Общество 
26.09.2014

Валерий Абсалямов предлагает подвести коллег под закон

РиЕлторы Татарстана обсуждают идею создания регионального СРО

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в министерство юстиции Татарстана подан проект закона о риелторской деятельности, предлагаемый игроками отрасли. Его подготовил один из старейших участников рынка недвижимости республики Валерий Абсалямов (ЦДН «Валери») после майской встречи предпринимателей с президентом РТ. В проекте предлагаются основные принципы и правила работы риелторов, создание ими СРО и другое. Эксперты считают, что хаос в риелторской деятельности нужно было упорядочить давно, но сделать это можно только инициировав закон на федеральном уровне, региональные нормы не будут работать.

НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в минюсте РТ на экспертизе находится законопроект «О риелторской деятельности в Республике Татарстан». Его автором является известный казанский предприниматель, директор центрального дома недвижимости «Валери» Валерий Абсалямов. Проект закона на почти 20 страницах появился после встречи президента Татарстана Рустама Минниханова с предпринимательским сообществом, прошедшей в мае этого года.

«Часть предпринимателей президент пригласил на беседу лично, часть участвовали в оnline-режиме. Нас попросили прислать обоснованный вопрос для президента. Я обратился с вопросом о принятии закона о риелторской деятельности в Республике Татарстан, — рассказал «БИЗНЕС Online» Абсалямов. — Президент отреагировал положительно, в связи с этим руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров поручил министру юстиции Татарстана Ларисе Глуховой дать правовую оценку проекта закона и подготовить информацию для принятия решения о необходимости его принятия. Согласно поручению, министерство юстиции попросило меня представить проект закона для проведения анализа его содержания».

Ответа от минюста по проекту пока не поступало. «Идея закона в том, чтобы навести порядок на рынке недвижимости Татарстана. А главное я вижу в том, чтобы улучшить качество оказываемых риелторских услуг. Ограничения конкуренции и возникновения монополии ни в коем случае не будет. Такого не может быть, потому что СРО может создать любая группа лиц, тех, кто законно занимается недвижимостью», — говорит собеседник газеты.

Лариса Глухова
Лариса Глухова (фото: tatcenter.ru)

По словам Абсалямова, в России и регионах нет правового регулирования риелторской деятельности. Ранее она регулировалась — в период с 1995 по 2002 год. «В эти годы в сфере недвижимости был определенный порядок. После отмены регулирования на рынок недвижимости хлынула огромная толпа людей, не имеющих ни определенного образования, не соответствующей подготовки. Рабочие места располагаются где угодно, на рынок пришли люди с криминальным прошлым, — говорит Абсалямов. — К настоящему моменту слово «риелтор» из названия профессии превратилось большей частью в ругательное слово. Осознавая это, настоящие специалисты рынка недвижимости делают попытки улучшить качество обслуживания в своей области, исключить криминальную составляющую, вернуть своей профессии доброе имя».

ЧЕМ БОЛЬШЕ БУДЕТ СРО, ТЕМ ЛУЧШЕ

Всего в проекте Абсалямова 35 статей, автор описывает в том числе требования к субъектам риелторской деятельности, определяет ее стандарты, предлагает создать саморегулируемые организации риелторов (СРО) и региональное объединение СРО, ввести госрегулирование риелторской деятельности и т.д. «Закон, конечно же, должен носить обязательный характер. Если он будет рекомендательным, к нему никто не будет прислушиваться, — говорит Абсалямов. — По соответствию федеральному законодательству должен ответить минюст. Конечно, в этом может быть загвоздка. Но, по сути, закон не противоречит федеральному законодательству».

Что касается предлагаемого в проекте создания СРО, их может быть создано сколько угодно. «СРО не должно быть создано на базе гильдии риелторов. Сегодня гильдия — пока единственная структура, которая поддерживает дисциплину на рынке. Но закон расширит все это — пусть будет больше СРО. Не обязательно загонять всех в одно СРО. Гильдии сегодня проще организоваться, так как в ее состав уже входят около 50 агентств. Но ничто не мешает создать еще несколько», — рассказал собеседник издания. По его словам, сегодня в городе работают около 40 - 50 крупных агентств недвижимости, а всего их около 200. В Челнах примерно 10 - 12 крупных, всего — 60.

В проекте обозначено, что предусмотрен финансовый взнос в СРО. «Я считаю, что финансовый взнос в СРО должен быть символическим. Цель закона — навести порядок на рынке, а не собирать деньги, — объяснил Абсалямов. — Должна быть дисциплина и порядок, чтобы все работали по одним правилам. У риелторов должно быть соответствующее образование. Региональное объединение СРО — а СРО должно быть несколько — должно быть неким объединительным органом».

Что касается кандидатуры президента СРО, ее, по словам автора проекта, надо обсуждать, и это должен быть образованный человек с опытом.

Абсалямов предлагает принять и ввести закон в силу с 1 января 2015 года. Переходный период займет время до 1 января 2016 года. «В случае принятия закона будет, думаю, корректировка нормативной базы. Оргвопросы будут, региональные стандарты работы риелторов. Все это надо будет обрабатывать. Через полгода все это увидят в реалиях, но я на всякий случай взял год. Слишком растягивать переходный период тоже нельзя — это расслабит», — уточнил собеседник газеты.

«ПОПЫТКИ УРЕГУЛИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ БЫЛИ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» проект закона, его необходимость для рынка.

Искандер Юсупов — коммерческий директор «УК «Унистрой»:

— Действительно, риелторский рынок, особенно на ранних стадиях, считался серым и неконтролируемым, отчасти так оно и было. Сейчас картина изменилась, в основном на рынке работают агентства с многолетней историей. Новооткрывшихся фирм тоже немало, но они получают небольшую долю клиентов.

Я знаю, что очень во многих регионах и городах страны существует огромное множество разного рода гильдий и сообществ, призванных упорядочить деятельность агентов по недвижимости, особенно активно такая работа ведется на Урале, в Екатеринбурге например. Успешно или нет — в каждом регионе по-разному. Регулирование полезно в тех случаях, когда оно идет на пользу в первую очередь потребителю, а не используется крупными игроками для уничтожения или поглощения малых компаний. И не превращается в пустой сбор взносов. Например, если закон регулирует размер агентского вознаграждения. Крупная компания часто берет большее вознаграждение, так как надо оплачивать аренду большого офиса, рекламу и т.п. Небольшое, но, возможно, не менее профессиональное агентство может работать за меньшие деньги. Что выгоднее потребителю — очевидно. Но тут возникает этот закон, тогда клиент с большей вероятностью окажется в большой компании, маленькая останется без куска хлеба. Это только пример, регулирование должно быть справедливым и направленным как на поддержание бизнеса, так и на защиту потребителя.

Анастасия Гиззатова — директор АН «Счастливый дом»:

— Закон о риелторской деятельности, на самом деле, должен был появиться еще вчера. Но возникает множество вопросов с определением функций данной профессии. То ли этот специалист исключительно продажник, или ему необходимо давать первичную юридическую консультацию, возможно, он должен быть и опытным юристом. В настоящее время каждое агентство недвижимости в Казани самостоятельно решает «глубину» оказываемых услуг. Понятно, что порядка на данном рынке нет, так как практически отсутствует порог вхождения. Хоть какая-то «советская» власть существует в гильдии риелторов Татарстана: во-первых, всех желающих туда не берут, во-вторых, стараются следить за профессиональным уровнем сотрудников и следованием деловой этики.

Я считаю, что привлечение риелтора к продаже квартиры должно осуществляться как раз в «сложных» случаях, а не в банальной продаже, которую собственник может реализовать самостоятельно. Таким образом, риелтор должен быть профессионалом с определенными навыками и знаниями. И определить требования к профессионализму можно посредством данного закона.

Но рассмотрим этот закон с другой стороны — обойти его несложно. Не стоит забывать об институте доверенности в гражданском праве Российской Федерации, то есть осуществлять продажу можно будет просто по доверенности, без участия в СРО, не подвергаясь лицензированию. Например, в суде вас могут представлять как член коллегии адвокатов (профессионального сообщества), так и обычный представитель по доверенности.

К сожалению, данная законодательная инициатива должна быть рассмотрена в первую очередь на федеральном уровне, ведь Татарстан — субъект РФ. В любом случае можно со стороны наблюдать за развитием нас как демократического гражданского общества, когда участник рынка вносит законодательное предложение. Тем более за этим стоит его долгая кропотливая работа.

Айрат Гатин — генеральный директор ООО «Юридический Центр «Правосудие», кандидат юридических наук:

— Проект закона не будет принят и не будет работать в республике по следующим причинам. Регулирование этих отношений — исключительная компетенция федерального центра. Ряд его положений противоречит федеральному законодательству.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. В частности, статья 6 закона устанавливает ряд требований. Такие требования федеральный закон не предусматривает, и это может рассматриваться как ограничение предпринимательской деятельности. Например, по проекту риелтор обязан иметь в собственности или в пользовании нежилое помещение. Что за требование такое? Риелтор и дома может с клиентами встречаться, и вообще без офиса работать. Это требование ограничивает право на занятие бизнесом, каждый сам решает, нужен ему офис в работе или нет.

Более того, попытка законодателем РТ урегулировать отношения в сфере риелторской деятельности были предприняты еще в 2007 году, однако эти законодательные акты были отменены Верховным судом России как противоречащие федеральному законодательству и устанавливающие ограничения в занятии бизнесом в сфере риелторства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2014 08:34

    Пускай лучше научатся налоги платить со своих сделок....Хотят просто убрать с рынка небольшие фирмы,так бы и сказали....

  • Анонимно
    26.09.2014 09:03

    обманутые дольщики покупали квартиры через вышеупомянутые агентства недвижимости. Спросите у обманутых дольщиков. Начальниками быть захотелось?

    • Анонимно
      26.09.2014 10:16

      Рубить бабки ни на чем...Ни копейки ни вкладывать, а иметь проценты от сделки - это мечта любого!!! Вот поэтому туда все и стремятся - вложения 0 копеек, а выхлоп с каждой сделки минимум 50 тысяч. ЛЯПОТА!!!

  • Анонимно
    26.09.2014 09:04

    Сказать честно всем что происходит и почему начинается эта возня? Дело все в том, что пирог для спекулянтов на рынке недвижимости сжимается. Сделок становится все меньше и в основном происходят напрямую с застройщиками или банками, где уже нет места всяким посредникам типа риэлторов, которые получают баснословные прибыли ни на чем. Поэтому они , крупные риэлторы, которые привыкли только жить на обдирании покупателей и продавцов недвижимости и почуяв что им становится все труднее и труднее выживать на этом рынке решили протолкнуть закон о риэлторской деятельности. А вообще нужно в Госдуме принять закон о запрете риэлторской деятельности( уже никому не нужной деятельности, так как уже самим участникам сделок по недвижимости стало легко оформлять сделку). Теперь любые сделки совершаются легко и просто, не как раньше. Поезд риэлторства уходит, пора уже это всем осознать и не цепляться за последний вагон в виде ненужных (а нужных только им (риэлторам) законов. Я думаю что со мной согласится абсолютное большинство простых граждан...

    • Анонимно
      26.09.2014 09:38

      100%

    • Анонимно
      26.09.2014 10:04

      Согласен! все правильно!

    • Анонимно
      26.09.2014 10:14

      Согласен! все правильно!

    • Анонимно
      26.09.2014 11:10

      Если бы все так было легко и просто - то давно бы уже приняли закон. Только сейчас на рынок выходят квартиры приобретенные с помощью маткапиталов, купив такую квартиру без риэлтора-юриста, вы через 18 лет - столкнетесь с проблемой наличия обременения на данное жилье, так как объявятся два собственника на которое это жилье родителями "забылось" оформиться. Второй случай - это "собственники" вечно продающие свои квартиры и не одному а нескольким покупателям, беря у них аванс и не возвращая его, судится можно годами Такое же случается с договором цессии, т.е. переуступки.Еще не все знакомы с налогообложением недвижимости. Люди будьте бдительны!

    • Анонимно
      26.09.2014 11:38

      Согласен с Вами. Оформление сделки с коммерческой недвижимостью заняло полчаса. Риэлтор просила за это 5000 рублей. Причем ее функция была в том, что она просто присутствует и якобы консультирует.

  • Анонимно
    26.09.2014 09:59

    Наступают тяжелые времена в экономике. И такие специальности - риэлтор, уже не нужны. Понятно что им хочется много и сразу, ничего не производя. Что они производят? НИЧЕГО. отсюда и ответ - они в текущей кризисной ситуации не нужны. Время посредников безвозвратно ушло!

  • Анонимно
    26.09.2014 10:11

    Согласен, что риэлторы нужны все меньшему количеству покупателей. Поиск недвижимости через интернет ( сами риелторы там же ищут), оформление сделки через рег полату. И зачем нужны риелторы?

  • Анонимно
    26.09.2014 10:19

    В Екатеринбурге этот процесс налажен и отрегулирован еще лет десять назад. Создано УПН ( Уральская палата недвижимости). Все публикации по продаже недвижимости идут строго через нее . Нет таких фактов, как бывает часто у нас, что один и тот же обьект продают несколько организаций. Определены принциппы работы реэлтерских организаций. Надо просто изучить опыт Екатеринбурга и ,если есть необходимость, внести элементы работы, необходимые для нашего региона. Б. Т

    • Анонимно
      26.09.2014 21:08

      Уральцы молодцы! Нужно срочно перенимать опыт!

    • Анонимно
      26.09.2014 21:53

      Самому заниматься операциями с недвижимостью имеет смысл лишь в том случае, если вы покупаете/продаете объект родственникам или знакомым и полностью уверены в их честности.Сейчас на рынке столько случаев мошенничества, что даже если быть супервнимательным, от проблемы никто не застрахован.Главное выбрать грамотного специалиста по недвижимости.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:32

    Реально передел рынка. Акулы в нервозе. Политика понятная создают коалицию! Простыми словами кооперируются и создают МОНОПОЛИЮ. В порядке вещей попытки урегулировать данную деятельность в 2007г на федуровне не увенчались успехом. Верные слова Айрата Гатина.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:32

    свою квартиру купил самостоятельно. нашел объявление о продаже квартиры через интернет, сам подготовил договора (благо шаблонов в интернете много, надо только поискать немного), заплатили налоги что положено в банке, зарегистрировали в регпалате и все. живу.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:38

    На первичном рынке недвижимости в риелторах нет большой необходимости.Однако, если Застройщик считает экономически нецелесообразным создавать собственный отдел продаж или существующий отдел продаж неэффективен, то без риелторов не обойтись. В этом случае риелторы должны нести солидарную ответственность с Застройщиком за выполнение последним своих обязательств. Интересно в проекте Закона это прописано?)На вторичной рынке недвижимости без риелторов никуда. Для большинства граждан подбор и покупка (продажа) квартиры остается чем-то "космическим". И они обращаются за этим вопросам к более шустрым согражданам, которые именуются "риелтор". Это нормальная практика, но в этом случае в Законе должно быть четко прописано, что вся юридическая чистота сделки и ответственность по ней ложится на риелторов.Ну и в заключение, СРО - это хорошо, но без элементов государственного регулирования данного рынка на современном этапе развития общества не обойтись.

  • Анонимно
    26.09.2014 11:59

    Согласен 100%

  • Анонимно
    26.09.2014 14:03

    Вот только непонятно, кто проверяет юридическую чистоту сделки? Сейчас рег.палата не отвечает за накладки, а риэлт.агенства будут отвечать?

    • Анонимно
      26.09.2014 20:54

      Можно обратиться нотариусу. Нотариус отвечает за чистоту сделки, которую он удостоверяет. Это, конечно, стоит денег. Да и нотариусы не очень-то охотно берутся за это, потому что они за чистоту сделки несут еще и финансовую ответственность, хотя ответственность у них и застрахована. Однако, если вы захотите нотариально удостоверить, нотариус не имеет права отказать в совершении нотариального действия.

  • Анонимно
    26.09.2014 14:32

    как охота все зарегулировать... опять вой шаманов - просто как в туризме. Может бизнес оставить в покое - хватает законов, а? Выполняйте Кодексы!

  • Анонимно
    26.09.2014 20:56

    Никакой необходимости в отдельном законе нет. Действующее законодательство и так позволяет самоорганизоваться риэлторам и принимать свои правила, кодексы и т.д.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль