Политика 
1.09.2014

Рафаэль Хакимов: «Наш Госсовет – тихая заводь, где черти не водятся»

Академик и депутат — о том, какой парламент нам нужен сегодня 

По большому счету основной политической площадкой в Татарстане должен быть парламент, где можно обсуждать стратегические вопросы развития республики. Но сегодня фактически весь удар на себя принимает президент РТ, пишет в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. Он считает, что татарстанский парламент стал не органом творческих инициатив, а примером лояльности. Это прилежный, послушный, добропорядочный, во всех отношениях эталонный, всегда единодушный выразитель согласия с курсом Москвы и Казани. На любое обращение он отвечает: «Лэббей» — «Чего изволите?»...

ЗА ВСЕМИ ЭТИМ ДОСТИЖЕНИЯМИ СТОИТ ГРОМАДНАЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Не болтай о том, что знаешь,
Темных тайн не выдавай.
Если в ссоре угрожаешь,
Я пошлю тебя бай-бай.
Милый мальчик, успокою
Болтовню твою
И уста тебе закрою.
Баюшки-баю.

Освещу ковер я свечкой.
Посмотри, как он хорош.
В нем завернутый, за печкой,
Милый мальчик, ты уснешь.
Ты во сне сыграешь в прятки,
Я ж тебе спою,
Все твои собрав тетрадки:
— Баюшки-баю!

Убаюкан тихой песней,
Крепко, мальчик, ты заснешь.
Сказка старая воскреснет,
Вновь на правду встанет ложь,
И поверят люди сказке,
Примут ложь мою.
Спи же, спи, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Федор Сологуб. Жуткая колыбельная (1913)

Почему мы с тоской вспоминаем 90-е годы и с гордостью смотрим на фотографию, где снят Верховный Совет в момент принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан? Ведь не все из депутатов были довольны окончательным решением, но всех вдохновляло то, что от них зависело принятие решения. Благодаря атмосфере тех лет выросло целое поколение молодых людей, убежденных, что от них хоть что-то зависит в этом мире. Конечно, затем наступили времена, когда началась погоня за деньгами, массовая приватизация, тотальная коррупция и все остальные прелести рыночной истерии. Но в 90-е годы мы научились самостоятельно и ответственно принимать решения, выработали собственную политику в экономике, социальной жизни, культуре, внешних связях. Налоговые послабления не шли на прокорм прожорливых олигархов (от них отгородились суверенитетом), а вкладывались в инфраструктуру. Московским банкам — финансовым пылесосам — был запрет на работу в республике. Адресную социальную защиту направили на спасение от массового обнищания. Сейчас видна отдача от этих мер.

Москва была недовольна своевольной республикой и вводила санкции (не время их вспоминать). В ответ Татарстан принял программу продовольственной безопасности и вывел АПК на уровень, когда он обеспечивает население продовольствием. Мы голодными никогда не останемся, проживем без импорта. Республика приняла программу энергетической независимости. Правоохранительные органы справились с организованной преступностью, что стало важнейшим достижением тех лет. Затем появилась программа экологической безопасности. В самые трудные годы экономического спада в стране руководство Татарстана разработало программу ликвидации ветхого жилья, для чего нужно было принять закон о дополнительном налоге в 1% на прибыль. Несмотря на давление центра, парламент принял и это решение. Строительство жилья стало малым мотором, который запустил большой мотор экономики республики. Субъекты федерации с завистью смотрели на Казань, утыканную башенными кранами, но не решались подражать, чтобы не перечить Москве, которая не понимала регионы и занималась обустройством не страны, а двух столиц. Третья столица появилась не благодаря, а вопреки желанию центра.

Татарстан, казалось, во всем оппонировал центру, парламент судился по судьбоносным вопросом с Конституционным судом, московская пресса выискивала чернуху о республике, но мы шли своим путем. Ирония заключается в том, что центральная власть не замечает слабые регионы, они ей неинтересны, а сильных субъектов хотя и не любит, но считается с ними и по-своему уважает. Это политический закон. Те, кто думает, что, угождая центру, можно добиться его благосклонности, ошибаются. Тому пример Татарстан. Сегодня уже сам центр ставит в пример нашу республику. Несмотря на различие в стратегических позициях в экономике, мы фактически укрепляем страну.

IMG_4839.jpg

На самом деле по ряду позиций наше поведение отличается от общероссийского. Россия все силы бросила на добычу сырья, мы же с середины 90-х годов переориентировались на его максимальную переработку, защиту экологии, для чего уровень добычи нефти ограничили 30 млн. тонн в год. На сырьевой базе развивались нефтехимия и химия, а вслед строились заводы, которые доводили сырье до готовой продукции. Одновременно в республике были предприняты самые решительные шаги для спасения КАМАЗа, а российский автопром закрывал один завод за другим, переходя на отверточную сборку. Татарстан сельское хозяйство поднял на уровень самообеспечения, а Россия садилась на импортную продовольственную иглу, при этом сельхозугодия зарастали подлеском. Республика пыталась спасти авиапром, несмотря на сильнейшее давление центра, ориентированного на закупку «Боингов». Это удалось сделать только отчасти. Сегодня внимание к отечественному авиапрому стало актуальным. Россия закрывала свои выдающиеся научные центры, ликвидировала производство элементной базы, переходя на зарубежную электронику, а Татарстан ориентировался на развитие IT-технологий. Мы первыми ввели всеобщую телефонизацию республики, провели интернет во все школы, создали систему электронного правительства и т.д. Социальная политика была ориентирована на полную газификацию, решение проблемы с чистой водой, строительство дорог. Во всех районных центрах появились современные поликлиники. Международные связи, несмотря на противодействие МИДа, приобрели такой масштаб и значение, что стали образцовыми, нам могут позавидовать некоторые независимые государства постсоветского пространства. По модели Татарстана были приняты федеральные законы, регулирующие внешние связи субъектов России, и теперь МИД считает республику своей опорной точкой. Однажды из посольства весьма развитой страны приехали в Институт истории сотрудники и высказали слова удивления: «Мы впервые в Татарстане, и такое ощущение, что мы приехали в другое государство». Сам Владимир Путин Казань назвал европейским городом. И т.д. и т.п.

ELG_8316.jpg

За всеми этим достижениями стоит громадная законотворческая работа — она в буквальном смысле была творческой, а не приведением в соответствие с федеральными наспех разработанными и наспех принятыми законами.

Мы привыкли по многим направлениям быть первыми. Весь этот творческий дух закладывался в далекие 90-е годы, когда люди с интересом следили за дебатами в нашем парламенте, ведь именно там в опережающем режиме принимались судьбоносные для республики решения и предлагались инициативы для всей России.

Одно из явных достижений нашего парламента — это стимулирование федерализации страны. Тогда еще Россия произносилась с приставкой «Федерация». Наш парламент был в авангарде федеративных отношений. Пример Татарстана был заразителен, нам многие подражали. Все это дало свои плоды в период дефолта. Регионы изолировались друг от друга, вводя пограничные кордоны, не платили налоги центру, выпускали эрзацы каких-то ценных бумаг, перешли на сплошной бартер. Именно тогда федерализм показал свою необходимость — субъекты самостоятельно искали способы выживания, не полагаясь на сырьевые вливания, ведь цена нефти опустилась до $10 - 12, рубль обесценился, а федеральный бюджет был пуст.

ПАРЛАМЕНТ СТАЛ НЕ ОРГАНОМ ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ, А ПРИМЕРОМ ЛОЯЛЬНОСТИ

Сегодня каждый может спросить: а знаете ли вы, что делать? Я бы не хотел
сейчас говорить о причинах, что произошло именно вот в это время.
Я не любитель, никогда этим не занимался, это пусть кто-то другой.

Виктор Черномырдин

В эпоху Бориса Ельцина в парламенте республики была реальная оппозиция, решения порой принимались с перевесом в несколько голосов. Сильная оппозиция позволила сплотиться всему населению вокруг общих задач, каждый остался при своем мнении, но убежденный, что надо вместе строить лучшее будущее. С тех пор межэтническое, межконфессиональное согласие стало и остается самой большой ценностью республики. Не единомыслие, а консенсус породил эту ценность.

ELG_8283.jpg

Если сравнивать сегодняшнюю обстановку с той, которая выпала на нашу долю, то нынешние условия просто райские. Тогда у советников не было даже секретарши, а сегодня в политическом управлении 35 человек. Мы ездили в Москву и с боем вырывали для себя полномочия.

Не сказать, что все это осталось в прошлом и я просто ностальгирую. Этот дух остался, но он ушел из стен парламента и, похоже, надолго. Парламент стал не органом творческих инициатив, а примером лояльности. Это прилежный, послушный, добропорядочный, во всех отношениях эталонный, всегда единодушный выразитель согласия с курсом Москвы и Казани. На любое обращение он отвечает: «Лэббей» — «Чего изволите?» Наш Госсовет — тихая заводь, где черти не водятся. Он состоит из проверенных и ответственных депутатов. Госсовет возмужал и поумнел.

ТАК ДЛЯ ЧЕГО ЗАКОНЫ И ПРОКУРАТУРА? ЧТОБЫ ПОЖАРОВ БЫЛО БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?

Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет,
ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

Марк Аврелий

Как-то на заседании Государственного Совета приводили в соответствие республиканский закон по пожарной безопасности с федеральным. Я задал глуповатый вопрос: «Пожаров станет меньше, если приведем в соответствие?» Мне ответили: «Нет, наш закон лучше, но надо привести в соответствие — это требование прокуратуры». Так для чего законы и прокуратура? Чтобы пожаров было больше или меньше? Вопрос, конечно, риторический. Вся система в России построена так, чтобы слушались центр беспрекословно, ибо послушание важнее, нежели тушение пожаров. И мы в этой системе как звено, исправляющее на практике недостатки федерального законодательства.

Не все так уж мрачно, как может показаться на первый взгляд, ведь в России существует традиция принимать жесткие законы, а затем их не исполнять. Госдума просто штампует законы как на конвейере, а порядка в стране не прибавляется, затем депутаты вносят многочисленные поправки в уже принятые законы. Субъекты в спешном порядке приводят свои законодательные акты в соответствие с федеральными. Вслед за этим появляется нагромождение федеральных и региональных подзаконных актов и постановлений, с которыми не всякий юрист может разобраться. Как говорил древнеримский историк Публий Корнелий Тацит: «Чем сильнее падение государства, тем больше у него законов». Одними законами не поправишь дела, нужно еще желание и готовность что-то менять в этом мире, а это зависит не только и не столько от законодателя, сколько от исполнителя.

Республика после бурных 90-х годов пыталась тихо уйти от большой политики в хозяйственные дела. В общественном мнении гуляет стереотип о политике, как деле грязном, а вот, мол, строительство и хозяйствование — другое дело, это, мол, позитив. Могу поспорить, какое из них чище и что важнее... С помощью большой политики тоже можно делать не только большие дела, но и серьезные деньги, но честная политика — это еще и благополучие, надежда на лучшее будущее. Представьте, что вдруг, каким-то чудом, удалось бы ликвидировать коррупцию, это дало бы гигантский скачок в экономике. Если бы удалось остановить воровство, тогда наш уровень жизни был бы как в Сингапуре. Могут же они вести честную политику, которая позволяет всем не только зарабатывать, но и спокойно смотреть в будущее.

Как бы то ни было, а Татарстан в принципе не может существовать вне политики, другие субъекты могут, а Татарстан — никогда, ничего не получится, политика сама затянет в свой водоворот помимо желания. По большому счету основной политической площадкой должен быть парламент, где можно обсуждать стратегические вопросы развития республики, но фактически весь удар на себя принимает президент.

Парламент — представительный орган, а значит, носит чисто политический характер. Экономические, социальные, хозяйственные проблемы в нем рассматриваются с политической точки зрения. Это арена для политиков. У бизнесменов, руководителей предприятий существует множество организаций, представляющих их интересы: биржа, Торгово-промышленная палата, любимая партия, СМИ и т.д. У бизнесменов могут быть свои лоббисты в парламенте, но привнесение частных интересов в парламентские дела не лучшая форма политики. Не имеет значения, сколько голосов набрал бизнесмен, его частные интересы всегда будут на первом месте. Если же у него общественный интерес превалирует над частным, тогда предприниматель навсегда уходит из бизнеса в политику, что бывает крайне редко. К сожалению, фактически в Госдуме и региональных парламентах частный бизнес занимает все более весомое место. Это можно квалифицировать как негласное возвращение средневекового имущественного ценза.

Что же касается руководителей бюджетообразующих компаний, то их присутствие в парламенте также двусмысленно, ибо их вес настолько значителен, а престиж их руководителей столь высок, что не нуждается в парламентской поддержке. Кто же станет принимать законы против промышленных гигантов, на которых держится не только экономика и социальная политика, но и само государство?

ELG_8269.jpg

НАШИ УНИВЕРСИТЕТЫ ОТОРВАЛИСЬ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЛ, САМОДЕЛЬНЫЕ ПАРТИИ ДАЛЕКИ ОТ НАРОДА

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.

Лао-Цзы

Наших депутатов назвать публичными политиками очень трудно. Вообще, публичность оказалась уделом немногих. Если в Госсовете оставить только чистых политиков, то останется очень узкий круг людей, порой плохо представляющих реальную жизнь. Все последние годы в стране создавали и распускали различные партии, что не повышает доверия к многопартийности, о которой говорят для политкорректности. Фактически из-за перманентного переформатирования партий не было нормальных площадок для политического роста подрастающего поколения. Наша молодежь плохо представляет реальную политику. В университетах этому не учат, ведь там дают голую теорию. Да и чему может научить профессура, которая о политике знает из СМИ? А научные журналы забиты хламом. В принципе, парламент мог бы стать неким живым «университетом» для подготовки молодой поросли, но выбирают в депутаты людей проверенных и солидных. У молодежи практически шансов на продвижение не остается.

В Гарварде и Стэнфорде меня удивляло наличие бывших чиновников, министров, послов, которые на своих лекциях ничего нового не сообщают, никаких теорий не преподают, ничего нового не открывают, но они говорят, как устроена скучная повседневная жизнь. Они дают навыки обыденной политической деятельности. В США студент, завершив университет, может спокойно приниматься за дело, а не переучиваться на ходу еще несколько лет. Наши университеты оторвались от государственных дел, самодельные партии далеки от народа, СМИ взахлеб читают хвалебные оды одним и декламируют заготовленные филиппики другим, отсутствует какая-либо система политического карьерного роста, а значит, Госдума и региональные парламенты будут заполнены теми, кто нужен исполнительной власти. Этим, конечно, подрывается принцип разделения властей, но кто же в России вспоминает о нем? Да и что плохо, если исполнительная власть в республике во главе с президентом контролирует процесс законотворчества, ведь именно президент подписывает законы. Вообще, сплоченность нашего многонационального народа выше по значению любого парламентаризма и многопартийности. Не бывает абстрактной демократии и тем более разделения властей в отдельно взятой республике.

Про парламент нельзя сказать, какой он нам нужен. Он отражает общее настроение в российском обществе, а не только в республике. Невозможно искусственно привнести идеальную модель парламента на все времена. В сентябре обновится состав Госсовета, придут свежие силы, и жизнь пойдет своим чередом. Старому составу скажут большое спасибо и с энтузиазмом примутся за очередное законотворчество. Если в стране изменится обстановка, изменится и наш парламент, а пока побережем единство республики.


Сейчас мы твердо знаем, что делать, какие первые шаги надо сделать,
и нам надо на это всем вместе навалиться, и я думаю, что у нас это получится (Виктор Черномырдин).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    1.09.2014 11:35

    В точку! А в чем дело? Разогнать, в первую очередь пенсионеров!

    • Анонимно
      1.09.2014 15:17

      Присутствие таких ученых и общественных деятелей как Рафаэль Хакимов, Наиль Валеев и т.д. в любом парламенте просто необходимо. Власти нужна "своя" оппозиция, нужны люди с оригинальным (не всегда академическим, но свежим) мышлением, нужен взгляд гуманитариев на дальнейшее развитие РФ и РТ, и т.д. Соль и перец (в разумных пределах) никогда не портили салат, суп или второе, но всегда делали их насыщеннее... Кстати, и молодой свежий лук и молодая картошка не помешали бы настоящему повару(Коля Катанов)

  • Анонимно
    1.09.2014 12:02

    мы всегда в ответе за тех кого выбираем.
    и достойны тех кого выбрали.
    с нашего молчаливого согласия....

  • Анонимно
    1.09.2014 12:15

    При чем тут пенсионеры? Профессионализм этим не измеряется.А что привнесли так называемые молодые,подающие надежды ?

  • Анонимно
    1.09.2014 12:23

    Если спикером будет опять мухаметшин мы упадем на самое дно парламентаризма. Не смог он стать истинным парламентарием, хотя судьба дала такой шанс.Даже при таком составе можно было площадкой для состязания идей стать. Но если их нет у него их не должно быть не у кого- это его принцип.

    • Анонимно
      1.09.2014 12:37

      В первый день осени начинается обострение фантазии? Или попытка перед выборами приписать людям свои грехи?Факты в студию или за анонимностью можно все?Про статью - согласен, но автор скромно умалчивает почему это произошло. Он ведь и сам к этому причастен. А те кто в теме предпочитают не писать мемуары, по разным причинам.

  • Анонимно
    1.09.2014 13:03

    такой фарс из выборов устроили. Кошмар. Всех самостоятельных убрали. Поигрались в демократию.ТНВ включаешь, программу "7дней.", - так сплошная агитация "единой россии", иногда в завуалированном виде, типа достижения власти. , причем все это на протяжении нескольких месяцев, то есть до начала агитации.

    • Анонимно
      2.09.2014 10:58

      Вы совершенно правы, для ЕР законы не писаны, они любой ценой хотят сохранить свою власть и свои привилегии... Злоупотребление властью на лицо, пора народу дать им адекватный ответ на этих выборах...

  • Анонимно
    1.09.2014 13:06

    Недавно одного депутата Госсовета РТ жители спросили: "А что вы сделали за эти пять лет в парламенте, какой законопроект внесли, по каким вопросам выступали?". И депутат, который вновь баллотируется в Госсовет, ответил: "А зачем? Там есть кому законы писать, я просто нажимаю кнопку"...Комментарии излишни...

  • Анонимно
    1.09.2014 13:39

    Полностью согласен с автором, сейчас парламент - это и не место для дискуссий и законотворчества. Переборщили с зачистками.ДВ

  • А сам Рафаэль Сибгатович от какой политической партии был депутатом в Госсовете? Не "ЕдРо" случайно?

  • Timur
    1.09.2014 14:24

    Каждый человек должен задуматься не только о нынешнем положении дел в стране, разворованной и поставленной на колени, но и о том какой его Родина будет в будущем. Именно от народа зависит то, насколько хорошо мы будем жить, и то, какая власть будет заботиться о наших детях и внуках. Пока не стало слишком поздно, необходима полная смена власти в стране. Только вопрос, что делать с той массой чиновников запятнавших себя коррупцией, они ведь часть общества и обладая финансовыми бонусами полученными благодаря "путинским правилам распила" ловко перестроятся под следующего правителя, как это случилось с бывшими партийно-комсомольскими деятелями. Только отставкой Путина, проблема в корне решена не будет! По мере развития общественного сознания тоталитарные режимы заменяются демократическими, но есть опасность выведения особой породы людей, не способных мыслить. Подобно селекционерам тоталитарные власти уничтожают не согласных с пропагандой мыслящих людей. Можно пройти точку не возврата (если не прошли) в создании покорного,обделенного и обыдленного народа.

  • Анонимно
    1.09.2014 15:11

    Не совсем бывший Госсовет соглашался, вот пример---"Депутаты Госсовета Республики Татарстан не поддержали предлагаемые изменения в ФЗ "О языках народов Российской Федерации", внесенный в Госдуму России. Об этом сообщило официальное республиканское агентство "Татар-информ".На прошедшем сегодня, 17 сентября, заседании парламентского комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам председатель Разиль Валеев сообщил, что законопроект поступил в парламент Татарстана еще весной и был направлен в разные ведомства республики, где он "вызвал множество замечаний".Как указывают коллеги Валеева, законопроект предполагает расширение сферы использования языков народов России, в некоторых случаях "практически приравнивая их по статусу к государственным языкам республик в составе РФ". Однако специалисты правового управления аппарата Госсовета РТ отмечают, что законопроект содержит определенное противоречие - "предлагается ввести принцип свободного выбора родного языка из числа языков народов РФ, однако это ограничивает выбор родного языка только языками народов России".Министерство образования и науки Татарстана также не поддержало законопроект, поскольку он предполагает закрепление за русским языком статуса родного, "помимо того, что он носит статус государственного". По мнению специалистов министерства, это может повлечь за собой уменьшение количества учебного времени, выделяемого на изучение татарского в качестве государственного языка республики, за счет предоставления гражданам права выбора изучать русский и как государственный, и как родной."

    • Анонимно
      1.09.2014 20:54

      В РТ для русских нет русского родного языка от мелочности и жадности власть имущих. Но от этого русские не перестают быть великой нацией, а власть имущие теряют уважение и авторитет. За все приходится расплачиваться. А снова авторитет и уважение власти РТ придется ОЙ как долго зарабатывать.

  • kaz_orphan2
    1.09.2014 15:20

    Давайте начнем с того, что окончательного решения нет и быть не может.А коли так, то и нынешняя ситуация,как бы безысходно она ни выглядела, всего лишь переходный период.К следующей безысходной ситуации.

  • Анонимно
    1.09.2014 15:56

    Пока парламент не будет профессиональным, т.е. без тех, кто там прибывает только по совместительству и без оплаты, так и будет. Что можно ожидать от директора крупного предприятия, когда он "подрабатывает" еще и депутатом? Да ничего путного. Он просто решает там свои производственные задачи, тусуется с чиновниками, пробивает нужные ему решения, получает информацию из первых рук. А на все остальное ему или начхать или просто руки не доходят. И потом каковы компетенции местного парламента. Да, просто штампуют (как ту сказали, нажимают нужную кнопочку) отчеты по исполнению бюджета и принимают новый, который так или иначе поправляют те самые директора в нужную для них сторону. Других задач там нет. Не оставила им Москва. Все привела в соответствие вместе с прокуратурой.

  • Анонимно
    1.09.2014 15:59

    Критиковать- то можно и нужно. Но Рафаэль Хакимов будучи депутатом Госсовета РТ какими творческими инициативами выступил, какие оригинальные мысли высказывал с трибуны парламента? Я что-то ничего этого не замечал. Он просто выражает свою обиду за то, что не включен очередной раз в партийный список. Все очень просто понятно.

  • Анонимно
    1.09.2014 17:04

    Почему Хакимов эту позицию не реализовал будучи депутатом? Почему только пишет? Он был реальным политиком и мог влиять или хотя бы выражать свою точку зрения в парламенте.

  • Анонимно
    1.09.2014 18:55

    Да буза ему нужна,и не только в парламенте......

  • Анонимно
    1.09.2014 19:27

    Единороссы монополизировали политическое пространство и никого туда не пускают. Республиканские СМИ как рупор партии власти ежесуточно прославляет своих членов партии с "бурными и продолжительными аплодисментами". Им там самим то не смешно от таких технологий КПСС?! Правильно нам не нужны генеральные директора, ректоры, учредители фирм, в парламенте. Парламент не должен быть ручным, но эти люди по другому не умеют, они с ленинской верностью служили коммунистам. Позиции единороссов уже не такие сильные как ранее. Они за все время пребывания у власти потрудились только для себя и себе подобных, население как жило в нищете беспросветной та и живет. Чиновники на местах уже проинструктировали на местах глав сельских поселений за кого нуна голосовать, руководители ездят по полям района,создавая предвыборной ореол бурной деятельности. А ВГТРК "Татарстан" и ТНВ из кожи вон выпрыгивают по части пиара и создания позитивного имиджа своих хозяев из правящей партии, ребята так старательно это делают что хочется сказать что бы они и другие передачи с таким рвением делали. Сейчас уже не 90 годы чтобы слушать телевизор и наматывать километры лапши на уши. Вы это там понимайте или на аулы рассчитывайте?! Вот я чиновник руководитель и честно скажу что за партию власти голосовать не собираюсь, и члены моей семьи также не будут голосовать, потому что мы не согласны с политикой партии. Руководители, включенные в список кандидатов от партии власти вообще ходят расслабленные, потому что уже предвкушают как они триумфально идут в здание парламента:-) представляйте какая политическая монополия и уверенность! И зачем нам такая правящая партия? Ответ прост: она нужна номенклатурным чиновникам и представителям буржуазных классов. Ринат.

  • Анонимно
    1.09.2014 19:56

    Умница. Всегда читаю ваши статьи с интересом. Вы правы, мы не можем создать демократию в отдельно взятой республике...Грустно все это.

  • Анонимно
    1.09.2014 20:13

    Кроме Грачева и Штанина оппозиционеров в парламенте не помню...

  • Анонимно
    1.09.2014 20:45

    Где-то на рубеже 14 века от целого природного ума начал отделяться и набирать силу ум-эго.Предки называли его кощей безсмертный или змей Гордынец.Когда человек живет в единстве с окружающим миром и людьми ему не нужны законы. Люди жили в Коне.Это негласные "законы" наших предков.Ведические знания давали всем жить в согласии с собой и людьми.Ум-эго набирает силу и Разум часто скрывается за его мертвыми законами и правилами.Вот тогда-то и появился парламент в современном понимании.Правили придумывают правила, чтобы ограничить замашки ума-эго.В самых "развитых" странах больше всего правил и законов, например в США и Англии(Британия с арабского: страна бритоголовых-уголовников).Пока ум-эго затмевает сердца народных избранников, на каждый закон надо будет придумывать другой закон, чтобы смягчить его последствия.Конечно, чтобы раскрыть сердца на(родных) из(брань)"ников", необходимо некоторое время для возмужания, осознания своих поступков.Народное вече в Великом Новгороде могло бы быть наверное эталоном для совершенствования института народовластия в стране.Поднимая роль традиционных религий, тоже могли бы воспитывать народных избранников еще со школьной скамьи.Людей с патриотическим складом мышления много, но они никогда не пойдут во власть в со(временных) условиях.Нужен царь в стране и в голове каждого из нас.Уровень гражданской ответственности сейчас упал ниже некуда.Моя хата с края, стал девизом многих. И что могут сделать депутаты в этой обстановке.Только идти в хвосте событий, нивелируя их последствия.Системная работа наблюдается в нескольких регионах, в том числе и в Татарстане.Спасибо конечно нашим законодателям, но нужна мощная поддержка каждого человека. Позицию обывателя нужно изживать каждый день.Душа должна работать и день и ночь.Я думаю должен быть предложен некий смысл жизни каждому из нас, кроме механизмов выживания в жестких капиталистических условиях.Идея справедливости зреет в обществе изо дня в день. Но такое уже проходили ранее...Наверное это должно быть в масштабах страны или Евразийского сообщества.Надо искать вместе.

  • Анонимно
    1.09.2014 21:25

    Грустно читать комментарии на БО. Думаю, не один из тех, кто пишет здесь употребляя термины "власть" и "народ" не имеет отношения ни к одной из сторон. Поэтому понятия не имеют о том о чем пишут. Если вы ратуете за многострадальный народ, то я вам скажу, что тот кто работает тот ест. И это правильно. А власть...хорошо там, где нас нет. Я бы не хотела оказаться на месте депутатов...потому что свою работу привыкла делать хорошо, так чтобы не стыдно было. А если в ГС так работать, то там надо ночевать и грызть всех и вся. Все понимают, что задача ГС РТ отстаивать гражданские и экономические интересы народа РТ, а не вершить судьбу страны, для этого есть ГД РФ.

  • Анонимно
    1.09.2014 21:37

    Хороший анализ,полезно почитать, заставляет задуматься

  • Розалия
    1.09.2014 22:47

    " Если в стране изменится обстановка, изменится и наш парламент, а пока побережем единство республики." Как это понимать? Если власть в Москве зашатается, тогда нам нужен будет другой парламент? Это как в 90-х? Идеолог ТОЦа Рафаэль Хакимов ностальгирует по тем временам. Печально, что такие политики, работающие на развал РФ до сих пор у руля...

    • Анонимно
      2.09.2014 09:06

      Главные развалщики России сидят в Москве .Будет настоящая федерация -значит будет Рф . Если нет то будь готовы ко всему . Буре .

  • Анонимно
    2.09.2014 00:52

    Где реальная молодежь с Татарстана в госсовет РТ, назовите хоть одного??с Челнов, Нижнекамска где??Кроме конечно же Владимировой К.А.!!!!!!!! Это отдельная песня!!!!!

  • Анонимно
    2.09.2014 08:10

    Всех "чертей" устранили до выборов.

  • Анонимно
    2.09.2014 12:22

    Браво, браво, Хакимов! Только реальность правящего класса состоит в воспроизводстве и самосохранении своих позиций, сохраненини собственной доминанты. Это не университетские теории. Только великие потрясения меняют расстановку сил. Есть реформы сверху мучительный "прусский путь", а есть революции снизу, не важно какие. Есть хаос или реакция на него. Россия выбрала стабильность, и сохранение внутринационального консенсуса, на фоне общества потребления. Самовыражаться парламентариям необходимо, как и конкурировать позициям и оппозициям. Но правящий класс с доминированием в ресурсах, в том числе и силовом - репрессивном, одержит верх над оппозицией, если сам в нее не уходит. Нет в России традиций парламентаризма, нет системы сдержек и противовесов, принципа разделения властей и перехода в непреследуемую, легальную оппозицию. Россия тоталитарная и авторитарная страна в собственной ментальности ее народа, инфантильного и сервильного в осознании своей.

  • Анонимно
    2.09.2014 12:22

    гражданственности...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль