Общество 
3.09.2014

Александр Сладковский: «Молодым композиторам нужно перестать использовать только опробованные ходы. Нужно больше дерзости»

Государственный симфонический оркестр РТ наметил курс на открытие новых имен среди композиторов

В ГБКЗ им. Сайдашева накануне прошло прослушивание произведений молодых композиторов, которые предложили свои сочинения Государственному симфоническому оркестру РТ (ГСО). В зале их слушал худсовет оркестра и художественный руководитель коллектива Александр Сладковский. Из четырех претендентов выбрали выпускника Казанской государственной консерватории, ученика профессора Анатолия Луппова Эльмира Низамова. И казанцы скоро смогут оценить его «Небесное движение» в исполнении симфонического оркестра под управлением Сладковского... Вместе с музыкантами произведения молодых композиторов слушала и корреспондент «БИЗНЕС Online».


Александр Сладковский
Александр Сладковский: «Нам хочется найти такого композитора, чтобы публика ушла из зала ошеломленной»

«КОГДА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОРКЕСТРОМ — ЭТО ВЫСОКАЯ ПЛАНКА»

В Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева накануне прошло прослушивание произведений молодых композиторов, которые предложили свои сочинения Государственному симфоническому оркестру Татарстана. В полупустом зале БКЗ собрались члены худсовета ГСО РТ, художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский, сами композиторы и те, кто пришел за них поболеть. Оркестр на сцене отнюдь не в концертной одежде — все по-рабочему, четко, точно, слаженно. За пультом — второй дирижер оркестра Михаил Мосенков. Сладковский в зале, а не на сцене потому, что так можно лучше оценить предлагаемую музыку.

Композиторы, которые решили связать судьбу своих сочинений с ГСО РТ, естественно волнуются, хотя стараются не подавать виду. Их четверо — Радик Салимов, Эльмир Низамов, Геннадий Кожевников и Айрат Ишмуратов. Два первых из названных в эти дни на слуху. Низамов пару месяцев назад написал отличную музыку к тюзовскому спектаклю, и это стало самым ярким впечатлением от спектакля, а 30 августа возле дворца бракосочетания триумфально прошло превью его мюзикла «Алтын казан», за что его уже окрестили «татарстанским Уэббером». Радик Салимов тоже на коне — на начинающемся казанском международном кинофестивале мусульманского кино Татарстан представляет картина Салавата Юзеева «Курбан-роман», одна из ее сильных сторон — музыка Салимова. Кожевников — москвич, тоже хорошо и часто исполняется. А Ишмуратов, в прошлом казанец, сейчас живет в Канаде, где стал успешным дирижером и композитором. «Когда твое сочинение исполняет симфонический оркестр — это наивысшая планка для композитора. С самого начала учебы в консерватории я был заточен под это», — рассказывает Эльмир Низамов.

Эльмир Низамов
Счастливцем оказался Эльмир Низамов. Его «Небесное движение» в исполнении симфонического оркестра РТ скоро услышат казанцы

Музыка, которую молодые композиторы предложили оркестру, разная — и по стилистике, и по «идеологии». У каждого из авторов — свой круг неповторимых идей. Объединяет их одно — хочется, чтобы сочинения попали в опытные руки топового коллектива. Это, конечно, амбиции, но без них успеха в искусстве не видать. Художник должен быть амбициозным и пристраивать свое детище туда, где им будут заниматься. «Мое сочинение уже звучало в Москве, его исполнял молодежный оркестр, но что-то у нас не срослось, я не был доволен этим исполнением и предложил мой фрагмент из „Казанской сюиты“ Александру Сладковскому», — поделился Радик Салимов.

Но вот звучат последние такты музыки, немногочисленные присутствующие в зале аплодируют, и члены худсовета удаляются решать судьбы произведений молодых композиторов. «Я предложил оркестру свою сюиту „Масленица“, я написал ее в Канаде, и именно по просьбе канадской стороны, которой были интересны русские традиции», — рассказывает Айрат Ишмуратов. Он в Казани не только ради прослушивания — приехал на юбилей камерного оркестра «Ла Примавера», где когда-то играла его жена. Ишмуратов даже продирижирует один концерт с юбилярами.

Айрат-�шмуратов460.jpg
Айрат Ишмуратов: «Я предложил оркестру свою сюиту «Масленица», я написал ее по просьбе канадской стороны, которой были интересны русские традиции»

«ЧЕМ УДИВЛЯТЬ БУДЕТЕ?»

Фраза, вынесенная в заголовок главки, принадлежит великому подвижнику, открывателю новых имен, пропагандисту русской культуры Сергею Дягилеву. Действительно, в искусстве надо удивлять. С этим согласен Александр Сладковский. «Нам хочется найти такого композитора, чтобы публика ушла из зала ошеломленной. К сожалению, таких сочинений сейчас практически нет. Композиторы не очень часто приносят нам свои новые произведения, а те, что к нам попадают, часто не дотягивают до нужного уровня. Удивлять публику надо, надо, чтобы вокруг концертов был ажиотаж, но где они, такие сочинения?», — комментирует маэстро.

Если же такие сочинения попадаются — успех обеспечен. У ГСО РТ есть хороший опыт работы с молодыми композиторами. Например, опера «Белый волк» татарстанского композитора Зульфии Рауповой оказалась как раз «на уровне», и входит сейчас в реестр исполняемых произведений. «Мы должны развивать молодых композиторов, должны придать им некую толику смелости», — полагает Сладковский.

По его мнению, композиторы мало пишут для оркестров, потому что боятся неудач, боятся совершить ошибку. Но ведь именно путем проб и этих самых ошибок и неудач можно прийти к успеху. Второй причиной, по мнению дирижера, является то, что нам до сих пор аукается спад в культуре, который пережила страна в девяностые годы. «Молодым композиторам нужно перестать ходить по кругу, перестать использовать только опробованные ходы. Нужно больше дерзости, смелости. Пусть это будет эксперимент, пусть эксперимент спорный, но он должен быть таким, что удивит и оркестр, и слушателя», — считает Сладковский.

Заседание худсовета ГСО РТ, которое проходило в малом зале БКЗ, было недлинным. Музыканты высказали свои замечания и пожелания. Из четырех претендентов попасть в число авторов, произведения которых берут в репертуар ГСО РТ, счастливцем оказался выпускник казанской государственной консерватории, ученик профессора Анатолия Луппова Эльмир Низамов. Его «Небесное движение» в исполнении симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского скоро услышат казанцы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.09.2014 09:40

    Когда услышим Небесное движение?

  • Анонимно
    3.09.2014 10:24

    Спасибо Е.Мамаевой за внятный комментарий.Считаю, что РТ повезло,что у нас работает Сладковский, для меня он третий дирижер, после Рахлина и Мансурова поднявший "планку" нашего оркестра.Но сделал конечно больше них. Еще раз убеждаюсь, в том, что травля организованная престарелой музыковедшой, во время обсуждения его кандидатуры на премию не сломила его.Кто помнит ее фамилию, кроме как организатора этой гнусной кампании,а Сладковский он всегда и на все времена останется Сладковским. На счет композиторов, по моему впервые после Жиганова и Яруллина пришла такая "талантливая волна".Насчет того, что Э.Низамов "ученик" А.Луппова преувеличение. Чему может научить довольно посредственный композитор? Он, кстати отплатил черной неблагодарностью Н.Г.Жиганову, выдвинувшего на авансцену скромного аккомпаниатора в кинотеатре, и помогшего стать ему профессионалом - композитором. Композитор это от "Бога",ни Бетховен, ни Чайковский, ни Жиганов "учениками" не были.Эти ребята если уж и ученики, то не названных учителей музыки, которые приобщили их к ней и помогли раскрыть "божий дар".

  • Анонимно
    3.09.2014 19:48

    Не знаю, что сподвигнуло Сладковского на поик талантливых композиторов, но дело крайне важное. Поэтому Сладковскому респект.

  • Анонимно
    3.09.2014 22:06

    А что, разве нельзя посвятить целую концертную программу произведениям молодых композиторов Татарстана? В конце концов, речь идет о Государственном симфоническом оркестре Республики Татарстан, а не о частной лавочке г-на Сладковского. Уж больно у нас министерство культуры слабое и мягкотелое, откуда появятся молодые татарские композиторы, если их не исполнять и не прослушивать на широкой публике. А тут келейное обсуждение и явный фаворитизм в отношении одного избранного молодого человека. P.S.Руководство культуры республики так низко пало, что выдает за успех постановки татарских музыкальных спектаклей на улице с частотой 1 (один!) раз в год. На театральных сценах им места нет. Дожили.

    • Анонимно
      4.09.2014 15:15

      Если Вы следите за деятельностью оркестра, то должны знать, что такие концерты играются в каждом сезоне ГСО РТ и не один раз.

      • Анонимно
        5.09.2014 01:09

        А что мешает в данном случае подготовить концертную программу из произведений всех означенных здесь молодых композиторов?

  • Анонимно
    4.09.2014 06:24

    Согласен с последним комментатором - если такая цель заявляется, то для процесса важно спрос создать (например, ежегодный конкурс, премия - исполнение 6 финалистов) и исполнять больше авторов и больше, а не искать, какую пьесу канонизировать.

  • Анонимно
    4.09.2014 08:28

    "больше авторов и больше музыки" (не дописал случайно)

  • Анонимно
    4.09.2014 11:03

    Айрат Ишмуратов имеет отношение к драматургу Ризе Ишмуратову?

    • Анонимно
      4.09.2014 12:45

      Насколько я знаю, Айрат Ишмуратов - внук известного татарского писателя Ризы Ишмурата.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль