Машиностроение 
27.10.2014

МВЕН «отбомбится» по пашням Татарстана и плантациям Южной Америки

В Казани подняли в воздух новый сельскохозяйственный самолЕт

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце минувшей недели в Казани состоялся первый полет специализированного сельскохозяйственного самолета МВ-500. Его производство планируется развернуть в столице Татарстана. Как заверяет руководство разработчика и производителя машины — фирмы «МВЕН», заказы на МВ-500 уже есть. О возможностях нового самолета, а также о том, почему авиахимработы — это экстрим для избранных, нашей газете рассказал директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко — он и поднял МВ-500 в первый полет.


МВ-500 получился очень летучим
МВ-500 получился очень летучим

ЧТО ОБЩЕГО У АВИАХИМРАБОТ И ГОНОК «ФОРМУЛА-1»

— Виктор Степанович, МВ-500 — что за машина?

— МВ-500 — развитие специализированного сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 «Фермер», но у него более мощный двигатель, он более обтекаемый и берет почти в два раза больше полезной нагрузки — 500 килограммов. У него хорошая тяговооруженность, изменяемый шаг винта, поэтому двигатель (235-сильный поршневой Lycoming) работает в более комфортном режиме, а это больший межремонтный ресурс. Но по двигателю ведем работу и с чехами: они обещают поставить турбовинтовой двигатель той же мощности, что и Lycoming, но на 120 килограммов легче, это позволит нам добавить еще 100 килограммов нагрузки. В отличие от МВЕН-2 МВ-500 может вносить не только жидкие, но и сухие удобрения, а также с него можно сеять рис... Кстати, чтобы сделать безподкосное 13-метровое цельнокомпозитное крыло, мы сами спроектировали и изготовили 15-метровую печь для полимеризации. Думаю, это единственная в регионе печь такого размера.

— Первый полет подтвердил ожидания?

— На самом деле, на 22 октября у нас была запланирована программа наземных испытаний: пробежки, проверка работы систем, в воздух подниматься не планировали. Но при очередной пробежке, когда я разогнался километров до 80, убрал газ и начал ставить заднее колесо, самолет взял и полетел. Я прибавил газу, чтобы не сорваться, и он еще рванул с набором высоты. Полосы, чтобы сесть, уже не хватало, решил лететь и летал минут 15... Мы думаем, что самолет — это просто какое-то устройство, но у него есть душа, а если вы еще и свою вложите, то он начинает жить. Поэтому пришло время — и он сам полетел. Ну при этом у него у него и хорошее аэродинамическое качество, и он оказался очень летучим.

И на земле МВ-500 вел себя очень программируемо. Ведь для сельхозсамолета важны не только летные качества, но и то, как быстро он разворачивается, подруливает. При проведении авиахимработ все делается, как на «Формуле-1», где молниеносно заправляют машину, колеса меняют. Авиахимработы можно выполнять только до 24 градусов тепла, в тихую погоду, а у нас часто зашкаливает за 30. Поэтому летчики работают рано утром и поздно вечером, за эти отрезки времени надо выполнить максимальное количество полетов. Поэтому важно, чтобы самолет быстро оттормаживал, разворачивался — не терял времени. И МВ-500 полностью подтвердил эти качества.

— Кто главный конструктор?

— Главный конструктор — Юрий Шипилов, выпускник Московского авиационного института. Обычно все в столицу едут, а нам удалось его вытащить из Москвы. Конструктор экстра-класса, нам повезло с ним.

В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ДЛЯ РОССИИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ

— Где летали?

— Неподалеку от Казани, на одной из площадок, которая некогда использовалась для работы химавиации. Это зона G, где не нужна заявка на полеты.

— Неужели такие площадки еще сохранились?

— В Татарстане их было примерно 25, неплохо сохранились 6, надо только асфальтовое покрытие подремонтировать. Но МВ-500 может летать и с грунтовых полос... Мы планируем развивать авиационные сельхозуслуги и будем использовать сохранившиеся площадки.

МВ-500 интересуются, прежде всего, на Юге России
МВ-500 интересуются прежде всего на юге России

— А такие услуги нужны?

— Конечно, и перспективы очень хорошие. При помощи авиации можно делать химпрополку, бороться с насекомыми и болезнями и так далее. Авиация производительнее и во многом технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5 - 10 процентов урожая... Бывает, приезжаешь в хозяйство, где урожай съедает какая-то зараза, и видишь, что председатель колхоза готов хоть на метле летать. Помню, в Одесской области посевы заедал жук-черепашка. Выгнали на поля трактора, но они работают медленно, и колея остается. А потом мы полетели и за час сделали порядка 200 гектаров. И, как мне потом рассказали, руководитель хозяйства, глядя на летающий самолет, говорил: «Це ж Россия! Це ж мощь!» Хотя летал всего лишь один легкий самолетик.

— Заказчики — реальные и потенциальные — есть?

— Мы видим возрастающий спрос на авиауслуги в сельском хозяйстве. Строительство завода по производству наших самолетов в Казахстане было обусловлено тем, что там было все для успешного развития проекта, но, видимо, у руководства предприятия появились другие мысли на этот счет... Тем не менее мы не сбрасываем Казахстан со счетов — это серьезный рынок. Потенциальный заказ там есть: в сельском хозяйстве Казахстана немало проблем эпидемиологического характера, которые сильно влияют на урожайность, и бороться с ними можно только при помощи авиации.

Несмотря ни на что, ведем работу с Украиной — там большие хозяйства нуждаются в авиации. Поставили туда два самолета МВЕН-2, а по завершении конфликта планируем поставить еще несколько десятков. Украинские партнеры должны подъехать к нам в ноябре.

Недавно вернулся из Южной Америки — встречался с руководством компаний, которые выполняют авиахимработы на банановых плантациях. У них порядка 80 специализированных американских самолетов Thrush и Cessna, но им по 35 - 50 лет, и они хотят поменять парк. Посмотрели наши самолеты, понравилось, готовы заключить контракт. Тоже до конца года планируют подъехать.

— А им не проще купить у тех же американцев или у бразильской компании Embraer, которая тоже делает сельхозсамолеты?

— Да, там и американские компании пытаются продавать, но сейчас благоприятный политический момент: латиноамериканские страны делают все, чтобы сотрудничать с Россией.

— А в России интересующиеся самолетом есть?

— Конечно, это прежде всего юг России. Но мы находимся в контакте и с холдинговой компанией «Ак Барс», у которой несколько сот тысяч гектаров земли и которая планирует использовать авиацию. Но самим хозяйствам заниматься авиацией и покупать самолеты, которые работают сезонно — три-четыре месяца, а остальное время стоят, конечно, не с руки. Поэтому будем создавать летные отряды (что-то вроде специализированной авиакомпании) и предоставлять услугу по авиахимработам.

АСЫ НАД СЕЛЬХОЗПОЛЯМИ

— Как-то все очень гладко. Предполагаю, что не обошлось без неких больших «но»...

— Не без этого. Мы взвалили на себя, уверен, очень нужную работу по созданию сельскохозяйственного самолета (тем более сейчас к вопросу обеспечения продовольственной безопасности приковано особое внимание), и иногда бывает обидно, когда встречаешь непонимание. Использование сельхозавиации — это повышение урожайности в разы! Но чтобы сельхозавиация успешно работала, надо отстроить систему. Вместо этого нам — небольшому частному предприятию — самим необходимо обеспечить и разработку самолета, и оснащение производства, и сертификацию машины, и ее сервис, и создание учебного центра для подготовки летного и технического состава. Ведь это только кажется, что авиахимработы — это просто полеты. На самом деле это экстремальная работа на низких высотах, для которой необходимы хорошее здоровье и высокий класс летного и технического состава. Для правильной организации всего вышеперечисленного необходимы слаженные действия всех заинтересованных министерств и ведомств.

Впрочем, надо отметить, что ситуация меняется к лучшему. Мы постоянно чувствуем поддержку со стороны президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова и министерства промышленности и торговли республики. Хочу также поблагодарить руководство фонда содействия малым предприятиям в научно-технической сфере за его участие во всех наших разработках. Мы подняли самолет с высокими летно-техническими характеристиками, и с этим событием хочу поздравить и коллектив нашего предприятия, и всех татарстанцев: если родился самолет, значит, есть для этого условия.

— Когда получите сертификат типа на МВ-500?

— Процедура сертификации уже началась. Авиационный регистр межгосударственного авиационного комитета провел макетную комиссию, сейчас приступаем к заводским сертификационным испытаниям. Сейчас оснащаем агрегаты самолета датчиками для контроля порядка 80 параметров, чтобы подтвердить, что они соответствуют требованиям авиационных правил. Делаем все, чтобы сертификат типа получить к середине следующего года.

— Сколько будет стоить МВ-500?

— Это выяснится после проведения сертификации. Но хотелось бы уложиться в 250 тысяч долларов.

— Насколько понимаю, МВ-500 будет выпускаться в Казани...

— Да. Мы, конечно, возлагали большие надежды на Казахстан... Впрочем, и сейчас надеемся, что ситуация нормализуется. Кстати, есть предложения о создании производства еще от нескольких стран... Сегодня начали реконструкцию казанской площадки, которую закончим к марту. Сейчас мы способны производить до 50 самолетов в год, а если появится необходимость, будем увеличивать мощность.

Справка

ООО «Фирма «МВЕН» образовано в 1990 году. Предприятие ведет работу по трем направлениям:

1) разработка и производство быстродействующих парашютных систем спасения;

2) разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов;

3) разработка и производство изделий общего назначения из ПКМ: автокузова, водяные горки и бассейны, детали для авиационной техники, емкости для химических жидкостей и воды.

МВЕН имеет лицензии, выданные российским авиационно-космическим агентством (от 4 июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютных спасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивных парашютов. МВЕН — первое и единственное в РФ и СНГ предприятие по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. На фирме разработано 10 типов систем спасения. Фирма располагает производственными площадями 9 тыс. кв. метров. Численность сотрудников — 150 человек.

Ермоленко Виктор Степанович родился 27 июля 1956 года в Талгаре Алма-Атинской области Казахской ССР. В 1981 году окончил Казанский авиационный институт по специальности «двигатели летательных аппаратов». В 1978 - 1990 годах — член сборной СССР по парашютному спорту. Мастер спорта СССР международного класса, рекордсмен мира по парашютному спорту, более 8 тыс. прыжков с парашютом. Летчик-инструктор. Освоил самолеты Ан-2, Як-18, Ил-103, Че-22, А-20, А-22, МВЕН-2 «Фермер», Л-29. Имеет патенты на изобретения. С 1990-го — технический директор ООО «Фирма «МВЕН». С 2001 года — генеральный директор компании.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.10.2014 09:32

    Молодцы,хоть кто-то делает такие вещи своими руками, а не барыжат ресурсами,успехов в дальнейшей работе

  • Анонимно
    27.10.2014 11:06

    Вот сюда в том числе и надо вкладывать ФНБ.

  • Анонимно
    27.10.2014 11:09

    Мало кто занимается долгосрочными проектами. В основном все предпочитают сожалеть, что нет спецов, нет технологий. А эти ребята молодцы - пошли против течения и добились результата.

  • Анонимно
    27.10.2014 11:15

    Да, молодцы! еще бы движок российский поставить... Авионика, наверное тоже импортная ((

  • Анонимно
    27.10.2014 11:52

    Молодцы. Только до боли обидно, что то, что было в советское время планомерной рядовой работой в сельском хозяйстве, в наше время стало экстримом для избранных. Да еще с импортными двигателями и еще бог знает чем. Деградируем.

  • Анонимно
    27.10.2014 13:02

    БО, а будет вью с инженерами, - т.е. теми людьми кто своими руками разрабатывал и клеил-собирал самолет? а то вью с директорами все одинаковые.

  • Анонимно
    27.10.2014 13:36

    А-а-а-а! Видео - супер. Тоже хочу полетать!

  • Анонимно
    27.10.2014 14:23

    Без сертификата это не самолет, а лишь модель. таких в КАИ много. Получат сертификат на один самолет в лучшем случае,и все. А серийного выпуска не будет, все на этом заглохнет таких примеров много. Они не первые в Татарстане. К сожалению, то так

  • Анонимно
    27.10.2014 15:04

    Зачем самолет для сельского хоз-ва?Чтобы распылять по полям удобрение-отраву,из-за чего и пчел-то мало осталось?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль