Общество 
25.09.2014

ФАС обещает табу на слова «лучше», «самый», «номер один»

80% антимонопольных дел в татарстанском арбитраже заканчиваются в пользу УФАС

Антимонопольная служба России планирует в ближайшее время инициировать пакет мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией — об этом стало известно на прошедшей накануне в Казани всероссийской научно-практической конференции, посвященной этой проблематике. В частности, в рекламе товаров и услуг могут быть запрещены слова в превосходной степени и «действия, которые могут привести к смешению». В дискуссиях, за которыми наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online», были высказаны мнения, что некоторые новые нормы могут вызвать проблемы у бизнеса.


НЕТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ!

В Казани прошла вчера всероссийская научно-практическая конференция «Недобросовестная конкуренция. Проблемы теории и правоприменительной практики». Организаторами выступили управление федеральной антимонопольной службы по РТ и министерство экономики РТ. Наряду с антимонопольщиками, сотрудниками минэкономики РТ, прокуратуры, представителями различных организаций, а также студентами вузов был на мероприятии и гость из Москвы — начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николай Карташов. Всего в конференц-холле «Учебно-методический центр ФАС России» собрались свыше сотни человек.

Первым выступил Карташов. Он рассказал про проект изменений законодательства о недобросовестной конкуренции. Так, предполагается запретить использование слов в превосходной степени: «лучше», «самый», «номер один» и так далее. Сейчас это возможно делать, но используя дисклейм — ту самую маленькую звездочку со ссылкой на то, что «продукт является №1 потому-то и потому-то». Однако, как показывает практика, многие недобросовестно подходят к использованию этой нормы: пишут очень мелким шрифтом, нечитаемым либо неконтрастным. Карташов отметил, что в этих случаях «по факту дисклейм есть, а по существу это издевательство».

Николай Карташов
Николай Карташов

Также проект предусматривает запрет на сравнение товара, деятельности, основанное на малозначительных или несопоставимых фактах.

На этом список новых запретов не заканчивается. В нормы права может быть внесен запрет на «действия, которые могут привести к смешению». Например, когда внешний вид, цветовое обозначение схожи с расцветкой известного бренда. В качестве примера Карташов привел автозаправки, оформленные в сочетаниях цветов, напоминающих известные российские сетевые бренды.

БЕРЕГИТЕ СВОЙ GOODWILL

Могут стать более точными нормы, под которые подпадает использование goodwill — деловой репутации хозяйствующего субъекта конкурента. Был приведен пример, когда фирма начала продавать кожгалантерею в московском ГУМе под маркой Vacheron. При этом создавалось впечатление, что она имеет отношение ко всемирно известному швейцарскому производителю элитных часов Vacheron Constantin, занимающемуся в том числе и производством кожаных ремешков для часов. Действия компании были признаны недобросовестной конкуренцией.

Некоторая дискуссия возникла после того, как Карташов озвучил предложения внести защиту права преждепользования: «Например, если одна фирма издавна выпускала продукцию, но не регистрировала обозначение, а конкурент «ногами дошел до Роспатента» и начал к первому предъявлять претензии». Во время своего выступления доцент кафедры гражданского и предпринимательского права КФУ Роза Ситдикова обратила внимание, что право преждепользования в отношении советских товарных знаков уже пытались ввести. Но даже это узкое нововведение, не успев вступить в силу, было отменено. «В отношении же всех товарных знаков это очень осторожно надо вводить, потому что путь этот болезненный и может привести к дестабилизации гражданского оборота».

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ

Далее выступил начальник управления инвестиционной и инновационной деятельности минэкономики РТ Борис Михайлов, рассказавший о том, что Татарстан является пилотным регионом, в котором разрабатывается и внедряется стандарт развития конкуренции. Всего в «пилотах» участвуют 6 регионов. В нашей республике ответственным за проект назначено министерство экономики. Работа должна быть завершена к концу 2014 года.

Борис Михайлов
Борис Михайлов

Михайлов вкратце перечислил основные реализуемые положения. Так, уже создан коллегиальный орган. Далее необходимо создать список социально значимых рынков. Предварительный список содержит в себе 21 рынок. После проведения научного исследования список будет уточнен и классифицирован. Также будет создаваться «дорожная карта» по реализации стандарта. Для повышение уровня информированности заинтересованных субъектов на сайте министерства создан специальный раздел, посвященный реализации стандарта. Также в стандарте упоминается внедрение «общественного контроля за естественными монополиями».

В заключение Михайлов отметил, что тяжело идти первыми, но министерство нацелено на успех.

«НАРЗАН» УСТОЯЛ ПОД НАПОРОМ ИНГУШСКОГО ЛОББИ

Выступление ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца изобиловало яркими примерами. Так, на Украине, «зарегистрировав у себя в ведомстве товарный знак», выпускали конфеты «Алинка». Сладости по внешнему виду были очень схожи с продукцией фабрики «Красный октябрь», с той самой шоколадной плиткой «Аленка».

Иван Близнец
Иван Близнец

Также Близнец рассказал, что существует мощное ингушское и кабардино-балкарское лобби, желающее выпускать свою продукцию под маркой «Нарзан»: «И люди из правительства ходили, депутаты десятками запросы слали... Но «Нарзан» воспринимается однозначно — продукт, произведенный в Кисловодске. И не может быть добыт в других местах».

Напоследок был приведен пример рекламной статьи «МегаФона». В ней указывалось, что на высоте в 3012 м в поселке Домбай только «МегаФон» обеспечивает возможность использования мобильной связи. Однако выяснилось, что эти сведения не соответствовали реальности: в поселке МТС и «Билайн» также имеют свои базовые станции.

80% РЕШЕНИЙ УФАС ПО РТ ОСТАЮТСЯ В СИЛЕ

Судья Алексей Кириллов рассказал, что татарстанский арбитраж в прошлом году рассмотрел 204 дела с участием УФАС по РТ в качестве ответчика. За 9 месяцев 2014 года в базе имеется 137 дел. Кириллов также привел пример из практики: из-за тонкостей требований к халяльной продукции приходилось даже исследовать нормы мусульманского права. Сами же производители создали в Москве такой общественный орган, как «Росхаляльнадзор». Также есть системы добровольной сертификации мусульманских продуктов.

Судья упомянул, что про окончание известного татарстанского спора по бренду «Пятерочка» между москвичами и «Ак Барс Торгом» узнал на сайте «БИЗНЕС Online».

Из свежих примеров Кириллов описал рассмотрение татарстанским арбитражем дела ЗАО «Смартс-Казань». Компания организовала акцию «Бонус за входящие», предусматривавшую баллы за входящие звонки на данного оператора, что привело к уменьшению у «Смартса» транзакционных расходов, «а у других они увеличились». Поведение было признано антиконкурентным.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Карташов ответил, что по «центральному аппарату ФАС» процент отмены решений составляет не более 5. Судья Арбитражного суда РТ Кириллов также подтвердил тенденцию, сообщив, что в арбитраже примерно 80% решений УФАС по РТ остаются в силе.

Алексей Кириллов
Алексей Кириллов

БУКВА ЗАКОНА ИЛИ НЕОБРАТИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Участники рынка поделились с «БИЗНЕС Online» впечатлениями о взаимоотношениях с антимонопольным органом.

Наталья Хамидуллина — генеральный директор РА «Концепто»:

— У нас были случаи, когда УФАС предъявляло нам ряд нарушений по разным статьям. В основном нарушения были по каким-либо изображениям, на картинках. Кроме того, были претензии за отсутствие разъяснений информации по конкурсу, связанному с поездкой в Барселону.

Что касается советов рекламопроизводителям, то в первую очередь посоветую как можно тщательнее перепроверять все свои рекламные кампании, обращаться к юристам. Не стремиться выдать готовый результат как можно скорее, а проверить 10 раз на соответствие закону и юридическим нормам.

Алена Ермолаева — директор рекламного агентства «Два товарища»:

— Рекламные агентства, которым дорога репутация своей организации и организации рекламодателя, попадают в поле зрения УФАС крайне редко или не попадают вообще. Мы очень четко следуем букве закона, и те прецеденты, которые были у наших конкурентов и коллег, учитываем в своей работе. Есть закон, которому необходимо следовать, в случае непонимания каких-то моментов можно обратиться за консультацией к юристу. Лучше потратить какое-то время для разрешения вопросов, чем потом столкнуться с последствиями, которые могут оказаться очень неприятными или даже необратимыми.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.09.2014 08:22

    БИМу придет кирдык,если не подсуетятся и не заменят свой лозунг

    • Анонимно
      25.09.2014 09:41

      БИМ-Радио трогать не надо,оно действительно ЛУЧШЕЕ в Казани,причём,уже давно.Слушаю его с 17 лет и ни разу не разочаровался в нём.

  • Анонимно
    25.09.2014 09:03

    ФАС закон прочитать изволил?Там прямым текстом запрещено врать, что твой товар лучший, самый дешевый и т.д.3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

  • Анонимно
    25.09.2014 09:34

    Вообще не очень понятная и прозрачная служба этот ФАС, финансируется за счет нас, налогоплательщиков, нам же палки в колеса и вставляет...

  • Анонимно
    25.09.2014 10:11

    Еще надо запретить "ВСЕГДА". У Магнита не всегда "всегда" низкие цены.

  • Анонимно
    25.09.2014 10:59

    и с "безлимитным" интернетом тоже разберутся.

  • Анонимно
    25.09.2014 12:27

    "Танки грязи не боятся"- тоже вроде врут.

  • Анонимно
    25.09.2014 13:09

    Врут везде, но со многими в РТ у них кишка тонка связываться. смысла в этом органе нет, обдирают малый бизнес как липку. 3 месяца таскали из кабинета в кабинет, прошу экспертизы - не проводят... занялись бы ценами на бензин и т.д.

  • Анонимно
    25.09.2014 14:36

    УФАС клёвый, для нас в нём есть смысл)

  • Анонимно
    25.09.2014 14:43

    Шутить изволите? Видимо больше не о чем было говорить раз начали гнать пургу про запрет слов "первый" и "лучший".Где хоть одно громкое дело, пошедшее на пользу конечному потребителю? Видимо нет таких. Вот и рассказывают про борьбу Аленки с Алинкой.

  • Анонимно
    26.09.2014 12:38

    Вот вы все говорите про громкие дела. Хоть один из вас заявление написал туда? Все сидят, соплю жуют, договариваются за деньги с теми кто их жмет. А потом со всей ненавистью на УФАС? Писать сюда в комментарии все смелые, а как в судах разбираться или заявления туда писать, так все на пятую точку сели и сидят. Сколько читаю, в каждой публикации про УФАС или любой государственный орган одна грязь. Моя фирма обращалась 3 раза в УФАС и около 5 раз в Роспотреб. и всё норм. Где отказали-там отказали по существу. А так все рассмотрели и поставили всё на свои места. И даже намека на то, что, мол, заплати и все будет норм не было. Сейчас система довольно прозрачная. Да, есть свои политические моменты, но нам о них знать не дано. Все орут накажите ТАИФ, Татнефть и еще кого-нибудь. А юридически все документы чтоли видели, понять я не могу??? Все знают точно что нарушение есть? Все внимательно читали законы или подзаконные акты??? У меня складывается впечатление, что просто сидят в сальной футболке на потрепанном диване и только и знают, что поливать грязью. Во всех госорганах не дураки работают, поверьте. У нас просто априори - "сначала ушат грязи вылить",а потом думать. Стыдно, товарищи, стыдно

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль