лекций.

    • ДД
      19.08.2014 15:59

      Это то же самое, что сравнивать журнал "Вопросы философии" и "Телесемь" и говорить, что философы непопулярны, потому что они только отращивают патлы и читают лекции. Националистическую белиберду может написать любая макака, а в коммунистической публицистике нужно мало-мальски придерживаться стандартов научности и добросовестности.

      • Анонимно
        19.08.2014 16:12

        1. Странно, что ни одна макака до Просвирнина не смогла раскрутить свой националистический проект до миллионной посещаемости итд.
        2. Цветков говорит, что левацкий сип сделать для него - раз плюнуть, но он не делает, якобы он не соответствует духу марксизма. Его выбор, конечно, мужика можно понять - давать интервью и читать лекции легче, чем пытаться что-то изменить. Но дух марксизма - он такой, не попрешь.

      • Анонимно
        21.08.2014 09:35

        Не совсем так.Вспомните старый вопрос:социализм кто придумал - коммунисты или ученые?- Ответ: конечно коммунисты.Ученые сначала бы на собаках попробовали

  • Анонимно
    19.08.2014 15:34

    Не нравится, вали. Меня раздражают такие типы. Мужик-баба, ноется на жизнь.

  • Анонимно
    19.08.2014 18:26

    Мда... Цветков на фотке одной бумажечкой формата А3 припечатал весь режим. Не зря призывает смотреть в корень.

  • Анонимно
    19.08.2014 19:36

    Либерасты замахнулись на святое- кастово-сословное устройство России. Герцен, Гоголь тоже пытались что то сделать. Еще 150 лет назад... а воз и ныне там..

  • Анонимно
    22.08.2014 17:28

    А в чём прогрессивность капитализма в Польше?

    • Анонимно
      24.08.2014 12:11

      Ну там есть какая-никакая многопартийность, какая-никакая свобода слова и какая-никакая свобода личности т.е. там система является гибкой и позволяющей менять саму себя в лучшую сторону

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль