Общество 
20.09.2014

Тимур Ямашев: «Казани нужно развитие пешеходных зон и удобного общественного транспорта»

Как столице Татарстана войти в топ-100 городов мира по качеству жизни

Руководство Татарстана раздумывает над новыми глобальными задачами для республики и ее столицы. Известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев решил помочь первым лицам и считает, что Казань может побороться за достойное место в сотне лучших городов мира по качеству жизни, который составляет компания Mercer. В статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он размышляет о том, что город должен сделать для решения этой задачи в развитии инфраструктуры и образования.


ОТЛИЧНЫЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ ГОСМАШИНЫ

Выступая с предвыборным рассказом-отчетом за предыдущие годы, руководство города и республики в очередной раз озадачилось вопросом о будущем направлении развития Казани. Вопрос «Есть ли жизнь после Универсиады?» был официально задан еще два года назад, но с тех пор никаких явных ответов не звучало. Да, впереди водный мундиаль-2015, но к нему в столице РТ уже все построено. Несомненно, FIFA-2018 может придать городу некий рывок в развитии. Но точно такой же рывок сделают и другие города в России, поэтому никаких конкурентных преимуществ из этого не выйдет. А амбиции у мэра Ильсура Метшина большие: «Наша стратегическая цель — стать центром притяжения для всего Урала и Поволжья».

Цель действительно интересная и важная, а также выгодная всем казанцам. Сейчас оканчивает вузы поколение, родившееся в начале 90-х. Каждый год количество выпускников, начинающих свой трудовой путь, будет уменьшаться. Соответственно, обострится и борьба за самую квалифицированную и талантливую молодежь. Как гласит народная пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Притягивать лучших из лучших Казань будет тогда, когда будет иметь лучшее качество жизни. Думаю, в максимальном качестве жизни заинтересованы и все жители Казани. Опрос самых разных уважаемых людей выявил идею, с которой согласятся очень многие горожане: Казани нужно переходить от модели мегапроектов к модели устойчивого развития. К сожалению, такова уж система работы чиновников, что без четких планок и сроков работа вязнет. Поэтому я хочу предложить планку, которая бы могла стать отличным ориентиром для госмашины. Эта планка называется «Войти в Топ-100 городов мира по качеству жизни».

Когда в 2010 году компания Mercer исключила Казань из всемирного рейтинга, столица Татарстана занимала 191-е место. Первая сотня не является чем-то заоблачным, сейчас в том районе обитают города вроде эстонского Таллина и болгарской Софии. Рейтинг очень серьезный и включает в себя множество подзадач, которые нам и предстоит решить.

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС ВО ГЛАВЕ ВСЕГО

Экономика. Главным недостатком Казани даже в российских рейтингах является уровень жизни. С недавнего времени налоговая инспекция стала публиковать данные о налоговой базе по городам, и эти данные лишь подтверждают отставание Казани в ПФО, не говоря уже о столице Урала Екатеринбурге. Также я попробовал рассчитать примерную среднюю зарплату, взяв статданные по России, что 71% населения заняты в экономике, и 70% из них являются наемными рабочими.

Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее
Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее

Для повышения зарплат нужно концентрировать в городе зарабатывающих специалистов. К сожалению, сейчас этих специалистов пытаются вывезти в «Иннополис» и «Смарт Сити», оставив Казани расходы на содержание инфраструктуры. Подобное расползание города по большой площади с нашим климатом — большая ошибка. Даже теплые и богатые американские города стали банкротиться, будучи не в состоянии содержать огромную площадь, и задумались о переходе к многоэтажному жилищному строительству. Поэтому нам точно не надо пытаться копировать агломерацию Сан-Франциско, сосредоточившись на компактном развитии Казани.

РЕНОВАЦИЯ СТАРЫХ РАЙОНОВ

Необходимость компактного размещения вытекает из основных правил устойчивого развития, гласящих, что необходимо максимально эффективно использовать основные ресурсы. Главным источником развития города всегда являлась и будет являться его плотность. Именно благодаря такой плотности возникает человеческое общение, приводящее к появлению деловых контактов. Сейчас центр Казани словно взят в тиски старыми и депрессивными районами. Европейские столицы в 80-е годы запустили процесс обновления таких районов и в итоге получили колоссальный экономический рост. Этот эффект уже стал классическим и упоминается во всех современных учебниках по градостроению. Пора бы и нам последовать этому примеру.

ДЕМОГРАФИЯ

Сейчас мы стоим на пороге очередной демографической ямы, когда должно будет рожать поколение 90-х, а оно малочисленное. В 2012 году в Казани уже произошло снижение числа браков после многих лет роста. Это первые цветочки, поэтому нужно заранее подготовиться к ягодам. При этом в современной России, согласно закону Ципфа, существует социальный заказ на города населением в 2,5 - 3 млн. человек

Чтобы увеличить диаграмму, нажмите на нее
Чтобы увеличить диаграмму, нажмите на нее

При развитии экономики страны именно вторые-третьи города подхватывают начатое столицей, поэтому если Казань не озаботится устойчивым ростом населения, то это сделают другие города и получат свои бонусы.

ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Главная проблема — это избыточное автомобилепользование, которое приводит к потере времени, неудобству городской среды и загрязнению воздуха. Даже по автомобилизации Казань уже обогнала Лондон. Казанцы теряют время, комфорт и здоровье. Очевидно, с этим нужно что-то делать. Последние исследования показывают, что автомобили и успешные города в корне несовместимы, что социальное неравенство легче преодолевается в городах с развитой инфраструктурой для пешеходов и общественного транспорта. В первую очередь Казани нужно развитие пешеходных зон и удобного общественного транспорта. Об этом говорят и приезжающие в Казань специалисты мирового уровня Энрике Пеньялоса, Девид Гейл, приводя в качестве антипримеров города вроде Дубаи, совершенно враждебные к человеку. К сожалению, тот же Дубаи видят в качестве положительного примера некоторые наши чиновники, желающие превратить Казань в город-трассу, а не в город-сад. Хотя все лидеры мирового рейтинга по качеству жизни уже поняли, что решать транспортный вопрос нужно с помощью качественной пешеходной инфраструктуры и общественного транспорта. Вот так, например, за четыре года изменилось использование разных видов транспорта в Ванкувере — канадском городе, который борется за первое место во всех рейтингах по качеству жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ

Помимо привлечения талантливых людей из ближайших регионов можно выращивать таких личностей и у себя. Относительно соседних регионов, наша система школьного образования очень хороша, но при переходе к высшему мы теряем часть потенциала. Так, настоящим показателем качества и глубины среднего образования являются результаты школьников на всероссийских олимпиадах. В отличие от ЕГЭ или других показателей, этот результат гораздо сложнее сфальсифицировать. Высшая школа всегда ориентируется на уровень студентов, а этот уровень студентов неплохо задается бывшими школьниками-олимпиадниками. А Татарстан по количеству такой образованной и одаренной молодежи — топ-регион. Вот общее количество победителей всероссийских олимпиад за 2003 - 2013 годы.

Как видим, Татарстан занимает четвертое место после столиц и Мособласти, причем с существенным отрывом от следующей пятой Челябинской области. К сожалению, часть этого потенциала мы ежегодно теряем. Я не проводил точных подсчетов, но примерно половина лучших школьников поступает в московские вузы. Как можно сменить эту тенденцию? Можно предложить какие-то стипендии для победителей олимпиад, остающихся учиться в Татарстане.

Приезд в Казань таких общепризнанных мировых специалистов, как Гейл или Пеньялоса, дает свой эффект. Руководство города и республики обращает больше внимания на состояние общественного транспорта, парков, старых районов типа Адмиралтейской слободы. К сожалению, правильные шаги и современная идеология урбанистки пока имеют только точечные проявления в нашем городе, словно это первые эксперименты. Хотя развитые города уже накопили огромный массив опыта, и его можно применять намного смелее. Еще вчера для Казани нужно было составить «дорожную карту», куда следовало бы включить все аспекты городского развития. У рейтинга городов по качеству жизни имеется 39 позиций, куда входят те же медицина, образование, безопасность, экология, культура, развитость рынка, климат. Из этого списка мы не можем изменить только последний пункт. Все остальное в наших силах.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.09.2014 09:35

    Когда во главе угла стоит вопрос освоения выделенных бюджетов то говорить о вхождении в топ 100 или о том чтобы стать привлекательным не только для окрестных деревень городом, как то даже смешно. Даже если что то делается то делается не на века и из дешевых недолговечных материалов. Как результат через 3-5 лет имеем то же убожество.

    • Анонимно
      20.09.2014 09:44

      Не согласен с вами. Всё же Казань за последние года сильно изменилась. Может сказанное вами и можно отнести к Казани ДО Универсиады, но никак не к ней ПОСЛЕ.

  • Анонимно
    20.09.2014 09:42

    На мой взгляд Казани уже недалеко до ТОП-100, нужно только окончательно закрепиться в ТОП-3 России. Безоговорочно стать 3-ей столицей. До сих пор на это звание претендуют и другие города, в том числе и, на мой взгляд, главный конкурент - Екатеринбург. Обойдём его - добьёмся невиданных ранее высот.

    • Анонимно
      20.09.2014 11:08

      Вы хотя бы проехайте по европейским городам. Тогда увидите что до ТОп 100 очень далеко.

      • ЧеКа
        20.09.2014 11:36

        Прежде чем советовать насчет проехайте, вы статью внимательно бы прочитали. Там же написано что в 2010 Казань была на 191 месте. Думаю многие согласятся что Казань 2010 и 2014 года отличаются существенно.. Предложение правильное. Еще бы Тимуру развить поподробнее по каким позициям Казань сильно отстает и где реально можно прибавить..

      • Анонимно
        20.09.2014 11:42

        и что такого в этих городах, что будет у нас не скоро?

    • Анонимно
      21.09.2014 02:25

      Екатеринбург во всем обойти не возможно. Мощнейший научный и промышленный потенциал. Конкурентная среда намного опережает нашу. Нет такой монополии на многие сферы деятельности, которые порой банкротятся. Только местных мощных мясокомбината три, кстати созданных с нуля, но по качеству продукции опережающие московские.У Казани , по сравнению с Екатеринбургом, есть тоже свои плюсы. И архитектурные и климатические. Одна Волга чего стоит. Кстати в Екатеринбурге не догадались сделать заявку на Универсиаду, которая значительно способствовала продвижению Казани. А если в руководящие органы будут приводить все больше и больше профессиональных, креативных,ответственных и порядочных людей, то и прогресс города пойдет сильнее. Б. Т

  • Анонимно
    20.09.2014 09:54

    идея хорошая но для воплощения нужна личность с властью. а кто у нас поделится властью без откатов даже ради будущего

  • Анонимно
    20.09.2014 10:05

    Частично согласен, частично не согласен с Тимуром, считаю что как раз надо развивать такие новые населённые пункты как смарт-сити Иннополис, но строить их не абсолютно в чистом поле, а как раз имеющиеся пригороды трансформировать в них : Дербышки, Юдино.

  • Анонимно
    20.09.2014 10:35

    Казань никогда не станет 3-ей столицей России. Город строиться,развивается но третьей столицей ему не быть.

    • Анонимно
      20.09.2014 11:41

      да ну. на мой взгляд она уже стала 3-ей столицей. не мира конечно, а нашей скромной России

  • Анонимно
    20.09.2014 10:39

    идеалисты меняют мир! всё-таки у нас не перевелись люди, которые с верой смотрят в будущее. если к ним прислушаться, может что и выйдет.

  • Анонимно
    20.09.2014 13:46

    Драть с жителей 1 го этажа по 320 руб !особенно с пенсионеров,подумаешь, меньше поедят..Вот оно качество жизни!!!

  • Ханым
    20.09.2014 20:08

    Нужно популяризовывать среди горожан передвижение по городу в метро, на велосипедах и пешком. Метро у нас очень комфортное, а пешком и на велосипеде полезно для здоровья. Нужна какая-то пропагандистская акция, что лишний раз отказываясь от поездки на авто,человек помогает городу, ближним и себе. Просто так никто из зоны комфорта не вылезет конечно, потому нужны стимулы, мотивация. Меня вот зацепил,например, плакат от Кока-колы про 5000 шагов ежедневно. А то как про врачей статьи появляются, сразу идет критика здравоохранения, а лишних пару километров пройти, совершенно бесплатно укрепляя здоровье - лень. Мне кажется, что все-таки сам человек должен в первую очередь заботиться о себе. Ежедневная продолжительная ходьба пешком хоть и не панацея, но количество визитов к врачам способна сократить.

  • Анонимно
    20.09.2014 23:21

    Мы живем в п.Константиновка(Советский р-н)и нам элементарно невозможно дойти до общ. транспорта так как отсутствуют дороги и тротуары. Так что вопрос об автомобиле и не одном в семьях -просто жизненная необходимость. Вера в то что Казань войдет в топ-100 кажется утопией.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль