Общество 
24.08.2014

Римзиль Валеев: «Мусу Джалиля и других легионеров нередко выставляют то предателями, то фанатиками советского режима»

Почему важно вспоминать казнь автора «Моабитских тетрадей» и его соратников

Ежегодно 25 августа в полдень в Казани у памятника Мусе Джалилю проходит митинг в память о 11 татарских антифашистах, казненных в Берлинской тюрьме в 1944 году, 70 лет назад. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев в своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», размышляет о загадках и глубоком смысле этой трагедии, не имеющей аналогов в новейшей истории, когда в центре цивилизованной Западной Европы при помощи гильотины отрубались головы лучших представителей одного из восточных народов за то, что они боролись против фашизма.


ТО, К ЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРИВЫКНУТЬ

Каждый год, где бы ни находился, в полдень 25 августа переосмысливаю 30-минутное событие из давнего прошлого. Думаю об этих людях, об их последних минутах и секундах. Топор опускался с интервалом ровно в три минуты, за которые палач с помощниками успевали отбросить останки очередного казненного и привязать следующего, чье имя объявлялось в приговоре гитлеровского суда.

Думаю и не могу додумать до логического конца, фабулы события, свершившегося в тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 года. Каждый раз спотыкаюсь об какой-то порог непонимания, даже если не могу подойти к траурному митингу. Главная «изюминка» в том, что здесь читают стихи, которые стали одной из причин казни Джалиля и еще 10 сыновей моего народа.

Здесь речь идет не только Герое Советского Союза, лауреате Ленинской премии Мусе Джалиле. Перед нами предстают все 11 мужественных людей, сделавших непростой выбор, когда можно было продолжать жить, выбрав чуть «разумный» вариант поведения. А всего жертв войны было 30 миллионов и даже больше — расстрелянных, отравленных газом, сожженных, уничтоженных бомбами и снарядами. И эти десятки миллионов смотрят оттуда и на нынешних вандалов, раскручивающих и финансирующих маховик войны. Их позиция более четкая, чем иезуитская логика политиканов и псевдо-дипломатов, олигархов массового человекоубийства.

Первым был казнен организатор подполья Гайнан Курмаш (крайний слева)
Первым был казнен организатор подполья Гайнан Курмаш (крайний слева)

Погибших — миллионы, но прежде всего я думаю об этих 11, казненных по средневековым ритуалам, с официальным объявлением врагами фашистского режима.

К этому событию привыкнуть нельзя, хотя митинг памяти 25 августа проводится традиционно, не один десяток лет.

Иногда смотрю в глаза проходящим мимо в сторону Кремля или Булака случайным прохожим и испытываю страх и потрясение, если вижу равнодушие и непонимание того, почему в эти минуты звучит траурная музыка и отбивается стук метронома. Неужели кто-то уже привык к ритуалам памяти или события, люди минувшего века просто забываются? А, может, просто не знают о них? И это предположение мне кажется таким же тревожным, даже страшным обстоятельством, как и сама ритуальная казнь в центре Европы.

Аида Ханина сильно удивилась своему не знанию деталей гибели Мусы Джалиля и его соратников
Аида Ханина сильно удивилась своему незнанию деталей гибели Мусы Джалиля и его соратников

НЕСЛУЧАЙНЫЕ СОВПАДЕНИЯ

В прошлый понедельник показывал приехавшей из Екатеринбурга Аиде Ханиной Казанский кремль. Много повидавшая за свою жизнь, немало знающая Аида Мушарафовна спросила, чьи барельефы высечены на мраморной стене у памятника Джалиля. Имена и биографии 10 казненных вместе с поэтом я запомнил навсегда, и знаю не до конца оцененную их роль в отечественной и мировой истории. Но как-то в этот раз не смог убедительно и четко сформулировать, почему эти бронзовые портреты выстроились на мраморной стене рядом со строками Джалиля.

«Их казнили в Берлине...» — сказал я растерянно. Трудно объяснить то, что знает каждый школьник. Я поспрашивал у знакомых школьников, что они знают о Джалиле и почему ему поставлен памятник. Ответы звучали довольно размытые: был в плену, сидел в тюрьме, у него была тетрадь со стихами... Все правильно! Но трудно понять и объяснить, почему за тетрадку стихов и какие-то поступки казнили 11 татар в центре Берлина. И почему присвоили поэту звание Героя Советского Союза, а тетрадка его удостоена высшей награды той огромной страны?

При желании об этом можно прочитать в книгах, посмотреть в фильмах. Их много, и для кого-то они уже кажутся обыденными. Но мне было как-то неудобно отсылать к ним. В книжном магазине на Баумана продается прекрасная книга Рафаэля Мустафина на татарском языке обо всей изыскательной работе по следам Джалиля и его стихов. Она издана недавно, уже после ухода Рафаэля Мустафина. Но только на татарском языке, хотя спрос на русскоязычные варианты тоже немалый. И, что удивительно, в магазине нет стихов Мусы Джалиля на татарском, как и другого героя — поэта Фатиха Карима. Четырехтомних Джалиля давно уже «прошел». Правда, в Чебоксарах недавно издана «Моабитская тетрадь» на чувашском языке, что порождает пикантную ситуацию.

А тогда на площади перед казанским Кремлем Аида Мушарафовна, набравшая книг об истории и культуре своего народа, стала внимательно рассматривать бронзовые портреты Гайнана Курмаша, Фуата Сайфульмулюкова, Абдуллы Алиша, Фуата Булатова, Гарифа Шабаева, Ахмета Симаева, Абдуллы Баттала, Зинната Хасанова, Ахата Атнягева, Салима Бухарова...Она сильно удивилась своему незнанию деталей гибели Мусы Джалиля и его соратников, все допытывалась, как все произошло. Уверен, она уже в Екатеринбурге рассказывает своим внукам подробности увиденного в Казани.

Камария Хамидуллина взволнованно поделилась тем, что в архиве учебного заведения нашла новые материалы, письма, документы, фотографии о Джалиле
Камария Хамидуллина поделилась тем, что в архиве учебного заведения нашла новые материалы, письма, документы, фотографии о Джалиле

А на следующий день директор Казанской гимназии №2 Камария Хамидуллина взволнованно поделилась со мной, что в архиве учебного заведения нашла новые материалы, письма, документы, фотографии о Джалиле. Уже к концу дня мы сидели в ее кабинете, перебирали пожелтевшие листки. Вот письмо Абдуллы Алиша, написанное на бланке газеты «Пионер калэме»... Вот фотография и мемуары родственника Джалиля Тагира Курбанова. Вот 16 страничные мемуары жителя Архангельска Михаила Иконникова, который описывает свои встречи с Мусой Джалилем в те самые годы. Особенно ценным и уникальным мне показалось письмо Хадичи — родной сестры Джалиля, о которой поэт написал широко известное юмористическое стихотворение. Текст на татарском языке без ошибок, буквы ровные, красивые. Хадича Мустафовна обращается к казанским школьниками, к клубу «Красная ромашка», соглашается дружить с ними, приезжать из Оренбурга, приглашает в гости.

Раньше здесь, на месте второй гимназии, располагался интернат для сирот, потом для одаренных детей из районов республики. Почти полвека назад, после реабилитации Джалиля, учителя и следопыты-школьники занимались исследовательской работой.

Конечно, многие из найденных в нынешней второй татарской гимназии материалов известны ученым, некоторые из них опубликованы, хотя есть и уникальные. Суть в том, что именно сейчас обнаруживаются подлинные свидетельства о легендарных личностях и об исторических событиях. Из прошлого возвращаются не только письма и документы, даже голоса...

И вот еще одно совпадение. Буквально на днях живущая в Берлине уроженка нашей республики Венера Вагизова привезла аудиозапись четырех песен в исполнении «капеллы» — агитбригады легиона «Идель-Урал», организованной при непосредственном участии Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша.

Такой записи никогда и нигде не было! Известны грамзаписи песен пленных-татар первой мировой, сделанных в 1916 году. А вот грампластинка с записью ансамбля и голосов из 1944 года найдены немецкими учеными только сейчас. Даже историк Искандер Гилязев, занимающийся этим направлением, их впервые услышал только сейчас, буквально на этой неделе. Аудиозапись мы разместили на сайте конгресса татар тоже в прошлый вторник, в видеоинтервью с Венерой Вагизовой. Одну из записей — песню Салиха Сайдашева «Жэй айлары» можете послушать прямо сейчас. Это голоса не сломленных людей, хотя к тому времени подпольная группа Курмаша-Джалиля была арестована, шло следствие.

Наверное, исполнители сильно тосковали по родной природе, по близким, хотя не были уверены, что встретятся. Волнующие звуки из прошлого впервые прозвучали в Казани тоже на этой неделе. Осенью нашедший эти записи немецкий ученый Мисте Хотопп Рике собирается приехать в Казань и в Набережные Челны, где выступит с докладом о найденных пластинках. Хотелось узнать имена участников капеллы и агитбригады, что пока невозможно. Но не будем терять надежду.

Мне показалось, что все эти мистические эпизоды с Аидой Мушараповной, находками во второй гимназии, а также аудиозаписью из Берлина — неслучайные совпадения.

ВСЕ БУДЕТ, КАК ОБЫЧНО...

25 августа, в понедельник, состоится тот самый митинг памяти. Наверное, все будет, как обычно. Утром состоится встреча в потрясающем музее-квартире Мусы Джалиля на ул. Горького, 17. В полдень Союз писателей организует выступающих, пригласит гостей, среди них будет Чулпан Залилова, дочь поэта. На площадь им. Первого мая придут приглашенные, причастные к литературе и войне уважаемые люди. Обычно их набирается 500 - 600 человек. Обычно они приходят сами, не по разнарядке.

При желании можно собрать и 40 тысяч и заполнить стадион. Для меня важно число сопереживающих казни лучших людей, случившейся 70 лет назад. Не простой этот вопрос: обыденность и привыкание к тому, к чему невозможно привыкнуть. Количество приходящих, вспоминающих, испытывающих потрясение как критерий, измеритель совести. Как датчик отношения к фашизму и реальному мужеству честных людей.

Как обычно, в кулуарах и в прессе затронут роль и место Мусы Джалиля и других казненных. Для меня не так важно, кто был командиром, организатором антифашистского, а кто — исполнителем, идеологом. Главное, татаро-башкирские батальоны не вступили в бой против своих. Уже в феврале 1943 года 825 батальон легионеров ушел к партизанам вместе с пулеметами и пушками. Об этом можете узнать, пробив в поисковике «Операция «Шаровая молния».

За Курмашем под топором палача пали с интервалом в три минуты десять его соратников
За Курмашем на гильотине были казнены с интервалом в три минуты 10 его соратников, включая Джалиля

Вопрос, кто был смелее и главнее не так актуален. Людей по военной значимости расставила очередь к гильотине. Нисколько не удивляет, что организатором подполья был Гайнан Курмаш, выросший в Марийской Республике, он был казнен первым как главный злодей. Потом Фоат Сайфульмулюков из Ташкента, корнями из Оренбуржья, за ним Абдулла Алиш из Спасского района Татарстана. Потом Фуат Булатов из Башкирии. Затем Муса Джалиль, родом из Оренбургской области, живший в Москве и Казани. Он же именовался Гумеровым или Залиловым, что нисколько не удивляет. Например, Салим Бухаров на самом деле оказался Галянуром Бухараевым из Миякинского района Башкортостана.

Иногда говорят, что Джалиль не был ярким знаменитым командиром, как будто в подпольной работе ценится пиар и самореклама. Главное — известный поэт, руководитель Союза писателей, работавший в свое время в ЦК комсомола, издававший в Москве детский журнал, депутат Казанского горсовета Джалиль был среди тех, кто выступил против фашистов. Таких расстреливали сразу. Джалилю удалось выжить в ранге «культработника».

Думаю, и после 70-летия казни будут писать 1 - 2 письма, как обычно, с вопросом: «Когда уберете памятник предателю?» Его моабитские стихи стали легендой, выразителем идей и настроения миллионов людей. Он при таких заслугах «удостоен» фашистской гильотины. Тем самым начисто оправдан и признан вне всяких подозрений. Хотя в случае возвращения был бы расстрелян за «сотрудничество с врагом». Он заслужил памятники в Казани и в разных городах и регионах. Но в сознании части людей останутся подозрения ко всем пленным, особенно к тем, кто сотрудничал с противником. Как Штирлиц-Исаев, как бойцы РОА под командованием Андрея Власова. Если в национальных легионах были пара десятков тысяч принужденных «добровольцев», то в российской освободительной армии были сотни тысяч, почти миллион воинов.

Нетрудно представить, через какие муки они прошли. Хотя в этой «армии» и среди легионеров могли быть и убежденные враги большевизма и Советского Союза. Такие не скрывали своего отношения к стране и после войны ушли на Запад.

Правда, после развала Союза отношение к бывшим врагам тоже неоднозначно. Адмирал Колчак, проливший кровь красноармейцев, теперь романтический герой и жертва произвола жестоких коммуняк. Белая эмиграция, несимпатизировавшая Гитлеру, признана настоящей патриотической элитой.

Мусу Джалиля и других легионеров нередко выставляют то предателями, то фанатиками советского режима.

ДЖАЛИЛЬ И ГАРИФ СУЛТАН

Несколько лет назад прошумела и временно затихла дискуссия с противопоставлением Джалиля бывшему сотруднику комитета «Идель-Урал», а потом директору радио «Азатлык» Гарифу Султану. Последнего я знал, неоднократно встречался. Я, как и другие коллеги, уважал его как яркого татарского общественного деятеля. Поскольку он был моим земляком и мы в разные годы учились в одном и том же вузе, у нас были теплые отношения. Не раз я пытался пригласить его в гости, но он боялся приехать, вероятно, по нему действительно выносился приговор по 64 статье. Но после войны уже он был не предателем, а просто врагом советского режима. Не менял своих взглядов.

Думаю, в годы «холодной войны» зря из него «сделали» предателя, который сдал Джалиля и чуть ли не держал ему голову при казни. Гариф Султан был очень обижен и всегда говорил, что Джалиля знал плохо, что он не был таким великаном, каким теперь предстал на площади рядом с казанским кремлем. Так получилось, что они стали легендами с разных сторон фронта. Вероятно, слава Джалиля ему не давала покоя. Но иначе быть не могло!

За цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» Мусе Джалилю присудили Ленинскую премию
За цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» Мусе Джалилю присудили Ленинскую премию

Они оба попали в плен и оба записались в легион «Идель-Урал», но их статус и отношение к военному формированию СС были различными. Муса и другие легионеры при первой возможности стали готовиться к переходу через фронт. Хотя не исключаю, что они в плену и в легионе оказались случайно, из-за естественного стремления к жизни.

Они очень «виновны» перед Сталиным, который перед ужасной войной крепко дружил с Гитлером и делил целые страны Восточной Европы, за то, что не убили себя при пленении и позже. Согласно приказу, они немедленно должны застрелиться, как только окажутся в окружении неприятеля. Предусмотрительно оставив пулю для себя. Этого не смогли сделать 5 - 6 миллионов попавших в плен советских солдат и офицеров. Многие из них потерялись и погибли в плену, вернувшихся на родину ждали позорный статус, трибунал и Колыма. Мусу Джалиля в конечном счете от позора спасла гильотина.

Гариф Султан остался убежденным противником большевизма, сотрудничество с германскими и американскими структурами для него было естественным занятием. Он был хорошим культурологом, душой и идеологом антисоветского радиовещания, участвовал в антибольшевистских симпозиумах и конференциях. На нем не было крови, расправ с бывшими соотечественниками. Он стал образцовым немцем и американцем, настоящим офицером эпохи холодной войны. Я встретил его во время перестройки, когда такие жесткие идеологи уже не были востребованы. Он обижался на Рафаэля Мустафина, который представил его врагом Джалиля, хотя на самом деле они не были толком знакомы.

В 1956 году посмертно Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза
В 1956 году посмертно Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза

Его образ и внутренний настрой противоречивы. Некоторые общественные деятели после поездки в Мюнхен были очарованы его преданностью татарской идее. Кое-кто поспешил объявить Гарифа Султана альтернативой «красному» и просоветскому поэту Мусе Джалилю, признав его (Султана) одним из «настоящих» татарских национальных героев, которые вместе с другими странами (в данном случае Германией и США) хотели добыть свободу и государственность своему народу.

Эта идея ошибочна и обманчива, так как ни Гитлер, ни заокеанская империя не могли и не собирались строить государство «меньшинствам». «Заказчики» из германской рейхсканцелярии и министерства восточных территорий могли накормить пленных, создать материально-бытовые, культурные условия взамен на верность и реальную помощь в борьбе со своим противником. Как раз этого не получилось.

«СБОРНАЯ КОМАНДА ВСЕХ ТАТАР» РАЗВАЛИЛА ЛЕГИОН

К концу 1944 года стало ясно, что план использования национальных антибольшевистских военных формирований под флагом рейха провалился. Не самый многочисленный среди таких корпусов татар-башкирский легион «Идель-Урал» стал примером бесперспективности затеи фашистских идеологов. Самой кровавой, кульминационной точкой этой битвы я считаю казнь 11 лидеров, собравшихся из Татарстана, Башкортостана, Оренбуржья, Ташкента, Казахстана, Марий Эл. Никто больше не пережил трехминутных интервалов перед натурально кровавым топором. Их духовная сила, чистота, мужество должны были вызвать панику у одних и восхищение у своих. Среди 18 великих героев антифашистского сопротивления Германии — 11 человек — наши земляки и мои соплеменники.

Можно представить разочарование Гитлера, Гимлера и Розенберга — легионы повернули оружие против фашистов! Неудачной для гитлеровцев была именно политическая мотивация татарского ядра. Внешне покладистые татары, получив хорошие бытовые условия в легионе, не хотели воевать против «своих». Они вступили в легион для того, чтобы выжить и вернуться домой.

Они не предатели, так как не был врагом народа осужденный в 1938 году Фатих Карим. Фатих прямо из тюрьмы ушел на фронт, писал стихи, бесстрашно воевал с одной, восточной стороны фронта. Джалиль творил и действовал с западной. Их манила и вдохновляла одна и та же «муза» — любовь к Родине и своим друзьям, близким.

Основная мысль стихов Моабитского цикла Джалиля — верность клятве, Родине, желание вернуться в родные края, обнять близких — воспринимается как политическая программа людей, оказавшихся в труднейшем положении. Когда стало ясно, что с возвращением домой вряд ли получится (если бы легионеры даже перешли на советскую сторону фронта, их ждали расстрел или Колыма), главной темой стала честь, достоинство, красота жизни и готовность проститься с нею.

Потрясающий драматизм стихов это четко выражает... Раскаяния, сожаления в стихах нет. И эти стихи передавали настроение татарского антифашистского сопротивления, служили для них камертоном, создававшим настрой и смысл жизни и смерти.

И вот для меня ежегодно 25 августа наступает момент истины. Джалиль и еще 10 наших земляков поднимаются на эшафот, как на постамент. Трудно придумать более страшную картину. И она вызывает боль и гордость. Суть этих заметок и моя цель — понять и объяснить необычайное, огромное значение трагической гибели Курмаша, Джалиля и товарищей. Хотелось бы, чтобы у этих 11 было как можно больше поклонников. Не меньше, чем футбольных фанатов команд, в которых по совпадению ровно по 11 спортсменов.

Судьба «татарской команды», увековеченной на площади перед Казанским кремлем, потрясает. К непридуманной легенде их загадочной жизни м смерти привыкнуть невозможно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.08.2014 10:17

    Трудно поверить! Я тоже не знала про гильотину и 11 казненных. Всегда проходила мимо памятника, думала что Джалиль много лет сидел в тюрьме и не выдал секретов Советской Армии. В школе подроностей нам не говорили

  • Timur
    24.08.2014 10:43

    Спасибо за статью,кому надо те помнят Джалиля.Понятно,их мужество и стойкость не определялось режимом Сталина.Родина для них-их матери,отцы,братья и сестры,земляки и весь татарский народ.Здесь один аноним писал, как один татарский парень взял русское имя и фамилию отчима.Теперь можете представить кем он будет в лагере или в тюрьме? Я знаю,будет он петухом в лучшем случае если свои же не прибьют как предателя.Стихи Джалиля убийственно проникновенные.Я никогда не был сентиментален,но прекрасно помню как слезу вышибло чтение стихов нашей библиотекарши во время концерта посвященному к 9 мая.Мне тогда было 10 лет.Действительно,только тогда понял,не всем дано так читать стихи.Стихи пропитанные болью в душе и любовью , трагедия людей обреченных но не сломленных во имя будущего татарского народа.Они понимали,прошлое без фальши,залог на настоящее будущее.Своим поведением они показали,нельзя нам татарам быть похожими на тех,кто пишет записки в «аналитические» центры.

    • Анонимно
      25.08.2014 14:23

      Да, с одной стороны - Джалиль, а с другой - Объединённая Европа. Спустя 70 лет ничего не изменилось.

  • Анонимно
    24.08.2014 10:46

    У меня от стихотворения" Варварство" всегда мурашки...

  • Анонимно
    24.08.2014 11:51

    Конечно, они должны быть в числе национальных героев, которых должен знать и гордиться каждый татарский школьник.

  • Анонимно
    24.08.2014 11:52

    Немецкие нацисты в первую очередь расстреливали следующие категории своих плененных противников: коммунистов-большевиков, евреев и цыган. Джалиль был не просто коммунистом, он был политруком. И однозначно подпадал "в категорию". И автор "забыл" упомянуть, что Мусу Джалиля приговорили к казни как гражданина гитлеровской Германии. Он до ареста свободно жил в Берлине, нося у себя в кармане аусвейс со свастикой. Нужно признать, что объективного исследования биографии поэта до сих пор нет. Есть пропагандистская ура-патриотическая писанина. Римзиль эфэнде, как всегда много чего "зашифровал" в своем тексте. Кто в теме, те понимают суть. И прежде всего он сам все прекрасно понимает.

  • Анонимно
    24.08.2014 11:53

    Рамзил ага, неплохо было бы услышать и Фаузию Байрамову по этому поводу. Она несколько раз была в Германии, изучала " боевой" путь Мусы Джалиля, добыла документы в отношении джалиля. Вы пишете что " некоторые писатели" , это про нее Вы наверное говорите. Мы слышали что после последней поездки в Германию , в аэропорту у нее отобрали все добытые документы , сотрудники ФСБ ее строго предупредили если она напишет хоть слово сядет в тюрьму. Насколько это правдиво? . Уважаемый " БО" , как думаете? .

    • Анонимно
      24.08.2014 14:19

      Среди некоторых есть и А.Сахапов))))

    • Анонимно
      24.08.2014 19:50

      байрамова свое слово уже сказала про детей из межнациональных браков, теперь ее слушать себя не уважать

    • Анонимно
      25.08.2014 16:55

      11.53. Байрамова давно уже никому не нужна и забыта. Вот теперь старушка и придумывает сказки, что бы цену набить.У ФСБ есть дела намного серьезнее, чем выяснять о чем эта экс -голодающая ханумка болтает.Она кстати неплохие очерки по истории татар, в газетках пописывает.

  • Анонимно
    24.08.2014 12:06

    А я слышал и про другую историю, в которой якобы Муса был послан специально предупредить татарских легионеров, что будет с их родными и близкими, если они будут воевать на стороне Гитлера. И более того, что будет с татарами, которых также, как и крымских татар, собирались по этапу отправить в Магадан. И в застенках НКВД применяли не гильотину, а просто стреляли в затылок, причем пачками тем, кто был недоволен властью. Ну менее активных отправляли умирать на Крайний Севере, строить железную дорогу Воркута - Норильск. И печи были не нужны, закапывали тех кто умер, рядом с дорогой. Так что на костях ездили по этой дороге. Трагедия в том, что с одной стороны изверг и тиран, и с другой стороны - палач и душегуб. Выбор то был не большим. И при немцах люди жили и при сталинском режиме. И методы гестапо не очень то и отличались от методов НКВД. Один вел свой народ на бойню ради идеи, да и другой с не меньшим пылом вел под коммунистическими знаменами на убой свой народ. И идеологии то были схожи, и флаги и лозунги. Правда одни хотели социалистический рай построить только для своего народа и евреев видели в качестве врагов. Почему то считали, что евреи мешают им в этом. А другой хотел загнать в социалистический рай все народы планеты. И тут ему евреи были союзниками. Вот и вся разница. Упс

    • Азат Д
      24.08.2014 13:01

      «А другой хотел загнать в социалистический рай все народы планеты» - Сталин то как раз уничтожил Троцкого и троцкистов, которые хотели мировой революции и экспансии коммунизма по всему миру. После смерти Сталина, Хрущев продолжил их дело.

      • Анонимно
        28.03.2016 05:44

        Плевал Троцкий на эту страну, у него план по мировой революции горел. А развал пошёл с Хрущёва.

  • Анонимно
    24.08.2014 12:12

    Прочитал размышления Р.Валеева. Знал хорошо,Р.А.Мустафина, не только писателя, историка и философа но и очень порядочного человека.Он считал этого, как написал о нем Валеев" офицера холодной войны" Г.Султана предателем в "войне горячей" и считал его прямо причастен к смерти джалилевцев, как бы тот не "заметал следы".И то, что не приехал в РТ правильно, это было бы кощунством, как бы не выдавали Азатлык" за положительное явление.Кстати Валеев, мог бы напомнить, что и в наше время не перевелись любители бросить грязь на память Джалиля и его друзей. Одного такого "писаку" за клеветническую пьеску о Джалиле, даже из союза писателей несколько лет тому назад исключили.Не знаю его дальнейшую судьбу, но об этом "антиджалевском" выпаде писали много, по моему даже дочь собиралась в суд подать за клевету на отца. В этом году на 103 году жизни умер его двоюродный брат ( их мамы были родные сестры)участник войны Тагир Яхич Курбанов, который много сделал, что бы показать роль Мусы в воспитании молодежи еще в Оренбурге. Памяти Курбанова, с его биографией с новыми ранее неизвестными фактами о жизни Джалиля были посвящены статьи в "Звезде Поволжья" и газете ПФУ. Оценивая в целом, считаю статью Валеева нужной и своевременной.Полагаю, что к 70 - летию Победы надо переиздать "Моабитские" стихи поэта и книги Р.А.Мустафина и Ш.Х. Хаматова, тоже одним из первых написавшего о Джалиле.

    • Анонимно
      24.08.2014 15:05

      Ваш историк-патриот Рафаэль Мустафин был бы порядочным человеком, если наклевитав Гарифа Султана всю жизнь, назвав его предателем, встретился бы хотя бы раз с ним, прежде чем получить многочисленные премии за это!Римзиль точно зная пишет, что "не были толком знакомы", они не видились ни разу! У Султана было огромное желание поговорить тет а тет с Мустафиным. А Мустафину не нужно было этого делать, или боялся, ведь лучше сочинять байки нужные стране! Он этим отлично справился. Гариф Султан и Мустафин умерли в один год, как ирония судьбы.Муса Джалиль не был лидером, он отлично жил в плену, отдыхал в санатории для легионеров, это Мустафины отмывают мозги, сочинив всякие сказки...

  • Анонимно
    24.08.2014 12:18

    "Отмечая вместе юбилей Ясско-Кишиневской операции, народы России и Молдавии еще раз подтверждают общий исторический фундамент двусторонних отношений, закаленный в совместной борьбе против "коричневой чумы", — сказал в воскресенье посол РФ в Молдавии Фарит Мухаметшин.Он напомнил, что в боях погибли более 11 тысяч советских солдат, "отдавших свои жизни, чтобы оставить потомкам бесценное наследство — свободу и мирное небо".

    • Анонимно
      24.08.2014 12:56

      А может надо вспомнить и про другую дату. 23 августа Молотов и Риббентроп заключили договор о ненападении. Гитлеровская Германия и сталинская Россия стали союзниками, помогали друг другу, делили Польшу и Прибалтику, Бессарабию.

      • Анонимно
        28.03.2016 05:48

        Да, зашибись было бессрабским под румынами, ага. Почитал бы лучше про кичливых и чванливых ляхов, не жалел бы их. Чехословакию делить - так они горазды, а их делить - так до сих пор плачутся. "Чванливый лях - тот гирше курвы". А Прибалтику купил император Петро Перший за дофига серебра, они уже за это должны. И пролетарское движение там было, ибо покращення что-то при незалежности так и не наступали. А у нас коммунизм будували.

    • Анонимно
      24.08.2014 12:58

      О 12.18. Конечно, хорошо, что там есть посол,очевидно тезка нашего спикера, с его проникновенным напоминанием молдаванам о совместном боевом прошлом. Помню даже песня была замечательная о смуглянке молдаванке в партизанском отряде.Но каковы сейчас отношения Молдавии к НАТО и санкциям? Хватило ли ума не участвовать в этом антироссийском "шабаше"или все же заставили "прогнуться".

  • Анонимно
    24.08.2014 13:10

    Жаль, что в Казани не может быть набережной Джалиля

  • Анонимно
    24.08.2014 13:52

    Нужно назвать именами казненных 25.08.1944 героев назвать улицы, школы, организации, расскзыват он них подробно. Пока извстен лишь детский центр им Алиша.

  • Анонимно
    24.08.2014 15:36

    Люди погибли геройски,о чем тут говорить...Им тоже хотелось домой,на Волгу......Кстати,миллионы вернулись из плена...Это те кто втихаря ждали освобождения....Правда,многим пришлось потом сидеть уже на родине....Как Девятаеву,например....

  • Анонимно
    24.08.2014 15:40

    Мне 50 лет. В моё школьное детство -когда на уроки татарского забирали с уроков труда, - мы знали, кто такой Муса Джалиль, о его подвиге и стихах. Учили наизусть на уроках татарского. В других регионах, знаю, есть русскоязычные люди, кому тоже близко творчество Джалиля и волнуют его стихи. странно, что теперь, когда возможности татарского языка и образования значительно расширились по сравнению с моим детством, молодое поколение не знает кто такой Муса Джалиль. И это не их вина, а недоработка системы образования в Татарстане, если юному поколению не могут рассказать о национальном герое!

    • Анонимно
      24.08.2014 18:47

      Прочитал статью и комментарии.Подавляющее большинство понимают кто такой Джалиль и такие как он патриоты и кто такие прислужники фашистов как Гариф Султан. Которого Валеев вежливо назвал "офицер холодной войны" Жалко, что у него есть духовные потомки как 11.52 15.05 и упыс. Именно им подобные на Украине хороводы водили вокруг Бандеры. А теперь эти духовные власовцы у нас пытаются ставить на одну доску фашистов и советских солдат.Конечно можно пока анонимно писать пакости о фронтовиках.Полагаю, что пока.Есть статья об уголовном ответственности за это. В демократической Европе сажают даже тех кто отрицает холокост.Для 15.36. Девятаев не сидел ни на Колыме ни поближе. Как все офицеры прошел фильтрационную проверку в течении месяца, потом вернулся.Конечно на него "косились" но работал.Его "взлет", как и посмертный Джалиля начался после ХХ съезда партии когда сняли огульное обвинения с бывших военнопленных - был в плену значит предатель или пособник или подозреваемый. Среди них были разные - и Девятаевы и Г.Султаны, если уж обобщать образы.Не представляю как этот Султан в Казани смотрел бы в глаза честным людям.Хватило ума не приезжать, хотя никто сажать его не стали бы стал бы.Рафаэль Мустафин бывая в Германии, хотел задать ему несколько вопросов и показать копии документов с его подписью.Он уклонился от встречи.

      • Анонимно
        24.08.2014 19:43

        Для 18.47.Согласен с вашей оценкой Г.Султана и его "духовных внуков".Осталось меньше года до 70 - летия нашей Великой Победы.Думаю, что все эти "духовные власовцы" умиляющиеся Г.Султаном прижмут свои грязные языки и перестанут стучать по клаве разные пакости о войне.

  • Всё хорошо в статье, кроме попытки оправдать, смягчить отношение к Гарифу Султану. Это идейный враг нашей страны, России. Не надо его обелять или писать о нем как "о вынужденной жертве" и т.п. Валеев, который сам работал с десяток лет в радио "Азатлык" ("Свобода"), финансируемым Конгрессом США, понятно почему симпатизирует Султану: идейный предшественник, как никак. Отсюда и удивительно умеренно-комплиментарный стиль написания абзацев про Гарифа Султана. Нам, татарам-патриотам России, не нужно реабилитировать этих зарубежных татарских сепаратистов, мечтавших о независимом Татарстане, в особенности, тех, кто надевал мундир солдат вермахта.

    • Анонимно
      24.08.2014 19:09

      17.43. Сулейманову. Г.Султан не только надевал мундир вермахта но и верно служил фашистам, а затем "натистам". Надевать мундир и служить "две большие разницы".Здесь и проходит водораздел между г.султанами и им подобными и Джалилем и его соратниками, в широком понимании этого слова.

    • Анонимно
      24.08.2014 19:25

      Не стоит смешивать пропаганду с реальной историей, фактами. В этом отчетливо виден стиль мышления Раиса С. - плевать на факты и людей, лишь бы поливать грязью кого следует. Это не науки и не публицистика, известная контора. Жаль, что татарофоб Сулейманов, претендующий на выражение истины, занимается политстукачеством, как обычно. Р. Валеев четко оценивает Гарифа Султана врагом Советского Союза, работавшим на западные страны. Это бесспорно. Национальным героем его выставляли совсем другие общественные деятели. У кого есть факты о его причастности к военным преступлениям? Пока ни у кого. Иделога-противника надо уметь уважать, чтобы превзойти его. РВ это удается.Автор написал честную статью. 11 татарских батыров казнены. Молодым и всем соотечественникам надо рассказывать о них. Чтобы не деградировали...

      • Анонимно
        24.08.2014 20:02

        Джалиловцы не предатели татарского народа. Они хотели на территории нашей страны создать государство Идель Урал и по планам фашистов оно должно было быть независимым и поэтому он принял присягу Германии и стал офицером вермахта!

        • Анонимно
          24.08.2014 20:40

          О 20.02. Этот шизоидный или заказной бред - псаканье, комментировать не буду.Пусть читатели сами оценят. Особенно, что Джалиль хотел создать "Идель -Урал" и вместе с соратниками стал для этого офицером вермахта.Это не просто ахинея но злонамеренная клевета.

    • Анонимно
      24.08.2014 20:01

      Ты стучи, стучи-Тебя Богъ простит.А Начальничекможет срок скостит

    • Анонимно
      25.08.2014 22:54

      Раис, а кто такие "Нам, татарам-патриотам России"? Огласите пожалуйста список тех татар? от кого имени вы пишете? Ваш институт это вы и яна амелина. Надо писать так "Нам с Яной Амелиной и далее по тексту

  • Анонимно
    24.08.2014 20:30

    Немцы казнили их в один день как предателей Германии вместе с заговорщиками устроившими покушение на гитлера!

  • Анонимно
    24.08.2014 21:09

    Удивительно, но до сих пор нет станции метро в Казани имени М.Джалиля.

  • Анонимно
    24.08.2014 21:14

    Спасибо за статью!

  • Анонимно
    24.08.2014 21:51

    Джалиль принял присягу в РККА. Те, кто был ей верен, были расстреляны в лагерях. Какие еще вопросы?

  • Анонимно
    24.08.2014 21:51

    Оказавшись в плену жизнь военнослужащего уже не принадлежит ему, она всецело отдана на откуп хазяевам положения. Нет сомнений, что немцы вели свою игру, пытаясь склонить военнопленных к сотрудничеству-предательству. Группа М.Джалиля переграла немцев, что стоило им жизни. При этом ими был сохранен внутренний стержень - любовь к Родине, к своей земле. Это однозначно есть подвиг! А его стихи - это дар землякам, дар родной земле. Как бы это звучало не высокопарно, но в этом и есть суть того далекого события, которое мы именует как подвиг. (татарстанец, русский по этносу).

  • Анонимно
    24.08.2014 22:38

    Размышления Римзиля Валеева представляют интерес не только с исторической точки зрения. Ищем ответ на вопрос: можно ли сейчас жителям Татарстана публично выражать несогласие с действиями России на Украине, а также по отношению к некоторым лидерам Крымских татар.

  • Анонимно
    24.08.2014 22:42

    Господа анонимные мудрецы, историки в штатском! Татары, русские и другие народы. Если в нас есть сострадание, память не отшибла, пойдем в понедельник в 12 часов к памятнику Джалиля и 10 остальных казенных. Положим хоть цветок,хоть травку, помолчим, послушаем стихи.Хоть что-то должно остаться чистое, святое из прошлого сейчас, когда почти все продается и покупается. Жалею, что не каждый год ходил туда. Альфред З. учитель

  • Анонимно
    25.08.2014 06:49

    Сегодня я была в Плётцензее... я не могу не ходить туда... Вовсе не обязательно, чтобы это был день рождения Джалиля или кого-то другого... Но именно сегодня я не могла не пойти туда... День смерти этих одиннадцати верных сынов татарского народа несет для меня какой-то сакральный смысл... В последние годы было много пены вокруг имени и самого Джалиля, и остальных членов подполья, отдавших жизни в этом страшном месте... Но пена спадает, остается чистая вода... Есть, увы, недалекие люди, которые ставят под сомненье честь и совесть этих людей... наверное, собственная мелкая душонка не дает им покоя, вот и пытаются очернить имена тех, кто уже никогда сам не сможет за себя постоять... Но на защиту встают и стихи Джалиля, и те, кому небезразлична их судьба. "У совести вариантов нет" - эти слова Туфана Миннуллина здесь, в Плётцензее, приобретают особый, законченный и совершенно четкий смысл. В час истины эти люди вариантов не выбирали, ибо совесть, она или есть, или ее нет. Они ушли в мир иной с чистой совестью. А я иду молча по каменным плитам внутреннего дворика к каземату, где оборвалась их жизнь, мысленно уносясь в то августовское утро, и представляю, как они шли по этим плитам, переступая босыми ногами... как потом пели песню на татарском... Я подхожу к стенду с портретами Джалиля и Алиша, провожу рукой по стеклу, словно хочу сказать: "Здравствуйте, мои родные. Я пришла к вам, к вам всем, ко всем одиннадцати"... Еще раз прочитываю написанные там строки, которые читала уже много раз... и все равно читаю еще... а потом прохожу в каземат, где когда-то стояла страшная, адская машина... пол в этом месте до сих пор, даже через 70 лет, красноватый... молча читаю про себя молитву и прошу, обращаясь к Аллаху, чтобы он был к ним милостив... медленно ухожу, мысленно сказав: "До свидания, мои дорогие, до следующего раза..." Венера Вагизова, Берлин, 24.08.2014

    • Анонимно
      25.08.2014 11:36

      06.49. Дорогая Венера!Спасибо за написанное. Вы сказали им то, что все мы говорим мысленно здесь. Думаю, что "псакающая" в адрес Дажалия и его сомучеников, или подбирающая "адвокатскую заумь", публика, хоть сегодня не будет испускать зловоние в постах БО.

      • Анонимно
        25.08.2014 12:35

        Прошу извинения у читателей. Разволновался, прочитав трогательное письмо Венеры и при наборе, произошла ошибка,надо читать:"Думаю, что "псакающая" в адрес Джалиля и его сомучеников - соратников"далее по тексту.

    • Анонимно
      25.08.2014 15:34

      Прошло уже более полувека с момента тех событий. Живете в Германии, зачем? Живите дома, пожинайте плоды тех, кого вы так сильно любите. Здесь ваше место, а не там.

  • Анонимно
    25.08.2014 15:11

    Султан был агентом самой грязной спецслужбы Германии - политической - гестапо. Был очень аккуратным и плодовитым агентом - много писал - и про своих "соратников" по Татарскому посредничеству ("Комитету "Идель-Урал"), по татарским эмигранам, живущим в Берлине, а также по поездкам в легион, куда он должны были ездить раз в два месяца. Единственное, чего не мог предугадать Султан - это то, что архивы гестапо (как и архивы легиона в Едлино и архивы подготовительного лагеря в Вустрау, где как раз вербовали агентов для работы в легионе) попадут в руки Красной Армии при её молниеносном наступлении в конце войны. Так и стали его"записи" достоянием советских спецслужб. Их показывали и Р.Мустафину при подготовке книг о Джалиле. О существовании этих документов знал и Гариф (и, даже, видимо, догадывался о том, что Мустафин их читал). И всю жизнь боялся, что их опубликуют. Всю жизнь так и прожил под страхом - сам себя казнил свои неправедные дела.

    • Анонимно
      25.08.2014 16:27

      15. 11. Поэтому я и написал со слов Рафаэля Ахметовича, что он хотел задать этому подонку два вопроса и показать три документа с его подписью.А он трусливо прятался. А тут некоторые здешние "псаки" его выгораживают, очевидно кто то за это им платит.Да еще адвокат постовой заумные и пакостные вопросы задает, что такое предательство.В остальном Вы все правильно назвали своими именами. Только жизнь этот, по выражению Валеева "офицер холодно" и добавим и "власовец" горячей войн прожил, незаслуженно долгую и благополучную.А Венере еще раз скажем спасибо.А где ей жить, опять не дело "псакунов", она не только живет в Германии но и бывает там, где казнили джалилевцев постоянно.Меня особенно потрясли ее слова, что плитка на месте где стояла гильотина, до сих пор отличается по цвету, от остатков крови очевидно или химикатов которыми ее смывали, там ведь сотни людей казнили.Еще раз спасибо Вам Венера большое.

  • Анонимно
    25.08.2014 15:53

    Очень своевременно и трогательно, помню как в школе выступали фронтовики, среди которых были и писатели и поэты, но это было в советской школе. Вот так и воспитывались патриоты своей Родины, слава, Аллаху Гатауллиных Эмилей у нас не было

  • Анонимно
    25.08.2014 18:58

    Существует версия о том, что генерал Власов дезориентировал немцев на взятие Ленинграда, отвлечь от Москвы и наступления на юг, где оборона была слабой. Что его возвращение было неразумно из за дискредитации фамилии и имиджа генерала. Что на фотографии с казни Власова рост повешенного не соответствует росту генерала. Не исключено, что осудили и казнили двойника. А Власов выполнил задание центра и исчез, поменяв внешность и имя. Посмотрите в яндексе или поспрашивайте Михаила Черепанова из музея ВОВ. Джалиль не вызывает сомнений

    • Анонимно
      25.08.2014 20:10

      18. 57.Добавьте к этому, что сверхзакрытым указом ВС СССР Власову за выполнение спецзадания дали орден Победы и после смерти замурован в кремлевской стене урну с его прахом.А по ночам Шойгу проходит мимо нее и отдает честь.Тогда возможно и Бандера спецагент нашей разведки.Это не безобидная ахинея как может показаться, а идет спецоперация по восхвалению предательства,под кодовым название " черного кобеля отмоем до бела".Она подготовка к 70- летию Победы, что бы дезориентировать людей. Думаю, что и известный фантазер Черепанов, такое не придумает.Тут явно почерк Псаки чувствуется.Давайте господа дальше "псакайте".

  • Анонимно
    25.08.2014 22:56

    Гитлер тоже выполнил сверхсекретный указ сталина, потому что сталин хотел забрать кенигсберг. Он выполнил секретное задание сталина, потом получил звание героя Советского Союза, потом поменял имя, Стал Александром Алексеичым, долгие годы проживал в Арзамасе 16 там и умер

    • Анонимно
      26.08.2014 08:32

      22.56. Ошибаетесь не в Арзамасе 16,а в Арске жил и умер. Новая фамилия была Гитляутдинов, звали Адольфетдин - бабай. Но об этом даже Черепанов не знает и "псакающая" в некоторых постах БО публика, не догадывается.Большой, большой сИкрИт ул !!!

  • Анонимно
    26.08.2014 05:45

    25.08.2014 к памятнику Джалиля в связи с 70 летием казни 11 антифашистов-татар собрались примерно 1000 человек, включая артистов, участников и ораторов митинга памяти. Было как всегда трогательно, все вызывало боль и волнение. Все прошло содержательно, душевно. Поэты читали стихи о Джалиле и о родине. Пели хорошие певцы - Васильев, Галимова и др. Официальное лицо одно - первый замминистра культуры Аюпова. И дочь Джалиля Чулпан, она просила издать стихи отца. Из аппарата правительства стоял писатель Гильманов. Больше никого из известных не было - ни чиновников мэрии, районов, ни депутатов и кандидатов. Хотя ситуация и телефотокамеры располагали... Были времена, когда в такие дни здесь стояли первые лица и все чиновники толпой. Сейчас они видимо на уборке хлеба и предвыборных встречах. Или снова казненные в чем-то виноваты? Хоть бы написали, спросили кого следует. 70 летие Победы приближается...Многие причастные до 80 летия не доживут. Слава богу они интернет не читают. Пусть ничего этого не знают.

  • Анонимно
    26.08.2014 09:09

    Я тоже испытал катарсис от чиновничьего равнодушия. Были времена, когда крупные руководители, знающие язык и культуру, понимающие политику, в этот день стояли у Джалиля, взволнованные речи говорили.А тут из депутатов был только Роберт Миннуллин, и то скоро уйдет из Госсовета. Пришли обычные интеллигентные люди, знающие литературу по зову души пришли, по совести. Почему власть так равнодушна к нравственным категориям? Когда не издаются стихи классиков и героев - это ненормально.

  • Анонимно
    26.08.2014 14:24

    Поэзия и совесть не могут адаптироваться в условия рыночной экономики. Это покруче, чем гильотина. Национальности тоже неважно чувствуют себя в таком климате

  • Анонимно
    26.08.2014 17:20

    это был коллективный подвиг! почему возвеличивают одного лишь джалиля? это _ вопиющая несправедливость!

  • Анонимно
    26.08.2014 17:24

    почему на митинге не дали слова ни одному из родственников из числа соратников джалиля? даже родственникам Абдуллы Алиша? На митиниге господствовал культ джалиля...

    • Анонимно
      26.08.2014 18:18

      У Мусы Джалиля, а он не был однолюбом и это нисколько не умаляет его в наших глазах, были и другие дети.Но почему то его всегда представляет только эта дочь?

  • Анонимно
    27.08.2014 09:22

    Как здорово читал стихи Джалиля на татарском русский паренек из 155-гимназии! Пример для татарских ребят. ПРямо без акцента. Может быть Чулпан Залиловна тоже договорится с хорощими учителями, чтобы ее внуки хоть 2-3 стихотворения выучили на языке оригинала. Это было бы грандиозное зрелище - стихи моего деда Джалиля! А может другие, неофициальные внуки попробуют?

    • Анонимно
      27.08.2014 10:00

      9.22.Насчет других внуков правильно, они наверняка есть но почему то о них молчат. Дочь называете Залиловна, по правилу, если это действительно его дочь,а в этом сомнений практически нет,то должна именоваться Мусаевна или Мусовна.

  • Анонимно
    28.08.2014 22:50

    Как говорится, все было не так, как на самом деле. Вокруг Джалиля, его плена и творчества наворочены горы агитпроповской лжи. Все было гораздо прозаичнее и проще на самом деле. Джалиль и другие татары, вступив в Легион "Идель-Урал", дали присягу на верность германскому государству и обрели германское гражданство. Впрочем, не берусь осуждать людей

  • Анонимно
    29.08.2014 14:59

    Как говорится, все было не так, как на самом деле. Вокруг Джалиля, его плена и творчества наворочены горы агитпроповской лжи. Все было гораздо прозаичнее и проще, на самом деле. Джалиль и другие татары, вступив в Легион "Идель-Урал", дали присягу на верность германскому государству и обрели германское гражданство. Впрочем, не берусь осуждать людей, попавших в тяжелейшие жизненные обстоятельства. Все эти комунно-большевистские людоедские штучки, что нельзя попадать в плен, что нужно стреляться, вызывают у меня отторжение и отвращение. Во все времена, у всех народов, к побывавшим в плену относились, по меньшей мере, с сочувствием. Не случайно, есть международные конвенции об обращении с пленными, "Международный красный крест" занимается помощью пленным. Сталин от всего этого отказался, не в последнюю очередь и поэтому советские военнопленные оказались в ужасном положении. Сразу после войны, Джалиль был объявлен предателем и (внимание!) его так называемая жена Амина (на самом деле ее звали Анна Петровна!) отказалась от него. Хотя советы уже в 1946 году получили тетради со стихами Джалиля, написанными в плену. А дело было так. Группа татарских легионеров была заключена в тюрьму Моабит по обвинению в антигосударственной деятельности (ведь они уже имели германское гражданство). Пока шло следствие, к ним постоянно ходил на свидание с передачами студент Берлинского технического университета, татарский эмигрант Киязым Миршан. Да, нужно сказать, обвинение, предъявленное им не тянуло на смертную казнь. Перед этим две группы татарских легионеров были осуждены по такому же обвинению на каторжные работы. Но в июне 1944 года произошло покушение на Гитлера, после этого все обвиняемые в государственных преступлениях стали поголовно приговариваться к смертной казни. Именно под этот каток и попала группа сопротивления Курмаша-Джалиля. В отличие от сталинской СССР, Германия даже при нацистах оставалась государством закона и правопорядка. После смертного приговора, все вещи татарских арестантов передали Киязыму Миршану, так у него оказались записные книжки Джалиля со стихами. (Немцы не проявляли никакого интереса к текстам написанным непонятными арабскими буквами.) Летом 1946 года Миршан передал эти стихи в советское посольство в Риме. Вот, вроде бы, и вся история. Но тут во всей красе всплывает подлая сущность советского тоталитарного режима. Несмотря на получение советскими органами патриотических стихов Джалиля, обвинение в предательстве с него не сняли. Если помните, тут на страницах БО было размещено интервью с певицей Юлией Зиганшиной, она упоминала о своей бабушке-военнослужащей, которой первой было доверено переводить стихи из "Моабитской тетради" Джалиля. Очевидно, она служила в органах гэбэ. О Джалиле вспомнили лишь тогда, когда Хрущев начал разоблачать "культ личности Сталина". И тут начали наворачивать горы лжи. Ну как можно было сказать народу правду о том, что тетради со стихами поэта-патриота и советского героя сохранил и передал Родине белый эмигрант и татарский буржуазный националист? Нет, это для советов было решительно невозможно! Поэтому стали придумывать разные небылицы и находить разных тиммерманс-миммермансов. К сожалению, покойный Рафаэль Мустафин больше всех в этом постарался. Когда я рассказал ему о Киязыме Миршане (он, уже пожилым человеком, приезжал на II Всемирный конгресс татар в августе 1997 года, тогда я с ним и познакомился), Рафаэль-ага замялся и ничего вразумительного не смог ответить. Так, промямлил что-то, дескать, тетрадей было много, какую-то часть из них мог передать и Киязым Миршан. И еще. В Казани все эти годы жила настоящая семья Мусы Джалиля. Его сын Альберт стал офицером СА, служил летчиком в ВВС, к сожалению, с ним мне не довелось познакомиться, он уже скончался. Его могила находится у самого входа на Новотатарское кладбище со стороны улицы Меховщиков. У нас с барабанным боем проводят трескучие мероприятия, а вот за могилой Альберта Мусаевича Залилова, сына Мусы Джалиля и офицера СА никто не ухаживает, камень там давно уже перекосился. А вот с дочерью поэта-героя Люцией Мусаевной мне довелось познакомиться, она давала уроки театрального искусства детям в татарской гимназии №68 г.Казани, где учился мой сын, тоже Муса. В отличие от московской "семьи", казанская семья Джалиля никогда не отрекалась от своего отца, прекрасно говорит по-татарски, читает стихи поэта в оригинале. А московские дети и потомки, сказать честно, не имеют никакого отношения к татарскому народу и творчеству Джалиля.Талгат Бареев.

  • Анонимно
    27.11.2016 17:56

    конечно после этих событий прошло более 70 лет, уже нет в живых участников тех событий..книгу Рафаэла Мустафина я прочитал еще в 1984 году...и час перечитываю..читаю комментарии многих в интернете про легионеров...кстати и мой отец..служил в легионе..перебросили их затем во Францию...когда отец был еще живой , а умер он в 1984 году (из-за того, что был в легионе осудили на 10 лет..отбывал наказание в Иркутске), я думаю..однобоко только освещать героизм одних...неправильно...и Гарифа Султана винить во всех грехах..почему Р.Мустафин при жизни не встречался с Г.Султаном и не получил ответы на интересующие его вопросы..и редко пишут в прессе о других детях Мусы Джалиля. Они же тоже дети героя М.Джалиля...

  • Анонимно
    18.12.2017 12:26

    Еще в 1984году прочитал книгу Рафаэля Мустафина....но прошли годы, и задумался....почему только про Мусы Джалиля пишут, о его подпольной деятельности..а где государственные награды остальным татарам, которые были казнены с Мусой?

  • Анонимно
    18.12.2017 12:32

    давно прочитал книгу Р Мустафина (1984году), что он в легионе "Идель-Урал" организовал подпольную антифашистскую организацию...казнен вместе с 11 татарами. После войны удостоен звания Героя Советского Союза, а где остальным его товарищам государственные награды и звания?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль