Бизнес 
8.09.2014

Талгат Абдуллин: «Торговые сети, которые работают у нас в Татарстане, не заинтересованы в продаже наших товаров»

На фоне санкций шеф ГЖФ предлагает разработать в республике программу комплексного развития села

Исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ Талгат Абдуллин неожиданно для многих занялся сельским хозяйством и реализует собственный проект по производству зерна и молока в Мамадышском районе. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о своем видении нынешней ситуации в сельскохозяйственной отрасли, влиянии санкций на продовольственную безопасность страны, проблемах, связанных с монополизмом, и предложил внимательнее отнестись к опыту других стран — в частности, поделился впечатлениями от организации агробизнеса в Швеции.


Талгат Абдуллин
Талгат Абдуллин: «Сытый человек просто так драться не полезет»

ВСЕ ФОРМЫ СЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА ИМЕЮТ РАВНЫЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Сейчас многих беспокоят последствия введенных запретов на ввоз иностранных продуктов питания на российский рынок. Я к этому отношусь спокойно, большой проблемы я в этом не вижу. Из-за санкций голод нам не грозит. Татарстан всегда был самодостаточен по продуктам питания, даже в советские времена. Мы потребляли только 25% произведенного у нас мяса, а остальное поставляли на Урал и за границу, хотя сами жили по талонам. В худшем случае вспомним сады и огороды.

Но и эффект оживления села от наших ответных санкций так быстро не наступит. Поднять село — это непростой вопрос. Ведь село — это не просто производство сельхозпродукции. Это образ жизни, менталитет. Сейчас на селе идет переоценка сложившейся ситуации. Хочу высказать и свое мнение по поводу путей развития сельского бизнеса.

В последнее время многие критикуют гигантские агрохолдинги, которые до последнего времени были генеральной линией развития села в Татарстане. Я считаю, что фермеры и агрохолдинги друг другу не мешают. По моему мнению, все формы бизнеса на селе должны быть основными, равноценными. Это как право на жизнь, которое имеют все по факту рождения.

НУЖНО, ЧТОБЫ КТО-ТО СКАЗАЛ, ГДЕ ЧТО ЛУЧШЕ ВСЕГО ДЕЛАТЬ

Необходимо разработать серьезную программу, которая предусматривала бы комплексное развитие села, в том числе увязывала рост производства сырья (зерно, мясо и т.д.) с планами по развитию его переработки. Те объемы, которые у нас можно делать, надо разложить на полные производственные циклы — кто что и как делает, чтобы каждый передел был сделан на высоком технологическом уровне. Это бы позволило добиться баланса между производителями и переработчиками сельхозпродукции. Такое планирование позволит добиться баланса потребностей — запчасти, топливо для села, система обслуживания, обучение, строительство домов, развитие бытовых услуг и все остальное, что нужно.

Нужно, чтобы кто-то сказал, где что лучше всего делать. И тогда все встанет на место: и люди будут заинтересованы в работе, и появится надежда на постоянные заказы, а значит, можно будет смело инвестировать в развитие бизнеса.

Кстати, не обязательно создавать такую программу на федеральном уровне. Можно ее начать и на уровне нашей республики. Это будет хорошей тренировкой для умов — ученых АН РТ, сотрудников университетов, сельхозакадемии. Экономисты должны подсчитать, прикинуть, кто что должен делать. При этом очень важным будет соблюдение строгой последовательности в реализации программы — с чего надо начинать и как она будет двигаться.

Но самая главная трудность сегодня — не произвести продукцию — это всего 20% всего дела, а 80% усилий идет на ее продажу. К сожалению, те торговые сети, которые работают у нас в республике, не наши и даже уже не федеральные. В большинстве своем они принадлежат западному капиталу. Они не заинтересованы в продаже наших товаров. В итоге мы покупаем израильскую морковь и редиску. Дело даже не в том, что эти продукты какие-то плохие. У нас ведь их тоже можно производить, если дать нормальные условия! Нужно только подготовить свои кадры, освоить передовые технологии... Да и сейчас овощи мы сами можем куда угодно поставлять. Но для этого товаропроводящие сети обязательно должны быть свои, заинтересованные в развитии отечественного производителя.

КАЖДОЙ ДЕРЕВНЕ СВОЙ «СВЕЧНОЙ» ЗАВОДИК

Я считаю, что сельскому бизнесу не надо зацикливаться только на производстве сельхозпродукции. В 90-м году я был в Швеции по приглашению одного из местных губернаторов. Мы побывали в деревнях, где мне показали, как там устроена жизнь. Деревни небольшие — около 20 - 30 домов, наверное. В первой деревне, куда мы заехали, стоит сборочный завод, которые производит лесозаготовительную технику. Агрегаты и комплектующие они получают из других мест, что-то приваривают, собирают, красят и продают. Причем продают не сами. В Стокгольме находится головная контора, которая принимает технику и продает ее.

Приехали в другую деревню — там тоже стоит заводик, как наша мастерская сельхозтехники. Гнут нержавейку, варят, полируют. Оказывается, там производят металлическую посуду. И еще там делают какие-то короба. Через дорогу — соседнее село. Там расположен завод-автомат по производству пылесосов. Те короба из нержавейки, которые делали у соседей, шли на изготовление вентиляторов. Сами пылесосы разных размеров — начиная от миниатюрных, размером с микрофон, и кончая трехстворчатым шкафом. Пылесосы используются в том числе на птицефабриках. Местные рабочие говорят, что у них очередь покупателей на три года расписана, покупатели есть даже из Бразилии и Аргентины.

Следующая маленькая деревня — в небольшом помещении стоит оборудование по производству гидроцилиндров. Рядом стоит сварочный аппарат, с помощью которого из этих гидроцилиндров производятся автомобильные подъемники. Далее это оборудование идет на заводы компании «Вольво», где устанавливается на их грузовики.

И так везде: где-то выпускают светоотражающие ткани, где-то — наклейки и т.д. То есть практически в каждой шведской деревне стоит свой «свечной» заводик, который обеспечивает благосостояние местных жителей.

Конечно, это Швеция, это север. Продуктов питания сами они мало производят, а потребляют сельхозпродукцию из Италии, Франции. Разумеется, нам отказываться от производства сельхозпродукции нельзя, но переосмыслить шведский опыт, по моему мнению, полезно. Кстати, кое-какой положительный опыт у нас уже имеется. Например, в Мензелинском районе есть Кузембетьевский ремонтно-механический завод (РМЗ), где производят оборудование для очистки зерна. Или в Муслюмово есть шикарное производство. Чего только там местные ребята не делают! Причем на европейском уровне качества.

ОНА ЧТО, ИЗ БРИЛЛИАНТОВ СДЕЛАНА?

У меня есть небольшой опыт развития сельского бизнеса, не так давно я приобрел земельный участок в Мамадышском районе. Большая его часть успела зарасти чахлыми деревьями. Деревья вырубили, сейчас пытаемся обработать участок. Производим молоко, зерно. Но пока рентабельность в минусе. Впрочем, это не проблема отсутствия господдержки. Я сам виноват — недостаточно знаний, квалификации, чтобы повысить производительность труда. Кроме этого, я столкнулся с проблемой неразвитости системы технического обслуживания сельхозтехники. Запчасти очень дорогие. За какою-то финтифлюшку 100 тысяч рублей просят! Она что, из бриллиантов сделана? Посмотришь — нет, простая железка, бриллиантов не видно.

По моему мнению, такая ситуация — прямое следствие монополизации техобслуживания. Все ведущие компании давно завели себе аффилированные структуры. Это как в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова. Пришел Паниковский не на свою территорию, его оттуда сразу выгнали. Точно так же ведущие компании-производители не позволяют другим заходить на «свою» территорию. Я считаю, что создание таких аффилированных структур является прямым нарушением антимонопольного законодательства. Вот и получается, что сам комбайн стоит 20 миллионов, а запчасти к нему — на 50 миллионов. При этом нельзя просто отвернуть и новую запчасть прикрутить — нужно специальное компьютеризированное оборудование, сертифицированный специалист должен приехать, чтобы поменять ее. А головная компания, которая занимается обслуживанием техники, находится далеко, например, в Кирове или Уфе. Вот и говорят: у нас нет времени приехать к вам. А у тебя техника стоит и золотое время уходит.

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК «ПОРТИТСЯ»?

Это может быть госпрограмма или что-то другое. Ведь на самом деле госпрограмма — что это такое? В первую очередь это создание организационной структуры, которая может обеспечить реализацию этой программы — построить и дороги, и коммуникации, создать условия для развития бизнеса, воспитать новое поколение активных сельчан.

При разработке предлагаемой программы необходимо уделить внимание вопросам ментальности сельских жителей. Не секрет, что многие из них давно разуверились в своих силах, что что-то у них может получиться. На своем участке они не тянут, на общественном — им не надо. Каждый по-своему выживает, к сожалению. Такое состояние духа приводит к разрушению внутреннего стержня человека. Молодые люди уезжают в город, но и там устроиться нормально не могут, зато родные не видят, какой образ жизни они ведут. Почему человек «портится»? От того, что не знает, куда ему идти, развиваться, какое найти себе применение. Но если человек знает, что он нужен, поверьте мне, он себя совсем по-другому проявляет. Конечно, если он правильно организован и воспитан.

Если бы подобная программа развития села была бы реализована, то решилось бы огромное количество проблем. Тогда будет все хорошо. Сытый человек просто так драться не полезет.

Талгат Абдуллин

Читай также:

Талгат Абдуллин разворачивает корабль ГЖФ в сторону арендного жилья

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (54) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.09.2014 08:58

    Есть же умные головы у нас. Действительно, почему бы умную программу развития села не сделать? РН , пора обновлять минсельхоз, на новом этапе новые задачи

  • Анонимно
    8.09.2014 09:09

    Значит думает, что в условиях санкций это реальная тема.

  • Анонимно
    8.09.2014 09:12

    Почему то на дорогих, огромных, импортных автомобилях ездить не дорого, а купить хорошие запчасти на сельхозтехнику дорого, хотя она денег приносит не сравнимо больше!!!

    • Анонимно
      8.09.2014 09:58

      Машина же для себя любимого, а з/ч для колхоза. Когда психология, что колхоз можно и нужно только "доить", а тут наоборот на него тратиться надо - вполне понятное возмущение.

    • Анонимно
      8.09.2014 13:24

      Запчасти на с/х технику по стоимости как на дорогие люксовые авто, отчасти за счет цепочки посредников, а качество - допустим движков после кап.ремонта толковым мотористом на сезон не хватает, качество колоссально страдает. Что касается федеральных сетей, на местах ничего не решается, а центральные офисы тянут до 1-2 лет, и еще столько обременений включается в цену кроме логистики.

      • Анонимно
        8.09.2014 14:56

        Ставь оригинальные запчасти, ремонтируй у сертифицированных специалистов и проблем не будет и с гарантией. Что то не похоже что люксовые авто ремонтируют китайскими запчастями в гараже у дяди Васи. А почему к сельхозтехнике которая стоит как 2-3 люксовые иномарки отношение другое. Джип денег не приносит кроме имиджа. А вот на джип и другие блага зарабатывают при помощи дорогой сельхозтехники.

      • Анонимно
        8.09.2014 18:10

        у некоторых иномарок(машин) блоки одноразовые и расточке не подлежат,попользовался и выкинул в утиль,так что совет техникасы самый лущий и дещевый).моторист

        • Анонимно
          8.09.2014 18:42

          На тракторах уже давно стоят дизельные движки, гильзы поменял и в путь. А в Москве капиталят даже никасиловые двигатели БМВ. Или татарский моторист не в курсе?

          • Анонимно
            9.09.2014 19:23

            гильза не хомут на шланге и на дороге её не поменяешь!И в москву из дремучего аула движок никто на капиталку не повезёт...,этож сколько она там тебе обойдется???--проще косой косить,и на лошади ездить)))скотник.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:14

    У нас есть местные сети, и достаточно уверенно стоят. Но и они не будет связываться с "колхозниками" которые не могут обеспечить, объем и качество продукции. Да и к тому-же в сетях есть местные производители молока, салатов, фруктов. Просто сети работают с теми кто может помочь заработать, а не с теми кто много болтает и ноет.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:15

    неконкурентоспособные товары не интересуют сети.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:30

    колхозников то осталось на одной рук наверное посчитать можно!!! был на днях в москве и слушал радио, там один м..дак выступал и все время повторял колхозник должен, колхозник обязан и так через каждые 3 слова.... короче а он сам это м..дау, из конторы которые хотят построить приемочные пункты куда бы эти колхозники сдавали урожай а они этот урожай планируют в сети поставлять, короче перекуп!!! а почему раньше они эти му...даки не строили приемочных пунктов так потому что министр сельского хозва не выделял из бюджета на это денежку а сейчас выделяет и они думают как их распилить))) ну министр то у нас из соседней республики)) там всегда думают как лучше устроиться)... короче говоря в садах на на 6 сотках у многих просто тупо пропадают яблоки, крыжовник и многое другое, огромное кол-во зем участков и садов заброшены..нет в этой стране уже давно тех кто может вырастить для себя и накормить других! все это пи...больство красивое о том что сейчас колхозы дадут урожай и все мы будем сытые и довольные! у того же правительства главное чтобы нефть текла и газ..( с хохлов бы еще 5 млрд снять)а пожрать они всегда найдут где и что) а народ и так проживет. все агропарки подконтрольны властям а те кто самостоятельно начинает выстраивать свое подворное хозво тем палки в колеса пихают, придумываю всякие карантины итп..потом уничтожают под разными предлогами, дабы не было конкуренции а колхозники (ныне фермеры остаются в долгах).

    • Анонимно
      8.09.2014 11:43

      уважаю!скотник.

    • Анонимно
      8.09.2014 12:00

      Не согласен. Между сетями и крестьянином должен быть кто-то, который собирает у мелких и сдает оптом в сети. Если каждая бабушка с полторашкой молока и пучком укропа будет пробиваться на полки в Бэхетле, во что это превратится. Минсельхозу нужно всего лишь обеспечить прозрачность и честность этого промежуточного звена, чтобы тут не вставал банальный перекуп со всеми вытекающими. Ну хоть одну вещь минсельхоз может делать нормально или там людей совсем не осталось?Овцевод.

      • Анонимно
        8.09.2014 12:47

        для этого достаточно иметь старшего в семье,кто и будет заниматься реализацией!А кормить ХАЛЯВУ НЕ НАДО!скотник.

    • Анонимно
      8.09.2014 12:19

      Раньше закупка сельхозпродукции занималось государство в лице "заготовительной конторы". Склады есть и сегодня в каждом районе РТ. Был маленький офис и там висел прайс-лист на приём продукции от населения.
      Сегодня эти склады переоформлены в частную собственность и сдаются в аренду. У государства не стоит задача развивать с/х в родной стране вот из-за этого такие результаты сегодня имеем.

    • Анонимно
      8.09.2014 12:57

      Специально для этих целей построили ведь Агропромпарк. Чтобы собирать у фермеров, мыть, упаковывать сельскохозяйственную продукцию, довести до кондиции, чтобы торговые сети могли купить. Недавно была выставка местной сельхозпродукции в Агропромпарке. Красиво так презентовали свою продукцию фермеры. Но не могут они каждый по-отдельности попасть в сети. Объемов не выдержут. Сети сами говорят, подписываем договор, через неделю проблемы начинаются: ой, у нас товара нет, привезем через 3 дня. И начинают потом фермеры жаловаться на штрафные санкции. А кто виноват?! Да у фермеров не времени, не возможностей нет на это. Вот бы нормально организовать работу Агропромпарка, чтобы они забирали урожай у фермеров и упаковав продавали сетям. Сети говорят ,что с руками бы отрывали.

      • Анонимно
        8.09.2014 14:09

        Золотые слова. АПП должен как раз собирать, мыть упаковывать и по сетям. Вот было бы здорово.

      • Анонимно
        8.09.2014 18:20

        в челнах тоже южный агропарк есть и что?-одни лаврушки и перекупы там,ни какой скупки ,мойки и фасовки нет..А Казань..-ЭТО НЕ ВСЯ РЕСПУБЛИКА,как вам" там " кажется.., и за 300 км ни кто не повезёт!Только у себя под боком и делаете на общаковские республиканские деньги,всё себе ГРЕБЁТЕ!скотник.

  • Анонимно
    8.09.2014 10:37

    Работал бы от с 9 до 18 как все, времени думать о селе не было бы...

  • Анонимно
    8.09.2014 10:39

    нужны вам свои сети без иностранного капитала, есть они у нас Бахтел, пжлта туда можно продавать сельхозпродукцию, зря что ли, руководитель медаль получила за заслуги!!! ( какие только вот интересно), так попробуйте туда сдать редиску и морковку...сразу получите ответ..40-60 дней отсрочки платежа ( а может и все 90 дней), вход на полки, бонусы итп.... зато медаль в кармане есть))))

  • Анонимно
    8.09.2014 11:32

    По данным минэкономики самый большой удельный вес местных производителей в сетях РТ у ТК Эдельвейс. Пойду проверю.

  • Анонимно
    8.09.2014 11:39

    кто начал первым обеспечивать продукцией "перемиренный" Донбас???--правильно,мелкие торгАши,бабки,КРЕСТЬЯНЕ ,которые выставили молоко,мясо,сало,хлеб,картошку!!!Ваши торговые сети,агрохолдинги,и всякий олигархат--УМЕР,И РЕАНИМАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ!Вот кто-нибудь ляпните,что яйца разложенные в миллионах домов-это ХУЖЕ,чем корзина яиц,КОТОРУЮ РАЗБОМБЯТ,в одном месте?!!!С ув. к крестьянам Донбаса -скотник.

    • Анонимно
      8.09.2014 12:13

      А что мы строим сельское хозяйство военного времени? Агрохолдинги и сети пока что кормят города, а не фермеры. Видел недавно как на Т-25 один фермер пытался наконец вспахать им же когда то заброшенную землю с бурьяном. Картина для мультфильмов, но очень грустная для понимающего. Мой дед, всю жизнь проработваший на гусеничных тракторах ДТ-54, ДТ-75, Т-4 умер бы еще раз увидев такую картину. Мальчиком бегал к нему в поле, чтобы покататься на тракторе. Поля оставались как столешница черного цвета, ровные, обработанные и бескрайние. А сейчас что? Там клочок, тут клочок. Каждый сел на свой клочок и прямо как собака на сене. Кроме б\у Т-25 и МТЗ-80 20 летней давности у многих фермеров и техники нет и денег нет. Кто-то когда-то успел посеять (скорее силами колхоза или агрохолдинга) многолетку. Сейчас прикупил 25-летний киргистан и мучается с ним на своем сенн-бурьянном поле. Тут тоже смотреть надо, что да как. Всем налево и направо раздавать земли не нужно, полно заброшенных именно фермерских земель по причине их нищеты. Только глава фермеров не устает повторять что половину продукции произвели фермеры и ЛПХ.

      • Анонимно
        8.09.2014 12:43

        "Если завтра война,то ты,олигарх- сдохнешь")))-не слышал такой советский позыв???--вот когда наступит,так твоего следа в республике не останется!,---ПЕРВЫМ БРОСИШЬ ТОНУЩИЙ КОРАБЛЬ!!!Ты говоришь: мой дед,мой тот,мой сёд..)))А сам ты что производишь?У нас ,в дебрях от казани всё ухожено,и фермера-крестьяне всЁ сделали.А т-25 ,которым ты потакаешь,обходиться в обслуживании в 100-200 раз дешевле твоих ДИРов)))И не надо говорить о нищете фермерских хозяйств ладно---КОГДА ТЕБЯ ЛИШАТ КОРМУШКИ,ТО ТВОЕГО ХОЗЯЙСТВА НЕ БУДЕТ ВООБЩЕ,в отличии от крестьянского!скотник.

        • Анонимно
          8.09.2014 13:26

          А если завтра нет войны? То что? Я не говорю, что Т-25 плохой трактор. Читай внимательно. Я говорю о том, что за неимением ничего другого фермер безуспешно пытался вспахать целину на нем. Знаю лично 2-х фермеров, кто до сих пор молотит на "Сибиряке". Я не смеюсь над ними. Мне обидно, что так у фермеров - на музейной технике пытаться прокормить республику. Нищие они - вот главная проблема. Может фермеры и хорошие, но нищие, поэтому не могут они если и хотят производить много продукции.

          • Анонимно
            8.09.2014 14:31

            а разве сибиряк при меньшей себестоимости владения дает больше потерь зерна,чем нью-холланд?Да и зачем производить много,если то,что у тебя есть ты не можешь достойно продать?скотник.

            • Анонимно
              8.09.2014 19:31

              Дорогой скотник, дело в том, что Сибиряк 2 раза ломается, пока до поля доезжает. Сибиряк этот уже списан 6-7 раз, в этом причина, а не в том, что он плохой. В музее его место.

        • Анонимно
          8.09.2014 13:58

          А если ЗавТра ВоЙнА, то ТЫ и с т-25 сдохнешь. А ВОТ Мы с лОшадЬми и СОХОЙ вЫЖиВЕМ. А ЭТИ СаМоБЕГЛЫЕ коляски которым ты потакаешь один вред ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧиСтЫх ПРОДУКТОВ.

  • Анонимно
    8.09.2014 11:58

    Из элиты видимо только Абдуллин не приложил руку в развитие сельхозотрасли рт.

  • Анонимно
    8.09.2014 12:29

    Вот например в Саратове губернатор своих крестьян ХОЛИТ И ЛИЛЕИТ,давая им лучшие места и беспл. ВЕТ. СОПРОВОЖДЕНИЕ на рынках...Интересно,когда же наши бесталковые прислужники олигархов начнут встречать КОРМИЛЬЦЕВ СВОЕГО НАРОДА с хлебом -солью на рынках и в супермаркетах..,когда же их президент ЖЕСТОКО ОБЯЖЕТ делать это и уважать сельский труд местного населения,и ставить ПРИОРИТЕТОМ РАБОТУ КРЕСТЬЯН?!скотник.

    • Анонимно
      8.09.2014 13:20

      а вышеупомянутый губернатор построил такой дворец плодородия для своих сельскохозяйственников? или пожадничал?Люди, ну не вгонишь никого в бизнес насильно. А перепродажа промышленных товаров гораздо менее рисковый и более стабильно прибыльный бизнес. Поэтому никто не вложит рубль в картошку которая завтра может сгнить. Где выход? не знаю - думать надо. А государство должно обеспечить дороги, газ, электричество.

  • Анонимно
    8.09.2014 15:07

    100 000 разных почему.

  • Анонимно
    8.09.2014 15:16

    Почему в Белгородской и Липецкой областях производят мраморную говядину и она с доставкой у нас в розницу стоит полцены от импортной, а в татарстане с огромным количеством дешевого фуража это не выгодно?

    • Анонимно
      8.09.2014 18:03

      дешевого фуража?У нас он самый дорогой,да и кило сена стоит по цене 2 кг зерна,хотя питат. ценность сена едва ли натягивает на пол кило зерна.И у нас нет этого поголовья герефордов(то,что было распродали))))..,а от черно-пестрой породы "мрамора" не получишь.Да и зачем он тебе, сейчас его получают только от ГМО-линий герефордов,"с комплексом поддержки" от ветеринарии,также ,как и аналог его в свиноводстве-бекон...Кушай от простых,УБОГИХ пород мясо и молоко,будешь здоровей!скотник.

      • Анонимно
        8.09.2014 18:45

        Цены помониторь, где поблизости дешевле. А какое мясо есть личное желание каждого. Можно и обычного бычка нормально от кормить.

        • Анонимно
          8.09.2014 19:30

          4 рубля ячмень стоит, скотник, о каких дорогих ценах ты говоришь?

          • Анонимно
            9.09.2014 19:14

            так это недавно он стал,и пшеница по 5..А с 10 года всё это время как заламывали цену?-по 12 рублей только зерно в рознице и туфтовенький комбикорм под 20 рублей!СуперОпт для датированного буржуа ,и перекупная розница ДЛЯ КРЕСТЬЯН---РАЗНЫЕ ВЕЩИ!Не у всех есть деньги сразу и на весь год зерно купить...,а потом оно заметно дорожает.скотник.

  • Анонимно
    8.09.2014 15:19

    В других регионах делом занимаются, а у нас в онлайне сидят.

  • Анонимно
    8.09.2014 16:50

    Правильно говорит, очень разумный человек.

  • Анонимно
    8.09.2014 20:16

    Едро уже давно почти никто не поддерживает,однако

  • Анонимно
    8.09.2014 22:18

    Надо же - комментаторы смешали в одну кучу сельское хозяйство и политику. Прямо как сам Талгат Мидхатович... ;)
    Если серьезно - нужна нормальная программа развития с/х и правильный исполнитель в лице министра, и то и другое лет на 10-15. Действительно, с/х это тебе не торговля, нужны меры грамотной поддержки - не витрины делать красивые в виде мегаферм, а реально фундаментальные вещи. Но, как тут правильно заметил один товарищ - практически весь наш ВРП и ВВП это нефть и газ, а с/х именно как витрина осталось, никто не хочет копнуть поглубже (невынужденная метафора). Так что особо надеяться пока не приходится. Южане вон - белгородцы, например - давно уже впереди планеты всей. Хотели как-то всех лендлордов заставить землей пользоваться - что, прям все поля вокруг Казани заколосились, зацвели? Где уж там. Одни прожекты пока, увы. Хотя это бы позволило вытащить деревню из беспробудного пьянства, вполне себе богоугодное дело для того, кто уже порядком нагрешил :)

  • Анонимно
    9.09.2014 10:48

    В данном случае, полностью согласен с Талгатом Абдуллином. На селе нужно развивать мелкое производство.

    • Анонимно
      9.09.2014 11:15

      В Германии в каждом населенном пункте есть какой нибудь машиностроительный и перерабатывающий завод.А сельским хозяйством там занимается фермер, у которого в среднем от 200 до 1000 га земли, и живет он не в населенном пункте, а в отдельной усадьбе, посереди своих полей. Городки там для заводов. А в России сформировалось устойчивое мнение, что села - это сельское хозяйство.

  • Азат Д
    9.09.2014 15:43

    Странно, в торговых сетях широко представлена продукция наших соседей «Атяшево» «Иола», а наших местных минимум, в основном молочная и майонез. Пусть тогда развернутся, на базе наших сетей «Эдельвейс» и «Пятёрочка» (или как она сейчас там), пусть покажут пример другим. И по строи материалам , которыми Абдуллин тоже занимается, пусть зайдет в тот же «Мерлен», там широко представлена продукция из России - плитка , ламинат,ковры, обои, сантехника, сухие смеси, краски и т.д. , наших вообще не видел. Что госдеп виноват или в нашем байстве что то не так?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль