Общество 
28.09.2014

Римзиль Валеев: «Считаю важными и бесценными новые материалы о деятельности Мусы Джалиля»

Татарский общественный деятель объявляет поиск капеллы легиона, в деятельности которой принимал участие знаменитый татарский поэт

В августе этого года «БИЗНЕС Online» опубликовал статью журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева об 11 татарах-антифашистах, казненных 70 лет назад в берлинской тюрьме Плетцензее. В материале была выложена песня агитбригады легиона «Идель-Урал», организованной поэтом Мусой Джалилем, который 25 августа 1944 года был обезглавлен на гильотине за подпольную деятельность среди пленных-легионеров. На днях в Казань приехал немецкий ученый Мисте Хотопп-Рике, известный сенсационными находками важных документов и аудиозаписей. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», Римзиль Валеев рассказывает о встрече с европейским гостем и предлагает при помощи нашего издания установить личности музыкантов.


Книга Искандера Гилязева
Книга Искандера Гилязева

ЧЕТЫРЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Увы, историю пишут по черепкам и костям, найденным археологами под толщей грунта, и по старым рукописям и архивным бумагам. Этого очень мало. Десятки, сотни веков ушло в небытие почти бесследно. Фотографии стали делать в XIX веке, аудио и видео — еще позже. Увы, реальная история предстает или конструируется только сейчас. Мне не приходилось слышать никаких аудиозаписей давнего прошлого, кроме голоса Шаляпина и речи Ленина о Советской власти. А этого очень мало. Также немного записей времен Второй мировой войны, которая закончилась всего 69 лет назад. Наверное, где-то есть аудиозаписи с голосами Сталина, Молотова, Левитана, но хочется услышать что-то о состоянии души человека, об истории нашего народа.

И вот недавно свершилось чудо! В Германии нашлись голоса, к которым причастны исторические личности. Как писала газета «БИЗНЕС Online», живущая в Берлине уроженка нашей республики Венера Вагизова привезла аудиозапись четырех песен в исполнении капеллы — агитбригады легиона «Идель-Урал», организованной при непосредственном участии Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

Такой записи никогда и нигде не было! Известны грамзаписи песен пленных татар Первой мировой, сделанные в 1916 году. А вот грампластинка 1944 года с записью ансамбля и голосов найдена немецкими учеными только сейчас. Даже историк Искандер Гилязев, занимающийся этим направлением, их впервые услышал только сейчас... Одна из записей — песня Салиха Сайдашева «Жэй айлары» — была выложена в интернете. Это голоса не сломленных людей, хотя к тому времени подпольная группа Курмаша-Джалиля была арестована, шло следствие.

Наверное, исполнители сильно тосковали по родной природе, по близким, хотя не были уверены, что встретятся. Волнующие звуки из прошлого впервые прозвучали в Казани в августе 2014 года. «БИЗНЕС Online» сообщал следующее: «Осенью нашедший эти записи немецкий ученый Мисте Хотопп-Рике собирается приехать в Казань и выступить с докладом о найденных пластинках. Хотелось узнать имена участников капеллы и агитбригады, что пока невозможно. Но не будем терять надежду...»

ВОЗМОЖНО, ЭТО НЕ ПОСЛЕДНЯЯ НАХОДКА

Нам повезло. Хотелось встретиться с человеком, который нашел грампластинки с голосами татарских легионеров. Этому способствовала международная конференция «Документы по истории и культуре татар в зарубежных архивах», которая состоится 1 - 2 октября 2014 года в Институте истории академии наук Татарстана.

Для участия в этой конференции тюрколог и историк Мисте Хотопп-Рике приехал в Казань вместе с дюжиной коллег из Германии. При помощи своего друга, ученого Института истории академии наук Татарстана Марата Гибатдинова он познакомился с Кремлем, историческими памятниками Казани, побывал в музее-квартире Мусы Джалиля, встретился с историком Гилязевым, татарской общественностью, рассказал о своих поисках и находках. Он считает, что возможны новые находки, если изучить не только центральные, но и региональные, местные архивы. Ему, немецкому ученому и общественному деятелю, очень важно, чтобы памятники культуры народов, которым угрожает опасность исчезновения, были максимально полно сохранены и изучены. Всем нам хочется установить личности людей, чьи голоса чудом сохранились на грампластинках, найденных в Лейпциге. Вы можете сами посмотреть выступление гостя из Германии в записи, сделанной во время встречи Всемирного конгресса татар в исполкоме, и еще раз послушать часть той самой песни в исполнении капеллы легиона «Идель-Урал».

КАПЕЛЛА КАК ПРИКРЫТИЕ

Возможно ли установить тех, кто пел в ансамбле легиона? Как сложилась судьба музыкантов? Полагаю, что это реально. Многое становится явью, если изучить мемуары бывших легионеров, публикации Рафаэля Мустафина и Гилязева. Не удивлюсь, если оживятся анонимные и явные клеветники подвига участников «культвзвода» и сотрудников редакций газеты «Идель-Урал», журнала «Татар эдэбияты», а также радиостанции «Винета», работавшей в Берлине. Да, именно как настоящий подвиг, реальную борьбу с фашизмом я воспринимаю некоторые публикации, «концерты» и всю деятельность культработников, лишенных пропагандистского заряда в пользу фашистов. Идет война, а татарские деятели просвещают о давней истории татар, литературе, балете и опере, созданных перед войной. Как же иначе назвать эту борьбу за умы, если в результате их культурно-массовой работы батальоны в эсэсовской форме на фронте переходили на сторону партизан вместе с пулеметами и пушками?

Не надо думать, что легионы состояли только из татар, чеченцев, грузин и т.д. Известно, что в русской освободительной армии были сотни тысяч военнослужащих в немецкой форме. Они гибли на фронте, в плену и в лагерях ГУЛАГ после войны. Татаро-башкирский легион отличился подпольной работой, подготовкой восстания против фашистов. Разумеется, в легионе «Идель-Урал» и в татаро-башкирском комитете министерства оккупированных восточных территорий гитлеровской Германии были разные люди. Были последовательные борцы с большевизмом, советской властью и Советским Союзом. Те, кто верил, что Гитлер подарит татарам государство на Волге и Урале. Но, не сомневаюсь, таких было немного. Были стукачи, крохоборы, которые стремились выжить любой ценой при любых обстоятельствах. По данным свидетелей, капелла, культвзвод и редакция служили прекрасной «крышей» для ведения подпольной работы среди легионеров. Потому что участники этих подразделений часто ездили по лагерям, домам отдыха, местам дислокации войск.

В НАДЕЖДЕ НА ЧУДО

В любом случае считаю важными и бесценными новые материалы о деятельности Джалиля, Алиша, Гайнана Курмаша и других ярких личностей, находивших в себе силы для борьбы и творчества. На войне люди убивают и гибнут сами, а некоторые в сложнейших условиях занимаются творчеством, раскрывая свою израненную душу. И 158 стихотворений, и поэмы, созданные Фатихом Каримом буквально в окопе между жестокими боями, и Моабитские стихи Джалиля, и песни капеллы легиона, и статьи в газете и журнале для пленных-татар, очень разные по содержанию и накалу, неизбежно содержат мотивы преданности родному дому, своему народу. В некоторых статьях, напечатанных в изданиях легиона «Идель-Урал», излагаются факты и идеи довоенной жизни татар. Только в последнем абзаце рукой цензора или редактора Шафи Алмаса дописана пара фраз в интересах «заказчика». Особенно примечателен репертуар песен агитбригады — в нем больше песен советской эпохи, откровенно выражающих довоенный приподнятый дух татарской молодежи. Это не сломленные люди, они знают свой народ, свой дом.

Предлагаю изучить снимок, опубликованный в 1944 году в журнале «Татар эдэбияты». Посмотрите эти фотоснимки. Лицо скрипача видно настолько отчетливо, что могут обнаружиться его родственники, земляки или исследователи.

Капелла в пансионате 1944
Капелла в пансионате, 1944

Как пишет в своих мемуарах бывший легионер Фарит Султанбеков, музыкальная капелла была организована Джалилем, руководителем и режиссером был Курмаш. Дирижировал Рушад Хисамутдинов, аккордеонист — Гараев, на хромке и на баяне играл Шаехнур Хамиев. На струнных инструментах играли Сабитов, Маликов, Рашит Ибрагимов, Карим Ходжаев и сам Султанбеков. В состав капеллы входили Зиннат Хасанов, Абдулла Баттал, Амирханов, Шарифзян Гарифзянов (Амиров), Гараф Фахертдинов (Дим Алищ).

Что интересно, в музыканты брали не только татар. Был гитарист из Горького Николай Малышев, который откровенно ругал фашистов, за что был отправлен в концлагерь. Был выпускник Одесской консерватории еврей Борис, которого звали Бари Каримов.

Артисты капеллы не участвовали в боевых операциях, не давали присягу вермахту, им не давали оружие. Султанбеков пишет, что более половины музыкантов состава капеллы участвовали в подпольной работе в легионе. Некоторые из них (Хасанов, Баттал) оказались на гильотине, они казнены вместе с Курмашем, Джалилем и остальными.

В любом случае надо постараться установить, кто же исполнял песни в 1944 году в плену, кто играл инструментальные композиции. Голоса и мелодии, игра музыкантов, важная информация о легионерах благодаря немецкому ученому Хотопп-Рике при содействии Вагизовой, Гибатдинова вернулись на родину, их могут послушать потомки.

Надеюсь на новое чудо — вдруг в чьих-то семейных альбомах, в каких-либо досье или в следственных делах сохранились фотографии легионеров и музыкантов? Тогда мы точнее, полнее узнаем об их судьбах. В них перемешалось многое: и кровь, и вдохновение, и предательство, и мужество, и надежда, и любовь — большая любовь к родине и родному народу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.09.2014 11:35

    Думаю, что это новая положительная "сенсация"сообщенная нам неутомимым Р.С.Валеевым. Хотя сильно сомневаюсь, что важные документы сохранились в семейных архивах, но в истории всякое бывает. Занимаясь участием татар с Первой мировой войне неожиданно получил фотографии сделанные на фронте и на побывке и несколько писем с кавказского театра военных действий.Думаю, что Р.С.Валееву надо обязательно, при помощи минкульта РТ к 70 летию Победы сделать эти записи доступными в виде аудиодиска.А возможно издать и буклет. Благодарен автору и БО за публикацию интереснейшего материала.Что касается опасений автора о том, что появятся новые клеветнические выпады в адрес героев, то они имеют основания. Читая некоторых думаю, что они проходят курс дистанционного обучения у госпожи Джен Псаки. Именно к таким недавно обратился и лауреат нобелевсой премии мира Барак Хусейнович Обама с духоподъемными словами: "Америка с вами!".

  • Анонимно
    28.09.2014 12:02

    Интересно, что скажет Талгат Бареев об агитбригаде, в которой половина состава были подпольщинами Курмаша - Джалиля? Тоже советская пропаганда?

  • Анонимно
    28.09.2014 12:10

    Памятник Дорогому Татарскому Герою Мусе Джалилю нужнопоставить в центре Москвы на Арбате.Если справедливо рассуждать поэту Б. Акуджаве ставят памятник в центре на старом Арбате а герою страшной войны за независимость Родины замученному фашистами в тюрьме Маобит ставят памятник где то на задворках столицы нашей Родины.Как тогда бороться с современными фашистами вон в Прибалтике местным героям фашистам ставят в центре города МОЛОДЁЖЬ должна видеть плоды борьбы с фашистами а мы в России не обращаем внимание на такие моменты.А может причина в другом эти личности достойные памятников разной национальности????

    • Анонимно
      28.09.2014 17:16

      В Столешниковом переулке на одном из зданий висит мемориальная доска о том, что здесь жил и работал Муса Джалиль.

    • Анонимно
      29.09.2014 12:52

      JКУДЖА?ВА Булат Шалвович

  • Анонимно
    28.09.2014 12:18

    Главный памятник - в сердцах и стихах!

  • Анонимно
    28.09.2014 12:21

    Немец по татарски сходу понимает вроде. А у него какой интерес?

    • Анонимно
      28.09.2014 13:03

      Для " у него какой интерес". Интерес научный как у каждого честного исследователя. К вашему сведению лучшую книгу о Тукае и егг времени тоже написал немец в совершенстве знающий татарский язык и арабскую графику. У нас на Тукае кормится тьма народа, писателей, поэтов, докторов и кандидатов разнообразных наук, а такой книги написать не смогли.Очень хорошее предисловие к ней написал и перевел на русский А.Гилязов. Вот обоим и надо было дать Тукаевскую премию. Думаю, что и сейчас не поздно.Правда в СП РТ целый батальон членов и членш, и не все еще лауреаты.Ну может уступят все таки очередь?

  • Анонимно
    28.09.2014 12:43

    Джалиль - это уже не человек. Это символ. Это гигант, рвущий колючую проволоку. Это стремление к правде, справедливости, к свободе. Не даром власти запретили проводить протестные акции рядом с памятником. Как было все на самом деле - не имеет значения.

  • Анонимно
    28.09.2014 15:30

    Спасибо за интересную статью.

  • Анонимно
    28.09.2014 18:57

    Автор никогда не забывает упоминать Фатиха Карима. Молодец! Победу принесли те, кто 4 года лежали в окопах, громили фашистов с укрепленной лобовой стороны. И в творчестве, и в подвиге М. Джалиль и Ф. Карим неотрывны, несравнимы ни с кем!

  • Анонимно
    28.09.2014 19:21

    Скоро узнаем имя хотя бы одного музыканта из капеллы!

  • Анонимно
    28.09.2014 19:58

    В России порой градируют по происхождению поэтому и памятники да памятные даты по разному отмечаются и располагаются.Героям гражданской войны со стороны белыхэто большая редкость.Артиста Басилашвили поздравили по ЦТ а артиста Андреева Б или Крючкова Н а это же Русские великие артисты и не вспоминают.А про очень талантливого можно сказать великого артиста Татарина Талгата Нигматуллина разве вспомнят?????Всё зависити от происхождения Басилашвили ведь выходец из Уважаемых Кавказских Евреев.

  • Анонимно
    28.09.2014 23:19

    Римзиль Салихович, спасибо. Успехов Вам !

  • Анонимно
    29.09.2014 08:26

    Прошу всех, кто пытается писать о культуре, истории народов, берите пример от автора статьи, спасибо Римзиль Салихович за Ваш бесценный труд! Рада

  • Анонимно
    29.09.2014 11:51

    Уважаемый Римзиль Салихович! Низкий поклон Вам за ваш святой труд! Успехов, здоровья. долгих лет жизни.

  • Анонимно
    29.09.2014 14:19

    Почему нет рядом начальника вкт? Он боится чтоли, как бы чего не вышло?
    Похоже на него. А Валеев Р С хоть и не остепененный, вносит вклад в историю татар. Аллнанын рэхмэте булсын. Корбаннарнын рухлары шат булсын.

  • Анонимно
    29.09.2014 14:45

    Какая беспомощная, неряшливая, непрофессиональная, старорежимная (агитпроповская) журналистика. Бла-бла-бла, о чем угодно, но главного либо не видит, либо не хочет видеть. Стоит только начать задавать вопросы, и ты уже в клеветниках "подвига участников «культвзвода» и сотрудников редакций газеты «Идель-Урал», журнала «Татар эдэбияты», а также радиостанции «Винета», работавшей в Берлине". Вот же главная сенсация находок на поверхности: в легионе "Идель-Урал" спасались евреи, попавшие в плен. А спасались они, принимая татарское обличье, и никто из легионеров не выдал их. У меня покойный родственник служил в легионе и десять лет оттрубил в сталинских лагерях. Он уже в 60-х годах рассказывал на нам вот об этом тихом подвиге легиона, не считая это каким-то особым подвигом, просто для них это было нормальное человеческое поведение. Но советской пропаганде, практиковавшей латентный антисемитизм, вот это подвижничество людей, попавших в плен, было абсолютно не нужно. Не случайно роман Анатолия Кузнецова "Бабий яр" о массовых расстрелах евреев в Киеве был объявлен антисоветским и запрещен в СССР. Между тем в Израиле существует музей "Яд ва-Шем", а в нем раздел "Сад праведников", посвященный неевреям, спасавшим во 2МВ евреев. Думаю, этот подвиг татарских легионеров вполне заслуживает быть представленным там.Вот тут представлены целых 3 фотокопии интереснейшего текста на татарском языке. Что это за документ, когда и при каких обстоятельствах изложенный, об этом автор ни гугу, а на пафосную трескотню весь пар уходит. А ведь видно, что это протокол допроса, и человек по памяти излагает, кого он знал в легионе, кто откуда происходил и т.д. Скорее всего, этот документ хранился в закромах чекистов. Теперь о неряшливости.\\... если в результате их культурно-массовой работы батальоны в эсэсовской форме...\\ - Не носили легионеры эсэсовскую форму, они ходили в обычной форме Вермахта. А эсэсовцев красноармейцы в плен не брали, их сразу расстреливали.\\Предлагаю изучить снимок, опубликованный в 1944 году в журнале «Татар эдэбияты»\\ - Какой мог быть снимок легионеров в татарском литературном журнале в 1944 году, что за бред? Такие публикации появились только в 1956 году.\\Артисты капеллы не участвовали в боевых операциях, не давали присягу вермахту, им не давали оружие...По данным свидетелей, капелла, культвзвод...\\ - Как можно такую глупость писать, Легион "Идель-Урал" - это военное подразделение, стало быть, они все давали присягу. Я понимаю, в советском представлении, это преступление, потому пропагандисты начинают нагромождать свои глупости и ложь, дескать, "попал в плен тяжелораненным", "не давал присягу" и т.д и т.п. А в моем представлении, человек, попавший в тяжелейшие жизненные обстоятельства, сам в праве принимать любые решения, не нам и не тоталитарным властям их судить. Во всех цивилизованных странах к соотечественникам, попавшим в плен, относятся с сочувствием, и только людоедский режим советов считал их преступниками и отправлял в ГУЛАГ.P.S.Где-то с год назад в БО был материал о пожилом еврее из Набережных Челнов, который, попав в плен, выдавал себя за татарина и тем спасся от смерти. В тех тяжелейших обстоятельствах он дал себе слово, если выживет, выучить татарский язык. И после войны он выучил татарский язык. Вот о ком надо бы писать, реальные судьбы людей гораздо интереснее пафосной трескотни. О том же Фарите Султанбекове, пережившем и немецкий плен, и сталинский лагеря, ничего толком не сказано.

  • Анонимно
    30.09.2014 09:07

    Похоже, 14.45 написал Т.Бареев, раз боится прослыть клеветником. И сам же продолжает свое дело.Снимок в татарском журнале Татар эдэбияты напечатан именно в 1944 году, ведь издавался в легионе под редакцией Шафи Алмаса.Насчет участия евреев, русских в татарском оркестре известно и сказано у автора. Какие претензии. Я немолодой преподаватель, но специально перечитал книги и мемуары. Автор Р.Валеев все пишет правильно и добавляет новые материалы. Кое-кому так и хочется замарать что-нибудь в истории и в людях. В татарах, между прочим.

    • Анонимно
      30.09.2014 11:25

      Вот это и есть "агитпроповский" способ подачи материала: без конца талдычить банальности, вроде, "пленные скучали по дому", и затенять главное, что в легионе спасались, обреченные на смерть, евреи. А уж сказать, что злодеи-немцы издавали для татар даже литературный журнал - это выше всяких сил советских агитаторов. Но задавать вопросы - это, конечно, "замарать" и "клеветать". Все как обычно, иптяш преподаватель, кто бы сомневался.

  • Анонимно
    1.10.2014 03:47

    Для 9.07.Очевидно Вы правы и "почерк"14.45, да и частично 11.25 напоминает по свое трусливости и блудливости "бареевский"и фирменное словечко "агитпроп" у него как молитва "Отче наш",по любому поводу вставляется. Вылезать под своей фамилией он не решается, кормушки может лишится в одном общественном заведении.То, что некоторые евреи выдавали себя за татар или вообще за мусульман и спасли этим жизнь, давно известно, антисемитизма у татар не было.Тем более телесный осмотр эту версию вполне подтверждал, а выучить несколько фраз и молитв труда вообще не составляло.Слышал даже о цыгане из Молдавии уцелевшем таким образом. Согласен с оценкой статьи Р.С.Валеева и комментатором предложившим к 70 летию Победы издать этот трагический диск с голосами "культвзвдовцев".Только малограмотные люди могут писать, что "легионеры" носили эсэсовскую форму.Ее надо было "заслужить" особо кровавыми делами. Если я не ошибаюсь, такой "чести" удостоилась только " Галичина".Не удивлюсь, если сейчас усилятся попытки бросить тень на подвиги Советской Армии в ВОВ и ее воинов. Именно к таким лицам был обращен недавний призыв - обещание известного "правозащитника", лауреата нобелевской премии мира Барака Хусейновича Обамы: " Америка с вами".

    • Анонимно
      1.10.2014 13:24

      Согласен с Вами, этот Бареев ужасный тип, подлец и негодяй, тюрьма и зона плачут по нему навзрыд. Но вот читателям патриотических текстов-то почему не доверять? Почему они должны довольствоваться тюрей, пропущенной через органы пищеварения советских пропагандистов, которые, оказывается, никуда не делись и продолжают почетную службу по промыванию мозгов? Вот немцы издавали для татар литературный журнал "Татар эдэбияты". Эти журналы никуда не делись, хранятся в надежных закромах. По свидетельству тов.Валеева, ничего крамольного там нет: "В некоторых статьях, напечатанных в изданиях легиона «Идель-Урал», излагаются факты и идеи довоенной жизни татар. Только в последнем абзаце рукой цензора или редактора Шафи Алмаса дописана пара фраз в интересах «заказчика»". Теперь это документы эпохи, свидетельствующие о жизни и судьбе военнопленных-татар, попавших в легион "Идел-Урал". Наверняка, там есть тексты и Джалиля, и Алиша и других литераторов. Почему не показать их современному читателю (пусть, с комментариями), а обязательно нужна полуправда, вроде текста Р.Валеева, который даже не удосужился пояснить, что это за документ, приведенный им на трех фотокопиях? Да, у татар нет антисемитизма, но зато латентный антисемитизм всегда присутствовал и продолжает наличествовать у штатных пропагандистов агитпропа (да-да, именно агитпропа!). Спасение обреченных евреев - актуальнейшая тема IIМировой войны, а для советских служб (что ГБ, что пропаганды) - это побочный, проходной сюжет. Вот и Вы в таком же духе излагаете. Да, за спасение хотя бы одного еврея (а там их было несколько) в условиях нацистского режима любые грехи легионерам должны отпускаться. Вот настоящий тихий человеческий подвиг легиона, ведь скрывая евреев, они своими жизнями рисковали. P.S.«Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир», - написано в священной книге евреев. Это бесспорная мудрость. Фильм американского режиссера Стивена Спилберга "Список Шиндлера" о спасении евреев в условиях нацистского режима бизнесменом и членом НСДАП О.Шиндлером стал мировым бестселлером. Татарские легионеры совершили такой же подвиг. Вот такие дела должны оцениваться в первую очередь, и только потом песнопения, исполнявшиеся тоскующими людьми.

      • Анонимно
        1.10.2014 21:54

        13.24.С интересом прочитал Ваш пост.Он очень подходит под одну восточную пословицу: "Половина хлеба - это хлеб. Половина правды - это ложь". Поэтому ваш иронический стеб в отношение Бареева воспринимается как его поддержка.Что касается названного списка то там речь шла о тысячах спасенных евреев.Если легионеры спасли хотя бы десяток, то это заслуживает уважения и благодарности.Но не будем сравнивать разномасштабные вещи.Ну, а набившая оскомину жвачка про агитпроп и нехорошего Р.Валеева, заставляет предполагать, что пост все же написан или согласован с Бареевым. Не настаиваю на версии, но его "уши" уж больно явственно торчат из некоторых фрагментов этой "писульки".

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль