Культура 
26.09.2014

Битва за мастерские: Розалия Нургалеева не пускает на работу мятежных художников

Получил очередное развитие застарелый конфликт руководства ГМИИ РТ и республиканского союза художников

Накануне 12 известных казанских художников не сумели попасть на свои рабочие места — в мастерские, расположенные в здании по улице Большой Красной. Это стало новым витком противостояния союза художников РТ и директора Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалии Нургалеевой, в ведении которой и находятся эти площади. Деятели культуры собираются обращаться в правоохранительные органы, а их главный оппонент пока находится в зарубежной командировке. Аргументы сторон выслушали корреспонденты «БИЗНЕС Online».


Мастерские художников на Большой Красной
Мастерские художников на Большой Красной

СТАРЫЕ ПЕСНИ О МАСТЕРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

В столице Татарстана получил новый виток застарелый скандал с участием местных деятелей культуры. О «квартирном вопросе», который окончательно испортил отношения между некоторыми известными казанскими художниками и администрацией Государственного музея изобразительных искусств Татарстана, в лице ее директора Розалии Нургалеевой, «БИЗНЕС Online» писал еще два года назад. Сама же история длится бесконечно долго и, судя по всему, до окончательного и уж тем более полюбовного решения пока далеко.

Напомним, что 2012 году министерство земельных и имущественных отношений РТ после длительных разбирательств в разнообразных инстанциях, включая судебные, передало в пользование ГМИИ РТ два здания с мастерскими, которые принадлежали обанкротившемуся художественному фонду РТ. Тремя годами ранее минземимущество передало музею и находящийся рядом выставочный зал. Эти решения вызывали тогда серьезное беспокойство в союзе художников РТ, члены которого опасались лишиться в результате всех эти пертурбаций собственных рабочих мастерских, расположенных на улице Большая Красная. «Холодная война» между «возмутителем спокойствия» из числа асов кисти и холста с одной стороны и чиновниками от культуры с другой нашла свое воплощение год спустя, когда возник спор вокруг мастерских на улице Шоссейной, расположенных в Кировском районе. Тогда комитет земельно-имущественных отношений Казани неожиданно заключил договор с недавно образованным творческим союзом художников России (ТСХ) в РТ, которому и передал в безвозмездное пользование этот объект. Заместителем председателя вновь созданного союза оказалась директор ГМИИ РТ Нургалеева. Некоторые из членов Союза художников РТ объявили тогда о том, что подобные действия — это очередной виток борьбы за советскую «культурную» собственность, и отказались подписывать требуемые договоры с представителем нового собственника.

Что же до здания на Большой Красной, то здесь «бунтари» еще худо-бедно прожили некоторое время, пока в эту среду некоторых из художников просто-напросто не пустили внутрь к рабочим местам. По распоряжению директора Нургалеевой, которая, по любопытному совпадению, именно в это время находилась в командировке в Китае.

Розалия Нургалеева
Розалия Нургалеева

«МЫ ВСЕ РАВНО НИКУДА НЕ ДЕНЕМСЯ»

Как оказалось, эскалация застарелого конфликта началась еще некоторое время назад. «Дней 10 назад была взломана офортная мастерская, там пытались вставить железную дверь, чтобы не допустить некоторых из художников. Мы, желая это предотвратить, опечатали дверь. После этого Нургалеева, видимо, наше поведение ее очень сильно возмутило, начала репрессии. Людей, которые защищали офортную мастерскую, с 17 сентября по ее приказу не впускают в здание. Сначала их было четыре человека — Елена Острая и другие. Защищали эту мастерскую порядка 15 человек, но они были самыми активными. Так вот их с 17 числа не допускают. Но мы вызывали полицию, участкового, как-то людям удалось пройти», — рассказал «БИЗНЕС Online» Рашид Асадуллин — член правления Союза художников России и член Союза художников РТ. «А вот со вчерашнего дня вывесили приказ не допускать в здание художников, которые не заключили с ней договор, — негодует художник Асадуллин. — К этому времени уже были введены новые пропуска, хотя у нас есть старые, они действуют до конца этого года. Она же решила нас добивать». Речь, конечно же, идет о директоре ГМИИ РТ, больше известном в народе как музей ИЗО. Другой известный казанский художник Виктор Тимофеев считает, что нет никаких правовых оснований для подобных действий: «Оснований для такого распоряжения нет. Вопрос заключается в том, что у кого-то договоры заключены, у кого-то нет. Соответственно, у кого они есть, пропуска им выдают, а у кого нет, тому не выдают. Это гражданско-правовые отношения. А сейчас получается, что люди не могут попасть на свои рабочие места в общедоступном здании. То есть здесь закрыт не доступ в сами мастерские, а именно в здание».

Все дело сводится к договорам с художниками, которые с начала этого года пытается подписать ГМИИ РТ, но не все из них готовы это сделать. Замечательный казанский наивист Тимофеев назвал цифру в 12 человек, которых не хотят пускать в мастерские: «Администрация музея говорит о том, что союз художников Татарстана не заключил с ними договор на пользование мастерскими. А не заключил по той причине, что тот договор, который предоставляется для заключения, не устраивает нас полностью. А еще и этически». Ему вторит художник Асадуллин: «Когда было старое правление Союза художников, Зуфар Гимаев занимал два председательских места — в союзе художников Татарстана и России, не было никаких проблем, мы могли отбиваться от этой Нургалеевой. Она не хотела иметь с нами никаких дел. Мы заваливали ее письмами с просьбой составить нормальные договоры с художниками, которые бы устраивали все стороны. Сейчас тот договор, который Нургалеева пытается нам пропихнуть, он совершенно кабальный. Художники никак не будут защищены».

Также Асадуллин ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, почему некоторые из его коллег тем не менее заключили договоры с ГМИИ РТ: «Художники — народ разобщенный. Кто-то недопонимает ситуации, кто-то боится. Есть союз художников России, есть союз художников Татарстана, и последнему в 2016 году исполнится 80 лет. Нургалеева является зампредседателя новосозданного, ему два года, творческого союза художников России. То есть это третий союз, который существует в Казани. У Нургалеевой в новосозданном союзе сейчас 58 человек... Сидит чиновник, у которого власть в руках, у которого закупки. Она директор музея, она может купить у того или иного художника, будучи в составе закупочной комиссии, работу. Естественно, у меня, как у ее противника, она ничего не купит. А художники ведь народ не богатый. И вот они, боясь ее немилости, входят в состав этого творческого союза. Она их греет, устраивает им выставки, делает им поблажки. А поскольку мы находимся в оппозиции, и она дружит с министерством культуры РТ, естественно, мы находимся в непонятном положении. Они говорят, что нашего союза вообще не существует. Это удивительно слушать со стороны нашего минкульта. И они говорят, что это не наш юбилей будет в 2016 году, а юбилей союза художников России». Кстати, организаторами недавно стартовавшей в галерее «Хазинэ» крупной выставки художников Поволжского региона «Идель-Арт-2014» числятся как раз министерство культуры Республики Татарстан, творческий союз художников России и его региональные отделения в Москве, Казани, Чебоксарах, Самаре, Саранске, Уфе, а также Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

«Сейчас получается так, что Нургалеева под свой союз не хочет где-то искать помещение. Ей проще, используя свою власть, отнять у татарских художников эти мастерские, чем она успешно и занимается. Это все, чтобы заселить членов ее союза. Она пытается нас выжить и действует сейчас совсем открыто, — резюмирует Асадуллин. — Мы все равно никуда не денемся, останемся в Казани и будем работать, участвовать в выставках».

«КРОМЕ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»

Дозвониться до руководства ГМИИ РТ «БИЗНЕС Online» вчера не удалось. Но согласилась прокомментировать ситуацию для нашей газеты заместитель министра культуры РТ Ирада Аюпова, разговором с которой, в частности, остались недовольны «мятежные» деятели искусств, считающие, что профильное ведомство «играет» на стороне ГМИИ РТ. «Да, ко мне действительно приходили три человека, — сказала Аюпова. — Художникам предлагают заключить договор безвозмездного пользования в соответствие с действующим законодательством, который предполагает отсутствие арендной платы, но частичное возмещение коммунальных затрат и затрат по содержанию дома и территории. Прошло уже больше года с момента попыток предложить им заключить договор. Тем, кто занимал помещения. Да, раньше это было имущество худфонда РТ, теперь стало государственным. И есть определенные требования законодательства, которые регламентированы не кем бы то ни было, а определены законом. И любая попытка легализовать нахождение художников в мастерских ставит их в положение, когда нужно заключать договор. Большая часть заключила, но остались те, кто этого не сделал. Тем, кто приходил накануне, я сказала: «Вопросов нет. Заключайте договор, вас туда пустят». Они ответили, что не хотят. Я спросила о том, что не устраивает в нем. Они ответили: «Нас не устраивает, что договор может быть расторгнут по инициативе собственника». Но это же нормы Гражданского кодекса — в течение определенного срока, до окончания действия договора, он может быть расторгнут по инициативе собственника по тем или иным причинам. Это абсолютно нормально. Нет, они не хотят. Они хотят, чтобы Розалия Нургалеева заключила с ними договор, согласно соглашению с союзом художников РТ. И только по согласованию художников республики имущество предоставляется им в безвозмездное пользование. А если заключать так, то на какую площадь, на какую часть? Мое мнение такое, и я им предлагала не один раз: должны быть мастерские общего пользования и индивидуальные. Но, к сожалению, кроме взаимных оскорблений ничего не получается...»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.09.2014 08:40

    Отжимают здание у художников

  • Анонимно
    26.09.2014 08:43

    Да, художники сложные люди. Но они первичные! Вы, чиновники, заколебали! Когда вам надо, любую формулировку узаконите. Хватит позориться! Наших художников надо на руках носить! И создать пусть не все, но хотя бы минимальные условия.

  • Анонимно
    26.09.2014 08:44

    Нургалеевой Правительство отдало в удельное княженье и музей ИЗО, и выставочный зал на К.Маркса, и галерею Хазине, и здания художников, и красную колокольню на Баумана.И что? Ничего толком не работает, пойти некуда. Туристам тоже.У художников, конечно, бомжатник, но им Правительство денег не дает и они творят.А чиновница что полезного для культуры сделала?

    • Анонимно
      26.09.2014 08:55

      По-моему в стране не нужны ни художники, ни писатели, а только деньги. Но как бы не оказаться в положении того шаха, который захотел, все, к чему он не прикасался, превратилось в золото. Он умер с голоду, т.к. хлеб в его руках превращался в золото.

      • Анонимно
        26.09.2014 16:41

        список можно обобщить: стране не нужны честные и образованные люди. такими тяжело управлять, обманывать.

  • Анонимно
    26.09.2014 08:56

    А чья же она?!

  • Анонимно
    26.09.2014 09:13

    Не надо из Нургалеевой монстра делать. Она, как может, приводит в порядок эти здания. Иначе будет полная анархия.

  • Анонимно
    26.09.2014 09:14

    Ой, хочу быть художником! Дайте мне бесплатно комнаты на бесконечный срок без обязательств по содержанию! Я буду творить!

  • Анонимно
    26.09.2014 09:18

    Художника обидеть может каждый. Нужны меценаты и альтернатива. Первые чтобы построить Дом Художника, второе - чтобы все дружно переехали в свою коммуну и если ругались бы, то только друг с другом и только по творческим позициям. Флора.

  • starr
    26.09.2014 09:20

    Нургалеева - молодец. Только она способна довести культуру наших художников до уровня европейского fineart. Наши художники как привыкли жить в "совке", где помещения, вода, тепло и т.д. - ничейные, так и далее хотят. А им предлагают нормальный договор с государством в рамках Закона: мы тебе все бесплатно, но "если что" можем и выселить. А они хотят, чтобы им все это бесплатно, да еще и пожизненно. Тогда идите и снимайте студию за реальные деньги.Договор с собственником может быть только на условиях собственника, и не противоречить Закону РФ. Точка!

    • Анонимно
      26.09.2014 09:43

      а что будет критерием этого - "если что"?

      • starr
        26.09.2014 10:32

        Критерием выступает Законодательство РФ, согласно которому арендатора выселяют по таким-то причинам...

    • Анонимно
      26.09.2014 10:58

      Почитайте сначала договор

      • starr
        26.09.2014 13:42

        В договоре либо есть нарушение Закона, либо нет. Во всем остальном собственник вправе диктовать свои условия. Если не согласны - ищите другие варианты...

    • Анонимно
      26.09.2014 13:09

      Не надо дезориентировать! Художники готовы платить. Но помимо обязанностей хотят иметь еще и права! Про бесплатно никто не говорит, и сейчас ВСЕ платят Музею ИЗО. Что-то ни один платеж не вернулся, сославшись на незаключенный договор.

      • starr
        26.09.2014 14:16

        Значит автор статьи не полностью раскрыл суть вопроса. Извиняюсь, если что не так, но права и обязанности четко изложены в ГК. И собственник вправе не сдавать в аренду даже без причин - он собственник...

  • Анонимно
    26.09.2014 10:01

    Что значит ОБЩИЕ мастерские ? Общие краски, холсты, идеи? Ни кто ответственности материальной не несет ? Коммунизьмь. Про творчество можно забыть !!! Тогда надо открывать производственные цеха с ширпотребом с наемным не квалифицированным персонал . И будут они производить то что никому не надо.

  • Анонимно
    26.09.2014 10:30

    Ну, если там художник Тимофеев....

  • Анонимно
    26.09.2014 11:05

    Художники хотят заключать договора, но после того как будет подписано соглашение с Союзом художников Республики Татарстан, чтобы быть под защитой Союза. Ведь Нургалеева подписала такой договор с творческим союзом и лоббирует его интересы, будучи учредителем. С Союзом художников Республики Татарстан не подписывает такое соглашение. Ирада Хафизяновна, видимо , не поняла позицию художников.

  • Анонимно
    26.09.2014 11:18

    http://www.efir-kazan.ru/menu2/programmy/gorod/videoarhiv2/gorod_ot_24_09_2014/

  • Анонимно
    26.09.2014 12:41

    Это диверсия на государственном уровне! С далеко идущими последствиями для Татарстана, для руководителей и официальных лиц отвечающих за национальную культуру и искусство... В год Культуры, в Республике образцово-показательной для России по толерантности, равенству и дружбе всех национальностей, Нургалеева Р.М. (одной ногой находящийся на Госслужбе, а другой в учредителях недавно открывшегося местного отделения Творческого Союза Художников России, лоббирующий интересы своего союза не забывая про интересы свои) проявив самоуправство, открыто выкинула всех членов Союза Татарстана из здания по ул.Б.Красной, лишив их рабочих мест. Поставив под угрозу срыва ряд важных Международных арт-проектов, выставок, договорённостей и сроков по выполнению заказов! Художникам ни чего не остаётся как защищаться всеми возможными средствами - подавать иск в суд, в прокуратуру Вахитовского р-на. А ещё гласность! писать письма о идеологической диверсии против художников Татарского Союза в СХ России и Академию Художеств, а так же Мединскому В.Р., в Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ, конечно в "Единую Россию", которая перед выборами обещала поддерживать культуру на местах и наверное в другие компетентные органы по фактам коррупционной составляющей. Эта политика чиновников не должна оставаться безнаказанной!

    • Анонимно
      26.09.2014 15:06

      бизнес на картинах - доступен каждому... кто директор.

  • Анонимно
    26.09.2014 14:52

    Ирада...какая же Вы красивая!!!

    • Анонимно
      26.09.2014 16:05

      вот и решение для художников-сделали бы с нее скульптуру по типу венеры милосской,все дверки и шторки приоткрылись бы)

    • Анонимно
      26.09.2014 18:09

      Вы красивых видели хоть раз в жизни?

  • Анонимно
    26.09.2014 15:04

    во государственная дама всем "салазки" устроила - очень мило это из-за границы... фуа-гра! Кирдык вам всем, мужики!

    • Анонимно
      26.09.2014 16:06

      надо бы Церетели пригласить и сделать памятник чиновнику не пускающему художников

  • Анонимно
    26.09.2014 16:17

    Ее епархия уже имеет такую отрицательную энергетику! Там посетители-то есть? Выкрасила Выставочный зал в черный цвет. А на подписях к картинам грамматические ошибки. Культура!

    • Анонимно
      26.09.2014 19:54

      архитекторы - они грамматику не учат, им можно и с ошибками... даже разгонять профессионалов. Ну пожурят чуток, постучат пальчиком... а потом в саду снова музыка.

  • Анонимно
    27.09.2014 00:09

    Жаль,что никто не видит простой вещи: в свободной стране свободным гражданам запрещён вход в общедоступное место,это же чистая 330 статья -самоуправные действия. Все остальные вопросы должны решаться в суде. Мы добиваемся законности и прозрачности всех действий. А все замечания господ чиновников не выдерживают никакой критики, да и по большому счёту публике не интересны. 21 век и требования поступать по закону вызывают волну неприятия и прямой клеветы. Виктор Тимофеев. Союз Художников Республики Татарстан билет№223.Взносы уплачены.

    • Анонимно
      27.09.2014 15:28

      Ну и дела! Художник отражает мир в образах,а чиновник чмнит препятствия этому же миру...все как всегда в Расее

  • Анонимно
    27.09.2014 19:53

    Этот конфликт затянулся видимо потому, что на здания по ул, Б.Красной, 62, где распологался Худфонд, который специально обанкротили кто-то "глаз положил". И если бы художники не бастовали, то этих мастерских уже давно бы не было. Теперь на них свалилась новая напасть Нургалеева, которая проводит "зачистку" неугодных художников. Вопрос:" Если удастся избавиться от неугодных, то сколько продержаться остальные?"

  • Анонимно
    27.09.2014 19:56

    Все к чему прикасается Нургалеева чахнет, у нее плохая энергетика, она разрушитель. Зайдите в пустые залы музеев и Галерею Современного искусства вас встретят только злые вахтеры!

  • Анонимно
    27.09.2014 19:59

    Понятно, что у Нургалеевой есть покровители наверху. В этой статье даже указано фото одной из них. Зачем выставлять художников мятежниками? Они мирные люди, чиновники доводят до отчаяния, а сваливают на творцов!

  • Анонимно
    27.09.2014 20:10

    Внимательно прочитал статью, заметил одну интересную деталь, как ловко зам. министра там, где надо аппелирует ссылками на Гражданские права, если ей надо в невыгодном свете представить художников. Но, как я понимаю, люди кричат о нарушении своих гражданских прав, и эти нарушения из области Уголовного права. Вместо того, чтобы разрешить конфликт зам. министра Аюпова выкручивает им руки, насильно заставляя подписать договор? А, может, что в договоре не так? выставите его нам на обозрение!

  • Анонимно
    27.09.2014 20:29

    Мы живем на ул.Б.Красная, рядом с зданием Художественного фонда. З0 августа художники Татарстана устроили для всего города удивительный праздник, которого никогда до этого не было в городе. В парке Баки Урманче целый развернулся необыкновенно красивый уголок искусства, под белыми шатрами были развешены картины, чень добрые и красивые. Звучала музыка, одни музыканты сменяли других, был накрыт стол со сладостями и фруктами, который художники накрыли сами, принеся все собой из дома. Так поступают только очень щедрые люди! А, самое главное, наших детей никак нельзя было оттащить от красок и от стаметрового холста, растелянного на асфальте в парке. Мы звонили своим друзьям и соседям, чтобы все пришли и окунулись в эту душевную атмосферу праздника искусств! А теперь людей, подаривших праздник городу не пускают к себе домой! Позор министерству, городу и республике!

  • Анонимно
    27.09.2014 20:45

    Чиновничий беспредел!

  • Анонимно
    27.09.2014 20:55

    Розалия Нургалеева умеет ковать бабки! Она ни за что не взяла бы убыточный объект, если бы не смогла на нем навариться! Ребята, держитесь!!!! Пишите во все инстанции, она не от вас не отстанет, если ей сверху не дадут отбой!!!!!

  • Анонимно
    27.09.2014 21:46

    Да, мы тоже были были на этом празднике в парке. Художники приглашали нас в свои мастерские, мы заглянули и нам очень понравилось! Это совсем другой, удивительный мир! Уважаемые чиновники, не разрушайте этот хрупкий мир!!!!!!!! Художники несут духовность и красоту, у них нет зарплат, они творят для нас с вами, что бы стали лучше и мир вокруг!

  • Анонимно
    29.09.2014 07:29

    Океан, состоящий из капель, велик. Из пылинок слагается материк. Твой приход и уход не имеет значенья. Просто муха в окно залетела на миг...Омар Хайям ...

  • Анонимно
    1.10.2014 15:27

    Ребята, бейте во все колокола! Власть боится огласки, незаконных действий!

  • Анонимно
    2.10.2014 11:17

    А что Татарстану не нужны художники? Правильно зачем!!!!!! лучше тратить миллионы на спортсменов из разных стран, которым все равно выиграют они или нет. Господа в правительсте, обменяйте бюджет одного незакупленного хоккеиста и этих денег хватит. чтобы решить проблемы работников искусств!!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль