Машиностроение 
13.10.2014

Сергей Когогин, поверив в кризис, ждет обвала рынка на треть

Челнинский автогигант в 2014 году продаст на 2 тыс. машин меньше, чем намечалось ранее

Сегодня на КАМАЗе подтвердили «БИЗНЕС Online», что компания не сможет выполнить годовой бизнес-план. Накануне в Сочи на этапе гонки «Формула-1» это, хотя и не напрямую, дал понять генеральный директор челнинского автогиганта Сергей Когогин. При этом на КАМАЗе считают, что из этого факта «не стоит делать трагедию» и на фоне падения рынка тяжелых грузовых автомобилей на 26% компания держится вполне достойно, показывая минус 11%. При этом к концу года здесь намерены уменьшить падение продаж до 6 - 7% за счет программы утилизации и традиционной активности покупателей, наблюдаемой в четвертом квартале каждого года. Однако большинство экспертов, опрошенных нашим изданием, не разделяют этого (пусть и осторожного) оптимизма камазовского руководства.


Сергей Когогин впервые дал понять, что бизнес-план на 2014 год КАМАЗ все-таки выполнить не сможет

«НЕ НАДО УСТРАИВАТЬ ТРАГЕДИЙ»

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин впервые дал понять, что бизнес-план на 2014 год компания все-таки не сможет выполнить. Будучи в Сочи, на этапе гонки «Формула-1», отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, какой объем продаж ожидает компания в текущем году, Когогин сказал «41 тысяча, не больше». Это означает, что снижение продаж составит 6,4%. Ранее компания в своем отчете за 2013 год прогнозировала снижение продаж по итогам 2014 года на 2% до 43 тыс. грузовиков, эта цифра была определена в качестве бизнес-плана на текущий год. Причем рулевой КАМАЗа настаивал, что кризис кризисом, а задачи должны быть амбициозными. И вот кризис, видимо, подступил к самим воротам, когда его уже невозможно игнорировать.

Кроме того, по прогнозам Когогина, в целом рынок грузовых автомобилей «может снизиться на 30 процентов, если не больше». Ранее КАМАЗ сообщал о гораздо меньшем падении рынка: 27 сентября производитель объявил о трехдневном простое на предприятии. На такую меру КАМАЗ, по сообщению пресс-службы, пошел из-за падения рынка грузовых автомобилей на 20%. Отметим также, что, по сообщению корпоративной газеты «Вести КАМАЗа», продажи компании в России за 6 месяцев 2014 года снизились на 7,2%, до 16,1 тыс. машин, производство снизилось на 17%, до 20320 машинокомплектов.

Сегодня руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также подтвердил, что компания вряд ли выполнит бизнес-план к концу года. «Мы же не в безвоздушном пространстве работаем, и не надо устраивать трагедий из-за того, что КАМАЗ бизнес-план не выполнит, — сказал Афанасьев. — Объективно экономика страны в стагнации. Российский рынок тяжелых грузовиков уже обвалился на 26 процентов. Правда, мы свой бизнес-план на данный момент пока не пересматривали, но совершенно очевидно, что сложная ситуация на рынке не может не влиять на нас. Понятно, что бизнес-план был рассчитан исходя из тех условий, которые были на рынке в начале года. Если рынок упадет по итогам года на 30 процентов, естественно, мы не сможем на таком рынке продать автомобилей больше, чем он нам этого позволит».

Афанасьев подчеркнул, что в настоящее время КАМАЗ занимает 45% доли рынка, но вряд ли компании реально завоевать более 50%. «Что касается падения продаж КАМАЗа, то по итогам сентября оно составляет 11 процентов, то есть мы чувствуем себя значительно лучше рынка. Кроме того, мы рассчитываем на некоторое улучшение ситуации к концу года благодаря запущенной программе утилизации, а также тому, что в конце года продажи всегда идут более активно, чем вначале и середине года. Дело в том, что до наших потенциальных покупателей наконец-то доходят бюджетные деньги, предназначенные для закупки коммунальной и прочей техники, автобусов и так далее. Ну, вот это такая особенность российского бюджетирования, что деньги в основном на эти цели приходят ближе к концу года, и, чтобы их не потерять, предприятия стараются до конца года их освоить, иначе у них на следующий год будет совершенно другой бюджет», — отметил Афанасьев.

В качестве доказательств он привел статистику продаж прошлого года. По его словам, в 2013 году в сентябре на российском рынке всего (не только «КАМАЗов») было продано 6,9 тыс. грузовиков, в октябре — 7,6 тыс., ноябре — 7,3 тыс., а в декабре — 9,5 тыс. грузовиков. «Если заказ на производство у нас в целом по году получается в среднем 3 тысячи автомобилей в месяц, то в октябре нынешнего года он составил уже 4,5 тысячи машин. Такая тенденция из года в год сохраняется, поэтому с учетом всего этого мы рассчитываем, что к концу года наше падение составит около 6 - 7 процентов. То есть около 2 тысяч грузовиков, ранее предусмотренных бизнес-планом, мы, скорее всего, реализовать уже не сможем. Хотя вот по экспорту запланированные 6 тысяч грузовиков мы продадим», — подытожил Афанасьев.

Продажи у КАМАЗа за 6 месяцев 2014 года снизились на 7,2% до 16,1 тыс. машин, производство снизилось на 17% до 20320 машинокомплектов

«САНКЦИОННЫЕ ВОЙНЫ НЕ ДОБАВЛЯЮТ ОПТИМИЗМА»

Оптимизм главного пиарщика челнинского автогиганта не разделяет Шамиль Латыпов — гендиректор ООО «Автотрек», субдилер ОАО «КАМАЗ». По его мнению, одна из главных проблем — отсутствие кредитов. «То, что рынок упадет на 14 - 18 процентов, было ясно уже в начале этого года, — сказал Латыпов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — До мая-июня я ожидал такого снижения хотя бы из-за перехода на новый стандарт Евро, к которому народ не привык. В итоге же основным фактором падения стала политическая ситуация. Думаю, рынок может упасть и до 30 процентов, сегодня это уже возможно. 2013 год был более-менее нормальный из-за того, что страна готовилась к Олимпиаде в Сочи, потребность в грузовиках была большая, а теперь 2014 год проваливается. Кредитов нет, вот в чем проблема. Кредиты короткие, проценты большие. Мы, к примеру, работаем в основном с нефтегазовой сферой, и заказов сейчас очень мало, хотя вроде бы и сезон у них начинается.

Отрицательную динамику продаж показывают практически все производители коммерческой техники: одни — больше, другие — меньше. Об этом «БИЗНЕС Online» заявил Азат Тимерханов — ведущий аналитик агентства «Автостат». «При этом КАМАЗ падает медленнее рынка, — подтвердил Тимерханов. — Если по итогам 2014 года у автозавода падение составит менее 10 процентов, то весь рынок, согласно пессимистическим прогнозам, может свалиться более чем на 20 процентов. Многое здесь упирается в российскую экономику, которая показывает слабый рост. К тому же известные геополитические события и продолжающиеся санкционные войны не добавляют оптимизма в этом отношении».

Возможно, КАМАЗ держится достойно по сравнению с другими производителями за счет запасных частей — за счет объема товарной продукции, считает Латыпов. «Возможно, и лизинговые схемы помогают. Сейчас заказы могут вырасти за счет программы утилизации, да и армия у них берет неплохо. Но на выполнении бизнес-плана 2014 года это уже существенно не скажется. Осталось всего 2,5 месяца, а программа утилизации только стартует. А автомобильные производства ведь вкладывают сейчас свои деньги. Они просто не успеют подтянуть дела за счет утилизации — все это перейдет на 2015 год. Сейчас в Госдуме РФ проталкивают законы по поводу увеличения сроков утилизации, ограничения использования автомобилей с большим пробегом. Думаю, эта программа позволит производителям сдвинуться с места только во втором квартале 2015 года», — отметил Латыпов.

Тимерханов же считает продукцию КАМАЗа более привлекательной, чем у конкурентов. «Все-таки КАМАЗ является отечественным производителем, который выпускает более доступную по цене продукцию, — заметил Тимерханов. — Также в связи с ослаблением рубля российская техника находится в более привлекательном положении, нежели та, что импортируется в РФ. Кроме того, запущенная правительством программа утилизации может оказать позитивное влияние на продажи КАМАЗа, поскольку предприятие имеет широкий и доступный модельный ряд, является лидером рынка. А это значит, что и по госпрограмме КАМАЗ может занять большую долю продаж, так же как и АвтоВАЗ в легковом сегменте».

«О КАКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ПРОДАЖ МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ, КОГДА КРИЗИС?»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», дали свою оценку сложившейся ситуации.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Общая ситуация в экономике — главная причина такого положения дел. В условиях стагнации и кризиса спрос на автомобили уменьшается, причем не только на грузовые, но и на легковые. Вины КАМАЗа в этом нет. Упадет ли рынок и на сколько процентов — это мы узнаем по итогам года, в данном случае Когогин высказал свое личное мнение, на которое он имеет полное право. Но в том, что ситуация действительно очень тяжелая в машиностроении в целом и в автомобилестроении в частности, нет никаких сомнений. 6,4 процента — это опять-таки только прогноз, эта цифра может быть как меньше, так и больше. Это как средняя температура по больнице, некие общие данные. Естественно, КАМАЗ, как лидер российского рынка грузовых автомобилей, известен и востребован, у него есть разные рынки сбыта, возможно, за счет этого он показывает не такую серьезную динамику, как в среднем по рынку. Но его падение тоже укладывается в общую концепцию.

Что касается госпрограммы утилизации автомобилей, у меня есть ряд сомнений в отношении нее по ряду причин. Как известно, сейчас она осуществляется на деньги самих автопроизводителей, государство пока средства не выделило. В кризисной ситуации потребитель старается экономить на всем. За утилизацию выдают только часть денег, а остальные средства для покупки новой машины потребитель должен где-то доставать сам, но особо неоткуда. В связи с этим многие потребители считают, что можно пока пользоваться и старой техникой, которая еще на ходу. Я думаю, что утилизация будет продлена на следующий год. Что касается надежд на рост продаж к концу года, то о какой активизации может идти речь, когда кризис? До нового года, скорее всего, ничего не изменится, да и после него тоже. Все улучшения при самом хорошем раскладе придутся на весну следующего года. Пока я не вижу причин, по которым рынок должен расти и становиться лучше.

Тимур Нигматуллин — эксперт «Инвесткафе»:

— Сейчас в России сложилась негативная потребительская конъюнктура. То есть темпы роста ВВП страны в первом и втором кварталах постоянно снижались, и есть вероятность, что в третьем и четвертом кварталах они будут около нуля. Соответственно, если замедляются темпы роста экономики, снижаются продажи автомобилестроителей. Тут еще нужно отметить, что изначально происходило затоваривание дилеров КАМАЗа. То есть у них накопилось достаточное количество остатков. И, я так думаю, замедление продаж КАМАЗа продолжится, что повлечет за собой снижение производства в штучном выражении, пока эти остатки не будут распроданы. Но не думаю, что такая ситуация продлится в среднесрочной перспективе. Я ожидаю, что скоро с России будут сняты санкции и нефть поднимется в цене ближе к 100 долларам за баррель, что, соответственно, повлечет подъем экономики, улучшение потребительской конъюнктуры. Сейчас же сложилась явно негативная ситуация, и она не устойчивая. Скорее всего, она изменится в лучшую сторону в краткосрочной перспективе. В таком случае продажи КАМАЗа, как и других автопроизводителей, будут увеличиваться.

Что касается падения всего рынка грузовых автомобилей до 30 процентов или даже больше, то тут сложно что-то прогнозировать. Слишком неопределенная сейчас ситуация. Неизвестно, как будут развиваться события на Украине, как будут чувствовать себя потребители, может, они отложат крупные покупки, опять же какие стимулирующие программы будут введены на основе федерального бюджета: софинансирование, субсидирование процентных ставок по кредитам и так далее. Наверное, в самом худшем случае, когда все факторы сложатся негативно, я допускаю снижение рынка до 30 процентов. Но я думаю, что вероятность этого все же не высока.

Падение КАМАЗа меньше, чем в целом по рынку я связываю в первую очередь с наличием у него оборонного заказа. Благодаря ему предприятие, безусловно, отчасти компенсирует потери. У нас военные расходы бюджета увеличиваются опережающими темпами. Так что, я думаю, КАМАЗ от этого все же выигрывает по сравнению с другими автопроизводителями. Появление госпрограммы утилизации грузовых автомобилей может сыграть КАМАЗу на руку как одному из основных бенефициаров. У него и ценовое предложение достаточно выгодное. Есть возможность, даже в условиях текущих проблем в экономике использовать эту программу по максимуму. Впрочем, это положительно скажется на всем рынке. Единственное, что успех КАМАЗа в данном случае будет зависеть от того, насколько выгодной объявленная им компенсация за утилизацию старых автомобилей покажется потребителям.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.10.2014 16:14

    а Камаз это показатель рынка.

    • Анонимно
      13.10.2014 17:45

      Согласуется ли настроение данного господина, по поводу "падения", с недавними публикациями о дележке дивидендов и оплате личных услуг? И в чем заключается профессионализм? И где честность? Согласен, слишком много вопросов.

  • Анонимно
    13.10.2014 16:20

    5490 значит тоже вышел с опозданием? Просто покупателя на него просто не стало из-за кризиса.

    • Анонимно
      13.10.2014 16:57

      можно подумать он и без кризиса такой востребованный! опоздал от мировых лидеров лет на 10

  • Анонимно
    13.10.2014 17:07

    КАМАЗ- самое мощное промышленное предприятие Татарстана

  • Анонимно
    13.10.2014 17:14

    КамАЗ это прошлое...его надо забыть так как оно безрадостное.
    Посмотрите на трассы и увидите что камазов практически нет,даже мусоровозы во многих городах иномарки а не КамАЗы.
    Как бы руководство КамАЗа не преуменьшало роль ГОС.заказа но только благодаря оборонке,МЧС,газовикам,
    нефтянникам завод сегодня на плаву.
    Надо подумать о обычных рабочих и принять волевое решение чтобы Китайцы организовали сборку своих авто грузовых,легковых,тракторов,с/х технике. Это реально поможет обычным людям и налоги будут для бюджета.

    • Анонимно
      13.10.2014 17:31

      Вы, вообще, имели дело с китайскими комплектующими, как они изготовлены, из какого качества металла? Не только для авто, а для всех видов оборудования и металлообработки?

    • Вадя
      14.10.2014 11:41

      Да что же у нас такое извечное желание варягов на царство звать? Сами мы такие глупые и неумелые... теперь китайцы - наши спасители?

  • Анонимно
    13.10.2014 17:21

    Ждуны нами руководят.

  • Анонимно
    13.10.2014 17:34

    Ну вот дожились Сергей!!!!!Теперь и бизнес план провален.А вроде какой то там ЧУДАК то ли из Чехии то ли из Словакии короче гражданин бывшей колонии Австро-Венгрии занимался ОПТИМИЗАЦИЕЙ.Футбольную команду разогнали,сократили кадры.А на Камазе всё никак не устаканится.Вроде даже Спортивную линию ОДЕЖДЫ хотел наладить Сергей.Я как то на днях давал оценку способностей Сергею Когогину как МЕНЕДЖЕРА и КАПИТАЛИСТА моя оценка была 4 с минусом.Значит я оказался в оценках точен.Уважаемый Сергей бросьте Вы это дело из Вас не выходит толковый бизнесмен капиталист.У Вас нет креатива,харизмы и огня в этом сугубо гибком процессе.Бизнес это не Ваша епархия.Хватит мучить работников Великого завода и рабочего класса с традициями.Дайте дорогу способным."Кто не может идти по дороге в ногу со временем тот рано или поздно сходит с этой дороги"

    • Анонимно
      13.10.2014 18:23

      +10000) Господа-руководители также могли бы себе урезать зарплату в 2 раза, как рабочим, на время кризиса.

  • Анонимно
    13.10.2014 18:06

    Неужели в 2015 еще генералу контракт продлят?

  • Анонимно
    13.10.2014 18:09

    вот и замаячил на горизонте великий кризис с его дочкой-банкротством...увы и так дела шли ни шатко ни валко, а как до реальной оценнки дошло каюк или кирдык наступает вполне отчетливо,весь вопрос во времени,в данном случае в очень непростом положении остались работники завода. Как говорится ни прибыли ни работы. ни светлой перспективы,есть оправдание-кризис, а потому непростое время ожидает семьи работников. Тепрепния им, но главное должен быть реальный бизнес план,ктото должен выйти в цех и с лестницы зачитать программу действий для коллектива - как строить работу, на что переходить, как будет вести себя госпожа зарплата...

  • Анонимно
    13.10.2014 18:21

    В полне согласен с ПанАлексом. Просто парадокс в том, что сейчас технику будут продовать с дисконтом 60-70% т.к. увеличение стоимости авто за последние 1,5-2 года составило 75-150% в зависимости от модели. На вопрос о себестоимости самых ходовых моделей Афанасьев оставил без ответа. Самое большое зло по моему мнению это топмэнеджмент самого автогиганта. На сегоднешний день нет ни одного автомобиля "построенного с нуля", загубленно производство тракторов, л/прицепов, кузовного железа для л/авто. Продается литейный завод (единственный из подразделений кто приносит реальную прибыль - 75% его продукции не относится к КАМАЗу). Будет реализован ПРЗ и Кузнечный заводы которые так же на 45-55% работают на сторону. Вопрос ЗАЧЕМ продавать курицу несущую золотые яйца???? Могу не затрудняя Афанасьева ответить - А Когогину больше нравится играть с бумажками под названиями акции - вывел свои в офшор, потом купил их же у себя. Какое производство, какие рабочие???? Если в вестях камаза говорят: Завод посетили Миниханов, Когогин и другие официальные лица.......

    • Анонимно
      13.10.2014 18:44

      на литейном заводе и ПРЗ уже настолько все прогнило,в прямом смысле,что уже не подлежит ремонту.там стоит оборудование 70х годов!еще чуть-чуть и на этих заводах уже крыша обвалиться,сейчас же она в дырах и ее закрывают полиэтиленом,чтобы на головы рабочих снег и дождь не капал.из этих заводов выжили все соки,все что можно было,все деньги на модернизацию производства,есстественно никто не видел с начала 90х.выжили все что можно,теперь избавляются,больше они прибыль не будут приносить

  • Анонимно
    13.10.2014 18:54

    Строить грузовые автомобили и продавать их в такой экономической ситуации-это вам не высасывать деньги из бюджета на различные проекты: универсиада, метро, иннополис, смарт-сити, Казань-арена. Казанские предприятия то что производит сопоставимое с Камазом?

    • Анонимно
      13.10.2014 19:09

      КАМАз это черная дыра,похожая на АВТОваз.только в отличии от автоваза камаз еще и госзаказом поддерживают и деньги выделяют потому что без этого камаз задохнется и весь город вместе с ним

  • Анонимно
    13.10.2014 19:27

    Когогин (и примкнувший к нему Варданян) уже лет семь готовили предприятие к продаже, т.е. хотели откешиться и уйти почивать. Но немцы оказались коварнее, и не захотели спонсировать этот уход. Сейчас поздно критиковать КАМАЗ. Его показатели сами за себя говорят. А вообще, государству не мешало бы сменить управленческую команду, как это удачным образом произошло на АвтоВАЗе. Не будет смены - так плавно и уйдет кораблик на дно.

    • Анонимно
      14.10.2014 08:29

      Абсолбтно согласен с данным мнением. Некторые решения нужно принимать вовремя, даже если эти решения трудные и так просто не решаются. Опыт показывает, что лучше не будет.

  • Анонимно
    13.10.2014 19:49

    Удивительно, что еще не затронул тему грядущего сокращения

  • Анонимно
    13.10.2014 21:16

    Падают продажи комерческих автомобилей всехмарок ,так как в стране создаются невыносимыеусловия для грузоперевозчиков.Это утилизационныйсбор, желание собирать 3, 7 рубля за километр,ограничения движения весной, осенью, в дневноевремя суток и др.

  • Анонимно
    13.10.2014 22:22

    У нас в России не было года , что бы е было проблем. Надо менять каждые 3-4 года все команды манагеров , ибо они только вред приносят всем . У нас не осталось творческих людей , остались одни болтуны , которые только все разваливают . Как это все уже достало!!!!!!

    • starr
      14.10.2014 16:58

      Есть что по факту предложить? Или ты тоже из команды тех болтунов, о которых пишешь?

  • Анонимно
    14.10.2014 09:47

    Отмечают, что профи на КАМАЗе не держат. Остались удобные, обеспечивающие явку... Отсюда и результаты.

    • Коро
      14.10.2014 10:26

      с чего вы взяли? сейчас в компанию как раз возвращается много молодых и перспективных, а результаты зависят не только от нас, невозможно оставаться сухим в период экономической бури

  • Анонимно
    14.10.2014 11:27

    В советские годы 130 тыс. КамАЗов выпускали в год, 250 тыс.ДВС, на полгода вперед очерди стояли за авт., 150 тыс. человек работало, квартиры бесплатно раздавали, зарплаты на всех хватало- на все это хватало денег. Куда это все ушло и почему?

  • Анонимно
    14.10.2014 16:16

    Надо отправить камазовское руководство на перевоспитание к Бу Андерсону.

  • Анонимно
    14.10.2014 19:09

    ЗАТОКРЫМНАШ! Готовьте грузовики для Аляски!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль