Общество 
9.09.2014

Путин передал национальный вопрос в минкульт

Нащупает ли Мединский болевые точки этнических проблем в России?

Президент России Владимир Путин ликвидировал накануне просуществовавшее почти десятилетие министерство регионального развития. Оставшийся после создания отдельных министерств по развитию Дальнего Востока, Крыма и Северного Кавказа, а также по вопросам ЖКХ и строительства функционал решено распределить между другими ведомствами. В частности, национальная политика отдана в ведение минкульта. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что в России необходимости вернуться к отдельной структуре по национальным вопросам, как это было в 90-е.

«ПРАВИТЕЛЬСТВО — НЕ ЗАСТЫВШАЯ СТРУКТУРА»

Президент России Владимир Путин подписал вчера указ об упразднении министерства регионального развития. Минрегион просуществовал без 5 дней 10 лет — 13 сентября 2004 года тот же Путин подписывал указ об образовании ведомства. Теперь же, как говорится в официальном документе, опубликованном на сайте Кремля, минрегион ликвидируется «в целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления». А чуть ранее во время рабочей встречи с президентом именно это и предложил премьер-министр Дмитрий Медведев. «Хотел бы с учетом того обсуждения, которое у нас было, представить на суд президента ряд предложений по оптимизации структуры правительства. Правительство — не застывшая структура, оно должно меняться, — объяснил он необходимость преобразований в кабмине. — В соответствии с рядом ваших указов за последнее время были созданы органы управления, которые занимаются решением экономических и социальных задач по территориальному признаку, а именно министерство по развитию Дальнего Востока, министерство по делам Крыма и министерство по развитию Северного Кавказа. Таким образом, мы, по сути, в известной степени перешли к территориальному принципу управления, что дает определенные результаты. Может быть, пока их не так много, но в этом есть смысл. Плюс было создано министерство, которое занимается делами строительства». Таким образом, функции минрегиона во многом оказались распределены между другими министерствами. Деятельность самого минрегиона, по словам Медведева, стала «нецелесообразной».

Поэтому было решено распределить оставшиеся функции ведомства. Так, в указе Путина говорится, что минэкономразвития теперь также будет заниматься выработкой и реализацией госполитики и нормативно-правовым регулированием в сфере социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики. Также ведомству Алексея Улюкаева придется отныне осуществлять приграничное и межрегиональное сотрудничество, территориальное планирование, разрабатывать и реализовывать проекты социально-экономического развития федеральных округов, приоритетные инвестиционные проекты. В компетенцию минфина вошли госполитика и нормативно-правовое регулирование в сфере оказания государственной поддержки субъектам, муниципальным образованиям за счет ассигнований федерального бюджета. Не так давно созданное и уже отнявшее часть функций у минрегиона министерство строительства и ЖКХ теперь также займется госполитикой в сфере градостроительного зонирования. В компетенцию минюста добавились вопросы территориального устройства и взаимодействия с казачьими обществами.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ — МИНКУЛЬТУ

А вот национальная политика отныне отнесена к ведению минкульта, возглавляемого Владимиром Мединским. «Передать функции упраздняемого министерства регионального развития РФ: по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, а также по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, — министерству культуры Российской Федерации», — говорится в указе президента.

Именно вопросы урегулирования межнациональных и межконфессиональных отношений заявлялись как основная функция минрегиона, когда еще год назад шли разговоры о реорганизации (но не упразднении!) ведомства после выделения отдельного министерства ЖКХ и строительства. Планировалось создать под минрегион дополнительную структуру с региональными представительствами, которые должны получать оперативную информацию о возникновении болевых точек и напряжения межнациональных отношений. В новой системе управления должны были начать работать заместители губернаторов по межнациональным вопросам, которые бы координировали свою деятельность с минрегиогном. Таким образом, по сути, минрегион мог преобразоваться в ликвидированное в 2001 году министерство по делам национальностей.

В связи с этим можно вспомнить, что в России еще в 1917 году создали Народный комиссариат по делам национальностей во главе с Иосифом Сталиным. Просуществовал он недолго — до 1924 года. Однако в 1989 году возникла аналогичная структура — Государственный комитет по национальным вопросам. Его история также оказалась недолгой — ликвидировали в 1991 году. Но через два года, в 1993-м, вновь возродили в виде Государственного комитета по делам федерации и национальностей. Уже в следующем году его объединили с Госкомитетом по социально-экономическому развитию Севера и сменили вывеску — министерство по делам национальностей и региональной политике. Но уже через два года структуру вновь ждали изменения — теперь она стала называться министерством по делам национальностей и федеративным отношениям. Однако в 1998 году ведомство сначала переименовали в министерство региональной и национальной политики, а потом и вовсе разделили на две структуры: министерство национальной политики и министерство региональной политики. Впрочем, в 2001 году миннац окончательно ликвидировали, отдав его функции по миграционной политике МВД, а остальные перераспределили между МИДом и министерством экономического развития и торговли.

Между тем разговоры о возрождении министерства по делам национальностей время от времени возобновляются. Еще в 2011 году Путин, отвечая на вопросы россиян во время прямого эфира, пообещал подумать над этой идеей. А в прошлом году глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что минрегион в том виде, в котором существует, не способен отвечать «за дыры в национальной политике». Поэтому, убеждена она, рано или поздно правительство воссоздаст миннац. В настоящее время в правительстве вопросы национальной политики отнесены к ведению вице-премьера Александра Хлопонина.

СОЗДАНИЕ ТАКОГО МИНИСТЕРСТВА — ПОДЧЕРКИВАНИЕ ВАЖНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись в оценке целесообразности упразднения минрегиона.

Гаджимет Сафаралиев — председатель комитета Госдумы по делам национальностей:

— Упразднение минрегиона, думаю, связано с тем, что многие функции перешли к министерствам по Дальнему Востоку, Крыму, Северному Кавказу. Это дублирование ни к чему.

Многие вопросы и ранее были в минкульте. Там есть большой блок, связанный с культурами народов России, с этнографией, этносами. Поэтому в какой-то мере, возможно, именно вопросы культуры являются одними из ключевых в плане консолидации наших народов, взаимного уважения, узнавания, создания гармоничного общества. Так что, я думаю, культура — основа многого. В этом плане, возможно, и министерство культуры вырастет. Было министерство мероприятий, а будет более глубокий смысл — реализация стратегии национальной политики.

Что касается создания отдельного министерства по делам национальностей, то надо отслеживать ситуацию. Если минкульт в должной мере эффективно будет реализовывать стратегию национальной политики, если министерства по делам Дальнего Востока, Крыма и Кавказа будут отрабатывать свою схему, связанную с экономическим развитием регионов, а это повлечет за собой стабилизацию обстановки, устойчивый рост, тогда отдельное министерство и не нужно будет. Данная конструкция, думаю, оптимальна. О министерстве национальностей можно было бы вести речь, если бы не было отдельных по разным регионам. Получилось, что один вопрос раздробили на множество, хотя, может, это и лучше, так как ближе к земле, как говорят: минкавказ занимается Кавказом, минкрым занимается Крымом. Может, на данном этапе это эффективнее, чем если бы было одно суперминистерство, которое, находясь в Москве и не выезжая за пределы Садового кольца, решало бы проблемы всех регионов. В этом плане приближение к регионам, к народу, к людям за счет создания таких министерств, знающих конкретные проблемы на местах, будет эффективно.

Дмитрий Журавлев — гендиректор Института региональных проблем:

— Строго говоря, минрегионразвития — это царское министерство внутренних дел. В условиях, когда у нас избираемые губернаторы, действительно, возникает вопрос: а до какой степени это министерство может влиять на работу всенародно избранного губернатора и его деятельность? Как на него влияет министерство финансов, понятно — оно дает трансферты, и мнение министерства финансов губернатор обязательно учитыывает. Как на него должно влиять министерство регионального развития — в основном за счет государственных программ, было такое бюро государственных программ. Может, действительно есть смысл делить, чтобы было понятно, кто за какую программу отвечает. Поэтому здесь есть своя логика. Но, выиграв в одном, мы проиграем в другом — «червячки расползлись». Можно было хоть как-то понять. Если в отделенном министерстве ты лучше поймешь, чья дурость видна, то в объединенном лучше понятен общий результат. Так что я не удивлюсь, если через год мы вернемся к идее объединенного министерства. Все зависит от того, какая польза сейчас важнее. Понятно, что в условиях Крыма, наверное, реализация конкретных программ важнее общего. Это первое.

Второе. При создании министерства Дальнего Востока, разговоров о министерстве Сибири, при наличии практически министерства Кавказа стоит вопрос: а зачем еще одно министерство регионального развития при всех остальных? Эта большая проблема не связана конкретно с минрегионом. Проблема вообще в соотношении отраслевого и территориальных методов управления. Вот мы вынуждены взять территориальный метод, поскольку нам надо поднимать конкретные места, которые не подымутся просто так, в итоге мы встали в противоречие с собственным отраслевым методом управления. И министерство регионального развития пало жертвой этого противоречия, потому что непонятно, почему регионы Дальнего Востока имеют свое отдельное министерство, при этом там тоже работает министерство регионального развития.

Основная функция министерства регионального развития — это министерство расходов, это не культура и межнациональные отношения, это министерство экономических вложений, а не получений. Поэтому у нас сложились отдельные министерства расходов Дальнего Востока, Кавказа, разговаривают и про Сибирь. Тогда что остается минрегиону?

Теперь кому что достанется. Я думаю, что передача национальных вопросов минкульту — это, скорее, не позиция по минкульту, а позиция по министру культуры. Для нашего министра культуры это важно и интересно. Он и так ученый, политик, много занимался национальной политикой. Естественно, у него какие-то заделы есть. Для него лично это большой вопрос. А дальше встает большая проблема, которая раньше стояла перед минрегионразвития, — отсутствие регионального аппарата. Если министерство будет только циркуляры писать, то в каждой национальной республике их будут по-разному выполнять. Чтобы оно могло влиять на что-то, оно должно иметь инструментарий в регионах, но непонятно, как он должен выглядеть: как подразделение региональных инспекторов, как отдельная инспекция этого министерства?

Вот царскому министерству внутренних дел, с которого, повторяю, был списано минрегион, напрямую подчинялись губернаторы, поэтому все было просто и ясно. А у нас губернаторы избираются и минрегиону не подчиняются, а я навскидку назову трех-четырех губернаторов, которые повлиятельнее, чем министр. Таким образом, без механизмов на местах ничего, кроме бумагопроизводства, сделать нельзя, не потому, что министр плохой или министерства, а потому, что коровы не летают. В этом смысле важна не просто передача задач минкульту. Нынешний министр, может, даже чего-то добьется, но он же не всю жизнь будет сидеть, может, он на повышение уйдет или еще куда-то передвинется. А придет другой министр, который занимается чисто культурой, так ему эти национальные отношения, как мне кавалерия. А здесь еще объективная проблема — через какие механизмы эту проблему решать на местах, когда на местах сидят национальные руководители, которые реально реализуют позицию своей национальной элиты. Так будет всегда, это не их вина, а объективная реальность.

Я понимаю идею миннаца, но есть два «но»: будут ли даваться какие-то рычаги? Просто вывеску повесить — толка никакого. А второе — если оно будет, то как будет соотноситься с местными властями, которым эти рычаги как козе баян — новый контролер рядом с ними абсолютно не нужен. Поэтому миннац, как и минрегионразвития, исчезает, возникает. Принципиальный вопрос: как мы собираемся решать национальные проблемы? Как на это будет влиять власть в условиях, когда религиоведов во властных структурах нет? Поэтому само создание министерства национальностей — это просто подчеркивание важности проблемы. А эффективность будет определяться тем, какими структурными подразделениями будет обладать, какими финансовыми правами будет обладать и как будет соотноситься с региональной властью. Ни в одной национальной республике не заставить президента действовать против интересов своей нации. Он не самоубийца — ему потом опять избираться. Поэтому если министр просто будет обращаться к этому президенту, то эту организацию можно не создавать.

«НАМ ТАКОЕ МИНИСТЕРСТВО НУЖНО»

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета:

— Этот вопрос достаточно непростой, потому что проблемами национальностей нужно заниматься в самых различных областях. Это и национальная культура, которой должно заниматься министерство культуры, каким-то образом нужно финансировать экономический блок. Мне кажется, что если национальными проблемами будет заниматься только министерство культуры, то это будет очень узко. А системой национального образования кто будет заниматься? Министр культуры Мединский, когда говорил об уровне знания русского языка, говорил о том, что надо сокращать часы обучения национальным языкам. Но в Татарстане, где изучают и татарский, и русский языки, результаты ЕГЭ оказались выше, чем в Рязанской области, где не изучают татарский язык! Проблемы национального развития лежат в различных плоскостях, в том числе в политической. Минрегионразвития, по крайней мере, пыталось эти проблемы решить. Поэтому думаю, что сводить проблемы многочисленных наций только к культуре, это не совсем правильно. Вы ведь понимаете, что министерство культуры будет в первую очередь заниматься именно культурой. Для него и проблема наций будет в первую очередь культурологической проблемой.

Сергей Валентей — научный руководитель Российского экономического университета им. Плеханова:

— Полагаю, что в такой многонациональной стране, как Россия, в государстве с огромной территорией, безусловно, министерство, занимающееся проблематикой регионального развития, необходимо. Нужно понимать, что макроэкономические показатели развития не способны адекватно отразить то, что происходит на региональном уровне. В данном случае, макроэкономические показатели — это средняя температура по больнице. Вы не можете сравнивать, допустим, Ямало-Ненецкий АО с Московской областью: это совершенно разные территории, другие условия — не только природно-климатические, но и для организации бизнеса. Это разное население с разной культурой. Поэтому не случайно, например, что одним из мощнейших факультетов МГУ в советские времена был географический факультет. Не случайно в школах в обязательном порядке преподавалась география. Не случайно, если мы обратимся к «проклятому царизму», было не только губернаторство и генерал-губернаторство, но мало кто знает, что существовали образовательные округа, границы которых не совпадали с губернаторствами и генерал-губернаторствами. Не случайно отношения с Финляндией были одни, с Польшей — другие, с Бухарой — третьи, с Калужской областью — четвертые. Это также была региональная политика.

Минрегион не выполнял функции министерства регионального развития. Если до последнего времени минрегион отвечал за вопросы ЖКХ, он не был министерством регионального развития. Но из этого не следует, что минрегион не нужен. Просто, создавая любое министерство, нужно четко определить, какие функции оно выполняет. Кроме того, чтобы реализовывать свои функции, ему нужны деньги, а денег в достаточном количестве это министерство не имело. В этой связи у него возникал конфликт интересов и с министерством экономики, и с минфином, и, наверное, с министерством культуры. Сейчас его разделили по этим министерствам. В принципе, это логичный шаг, если признать, что в том качестве, в котором минрегион существовал, он, повторю, не было минрегионом. Но не министерство в этом виновато. Оно должно было заниматься подготовкой стратегии пространственного развития экономики, проблематикой федеративных отношений, совершенствованием политики в области развития системы местного самоуправления. Его задача — содействие пространственному развитию экономики. Это предельно сложная проблема, которую арифметическая сумма министерств решить не способна. Здесь необходим специальный мозговой центр. Поэтому я и не являюсь сторонником ликвидации минрегиона. Оно стало заложником того, что не были определены его функции. Убежден, что в очередной раз через несколько лет, может, и месяцев оно будет воссоздано. Возможно, с другим названием.

У минкультуры свои функции. Будет ли минкультуры, например, заниматься этнополитикой? По-моему, это не его задача. Это очень сложное направление, требующее знания не только истории и традиций, но и экономики, социологии, демографии и пр. Пример: есть западные, а есть восточные буряты, одни живут на территории Иркутской области, другие — на территории Республики Бурятия. Те, которые проживают в Иркутской области, более мобильны. А проживающие в Бурятии менее мобильны, они спокойнее. Они разные, соответственно, у них разное отношение к рынку, к тому, как заниматься бизнесом. Это не значит, что кто-то из них «не буряты». Просто они разные. И понять это, изучая бурятский язык, вряд ли удастся.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.09.2014 09:14

    Удивлен, что решение национальных вопросов передано Мединскому. Он известен своим имперским анти республиканским мышлением. Слюняев, просто не вмешивался в это, а Мединский будет активно проталкивать губернизацию России. Человек он талантливый, грамотный и деятельный - чем и опасен.И вообще странно,что нет министерства по делам национальностей. Конечно есть умный вице-премьер,курирующий этот вопрос, но у него и без него проблем уйма.Если такое министерство создадут оно должно напрямую подчиняться Президенту.Полагаю, что В.В.Путин придет к такому решению.

  • Timur
    9.09.2014 10:03

    Хотели как лучше,получилось как всегда...Что бы не делали -КПСС получается!Пока на верх не придут люди новой формации не зашоренные на идеологии,что бы не создавали-пустая трата времени и ресурсов.Кто такой Мединский? Апологет всего,что не прижилось,само усохло по другую сторону дальних и ближних рубежей, от чего осторожный ум европейца, разгадав таящуюся беду, отказался в страхе за будущее своих поколений.Не расположенные к шуткам крутолобые мужи, со взором, исполненным огненной веры, вещают о тысячелетней истории, как о единственном возвышающем человеческом и христианском опыте, неизвестном другим племенам и народам. Скажи им о Декларации прав человека и гражданина, глаза вытаращили бы, перекрестились, да, чего доброго, и ребра пересчитали.Теперь наследники советского чванства, одни на белом свете, бьются державно как будто над национальной идеей, а из всех щелей, из пробоин хлещет тухлая вода старых предрассудков, всем понятных, давно известных. Национальный порок.

    • Анонимно
      9.09.2014 11:13

      О чем бы не выступал этот пенсионер, а человек он "многоглаголевый", для него это повод пнуть советское прошлое и КПСС.Явно жизнь тогда не задалась, или в КПСС не приняли или выгнали оттуда.Тогда с моралью было строго и не один жулик пострадал, поэтому и злобствуют некоторые старцы, что их недооценили или вышибли откуда нибудь. Может и у него такой случай? Биографии не знаю, но обида на прошлое всегда сквозит за его "правдорубством".

      • Анонимно
        9.09.2014 13:45

        Тогда вообще всё замечательно было.

        • Анонимно
          9.09.2014 17:28

          Тогда, в советское время, действительно было много хорошего, только почему-то очень плохо закончилось?

  • Анонимно
    9.09.2014 10:47

    Полностью согласен с конструктивными предложениями 9.14. Что касается Тимура, то у него это повод,как обычно, злобно пнуть советское прошлое, за свою неудачливую жизнь и маленькую социальную пенсию. Но большей он не заслужил.Не надо было вместо работы, ходить и жаловаться мол "недооценили такого великого человека"и выгнали с хоть и маленькой но руководящей работы.Отсюда и его "правдорубство"которое всем надоело.Его постоянный оппонент Сиразин, хоть полезным делом успешно занимается, а этот все и всех разоблачает.Но и такой нам нужен, для оживления пейзажа.Может быть опять что нибудь "псакнет".

    • Анонимно
      9.09.2014 11:30

      10.47. Соглсен с оценкой мотивов тимуровского "правдорубства".Но думаю, что анонимность в БО, а тимур это тоже никастый аноним, позволяет людям отвести душу, причем безнаказанно.Иногда и здравые мысли при этом проскальзывают.У того же пенсионера, кроме огульного охаивания советского прошлого и особенно КПСС, есть вполне резонное рассуждение о имперском мышлении, которое четко обрисовано в первом комментарии. Тоже думаю, что "наркомнац", в новом формате, РФ нужен и согласен, что им рулить должен только Президент.

  • Анонимно
    9.09.2014 11:14

    Вот и клеветник проявился с утра. Все знает о Тимуре. Национальную политику никакой министр вести не может. Национальную политику регулируют честные выборы, Конституция, Президент, Конституционный суд и Народ (референдумы, демонстрации т.д.).

    • Анонимно
      9.09.2014 11:50

      11.14. прочитал ваше возмущенное "псаканье".О тимуре никто ничего не знает, кроме как из его же мимолетных рассказов о своем прошлом.Что касается демагогии о том, кто определяет нац. политику, то у "семи нянек дитя без глаз". Ее определяет в первую очередь Президент избранный народом и подчиненный ему орган,а не "демонстрации и т.д.".В лихие 90 е годы надемонстрировались досыта, до сих пор тошнит от воспоминаний об этой "ельцократии" направляемой и управляемой вашингтонским обкомом.Еле приходим в себя.

      • Анонимно
        9.09.2014 13:25

        "Псаканье". Это что? Невежда хочет показать, что знает даже некую даму, которая занимает не очень большую должность в США. Но возводит ее уже на нарицательный уровень. Свои мозги надо иметь и свое собственное достоинство.

        • Анонимно
          9.09.2014 13:52

          13.25.Вот об этом я и говорю , что не надо "псакать", а свои мозги "включать", если таковые в норме.Но судя по уровню ответа с ними не все в порядке. Насчет же достоинства помолчать бы надо,памятую пословицу " чья бы мычала..", помните такую?

          • Анонимно
            9.09.2014 14:36

            Если бы у Вас были мозги, то Вы обошлись бы без "псаканья". А насчет достоинства. Разве может быть достоинство у битого столетьями крепостного.

            • Анонимно
              9.09.2014 19:33

              О достоинстве. Мой деды, бывшие "крепостные" в вашем понимании, поднялись на ноги,воевали, а такие как вы подонки становились предателями, стукачами и тому подобной мразью.А псаканье, это ваша профессия, полагаю что за это и платят..

              • Анонимно
                9.09.2014 20:46

                Насчет достоинства. Мой отец, старший сержант, командир гаубицы, защищал Ленинград, о чем имеет грамоту (помимо других наград) от Жданова как участнику обороны Ленинграда. Умер в 1963 году будучи инвалидом войны в возрасте 45 лет. Никогда не кичился что воевал. Кичиться войной-это последнее дело. А вот чтобы не быть предателем надо иметь человеческое достоинство. "Псаканье" тоже пустой номер.

                • Анонимно
                  10.09.2014 08:18

                  Для 20.46.Принимаю к сведению, что в отличие от вас, отец был достойный человек. Соогласен,и с тем, что псаканье пустой номер поэтому и не занимайтесь им.

    • Анонимно
      9.09.2014 12:13

      11.14.Такая "толпа" да еще с"демонстрациями" руководить национальную политику не может. Не занимайтесь популистской демагогией. Согласен с 11.30. что ее определяет Президент и подчиненный только ему орган.

      • Анонимно
        9.09.2014 13:46

        Угу, орган Президента. Так бы и написал сразу: послали национальный вопрос на @#$.

  • Timur
    9.09.2014 11:45

    Вот такая лапидарность, без утомительных подробностей. Любопытства ради определил меня на всю жизнь в неудачники. Поверить ли в искренность слов или посмеяться над ним, позлословить? Да и, признаться, комментатор не всегда осторожен, повод к злословию на иных страницах сам любезно преподносит на блюдечке. В святая святых, в вертикаль вошел, как по пути заходят в дом знакомого, поманившего тебя пальцем. Что-то в критике , есть декоративно-картинное, не естественное по природе и не представимое умозрительно. Одна на всех ответственность уничтожает ответственность индивидуальную, сваливая, обычно, всю вину на выбранного коллективом козла отпущения. Комфортный удобный выбор, к которому мы привыкли, который как-то нас всех устраивает.

    • Анонимно
      9.09.2014 14:03

      11.45. Ответ какой то бессвязно убогий. Но критика подействовала,от разоблачения КПСС и советского прошлого трусливо воздержались.Все таки от публичной порки за невежество польза иногда бывает.Скажите спасибо комментаторам.

  • Анонимно
    9.09.2014 12:52

    Специально что ли передали дела в минкульт, чтобы окончательно создать пропасть между национальностями? Что еще можно было ожидать от насквозь либерального правительства? Долгосрочные интересы России для них не важны. Им бы удержаться у власти любой ценой, даже создавая межнац.конфликты. зато они будут отвлекать россиян от дел, что творит русско- проамериканское правительство.

    • Анонимно
      9.09.2014 15:03

      вот тут вы попали в самое яблочко . русско-американское правительство в московии в плотную подошло к вопросу о тихом и бескровном расчленении России на экономически важные районы,только этим можно истолковать этот бред сивой кобылы. у нас всё ещё впереди и нас ждут очень интересные и трагические события.

  • Анонимно
    9.09.2014 13:43

    От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

  • raf
    9.09.2014 23:32

    Как же боиться Русских Путин,если культуру собственного народа доверяет выходцу из западной Украины.

    • Анонимно
      10.09.2014 10:02

      Рафу ( пусть уж извинит, что пишу ник не в излюбленном им импортном варианте, а по русски)важно не откуда "выходец", а куда "входец".А он органически вошел в имперскую среду части депутатов Госдуме и не только в ней.Но конечно руководство нац. политикой не его уровень.Думаю, что Путин создаст министерство и подберет умного человека.

      • Анонимно
        10.09.2014 18:38

        Полагаю, что хорошей кандидатурой в министры будет Абдулатипов, лишь бы его в Дагестане не пристрелили. Шаймиев и Минниханов отпадают: первый по возрасту, второй нам здесь самим нужен.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль