Политика 
30.10.2014

Сергей Глазьев: «Украина выбрана в качестве детонатора для развязывания мировой войны в Европе»

Агрессору в лице США нужна война, чтобы перейти на новый уровень технологического развития

О внешних и внутренних угрозах России в условиях американской агрессии рассказал вчера на научном совете РАН советник президента Сергей Глазьев. Экономист уверен, что Америка затевает мировую войну в Европе, чтобы удержать свое лидерство. Россия же испытывает на себе воздействие одного из инструментов этой войны — санкций, которые не просто создают дополнительные проблемы экономике страны, но усугубляются неправильной финансовой политикой. Как услышала корреспондент «БИЗНЕС Online», по мнению Глазьева, без структурных изменений Россия не только не победит, но и потеряет союзников.


Сергей Глазьев (слева)

ШАНС ДЛЯ РАЗВИТЫХ СТРАН

Накануне советник президента РФ Сергей Глазьев выступил на научном совете РАН с докладом, посвященным внешним и внутренним угрозам экономической безопасности России в условиях американской агрессии. Слово «агрессия» используется неслучайно, подчеркнул он: «Именно этим определяется особенность нынешнего этапа нарастания политической напряженности». Глазьев напомнил, что США сеют по всему миру войны, которые сопровождаются хаосом и существенно ослабляют их союзника — Европейский Союз, который несмотря на получаемый ущерб «идет в фарватере американской политики». Советник президента заявил, что все это неслучайно, и та же Украина — лишь инструмент, и предложил разобраться в причинах военно-политической напряженности и агрессии США: «Главное — понять мотивы, которые толкают мир к очередной катастрофе».

Глазьев отметил, что нынешняя эскалация напряженности — не первая, но ее отличие в том, что это проявление фазы смены технологических укладов: «При каждой смене технологических укладов возникает напряженная ситуация не только в экономике, но и в политической системе, потому что этот процесс сопровождается не просто переходом с одной технологии на другую, он сопровождается существенными изменениями в институтах, способах организации производства, в практиках управления. Это период турбулентности, в котором, как правило, существующие институты уже не справляются с расширенным воспроизводством имеющегося технологического базиса, и идет поиск новых институтов, новых форм организации производства, которые бы сумели вобрать в себя и новые технологические решения, открывающие новые возможности для развития». Этот процесс сопровождается хаосом в экономике, однако для развивающихся стран появляется шанс догнать лидеров, поскольку те сталкиваются со структурными проблемами, обесцениванием капитала и ростом напряженности: «В это время для отстающих стран, если они правильно выберут приоритеты для инвестиций и правильно сформируют стратегию научного и технического развития, произойдет возможность для рывка».

В это неспокойное время возникает неопределенность, которую, по мнению Глазьева, может преодолеть только государство, тогда как бизнес «теряет долгосрочный ориентир»: «Именно от государства зависит, насколько быстро и эффективно будет преодолен период турбулентности. При помощи финансирования НИОКРов, при помощи прогнозирования, при помощи государственных инвестиций государство прокладывает мост от одного технологического уклада к другому». Советник отметил, что как раз при смене укладов идет милитаризация и, как следствие, увеличиваются военные расходы, а это значит, что инвестиции и ассигнования идут в перспективные направления экономического развития. Таким образом, милитаризация подтягивает за собой технологический прогресс. Именно такая ситуация сложилась сегодня.

АМЕРИКА РАЗВЯЗЫВАЕТ НОВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ

Глазьев видит и еще один фактор — смену вековых циклов накопления, которые завязаны больше на институты, а не на технологии. Таким образом, страны-лидеры не могут удерживать свои позиции, стягивая на себя капиталы, технологии и ресурсы. И все же экономист признал, что это лишь гипотеза, которая, впрочем, подтверждается рядом исследований. Проявление этого процесса — финансовая пирамида, в основе которой лежит бесконечная эмиссия доллара как резервной валюты, перенакопление долгов в США. «Все это делает систему неустойчивой, — сделал вывод Глазьев. — Финансовый пузырь продолжает разрастаться». Поэтому Америка, по словам экономиста, «развязывает новую мировую войну» в экономическом смысле, чтобы стягивать капиталы со всего мира для воспроизводства в своей финансовой системе. В этой войне особого типа средства горячей войны применяются в тех случаях, когда жертва неспособна ответить агрессору. «Эту войну мы и наблюдаем в Северной Африке, в Ираке, — уточнил Глазьев. — Следствие этих войн — дестабилизация ситуации, прежде всего в Европе, в Старом Свете. Естественно, эта дестабилизация поднимает возможности США через сохранение лидерства в Старом Свете, через мобилизацию своих союзников, через стягивание капиталов из зон нестабильности, которые они создают, и дальше удерживает лидерство в мире, финансируют те диспропорции в финансовой системе, которые сложились за столетие их финансового доминирования».

Не мог советник президента не затронуть и горячую тему Украины. Сложившуюся там ситуацию он также считает неслучайной: «Именно Украина выбрана сегодня в качестве ключевого звена, детонатора для развязывания мировой войны в Европе, потому что положение Украины между Россией и Западом позволяет, сдетонировав это государственное образование, поставить всех в очень тяжелое положение, фактически поставить в зависимость от США». Глазьев напомнил, что 20 лет американцы формировали антирусскую нацистскую идеологию на Украине. Теперь результаты политики «дали свои плоды». В то же время, указывает экономист, Европа оказалась втянута в процесс из-за стремления «откусить Украину от России», а Россия, в свою очередь, не может ничего предпринять, потому операция по захвату будет для нее внутренней войной. «Подрыв этого слабого места позволяет получить ослабление и ЕС, и России, которые столкнутся в неразрешимом конфликте», — заключил Глазьев.

«ОБЪЕМ ДОЛГОВ ВЫШЕ, ЧЕМ НАШИ ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ»

Главным орудием новой войны советник президента назвал экономические санкции, которые воздействуют на три сферы. Во-первых, это ограничение экспорта в Россию товаров, которые ей нужны. Во-вторых, ограничение поставок новых технологий — это, по мнению Глазьева, самая большая угроза в долгосрочном плане, потому что делает Россию уязвимой, тем более после потери накопленного в СССР багажа знаний. В-третьих, финансовая война. Глазьев напомнил, что Россия в основном задолжала США и ЕС. «Объем долгов выше, чем наши валютные резервы. Они сформированы в основном не государством, а корпорациями», — отметил он. Экономист подсчитал, что для погашения долгов из системы потребуется изъять около 5 трлн. рублей, и страна «окажется в шоке сжатия денежной массы», тем более этот процесс уже начался и будет продолжаться. А это, как следствие, приведет к сокращению производства и инвестиций.

А нехватка денег, уверен Глазьев, вызвана ошибочной кредитно-денежной политикой. Хотя эмиссия денег идет через рефинансирование коммерческих банков, денежная база сформирована под иностранные обязательства: «Это наследие прошлого, с одной стороны. А с другой стороны, рефинансирование ведется ЦБ поверхностно, то есть касается только покрытия спроса на ликвидность, на текущие потребности банка в расчетах, рефинансирование ведется в короткую, под высокие процентные ставки и не работает как механизм кредита. В то же время, правительство уже давно изымает деньги из обращения — на сегодня у правительства 7 триллионов рублей накоплено на счете ЦБ. ЦБ, в свою очередь, через каналы рефинансирования выдал около 5 триллионов рублей. Денежные власти, получается, изъяли из экономики 2 триллиона рублей денег налогоплательщиков», — объяснил экономист.

«СТЕПЕНЬ ОФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ БЕСПРЕЦЕДЕНТНА»

Глазьев уверен, что теперь властям надо найти способ замещения иностранного капитала. Тем более что российская экономика работает «как дойная корова для мировой финансовой системы» — из страны вывезено более $800 млрд.: половина — нелегально, вторая половина возвращается в Россию в виде иностранных инвестиций. «Степень офшоризации российской экономики беспрецедентна, нигде в мире вы не увидите такого уровня офшоризации, — констатировал Глазьев. — По сути, в нашей экономике сложился механизм воспроизводства через офшоры». Этот процесс ведет к потерям, так как капитал уходит из страны без налогов, а возвращается под проценты, то есть ежегодно страна теряет порядка 45 - 60 миллиардов долларов из-за разницы в процентах. И эта модель, замкнутая на офшоры, то есть на англо-саксонскую юрисдикцию, не контролируется Россией. «Очень скоро мы почувствуем эффект ареста активов, демонетизации экономики — полную дезорганизацию нашей системы воспроизводства, — предостерег советник президента. — Денежные власти упорно не хотят замечать этой внешней зависимости, делают вид, что ее не существует».

Как всегда, Глазьев раскритиковал политику ЦБ, которая, по его словам, основана на «попустительской догматике»: «ЦБ прекратил сегодня за что-либо отвечать. Он одну цель перед собой поставил — инфляцию, которую не может контролировать». Также экономист удивлен «парадоксальным» отказом ЦБ от контроля над курсом рубля. Глазьев отметил тщетность борьбы ЦБ с инфляцией путем повышения процентных ставок, так как тем самым он увеличивает издержки в экономике: «Из-за офшоризации, чрезмерной открытости капитал уходит через валютные спекуляции и обрушивает курс все дальше и дальше. Образовалась воронка: повышение процентных ставок подавляет экономическую активность, предприятия уходят с производства товаров на финансовый рынок, начинают играть на спекуляции. Зачем производить товары с падающей рентабельностью, если можно проспекулировать и получить 300 процентов? Это давит курс рубля, вызывает отток капитала. ЦБ реагирует повышением процентных ставок, и этот круг повторяется, превращаясь в порочный». Советник президента обратил особое внимание на то, что данная политика ошибочна и ущербна, потому что игнорирует реальный механизм воспроизводства в экономике и возникающие угрозы, а также обрекает страну на «спазматическое падение». Тем более он не согласен с официальными заявлениями властей о том, что экономика работает на пределе возможностей. Глазьев уверен, что это не так и экономика загружена только на две трети потенциальных мощностей.

Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее

«ЧТО С НАМИ СТРОИТЬ?»

Чтобы перейти на новый технологический уклад, по мнению Глазьева, необходимо использовать два канала: кредитование Центральным банком Банка развития и рефинансирование коммерческих банков под ставку 2 - 4%, чтобы предприятия реального сектора могли получать кредиты, сопоставимые с доходностью. Чтобы система заработала, нужно регулирование, которое будет заключаться в использовании таких инструментов, как фиксация валютных позиций банков до целевого контроля, до механизма банковского контроля за потоками денег, пресечение сомнительных операций. Также Глазьев отстаивает введение налога на вывоз капитала.

«Если не создадим механизм кредита для структурной перестройки экономики и перехода на новый технологический уклад, мы в этой новой мировой войне не можем выиграть», — предупредил экономист. В итоге страна не сможет обеспечить даже нынешний уровень производства, схлопывание денежной массы приведет к падению ВВП на 3 - 4%, а это значит, что упадет уровень жизни. Кроме того, если не будет устойчивого роста, то Россия не сможет реализовать свой интеграционный потенциал — тот же Таможенный союз: «Именно от темпов роста российской экономики зависят темпы интеграции. Мы потеряем союзников». Глазьев считает, что агрессора можно остановить, только создав коалицию, используя потенциал ШОС, БРИКС: «Агрессор должен понимать, что коалиция непобедима, с точки зрения экономического масштаба ее победить невозможно».

Сейчас Россия предлагает единое пространство развития, однако в Европе нашу инициативу отвергают, потому что «мы падающая экономика». «Что с нами строить? — задался вопросом советник президента. — Они думают, что мы и так со своим газом никуда не денемся».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • спокойрый
    30.10.2014 08:23

    весь вопрос в кадрах в россии люди не работают в смысле делать неинтересную скучную работу за умеренную плату в россии люди хотят творчества за бешеные деньги отсюда все проблемы и инфляция и отсутствие капиталов и невозможность выпуска высокотехнологичной продукции но все это можно было бы преодолеть в союзе с другими странами сша западной европой но ко всему прочему добавляется одна проблема мания величия основанная на чувстве собственной неполноценности вызванном злодеяниями которые совершались людьми в стране эта мания величия толкает страну на агрессивное поведение против тех кто желает ей помочь все эти крики фашисты пиндосы укры нацисты гейропейцы либертанцы бандеровцы следствие этого заболевания мания величия

    • Анонимно
      30.10.2014 08:50

      Прежде чем писать комментарии, научитесь ставить элементарные знаки препинания. Если хотите слово свое высказать, пишите так, чтоб люди понимали. "Казнить нельзя помиловать".

      • спокойрый
        30.10.2014 09:08

        с человеком у которого не хватает ума что то понять а всего лишь глупые претензии на многозначность дискуссировать не хочу

        • Анонимно
          30.10.2014 09:19

          Дискуссировать? ))) шта?))) Невежа, с вами никто не дискутирует. Больше книг читайте, если не знаете в каком месте ставить знаки препинания.

        • Анонимно
          30.10.2014 09:26

          >> с человеком у которого не хватает ума что то понять а всего лишь глупые претензии на многозначность дискуссировать не хочуМда... Читая этот комментарий, вспомнились слова великого современного Киевского князя: "Главное, чтобы для работа была эффективная, а не там где ты сидишь":))))

      • Анонимно
        30.10.2014 09:15

        Добавлю свои 5 копеек. Комментарии подразумевают обсуждение и свое мнение. Вам, кроме замечаний по запятым, и сказать нечего, что логично.

        • Анонимно
          30.10.2014 13:31

          Чем ваши 5 копеек про "обсуждение и свое мнение" отличаются от 5 копеек комментатора "про запятые"?Писать надо грамотно, тогда и замечания никто делать не будет.Я свое мнение высказал. Как и вы. Так же как и человек про запятые.

        • Анонимно
          30.10.2014 13:32

          Как можно обсуждать несвязанный запятыми поток сознания (т.е. для читающего - полный бред)?

      • Анонимно
        30.10.2014 09:20

        Согласен, это не уважение к читающему ..

    • Анонимно
      30.10.2014 09:25

      LOL

    • Анонимно
      30.10.2014 09:25

      Вы знаете, да. Я с Вами согласен. Это наверное главная проблема современной жизни. Никто не хочет быть слесарем, рабочим, сантехником, воспитателем, учителем, трактористом, комбайнером. Все готовы быть только менеджерами, управленцами с креативными идеями, новаторами. Хотя сами порой не имеют элементарного жизненного опыта. И, всем. Всем. Без исключения. Подавай большую зарплату и не пыльный офис, именно офис а не кабинет на предприятии.

      • Анонимно
        30.10.2014 14:34

        Не выдумывайте. Так было всегда. Всегда было престижнее быть приказчиком в лавке, а не крестьянином. У Вас возникла путаница из-за времени индустриализации. Когда рабочий был выше на порядок чем колхозник, но ведь и уровень его жизни был на два порядка выше.

  • Анонимно
    30.10.2014 08:26

    Сначала (в 90-е гг) он мне казался объективно умным человеком, сейчас он стал обычным адвокатом - кто его нанимает, за того и вступается, невзирая на вину подзащитного

  • Марат Ш
    30.10.2014 08:47

    Глазьев, не устал порожняк нести? Даже твой коллега на фотке в президиуме за голову схватился от этого бреда.

    • Анонимно
      30.10.2014 14:41

      А по пунктам можно.типа - бред первый....второй .....Ну и не мешало бы вАшими успехами поделится.

  • Анонимно
    30.10.2014 08:51

    Молодец Глазьев. Целенаправленно бьет по нужному. Самое нужное в России - сапуск суверенного кредитного механизма рефинансирования экономики.

    • Анонимно
      30.10.2014 14:44

      А то сто лет говорят про длинные деньги и хоть бы чуть дело с мертвой точки сдвинулось.С той же нац платежной системой. Вроде совсем приперли к стенке. Нет все равно все на тормозах спускают в темную яму. Нильзя!!! Теряется контроль - продолжайте сидеть на визе и мастер.

    • Анонимно
      30.10.2014 14:44

      А то сто лет говорят про длинные деньги и хоть бы чуть дело с мертвой точки сдвинулось.С той же нац платежной системой. Вроде совсем приперли к стенке. Нет все равно все на тормозах спускают в темную яму. Нильзя!!! Теряется контроль - продолжайте сидеть на визе и мастер.

    • Анонимно
      30.10.2014 17:12

      Тут две крайности: даш кредит присвоит в личный карман,или отправит за кордон.При такой неопределенности, возникшая в результате никчемного противостояния с Западом,( инвестируя,) рисковать никому не хочется.Сначала нашему вождю надо избавиться от ,,разрухи в голове",,за державу обидно".На обидчивых воду везут.

  • Анонимно
    30.10.2014 09:39

    Что нам констатировать свершившиеся факты?Что делать в данный момент-без западных технологий,оборудования(западные санкции).В Советское время нам помогали японцы оборудованием,технологиями США.За счет этого развивались.А сейчас нам грозит стать Северной Кореей.Хотя мы говорим "Сами с усами...",но без западных передовых технологий грозит коллапс...

    • Анонимно
      30.10.2014 09:57

      Китай брат, передовые технологии, врочем как и капиталы нынче в Китае. Да и нет в мире сейчас такого термина "передовые технологии". Нынче у всех технологии "все как у всех +-" Чем нынче южнокорейские машины отличаются от европейских или американских? Или может смартфоны чем то принципиальным друг от друга принципиально отличаются? Эта ситуация и в машиностроении и в оборудовании. ВСЕ КАК У ВСЕХ, только цены разные.

      • Анонимно
        30.10.2014 10:33

        возьмем нефтедобычу и нефтепереработку.предложите китайские технологии добычи нефти с шельфа, технологии горизонтального бурения, технологии гидроразрыва пластов, технологии нефтеперерабоки ( гидроочистки бензина, дизеля, керосина, гидрокрекинга, риформинга, изомеризации, выделения серы, получения кокса и т.д.), предложите китайские АСУТП (автоматизация систем управления технологическим процессом), ключевое обороудование для вышеуказанных технологий. то же самое про нефтехимию- технологии получения этилена, пропилена, бензола, стирола, полиэтилена, полипропилена, полистирола, каучуков и т.д.никаких обвинений. просто я таких не знаю. Европейские, американские технологии знаю. Китайских не знаю. Если знаете - скажите.

        • Анонимно
          30.10.2014 12:27

          "Европейские, американские технологии знаю. Китайских не знаю." - вы просто на английском разговаривать умеете, а китайский язык для вас не доступен. Знали бы китайский, нашли бы и технологию. Их есть у них.

          • Анонимно
            30.10.2014 14:41

            так скажите раз знаете. На каких заводах применены. вот технологии UOP, Shell, Haldor Topsoe, Yokogawa, Linde, Atofina, Basell и тд можно сразу сказать где применены. например по Танеко http://www.taneco.ru/ru/project/partners/Английский я знаю.

            • Анонимно
              30.10.2014 15:44

              Вы патентное исследование проводили?Технологии не на сайтах надо искать, а проводить патентные исследования.Вам же сказали и у китайцев есть технологии. Просто поверьте. Не надо тратить время и трафик на поиски по сайтам компаний.

  • Анонимно
    30.10.2014 10:13

    Все правильно написано, даже КАМАЗ наш в офшорах сидит, не говоря уже о ТАТНЕФТИ

  • Анонимно
    30.10.2014 11:02

    Где Вы видели "Китайские технологии"?Их ни когда не было и не будет.У них у всех западные технологий,даже у японцев!А то размечтались- "китайские технологии!".Не врагов надо искать на западе,а друзей!Вечно в Росси ищут виноватых...

  • Вот она пришла весна, как паранойяВ грудь попал любви запал - будет взрывВот она пришла весна, как паранойяПрозвучал весны сигнал - все в отрывПаранойя, о паранойя, о паранойя

  • Анонимно
    30.10.2014 19:41

    тон глазьева начал менятся: от восторженных "нам только лучше от санкций" до "я же предупреждал". Людей, адекватно оценивающих ситуацию в экономике РФ на текущий м.времени, не много. Беда с кадрами, менеджментом и руководителями. и еще: БО - опубликуйте, пожалуйста, полный текст обращения президента Лукашенко к российским журналистам от 17.10.2014. Много полезного можно прочитать.

  • Анонимно
    30.10.2014 21:06

    Еще 5 лет тому назад этот же Глазьев ругал Кремль последними словами, а сейчас, когда его подпустили к всероссийской кормушке, ругает американцев.

    • Анонимно
      31.10.2014 10:16

      вы бы прежде читать научилисьчто бы не выдавать на гора такие глупости"ругал Кремль" , "угает американцев"Вам не показалось что ему прежде всего не нравиться ПОЛИТИКА центробанка? Нет?Или для Вас центробанк и какая то "америка" одно и тоже?

  • Анонимно
    30.10.2014 22:09

    судя по изложенному кадры в стране есть,но почему-то во главе счетоводы,а не специалисты ...

  • Анонимно
    31.10.2014 23:26

    Вообще надо отказаться от иностранной валюты и привязывания курса рубля к доллару. Это спекулятивная игра банков и приближенных к ним!

  • raf
    1.11.2014 13:57

    Самый Большой насос,это Москвабад.Корень Всемирного Зла наличие данной столицы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль