Общество 
17.10.2014

Китай предлагает на трассе ВСМ Москва – Казань – Пекин сэкономить $100 миллиардов

Быстрее и дешевле китайцев не строит никто, но в таком случае российскому бизнесу придется проститься с идеей заработать на «проекте века»

Сегодня китайские СМИ обсуждают «проект века» — высокоскоростную трассу Москва — Пекин. Газета «Цзинхуа шибао», описывая результаты одобренного Дмитрием Медведевым и Ли Кэцяном меморандума, оценивает стоимость трассы протяженностью 7 тыс. км в $350 миллиардов. При этом подчеркивается: если строить по китайским технологиям, можно сэкономить по $17 млн. на каждом километре ВСМ и построить дорогу за $245 миллиардов. Между тем для российских властей ВСМ всегда была одним из драйверов будущего развития экономики — за счет гигантских заказов бизнесу, налоговых отчислений и т.д. Но китайцы предлагают строить сами и сэкономить. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты полагают, что лучше прислушаться к мнению китайцев: в этом случае больше шансов, что дорогу вообще построят.

7 ТЫС. КИЛОМЕТРОВ

Сегодня китайская газета «Цзинхуа шибао» опубликовала материал по поводу подписанного 13 октября меморандума между Россией и Китаем по поводу строительства высокоскоростной магистрали Москва — Пекин. Напомним, что документ подписан в правительстве РФ после совместного заседания, которое провели российский премьер Дмитрий Медведев и глава правительства Китая Ли Кэцян. Цель меморандума — разработка проекта транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект ВСМ Москва — Казань.

«Это означает, что более чем 7 тысяч километров высокоскоростных железнодорожных путей свяжут Пекин и Москву, — пишет китайская газета. — Время в пути сократится с нынешних 6 до 2 дней при скорости состава 350 километров в час». Для сравнения автор добавляет, что время прямого авиаперелета — 9 часов. Медведев в ходе встречи на Московском международном инвестиционном форуме высказал сомнения в возможности китайских специалистов решить проблему прокладки трассы в условиях холодной Сибири, пишет китайское издание. Ли подчеркнул, что Китай имеет большой опыт управления в регионах с холодным климатом, так что технологические возможности гарантированы. Причем китайские технологии дешевле западных, подчеркивает газета, ссылаясь на мнение академика Ван Мэй-шу. Стоимость километра ВСМ на Западе — примерно $50 млн., в то время как китайцы готовы строить по $33 млн. за километр. Иными словами, если по западным технологиям ВСМ такой протяженности обойдется в $350 млрд., то по китайским — $245 миллиардов (1,5 трлн. юаней). Китай должен при этом будет отвечать за планирование, проектирование, строительство взамен поставок энергоносителей из России.

РАДИ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Среди выгод строительства отмечается значительный подъем смежных отраслей в самом Китае и соседних странах. При этом улучшится торговый статус Китая за счет удобства перемещения китайской продукции в Европу. В общем, все это говорит в пользу возрождения Великого шелкового пути. При этом автор отмечает, что первоочередным проектом будет строительство дороги Москва — Казань и далее, как ожидается, ВСМ пройдет до Пекина. Дальнейшими шагами реализации меморандума станет техническое и экономическое обоснование, обсуждение правовых и организационных аспектов безопасности проекта, а затем — бизнес-аспекты строительства. В настоящее время Китай и Россия создали совместную рабочую группу по разработке высокоскоростного железнодорожного сообщения в области стратегического партнерства, в том числе всестороннего сотрудничества в разработке проекта, строительства, услуг, поставки оборудования, инвестиций и финансирования.

Наибольшей проблемой, естественно, может стать вопрос финансирования строительства. Для этого Москве понадобится поистине астрономическая сумма, отмечает китайский эксперт. Но если деньги найдут, то отдельные участки дороги могут быть построены быстро — в течение пяти лет.

Напомним, что китайцы согласны вложить $10 млрд. в строительство участка ВСМ Москва — Казань. Условием этого как раз и стало принципиальное согласие Москвы продлить трассу до Пекина. Впервые о необходимости ВСМ Москва — Казань заявил президент РФ Владимир Путин — в случае строительства до Москвы можно будет доехать за 3,5 часа, а пассажиропоток оценивается в 10,5 млн. человек к 2020 году. Тогда стоимость трассы оценивалась в 1 трлн. рублей, но из-за изменений курса рубля сложно оценить долларовую стоимость дороги. Так что предложение китайцев интересное, но все нужно считать.

screen-shot-2012-09-26-at-1-25-37-pm.jpg
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

О том, что в проекте ВСМ Москва — Казань может участвовать СIC, впервые сообщил на сентябрьском форуме в Сочи Александр Мишарин. Он рассказал также, что ВСМ может протянуться до Пекина. Суммарное время поездки от Москвы до столицы Китая в настоящее время составляет 130 часов, после запуска скоростной линии останется 37 часов. Тогда же на форуме министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что вопрос с финансированием проекта остается открытым, несмотря на то что транспортной стратегией до 2030 года, утвержденной в июне правительством, предполагается строительство более 4 тыс. км высокоскоростных линий.

Сейчас международные поезда из Пекина в Москву и обратно курсируют каждую среду и субботу. Первый поезд по маршруту Пекин — Улан-Батор — Москва ушел в рейс 24 мая 1960 года.

ДЕШЕВЛЕ И БЫСТРЕЕ КИТАЙЦЕВ НЕ СТРОИТ НИКТО:

ДЛЯ РОССИИ ЭТО НЕ САМЫЙ ПЛОХОЙ ВАРИАНТ

Аналитики, с которыми поговорил «БИЗНЕС Online», полагают, что участие китайских компаний в финансировании и строительстве ВСМ является единственным на данный момент способом реализовать этот проект.

Михаил Бурмистров генеральный директор «INFOLine-Аналитика»:

— Дешевле и быстрее, чем китайцы, никто в мире не строит. Другой вопрос в том, что построенное китайцами не всегда эксплуатируется без проблем, в том числе из-за необходимости адаптации технологий. И разница в стоимости частично нивелируется. При этом если китайцы обеспечат финансирование, то это на сегодня будет единственная возможность для России реализовать этот проект, поскольку при текущем состоянии бюджета, объеме запросов на средства фонда национального благосостояния вероятность того, что что-то останется на ВСМ, крайне мала. Более того, правительство, скорее всего, просто не станет начинать финансировать этот проект, если будет риск того, что все это превратится в огромный недострой. Рассчитывать же на западные инвестиции в условиях санкций просто нельзя.

Да, в этом случае будут китайские технологии, китайские подрядчики, китайские рабочие, но для России это не самый плохой вариант, потому что будут отечественные стройматериалы, рельсы, можно предусмотреть локализацию производства подвижного состава и т.д.

Продление линии ВСМ до Пекина — это для России идеальный вариант, поскольку он значительно повысит экономическую эффективность проекта. Кроме того, это создаст для нашей страны хорошие возможности для развития сотрудничества с КНР. В целом я думаю, что в ближайшие два года строительство ВСМ не начнется. Мне кажется, что хорошо, если оно стартует до 2020 года.

Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:

ВСМ — очень перспективное направление. Сейчас большинство товаров требуют все больших скоростей доставки, поэтому чем быстрее будут идти вагоны, тем лучше будет для бизнеса. Россия имеет хорошие шансы стать крупным транзитером товаров между Китаем и Европой. Повышение грузооборота принесет дополнительные поступления в бюджет. Причем помимо прямых доходов с транзита можно рассчитывать на ускорение темпов роста экономики за счет появления новых компаний по линии следования ВСМ.

Особой проблемы в том, что подряды на строительство ВСМ могут достаться в основном китайским компаниям, нет. Китайская сторона может принести инвестиции в этот проект, а это для нас является приоритетом на настоящий момент, поскольку приток средств из Европы и других регионов мира сейчас снизился. Так что я считаю, что сотрудничество будет взаимовыгодным, несмотря на то что мы будем использовать их технологии и рабочую силу.

Владимир Савчукзаместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

— Как уже давно показал и доказал международный опыт, развитие ВСМ несет в себе значительный макроэкономический эффект как с точки зрения заказа для промышленности (если при строительстве будут использоваться отечественные материалы и рабочая сила), так и с точки зрения дальнейшего развития прилегающих к магистрали территорий. Подсчеты, проведенные по проекту ВСМ в России, также свидетельствуют о таких эффектах. Предложение компаний Китая пока с трудом поддается оценке. Большое количество неизвестных параметров — технических, финансовых, регуляторных — не позволяет утвердительно сказать, какое решение будет выгоднее для экономики России: реализовывать ВСМ при помощи западных подрядчиков, китайских или же собственными силами. При оценке стоимости проекта также целесообразно оценивать эксплуатационные затраты на срок жизненного цикла проекта в зависимости от технических решений, поскольку можно построить инфраструктуру за относительно небольшие средства, но нести повышенные расходы в период эксплуатации и наоборот. Особенность переговоров состоит в том, что и западные, и восточные партнеры предлагают «связанные кредитные ресурсы». Тот партнер, который предоставит финансирование, тот и будет стараться принять более активное участие в проекте на этапе проектирования, строительства, поставки подвижного состава и, возможно, эксплуатации и ремонта.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (74) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.10.2014 15:53

    а как же откаты? щщщас!

  • Анонимно
    17.10.2014 15:56

    Будущее России в руках китайцев! Я правильно понимаю?

  • Анонимно
    17.10.2014 16:07

    100 миллиардов наши не упустят

    • Анонимно
      17.10.2014 17:18

      не 100, а гораздо больше - написано же что сравнивают с Западом. Так что наши украдут все 200 млрд $

  • Анонимно
    17.10.2014 16:08

    И рухнет мечта Комарова Ф.Ф. заработать деньги на этом проекте, а сколько он уже вложил, все "коту под хвост" получается.

    • Анонимно
      17.10.2014 17:58

      Комаров занимается не ВСМ, а автотранспортным трансконтинентальным коридором Западный Китай - Северная Европа. На это будет спрос еще больше и всегда.

  • Анонимно
    17.10.2014 16:14

    пускай строят лишь бы было

  • Анонимно
    17.10.2014 16:16

    Молодца китайцы- Роснефть с Газпромом подвесили, теперь за РЖД взялись. Откидыватся будем как обычно -газом да нефтью.

  • Анонимно
    17.10.2014 16:22

    "хочешь говорить с шефом на одном языке ? - учи китайский!!!"

    • Анонимно
      17.10.2014 16:28

      по этой дороге можно не только рис возить - можно и военных привезти из Китая в Европу.

      • Анонимно
        17.10.2014 16:39

        а у Емели и печь ездила,и ведра ходили...В одной стране мира местные вообще не работают-все выполняют госарбайтеры!А они только молятся,и Аллах дает!Неужели и у нас такие времена наступают?знакум

    • Анонимно
      17.10.2014 17:02

      По такой логике, все кто сейчас учат английский видят своим шефом дядю сэма?

  • Анонимно
    17.10.2014 16:36

    дв и сибирь в обмен на крым и нефть по 50 баксов китаю. гениальная многоходовка самизнаетекого.

    • Анонимно
      17.10.2014 16:39

      Просто зачем продавать "в розницу". Нужно сразу оптом половину отдать и свалить.

    • Анонимно
      17.10.2014 17:05

      Представляю сколько недовольных. Ни "отпилить", "ни откатить", китайцы не дадут. Думаю в комментах такие "страшилки"про злодеев с узкими глазами появятся, что серой адской запахнет. Решение правильное. Вспомним, даже на таком мизере, по сравнению с ВСМ как "Русский остров" сколько наши "патригархи" уворовали.Дороге быть.На месте начальства и для строительства космодрома на Дальнем Востоке китайцев привлек бы на паях.

  • Анонимно
    17.10.2014 16:39

    Простому человеку не нужна эта дорога, но если уж строить, то лучше отдать Китаю. Нам откатов не видать, так пусть хоть дешевле построят и главное будет качественнее, а значит безопаснее. А заказы все равно можно размещать и у них и у нас.

  • Анонимно
    17.10.2014 16:43

    даешь Маглев с маршрутом Казань-Шанхай!

  • спокойрый
    17.10.2014 16:46

    есть старая поговорка бойся данайцев дары приносящих ну российские власти посчитали что россии запад более опасен чем китай насколько это правильно не знаю но боюсь что отвечать за этот выбор придется моим детям

    • Анонимно
      18.10.2014 11:39

      Не надо бояться. Китай дружественная нам страна. Китайцы не агрессивная нация. Посмотрите на ее историю. Они чаще других стран сами были завоеваны и становились колонией западных стран.

      • спокойрый
        18.10.2014 15:27

        знаешь я не боюсь у меня нет заводов судов пароходов и мне нечего терять а вот вы мыслите категориями дворовых хулиганских шаек дружественная шайка недружественная в политике такого не бывает в политике если страна не может нормально вести дела у себя то она может развалиться и на ее месте возникнут другие страны даже возможно с другим этническим составом так что учи китайский

  • Анонимно
    17.10.2014 17:10

    Создается впечатление, что при таком раскладе эта дорога нужнее Китаю.

  • Анонимно
    17.10.2014 17:38

    ...сэкономить $100 миллиардов?-это не по-пацански,не по понятиям,это противоречит нашим духовным скрепам,на хрена нам такой бизнес?

  • Анонимно
    17.10.2014 17:41

    Ха,да если бы стояла задача сэкономить $100 миллиардов,мы бы эту дорогу сами бы давно построили,и автодороги были бы лучшими в мире,да и ещё много чего понастроили бы,только...сколько средств выведено за рубеж за 15 лет правления Путина?

  • Анонимно
    17.10.2014 17:45

    Тимур!!!Вообще то в Китае за коррупцию РАССТРЕЛ.Может и у нас попробовать а то ВСЁ по МЕЛОЧАМ работаем.Вот долго думал ЮРИСТ ДОДУМАЛСЯ ПЕЧАТИ отменить,до этого ЮРИСТ ПОЯСНОЕ ВРЕМЯ менял,потом Президент отменял.Всё это по мелочам откаты и прочие преференции.ВОТ Ж/Д ДОРОГА от СМОСКВЫ через Великую КАЗАНЬ до Пекина ЭТО КАЙФ наивысший КОРРУПЦИОННЫЙ возможный размах.А как братья Самбисты что из-за санкций не останутся в стороне????А как Чубайс может же ЧЕРТЯГА НАНУ к Ж/Дприспособить и смотришь мириады долларов отхватит конечно на рискованные венчурные проекты по ж\д отпросить.Если ничего не получится а деньги Чубайс рассуёт по фирмам однодневкам так на то и ВЕНЧУРНЫЙ рисковый проект не все же проекты выстреливают.Так Китайцы ЗАРАЗА хотят удешевить проекттам же у них за коррупцию РАССТРЕЛА как же нашим хапунам ЛИБЕРАЛИСТАМ жить тоесли не будет чем поживится?????Америка ведь требует Россию наказать.

    • Анонимно
      17.10.2014 21:55

      Ага коррупции в Китае нет. А о том что на Аммонии в Менделеевске китайские менеджеры практически открыто берут откат за то что твою технику берут в аренду мы не знаем?

    • Анонимно
      18.10.2014 08:35

      Побывайте в Китае и поймете, все что у нас про них рассказывают это не правда, коррупционеры, наркота, проституция и тд все это есть и практически все открыто и доступно, и никаких тебе лозунгов и транспарантов на улицах.впечатление от поездки в Гуанчжоу

  • Анонимно
    17.10.2014 17:47

    Чуть не умер от смеха))) Мы никогда сами не построим ВСМ. Пример уже есть Москва-Питер. 700 км и все еще нет нужной скорости. Что уж пыжиться! А денег бухнули чуть не больше, чем китайцы хотят на 7 тысяч км.

  • Анонимно
    17.10.2014 17:51

    Придётся переименовывать ПСО-Казань в ПСО-Китай.

  • Анонимно
    17.10.2014 17:59

    Наши удащливые не могут без откатов, отсюда и сумма в 350 млрд. Китайцам этого не понять, у них за это расстреливают

  • Анонимно
    17.10.2014 18:03

    А сколько кв км чернозема покроется асфальтом? Мне кажется, это преступная затея. Деньги есть-пусть летают самолетами.

  • Анонимно
    17.10.2014 18:05

    Да, Китай готов всерьез взяться за Россию. А почему нет, если здесь столько туземцев, жаждущих стеклянные бусы от китайцев.

    • Анонимно
      18.10.2014 11:41

      Это вы зря. Есть понятие равноправного и взаимовыгодного партнерства.

  • Анонимно
    17.10.2014 19:35

    245.000.000.000/7.000= 35.000.000$ на км.35.000.000/1000=35.000$на метр.Текущий курс доллара ~40р.35.000$*40=1.400.000 рублей.Как ни крути, но я никогда не пойму, как МЕТР дороги может стоить 1.4млн рублей. Сантиметр дороги, получается, 14 тысяч. И это еще по дешевой китайской технологии.

    • Анонимно
      17.10.2014 20:02

      а это нанопесня китайская про русские просторы - у них самый длинный мост в мире на эстакаде, шестиполосный - м2 обошелся в море за 350 баксов. А тут врут по-русски.

    • Анонимно
      17.10.2014 23:55

      Смотрите, расклад следующий (работа + материал)- снятие растительного слоя, укрепление основания (карст, болота)трамбование/сваи, дренажные подушки (песок, щебень), само полотно в 2 стороны (шпалы, рельсы), опоры под силовые линии, сами провода и подстанции, мосты большие и маленькие, станционная и пристанционная инфраструктура (вокзалы и депо)+ по мелочи наверняка можно ещё добавить (шумозащита в насел. пунктах, тоннели, подпорные стенки и т.п.). Если "размазать" всё это равномерно на 7 т.км., то при ширине 2х полос ориентировочно 7-8 метров получается 200 т.р. м2. По моему даже дешево получается.

    • Анонимно
      18.10.2014 12:05

      В любом случае все расчеты будут Россией и Китаем произведены, сравнены и выбран оптимальный и лучший вариант. Это трансконтинентальный, межгосударственный, слишком большой проект чтобы там была коррупционная составляющая. Там будут все тщательно проверять. Вплоть до сантиметра. Так как делаете это и вы.

  • Анонимно
    17.10.2014 20:01

    Неправильно считаешь. Сначало тебе нужно знать Длину и Ширину, высчитать площадь, и сумму разделить на квадраты.

  • Анонимно
    17.10.2014 20:50

    погонный метр дороги может стоить и дороже. километр асфальта (по всем технологиям) еще несколько лет назад стоил млрд. но ведь это двухполоска в каждую сторону с ливневкой, насыпью, разметкой, и т.д. Ну и "на-на" технологии естессно ;)

  • Анонимно
    17.10.2014 20:56

    Деды и отцы жили и трудились в великой и передовой стране мира - СССР, а мы даже дорогу без китайцев построить не можем. И что мы оставим нашим детям? Докатились уже.

    • Timur
      18.10.2014 06:22

      Виной тому отсутствие внутренней конкуренции.Все русское-остальных нет.Бандита Ермака сделали брендом.Идеологические догмы,вмешательство в дела государства РПЦ,групповые интересы,люди в руководящих отраслях с двойным гражданством.Те же армяне,Россию считают большим цехом с офисом в Ереване.У евреев офисы в Иерусалиме.Насаждение в руководящие органы бывших сотрудников органов.Эти люди с другими понятиями,может быть они ярые патриоты, но как производственники -люди никудышные.Человек поработавший в органах никогда не будет созидателем,после двух лет работы у них устойчиво вырабатывается комплекс видеть во всем элемент экспроприации.Самое любимое их занятие, отнять-поделить.Японцы пришли к успеху через харакири.Китайцы в жестких условиях выживания.Пока к власти не придут люди типа Амана Тулеева,который понимает эти проблемы и опирается на коренные народы.Постоянно борется с силовыми структурами,прокуратурой, которая то же коррумпирована и за взятки прикрывает разного рода махинации.Народ видит как они борзеют,поскольку не подчиняются нашему губернатору.Московские начальники их прикрывают,идет вот такая бодяга.Получается так,из-за того что с верху вниз-все коррумпировано. Становится ясно,такая страна ничего не сможет построить пока в ее стоимость не включат откатную составляющую для всей армии контролирующих органов.Элементарно,в районе прохода железной дороги любой мало мальски значимый по должности прокуроришко может так заволакивать дело в надежде что то поиметь что приведет к заморозке всего строительства.В системе вертикали "откаты" выполняют роль смазки-дегтя для телеги на деревяной оси.Надо полностью менять власть,на место Путина должен прийти человек новых и не коррумпированных взглядов,понимающий проблему изнутри.Только тогда мы сможем конкурировать с другими странами.А пока,китайская не коррумпированная система впереди планеты всей.Дорогу пусть строят китайцы с дальнейшим обслуживанием.

  • Анонимно
    17.10.2014 21:28

    Такое ощущение, что Россия ничего сама не может сделать, даже продовольствием свою страну обеспечить. Живет на доходах от нефти и газа и все, больше ничего не может, одни бесконечные и пустые амбиции! Китай сейчас pаботает с Россией, но с годами будет все больше диктовать свои условия. Они ведь еще хотят Дальний Восток, oсторожней с ними надо быть!

    • Анонимно
      17.10.2014 23:52

      В 90х активно 'продавали' Западу промышленность, теперь Китаю чтото отдадим. Распил однако ..

  • Анонимно
    17.10.2014 21:55

    Это точно Россия разучилась работать , может только продавать "народную" нефть и газ,"осваивать "бюджет.Китайцы сразу съэкономили 100млр.на ж.д

  • Анонимно
    17.10.2014 22:09

    У Китая большой опыт в строительстве ВСМ надо их послушать.

  • Анонимно
    17.10.2014 22:21

    китайцы за свои деньги хотят нам дорогу построить а мы еще и ломаемся

  • Анонимно
    17.10.2014 22:34

    Китайцам дать не больше 10% дороги в России. Надо дать возможность всем ведущим странам построить свои участки дороги. Пусть это будет действительно международный проект-дорога мира.

    • kaz_orphan2
      18.10.2014 07:06

      Еще двадцать лет назад, Задорнов предлагал взять кредит в Америке и на него нанять америкаских менеджеров, чтобы они организовали бизнес обеспечивающий его возврат.

  • Анонимно
    17.10.2014 22:54

    Если будут строить наши, то 350 мл хватит на первого подрядчика который начнет копать.

  • Анонимно
    17.10.2014 23:10

    А вот Российская Империя сама Транссиб построила. До сих пор самая длинная железная дорога в мире.

  • Анонимно
    18.10.2014 00:14

    Это специальный информационный вброс, направленный на российскую публику, чтобы отменить проект (или заморозить на неопределенное время) - мол видите, даже с китайцами получится построить дорого, не то время сейчас, товарищи!

  • Анонимно
    18.10.2014 06:53

    России нужна дорога москва- владивосток.

  • ЧеКа
    18.10.2014 06:54

    Если Пекин -Урумчи -Астана - Казань - Москва, то по карте значительно ближе после Казани сразу на Астану строить. Получается Ебург в пролете..

  • kaz_orphan2
    18.10.2014 07:03

    Я что-то не понимаю.Китайцы готовы строить за 33 млн на километр. Умножаем на 800. Получается участок до Казани будет стоить 26,4 млрд. Даже если множить на курс 32, на момент расчетов РЖД годичной/двухгодичной давности, получается 850 млрд. р. Если взять текущий курс, то будет и вовсе триллион, как у Якунина. Ну и где экономия?Не говоря уж о том, что на 250 млрд. баксов можно построить 250 тыс., ну ладно с учетом зоны рискованного земледелия - 100 тыс. км. шикарных автострад. Что ровно на 100 тыс. км. больше, чем мы имеем сейчас.Еще и на шубохранилище останется.

  • Анонимно
    18.10.2014 07:39

    Да докатились ! Позор России!

  • Анонимно
    18.10.2014 07:56

    Что за бред. Опять деньги за смены поясов. А как сдорогами в самой России?

  • Анонимно
    18.10.2014 07:58

    Наши просили триллион если не ошибаюсь. Поправьте

  • Анонимно
    18.10.2014 08:53

    А вы думаете китайцы откаты не могут давать? наивные,а как по вашему они в остальном мире работают? или думаете в Африке откаты не берут? поверьте наши чиновники ( Москва) без откатов не останутся, но вот местные (Татарстан) будут лапу сосать.

    • Анонимно
      18.10.2014 09:23

      Был в Китае более 40 раз , и кой какие нюансы знаю . Если они сюда зайдут .,они уже не уйдут! на великой китайской стене бойницы смотрят в сторону Китая ....

  • Анонимно
    18.10.2014 09:35

    При всем патриотизме, сейчас кроме китайцев никто реально не построит такое. Россия и так дико отстает в плане транспорта. Я за максимальное ускорение реализации проекта ( езжу на китайскиз скоростных регулярно).

    • Анонимно
      18.10.2014 11:43

      Абсолютно верно. Кто был в Китае тот знает положение вещей.

  • Анонимно
    18.10.2014 11:53

    Пусть с откатами, пусть без них, но такая ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ТРАССА НУЖНА РОССИИ. Это очередной гвоздь в крышку гроба англосаксов и их агрессивной колониальной политики. Это даст СЕРЬЕЗНОЕ РАЗВИТИЕ И РОССИИ, И КИТАЮ. ТОВАРЫ ПРОИЗВОДИМЫЕ В РОССИИ БУДУТ ПОСТАВЛЯТЬСЯ В ОБОИХ (!) НАПРАВЛЕНИЯХ, И В ЕВРОПУ, И В КИТАЙ. ЗНАЧЕНИЕ ТРАССЫ БУДЕТ ОГРОМНО. ЭТО СБЫТ, ЭТО ДОХОД, ЭТО НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И В РОССИИ И В КИТАЕ.Надо мыслить ГЛОБАЛЬНО, ребята.

  • Анонимно
    18.10.2014 11:56

    Это НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА, ЗАРПЛАТЫ КАК В РОССИИ, ТАК И В КИТАЕ, а следовательно, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ НАШЕЙ С ВАМИ ЖИЗНИ. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВАЖНЕЕ ЭТОГО? Мусолить возможность откатов? Так это работа наших компетентных органов, они знают свою работу.

  • Анонимно
    19.10.2014 17:03

    У нас, чай, не Пекин.Кто им даст сэкономить 100 миллиардов?

  • Анонимно
    22.12.2014 09:48

    если это дорога будет до пекина, милионы китайцев устремятся в Россию и от россии нечего не останется.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль