Культура 
22.09.2014

Казанскую публику угостили суррогатом вместо «Любовного напитка»

Премьера оперы Гаэтано Доницетти, открывшая сезон в ТГАТ им. Джалиля, оставила странное послевкусие

После просмотра «Любовного напитка», представленного казанской публике в минувшую субботу в версии режиссера Юрия Александрова, становится ясно, что испортить комическую оперу довольно легко — достаточно прочесть сюжет через призму серьезных социальных проблем. Зрителям вместо поселян из солнечной Италии было предложено любоваться гопниками и шпаной, прекрасная фермерша превратилась в девчонку с нашего двора, шарлатан Дулькамара стал депутатом, а сержант Белькоре — наглым казаком. Неразгаданной загадкой остался главный герой Неморино, который поначалу был вроде японским туристом, а потом вдруг надел красные семейные трусы в горошек и пошел служить в советскую армию. В итоге режиссер Александров начисто затмил композитора Доницетти, чья музыка, по мнению наблюдавших за зрелищем корреспондентов «БИЗНЕС Online», в этом перенасыщенном тяжелом коктейле выглядела неуместной вишенкой.


НАПИТОК 7-ЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ

Премьера оперы «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти в постановке режиссера Юрия Александрова была проанонсирована еще год назад. Тогда на пресс-конференции директор ТГАТ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов сделал довольно яркое заявление, предложив вести отсчет в истории татарского оперного театра не с 1939 года, как это было принято, а с 1874 года, когда состоялся первый спектакль постоянной оперной труппы, собранной стараниями антрепренера Петра Медведева . Таким образом театр сразу же почти удвоил свою историю.

И хотя «Любовный напиток» вовсю ставился уже во времена Медведева, легендарный антрепренер вряд ли узнал бы оперу в версии питерского режиссера.

Стоит сказать, что Александров считается спецом по Доницетти и уже поставил в разных театрах 80 спектаклей по его операм. А всего в его багаже более 200 оперных постановок. Для Казани оперный стахановец уже поставил «Аиду» и «Севильского цирюльника», показанного на Шаляпинском фестивале в этом году. Судя по всему, режиссер пришелся по душе руководству театра, и можно предположить, что «Любовным напитком» дело не ограничится. Ведь известно, что в театре им .Джалиля в почете постоянство. Так, и другие участники постановочной группы хорошо у нас известны: и петербургский художник-постановщик Вячеслав Окунев, и музыкальный руководитель Винсент де Корт (Нидерланды).

Сразу уточним, что в полной мере считать постановку «Любовного напитка» премьерой нельзя. Режиссер перенес на казанскую сцену спектакль, поставленный им еще в 2007 году для московской «Новой Оперы» в обычной для себя новаторской манере. Что ж, история знает немало примеров переноса спектаклей, хотя вряд ли театр, претендующий на попадание в топы лучших, может себе такое позволить. Тем более что 7 лет назад спектакль был принят критиками очень холодно. Так чем же он так пленил руководство казанского оперного театра? Вероятно, возможностью от души повеселить публику.

СЕРПОМ ПО ДОНИЦЕТТИ

Перед началом спектакля зрителям рассказали, что режиссер искал ответа на вопрос о том, чем сегодня является любовь для людей. Тут уж не до смеха. Да и прежде чем смеяться, надо было разобраться что к чему. Вместо итальянских пасторалей на сцене буйствовал карнавал, метались японские туристы, а главная героиня Адина, по сюжету богатая фермерша, восседала на каком-то вычурном агрегате, этаком гигантском яйце Фаберже, вся в перьях и блестках. Над ней висела не менее красивая конструкция, отдаленно напоминающую астролябию.

Неморино (по замыслу автора либретто Феличе Романи — простой деревенский парень) в джинсах и олимпийке катал японскую бабушку в инвалидной кресле и без конца фотографировал.

Однако дело было не в Бразилии. Это стало ясно после того, как доктор Дулькамара заговорил на «чисто конкретном» русском языке, выйдя на сцену прямо из публики. Карнавальный фейерверк сменили совковые трущобы, населенные сплошь шпаной и легкомысленными девицами.

Ну, а далее все повороты были более или менее предсказуемыми. Вояка Белькоре в тельняшке, казацких штанах с лампасами и шашкой на боку. Вместо кокетливой умницы фермерши Адины — пошловатая девчонка с нашего двора. Дулькамара — алчный прохиндей, к тому же депутат, что проясняет специально сочиненный для спектакля текст куплетов на русском языке («Полюби меня, красотка, я народный депутат»). Вместо вина, выдаваемого им за любовный напиток, — горькая. Вместо поселян — тучи маргиналов, которые, к слову, практически не покидают сцены, и даже лирические метания героев происходят на глазах и при активном участии этих неприятных «групп общественности».

Ну и любовь находит соответствующую трактовку. Адина, разумеется, выкупает у Белькоре солдатский контракт Немороино не за деньги, а сами понимаете за что, финал поет в неглиже, а любовное воссоединение героев происходит на садовой лавке. Итальянские комические сюжеты, прямо скажем, далеки от целомудрия и тоже порой грубоваты, но тут в ход пошел юмор даже не народный, а маргинальный. А режиссерские приемы неприятно удивляли своей брутальной прямолинейностью.

РОМАНС С ПАПИРОСКОЙ

Главным для Александрова является непрекращающееся действие, продуманное до мельчайших деталей. Фонтаны его режиссерских находок просто неиссякаемы. На сцене полно придуманных им персонажей: старуха в кимоно, ребенок, не менее получаса усердно играющий в песочнице, продавщица пива, девицы в мини. Были отсылы и к Казани — надпись «Бахетле», флаг с эмблемой футбольного «Рубина». Причем со старой эмблемой, за возвращение которой сейчас «воюют» с клубным руководством фанаты.

Главные герои тоже все время крутятся-вертятся. Адина поет свои арии, выделывая балетные па а-ля умирающий лебедь, Неморино исполняет свой знаменитый романс с папироской во рту. Всю лирику Александров выкорчевывает на корню. Не видит он ей места в российских реалиях.

Учитывая, что исполнители пока еще в пути к вершинам бельканто, эта режиссерская нагрузка была им плохим помощником. Большую выдержку продемонстрировала солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева (Адина), показавшая качественное, хотя и довольно однообразное пение. Нурлан Бекмухамбетов временами задыхался (этим, вероятно, и объясняется тенденция к занижению), а к высоким нотам в своем романсе Una furtiva lagrima готовился прямо как спортсмен к прыжку.

Нелегко пришлось и баритону Илье Кузьмину (Белькоре), частенько расходившемуся с оркестром в скороговорках, которыми Доницетти щедро снабдил его партию. Настоящую буфонную стилистику продемонстрировал лишь харизматичный бас Олег Диденко (Дулькамара). К слову, и Кузьмин, и Диденко пели на премьерных спектаклях в «Новой Опере» в 2007-м.

Надо отдать должное и дирижеру Винсенту де Корту, который весьма аккуратно вел этот феерический корабль. Где надо — помогал певцам, замедляя темпы, а где-то компенсировал царящую на сцене камарилью изяществом музыкальной стилистики. Однако звучание оркестра оперного театра заметно уступало в стройности Государственному симфоническому оркестру РТ, открывшему сезон двумя днями ранее.

УВАЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА ШАГИМУРАТОВОЙ

Год назад в феврале на Шаляпинском фестивале говорили о том, режиссер Александров собирается ставить «Любовный напиток» в Казани для Альбины Шагимуратовой. Поначалу Шагимуратова даже значилась в афише перед летним концертным исполнением оперы в стенах ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. Но Адину заменили, а в сентябре главная татарстанская примадонна уже «в списках не значилась».

Оказалось, что певица готовится стать матерью, хотя режиссер готов ввести ее в спектакль в любой момент. Вопрос в том, готова ли она к пению в неглиже.

Наталья Титова, Айрат Нигматуллин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.09.2014 10:25

    все верно Наталия написала

  • Анонимно
    22.09.2014 10:35

    Блестящая рецензия. Волк - санитар леса, вспомнилоась старая истина. Спасибо за не ангажированный взгляд.Хэнкс

  • Анонимно
    22.09.2014 10:41

    Наталья - это кто?

  • Анонимно
    22.09.2014 10:44

    Похоже наши попали с Александровым. Парень нем понял куда попал... Какой то посмодернизм колхозного разлива. Какое пиво? Какой бахэтле! И в это всклассической итальянской опере!!

  • Анонимно
    22.09.2014 10:59

    Знаете, дорогой БО, вы палку перегибаете! Нельзя относиться со звериной серьезностью к легкой музыкальной комедии! Вы изначально знали на что идете - на эксперимент. И оттопыривать мизинчик и выговаривать "Фи!Брутальный Неморино с папироской во рту..." - это показатель провинциального снобизма. Шире надо смотреть - да, нет лирики музыкальной пасторали, но есть очарование лирики музыкальной буффонады. В конце-концов, это не пафосный Верди, а всего лишь веселый Доницетти, который клепал такие веселые оперы десятками!

    • Анонимно
      22.09.2014 11:49

      Позвольте с вами не согласиться! Серьезность здесь необходима, потому что за немалые БЮДЖЕТНЫЕ деньги театр, кричащий на каждом углу о своих ведущих позициях в России, приглашает давно вышедшего в тираж режиссера, да еще и под громким названием "премьера" позволяет ему перенести на казанскую сцену давний и неудачный спектакль. Это ли не показатель крайней провинциальности казанского оперного?Пригласите Чернякова или Бархатова - пусть экспериментируют, а мы со всем своим "провинциальным снобизмом" посмотрим, оценим и поспорим.А за "лирикой музыкальной буффонады"... посмотрите, есть на торрентах, "Любовный напиток" в "Ковент гарден" с Екатериной Сюриной. И сравните с нашим убожеством.

  • Анонимно
    22.09.2014 11:23

    Как хорошо читать текст, где нет придыханий перед "заезжими знаменитостями" и где все критические аргументы так просты и так убедительны. А от "стахановца" Александрова давно же нечего ждать.

  • Анонимно
    22.09.2014 11:27

    тут кто-то высказался, что Доницетти "клепал" такие комедии почками. Да нет, Доницетти писал превосходную музыку. А вот Александров да и татарский оперный, похоже, клепают нам мозги.

  • Анонимно
    22.09.2014 11:39

    Мне кажется, что не до конца раскрыли тему. В первой части спектакля есть все: и красочные костюмы в стиле позднего средвневековья и шикарные декорации, а вторая часть-это наша современность, пугающая и мерзкая. И как можно говорить о спектакле маэстро только с одной стороны?!Господа журналисты, вы же должны с разных сторон смотреть на вещи!

  • Анонимно
    22.09.2014 11:40

    Летом ходили на концертное исполнение "Любовного напитка". Понравилось очень! Всем! Хорошо что не пошли в этот раз.

  • Анонимно
    22.09.2014 12:03

    Жалко потраченных времени,денег,но больше всего обидно за испорченное настроение и горькое послевкусие. "Любовный напиток" чудесная опера, местами забавная, местами милая, местами и задуматься заставляет.А тут...То, что происходило на сцене нашего театра в субботу, можно назвать "совмещаю несовмещаемое". Вывеска "Бэхэтле", флаг Рубина, штаны с лампасами на Белькоре,толстовка на Неморино, алкоголики, девицы легкого поведения, солдаты в советской форме просто убили, и, конечно же, перья на Адине, которые сменяются сорочкой, а потом и вовсе бельемО_о Японские туристы тут же намешаны, раздражали, кстати, жутко)! Декорации тоже подпортили все, причем видно, что декорации не из дешевых, но только каким образом они относятся к этой опере?К тому же, действие оперы происходит днем, а никак не в темной подворотне, где то туристы японские, то алкоголики.Сцены с танцами в карнавальных костюмах вызвали полное недоумение.Хотелось на сцене увидеть итальянскую провинцию, а увидели неудавшийся венецианский карнавал.Казалось, было бы очень смешно, если бы не было так грустно. Но что убило больше всего, так это дуэт Дулькамара и Адины на русском, про депутата и мандат, с неприкрытой пошлостью, как и озабоченная медсестра с ее вздохами.А что касается исполнения "Una furtiva lagrima" с папиросой в зубах...должно быть стыдно. Пыталась досмотреть до конца, чтобы хоть что-то положительное отметить.Не получилось...ни отметить, ни досмотреть. Я очень рада, что два года назад посмотрела эту оперу в Петербурге, на сцене Михайловского театра.Простые декорации с соломой и оливковыми деревьями, простые крестьянские наряды того времени и блестящее исполнение. А корме того, образы раскрыты очень хорошо.И главное, никакой отсебятины. Вот и хотелось сравнить постановки.СравнилаО_о. Очень обидно за зрителей, кто впервые посетил эту оперу или оперу вообще. И какое у них теперь осталось впечатление?! Хотя были в зале и те, кто до окончания оперы громко аплодировал и кричал браво.Может Александров и нашел своего зрителя, и возможно его """гениальные идеи""" поистине гениальные и я совсем не разбираюсь в искусстве, но я считаю, что классику трогать нельзя! А хочется тебе показать японцев, алкоголиков, девиц и депутатов на одной сцене в костюмах разных национальностей и времен и все это опошлить, придумай свою оперу и продвигай.

    • Анонимно
      22.09.2014 20:24

      умница! Разделяю Вашу позицию. Все предельно четко изложено, и меня добил дуэт Дулькамара и Адины. Я назвала это частушки в опере.Стыдно и обидно и за деньги и за потраченное время

    • Анонимно
      23.09.2014 15:47

      Не в бровь, а в глаз.надеюсь что все эти комментарии дойдут до людей, которые принимают соответствующие решения.И падение высокого искусства не упадет до уровня ниже плинтуса.А пошлости и по телевизору хватает, только в случае с телевизором можно канал перещёлкнуть...Очень жалею что не пошла на концертное исполнение. Слушая "Una furtiva lagrima" с папиросой в зубах, хотелось закрыть глаза и насладиться прекрасным голосом, уж больно картинка не монтировалась.

  • Анонимно
    22.09.2014 12:04

    Зря не пошли. Зал стоя аплодировал очень долго по крайней мере в субботу. Яростные критики с нотками явной зависти появились у театра в этом году. Видно не нравится некоторым, что в театре экспериментируют, что в театр не попасть даже и не в фестивальные дни. Да, рядом с нами в зале находилась женщина, которая пыталась перекричать возгласы Браво, криками Позор! устроили балаган на сцене! Ну что же, каждый имеет право на свое мнение. Видно наш зритель по их мнению не готов к шедеврам и ему нравится вот такое!

  • Анонимно
    22.09.2014 12:07

    Доницетти перевернулся, наверное...

  • Анонимно
    22.09.2014 12:11

    Оперное искусство по всему миру- для людей в соли дном возрасте и достаточно обеспеченных. Оно и было придумано когда то богатыми, для того, чтобы рядом не было бедных в зале. Наш театр очень отличается от многих именно молодостью аудитории. И очень здорово, что они приобщаются к волшебной вечной музыке гениев прошлого. Видимо нужны и осовремененные постановки. Главными все же остаются звучание музыки и исполнители. С этим на спектаклях было все замечательно! Браво!

  • Анонимно
    22.09.2014 12:22

    В Европе спектакль примут с восторгом.

    • Анонимно
      23.09.2014 17:49

      Не факт... Для них это общее место, а не новаторство. Они уже устали от посмодерна. Тем более с таким количеством чисто российских аллюзий и метафор, им не очень понятных... У них сейчас в тренде классические ампирные костюмные постановки. Они устали от демократии, хотят аристократии. А то, что мы быдло - они и так считают, им подтверждения не требуется. Поэтому, эта постановка им не нужна.

  • Анонимно
    22.09.2014 13:13

    По-моему, рецензент попросту не "прочитала" посыл спектакля. Позвольте всем совет - пожалуйста, сходите сами и составьте свое мнение. Каждый "считывает" спектакль, исходя из своего опыта и уровня восприятия. Яна.

  • Анонимно
    22.09.2014 13:55

    Господа!! ДА, эксперименты это хорошо, публику нужно удивлять, современное искусство должно вызывать различные эмоции. Но я считаю, здесь перегнули палку. Столько пошлости! Пожалуйста, только не в этом театре!!

  • Анонимно
    22.09.2014 15:21

    Господа, вы спорите об этом спектакле, как о серьезной премьере, не слушая редких разумных голосов. Это вторсырье, вторсырье по отношению к европейскому постмодерну, по отношению к Москве, откуда спектакль перенесли, по отношению к казанскому зрителю, как к провинциалам и по отношению к театру, который выдавал куда более интересную продукцию до начала сотрудничества с Александровым. Разве можно сравнить этот спектакль со спектаклями Панджавидзе, который, как нарочно, выпустил 30-го августа грандиозную премьеру на open-air возле Чаши. Вы говорите об экспериментах и современной режиссуре - а разве "Лючмя ди Ламмермур" того же Доницетти в постановке Панджавидзе? Спектакль, который был высоко оценен столичной критикой, в котором блистала Шагимуратова, получившая Маску за него, спектакль вдумчивый, пронзительный, с внятной идеей, со стильной и вкусной сценографией выдающегося художника Гриневича - разве можно его сравнивать с китчем

  • Анонимно
    22.09.2014 15:29

    Прошу прощения, не поместился текст. А другие спектакли театра в постановке все того же Панджавидзе? "Любовь поэта", "Джалиль", "Мадам Баттерфляй", "Риголетто", "Евгений Онегин"? Разве можно их сравнить с "Аидой". И уж, тем более, с "Севильским цирюльником". Жалко, что в планах театра нет постановок Панджавидзе, которые любила и ценила казанская публика.

  • Анонимно
    23.09.2014 00:12

    А я так очень рад, что театр пошел на эксперимент... Стряхнул "старые лохмотья классики"... Театр развивается, а зритель все топчется на месте, к которому прирос.. Убежден, что у этого спектакля появится масса поклонников и среди них будут те, кто не посещал оперный никогда. Те, кто не зашорен "классическим прочтением", и кто способен воспринимать по-новому, по-другому.. И Доницетти будет ими услышан... Разве не в этом смысл существования оперного театра - донести гениальную музыку до каждого... до каждого!!!

    • Анонимно
      23.09.2014 11:52

      Перестаньте про эксперименты. Дело не в самом факте эксперимента, а в его отвратительном качестве.

      • Анонимно
        23.09.2014 18:34

        Любопытная точка зрения. Вы знаете, какого "качества" должен быть эксперимент?) Результаты того или иного эксперименты показывает время, а вы уже его знаете.

    • Анонимно
      23.09.2014 17:41

      Этому "эксперименту" уже лет тридцать! Он в Маске был, когда мы свою "Любовь поэта" заявляли. Мы, кстати, тогда Маску за лучшую мужскую роль взяли. А это спектакль пролетел. А это уже лет 10 назад было. А такими спектаклями вся Европа кишит уже с середины 80-х. В Москве этот спектакль раздолбали, а мы перенесли к себе! И у нас эти эксперименты давно уже были. И "Дон Жуан", и "Свадьба Фигаро", и "Лючия ди Ламмермур"( тоже, кстати, Маску получила). Просто надо почаще в театр ходить, чтобы в курсе быть! А наши национальные оперы - "Джалиль" и "Любовь поэта"! Куда там Александрову с его "Бэхетле"! Между прочим, этот товарный знак синего цвета. Сразу видно - не местный))))))

      • Анонимно
        23.09.2014 18:45

        "Европа кишит с середины 80-х", а у нас только что начали - не отсюда ли злобность многих? Куда милее, когда "звучкодуи" оперного театра встанут столбами и воззрятся на дирижера с ничего не понимающими глазами, да? Именно с этим давно уже простилось оперное искусство Запада, а вы ратуете за его возвращение, ссылаясь на опыт их оперных театров. Это здорово, что с середины 80-х (как вы пишите)наша опера оживает в другом качестве, а вы все никак не воспримите живое и настоящее. Так, может быть, дело не в Александрове, а в вас?

        • Анонимно
          24.09.2014 23:02

          Да не только начали! Есть у нас постмодерн! И лучшего качества, чем Александровские капустники.

        • Анонимно
          24.09.2014 23:12

          Почему только начали? Где это в спектаклях Панджавидзе вы видели глазеющих на дирижера солистов? Что живое и настоящее - Александровские капустники? Этот режиссер притча во языцех у всей критики, как образец халтуры и дурного вкуса! Наши спектакли давно не нафталин! А его "Аида", кстати, вот уж нафталин! Надо уметь смотреть правде в глаза - с приглашен идем этого деятеля наш театр явно ошибся. И крепко. И стоить это будет нам двумя сезонами провальных или неинтересных премьер.

  • Анонимно
    23.09.2014 10:40

    Донести гениальную музыку "до каждого....до каждого!!!" способен хороший оркестр. А вот если человек ставит оперу на сцене, тут уже доносится смысл не только музыки, но и действия. Можно подробнее про "старые лохмотья классики"? Почему у нас тогда театр оперный выглядит как в давние времена? Можно ведь было его просто сделать как закрытый мини-стадион с сидушками. И пивасика разливать там же во время антрактов. Чтобы уж до всех донести смысл существования оперного театра. А потом еще нецензурную лексику включить в речь главных героев, чтобы так сказать "по-свойки" все было. Да и в конце концов...переписать музыку эксперимента ради, чтобы каждый мог воспринимать по-новому...по-другому...

    • Анонимно
      23.09.2014 19:05

      Музыку Баха переписал Шенберг. И вы знаете, от этого Бах только выиграл. Так почему же и не переписывать?

  • Анонимно
    23.09.2014 15:21

    Здесь по моему один человек все комменты с критикой пишет. Ну не понравилось вам, что же делать? Весь зал стоя аплодировал на обеих премьерах. Ну не понимают наши отсталые от вас зрители ничего. Ходят и ходят в театр, так, что билетов нет даже на рядовые спектакли. Вы напишите лично Александрову, чтобы он больше не ставил в Казани свои оперы. Пусть у себя в Питере ставит.

    • Анонимно
      23.09.2014 17:27

      Да наша публика всем и всему хлопает! Мы же не итальянцы, чтобы букать плохому исполнению. Да и разбирается в музыке и театре наша публика не так, как итальянцы. Билеты купили, спектакль показали - значит все нормально. Кому охота скандалить. Так вот и появился у нас Александров. Теперь будет нас разводить за наши бабки, а мы ему - хлопать...

    • Анонимно
      23.09.2014 17:29

      А по моему, это все хвалебные посты пишут одни и те же люди. И явно ангажированные. Интересно кем? Режиссером? Или театром? Или это теперь одно целое?

  • Анонимно
    23.09.2014 15:54

    Стряхнули лохмотья с классикой, чтобы надеть лохмотья с современностью!))))Молодцы! Лучше бы современные постановки поизучали.))))

    • Анонимно
      23.09.2014 19:24

      Можно конкретный вам вопрос? Какие, конкретно, современные постановки вы посоветуете изучить Александрову?

  • Анонимно
    5.06.2015 09:13

    Я понимаю, что сейчас все осовременивается и опошляется. Но что-то же должно остаться великим и нетронутым социальными пробемали современности. За этим и приходят люди в оперный театр. Ощутить другую атмосферу, не ту что нам диктуют телеканалы или гопники во дворе.

  • Анонимно
    5.06.2015 09:17

    Я смотрела и думала: ,,что режиссёр курит?,,

    • Анонимно
      5.06.2015 11:05

      Я зритель. Хожу в театр отвлечься от обыденности и насладиться великим и прекрасным. Но вчера, посетив ,,Любовный напиток,, я порою закрывала глаза, чтобы вырваться из диссонанса ,, шикарное пение хора, Гульнары Гатиной,, и режущей глаз пошлости и безвкусия. Серость в телевизоре, на улице, зачем и театр этим обезображивать?
      Для меня театр оперы и балета был своего рода ,,островом красоты,, среди серых будней. Дресс-код, стены театра, атмосфера - все это диктовало определенное состояние.
      Вчера долго переживала после увиденного. А потом решила, что этот спектакль определённая метафора, пророчество происходящего в самом театре, закулисье. Может быть режиссёр хотел нам показать как в одночасье из красоты театр, в погоне за гонорарами, превратился в серую безвкусную массу.

  • Анонимно
    5.06.2015 11:03

    Обьясните мне, пожалуйста, что символизирует собой японка в инвалидной коляске?

  • Анонимно
    5.06.2015 11:06

    Чес по Голландии не идёт на пользу

  • Анонимно
    5.06.2015 11:09

    Гениальная режиссерская идея ,,что вижу о том пишу,,

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль