Культура 
7.09.2014

Амбициозный татарстанский проект оказался киновампукой

В «Курбан-романе» много духовности и мало хорошего кино

В субботу в рамках X международного казанского фестиваля мусульманского кино состоялась премьера полнометражного фильма татарстанского режиссера Салавата Юзеева «Курбан-роман». Проект с бюджетом в 22 млн. рублей был главной надеждой Татарстана в конкурсной программе форума. Московский кинокритик Максим Семенов посмотрел картину и в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», указывает на то, что авторам фильма так и не удалось уйти от привычных киноштампов, упакованных в пошловатые образцы высокой псевдодуховности.

НОВОЙ КРАСОТЫ ВСЕ НЕ ВЫХОДИТ

Два брата — Юсуф и Марс. Оба скрипачи. В душе одного из них живет прекрасная музыка, однако у него нет таланта. В душе второго музыки нет, зато у него есть талант и девочки его любят. Еще в фильме есть балерина Марыся, которая танцует партию Джульетты в балете Прокофьева и томится по Марсу, а также ее подруга и соперница Камилла, которая тоже томится по Марсу, но потом ей это надоедает, и она выходит за Марса замуж. И еще в фильме есть духовность. Очень много духовности.

За последнюю отвечают и классический балет, который, как известно, есть замок красоты, условные авраамические символы, щедро рассыпанные режиссером Салаватом Юзеевым по кадру, и просто хорошая музыка, которой в картине тоже очень много.

Чтобы понять, какое впечатление «Курбан-роман» создает, представьте, что вам приходится слушать поэму человека, который имеет о поэзии самое условное представление (сравнение тем более справедливо, что «Курбан-роман» явно претендует на звание фильма поэтического). Этот человек усиленно хмурит брови, рифмует «слезы-розы» и «кровь-любовь», наполняет свои стихи всеми красивыми предметами, которые только приходят ему в голову, но новой красоты у него почему-то все не выходит, а выходит набор избитых банальностей.

ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ ФИЛЬМ КАКОЙ-ТО НЕВЕРОЯТНОЙ ПОШЛОСТЬЮ

Точно то же получается и с кинопоэзией Юзеева. Чтобы создать свою картину, он щедро пользуется всеми доступными ему штампами поэтического и фестивального кино: когда он хочет показать радость — его герои начинают красиво и замедленно прыгать на дальнем плане, когда ему нужна страсть — из шкафа начинают падать яблоки и, словно этого не достаточно, тут же услужливо из всех щелей лезут изображения Адама и Евы. Всюду какие-то безумные виртуозы пиликают на скрипках и наигрывают на аккордеонах, обозначая душевные терзания героев. Персонажи или перебрасываются нарочито таинственными фразами о том, что все тлен, или говорят о погоде со скучающим видом людей, которым нужно что-то говорить только потому, что в кадре обыкновенно что-то говорят.

Наконец, сами сценарные конструкции являются образчиками все той же пошлости. Тут и коварные соблазнители, и смертельные болезни, и аварии, и последующее раскаяние. Когда просто драматического поворота (внезапной болезни или потери памяти) не хватает, в кадр начинает лезть многозначительная духовность. Какие-то моряки, торговки и продавцы рыбы со значением смотрят в кадр, намекая зрителю, что он столкнулся с неким символом. Кажется, в оперных пародиях композитора Ильи Саца в таких случаях пели также со значением: «Здесь цветут цветы алоэ, это место роковое». Если же и рыбаки с моряками не помогают, то в дело идет тяжелая артиллерия. Появляются три пастуха — старик, мужчина и мальчик — и начинают или подпускать картине национального колорита, или внимательно наблюдать за героями. Все это делается так нарочито, что только слепой не поймет, что они — Бог. Ну, или тени забытых предков на худой конец.

К несчастью, подобно тому, как перечисление красивых вещей не может считаться поэзией, склеенные в единое целое выразительные эпизоды, сцены и персонажи не могут считаться кино. Они попросту в него не складываются. Прокофьев и лес классических колонн не рифмуется с народными молитвами, история о чуде не рифмуется с плясками под аккордеон. Все это по отдельности могло бы украсить любую картину, но собранное вместе создает ненужную избыточность, делая фильм какой-то невероятной пошлостью.

Все это невероятно надуманно и меньше всего напоминает реальную жизнь, застряв где-то между народной притчей и умильным пересказом сказок Андерсена.

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ГОРЯЧКА ОТ РОССИЙСКИХ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ

Фильм Юзеева показали в рамках фестиваля мусульманского кино, а потому соблазнительно было бы сравнить его с другими мусульманскими картинами, показанными в рамках конкурса или существующих ретроспектив, например, с «Зимней спячкой» Нури Бильге Джейлана — несколько затянутой трехчасовой фантазией о том, что случилось бы, если бы профессор Серебряков из «Дяди Вани» жил бы в современной Турции и писал бы историю турецкого театра, — но с этими фильмами «Курбан-роман» роднит только мусульманский праздник как сюжетообразующий элемент. Гораздо вернее было бы сравнить его с современным российским фестивальным кинематографом, точнее, с определенным течением в рамках этого кино, к которому фильм Юзеева вполне может быть причислен.

Речь идет о фестивальных российских эротических драмах вроде фильма «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой (история о любви молодого певца и бомжонка, разворачивающаяся перед изумленной публикой под вокальные циклы Шуберта). В подобных фильмах зритель всегда сталкивается с нагромождением красивостей, отсутствием какой бы то ни было реальности и многозначительными, но ничего толком не значащими символами. А уж про сексуальный подтекст и говорить не стоит, благо он всегда показан в самой эстетской, самой благородной, несколько бестелесной форме (в «Курбан-роман» секс решен как хореографическая постановка).

Кроме того, и «Курбан-роман», и «Зимний путь», и прочие подобные фильмы генетически связаны с русской дореволюционной мелодрамой 1910-х годов. И дело не в том, что авторы фестивальных мелодрам в массовом порядке смотрят фильмы с Верой Холодной, а в том, что они выполняют сходный социальный заказ на «красивое» и «интересное» изображение действительности. А «красивое» и «интересное» в расхожем представлении — это что-то, чего никогда не бывает в реальной жизни.

Кадр из фильма «Зимний путь»

Если всмотреться в сюжет «Курбан-романа» с его весьма условными героями и безумным нагромождением страстей, невольно вспоминаешь «кинематограф, три скамейки, сентиментальная горячка» из стихов Мандельштама. И люди ходят на эту сентиментальную горячку, поскольку ничего иного наши фестивали часто не могут предоставить, а всю эту вампуку, которая устарела еще до изобретения кино, выдают за свежий и независимый взгляд, за изысканное наслаждение или за новое слово.

Самое обидное во всей этой истории с «Курбан-романом» в том, что среди нагромождения многочисленных штампов в фильме Юзеева скрываются действительно поразительные фрагменты. Молитва старика или рассказ одинокой старушки из онкологической клиники дышат какой-то настоящей реальностью, кажется, что правды в них больше, чем во всех остальных многочисленных сценах картины. Однако на общем фоне эти места кажутся, скорее, исключением, чем правилом.

Кадр из фильма «Зимний путь»

Вместо послесловия

Однако не хочется завершать совсем плохо. Все-таки кинозал «Родины» во время показа «Курбан-романа» был забит под завязку. Люди пришли посмотреть на новое кино, люди хотят смотреть кино — это очевидно. И люди хотят смотреть не просто какие-то западные картины, а кино из своей жизни. Этого вполне достаточно, чтобы надеяться, что некоторое время спустя режиссеры вдруг осознают, что нельзя просто снимать драматические моралите, что жизнь людей, которые приходят в кино на их картины, не менее, а то и более интересна, чем выдуманное существование прекрасных балерин и гениальных скрипачей. И тогда, после очередного соприкосновения кино с реальностью, может быть начнется новый расцвет российского кино.

Максим Семенов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.09.2014 12:44

    Ну просто когда стоит задача типо еще и свое кино особенное делать, татарское с особым смыслом (так хочется ведь отличиться и выделиться) то и рождаются вот такие шедевры.

  • Анонимно
    7.09.2014 13:02

    После 80-ых на территории России, перестали снимать хорошее КИНО! Этим псевдо режиссером надо руки поотрубать за такие "шедевры". Максимум их уровень, это пошловато-аляповатые клипы для телеканала Майдан.

    • Анонимно
      7.09.2014 19:17

      Не надо всех под одну гребенку покойный балабанов прекрасный режиссер

      • Анонимно
        7.09.2014 20:59

        Ну и что хорошего в Бумере или Брате? Кроме музыки Шнура и грустных глаз Бодрова, вспомнить то нечего....

  • Анонимно
    7.09.2014 13:40

    Сейчас на взлете кино типа фильмов Дуси Смирновой. Это адреналин, это стресс, это сплошные страсти и "любови".А если задуматься - маразм. А чем лучше фильмы Дениса Осокина, признанного гения я нашей республики, от "Овсянок" которого "тащился" сам Тарантино? Только в пьяном угаре можно сделать то, что делает он. Но публика и критика говорят: талант. Приходится верить!

    • Анонимно
      8.09.2014 09:11

      Это не фильмы Дениса Осокина, это фильмы Алексея Федорченко. Нельзя это путать! Фильм "Овсянки" - полная лажа, но вы почитайте книгу! На самом деле Осокин гениален. А то, что его паршиво экранизируют - не его вина...

  • Анонимно
    7.09.2014 14:44

    Очень хорошо объяснено, почему "Курбан..." - пир духа. Но любопытно было бы узнать, а где г-н Юзеев всему этому учился)))))

    • Анонимно
      7.09.2014 22:15

      А еще интересно, где он так научился шарф повязывать)))

  • Анонимно
    7.09.2014 15:34

    Замуж деушка за Марса вышла. )А по фильму - клип-презентация третьей столицы, растянутая на два часа. Тем, кто досмотрел до конца, полагается приз.

  • Анонимно
    7.09.2014 16:07

    Деньги жалко......

  • Анонимно
    7.09.2014 16:33

    А публика и критика у нас дурацкая, поэтому и говорит хором- талант. А на самом деле таланты они другие, просто их никто пока не знает.

  • Анонимно
    7.09.2014 16:54

    когда выйдет то на экраны этот фильм?

  • Если делать по-настоящему духовное кино, то такую деятельность никто не будет оплачивать. Из своего кармана - пожалуйста. Сейчас не в почете духовное восхождение людей. Сейчас нужны потребители.

    • Анонимно
      7.09.2014 18:14

      Ну почему же. Высокодуховно-воспитательную "Орду" сбацали же.Именно на денюжки РПЦ.

      • Анонимно
        8.09.2014 07:31

        Эту анти татарскую и анти исламскую поделку "Орда" видный историк Рудаков, отказавшийся ее консультировать, назвал злобной карикатурой сделанной на основе фальсификации истории.Достойную оценку ей дали и в газете "Звезда Поволжья".Почитайте.

        • Анонимно
          8.09.2014 14:09

          Чего вы все так Орду возненавидели? Нормальный фильм. Никакого отвращения не вызывает. И у меня после него никаких отрицательных эмоций ни к татарам, ни к исламу. Так, эпизод из жизни в ту далекую эпоху. А если кого-то от него "бесит" - значит "правда глаза колет". Мне вот Код Давинчи показался полной глупостью, но я же не бегаю и не ору, типа: это антихристианский фильм!!!, а-а-а-а!На глупость реагировать нужно спокойно, если сам не глуп, конечно...

  • Анонимно
    7.09.2014 18:07

    Собственно и сам, как бы международный, как бы мусульманскийкак бы кинофестиваль - это такой же пшик... Кто про этот "международный" фестиваль хоть слово сказал кроме татмедиа? Хватит понтов по национальному, а тем более по религиозному признакам! Всемирные, международные - это признако комплекса неполноценности.

  • Анонимно
    7.09.2014 19:07

    В свое время сняли неудачный, но высокозатратный фмльм "Теплые ветры древних булгар" - скучнейшая картина Булата Мансурова. Сейчас вот этот "Курбан-роман" из той же оперы: скукота!!!!

  • Анонимно
    7.09.2014 19:21

    По правде на эту ерунду ушли 26 лимонов!!! На эти деньги можно сделать 26 хороших телесериалов!.. Потом: почему по произведению у нас неизвестного писателя Абузярова- других татароязычных писателей мало, да! Хороший парень, неплохой писатель. Но извините, " у него " татарской, национальной " музыки" маловато!.. Первый раз вижу, что Сам РНМ - второй Атилла!- позволил пустить огромные деньги коту под хвост!!! Обидно! Очень, очень...

  • Анонимно
    7.09.2014 19:39

    Мнение московского кинокритика Максима Семенова-это как мнение женщины:выслушай и сделай наоборот. Он не подозревает с кем имеет дело. Он, например, не подозревает, что Ильдар Юзеев-великий поэт, а Салават Юзеев-его сын. Максим Семенов не знает татарской поэзии, он думает, что поэзия и кино здесь еще на зачаточном уровне, на уровне Веры Холодной.

    • Анонимно
      7.09.2014 20:49

      Так оно и есть...на уровне холодном все замерзло! Денег только жалко налогоплательщиков. Только те кто ищет свое место в истории, пусть делают это на свои средства. А за госсредства и дурак сможет ряженных поснимать...

    • Анонимно
      8.09.2014 14:33

      критики и не должны знать,КТО такой Салават Юзеев и его отец.Не надо спекулировать фамилией,пусть работают достойно,а не шабашничают.

  • Азат Д
    7.09.2014 19:50

    «В «КУРБАН-РОМАНЕ» МНОГО ДУХОВНОСТИ И МАЛО ХОРОШЕГО КИНО» - это типа шансона что ли, где много эмоций и минимум творчества? Когда эмоциями стараются перекрыть отсутствие таланта( прям как профессионализм патриотизмом у господина Рогозина или у республиканских колхозников у власти), а петь хочется.

  • Анонимно
    7.09.2014 21:15

    Хватит разделять кино на мусульманские, христианские и т.д. Кино оно и в Африке Кино, кому нравится смотрит, кому не нравится, не смотрит.

  • Анонимно
    7.09.2014 21:17

    И вот под это дают такие деньги...

  • Анонимно
    7.09.2014 22:11

    Ну, Казань, может, и спортивная столица России, но даже не третья культурная, это точно.

  • Анонимно
    7.09.2014 22:25

    Лишнее подтверждение тезиса, что есть кино, а есть национальное кино.]во втором случае главное слово- национальное....

  • Анонимно
    7.09.2014 23:20

    Пусть снимают побольше нормального Татарского кино! Нужно это дело развивать, много талантливой Татарской молодежи.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:16

    Булмаган бу!

  • Анонимно
    8.09.2014 11:01

    Столько шуму было вокруг этого фильма и...пшык.Набор бессвязных меж собой кадров,это не фильм, а так баловство. За наши деньги, между прочим,и ооочень немалые.И ставить в ряд с конкурсными фильмами,как насмешка над татарским кинематографом.

  • Анонимно
    8.09.2014 13:13

    http://www.evening-kazan.ru/articles/na-semkah-kurban..26 миллионов!А министр куда смотрел, о чем думал,когда просил президента помочь? На фамилию? Стыдно.И бывает так всегда,когда фильм начинают снимать только по желанию 2 -4 людей.А розыгрыш был?)))

  • Анонимно
    8.09.2014 13:14

    Слушайте, хватит только критиковать! Молодцы, что хоть что-то сделали! Надо пока количеством, а качество прирастет. Правильно сделали в Китае - они просто начали один за другим делать, делать и делать. Качество потом приходит. Так что, огромное спасибо всем, кто производит фильмы и мультфильмы, так держать!

  • Анонимно
    8.09.2014 13:28

    Очень плохое кино, думаю данное кино даже критики не достойно, не понимаю как вообще можно было придумать столь глупый сюжет. Сам кинофестиваль организован плохо. Казань-культурная столица,а люди сидели в душном зале и смотрели фильм на полу, все это напоминало вокзал, но никак не культуру кинематографа.

  • Анонимно
    8.09.2014 14:37

    Не удивляйтесь, под занавес фестиваля еще спец.приз какой - нибудь отожмут)))

  • Анонимно
    8.09.2014 15:18

    Главная проблема современного Российского кино в том,что создатели деньги делают не в процессе проката созданного фильма,а в процессе его съемки .Отсюда дешевые сценарии,отсюда,некачественная режессура халтурная игра актеров,и,главное,одноразовый,как средство контрацепции,фильм-сняли,закалымили,забыли

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль