Культура 
7.09.2014

Амбициозный татарстанский проект оказался киновампукой

В «Курбан-романе» много духовности и мало хорошего кино

В субботу в рамках X международного казанского фестиваля мусульманского кино состоялась премьера полнометражного фильма татарстанского режиссера Салавата Юзеева «Курбан-роман». Проект с бюджетом в 22 млн. рублей был главной надеждой Татарстана в конкурсной программе форума. Московский кинокритик Максим Семенов посмотрел картину и в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», указывает на то, что авторам фильма так и не удалось уйти от привычных киноштампов, упакованных в пошловатые образцы высокой псевдодуховности.

НОВОЙ КРАСОТЫ ВСЕ НЕ ВЫХОДИТ

Два брата — Юсуф и Марс. Оба скрипачи. В душе одного из них живет прекрасная музыка, однако у него нет таланта. В душе второго музыки нет, зато у него есть талант и девочки его любят. Еще в фильме есть балерина Марыся, которая танцует партию Джульетты в балете Прокофьева и томится по Марсу, а также ее подруга и соперница Камилла, которая тоже томится по Марсу, но потом ей это надоедает, и она выходит за Марса замуж. И еще в фильме есть духовность. Очень много духовности.

За последнюю отвечают и классический балет, который, как известно, есть замок красоты, условные авраамические символы, щедро рассыпанные режиссером Салаватом Юзеевым по кадру, и просто хорошая музыка, которой в картине тоже очень много.

Чтобы понять, какое впечатление «Курбан-роман» создает, представьте, что вам приходится слушать поэму человека, который имеет о поэзии самое условное представление (сравнение тем более справедливо, что «Курбан-роман» явно претендует на звание фильма поэтического). Этот человек усиленно хмурит брови, рифмует «слезы-розы» и «кровь-любовь», наполняет свои стихи всеми красивыми предметами, которые только приходят ему в голову, но новой красоты у него почему-то все не выходит, а выходит набор избитых банальностей.

.

ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ ФИЛЬМ КАКОЙ-ТО НЕВЕРОЯТНОЙ ПОШЛОСТЬЮ

Точно то же получается и с кинопоэзией Юзеева. Чтобы создать свою картину, он щедро пользуется всеми доступными ему штампами поэтического и фестивального кино: когда он хочет показать радость — его герои начинают красиво и замедленно прыгать на дальнем плане, когда ему нужна страсть — из шкафа начинают падать яблоки и, словно этого не достаточно, тут же услужливо из всех щелей лезут изображения Адама и Евы. Всюду какие-то безумные виртуозы пиликают на скрипках и наигрывают на аккордеонах, обозначая душевные терзания героев. Персонажи или перебрасываются нарочито таинственными фразами о том, что все тлен, или говорят о погоде со скучающим видом людей, которым нужно что-то говорить только потому, что в кадре обыкновенно что-то говорят.

.

Наконец, сами сценарные конструкции являются образчиками все той же пошлости. Тут и коварные соблазнители, и смертельные болезни, и аварии, и последующее раскаяние. Когда просто драматического поворота (внезапной болезни или потери памяти) не хватает, в кадр начинает лезть многозначительная духовность. Какие-то моряки, торговки и продавцы рыбы со значением смотрят в кадр, намекая зрителю, что он столкнулся с неким символом. Кажется, в оперных пародиях композитора Ильи Саца в таких случаях пели также со значением: «Здесь цветут цветы алоэ, это место роковое». Если же и рыбаки с моряками не помогают, то в дело идет тяжелая артиллерия. Появляются три пастуха — старик, мужчина и мальчик — и начинают или подпускать картине национального колорита, или внимательно наблюдать за героями. Все это делается так нарочито, что только слепой не поймет, что они — Бог. Ну, или тени забытых предков на худой конец.

К несчастью, подобно тому, как перечисление красивых вещей не может считаться поэзией, склеенные в единое целое выразительные эпизоды, сцены и персонажи не могут считаться кино. Они попросту в него не складываются. Прокофьев и лес классических колонн не рифмуется с народными молитвами, история о чуде не рифмуется с плясками под аккордеон. Все это по отдельности могло бы украсить любую картину, но собранное вместе создает ненужную избыточность, делая фильм какой-то невероятной пошлостью.

Все это невероятно надуманно и меньше всего напоминает реальную жизнь, застряв где-то между народной притчей и умильным пересказом сказок Андерсена.

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ГОРЯЧКА ОТ РОССИЙСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ

Фильм Юзеева показали в рамках фестиваля мусульманского кино, а потому соблазнительно было бы сравнить его с другими мусульманскими картинами, показанными в рамках конкурса или существующих ретроспектив, например, с «Зимней спячкой» Нури Бильге Джейлана — несколько затянутой трехчасовой фантазией о том, что случилось бы, если бы профессор Серебряков из «Дяди Вани» жил бы в современной Турции и писал бы историю турецкого театра, — но с этими фильмами «Курбан-роман» роднит только мусульманский праздник как сюжетообразующий элемент. Гораздо вернее было бы сравнить его с современным российским фестивальным кинематографом, точнее, с определенным течением в рамках этого кино, к которому фильм Юзеева вполне может быть причислен.

Речь идет о фестивальных российских эротических драмах вроде фильма «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой (история о любви молодого певца и бомжонка, разворачивающаяся перед изумленной публикой под вокальные циклы Шуберта). В подобных фильмах зритель всегда сталкивается с нагромождением красивостей, отсутствием какой бы то ни было реальности и многозначительными, но ничего толком не значащими символами. А уж про сексуальный подтекст и говорить не стоит, благо он всегда показан в самой эстетской, самой благородной, несколько бестелесной форме (в «Курбан-роман» секс решен как хореографическая постановка).

.

Кроме того, и «Курбан-роман», и «Зимний путь», и прочие подобные фильмы генетически связаны с русской дореволюционной мелодрамой 1910-х годов. И дело не в том, что авторы фестивальных мелодрам в массовом порядке смотрят фильмы с Верой Холодной, а в том, что они выполняют сходный социальный заказ на «красивое» и «интересное» изображение действительности. А «красивое» и «интересное» в расхожем представлении — это что-то, чего никогда не бывает в реальной жизни.

.
Кадр из фильма «Зимний путь»

Если всмотреться в сюжет «Курбан-романа» с его весьма условными героями и безумным нагромождением страстей, невольно вспоминаешь «кинематограф, три скамейки, сентиментальная горячка» из стихов Мандельштама. И люди ходят на эту сентиментальную горячку, поскольку ничего иного наши фестивали часто не могут предоставить, а всю эту вампуку, которая устарела еще до изобретения кино, выдают за свежий и независимый взгляд, за изысканное наслаждение или за новое слово.

Самое обидное во всей этой истории с «Курбан-романом» в том, что среди нагромождения многочисленных штампов в фильме Юзеева скрываются действительно поразительные фрагменты. Молитва старика или рассказ одинокой старушки из онкологической клиники дышат какой-то настоящей реальностью, кажется, что правды в них больше, чем во всех остальных многочисленных сценах картины. Однако на общем фоне эти места кажутся, скорее, исключением, чем правилом.

.
Кадр из фильма «Зимний путь»

Вместо послесловия

Однако не хочется завершать совсем плохо. Все-таки кинозал «Родины» во время показа «Курбан-романа» был забит под завязку. Люди пришли посмотреть на новое кино, люди хотят смотреть кино — это очевидно. И люди хотят смотреть не просто какие-то западные картины, а кино из своей жизни. Этого вполне достаточно, чтобы надеяться, что некоторое время спустя режиссеры вдруг осознают, что нельзя просто снимать драматические моралите, что жизнь людей, которые приходят в кино на их картины, не менее, а то и более интересна, чем выдуманное существование прекрасных балерин и гениальных скрипачей. И тогда, после очередного соприкосновения кино с реальностью, может быть начнется новый расцвет российского кино.

Максим Семенов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.09.2014 12:44

    Ну просто когда стоит задача типо еще и свое кино особенное делать, татарское с особым смыслом (так хочется ведь отличиться и выделиться) то и рождаются вот такие шедевры.

  • Анонимно
    7.09.2014 13:02

    После 80-ых на территории России, перестали снимать хорошее КИНО! Этим псевдо режиссером надо руки поотрубать за такие "шедевры". Максимум их уровень, это пошловато-аляповатые клипы для телеканала Майдан.

    • Анонимно
      7.09.2014 19:17

      Не надо всех под одну гребенку покойный балабанов прекрасный режиссер

      • Анонимно
        7.09.2014 20:59

        Ну и что хорошего в Бумере или Брате? Кроме музыки Шнура и грустных глаз Бодрова, вспомнить то нечего....

  • Анонимно
    7.09.2014 13:40

    Сейчас на взлете кино типа фильмов Дуси Смирновой. Это адреналин, это стресс, это сплошные страсти и "любови".А если задуматься - маразм. А чем лучше фильмы Дениса Осокина, признанного гения я нашей республики, от "Овсянок" которого "тащился" сам Тарантино? Только в пьяном угаре можно сделать то, что делает он. Но публика и критика говорят: талант. Приходится верить!

    • Анонимно
      8.09.2014 09:11

      Это не фильмы Дениса Осокина, это фильмы Алексея Федорченко. Нельзя это путать! Фильм "Овсянки" - полная лажа, но вы почитайте книгу! На самом деле Осокин гениален. А то, что его паршиво экранизируют - не его вина...

  • Анонимно
    7.09.2014 14:44

    Очень хорошо объяснено, почему "Курбан..." - пир духа. Но любопытно было бы узнать, а где г-н Юзеев всему этому учился)))))

    • Анонимно
      7.09.2014 22:15

      А еще интересно, где он так научился шарф повязывать)))

  • Анонимно
    7.09.2014 15:34

    Замуж деушка за Марса вышла. )А по фильму - клип-презентация третьей столицы, растянутая на два часа. Тем, кто досмотрел до конца, полагается приз.

  • Анонимно
    7.09.2014 16:07

    Деньги жалко......

  • Анонимно
    7.09.2014 16:33

    А публика и критика у нас дурацкая, поэтому и говорит хором- талант. А на самом деле таланты они другие, просто их никто пока не знает.

  • Анонимно
    7.09.2014 16:54

    когда выйдет то на экраны этот фильм?

  • Если делать по-настоящему духовное кино, то такую деятельность никто не будет оплачивать. Из своего кармана - пожалуйста. Сейчас не в почете духовное восхождение людей. Сейчас нужны потребители.

    • Анонимно
      7.09.2014 18:14

      Ну почему же. Высокодуховно-воспитательную "Орду" сбацали же.Именно на денюжки РПЦ.

      • Анонимно
        8.09.2014 07:31

        Эту анти татарскую и анти исламскую поделку "Орда" видный историк Рудаков, отказавшийся ее консультировать, назвал злобной карикатурой сделанной на основе фальсификации истории.Достойную оценку ей дали и в газете "Звезда Поволжья".Почитайте.

        • Анонимно
          8.09.2014 14:09

          Чего вы все так Орду возненавидели? Нормальный фильм. Никакого отвращения не вызывает. И у меня после него никаких отрицательных эмоций ни к татарам, ни к исламу. Так, эпизод из жизни в ту далекую эпоху. А если кого-то от него "бесит" - значит "правда глаза колет". Мне вот Код Давинчи показался полной глупостью, но я же не бегаю и не ору, типа: это антихристианский фильм!!!, а-а-а-а!На глупость реагировать нужно спокойно, если сам не глуп, конечно...

  • Анонимно
    7.09.2014 18:07

    Собственно и сам, как бы международный, как бы мусульманскийкак бы кинофестиваль - это такой же пшик... Кто про этот "международный" фестиваль хоть слово сказал кроме татмедиа? Хватит понтов по национальному, а тем более по религиозному признакам! Всемирные, международные - это признако комплекса неполноценности.

  • Анонимно
    7.09.2014 19:07

    В свое время сняли неудачный, но высокозатратный фмльм "Теплые ветры древних булгар" - скучнейшая картина Булата Мансурова. Сейчас вот этот "Курбан-роман" из той же оперы: скукота!!!!

  • Анонимно
    7.09.2014 19:21

    По правде на эту ерунду ушли 26 лимонов!!! На эти деньги можно сделать 26 хороших телесериалов!.. Потом: почему по произведению у нас неизвестного писателя Абузярова- других татароязычных писателей мало, да! Хороший парень, неплохой писатель. Но извините, " у него " татарской, национальной " музыки" маловато!.. Первый раз вижу, что Сам РНМ - второй Атилла!- позволил пустить огромные деньги коту под хвост!!! Обидно! Очень, очень...

  • Анонимно
    7.09.2014 19:39

    Мнение московского кинокритика Максима Семенова-это как мнение женщины:выслушай и сделай наоборот. Он не подозревает с кем имеет дело. Он, например, не подозревает, что Ильдар Юзеев-великий поэт, а Салават Юзеев-его сын. Максим Семенов не знает татарской поэзии, он думает, что поэзия и кино здесь еще на зачаточном уровне, на уровне Веры Холодной.

    • Анонимно
      7.09.2014 20:49

      Так оно и есть...на уровне холодном все замерзло! Денег только жалко налогоплательщиков. Только те кто ищет свое место в истории, пусть делают это на свои средства. А за госсредства и дурак сможет ряженных поснимать...

    • Анонимно
      8.09.2014 14:33

      критики и не должны знать,КТО такой Салават Юзеев и его отец.Не надо спекулировать фамилией,пусть работают достойно,а не шабашничают.

  • Азат Д
    7.09.2014 19:50

    «В «КУРБАН-РОМАНЕ» МНОГО ДУХОВНОСТИ И МАЛО ХОРОШЕГО КИНО» - это типа шансона что ли, где много эмоций и минимум творчества? Когда эмоциями стараются перекрыть отсутствие таланта( прям как профессионализм патриотизмом у господина Рогозина или у республиканских колхозников у власти), а петь хочется.

  • Анонимно
    7.09.2014 21:15

    Хватит разделять кино на мусульманские, христианские и т.д. Кино оно и в Африке Кино, кому нравится смотрит, кому не нравится, не смотрит.

  • Анонимно
    7.09.2014 21:17

    И вот под это дают такие деньги...

  • Анонимно
    7.09.2014 22:11

    Ну, Казань, может, и спортивная столица России, но даже не третья культурная, это точно.

  • Анонимно
    7.09.2014 22:25

    Лишнее подтверждение тезиса, что есть кино, а есть национальное кино.]во втором случае главное слово- национальное....

  • Анонимно
    7.09.2014 23:20

    Пусть снимают побольше нормального Татарского кино! Нужно это дело развивать, много талантливой Татарской молодежи.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:16

    Булмаган бу!

  • Анонимно
    8.09.2014 11:01

    Столько шуму было вокруг этого фильма и...пшык.Набор бессвязных меж собой кадров,это не фильм, а так баловство. За наши деньги, между прочим,и ооочень немалые.И ставить в ряд с конкурсными фильмами,как насмешка над татарским кинематографом.

  • Анонимно
    8.09.2014 13:13

    http://www.evening-kazan.ru/articles/na-semkah-kurban..26 миллионов!А министр куда смотрел, о чем думал,когда просил президента помочь? На фамилию? Стыдно.И бывает так всегда,когда фильм начинают снимать только по желанию 2 -4 людей.А розыгрыш был?)))

  • Анонимно
    8.09.2014 13:14

    Слушайте, хватит только критиковать! Молодцы, что хоть что-то сделали! Надо пока количеством, а качество прирастет. Правильно сделали в Китае - они просто начали один за другим делать, делать и делать. Качество потом приходит. Так что, огромное спасибо всем, кто производит фильмы и мультфильмы, так держать!

  • Анонимно
    8.09.2014 13:28

    Очень плохое кино, думаю данное кино даже критики не достойно, не понимаю как вообще можно было придумать столь глупый сюжет. Сам кинофестиваль организован плохо. Казань-культурная столица,а люди сидели в душном зале и смотрели фильм на полу, все это напоминало вокзал, но никак не культуру кинематографа.

  • Анонимно
    8.09.2014 14:37

    Не удивляйтесь, под занавес фестиваля еще спец.приз какой - нибудь отожмут)))

  • Анонимно
    8.09.2014 15:18

    Главная проблема современного Российского кино в том,что создатели деньги делают не в процессе проката созданного фильма,а в процессе его съемки .Отсюда дешевые сценарии,отсюда,некачественная режессура халтурная игра актеров,и,главное,одноразовый,как средство контрацепции,фильм-сняли,закалымили,забыли

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль