Общество 
25.10.2014

Рафаэль Хакимов: «При неустойчивом курсе рубля бесполезно разрабатывать стратегии»

ВОЗВЫШЕННЫЙ ВЗГЛЯД БЕРДЯЕВА И ЛЕОНТЬЕВА СЕГОДНЯ ВЫГЛЯДИТ КУРЬЕЗОМ БОГАТОЙ ЛИЧНОСТЯМИ ИСТОРИИ РУССКОЙ МЫСЛИ

Рейтинги первых лиц российского государства выросли до необычайных высот, но так ли они устойчивы и закономерны, не может ли мятежный дух отечественных «подданных» в какой-то момент превратить страну в подобие футбольного стадиона? Это один из тех вопросов, над которыми задумывается в своей очередной статье, написанной для «БИЗНЕС Online», вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов, вновь опирающийся на труды выдающихся мыслителей прошлого — Николая Бердяева и Константина Леонтьева.

«НАСКОЛЬКО НАРОД МОЖЕТ БЫТЬ ОЗЛОБЛЕННЫМ — ВИДНО ПО ПОБОИЩАМ ФАНАТОВ»

Азия

Всегда рабыня, но с родиной царей на
смуглой груди
И с государственной печатью взамен
серьги у уха.
То девушка с мечом, не знавшая зачатья,
То повитуха – мятежей старуха.
Ты поворачиваешь страницы книги той,
Где почерк был нажим руки морей.
Чернилами сверкали ночью люди,
Расстрел царей был гневным знаком
восклицанья,
Победа войск служила запятой,
А полем – многоточия, чье бешенство не робко,
Народный гнев воочию
И трещины столетий – скобкой.

Велимир Хлебников. 1921

Николай Бердяев был прав, называя Россию страной мятежной и жуткой в своей стихийности, не желающей знать никакие формы: «Славянский бунт — пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам. И Бакунин в своей пламенной жажде мирового пожара, в котором все старое должно сгореть, был русским, славянином, был мессианистом». Народный взрыв воспринимался как проявление свободы и жажды обновления, стремление к светлой жизни. Михаил Бакунин утверждал: «Дух разрушения есть в то же время созидающий дух». Стихия народной жизни в России никогда не сдерживалась партийной или профсоюзной структурой. Доктрины и партийные программы не определяли ход истории, а партии всегда оказывались инструментом государства или кланов, но не наоборот. Даже нынешняя «оппозиция» в лице КПРФ совершенно лояльна администрации, хотя российская политика ни в какой своей части не может быть совместима с марксизмом-ленинизмом. Легко понять нежелание власти своими руками создавать оппозицию, но остается вопрос о неготовности и нежелании российского общества жить в условиях многопартийности. Любая попытка создать партию снизу или со стороны олигархов неизменно сводится к ее сращиванию с администрацией, причем по взаимному согласию. Многопартийность никак не приживается в России, она чужда ее природе, готовой к смирению в годы застоя и мятежно разрушительной во времена кризиса. В мирное время народ лоялен власти и как бы наслаждается спокойной атмосферой. «Русский народ, — пишет Бердяев, — всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери». Но если разбудить стихию, то власть оказывается без демпфирующей многопартийной структуры, способной смягчить ударную волну.

Сегодня рейтинги первых лиц выросли необыкновенно высоко, что не столько радует, сколько тревожит: насколько они устойчивы и закономерны? События в Крыму и Донбассе подстегнули социологические графики, но причиной послужил, скорее, мятежный дух российского народа, нежели понимание своего места в международных отношениях. Хорошо если этим удовлетворится органическая страсть к бунту и анархизму. Настрой народа переменчив, он, не найдя места приложения во вне, может устремиться во внутрь. Насколько народ может быть озлобленным, видно по побоищам фанатов на футбольных стадионах. Эта взрывная волна легко может перехлестнуться через край стадионов.

«ВНАЧАЛЕ НУЖНО НАКОРМИТЬ НАСЕЛЕНИЕ»

«Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени»

Томас Манн

Задумаемся, почему Никита Хрущев, достигнув пика славы, сумев зажечь людей мечтой о коммунизме, вдруг всего за год-два оказался изгоем? Он сумел запустить первого человека в космос и напугать США своими ракетами, размещенными на Кубе, но не смог накормить народ, который начал бунтовать. Из его неординарной биографии люди помнят неудачи с кукурузой и очереди за хлебом. Обидно. Один ХХ съезд его оправдывает в глазах Истории. При Леониде Брежневе СССР достиг благополучия и вершин в военном развитии (на вооружении до сих пор советская техника), но, заполнив структуры государства некомпетентными людьми, лояльными лизоблюдами, исключив всякую критику, он расстроил экономику, которая села на сырьевую иглу и начала завозить продукты питания из-за рубежа. Гонка вооружений высосала всю энергию страны, заморозив материальные и интеллектуальные средства в грудах бронированных машин. Стране грозили голодные бунты. Советские теоретики полагали, что достаточно им самим сконструировать доктрину, использовать всю административную мощь и партийную пропаганду, выбрать лояльных депутатов, чтобы наступили времена благоденствия. Легитимность власти зашкаливала — она была выше, чем в любой самой демократичной стране, а на пороге ждала «перестройка». Некомпетентность и самомнение всегда идут рука об руку.

Логика управления государством проста: вначале надо накормить население. Все начинается с продовольственной безопасности. Если земля необустроена, люди ненакормлены, об остальном можно не рассуждать и не мечтать. 100 лет назад, в начале Первой мировой войны, казалось, что можно выиграть войну на энтузиазме, но голодный солдат не может воевать, а голодный тыл не может ковать оружие. За тысячелетия существования человечества ничего не поменялось в отношении основных принципов: вначале накорми, а потом жди энтузиазма. Если отвлечься от запутанных экономических теорий о свободном рынке, то первое положение стабильности нашей жизни звучит очень просто: по уровню состояния деревни нужно судить о состоянии страны. Татарстан в этом отношении выглядит много лучше, нежели остальная Россия, но и здесь есть над чем работать. Когда село в республике станет столь же привлекательным, как город, тогда можно будет спокойно смотреть в будущее и мечтать об экономическом процветании.

ДЕПУТАТОВ БЕСПОКОЯТ ВИЛЛЫ РОТЕНБЕРГА

Продовольственная безопасность — это первая задача. Вторая — энергетическая безопасность. Люди должны жить в тепле и иметь запасы энергии для развития бизнеса. Невозможно строить планы на будущее, не имея свободных мощностей. Можно утверждать, что в России энергии в избытке, НО... Газификацией на 100 процентов охвачены всего лишь несколько регионов страны. Порой те, кто добывают газ, не имеют его в своих домах. Несмотря на избыток нефти и газа, их низкую себестоимость, цена на бензин растет с завидной, т.е. угрожающей скоростью. Цена на бензин повышает цену буквально на все остальное, а главное — на предметы потребления, резко снижая уровень жизни. Где же преимущества сырьевой страны? Если уж мы вошли в полосу технологического отставания, то, по крайней мере, его нужно компенсировать дешевизной энергоносителей. В России все устроено против нормальной логики. Здесь происходит то же самое, что с виллами Ротенберга. За богатства страны должны расплачиваться простые налогоплательщики. Как же далеки наши достойные из достойнейших депутаты от народа и сколько вилл они понастроили за границей, если им для защиты нужны особые федеральные законы. Какие же у нас доблестные юристы — они подобрали нужные слова для принятия этого закона: «нарушение справедливости!», «покушение на суверенитет страны!», «Россия своих не сдает!». Кто это «свои»? Пусть строят виллы у себя дома, в родной деревне.

Третья составная часть управления государством — финансы. Если нет стабильной валюты, не будет накоплений и «длинных» кредитов, значит, долгосрочные планы станут фикцией. При неустойчивом курсе рубля, бесполезно разрабатывать стратегии. Если экономисты настаивают на необходимости стратегии, то они просто гонятся за грантами на свои бесполезные разработки. В этом вопросе Татарстан полностью зависит от монетарной политики государства. Можно попытаться ввести виртуальную валюту на подобие bit coin для отдельных секторов, замкнутых производственных циклов внутри республики, но серьезные инвестиции нельзя ожидать на основе виртуальных денег. Пока что расчеты в мире идут в долларах, отчасти в евро, а для спасения рубля нужна стабильная экономика и ясные правила игры. И здесь мы подходим к самому трудному.

Кто же устанавливает правила игры? Депутаты? Но их беспокоят виллы Ротенберга. Правительство? Сомнительно, они постоянно повышают цену на бензин, что равносильно самоубийству. Граждане? Но остались только подданные, граждане уехали в другие страны за достойной жизнью. Голосование — фикция, ибо даже честно избранные депутаты думают только о своих проблемах. Прессу можно слушать вместо комедии. Иногда среди потока информационного мусора прорывается через специфическую терминологию о фьючерсах, котировках, инвестициях, трендах на сырьевом рынке трезвый анализ экономического состояния страны, поскольку, видимо, «цензоры» не понимают, что можно запретить, а чего нельзя. А в политических вопросах есть границы даже для намеков и аллегорий. И мне лучше на всякий случай во время переключиться на историю, причем говорить устами Бердяева. Тем более что все равно лучше его не скажешь.

«В РУССКОЙ ИСТОРИИ НЕ БЫЛО РЫЦАРСТВА»

«Сумей сделать людей гордыми. И гордость их сделает глупыми.
И тогда ты возьмешь их...»

Чингизхан

Бердяев слабость гражданского начала в России связывает с характерной для православия моралью смирения — «лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться». Православие осуждает гордыню, а мелкие грешки можно замолить, поставив свечечку. К тому же в России отсутствовал институт рыцарства: «Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим словом связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни... Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля». В России, действительно, не было рыцарей. Вначале князья имели свои дружины, во главе которых бросались в бой и часто героически погибали. Но выстоять против рыцарей не могли. Затем появилась тактика сражения в конном строю, изобретенная татарами, против которых теперь уже рыцари не могли выстоять. Конный строй ввел систему управления боем, для чего полководец не должен был героически биться в первых рядах, а управлять боем с удобного для обзора места. Тем не менее такая система не исключала института богатырей (багатуров), чьей задачей было меряться силой перед боем с контрагентом. Порой битва заканчивалась сразу после поединка богатырей, если обе стороны считали, что это знак свыше и не стоит дальше проливать кровь. Тактика боя в конном строю воспитывала не столько личную доблесть, сколько умение сражаться слаженно, а от командиров требовала умения управлять своим подразделением. Как говорил Чингизхан: «Каждый, кто может так, как это положено, выстроить к бою 10 человек, достоин того, чтобы ему дали тысячу или туман: он сможет выстроить их к бою». Личную честь и доблесть нужно было проявлять в организации боя, а не в единоборстве.

Конечно, рыцарские романы и куртуазная любовь сыграли большую роль в формировании многих европейских представлений и морали, но все же появление личности в современном понимании связано с культурой Ренессанса, гражданским обществом, пришедшим взамен монархии, т.е. личность появляется в эпоху, когда рыцарство приобрело выродившийся характер: донкихотства, с одной стороны, и облик «скупого рыцаря» — с другой. Русское дворянство пыталось формировать в обществе чувство чести, достоинства, права на собственное мнение, но народ был закрепощен монархией, которая нуждалась не в гражданах, а в смиренных подданных, да и сельская община воспринимала дуэли для защиты своей чести как дворянскую забаву, она поклонялась святым, но не героям.

«ЛЕОНТЬЕВА ПУГАЛА УРАВНИТЕЛЬНАЯ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»

В Европе с концом эпохи рыцарей личность, по выражению Константина Леонтьева, становится среднебуржуазной, утилитарной моралью демократической середины: «Это все лишь орудия смешения — это исполинская толчея, всех и вся толкущая в одной ступе псевдогуманной пошлости и прозы; все это сложный алгебраический прием, стремящийся привести всех и вся к одному знаменателю. Приемы эгалитарного прогресса сложны; цель груба, проста по мысли, по идеалу, по влиянию и т.п. Цель всего — средний человек; буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей, тоже спокойных». Леонтьева пугала уравнительная среднестатистическая личность: «Это-то искание всечеловеческой равноправности и всечеловеческой правды, исходящей не от положительного вероисповедания, а от того, что философы зовут личной, автономической нравственностью, это-то и есть яд, самый тонкий и самый могучий из всех столь разнородных зараз, разлагающих постепенным действием своим все европейские общества». Леонтьев был убежден, что влияние Европы на Россию приведет к победе социалистов и это станет трагедией для страны: «Им нужен будет страх, нужна будет дисциплина. Им понадобятся предания покорности, привычка к повиновению; народы, удачно экономическую жизнь свою пересоздавшие, но ничем на земле все-таки не удовлетворимые, воспылают тогда новым жаром к мистическим учениям». Леонтьев попал в точку с предсказанием будущего социализма и его последствий, и сегодня мы видим, как население ударилось в мистику, колдовство, астрологию, шаманство с таким рвением, которое не свойственно даже первобытным племенам.

Леонтьев видел уязвимость России в приверженности европейскому влиянию, поэтому мало верил в силу «своего», «русского» и даже из-за этого отрицательно относился к русификации окраин, называя ее «жидкой, бледной и нивелирующей европеизацией». «Русификация окраин есть не что иное, как демократическая европеизация». «Для нашего, слава богу, еще пестрого государства полезны своеобычные окраины; полезно упрямое иноверчество; слава богу, что нынешней русификации дается отпор». Он даже находит, что инородцы лучше русских: «С упорными иноверцами окраин Россия со времен Иоаннов все росла и росла, все крепла и прославлялась, а с европейцами великорусскими она в каких-нибудь полвека пришла... К чему она пришла мы видим теперь! Между прочим, и к тому, что и русский старовер, и ксендз, и татарский мулла, и самый дикий и злой черкес стали лучше и безвреднее для нас наших единокровных и по названию (но не по духу, конечно) единоверных братьев!» В весьма любопытной статье «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» Леонтьев делает предсказание: «Индия была усмирена; Китай был побежден. Но, кончено, и тот, и другая уже вовлечены в шумный и страшный поток всемирного смешения, и мы, русские, с нашими серо-европейскими, дрябло-буржуазными, подражательными идеалами, с нашим пьянством и бесхарактерностью, с нашим безверием и умственной робостью сделать какой-нибудь шаг беспримерный на современном Западе, стоим теперь между этими двумя пробужденными азиатскими мирами, между свирепо-государственным исполином Китая и глубоко мистическим чудищем Индии, с одной стороны, а с другой — около все разрастающейся гидры коммунистического мятежана Западе, несомненно уже теперь «гниющем», но тем более заразительном и способном сокрушить еще многое предсмертными своими содроганиями». Социализм и коммунизм Леонтьев считал чисто европейским изобретением.

«НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ЧЕСТИ, НИ СОВЕСТИ, НИ СВЯТОСТИ»

Глубоко преданный поиску русской идеи Леонтьев утверждал, что русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность — западноевропейский идеал. Русский идеал — святость. Бердяев считает это преувеличением и подправляет Леонтьева: «Русский народ и истинно русский человек живут святостью не в том смысле, что видят в святости свой путь или считают святость для себя в какой-либо мере достижимой или обязательной. Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществлять идеал святости; она свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее состояние также и в достижении познания или общественной справедливости, в торжестве культуры, в творческой гениальности». Крайняя противоречивость русской натуры лучше всего проверяется во времена смуты. Бердяев эти строки писал в ходе мировой войны, когда все страсти обнажены: «Оргия хищнических инстинктов, безобразной наживы и спекуляции в дни великой мировой войны и великих испытаний для России есть наш величайший позор, темное пятно на национальной жизни, язва на теле России. Жажда наживы охватила слишком широкие слои русского народа. Обнаруживается вековой недостаток честности и чести в русском человеке, недостаток нравственного воспитания личности, самодисциплины личности и свободного ее самоограничения. И в этом есть что-то рабье, какое-то не гражданское, догражданское состояние». Эти строки целиком и полностью без всяких правок и комментариев можно приложить к современной России.

Оглядываясь назад, становится грустно и даже неловко за некую наивность Бердяева и Леонтьева за столь возвышенный взгляд на народный дух, который всегда был более чем приземленным. Сегодня этот спор о святости и честности выглядит курьезом избыточно богатой личностями истории русской мысли. Теперь уж не осталось ни чести, ни совести, ни святости...

«С Востока свет, с Востока силы!»
И, к вседержительству готов,
Ирана царь под Фермопилы
Нагнал стада своих рабов.

Но не напрасно Прометея
Небесный дар Элладе дан.
Толпы рабов бегут, бледнея,
Пред горстью доблестных граждан.

И кто ж до Инда и до Ганга
Стезею славною прошел?
То македонская фаланга,
То Рима царственный орел.

И силой разума и права –
Всечеловеческих начал –
Воздвиглась Запада держава,
И миру Рим единство дал.

Чего ж еще недоставало?
Зачем весь мир опять в крови?
– Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!

И слово вещее не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.

И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший из Востока,
С Востоком Запад примирил.

О, Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

Вл. Соловьев. Ex oriente lux. 1890

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Timur
    25.10.2014 12:04

    Обнаруживается вековой недостаток честности и чести в русском человеке, недостаток нравственного воспитания личности, самодисциплины личности и свободного ее самоограничения. И в этом есть что-то рабье, какое-то не гражданское, до-гражданское состояние». Эти строки целиком и полностью без всяких правок и комментариев можно приложить к современной России.Еще в армии, обратил внимание как себя ведут люди с разных мест.Есть кадры,их поведение всегда поражало,кроме грубой физической силы ничего не понимают.Такое ощущение что они не жили в социуме,жили со зверями.Были ребята из западной Украины,то же, своеобразным отношением к окружающим.Между собой сплошные оскорбления друг друга,подковырки,неуместные шутки,со стороны было дико на них смотреть.Еще тогда подумал,среди таких людей мы татары очень даже цивилизованная нация,во всех отношениях.У нас не принято давать прозвища,матерно ругаться,уважительное отношение к старшим у нас это в крови.Чистоплотность-это то же в крови.Я возил главного инженера части,все меня хвалили,говорили:"Молодец,в машине чисто,всегда прибрано,сам с иголочки".Ставили в пример водителю который возил командира части,вечно грязный и вечный бардак в машине.Лично командир части распорядился,уволить меня в первую партию с присвоением водителя 2 класса.Его же водитель уволился в самую последнюю партию и без 2 класса.

    • Анонимно
      25.10.2014 12:38

      Жаль что приписные истины, к сожалению, не воспринимаются адекватно!

    • Анонимно
      26.10.2014 21:36

      А вот мой жизненный опыт констатирует:честности в татарском человеке поубавилось:кидалово и обман-бизнес по-татарски. Но слава богу не все такие и есть люди слова и дела

  • Анонимно
    25.10.2014 12:18

    Я был послушным рабом и поэтому ушел из рабства на месяц ранее, как раб 2 класса.

    • Timur
      25.10.2014 12:46

      У каждого человека есть внутренний стержень,если он у тебя "титановый" ты ни при каких условиях не опустишься.Всегда останешься человеком.Манделла тому пример.В армии ты должен выполнять приказы вышестоящего,там единоначалие,иначе будет анархия -мать порядка.Армия не однородна,там то же хватает своих дураков и случайных людей.

      • Анонимно
        25.10.2014 14:00

        Ну Манделлу вы зря приплели, его путь довольно противоречивый, да и последствия его "победы" трудно назвать успешными.

      • Анонимно
        25.10.2014 22:50

        не скажите уважаемый. почитайте польского психолога который перижил кажется освенцем. он книгу написал, там популярно показано, как из человека можно сделать существо. методики есть. система есть. существо будет.это как с алергией. утверждать что ее у тебя нет нельзя, как говорят соответсвующие врачи. просто ты пока не встретил свой алирген.или если отечественный опыт ближе, почитайте почему те кто мужественно прошел царские и белогвардейские застенки, ломался в подвалах лубянки.

  • Анонимно
    25.10.2014 12:39

    Каждый раз,читая статьи Р.Хакимова, убеждаюсь правильности рассуждений и выводов его относительно места России в всеобщем историческом ходе развития в современном мире.Спасибо ему за это.В России всегда была дилемма: "Кто виноват?" и "Что делать?"...Эти вопросы столетней давности и теперь очень актуальны.Так все таки, что же нам делать,чтоб Россия "встала с колен"?Или мы уже никогда не встанем ,останемся сырьевым придатком(сперва запада,сейчас Китая),потому что бесценное время упущено-Запад на месте не стоит(технологий)...

  • Анонимно
    25.10.2014 13:07

    Несколько не согласен с тем тезисом, что народ должен быть накормлен, чтобы он встал на защиту своего государства или воевал за нее. Все же главное - это идея, за что он должен сложить свою голову. В самом начале войны 1941 года народ был в какой-то мере сыт, но очень быстро сдавался немцам. И перелом наступил тогда, когда Сталин развернул идеологическую обработку населения, показывая немцев как чудовищ, готовых уничтожить русских, как народ. Например, тот же подвиг Зои Космодемьянской был растиражирован по всей стране и то, как ее повесили, как мучили перед этим. Кстати, только через несколько месяцев, когда об этом прознали журналисты. Ведь таких подвигов было много, но вот ее сделали мучеником. Хотя и в ее истории много темных пятен. Но вот из таких случаев и выстраивали новую идеологию победы над врагом. И то, что над Москвой облетали с иконой и то, что в самый разгар войны Сталин предложил создать фильм об Иване Грозном, чтобы дать новый импульс в сознание русских о том, что война идет не за идеалы коммунизма, а за существование самих народов, немцев и русских. Идеалы коммунизма никому в России не были интересны, все эти раскулачивания и борьба внутри партий за власть в стране никого не могли поднять на борьбу с немцами. Наоборот, многие видели в приходе немцев освобождение от коммунистов и некую стабильность. Ведь еще были живы и те, кто воевал в Первую мировую, были в плену у немцев, и немцы ну никак не выглядели чудовищами. И то, что русские жили и под игом Золотой Орды много веков тоже наложил свой отпечаток. Значит можно было и так жить. Отсюда и фильм про Ивана Грозного. И тут никак вопрос о продовольственной или энергетической безопасности не играл никакой роли. Народ мог терпеть и голод и холод, но в обмен на ясные цели, на то, что может стоить их жизни. Это и была самая основная идея, идея о выживаемости русского народа. Сегодня также никто не станет класть голову для защиты интересов тех же Ротенбергов или Усмановы, или других друзей Путина по даче. Даже, если вы всех и накормите, согреете. Ну не пойдет народ класть голову. Но вот, если рассказать им, что американцы или европейцы готовы уничтожить их как народ, то да. Они готовы как медведь вылезти из берлоги и напасть на обидчиков. Это знают и те, кто сегодня раздувает этот огонь "псевдопатриотизма". Отсюда и обработка населения в соответствующих тонах. Теперь преобладает больше коричневого. И действительно, некая часть народа, может и по недомыслию, готова уничтожить и весь земной шар вместе с собой, но идти за Путиным. И тут уже все равно, какая там продовольственная или энергетическая безопасность. Надо только правильно выстроить основную идею. Упс

    • Timur
      25.10.2014 14:41

      С уважением УПС. И перелом наступил тогда, когда Сталин развернул идеологическую обработку населения, показывая немцев как чудовищ, готовых уничтожить русских, как народ.Перелом наступил тогда когда сбежавшие пленные начали рассказывать тот немецкий "рай" испытавшие на собственной шкуре.Это-считается стратегической ошибкой немцев.

      • Анонимно
        25.10.2014 15:35

        Уважаемый Тимур, как раз речь и идет об этом. А рассказы пленных надо было растиражировать, да и сбегать было некуда, пока немецкие войска очень быстро продвигались на восток. Рассказы начались уже почти через полгода, как раз когда стали появляться такие истории как с Зоей Космодемьянской. Ее казнили в ноябре 1941 года, а рассказ про нее появился в январе 1942 года. И кстати, военнопленных держали в таких ужасных условиях, потому как Сталин не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными. Потому то в первые годы условия содержания военнопленных было ужасным, начиная с 1943 года такой договор с Гитлером был подписан и наступило улучшение в содержании военнопленных. Кстати, даже говорят, стали доставлять письма. Но как знаете, после окончания войны, все пленные, побывавшие в концлагерях, были опять помещены Сталиным уже в свои лагеря, как предатели. Это просто к кстати. А речь все же шла о том, что главное в противостоянии и в возможной войне, это не голод и холод, который будет испытывать народ, а то, за что они будут страдать. И будут ли чувствовать свою правоту в войне. Но для этого надо ее к этому подготовить. И одним из тех направлений в подготовке, как и в те годы войны, это ощущение выживаемости народа, нации. На этом и будут играть. Если в головы людей это чувство внедрять, а к этому и идет, то логика и разум отступят. Все пойдут за вожаком, куда бы он их не повел.Упс

      • Анонимно
        25.10.2014 22:54

        14.41 Плюс приказ Сталина №227(220) "Ни шагу назад".

  • Анонимно
    25.10.2014 13:25

    Дорогой Рафаэль!!!Николай Бердяев был прав называя Россию мятежной и жуткой!!!Эти выводы Николай сделал пропутешествовав по глубинкам повидав такое ЗВЕРСТВО что не увидишь в страшных современных фильмах."А жестокость как известно рождает ответную ЖЕСТОКОСТЬ которая потом запивается наркотиком(ВОДКОЙ)"Нарушена ПСИХИКА и УРАВНОВЕШЕННОСТЬ проживающих в России НАРОДОВ.ПСИХОЛОГАМ ИСТОРИКАМ надо ещё разбиратьсяпочему Российский мужик много пьёт,не связано ли это со зверствами которые надорвали психику и эта надорванность передаётся генетической состстваляющей.Николай увидел большую несправедливость и жестокость не только к ЛЮМПЕНАМ ДЕПРЕССИВНЫМ РАБСКИМ крестьянским массам и подмастерьям(Рабочего класса ещё не было) в ЛАПТЯХ (МАССЫ ФИНО-УГРОВ И ТЮРКОВ сваренные ИСТОРИЕЙ в ГЕНЕТИЧЕСКИХ котлах) которых немецкие первые академики историки назвали Русским народом.А прислужница властиРПЦ надела на ШЕЮ этих масс РАССОВОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЯРМО СЛАВЯНИЗМА. Там он увидел несправедливое репрессивное отношение и к генетическим истокам Русского народа,то есть к КОРЕННЫМ народам России. Тогда почему меньше пьют коренные народы кто то спросит ведь эти народы тоже подверглись жестокостям и зверствам ?????А я отвечу так меньше пьют те народы которые не попали под ЯРМО и влияние РПЦ.Посмотрите мужик мало того психологически травмирован на генетическом уровне так его РПЦ ещё пичкает бесконечными религиозными праздниками.Привожу пример позвал как то я русского мужика провести небольшой ремонт в квартире в Москве,МУЖИК немного поработал и у него что то там не стало получаться так он мне говорит сегодня ЗАПРЕЩЕНО работать сегодня праздник я удивился и спрашиваю какой праздник он мне сказал что праздник религиозный и религия запрещает работать.РПЦ предлагает Русскому мужику много очень много праздников.Так какая экономика это выдержит????Массы людей не работают а только празднуют????Это вообще противоречит монетарной политики Кудрина которую проводит в России сейчас администрация Президента РФ.Бесконечные календарные праздники РПЦ противоречат интересам Российского государства и населяющим народам.Необходимо пересмотреть отношение государства к политике РПЦ и необходимоперенаправить деятельнсть РПЦ в сторону поощрения труда и запрета многих религиозных праздников.Продолжение следует

    • Timur
      25.10.2014 14:36

      Добавлю,родился человек-пянка с бубнами и плясом.Умер человек-пьянка с разборками и дележом нажитого покойным.

  • Анонимно
    25.10.2014 13:29

    рассуждает как посторонний. состороны

  • Анонимно
    25.10.2014 13:36

    Все дело в корнях.Кто какие традиции исповедует в семье и ближнем кругу ,тот себя так ведет и в обществе. Многонациональная держава обладающая огромной территорией,не может быть создана монополий одной нации. Все что говорится о русском народе ,это желание идеологического объединения населения территории называемой Россия.С этой целью били искажены основные корни происхождение народов нашей страны. Меря,часть мордвы и другие финские и угорские племена стали основой русской нации.Народы эти населяли в основной лесную зону и лесостепную ,как европейской части так и Сибири.Плотность заселения разных племен была очень мола,внешние условия более агрессивны,что наложил свой отпечаток на национальные традиции этих народов.Но на традиции этих народов было влияние и их соседей славян и трюков которые в силу ряда причин были более воинственны,первые вытеснялись из южной и западной Европы,германскими и кельтский племенами ,вторые в силу кочевого образа жизни.Наложило на традиции отпечаток и православие,ортодоксальное христианство ,которые не исповедует инквизиции и индивидуализм. Со ответственно русский народ приверженец коллективных целей и идей.Именной по этой причине он теряет жизненные ориентиры и волю к труду ,когда отсутствует общая цель.Это особенность русского народа не умаляет его способностей ,а является лишь корневой традицией.

  • Анонимно
    25.10.2014 13:42

    Р.Хакимову спасибо за статью. Дальнейший путь развития России только в настоящей федерализаций страны.Иначе прозябание и "застой", как сейчас, другого пути не дано-время упущено.Тем более выбрали путь отказа от западной модели развития цивилизаций(ориентируясь на Китай,а они нам некогда не были друзьями и не будут,мы им нужны только как сырьевой придаток).Ведущие экономисты-аналитики уже предупреждали,что у России максимум 3-4 года времени на экономическое развитие по выходу на уровень развития Европы или отстанем навсегда.Анализируя сегодняшнее экономическое состояние страны, можно констатировать-выбрали второй путь,к великому сожалению...

  • Анонимно
    25.10.2014 16:02

    Патриотизм это показуха. Пока кто-то "звездиться", люди, преданные Родине, занимаются делом.

  • спокойрый
    25.10.2014 16:43

    в русском языке есть понятие лох это наивный простодушный человек которого легко обмануть русская мораль это мораль нелоха простодушие самое праведное качество человека и если такие качества в обществе призераемы то общество сгнило полностью и как его возродить неизвестно и возможно ли вообще как раз подобное жестокосердие всегда приводило страну к бунтам и революциям судя по всему это и есть тот конь князя олега из былины повесть пламенных лет

  • Анонимно
    25.10.2014 17:43

    Лох-это мне думается понятие не русского а блатного языка.

  • Анонимно
    25.10.2014 17:45

    Господин Тимур! Полегче на поворотах...Солдаты,которые работали на хозработах,при штабе и т.д....уходили действительно,как правило,в первую партию на дембель за счет близости к начальству....Но уж никак не за счет личного усердия...Я тоже случил с ребятами с Западной Украины...Нормальные люди,немного себе на уме...

  • Анонимно
    25.10.2014 18:28

    Читаешь"академика" и диву даешся-и где он столько негатива про русских раскапывает:пьяные,безвольные,ленивые,рабы и т.п и т.д. И всё в таком духе.

    • Анонимно
      25.10.2014 19:00

      Но он же ссылается на великих русских мыслителей Бердяева, Бакунина, Ильина, Леонтьева, Гумилева и других, которые были очень самокритичны.

  • Анонимно
    25.10.2014 18:33

    Стратегии и программы разрабатывать надо, когда все плохо. Напомню, программу 1000-летия Казани мы разрабатывали с 1996 по 2000 год и только с 2001 начали реализовывать. Когда все нормально стратегии не нужны.

  • Анонимно
    25.10.2014 18:37

    ну хоть одна путная статья за неделю)))Прочитал полностью,красиво,правильно и душу греет)))СПАСИБО!

  • Анонимно
    25.10.2014 19:54

    я полностью согласен с автором этой статьислеп кто не видит происходящегоа имя происходящему - деградация россии..сейчас это видно все более отчетливо....а в первом полугодии будет не только видно но на ощупь попробовать можно....

  • Анонимно
    25.10.2014 22:48

    Просто паранойя прослеживается. И никак не укладывается , ну как же пьяницы, дураки, ленивые построили такую страну- то огромную, явили миру таких мыслителей, на которых автор ссылается, создали великую литературу, театр, балет? Неувязочка получается, господа мыслители....

    • Timur
      26.10.2014 06:40

      И никак не укладывается , ну как же пьяницы, дураки, ленивые построили такую странуПо этому поводу есть рассекреченная цитата Ленина,дословно:"Если хотите что бы дело получилось,не доверьте русскому,с треском провалит,доверьте еврею или с ним помешанному".Видимо, по этому все евреи олигархи и процветают, а большинство русских прозябает в нищете.

      • Анонимно
        27.10.2014 16:17

        Случайно наткнулся на передачу "Эхо Москвы" о пленном чехословацком корпусе в России во время революции и гражданской войны. Был потрясен фактами, которые там изложены. Оказывается даже Колчак не смог бы наладить свое сопротивление "красным", если бы ему не помогли чехи в организации армии, ее снабжения и т. д. Чехи сыграли определенную роль в стабилизации власти в Поволжье (самарский Комуч) и т. д. и т. п. И это при том, что основная цель чехов, растянутых от центральной России до Владивостока, была - поскорее добраться до своей родины, которая только что получила независимость. Так что ничего удивительного в ленинской цитате нет. Он знал отечественную бюрократию, ее неподъемность, вороватость, неорганизованность.

    • Анонимно
      26.10.2014 09:43

      Это уже все в прошлом. На сегодняшний день хоть одного писателя,композитора можете назвать?Нет конечно,и не назовете!А завтра еще хуже,вымирает нация-невооруженным взглядом видно!

    • Анонимно
      26.10.2014 11:43

      основное население не живет великим балетом театром и поэзией..,если что!))

    • Анонимно
      27.10.2014 10:31

      Общество ярлыков, сейчас важно ярлыков побольше навесить на то что тебе не нравится.

  • Анонимно
    25.10.2014 23:43

    Спасибо за статью, все правильно пишете

  • Анонимно
    26.10.2014 01:04

    Трезвые голоса звучали во все времена, но власть предпочитала и предпочитает слушать то, что ласкает слух

  • Анонимно
    27.10.2014 17:11

    Дорогой Рафаэль!!!Под руководством Уважаемого Президента Путина В.В. Россия стремится к инновационному будущему.КСТАТИ не ДОЕЗЖАЯ до МОСКВЫ где то около 50-60 км на дорогах висят дорожные знаки указывающие о ИННОВАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ СОЛКОВО СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЕ РОССИИ КОТОРОЙ ПРАВДА до сих пор НЕТ но ВЫВЕСКИ со всех сторон МОСКВЫ по дорогам висятОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ с утра до вечера выражают желание власти к стремлению ухода отсырьевой зависимости к развитию современных производств в то же время отдельные общественныеорганизации например РПЦ пользуясь терпеливой ЛОЯЛЬНОСТЬЮ Уважаемого Президента РФ тормозит развитие страны используя ресурсы государства которые и так находятся на пределе на строительство бесконечных ХРАМОВ на каждых перекрёстках городов. РПЦ охватило лихорадка СТРОИТЕЛЬСТВА она стремится быстрее можно сказать сумбурно нараститьсвои религиозные МЫШЦЫ пользуясь случаем,ФОРТУНОЙ.И при чём строят без всяких там расчётов БИЗНЕС-ПЛАНОВ на наличие прихожан.На сегодняшний день в России кОЛИЧЕСТВО ХРАМОВ РПЦ превысило КОЛИЧЕСТВО ПАМЯТНИКОВ ЛЕНИНУ в десять и более раз.Почему пустуют ХРАМЫ РПЦ да потому что если расчитывать что в России около 5млнистино верующих христиан которые ходят в храм а в России сейчас построено около 100 тыс.,то на каждых 50 верующих стоит ХРАМ стоимостью в десятки а то и сотни миллионов рублей.Раскошно живут,верят и живут.Расходы от БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА НЕМЕРЕННЫЕ это похлеще всяких ТАМ НАНО-КОНТОР от ЧУБАЙСА.И при чём расходы не контролируемые это как чёрная дыра.И не надо тут рассказывать сказки-чудеса от РПЦ что строят это на народные деньги, да на народные БЮДЖЕТНЫЕ ГОС.деньги вот здесь РПЦ ПРАВА.Если взять количество батюшек это тоже 100тыс. человек здоровых как десантники румяных кровь с молоком мужиков которые должны были приносить государству пользу,государство надо подниматьа они чем занимаются????Сейчас самым модным трендом стало идти в батюшки там всё есть и зарплата приличная и дом тебе дадутживи не хочу ничего не произведя для НАРОДА и для РОДИНЫ.При этом я не против РЕЛИГИИ Россия свободна при Путине В.В.и должно быть право выбора.Даже моя прабабушка которой около 90лет она родилась в богатейшей Татарской семье,так счастлива видеть нынешнее время, она говорит вот времена как в её детстве всё доступновсё есть какое же хорошое время для людей настало.Религия должна помогать строить современное общество а не манипурировать государством и народомтолько в своих меркантильных интересах.Не думаю что Николай Бердяев или Бакунин или Лев Николаевич Толстой были бы в восторге от складывющихся обстоятельств стремления РПЦ вернуть Россию в 15-16 век.И как же тяжело Уважаемому Президенту России с одной стороны он старается даёт возможность развиваться а с другой стороны предполагемые вроде помощники которые должны помогать возрождать Великую Россию и работать на благополучие населяющих её народов стараются прежде всего решатьсобственные интересы.Продолжение следует.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль