Машиностроение 
14.10.2014

Бу Андерссон: «Если я дам руководителю в России неделю, все равно он все будет делать в последний день»

КНИТУ-КАИ пригласил президента Автоваза рассказать, как вернуть компании былой успех

Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон считает ключевыми шагами к успеху заботу о людях и дисциплину. В КНИТУ-КАИ он рассказал слушателям, среди которых были премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков и ректор вуза Альберт Гильмутдинов, каковы главные задачи топ-менеджмента, как возвращать предприятие на успешные позиции — на примере Группы ГАЗ и АвтоВАЗа. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на лекции, узнала, чем управленцу из Швеции нравится российский скепсис в отношении отечественных автомобилей и какие амбициозные планы намерен реализовать Андерссон, накануне передавший президенту Рустаму Минниханову две новенькие LADA Granta.


Президент АвтоВАЗа выступил с лекцией в КНИТУ-КАИ

АВТОМОБИЛИ ДЛЯ УПРАВДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА, ЛЕКЦИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

В Германо-российском институте КНИТУ-КАИ президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссон накануне выступил перед студентами и преподавателями с лекцией на тему «Как вернуть компании успешные позиции». Среди VIP-слушателей были премьер-министр РТ Ильдар-Халиков и ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. Утром топ-менеджер посетил инжиниринговый центр промышленных лазерных технологий «КАИ-Лазер», который, по признанию гостя, его впечатлил. Затем встретился с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и передал ему ключи от двух новеньких моделей АвтоВАЗа — LADA Granta лифтбек в комплектации Sport. Стоимость каждого из авто составляет 417 тыс. рублей, предназначаются они для управления делами президента РТ.

Среди аудитории было много студентов Института экономики, управления и социальных технологий — будущих управленцев, пришедших получить практические советы. За тем, как заполняется зал, наблюдал лично ректор Гильмутдинов. Он анонсировал прибытие высокопоставленного лектора («Я гарантирую, что лекция будет супер! Вам обязательно понравится», — заразил энтузиазмом молодежь ректор) и сам проверил работу микрофонов. А также заметил, что, несмотря на технический профиль вуза, в зале девушек больше, чем парней. Гильмутдинов попросил аудиторию не быть пассивной, ведь когда еще представится возможность задать вопрос не теоретику бизнеса, а практикующему «топ-менеджеру мирового уровня». Впрочем, забегая вперед, скажем, что все желающие задать вопросы так и не успели — у гостя времени было в обрез.

Бу Андерссон: «Больше всего нравится, что большинство людей не верит, что мы сможем это сделать. Но это еще одна причина, чтобы сделать все в сроки с нужным качеством и по нужной цене»

Когда в зал вошли Андерссон и Халиков, ректор вкратце рассказал о биографии лектора, после чего тот вышел на сцену. Лекция длилась чуть меньше часа и получилась емкой по содержанию и живой. Андерссон показал, что ему не чужды юмор и самоирония (по отношению к себе и АвтоВАЗу), и хорошее знание российского менталитета и реалий. Что неудивительно, в АвтоВАЗ он пришел чуть менее года назад, но до этого почти пять лет был президентом Группы ГАЗ Олега Дерипаски.

«КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР — ДИСЦИПЛИНА»

Президент АвтоВАЗа назвал Татарстан регионом, где за 9 месяцев 2014 года его компания продемонстрировала один из лучших показателей по продажам. На долю продукции автозавода приходится 25% продаж в Казани и треть рынка в РТ. Напомним, что по итогам 6 месяцев лидером на рынке новых легковых автомобилей в Казани стал бренд LADA с объемом продаж 3,2 тыс. машин. И это притом, что падение продаж составило 39% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

«Не бывает плохих людей, но я встречал людей с плохими привычками, которые задаются руководителями. Ключевой фактор в любом деле — дисциплина», — начал выступление Андерссон. По его словам, задача управленцев состоит в том, чтобы давать надежду, распределять ресурсы (как финансовые, так и людские), контролировать исполнение, понимать, кто является конкурентом. «Я работал в 10 странах и скажу вам, что в России руководители должны «давать больше надежды», — сделал он акцент на слове «больше». Задачей руководителя является планирование, установление целевых показателей: «На АвтоВАЗе мы каждый час сверяем запланированные показатели и факты — достигнутые показатели», — сообщил глава компании. «Я люблю Россию по многим причинам. Но на выполнение того, на что уйдет неделя в Европе, я даю руководителю в России один день. Почему? Если я дам ему или ей неделю, все равно они все будут делать в последний день», — с легкой иронией обрисовал он ситуацию под самокритичный смех аудитории.

ПРОГРАММА УЧАСТИЯ В ПРИБЫЛИ ДЛЯ ВСЕХ — ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДО РАБОЧИХ

Сколь печальна была ситуация в Группе ГАЗ перед его приходом, Андерссон продемонстрировал на слайдах. 2008 год компания закончила с миллиардными убытками, но спустя несколько лет вышла на прибыль (в 2012 году — 8,8 млрд., в 2013 — более 4 миллиардов). Одним из первых шагов, которому по признанию Андерссона, предшествовали долгие переговоры с акционерами, было решение о распределении части операционной прибыли между сотрудниками — от менеджмента до рабочих. Он рассказал, что ежегодно каждый сотрудник получал бонус в виде нескольких дополнительных зарплат, для чего, конечно, нужно компании зарабатывать. «Люди стали осмотрительнее при составлении бюджета», — рассказал Андерссон и добавил, что при таком стимулировании каждый работник заинтересован в получении прибыли предприятием и в достижении всех показателей. Ведь нет результатов — нет бонусов.

06.jpg

Андерссон попросил студентов в течение двух минут обдумать, каков основной посыл первой части его выступления. Судя по оживленному гулу в зале, учащиеся принялись обсуждать отнюдь не только смысл бизнес-наставлений лектора, но по истечении 120 секунд пунктуальный шведский гость захлопал в ладоши, призывая к тишине. Не дождавшись ответа от аудитории, он озвучил один из главнейших принципов нового «капитализма с человеческим лицом»: «Самое важное — заботиться о людях. Все заключается в людях», — дал Андерссон совет, который звучит все чаще как секрет Полишинеля из уст теоретиков и практиков бизнеса на Западе, но российские чиновники и бизнесмены заботу о людях по-прежнему считают чем-то диковинным. Он подчеркнул, что на достойном предприятии достойного уровня должно быть не только оборудование, но и столовые, туалеты, душевые, раздевалки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ В ЦЕХАХ И ЕЩЕ РАЗ ДИСЦИПЛИНА

Говоря о задачах по возрождению предприятия, президент АвтоВАЗа назвал ряд пунктов: «Сократить прямые затраты, начать промышленное сотрудничество, улучшить продажи и маркетинг, расплатиться по всем долгам как бы ни было трудно и еще раз дисциплина», — чеканил слова словно на плацу Андерссон — выпускник шведской военной академии, дослужившийся до майора.

На примере автомобильной промышленности Андерссон довольно подробно приводил конкретные меры, которые приходилось применять. Это наличие постоянной обратной связи с дилерами и выстраивание отношений с ними, введение предоплаты для поставок, остановка конвейера в случае перепроизводства, увеличение маржи для дилеров. Среди проблем российских реалий на предприятиях он называет отсутствие четкой маркетинговой стратегии и низкую производительность труда. Он рассказал также, что каждый день по нескольку часов проводит в цехах, заранее не предупреждая о том, куда придет. «Не потому что мне это так уж нравится, а потому что есть сроки запуска производства», — с улыбкой пояснил он. Вероятно, это ежедневное ожидание президента компании на рабочем месте стимулирует дисциплину на местах не хуже премий. Перефразируя известную поговорку, Андерссон заметил, если помочь запрячь лошадь, то россияне будут ехать очень долго, и отметил, что благодарит всех, кто указывает на недостатки для улучшения продукции.

09Р°.jpg

«И БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ, ЧТО НИКТО НЕ ВЕРИТ, ЧТО МЫ ЭТО СДЕЛАЕМ»

АвтоВАЗ, по словам Андерссона, производил 20 машин в расчете на одного работника, сейчас — 40, в следующем году планирует выйти на показатели в 60 авто, как у мировых компаний. Сейчас у АвтоВАЗа 387 дилеров, экспорт продукции российского завода идет в 27 стран. В 2014 году АвтоВАЗ соберет 544 тыс. авто, это 400 тыс. моделей LADA и 144 тыс. под брендами Nissan, Renault, Datsun.

Андерссон в завершение выступления показал новые модели, которые завод начнет выпускать в будущем. Премьер Халиков с интересом разглядывал слайды с новинками АвтоВАЗа — это Lada Vesta (серийный выпуск запланирован на сентябрь 2015 года, около 400 тыс. рублей) Lada X-Ray (420 тыс. рублей) и Lada X-Ray кроссовер (500 тыс. рублей).

«Это станет самым продаваемым автомобилем в России, — пообещал президент АвтоВАЗа и невозмутимо добавил. — И больше всего здесь нравится, что большинство людей не верит, что мы сможем это сделать. Но это еще одна причина, чтобы сделать все в сроки с нужным качеством и по нужной цене».

«ЕСЛИ УБРАТЬ ЭМБЛЕМУ, ЛЮДИ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ НА 20 ПРОЦЕНТОВ БОЛЬШЕ»

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об импортных поставках и том, не приведет ли рост курса валют и текущая ситуация к тому, что продукцию АвтоВАЗа будут покупать просто потому, что другая станет недоступной, лектор ответил отрицательно. «LADA становится все лучше. Люди будут покупать ее, потому что это хороший продукт, — заявил Андерссон. — Но что пугает, если убрать с автомобиля эмблему LADA, люди изъявляют желание платить на 20 процентов больше. И в этом заключаются наши возможности, резерв. Ключевое преимущество АвтоВАЗа сегодня — 81 процент в структуре наших затрат составляют расчеты в рублях», — добавил он.

Среди слушателей было много студентов — будущих управленцев, пришедших получить практические советы

«Что мне нравится на АвтоВАЗе? Я знаю одну вещь: хуже уже не может быть», — с невозмутимым видом продолжил Андерссон, и зал отдал должное его самоиронии, раздались аплодисменты. Всех вопросов лектору желающие задать не успели — Андерссон, ответив на несколько из них, быстро покинул зал вместе с Халиковым. Посещение «КАН-Авто» было следующим пунктом в насыщенном графике Андерссона. В последний раз он приезжал в Казань летом для презентации LADA Granta.

Справка

Бу Инге Андерссон. Родился в г. Фалькенберг (Швеция) 16 октября 1955 года.

Окончил Военную академию Швеции. Имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского университета, закончил программу высшего менеджмента Гарвардского университета в 1999 году. Вступил в ряды вооруженных сил Швеции в возрасте 19 лет, дослужился до звания майора.

Карьеру начал в 1987 году в General Motors как менеджер шведского автомобилестроительного предприятия Saab. В 1990 году был назначен вице-президентом SAAB по закупкам. В 1993 году Андерссон перешел в GM в качестве исполнительного директора по закупкам электротехники, в 1994 году возглавил направление по закупкам химических материалов. В 1997 году Андерссон был назначен на должность вице-президента по закупкам GM Европа. В 1999 году пришел в американское отделение General Motors и возглавил направление по международным закупкам.

С апреля 2007 по июнь 2009 года — вице-президент GM Group по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков. В июне 2009 года Андерссон стал советником Олега Дерипаски по автомобилестроению и главой совета директоров Группы ГАЗ, затем назначен президентом Группы ГАЗ. Под руководством Андерссона обновили модельный ряд в соответствии с современными требованиями рынка, укрепили лидерство на рынке легкого коммерческого транспорта. Совет директоров ОАО «АвтоВАЗ» утвердил Андерссона президентом с 5 ноября 2013 года. Он вступил в должность 13 января 2014 года, с этого времени Андерссон — председатель правления АвтоВАЗа.

Бу Андерссон был признан «Лучшим руководителем 2010 года» в российской автомобильной промышленности на международном автомобильном форуме Адама Смита. В 2011 году Андерссон признан лучшим руководителем автомобильной отрасли Европы в номинации «Развивающиеся рынки» в рамках ежегодного конкурса Eurostars Awards.

В 2012 году Бу Андерссон получил награду «За выдающиеся достижения» журнала Automotive Supply Chain, ведущего европейского автомобильного издания, за восстановление финансового положения Группы ГАЗ после кризиса и обеспечение лидерства компании на российском рынке легких коммерческих автомобилей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.10.2014 09:01

    Былой успех невозможен

  • Анонимно
    14.10.2014 09:02

    "...будущих управленцев, пришедших получить практические советы..." А нас-то, советских инженеров, учили, что для того, чтобы чем-то управлять, надо знать объект управления предметно, изнутри. А не по несуществующим т.н. "экономическим" законам.А потом и возникают "трехтактные" управленцы, а мы все удивляемся отсутствию каких-либо результатов от их деятельности.

    • Анонимно
      14.10.2014 10:07

      Совершенно верно. Надо глубоко знать объект управления. И этот объект управления - человеческие ресурсы.

    • Анонимно
      14.10.2014 20:59

      вот поэтому то и экономика на дне, из-за этих советских горе инженеров.

  • Анонимно
    14.10.2014 09:06

    Очень интересный человек и грамотный руководитель. Сильная харизма у него. Ну и подходы чисто западные, многие руководители в РОссии так просто не смогут руководить. Не то воспитание и образование..

  • Анонимно
    14.10.2014 09:30

    Был бы очень рад видеть его генеральным директором ОАО "КАМАЗ", может было бы не так стыдно за КАМАЗ

    • Анонимно
      14.10.2014 10:26

      неспроста его приглашают в республику. всему своё время

    • Анонимно
      14.10.2014 10:43

      перейти с ВАЗа на КАМАЗ это понижение в должности

    • Коро
      14.10.2014 11:38

      да разваливается ваш автоваз, вместе с машинами

      • Анонимно
        14.10.2014 21:03

        так и есть, если уже более 140 тыс иномарок собирает и втюхивает недалеким, помешанным на инопомойках.

    • Анонимно
      14.10.2014 21:01

      у камаза руководитель не хуже, а вот состояние оборудования и стада горе работников хуже. Даже мерседесовцы вешаются от лени работников.

    • Анонимно
      15.10.2014 16:26

      На КамАЗ надо его

  • Анонимно
    14.10.2014 11:05

    КАИ былую славу не вернешь

  • Анонимно
    14.10.2014 11:58

    Хотите проблем в Челнах,социальных и экономических, связанных с массовыми сокращениями на КАМАЗе? Тогда, конечно, велкам, г-н Андерссон!

  • Анонимно
    14.10.2014 12:15

    Бу Андерссон бик дойрес сойли )

  • Вадя
    14.10.2014 13:26

    "Хуже уже не может быть" - то есть что бы он не сделал, это априори будет лучше существующего положения вещей. Вот оно - правильное позиционирование. Он тут поруководит, зарплату получит и уйдёт. Главное - хуже ведь не сделал, ибо куда же хуже.

    • Анонимно
      14.10.2014 13:40

      Да нет, Бу реально старается. Считаю появление Гранты и Калины 2 однозначно хорошим и успешным началом восстановления советского автопрома.

    • Анонимно
      14.10.2014 16:31

      Бегать по цехам - это далеко не стиль "наших" гендиректоров в костюмах от Бриони.

  • Gesta
    14.10.2014 14:22

    Посмотрим, что будет дальше. Пока что он делает стандартные-типовые вещи, которые ничего, кроме здравого смысла, не содержат. Прописные истины любого современного производства. Это все-таки не стратег-гений аля Карлос Гон, а просто обычная рабочая лошадка. Для ВАЗа и это откровение....

  • Анонимно
    14.10.2014 14:28

    Хотел купить приору хетчбек амт, пожалуй, подожду годик и возьму икс-рэй;)

  • Анонимно
    14.10.2014 15:16

    Может и он когда-нибудь освоит Русское неделание. Состояние, когда все получается без напряжения и нервных потуг. Не знаю работает ли это состояние для массового производства, но для отдельного человека хорошо работает. Надо только этому научиться. Все происходит само собой. По щучьему велению и по моему хотению. Надо только опуститься на самое дно и сжечь гордыню. И тогда то, что нужно нам по судьбе придет в нужное время, в нужном месте и в нужном количестве.

    • Анонимно
      14.10.2014 18:30

      Это как раз то, что "им" до смерти хотелось бы сжить со свету. Понять "русское дао" они просто физиологически не в состоянии. )

    • Анонимно
      14.10.2014 21:06

      Да ладно вам, в России всегда варяги добивались успеха, возьмите Спб, Петергоф.

  • Анонимно
    14.10.2014 15:55

    А Комаров-то, по-тихому ушел, что-то не смог, видимо...

  • Анонимно
    14.10.2014 16:03

    Было бы неплохо назначить Бу Андерсона генеральным директором КАМАЗа, да боюсь он не согласится идти в такой отстойник. КАМАЗ не поддается реформам, потому что на КАМАЗе к людям относятся как к рабам.

    • Анонимно
      15.10.2014 16:22

      Андерсона на Камаз пускать нельзя, все Наб.Челны взвоют от сокращения рабочих и специалистов , у которых семьи и дети. Спросите простой народ в Тольятти , вам всем скажут кто такой Бу Андерсон.Этот стратег во всем и всех видит коррупцию, а то что в Тольятти закрываются предприятия которые делали продукцию для ВАЗа , он не видит.За то комплектующие тащут из-за бугра, а Российская промышленность и малый бизнес пусть загибаются, он не помощник,а вредитель.

  • Анонимно
    14.10.2014 18:25

    Не управленцев надо было звать а технарь в этом ошибка большинства.Что касается Бы такого руководителя еще надо поискать в России.

  • Анонимно
    14.10.2014 19:14

    Видимо гранта спорт только для управделами стоит 417 тыс. В автосалоне для всех гранта спорт седан стоит 483 тыс.

  • Анонимно
    14.10.2014 21:30

    Как мы падки на разговоры. Не надо бу-бу про Бу. Пусть он выведет АвтоВаз куда-нибудь и когда-нибудь, тогда и про приглашение на Камаз можно поговорить. А так...

  • Анонимно
    15.10.2014 15:23

    Молодец, результат будет, свою нишу займет! Хватит хаить ВАЗы, почти каждый начинал ездить на этих машинах, у каждого свои вкусы и возможности. Качество действительно стало не плохим - племянник проездил на приоре 230 тыс., сцепление, гранаты, пыльники все свое, движок масло ни капли не ест! Разве это плохо!?

  • Анонимно
    18.12.2014 22:11

    Добрый день! Меня зовут Александр. Две недели назад решил приобрести авто, долго выбирал, присматривался. Решил поддержать наш российский автопром и приобрести LADA Granta (седан). Одиннадцатого декабря 2014 года поехал в город Ставрополь, заехал в два автосалона официальных дилеров АВТОВАЗ, мне сказали, что завод АВТОВАЗ приостановил производства из-за нестабильности в стране. Ну я не отчаивался и продолжал поиск заехав в следующий автосалона официального дилера АВТОВАЗ Русь-Авто ул. Кулакова 22г мне предложил менеджер Иван авто LADA Granta (седан) в комплектации «норма» цена 325 000 рублей. Но менеджер Иван предупредил, что нет ПТС (Паспорт транспортного средства) в наличии и будет через три рабочих дня после предоплаты. Внес предоплату в кассу 100 000 рублей, выдали чек от компании Фобос, зарегистрированный в городе Тольятти. Меня это насторожило, попросил у менеджера Ивана договор, он ответил, что чек и является договором. Ну, думаю, автосалон официального дилера АВТОВАЗ все будет по закону. Семнадцатого декабря 2014 года мне позвонил менеджер Иван и сказал, цитирую; ПТС пришло но цена на авто поднялась на 19 000 рублей. Хотя на официальном сайте АВТОВАЗ «www.lada.ru» цена не изменилась. Сразу позвонил на, горячую линию АВТОВАЗ 8-800-200-52-32 мне подтверждают, что цена не изменилась. Но помочь они не могут. Решил позвонить в центр удовлетворенности потребителей 8-848-264-20-20 АВТОВАЗ тут меня смогли только проконсультировать, как правильно покупать авто. А то, что у официального дилера АВТОВАЗ цена поднялась, этот вопрос решить не могут. Не дождавшись помощи, восемнадцатого декабря 2014 года поехал в автосалон за покупкой авто за ту цену что они предлагают 344 000 рублей. Ну тут меня ждал сюрприз, менеджер Иван заявил что авто не продается и автосалон приостановил продажи и предложил забрать предоплату. Зашел к директору автосалона он ответил, что завод приостановил производства и запретил продажи автомобилей. Прошу, главу автогиганта разобраться с этими аферистами. Просьба блогеров и тех, кто читает это послание, продвигать его как это будет возможно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль