Общество 
17.10.2014

«Зеленые» города в России: войны мегатрендов

Обезвреживать бомбу замедленного действия в виде перенаселенных городов с плохой экологией придется будущим поколениям

Ежегодно под полигоны отходов в России отводятся территории, соизмеримые по размерам с территорией Москвы. C настоящей «бомбой замедленного действия» под боком уже живет нынешнее поколение россиян, а решать эту проблему придется их детям. А поскольку городское население увеличивается во всем мире, проблема создания «умных» городов и «зеленых» технологий для их жителей будет стоять все более остро. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на дискуссии в рамках форума «Открытые инновации» в Москве, узнала, под каким углом смотрят на будущее «зеленых» городов эксперты — в России и в Китае.


ПОИСК РЕШЕНИЙ ВНУТРИ ПРОБЛЕМ

С каждым годом доля городского населения в мире только увеличивается. Ожидается, что с 2025 по 2030 год она вырастет еще на 1,5%. В связи с этим на первое место выходят проблемы создания и функционирования таких городов будущего, которые смогут выдержать экспоненциальный рост населения, изменение климата и природные катаклизмы, а также станут деловыми и промышленными центрами с высокими экологическими стандартами. Такие города будущего называют «умными». Спроектированный в соответствии с «зелеными» технологиями «Смарт Сити Казань» появится и в Татарстане. На прошедшем в Москве форуме «Открытые инновации» одна из дискуссий как раз была посвящена проблемам «зеленых» городов.

Модератор дискуссии, старший вице-президент редакции Eastwick Майкл Канеллос отметил, что уже сейчас города становятся «зелеными», потому что для строительства домов используются экологические материалы, различные «зеленые» технологии применяются в транспорте, предпринимаются усилия по организации переработки мусора. Однако он уверен, что проблема требует комплексного подхода, так как власть и фирмы сложно заставить работать в унисон, тем более что у «зеленых» технологий есть противники.

Майкл Канеллос (Фото: forinnovations2014.tassphoto.com)
Майкл Канеллос

Руководитель направления стратегических проектов департамента по работе с государственными и образовательными организациями ООО «Майкрософт Рус» Александр Данилин подчеркнул, что тренд на развитие городов сопровождается тем, что в ближайшие 20 лет увеличится разрыв между доступностью ресурсов, энергии, воды, питания и потребностью в этих ресурсах. Сегодня города занимают примерно 2% от площади поверхности Земли, но потребляют 80% электроэнергии и генерируют 75% углекислого газа. Данилин заметил, что история человечества показывает, каким образом людям удавалось использовать одни мегатренды для компенсации негативных последствий других мегатрендов. Таким образом, он уверен, что мегатренд развития городов позволят решить мегатренды IT-сферы: облачные и мобильные вычисления, социальные коммуникации и «интернет вещей». Они позволяют компенсировать издержки, которые несет с собой мегатренд развития городов. «Интересно то, что современные тренды в IT-индустрии позволяют решать проблемы «умных» городов, экономии ресурсов», — считает Данилин.

ПОЛИГОН ДЛЯ ОТХОДОВ РАЗМЕРОМ С МОСКВУ

Директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина рассказала о российских проблемах городской экологии. Всего в РФ существуют 1100 городов, из которых 779 — так называемые малые города, численность населения которых не превышает 50 тыс. человек. «Они не имеют таких мегабюджетов, как Москва, Санкт-Петербург. Им достаточно тяжело решать проблемы, связанные с состоянием окружающей среды», — подчеркнула Ильина. Другая проблема России — высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. «У нас примерно 138 городов имеют высокий и очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. В основном это, конечно, крупные города. Но 57 процентов городского населения России живет в неблагоприятных условиях загрязнения атмосферного воздуха», — уточнила она. Третью проблему эксперт связала с большими потерями пресной воды, которые составляют 12,5% — это примерно 7,5 млн. кубометров каждый год.

Ирина Ильина
Ирина Ильина

Третью проблему Ильина видит в утилизации твердых бытовых отходов. Сейчас поставлена задача довести переработку таких отходов до 14%. «На самом деле это маленькая цифра для такой развитой страны, как РФ. Более того, ежегодно под полигоны твердых бытовых отходов и свалки ежегодно отводится 115 тысяч гектаров — это площадь, равная площади Москвы. То есть примерно каждый год мы такую огромную площадь, как Москва, отводим под полигоны отходов, а ведь это бомба замедленного действия, и разбираться с этими полигонами придется будущим жителям РФ», — предостерегла Ильина. При этом потребность в «зеленых» технологиях в России очень высокая, а вот возможности нет. В ВШЭ проанализировали 144 города и пришли к выводу, что примерно только треть из них имеют потенциал внедрения в краткосрочном периоде инновационных «зеленых» технологий. К таким городам, по словам Ильиной, можно отнести наукограды, города с мощными градообразующими предприятиями и северные города.

Тем не менее в России существует тренд, в рамках которого люди из малых городов переезжают в большие, в итоге в малых городах наблюдается эффект депопуляции. «Внедрение «умных» технологий одновременно будет способствовать повышению качества жизни и сохранению жизнедеятельности этих городов в долгосрочном периоде», — уверена Ильина. Тем более в России уже на государственном уровне подняли эту проблему и приняли, например, решения о повышении энергоэффективности, утверждаются стандарты по энергоэффективности зданий.

Ильина предложила создавать отдельные программы под каждый город индивидуально. «Во многих случаях все зависит не только от каких-то общих проблем города, очень многое зависит от его географического положения, климатических условий, демографической ситуации, зависит от того, какая экономика там, какая отрасль развивается, и очень многое зависит от населения и от инициативности местных органов власти», — подытожила она.

ПРОЩЕ ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ГОРОД

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский подтвердил, что тема отходов для столицы первостепенна. «Около 35 миллионов тонн отходов в год выделяется только в Москве, из них 3,5 миллиона тонн самые опасные, которые требуют разделения, утилизации, сепарации, плюс 1,5 миллиона тонн — это крупногабаритный мусор, который тоже требует утилизации, 5 миллионов тонн — это те отходы, которые непосредственно требуют обработки», — перечислил он. Кульбачевский добавил, что тем не менее проблема со строительными отходами более-менее решена.

Он заверил, что в Москве изучают мировой опыт и пытаются применять его в городе. Однако проблема в России заключается в том, что стоимость утилизации одной тонны отходов несоизмерима по стоимости с европейским уровнем. «У нас в Москве самый высокий уровень и самая высокая стоимость — около 3,5 тысяч рублей за тонну», — довил он.

Сейчас, на его взгляд, власти столицы нашли модель, позволяющую привлечь в отрасль инвесторов, — заключили 15-летние контракты с компаниями по переработке отходов. Одна компания обслуживает один округ. По словам Кульбачевского, все эти компании крупные, так как мелкие решение такой задачи не потянули бы. Сейчас компании-операторы должны вовлекать во вторичную переработку 15% отходов, а затем довести этот показатель до 40%. Чиновник надеется, что в ближайшее время будут созданы мусороперерабатывающие предприятия. «Я с надеждой смотрю в будущее. Думаю, в течение трех-пяти лет мы эту проблему должны закрыть и создать отрасль по переработке отходов», — заключил он.

О важности проблемы создания «зеленых» городов говорил и руководитель службы развития инновационной экосистемы ОАО «РВК», председатель EcoLounge Георгий Гоголев. По его словам, препятствием на пути внедрения современных технологий в России становится обветшавшая инфраструктура. Поэтому сейчас городам необходимо принимать новое видение ситуации, ведь чем больше город потребляет, тем больше загрязняет и тем больше требует средств, а это, в свою очередь, сказывается и на местной экономике. «Надо смотреть в направлении «зеленых» городов», — посоветовал он.

Гоголев видит проблему и в том, что экологические проекты разрабатываются дольше, чем работает правительство. Он призвал власти быть открытыми к изменениям. Гоголев отметил, что в России фактически ничего не происходит, тогда как, например, в Окленде в Калифорнии планы экологического развития рассчитываются на 300 лет вперед.

Над вопросами экологии думают и в Китае. Президент китайского института по исследованию экологически чистых материалов, применяемых к городскому строительству, Zhuoda Group Ма Цзюань Жун рассказал, что в стране существуют пять категорий «зеленого» строительства. Статистика показывает, что до 2013 года 1446 проектов получили статус «зеленого» строительства, но в сравнении с общими объемами строительства, по его мнению, этого мало, поскольку в КНР ежегодная площадь строительства составляет более 2 млрд. кв. метров.

Ильина напомнила про «Смарт Сити Казань». «Старый город растет по своим законам, а в новом будут внедряться все современные технологии, появится возможность сравнить, что лучше», — пояснила она. С ней согласился Кульбачевский, заявив, что новый город с нуля создавать проще, чем перестраивать старый.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.10.2014 09:00

    Надо меняться в голове каждому, выработать политику личной и национальной независимости от потребительского тренда. Ведь тогда сократится количество мусора на территории РФ, проявятся и многие другие плюсы, к примеру возрастет нравственность.Помните, лет 12 назад автомобили были значительно более надежными, чем потенциально-модный хлам с современными технологиями? Их ресурс рассчитывался на 10-12 лет использования, тогда как современные на 6-7 лет максимум. Надо возвращаться к этому.Экономика России может это реализовать, т.к. в основном зависит от экспорта недр, а не от внутреннего потребительского спроса. Хоть в этом будет наш козырь. Однако в производстве и переработке придется откуда-то привлекать технологии.Вот еще возможные меры:- Следить за экологией большегрузного и профессионального транспорта.- Ввести бОльшую пошлину на мощные двигатели. - - Ввести пошлину на размер авто- Развивать электрический общественный транспорт.- Создавать велоинфраструктуру.

    • Анонимно
      17.10.2014 10:38

      Не говори ерунду. Все автомобили рассчитываются на 10 лет службы. И отлично этот срок выдерживают, даже ВАЗы. Другое дело, что через 5 лет становится все менее выгодно ездить на таком автомобиле - бензин дорожает, экологические нормы растут, в автомобиле нужно уже менять все жидкости, треть износившихся резинок, регулировать многие параметры.Для россиян, привыкших проводить выходные "под машиной", это кажется ерундой.А вот иностранцам кажется обузой, ибо это отнимает время и деньги.

  • Анонимно
    17.10.2014 09:02

    Добро пожаловать в Зеленодольск!!! :)))

  • Анонимно
    17.10.2014 09:07

    с мусором так все плохо то.....

  • Анонимно
    17.10.2014 10:01

    Действительно, у «зеленых» технологий есть противники - это "нулевая колонна"-самая вредная и опасная для всего живого. "Нулевая колонна" - это те, кто нацелен на принцип "ноль вторичных ресурсов", т.е. на строительство мегасвалок, на которые свозится месиво после нахождения сначала в евроконтейнерах, затем в транспорте с сильным уплотнением.Если всё делать с точностью до наоборот, то в России модно за 2-3 года перейти от 3-4% отбора и использования видов вторичных ресурсов до 90-95%. Для этого надо, чтобы была создана "колонна" другого уровня, по-экологически - это пятый класс (практически безопасный). Технология РОМХ (изобретение № 2468875)нацелена именно на это.КМЛ

  • Анонимно
    17.10.2014 11:40

    Кто знает, куда можно сдать отработавшие свой срок эл. батарейки, аккумуляторные батареи от электроинструментов, энергосберегающие лампы?

    • Анонимно
      17.10.2014 14:09

      Батарейки точно можно сдать в Икею, сама сдавала. Лампочки они тоже вроде бы принимают, но это нужно уточнить.А вот куда бы сдавать пластиковые бутылки?

  • Анонимно
    17.10.2014 15:48

    в городе поставили контейнеры для раздельного сбора мусора (бумага, пластик, стекло), но в таких неудобных местах!!! Нельзя было поставить на дороге к остановкам транспорта или у магазинов? идет человек и прихватил с собой мешок, а так контейнеры стоят пустые, а за Самосыровской свалкой готовят поле для нового полигона...

  • Анонимно
    17.10.2014 22:34

    Эколог.

    Хочу напомнить , что кладбища и Мега кладбща г. Москвы вносят не меньшую лепту в загрязнение окружающей среды.
    Города окружены огромными кладбищами , и продолжают расширяться.
    Выход есть - строительство крематориев.!
    К этому..., Европа пришла лет 20-ть назад , в Германии 2/3 населения кремирую.
    Однако , есть и НО - религия.

  • Анонимно
    18.10.2014 01:26

    Несколько лет назад правительство заклеймило использование ламп накаливания и пропагандировало переход на энергосберегающие лампы, которые относятся к 1-му классу опасности(высокотоксичные, после попадания в окружающую среду период распада или полураспада отсутствует). Но при этом совершенно не продумав способы сбора данных отходов. В итоге многие мои знакомые по незнанию и беспечности отправляют и ртутные лампы и батарейки и пр в мусорное ведро. Во -первых необходимо обозначить для населения места сбора таких отходов. Во вторых объяснять людям последствия неправильного обращения с опасными отходами. Это действительно бомба замедленного действия...

  • Анонимно
    18.10.2014 22:19

    угадайте с одного раза куда отвезут отходы самого современного города России?? Угадали! На Самосыровскую свалку!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль