Культура 
14.09.2014

Виктор Тимофеев: «Там, где есть монархия, люди живут хорошо»

Антивоенная экспозиция выдающегося казанского наивиста

Казанский художник Виктор Тимофеев представил на этой неделе в центре современной культуры «Смена» выставку «Сорок сороков», посвященную 100-летию со дня начала Первой мировой войны. При том, что война на картинах не имеет срока давности, да и вовсе, пожалуй, не изображена — лишь страдания и скорбь. Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил мастерскую Тимофеева и узнал, в чем буквальный смысл названия проекта, при чем тут иконы и почему руководствоваться надо принципом «здесь и сейчас».


Виктор Тимофеев: «Мое искусство — это то, что сейчас, в этот момент, в день, происходит. Я рисую за один раз, потом не возвращаюсь, не дописываю, не исправляю»
Виктор Тимофеев: «Мое искусство — это то, что сейчас, в этот момент, в день, происходит. Я рисую за один раз, потом не возвращаюсь, не дописываю, не исправляю»

«СЕРИЮ ЗАКОНЧИЛ 1 СЕНТЯБРЯ, КОГДА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»

— Как у вас возникла мысль сделать такую выставку?

— Надо сказать, что идея у меня появилась, когда я делал серию в честь празднования 400-летия дома Романовых. Военная тема сидела в голове давно. Я же раньше занимался реконструкциями. Изучал как раз Первую мировую. Форму собирал, амуницию. У меня была достаточно солидная коллекция. Мы ездили в леса повоевать, поделившись на русских и немцев, побегать с автоматами. Но потом был пожар, моя коллекция погибла. И я успокоился... Вся беда этой темы в чем? Что война ничему не учит. Проходит 100 лет, мы влезаем в такую же ерунду на пустом месте. Войны ведь не по желанию одного человека происходят. Одно радует, что мы не в горах и не в Сербии, где начались все последние войны, где, видимо, какое-то излучение идет и люди просто психуют.

«Сорок сороков» — это «срок сроков», это конец света, это бесконечность. А что еще?

— Это еще размер ДВП, оргалита. Я в начале лета достал их 40 штук. Потом еще 40. И сделал выставку «Сорок сороков», исполнил мечту. Там их в итоге, кстати, 88. Причем они объединены по две, по четыре штуки. Это то, что было написано за последние три месяца. Все влет шло. Я хотел сделать такую выставку и сделал. Когда наступило 1 сентября и началась эта война, я нарисовал последнюю картинку, серия кончилась.

Оргалит можно на любой помойке найти. Так что материал бесплатный. У него есть история, судьба. Авангардисты вообще рисовали на фанере, голландцы — на дереве. А лучше всего рисовать на меди или на стекле. Но стекло — оно хрупкое.

Черный, желтый и белый, по мнению художника, это имперская гамма, романовские цвета
Черный, желтый и белый, по мнению художника, это имперская гамма, романовские цвета

Мне кажется, что живопись должна быть честной. И потому важно ухватить момент, ничего не придумывая. Мое искусство — это то, что сейчас, в этот момент, в день, происходит. Я рисую за один раз, потом не возвращаюсь, не дописываю, не исправляю. Раньше у меня была абстрактная живопись, к примеру. И даже эта выставка не дает представления обо мне. 10 - 15 лет я рисовал по-другому.

Кстати, у нас давно еще затевалась выставка «Полуторка». «Фишка» была в том, что хотя бы одна сторона картины должна быть размером полтора метра. А что там рисовать, уже неважно. И это тоже сгорело на пожаре.

«Я, В ОБЩЕМ-ТО, МОНАРХИСТ»

— У вас в основном в этих картинах используются три цвета: черный, желтый и белый.

— Это имперская гамма, романовские цвета. Я, в общем-то, монархист. Не потому, что лучше или хуже, а потому, что законно. Там, где есть монархия, люди живут хорошо. И еще хорошо живут в СЩА, но там монархов и не было никогда. Почему во Франции плохо? Императора скинули. А почему в Японии или Германии хорошо? В Германии императора скинули поздно, а в Японии он до сих пор есть. В Испании все, чуть что, бегали к Хуан Карлосу. Я с любовью отношусь и к Николаю Второму.

«Я ведь не пишу уже давно кисточкой, я вколачиваю краску мастихином. И получаются, к примеру, люди, похожие на бутылки, такой человек-сосуд»
«Я ведь не пишу уже давно кисточкой, я вколачиваю краску мастихином. И получаются, к примеру, люди, похожие на бутылки, такой человек-сосуд»

— В этих работах видится иконопись.

— Есть, конечно. Не потому, что я специально так делаю. Это не сознательно, а бессознательно. Это уже в крови. Невозможно быть русским художником и не чувствовать иконопись. Я постоянно рисую Благовещение, поклонение волхвов, Троицу, ангелов. Каждый год. У нас ведь иконы изначально совсем другие, чем принято думать. Мы были в церкви Илии Мокрого в Пскове. И в Ярославле. И я увидел там свои рожи! У них там такие иконы! С голыми бабами, китами, чертями, и люди написаны, как у меня. А то, что сейчас мы видим, — это уже XVIII - XX век, Европа, это уже не наше, грубо говоря, это итальянщина.

«Сорок сороков» - это еще и размер ДВП, оргалита. Я в начале лета достал их 40 штук. Потом еще 40. И сделал выставку»
«Сорок сороков» — это еще и размер ДВП, оргалита. Я в начале лета достал их 40 штук. Потом еще 40. И сделал выставку»

А ВМЕСТО ВИНТОВКИ МАСТИХИН

— Где вы взяли краску?

— Да ее вокруг навалом. Ребята старую, к примеру, постоянно отдают. Я пишу тем, что есть, и на то, что есть. Я ведь не пишу уже давно кисточкой, я вколачиваю краску мастихином. И получаются, к примеру, люди, похожие на бутылки, такой человек-сосуд.

— Вообще, вы же рисуете по-другому. Радостно. Многие знают ваших котов, к примеру. А тут совсем другое настроение.

— Я войну показывал по Мандельштаму: «Миллионы убитых задешево Притоптали траву в пустоте, Доброй ночи, всего им хорошего От лица земляных крепостей». Это он могилы так называет. Что тут еще прибавить? Войны кончаются миром. Даже евреи с арабами — и те договорились. А мы — разве мы победили немцев в Первой? Да. А войну проиграли. А здесь зачем воюем? Можно, конечно, было рисовать, скажем, военную форму. Но противно. А у меня у товарища отец прошел две войны, Первую мировую и финскую. Помнит имена всех лошадей. Я спросил его про войну. И он сказал, что война — это дерьмо. Так-то.

IMG_0873.jpg
IMG_0877.jpg
IMG_0875.jpg
IMG_0889.jpg
IMG_0899.jpg

Виктор Евгеньевич Тимофеев родился в Казани 8 марта 1954 года. В 1986 году окончил художественно-бутафорское отделение Казанского театрального училища. До конца 90-х работал маляром в театре им. Качалова. С 1997 года — член союза художников Республики Татарстан. Его работы находятся в музее наивного искусства (Москва), музее традиционного искусства народов мира (Москва), Галеев-галерее (Москва), галерее «Арт-наив» (Москва), галерее Зураба Церетели (Москва), музее органической культуры (Коломна), Государственном музее изобразительных искусств РТ, музее Казанского Кремля, национальном культурном центре «Казань»; в частных коллекциях в США, Канаде, Аргентине, Германии, Франции, Голландии, Бельгии, Португалии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.09.2014 08:50

    Спасибо Виктору Евгеньевичу за прекрасные картины. Такие художники-философы украшение и гордость Казани.

  • Анонимно
    14.09.2014 09:41

    Не понимаю его картин...

  • Анонимно
    14.09.2014 09:44

    В частных коллекциях находятся картины, подаренные самим Виктором. А звучит красиво: пощти Малевич;-)

    • Анонимно
      14.09.2014 16:40

      насколько я знаю,а я знаю-его работы КУПИЛИ коллекционеры Японии,Голландии,Португалии и Канады

  • Анонимно
    14.09.2014 10:49

    В общем примитивизм и подражание. Здесь главное, объявить себя художником и в течение очень долго времени настаивать на этом так, что и сам в это уже веришь. А потом в это начинают верить и окружающие. Да и глубина философских размышлений опять таки сводиться к утверждению, что "монархия - это хорошо!", потому что это "законно". Думаю, он нашел бы своих почитателей в Сергеевом Пасаде. Почему в Казани, не очень то и понятно. Упс

  • Анонимно
    14.09.2014 11:16

    Хорошая строка в биографии: работал в Качаловском маляром.

    • Анонимно
      14.09.2014 20:41

      маляром это в 17 лет после школы,а потом художником.

      • Анонимно
        15.09.2014 01:18

        Он работал художником-оформителем. Главный художник создавал декорации, а Тимофеев по его указанию что-то красил. Техническая работа. Спектакли он не оформлял.

  • Анонимно
    14.09.2014 11:24

    Индивидуальность. А как оценят - это уже его личное мнение: к примеру иногда это абсолютно не важно.Но где молодежь с её нереальными фантазиями? Напишите про ребят из Челнов - это встряхнёт зажулившуюся пасмурную казанскую ребятню

  • Анонимно
    14.09.2014 12:01

    А Тимофеев не хочет поучиться профессии? Ну просто в художественную школу походить?

  • Анонимно
    14.09.2014 13:15

    и здесь скулящие. всё пытаются испоганить. и этого замечательного художника тоже.сколько раз встречал его на ул. Лобачевуского, проходящего мимо и не знал до сегодняшнего дня, что такой мастер мимо проходит. заинтересовался теперь

  • Анонимно
    14.09.2014 13:41

    Галеев знает, что берет в свою галерею.

  • Анонимно
    14.09.2014 13:45

    Уважаю людей искусства в их произведениях и в их специфическом мышлении "не от мира сего". Даже если не понимаю их работы. А в данном случае спокойно воспринимаю биографию художника: кто может похвалиться непрерывным успехом в своей жизни? Но с точки зрения политологии он наивен в своём предпочтении монархии (не удержался от каламбура с жанром представленных его работ, имеющего право на существование). Это часто бывает у людей искусства. Сама история и народ свершили суд над династией Романовых за её предательство интересов подданных и оккупационный метод правления в течение 300 лет. Как раз о легитимности про них говорить не следует. В этом смысле они ни в какое сравнение не идут с Рюриковичами (при всех недостатках последних). Интересно его замечание о "старых" иконах, которое подтверждает небыстрый, растянутый в веках, в пространстве, в Расколе и в тОлках характер утверждения христианства на Руси. Это лишний повод для пересмотра миллер-байер-карамзин-соловьевской историографии, которую нам "дают" с начальной школы.

  • Анонимно
    14.09.2014 17:07

    Во первых у человека замечательная фактура, чуть приодень и вот вам Кузьма Крючков - герой первой мировой.Кстати фигура не карикатурная, а реальная,действительно герой, потом воевал в гражданскую, но не на "правильной" стороне и погиб в 1919г. И небольшая поправка, если бегал по лесу изображая эпизоды той войны, то автоматов тогда не было. Ну видимо оговорился.Что касается худож. ценности то конечно профессионал, у нас в Казани был такой же "нонконформист", Аникиенок кажется, но выдворили, а человек был талантливейший, Тимофеев наверняка о нем слышал.Еще раз спасибо газете за знакомство с ним.

    • Анонимно
      14.09.2014 18:24

      "Человек талантливейший" так остается талантом и без поддержки местных властей. Скорее даже наоборот. Так где же тот самый Аникиенок?

      • Анонимно
        14.09.2014 19:41

        А вот это уже вопрос серьезный. Алексей Аникеенок пылится где-то у кого-то в частных коллекциях. Хотя его замечательным картинам необходимы стены и зритель, как всякому Художнику. Но тем, кто занимается у нас изобразительным искусством не до этих тонкостей. Для них, как и прежде нонконформизм звучит оскорблением. Хотя Алексей Аникеенок имеет к этому виду мало отношения. Он ВНЕ всякого течения. Он - самобытен. Кстати, Псков гордится Аникеенком.. Там он и нашел свою Родину... Увы, не в Казани.

        • Анонимно
          15.09.2014 10:02

          Так почему его картины там не выставляются и не продаются? Как написали, пылятся в частных коллекциях.

          • Анонимно
            16.09.2014 01:29

            Почему не выставляются? Потому, что в умах наших и оценочных суждениях до сих пор господствует социалистический реализм. А вот - почему не продается? А вы знаете, что он не продается?

      • Анонимно
        14.09.2014 20:16

        Аникеёнок умер в 80-е годы.

      • Анонимно
        14.09.2014 20:49

        Аникеёнок умер в 80х годах в Пскове.

        • Анонимно
          15.09.2014 00:17

          Художника не стало в 80-ом, но остались его картины, а это значит - Художник жив.

    • Анонимно
      14.09.2014 20:47

      Во время работы в театре художником-бутафором познакомился с Аникеёнком.Замечательный был художник.Умер в Пскове в 80г.г.

  • Анонимно
    14.09.2014 17:58

    Это не искусство, это всё из кустов.

    • Анонимно
      14.09.2014 23:49

      А на Ваши произведения,не из кустов,стесняюсь спросить,где можно полюбоваться? Или только ядом можете?
      поклонница творчества В.Е.Тимофеева

  • Анонимно
    14.09.2014 18:23

    Рисунки никакие, а туда же со своими такими же нелепыми советами в политику. Но усы замечательные, как у хозяина театра, где играли Пьеро и Мальвина. Извините, это воспоминание детства. А так желаю художнику творческих успехов, хоть и ничего не зацепило.

  • Анонимно
    14.09.2014 20:38

    Всем неравнодушным спасибо за комментарии.В театре начинал маляром в 1971г.Потом после училища работал художником-декоратором пока не выгнали.Даже спектакль поставил как художник-постановщик "Анна,клоун и другие" В театре выходил на сцену в массовках в спектакле "Набережная" Ю.Эдлиса.Для меня придумали роль. По лесу на реконструкции не бегал. Сидел у костра в генеральской форме как прикомандированный в сапогах,в галифе,кожаном пальто,при погонах. А всё остальное верно.
    В.Е.Тимофеев

    • Анонимно
      14.09.2014 22:39

      Виктор, есть ли у Вас ученики?

      • Анонимно
        14.09.2014 23:44

        А чему там учиться?

        • Анонимно
          15.09.2014 11:32

          Маляры всегда нужны. Ученик маляра - это нормально. Если только маляр он не такой же, как художник.

    • Анонимно
      15.09.2014 01:20

      Поставил спектакль как художник-постановщик? А что, режиссеры сейчас спектакли уже не ставят?

  • Анонимно
    15.09.2014 01:52

    Не часто бывает такое содержательное обсуждение. Узнал много нового и полезного.Об Аникенке помню, жаль, что он ушел туда где нет выставок и вернисажей. Земля ему пухом.Что касается одной неуважительной реплики в адрес художника, то без "псаканья" не обходится ни одно обсуждение.Еще раз благодарен БО. Последний раз обсуждали художника,если не ошибаюсь, перед присуждением Тукаевской премии.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль