Общество 
5.09.2014

В Казани назвали имена Всевышнего

Страховая стоимость новой выставки в центре «Эрмитаж-Казань» — 300 млн. рублей

В центре «Эрмитаж-Казань» накануне открылась выставка под названием «Девяносто девять имен Всевышнего». Ее привез в столицу Татарстана фонд им. Шигабутдина Марджани. Как можно показать... имена? Какие из экспонатов действительно стоит считать уникальными, как они попадают в фонд Марджани и где потом хранятся, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».


«СОБИРАЕМ ИХ ПО ВСЕМУ МИРУ»

Уже поднимаясь по лестнице, можно было слышать звук курая — музыкант в татарской национальной одежде выводил нежную мелодию, создавая определенную атмосферу. Экспозицию новой выставки, которая называется «Девяносто девять имен Всевышнего», привез в Казань из Москвы фонд им. Шигабутдина Марджани. Год назад выставка с успехом демонстрировалась в Пушкинском музее. Разумеется, что с выставкой до того, как она попала в Эрмитажный центр, ознакомился директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Известный востоковед дал ей высокую оценку и порадовался, что экспозиция в течение двух месяцев будет демонстрироваться в Казанском кремле.

«Страховая стоимость выставки — более 300 миллионов рублей, — рассказал «БИЗНЕС Online» президент фонда им. Шигабутдина Марджани Рустем Сулейманов. — Выставка в музее имени Пушкина и в центре «Эрмитаж-Казань» немного отличаются друг от друга: экспозиция, приехавшая в Татарстан, больше, в ней есть и новые экспонаты. Мы собираем экспонаты по всему миру, они находятся в хранилище фонда, и мы не теряем надежду, что у нас когда-то появится свой, хотя бы и небольшой, музей». По его мнению, сейчас эта выставка в Казани более чем уместна: только что Болгар был включен в число памятников, охраняемых ЮНЕСКО, и у посетителей уже есть возможность увидеть все лучшее, что сотворили художники мусульманского мира, ведь в экспозиции есть предметы, созданные мастерами в Болгаре.

Заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров после традиционной молитвы пожелал всем присутствующим мира и процветания. «Как бы мы ни взывали к Богу, у Него прекрасные имена, то, что мы видим на этой выставке, — это прекраснейшие творения рук художников, за ними стоит история человеческого духа, — поделился он своими впечатлениями. — Каждое такое произведение как обращение к Всевышнему. Выставка поражает исторической глубиной и искусствоведческой ценностью». Действительно, выставка опровергает традиционно неверный взгляд о негативном отношении ислама к искусству. А как же изумительные архитектурные шедевры мусульманского мира, арабская вязь, шамаили, ювелирное искусство, кожаная мозаика и многое другое?

«Недавно на выставке из лондонского музея Альберта и Виктории мы видели работы современных художников, вдохновленных исламом, а сегодня перед нами первоисточники, — отметила генеральный директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. — Перед нами 99 обращений к прекрасному, к божественному. Хочу напомнить вам слова: «Бог красив и любит красоту». Перед нами сегодня божественная красота, созданная руками художников».

ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ

Фонд им. Шигабутдина Марджани, поддерживающий культурные программы, выбрал для экспозиции в Казани 99 шедевров мирового искусства. Это изделия мусульманских ремесленников, которые по Великому шелковому пути попадали в глубину Евразии и снискали для мусульманского искусства мировую славу. О каждом экспонате можно рассказать интересную историю, но даже среди этих редчайших предметов есть поистине уникальные. Например, бокка. Это головной убор монгольской женщины из шелка, затканного золотом, он крепится на каркас из бересты, был создан приблизительно в XIII веке. До сих пор в Казани не демонстрировалось ничего подобного. Монголы времен Чингизхана не были мусульманами, но в их мастерских работали мастера, исповедующие ислам. А позже три из четырех монгольских династий приняли ислам. Так что бокка по праву занимает место среди самых уникальных предметов экспозиции.

А вот поясной набор, выполненный в Китае в конце XIV — начале XV веков, попал на Средний Восток благодаря монголам. Выставка также знакомит публику с рукописями и манускриптами, все они роскошно украшены, с изысканными миниатюрами, листами из Корана, керамическими чашами, великолепными коврами. Кстати, на молитвенном ковре середины XVI века вытканы 99 имен Всевышнего... Экспозиция, представленная в Казани, охватывает период с конца IX до начала XX веков. В географическом плане экспонаты выставки собирались по всему миру — от Дамаска до Дели, от Болгар до Пекина.

«Воистину, у Аллаха есть 99 имен — сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в Рай», — напоминает посетителям выставки один из хадисов. 99 имен «зашифрованы» в уникальных предметах, надо только постараться проникнуть в их суть.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль