Общество 
28.08.2014

«У Набиуллиной есть прямые инструкции от Путина – избегать резких скачков курса рубля»

«Тысячи российских солдат на Украине» ослабили российскую валюту до нового исторического минимума к доллару США

Сегодня после воинствующих заявлений с Украины о вторжении российских войск на Донбасс российский рынок устремился вниз. Биржевой индекс РТС потерял 3,35% до 1218 пунктов. С момента открытия торгов доллар смог уже укрепиться на 0,52 рубля, а к закрытию предыдущего дня потери рубля составили 1,7%. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», называют довольно широкие границы для доллара — от 34 до 37 рублей. Тем временем акции татарстанских предприятий не поддались негативу, прибавив в стоимости, за исключением бумаг «Казаньоргсинтеза», торги по которым традиционно отличаются низкой активностью.

УКРАИНА ОБЪЯВИЛА ПАДЕНИЕ РЫНКА

Сегодня российские фондовые рынки устремились вниз. Причиной стали заявления из Киева — сначала премьер-министр Украины Арсений Яценюк потребовал созвать срочное заседание Совета Безопасности ООН и заморозить все российские активы в связи с ситуацией на Украине, а после руководство самопровозглашенной Донецкой народной республики подтвердило участие в конфликте на юго-востоке российских военных. Затем стало известно об усилении санкций со стороны Швейцарии — пять банков и три компании, ранее подвергнувшиеся санкциям со стороны ЕС, включены в расширенный санкционный список Швейцарии. Наконец, президент Украины Петр Порошенко объявил о вводе российских войск в страну, отменил рабочий визит в Турцию и созвал срочное совещание Совета национальной безопасности и обороны.

В итоге биржевой индекс РТС на 17:10 мск потерял 3,62% — до 1215 пунктов.

Рубль ослаб к доллару США к 17:10 до исторически минимального уровня 36,80 рубля за единицу американской валюты. С момента открытия торгов доллар смог уже укрепиться на 0,52 рубля, а к закрытию предыдущего дня потери рубля составили 1,7%. Предыдущий исторический минимум принадлежал марту 2014 года с отметкой в 36,71.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

К единой европейской валюте рубль ослаб почти на 60 копеек — до отметки 48,53 рубля за евро.

Золото в течение дня протестировало уровень 1296,4 за тройскую унцию, что на $14,4 выше уровня открытия. К 17:15 мкс котировки желтого металла откатились к отметке $1292 за тройскую унцию.

Отметим, что нефть марки Brent торгуется без изменений. С одной стороны, нефтяные котировки заметно просели (перепроданы технически) за летний период на фоне улучшения ситуации вокруг Ирана. С другой — это реальный высоко ликвидный актив (как и золото) и может быть использован в качестве защитного на фоне падения на рынке акций и волатильности на валютном рынке.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Заявление представителя НАТО и американской разведки о том, что «более тысячи российских солдат участвуют в военных действиях на территории Украины» подтвердило негативную тенденцию.

Любопытно, что обыкновенные акции КАМАЗа не теряют, а прибавляют сегодня 1% — до 34,06 рубля за бумагу к 17:15 мск. Здесь фактор поддержки госгарантиями на 35 млрд. рублей дает о себе знать. Есть и фактор небольшой доли фрифлоата. Обыкновенные акции «Татнефти» также держатся бодрячком: потеря всего 0,59% — до 232,43 рубля за бумагу. Напомним, что наш нефтяной гигант показал завидные результаты по прибыли как в первом, так и во втором квартале текущего года. «Нижнекамскнефтехим» показал прибавку 0,49% — до 20,6 рубля за бумагу. А вот акции «Казаньоргсинтеза» подешевели на 4,4% — до 6,5 рублей за бумагу. Подчеркнем, что в последних двух эпизодах большое значение имеет низкая доля акций в свободном обращении.

СИТУАЦИЯ СЕЙЧАС МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ РЕЗКО И ДОСТАТОЧНО НЕПРЕДСКАЗУЕМО

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» падение рубля.

Михаил Хазин — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий, руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН»:

— Прежде всего, нужно понимать, что состояние российской экономики сегодня плохое. И это планомерное ухудшение продолжается примерно два года. Был локальный откат, связанный с девальвацией, но этот ресурс уже исчерпан. Сегодня есть два эффекта.

Эффект первый — чисто экономический. Когда есть тенденция валюты под спад, то любое событие интерпретируется как повод для этого падения. В этом смысле объяснять, что виноват Порошенко, который сказал, что российские войска на Украине, — смешно. На самом деле Порошенко это говорил не нам, и не миру, он это говорил украинцам, чтобы объяснить, почему украинская армия откатывается. Ему же нужно это как-то объяснить. Но объяснить, что это ополченцы, он не может. Потому что в его понимании ополченцы — это террористы, а террористы никогда не стоят насмерть. Он где-то врет и не может себе позволить признаться, что он врет. Такая вот сложная конфигурация.

А с другой стороны, в России тоже есть силы, которые не могут признать своей ответственности за происходящее. В России продолжается экономический спад, и те, кто ответственен за этот спад, — правительство и Центральный банк — категорически не хотят эту ответственность признавать. Потому что ведь так можно и власти лишиться. По этой причине они все время придумывают какие-то отговорки, причем одна из самых известных заключается в том, что во всем виноваты санкции. А поскольку санкции наложены лично на Путина, значит и виноват лично Путин. Поэтому правительство и Центральный банк транслируют логику, что во всем виноват лично Путин. И по этой причине им позарез нужны любые новостные поводы, которые можно привязать к этой логике. Что виновата не их экономическая политика, а какие-то случайные факторы, связанные с личной деятельностью Путина. Здесь мы и видим — Путин не сумел обеспечить доверие к себе на Западе, поэтому Запад кричит, что Россия ввела танки, по этой причине у нас и происходит девальвация. А правительство тут вообще ни при чем. Но в реальности, как я уже говорил, именно либеральная политика правительства привела к совершенно необязательному экономическому спаду, на фоне которого неизбежна девальвация рубля.

Павел Салин — эксперт Центра политической конъюнктуры:

— И российские, и киевские власти оказались в очень неудобной ситуации. Поэтому не думаю, что с обеих сторон будут какие-то заявления. Ситуация настолько сложная, что России просто не стоит заявлять свою официальную точку зрения. Не совсем уверен, что благодаря каким-либо заявлениям рынки поднимутся, потому что информационное пространство достаточно жестко контролируется Москвой, и то, что сейчас происходит, не совсем в планах Москвы.

Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Ситуация в целом лучше становиться не будет, поскольку лучше ей становиться нечего. Думаю, вы прекрасно в курсе, длящихся с начала месяца пенсионных пертурбаций: все деньги, которые раньше шли в накопительную часть, теперь будут поступать в солидарную. Разговор о введении налога с продаж и так далее. Что это означает? Это означает, что денег в распоряжении становится меньше, они начинают пытаться изыскивать всеми способами и как угодно. Более того, на днях был снижен прогноз роста экономики на 2015 год до 1 процента, что, в общем-то, незаметно на фоне статистической погрешности и так далее.

Конкретное падение курса рубля я бы не рассматривал как специальную атаку, а это все в рамках тенденции на ухудшение экономической ситуации. Я думаю, скорее всего, это связано с тем, что заканчивается август и начинается сентябрь, с тем, что народ в развитом мире возвращается из отпусков и возвращается к работе и понимает, что ситуация меняется. Лето в этом смысле в целом по миру было достаточно сонное. Это только у нас, здесь между Россией и Украиной, велась активная работа. А сейчас все стали просыпаться и смотреть что и как. Я говорю в широком смысле, а не только про политиков, которые тоже ездили в отпуск. Я говорю про инвестиционные фонды, про финансистов в широком смысле слова.

Регулятор, вообще говоря, уже все сделал, имею в виду то, что повысил ключевую ставку на полпроцента — это было классическое действие — страховка заранее на случай падения рубля. Насколько мне известно, у Набиуллиной есть прямые инструкции от Путина — избегать резких скачков курса, особенно в сторону снижения рубля. Понятно, что о повышении сейчас и речи быть не может. Это она и делала. Тут же раздались крики о том, что, дескать, убивают дешевые кредиты, отечественную промышленность и так далее. Тут на самом деле выбор из двух зол — ухудшение доступа к займам, капиталу нашего внутрироссийского, либо рисковать скачками курса, что уже прямо может отразиться на людях, народ у нас резкий, при резких скачках начнет работать в механизме положительно обратной связи — люди начнут переводить сбережения в валюту, не только доллар и евро, но и какую-нибудь экзотику. Собственно, этим сейчас и занимается народ на Украине в последние дни. Я читал, что народ уходит в швейцарские франки, норвежские кроны, в фунт, разумеется. Решение о поднятии ставки было сделано заранее, как раз на этот случай. Исходя из этого, можно предположить, что скачок был не такой мощной амплитуды, какой бы мог быть.

Я не стану ничего прогнозировать, поскольку это пустое занятие. Ситуация сейчас может меняться резко и достаточно непредсказуемо, ситуация не только экономическая, но и политическая, и на это уже отреагируют курсы и прочее.

ДОЛЛАР ЗАВИСНЕТ В ДИАПАЗОНЕ МЕЖДУ 35 И 36 РУБЛЯМИ

Дилюс Шавалиев — генеральный директор ООО «Аттика»:

— Эта реакция рынка достаточно эмоциональная, потому что рынок всегда негативно воспринимает какие-то боевые действия. Поэтому первой реакцией спекулянтов на такие новости и стала продажа рубля и российских акций на фондовой бирже. О глубине и продолжительности падения рубля и наших бумаг на фондовых рынках можно будет порассуждать в ключе того, как будет развиваться ситуация с этими заявлениями и как наши соответствующие ведомства будут опровергать данную информацию. Такие заявления о вводе российских войск на территорию сопредельного государства говорят о том, что там может начаться полномасштабная война.

Так что снижение курса рубля есть, но его динамика и продолжительность будут зависеть от ситуации на Украине. Чем больше будет продолжаться эскалация конфликта с участием российской стороны, тем глубже мы будем падать и на фондовом, и на валютном рынке.

Игорь Лавровский — председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России»:

— Падение рубля, кстати, может быть хорошо для экспортеров. Мы давно выступали за возможность дать рублю более свободно плавать и не корректировать каждую пунктуацию. В общем, снижение курса — это благо. Это создает лучшие шансы для внутреннего производителя, так как удорожает импорт. Поэтому то, что сейчас происходит, играет на руку внутреннему производству и российскому экспорту.

Тимур Нигматуллин — аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе»:

— Как показывает практика 2008 года, валютные интервенции неспособны самостоятельно переломить ситуацию с ослаблением рубля. Скорее всего, если ЦБ и возобновит интервенции, они смогут лишь снизить волатильность на валютном рынке, но не приведут к долгосрочному укреплению. С учетом конфликта, подходящим для инвестиций активом остаются доллары США или номинированные в них активы.

Будущее рубля выглядит сейчас очень туманным. Исходя из фундаментальных факторов, доллар должен стоит около 34,3 рубля.

Агван Микаелян — управляющий партнер АКГ «ФинЭкспертиза»:

— Скорее всего, средний курс по году будет зафиксирован между 35 и 36 рублями, что подтвердит установленный ранее правительством прогноз в 35,50 рублей за доллар США. Что же касается текущих колебаний курса, то в ближайшее время, как мне кажется, не следует ожидать сильных скачков. Однако не стоит забывать и о том, что на курс оказывает сильное давление международная политическая ситуация и события на Украине. Поэтому полностью исключать возможность подорожания доллара до 37 рублей к концу года нельзя.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Думаю, уже завтра ситуация прояснится и рубль несколько укрепится, однако мы не исключаем, что до конца года пара доллар/рубль пересчет отметку в 37 рублей за доллар США. Если вы хотите перевести средства в альтернативную валюту, чтобы не потерять на ослаблении, то для этого подойдут как доллар и евро, так и китайский юань.

Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:

— В первую очередь это, конечно же, ухудшение ситуации вокруг украинского кризиса. Задержание российских десантников на территории Украины дало политикам страны возможность перейти в крупномасштабное наступление — Петр Порошенко заявил, что российские войска вторглись на территорию его государства, а премьер-министр Яценюк заявил о том, что санкции западного мира оказались неэффективными и нужно срочно переходить к новому раунду давления на российские власти. В частности, он предложил заморозить все российские активы, находящиеся в юрисдикции США и ЕС. Думаю, что все эти заявления являются звеньями одной цепи, и скоро мы услышим ужесточение риторики со стороны ключевых глав государств западного мира, так что сейчас российский рынок в целом и рубль в частности испытывают определенное давление. При этом ближе к обеду ситуация несколько стабилизировалась, так что не исключено, что мы увидели разовое ухудшение ситуации. Я считаю, что текущие уровни по рублю к доллару выглядят слишком низкими, так что покупать валюту сейчас слишком рискованно. Лучше попытаться сыграть в контртренд — покупать подешевевший рубль.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.08.2014 15:26

    Порошенко похоже на форекс играет. Второй раз за месяц рубль опрокинул. Так и насобирает денег за поставки газа.

    • Анонимно
      28.08.2014 17:03

      а с чего вы взяли связь между рублем России и непонятно кем с другого государства ? Вы о себе должны думать ибо рубль это ваша валюта расчета. Если непонятно, то снижение курса рубля еще сильнее удорожает закупки западных продуктов которые во многом уже начали дорожать а чтобы заполнить своей говядиной нужно лет пять. Как склады очистятся от закупленного ранее и начнет поступать более дорогая валютная продукция да еще и по курсу в 37 (или в 43 ?) тогда и задумаетесь может быть о себе а не о порошенках ?

  • Анонимно
    28.08.2014 15:27

    Ну все, пора сало перепрятать!

  • Анонимно
    28.08.2014 18:11

    Зачем нам своя говядина? Есть Аргентинская, очень хорошая

    • Анонимно
      28.08.2014 21:06

      А вы думаете, что Аргентине некуда её сейчас продавать? Открою вам тайну, всё, что там выросло, выросло под конкретного покупателя, который говядину покупал, покупает и будет покупать. А тут такие мы приходим... Вариантов, собственно, два - или "приходите через три года", или "немножко можно, но сильно дороже". Причем, на самом деле, первый вариант в общем то не катит - Россия отныне не надежный партнер, куда потом эту говядину девать. Остается кричать Ура!!!

      • Анонимно
        28.08.2014 22:52

        Я вам тоже одну тайну открою. Купил вот барашка у деревенских по 250 за кило. Не аргентинского правда.

        • Анонимно
          29.08.2014 00:24

          250 это с копытами и всем остальным. Я по 500 вырезку беру, а по 600 "котлету".

  • Анонимно
    28.08.2014 18:41

    ситуация в которую нас внятнули исключительно опасна - сделали так что теперь прийдется покупать продукты дороже причем на ровном месте споткнулись , сделали так что курс рубля стал брать исторические минимумы, сделали так что нехватает стодолларовой нефти хотя при Ельцине жили на 20сделали так что в стране колоссальное количество внешних долгов - исторические максимумы (800 миллиардов?) а ведь отдавать то не рублями а валютой! кто всё это делает ????????

    • Анонимно
      28.08.2014 19:39

      Государственный департамент Соединенных Штатов Америки.

      • Анонимно
        28.08.2014 22:43

        Как в том анекдоте: президент - едро, премьер - едро, в сф - едро, в госдуре - едро, мэры - едро, а во всех бедах рф виноват госдеп.
        Голова не только чтобы в нее есть.

    • Анонимно
      28.08.2014 19:46

      нас втянули??? мы похоже сами с бравыми песнями и плясками в ситуацию радостно втянулись.

      • Анонимно
        28.08.2014 23:14

        Если бы с плясками, то Прашенко и Ко давно бы встречали рассветы в Магадане. Госдеп на какие только провокации не шёл, чтобы нас затащить в Украину: и людей заживо жгли, и города с землёй ровняли, даже гражданский самолёт сбили!

  • Анонимно
    28.08.2014 19:28

    То ли еще будет. Причем сейчас уже вопрос стоит так - будет совсем плохо или полный швах. Потому, что даже уже сейчас мы не увидим полноценных инвестиций, технологий, денег наконец. Наш газ уже решено покупать всё меньше и меньше. Уже сейчас у тех, у кого есть деньги будут выводить их из страны и уезжать сами. В общем, господа, мы попали. Скоро тут опять будут одни "товарищи". Кто этого еще не понял, я не виноват.

  • Анонимно
    28.08.2014 19:37

    "Доллар укрепился на 1.52 рубля" - где вы это ведите? на 0.52 рубля...

  • Анонимно
    28.08.2014 19:44

    Снижение курса рубля - это налог на бедных.Это дополнительные рублевые доходы собственников газонефте и других компаний, работающих на экспорт. Только парламентская оппозиция могла бы остановить падение рубля и обнищание населения.

  • Анонимно
    28.08.2014 19:58

    Инфа для матерей- десантники Ахмедов Руслан Ахатович и Ильмитов Арсений Аркадьевич, взяты в плен под Иловайском.

  • Анонимно
    28.08.2014 20:02

    Чтобы не строить мост через керческий пролив П. решил ввести войска, сначала будет Мелитополь, а затем до Крыма. Курс 36-37 можно назвать оптимистичным. Если так оно и будет курс рубля дойдет до 39-40. При этом эконмика в рецессии. Наступают тяжелые времена. Для чего такие жертвы?

    • Анонимно
      28.08.2014 20:55

      чтобы еще плотнее сплотить и духовные скрепы закрепить))

  • Анонимно
    28.08.2014 20:12

    Где комментаторы - ура патриоты? Где слова Укропия, Парашенко, укрофашисты? Не хватает вашего задора и уверенности в завтрашнем дне. Где лозунги, что Русский мир будет процветать без гнилого Запада и их нмкому не нужных зеленых бумажек?

    • Анонимно
      28.08.2014 21:02

      Они испугались. А ведь еще ничего не началось. Но уже все понимают, что "зима близко".

    • Анонимно
      28.08.2014 21:35

      А к чему эти слова?Когда всё и так само собой делается?В 2008 когда с Грузией заварушка была,5 колонна так же визжала.Потом весь мир признал что Грузия была агрессором.

    • Анонимно
      28.08.2014 21:43

      Активный выступальщик на митингах "крымнаш" режиссер Славутский ставит спектакль "Мышеловка". Говорят, это про ситуацию на Украине.

  • Анонимно
    28.08.2014 20:14

    значит в следующем году квартиры будут стоить как в январе 1999 года по 10 000 долл штука ?

    • Анонимно
      28.08.2014 20:52

      Если вы будете строить по таким ценам то да

    • Анонимно
      28.08.2014 20:53

      Квартир не будет, все превратиться в пыль, а доллар 45 р. к декабрю.

    • Анонимно
      28.08.2014 20:55

      Нет,дешевле как 94 году ,трешка 100т руб.

    • Анонимно
      28.08.2014 20:56

      Нет,дешевле как 94 году ,трешка 100т руб.

      • Анонимно
        28.08.2014 21:22

        трешку можно будет обменять на машину (лада-калина) и гараж на горках. усе...

    • Анонимно
      28.08.2014 21:16

      Согласен с вами. Очень скоро придут времена, когда двушка в Казани равнялась стоимости жигулей... Скоро такие времена и придут . Продать задорого будет нельзя. Обменять на пару американских джинсов и пепсиколу..)))

      • Анонимно
        28.08.2014 21:37

        Это именно то о чем многие тут мечтают и ностальгируют. Мы ведь любим прогулки по граблям..

  • Анонимно
    28.08.2014 20:54

    Короче я решительно протестую и требую сатисфакции

    • Анонимно
      28.08.2014 21:20

      Вместо сатисфакции получите конфискацию. То же в общем то не плохо...

  • Анонимно
    28.08.2014 21:19

    А коммунисты вон уже предлагают цены начинать регулировать. Не иначе как к ним дух Чавеса залетал. Интересно, в образе кого он был на этот раз?

    • Анонимно
      28.08.2014 21:41

      бала бы власть коммунистов, они бы талоны ввели...

      • Анонимно
        28.08.2014 22:25

        Ну так сначала регулировать, а потом талоны. Закон совка.

  • Анонимно
    28.08.2014 21:30

    Слышал от шефа, что квартиры скоро будут давать бесплатно, как и при СССР.

  • Анонимно
    28.08.2014 22:16

    Как могут влиять слабые политики слабого государства на курс рубля то есть валюту могучего государства?????Всё просто финансовой составляющей России оперируют люди с проамериканским настроеми естественно они и создают обстановку падения рубля.Это люди Гайдаровской и Чубайсовской диспозиции то есть люди которые играют на руку своих номинальных хозяев которые находятся на Уолл-стрите.Вообще падение рубля выгодна и нашим олигархам.

  • Анонимно
    28.08.2014 23:25

    Ерунды не говорите,какой голод,хлеба всем хватит,смотрите какой урожай в этом году,картошка неплохая,назовите по фамильно этих экспертов,вы провакатор.

    • Анонимно
      29.08.2014 09:09

      Мало вырастить, надо собрать, сохранить и переработать.

  • Анонимно
    29.08.2014 22:27

    на днях хвастали,что доллар на торгах просел основательно,аж на 4коп.вот вот рухнет,народ побежал в банки,избавляться,а сегодня.....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль