Общество 
31.10.2014

Камиль Самигуллин пошел в поход против коррупции

ДУМ возьмется перевоспитывать взяточников с помощью проповедей. Но услышат ли они их?

Сегодня Духовное управление мусульман сообщило об антикоррупционных проповедях, которые читают во многих мечетях Татарстана. Идея проповеди, как выяснил «БИЗНЕС Online», родилась совместно у муфтията и управления казанского Кремля по вопросам антикоррупционной политики. Сам текст проповеди подготовил имам Апанаевской мечети Нияз Сабиров. Ссылаясь на священное писание и приводя примеры из жизни мудрых мусульманских правителей, авторы рассуждают о пагубном влиянии коррупции на общество. Интересно, что это уже не первый подобный опыт — за помощью аналогичного характера в ДУМ обращались судебные приставы, в результате имамы провели серию проповедей о греховности долгов.


Камиль Самигуллин

«КОРРУПЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА СЛАБОСТИ ВЕРЫ»

Имамы мечетей Татарстана начали выступать со специальными проповедями антикоррупционной направленности, в которых, ссылаясь на священное писание, говорят о пагубном влиянии коррупции. Как стало известно «БИЗНЕС Online», кампания ведется Духовным управлением мусульман РТ, ннформационное послание, обращенное к прихожанам, подписано муфтием Камилем Самигуллиным, а его текст подготовлен имам-хатыбом Апанаевской мечети Ниязом Сабировым, который одновременно является руководителем отдела пропаганды татарстанского муфтията.

«Коррупция — это большая проблема, и ее примеры мы можем увидеть во многих госучреждениях, — рассказал «БИЗНЕС Online» Сабиров, комментируя новшество. — Часто появляется информация о том, что чиновники дают или берут взятки. Поэтому мы в типовых проповедях старались разъяснить греховность этого деяния, объяснить, к чему приводит этот грех, привели изречения пророка Мухаммада, аяты Корана, привели примеры из жизни справедливых и мудрых мусульманских правителей и показали на их примере, каким нужно быть, чтобы достичь довольства Всевышнего».

Нияз Сабиров
Нияз Сабиров

В распоряжении «БИЗНЕС Online» имеется текст проповеди. «Ислам строго запрещает давать и получать взятки, — говорится в ней. — Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклятие от Всевышнего падет на того, кто дает взятку, и на того, кто берет ее» (Ибн Маджа). В другой версии данного хадиса сказано, что проклятие падет и на посредника между ними (Ахмад ибн Ханбал).

О запрете коррупции в Коране сказано следующее: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (сура 2 «аль-Бакара», 188 аят).

О судьях, которые обогащаются за счет взяток, данных им взамен на вынесение несправедливого решения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три типа судей: двое из них будут ввергнуты в ад, а третий попадет в рай. Если человек знал истину и вынес справедливый приговор, то он попадет в рай. Если человек знал истину и вынес несправедливый приговор, то он будет ввергнут в ад. И если человек не знал истину и вынес невежественный приговор, то он также будет ввергнут в ад» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)».

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

«Духовно богатый человек далек от коррупции. Она возникает из-за слабости веры. Не только чиновники должны об этом задумываться, но и каждый человек. Каждый верующий должен чувствовать ответственность перед Всевышним», — добавил Сабиров.

«КОРРУПЦИЯ — ЭТО ТЛЕНИЕ И РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», идея выступлений с проповедями такого характера возникла совместно у ДУМ РТ и управления президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики. Впрочем, в ведомстве Марса Бадрутдинова предпочли воздержаться от комментариев по этому поводу.

Интересно, что это уже не первый опыт такого рода. Напомним, ранее к имамам мечетей Татарстана обратились судебные приставы, которые находятся в постоянном поиске новых инструментов для взыскания долгов со злостных неплательщиков. Они попросили мусульманское духовенство перед намазом объяснять о том, что иметь долги грешно.

«Ислам обязует нас отдавать долги вовремя. Если человек сказал свое слово перед Господом, то он обязан его сдержать и выполнить свое обязательство именно в тот момент, за который дал обещание. По закону Шариата, наличие долга и его невыплата считается большим грехом. Еще при жизни человеку нужно вернуть долги, не унося их в могилу. В изречении пророка сказано, что если умерший оставил долги перед кем-то в этой жизни, то он понесет за это сильное наказание в могиле. Невозврат долга — это самый большой грех», — гласил текст этой проповеди.

Практика проведения проповедей не столь распространена в православии. Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», священник Валерий Варнашов не так давно также сформулировал позицию казанской епархии относительно коррупции в своей статье. Правда, как объяснил сам автор, она не предназначена для проповедей и, скорее, формулирует позицию епархии по этому вопросу.

«Тема данного доклада предполагает рассмотрение проблемы коррупции с нравственной точки зрения, с точки зрения церковной морали. Если в этом необходимость? Я думаю, что есть. Любое общественное явление имеет множество измерений, на него можно посмотреть с разных углов зрения (не только с правовой, политической, психологической). С точки зрения церковного учения любое общественное явление подлежит прежде всего оценке с точки зрения нравственной, а потом уже со всех остальных. Православие смотрит на любую общественную проблему через призму нравственной ценности или ничтожности происходящего. Слово «коррупция» не встречается в русском переводе Библии. Однако встречается в латинском. Да и не мудрено, ведь это латинское слово: от латинского corrumpere — растлевать, латинского corruptio — подкуп, порча). Как правило, однокоренные слова к слову «коррупция» обозначают «тление», «растление», «растлевание», иногда даже «могила», «воспаление». В Библии «тление» означает «гниение», «разложение». Это наводит на мысль, что коррупция — это ведь тоже тление, разложение, гниение общества, болезнь, подобная гниющему нарыву. Второе значение слова — «подкуп» — в латинской Библии не встречается», — пишет Варнашов.

«ВЕРУЮЩИЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК ОТНОСЯТСЯ К КОРРУПЦИИ ИХ ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ»

Ринат Набиев — завкафедрой мировой политики и международных экономических отношений, экс-председатель совета по делам религии при кабинете министров РТ:

— Думаю, к борьбе с коррупцией вполне можно привлечь требования и нормы ислама. На верующих это будет оказывать влияние, поскольку будет акцентировать внимание на нравственных устоях, прописанных в Коране, Сунне. Хотя, если человек глубоко верующий, в его сознании уже заложены эти нормы: не обманывать, не красть. Но есть люди, которые приходят к вере постепенно. И для них это будет в какой-то степени сигналом.

Моральные ценности — это общенравственная категория. Речь не идет о политизации этих норм. Напомнить об этих нормах верующим не будет лишним, в том числе и в форме проповеди. Причем этим нужно заниматься системно.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— В борьбе с коррупцией все средства хороши, но это уж очень похоже на социальный заказ. Я сторонник того, что религия должна заниматься чисто духовными вопросами. В любой религии достаточно существующих заповедей, которые дают нравственные ориентиры поведения человека. Сейчас и так религия активно уже занимается социальными, правовыми и другими вопросами, хотя должна работать только в духовной сфере. В дальнейшем так можно создавать и проповедь против наркомании, и проповедь против угона автомобиля — как бы это ни было оправдано, такие вопросы должна решать светская государственная власть. Опускаться до социальных заказов, пусть даже и полезных, я считаю религии не к лицу.

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета:

— Для общества коррупция стала большой проблемой. Если верующие узнают, какое отношение к этой ситуации высказывают их духовные учителя, определенный эффект будет. Не знаю, насколько сильный, но в мусульманском сообществе все равно пустит корни.

Вообще, в исламе нет четкого деления на светское и религиозное. Особенность ислама заключается в том, что его приверженцы должны жить в рамках Шариата полноценной жизнью. Быть мусульманином — это не просто читать намаз и быть богобоязненным, но и реализовывать себя в обществе. Мусульмане должны активно участвовать в экономической, общественно-политической жизни общества.

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ:

— Проповедь в любом случае влияет на сознание человека, воспитывает его в правильном направлении, формирует правильное отношение к такому негативному явлению. В борьбе с коррупцией, на мой взгляд, все средства хороши, в том числе и проповедь, которую разработало Духовное управление мусульман. Ведь в мечеть люди приходят со своими заботами, болями. Они молятся за то, чтобы мы жили лучше.

Религия должна заниматься вопросами духовными, в первую очередь вопросами воспитания человека: в мусульманской, православной традиции. А вот в политику вмешиваться ей не нужно, поскольку у нас все-таки светское государство.

Лариса Астахова — доктор философских наук, заместитель директора по науке Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета:

— На мой взгляд, антикоррупционная проповедь — это достойное решение ДУМ РТ. Ведь с духовной точки зрения коррупция — это духовная болезнь, поражающая человека. Аналогия понятна, и хотя большинство религиозных деятелей осознают, что если болезнь уже поразила нынешних власть имущих, шансов на излечение мало, есть надежда, что апелляция к духовным ценностям позволит сохранить хотя бы новое поколение, вырастить здоровую паству. Не думаю, что этот опыт — опыт проповеди — даст повод говорить о слишком тесном слиянии власти и представителей конфессий, ведь коррупция поражает самые разнообразные слои общества, не только политику.

Андрей Кураев — российский религиозный и общественный деятель:

— В исламе нет принципа разделения жизни на светскую и собственно религиозную. Это интегральный, всеобъемлющий образ жизни. Поэтому с точки зрения ислама, я думаю, это вполне правомочное и компетентное выступление. Могу отметить, что буквально на днях аналогичное антикоррупционное послание приняла украинская православная церковь киевского патриархата. И в то же время борьба с коррупцией не так хороша, как кажется. Это я говорю не как гражданин России, а как человек с определенным вкусом к истории. Тут имеет место подстраивание всех человеческих обществ на планете под одну западную модель современной жизни, для которой коррупция — это зло. Конечно, коррупция противоречит тем правовым принципам, которые заложены в современном обществе. Но ведь для многих традиционных моделей, в том числе русской, турецкой, арабской, коррупция — это способ существования государственного аппарата. Люди направлялись на определенное «кормление»: власть дает тебе какую-то территорию или отрасль, а ты с нее кормишься. Это была культура подарка и взятки: были представления, как брать «по чину» или «не по чину», и чрезмерность, конечно, наказывалась. Но если какие-то проявления коррупции считались ненормальными, то, значит, были и представления о ней как о норме. В связи с этим реакция мусульманской общины может быть тоже не так линейна и очевидна.
Что же касается жизни православной церкви, то здесь коррупция въелась не то что в обои, а в несущие конструкции. Тут в порядке вещей нести начальникам (епископам) ценные подарки и конвертики. Причем как добровольно, так и по приказу епископского секретаря. И не только для того, чтобы получить некий бонус, но и просто для того, чтобы остаться на месте своего служения. Поэтому любые призывы о борьбе с коррупцией из уст православных епископов я считаю проявлением крайнего лицемерия. В своих епархиях они успешно построили такие модели отношения с подчиненными им священниками, которые с точки зрения непредвзятого юриста нельзя охарактеризовать иначе как коррупционные.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (86) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.10.2014 12:29

    Сначала нужно жить в Татарстане по Шариату,тогда все проблемы уйдут.А это все не серьезно.

    • Анонимно
      31.10.2014 13:10

      Никогда такого не будет, к счастью

      • Анонимно
        31.10.2014 13:31

        тогда и нечего доводами ислама пытаться исправить свой гнилой мир. пользуетесь с одной стороны, отдайте и с другой. несправедливое использование на первый взгляд.

      • Анонимно
        31.10.2014 13:44

        К сожалению, вы хотели сказать... Вспомним золотой век Ислама, когда государство действительно жило по Шариату. Сейчас есть ли такие страны?..

        • Анонимно
          31.10.2014 14:13

          Какой еще Шариат? Еще всех обрядите в паранджу и заприте в клетку

        • Анонимно
          31.10.2014 14:14

          Когда какое государство жило по шариату? И чем конкретно золотой век ислама был так хорош, что о нем надо сожалеть?

    • Анонимно
      31.10.2014 13:11

      Муфтий,оглянитесь вокруг,нет ли в самом ДУМ проштрафившихся?Думал сам ДУМ становится отстойником таких-может ошибаюсь?

      • Анонимно
        31.10.2014 13:49

        Есть что-либо конкретное? Нет? Ну и не надо чесать там, где чесать нечего :)

    • Анонимно
      31.10.2014 13:12

      Смешно. Вы ерунду не говорите. 21 век надо жить по закону. Комик вы человек.

      • Анонимно
        31.10.2014 13:48

        По закону Шариата. Малайзия - процветающее государство - тоже вводит Шариат. Это самая актуальная и реальная система. К сожалению, у многих (из-за СМИ) ассоциируется исключительно с побиванием камнями и отрезанием голов. Это, разумеется, очень вульгаризованное представление, которое для любого образованного человека неприемлемо. Изучайте, узнавайте - откроете очень много интересного и полезного. Когда в Европе были Темные века, халифат процветал и являлся передовым государством. Ренессанс в Европе - тоже оттуда.

        • Анонимно
          31.10.2014 14:16

          Исламские боевики ИГИЛ тоже мечтают о сплошном халифате по всему миру. Вы о таком мечтаете? Если нет, в чем различия?

  • Марат Ш
    31.10.2014 12:29

    Скромней надо быть. Не гоже мулле пиариться, тем более в бесовском интернете.

    • Анонимно
      31.10.2014 13:50

      Бесовской он для тех, кто занимается в нем соответственными делами. Для кого-то Интернет - это способ высказаться, найти знания. Для кого-то порнуха, не спорю. Это от человека зависит.

  • Анонимно
    31.10.2014 13:07

    Нагрешил- исповедался, Нагрешил-исповедался и т.д.

  • Анонимно
    31.10.2014 13:09

    просто он в тренде

  • Анонимно
    31.10.2014 13:09

    Освоение бюджета?!)))

  • Анонимно
    31.10.2014 13:16

    Вся религия построена на деньгах и выгоде.

    • Анонимно
      31.10.2014 13:32

      пусть опубликуют бизнес модель турагенств по хаджу. тогда все будет прозрачно.

      • Анонимно
        31.10.2014 15:11

        135000 руб. с чел. за хадж. Улетело где-то 220 чел ( к примеру, за один день). 135*220, получаем почти 30 лямов. Чартер, ну пускай 2-3 млн. не больше!. 10-15 лямов на проживание/ питание. Где? где все остальное??? К сожалению все превратилось в коммерцию(ничего святого нет!!

        • Анонимно
          31.10.2014 16:54

          улетело вообще то от РТ 1800 человек. это 243 000 000 рублей. интересно какая себестоимость может быть?

  • Анонимно
    31.10.2014 13:17

    Согласен. Коррупция в свой основе зло, т.к. в начале это обман работодателя (директор, инвестор, собственник, государство, народ) с целью корыстной наживы поставленной на поток и распространяющееся по системе как рак в организме. В социуме умножаются беды, страхи, депрессии, насилие, беззаконие. Как следствие разорения, семейные драмы, насилие, убийства и др.

    • Анонимно
      31.10.2014 17:19

      коррупция - это нечестно заработанные деньги. но как их квалифицировать со стороны ислама? все эти государственные отношения со стороны ислама фикция, это все не по шариату вообще. по шариату законно 2,5 процента отдать с лежавшей целый год суммой равной 85 граммам золота. ни про какие НДФЛ, ни про какие другие сборы и налоги ничего не говорится. если так рассуждать, то любой мусульманин либо будет страдать, либо переедет в страну, где он по Шариату сможет жить. глупо пытаться переделать целую страну за одну свою жизнь. нужны века. поэтому аргументировать доводами ислама в совсем другой реальности нелогично. вряд ли логичные все те кто собирается брать взятку. на них и подействует может.

  • Анонимно
    31.10.2014 13:17

    Хорошее начинание!..

  • Анонимно
    31.10.2014 13:19

    Самигуллину несколько советов:1) Ездить надо на общественном транспорте.2) По больше общаться с простым народом.3) Не навязывать людям свою религию.

    • Анонимно
      31.10.2014 13:31

      Проповеди не в мечетях надо читать,а на совещаниях,проводимых в районах,и где особенно много жуликов!На операционном столе ,перед наркозом жужжать в ухо о вреде курения-как то смешно!знакум

    • Анонимно
      31.10.2014 13:52

      Скажите, а вы сами на общественном транспорте ездите?

  • Анонимно
    31.10.2014 13:21

    Не слишком ли много религии стало в пиаре. Хватит оболванивать народ.

    • Анонимно
      31.10.2014 13:51

      А что плохого в религии? Народ выбирает, мусульман становится больше. Это не вам решать, во что и кому верить, не так ли?

      • Анонимно
        31.10.2014 14:11

        Из тысячи верующих - 990 фарисеи и лицемеры. Религия напоказ - это обман и самообман.

    • Анонимно
      31.10.2014 14:06

      Это еще ничего, вот в РКБ и ДРКБ какими-то мощами "лечили", так некоторые врачи в очередь встали.

  • Анонимно
    31.10.2014 13:59

    У себя бы разобрались.

  • Анонимно
    31.10.2014 14:00

    Коль уж нет у нас в стране идеологической работы с массами, пусть хоть попы народ учат жить праведно.....

    • Анонимно
      31.10.2014 14:17

      Любые попы и муллы - подпорка и обслуживающей персонал, действующего режима. Эти люди так же близки к Богу, как среднестатистический амер к идеальной фигуре.

  • Анонимно
    31.10.2014 14:14

    в борьбе с коррупцией все средства хороши!

  • Анонимно
    31.10.2014 14:20

    Скажем похороны. Публика в основном пожилые люди, прожившие жизнь. Приходит мулла, примерно 30 лет. И начинает читать проповедь людям старше себя. Неужели они не понимают, что это хотя бы не красиво. Это же всеравно, что ассистент будет читать лекцию профессорам.

    • Анонимно
      31.10.2014 15:14

      а потом еще на мусульманском кладбище мансур"хазрат" денег с верующих слупит. тоже по шариату видимо.

    • Анонимно
      31.10.2014 15:33

      По твоему старше- значит умнее? В очень большом случае наоборот. Просто у наших стариков не было такого доступа к информации, который имеем сейчас мы.

      • Анонимно
        31.10.2014 16:59

        проповедь это ведь не рассказать, что ты прочел. сначала пропусти через себя все правила по которым должен жить мусульманин. поживи по ним. потом уже. хотя бы слово дай самому старшему из собравшихся. иногда очень нагло ведут себя. особенно в больших городах. зур кара машинага утырып китэ, тизгенэ суйлэп бетергэч

      • Анонимно
        31.10.2014 17:04

        почему же это не было. было. но не у всех. сейчас то, что вы нового такого узнали? выучились за рубежом нетерпимости?

  • Анонимно
    31.10.2014 14:29

    не солидно.коррупционеры- прожённые люди, они свой выбор для себя давно сделали.с детьми, с молодёжью работать надо.а жуликов, воров и махинаторов надо сажать, а не проф.беседы проводить

  • Анонимно
    31.10.2014 14:32

    не читая : религии всех конфессий себя дискредитировали ...

  • Анонимно
    31.10.2014 14:43

    Негоже представителям мусульманского духовенства приближаться к власти и действовать по ее указке,РПЦ пусть трется и прислуживает власти.Лучше бы по телевидению местному пропагандировали Ислам,ни одной программы нет по ящику.Нечего показухой заниматсья.

  • Анонимно
    31.10.2014 14:45

    А мне кажется, что все правильно Самигуллин делает. В любом случае, правильные мысли ведь...

  • Анонимно
    31.10.2014 15:01

    Правильно делают! Надо подключать религию, только она учит не воровать и быть ответственными...

  • Анонимно
    31.10.2014 15:02

    Сегодня всех интересуют только деньги. Оглянитесь...посмотрите на себя... Вас одолевает жадность, зависть, злость. Переступаем через людей, обманываем не только других, но и себя.. Согласен что есть лицемерие в каждом. и в мечетях люди не без греха и в православной церкви. Наверное нужно в первую очередь заниматься созиданием. Обращаться во внутренний мир...и не желать другому зла. А пока у нас у всех только на уме одно бабло. Считаю что инициативы залезть в души и изменить наше отношение ко всему это хорошая идея..Молодцы что придумали такие проповеди. Пускай может быть не сейчас, а через несколько лет, десятилетий мы изменимся, изменяться наши дети. Будет хорошо если и молодежь начнет посещать эти заведения, а не только по праздникам - на рождество или пасху водку пить около церкви...

    • Анонимно
      31.10.2014 15:32

      Может места причастий и в мечетях создать,а?Обидно,некоторые мусульманские деятели начали ЕВХАРИСТИЕЙ заниматься на всякого рода торжествах,тем самым сами не понимая благословлять некоторых жуликов на дальнейшие хищения.знакум

  • Анонимно
    31.10.2014 15:24

    "Духовно богатый человек далек от коррупции". Это главные здесь слова. Люди, опомнитесь, хватит "хапать" деньги, на тот свет ни гроша забрать все равно не сможете!

  • Нияз Сабиров лучше бы рассказал, как он у Наиля Гарипова отобрал Апанаевскую мечеть. А то тут проповеди про коррупцию готовит. Подготовил бы проповедь про рейдерский захват мечети и типографии "Иман"

    • Анонимно
      31.10.2014 16:19

      Второй раз Камиля крупно подставили.(первый с общ.палатой)ЖАЛЬ!И ЗАКОНОМЕРНО!Нельзя излишне близко подойти к огню-обожжет!знакум

  • Анонимно
    31.10.2014 15:47

    Сейчас все коррупционеры дружно станут атеистами.

    • Анонимно
      31.10.2014 16:08

      Нужен план!Задание довести до каждого муллы по перевоспитанию воров и жуликов.Организовать шествия мусульман с возгласами и выкриками о греховности воровать!Помните,как мы кричали на 1 майские праздники!Член общества "Знание" знакум...(вспомнил,как инструктора пъянствовали на первом этаже,когда на втором шло БЮРО против пъянства!)

  • Анонимно
    31.10.2014 16:04

    Нынешним имамам многие не верят,большая часть стала комерсами,кафешки,ресторанчики,магазины,бизнес.Идейных не осталось практически.

  • raf
    31.10.2014 16:24

    В СССР не меньше,чем сейчас ВЕРили в Коммунизм,во времена и позже хруща-кукурузника.Научную Теорию превратили в Религию.Помню,вступая в комсомол в 8 классе,в комиссии,в Буинске,спросили меня,мол,веришь ли,ты в Коммунизм.Я ответил,что верю.Тогда нас так "натаскали".Понимание пришло позже,конечно.Но тем и примечательно,для меня по прошествии времени.Камиль Самигуллин,занимаясь данной Пропагандой(вполне,светское определение)создаёт Условие,для Радикального Ислама.Кто-то подкладывает,для Татарстанцев,мину,от которого всем будет нехорошо.Я не пекусь об Исламе,я думаю о своём Народе,образумьте религиозного деятеля.

    • Анонимно
      31.10.2014 16:37

      Борьба с коррупцией создает условия для радикального Ислама?

    • Анонимно
      31.10.2014 16:42

      а тех,кто подтолкнул к этой затее?Их образумить как?

    • Анонимно
      31.10.2014 16:50

      Коррупционеров на площадь и камнями...высекать на груди-"Я-вор и жулик"?Может Камиль этого предлагает?знакум

  • starr
    31.10.2014 16:45

    Кто-то из татарских классиков писал: "моя Вера - это моя совесть". По поступкам человека видно - во что он действительно верит. А религия - это устав для рабов: оденься вот так, сходи туда, поклонись столько раз, прочитай молитву столько раз, заплати столько, и это тебе обязательно зачтётся ТАМ. И ведь делают люди, и платят, и копят бонусы, фишки и флаеры в Рай...

    • Анонимно
      31.10.2014 17:26

      а зачем и почему поступать по совести? сразу оговорюсь, что мой вопрос вовсе не означает, что этого не надо делать :) Просто надо себя спросить - и тогда, быть может то, что воспринимается как "накопление флаеров", увидится в другом свете. Не спорю, что некоторые так и думают - "накопить побольше савабов", но умные люди же должны понимать, что это ведь не бухгалтерия :)

    • Анонимно
      1.11.2014 06:34

      Вы очень мало понимаете в сути жизни, в сути религии, как впрочем и большинство комментаторов, мировозрение в целом - воще копец. Вы вечно путаете одно с другим, внутреннее с внешним, круглое с квадратным(образно), ну не дано, так не дано. Это не страшно, это ваши проблемы.

      • Анонимно
        7.11.2014 11:33

        "мировозрение в целом - воще копец" - сразу понятно, что вы "знаток" сути жизни, религии и еще много чего :)))

  • Анонимно
    31.10.2014 16:58

    Духовный руководитель, в отличие от других руководителей, это кроме всего еще и жизненный опыт избрание самого Камил Самигуллина на высшую духовную должность было ошибкой какие бы плюсы у него не были...

  • Анонимно
    31.10.2014 18:09

    для начала надо начать с мечетй, Камиль хазрат. Имамы стали уже менеджерами по сбору благотворит ельности. Противно уже становится. Ищешь мечеть, где о деньгах говорят меньше. Уже ходят по рядам до намаза и деньги собирают. Такое поведение имамов ни к чему хорошему не привело. Разберитесь со своей хадж компанией, со своими активами муфтията. И меньше медийности. Нам от Вас не это надо. Аллах не оставит свои дома без обеспечения, а ваши собиратели уже достали. Скоро рейтинги имамов будем составлять по прибыльности. Займитесь своей вотчиной, остальные пойдут за вами.

  • Азат Д
    31.10.2014 19:10

    Кхе-кхе. Пардон муа. А то, что главный управляющий душами мусульман, общественной организации, пользуется государственным автопарком, как говорят осведомленные люди, это, простигосподи не коррупция? «Вы помогаете, народ в узде держать, душами управлять, а мы вам земные блага» - Мефистофель. Или , я что то не понимаю? Хотя, ДУМ это и есть чиновничья организация, в нашем королевстве кривых зеркал. И вообще, как то нелепо звучит «Духовное управление мусульман».

  • Анонимно
    31.10.2014 21:22

    после прочитаных коментариев мне стало стыдно за наш слабый народ

  • Анонимно
    1.11.2014 00:51

    настоящий ислам это хорошо.

    • Анонимно
      7.11.2014 11:46

      И настоящий Ислам - хорошо, и настоящее Православие - хорошо, и настоящий Католицизм - хорошо. А где оно это всё есть, настоящее-то? Куда ни посмотри - сплошная грызня за власть над людьми, за деньги, за сытое пузо...

  • Анонимно
    1.11.2014 09:15

    К. Маркс правильно сказал, что религия это опиум для народа! И все века религиозные деятели работали на чиновников забывая свое предназначение? Что такое борьба с коррупцией это борьба с самим собой . Начни с самого себя не обманывай, не кради , не обижай других и так далее, на людях одно, а потом в точности на оборот... Рыба с головы портится, каков поп таков приход. Все зависит от руководителя, как он себя ведет так и подчиненные. Он всю жизнь на госслужбе , а потом оказывается он долларовый миллионер... Резюме- начни чиновник с себя. То, что начинает ДУМ это правильно вдруг кому то поможет, все средства хороши...

  • Анонимно
    1.11.2014 09:34

    Что-то этот бизнесмен часто начал появляться на страницах БО.

  • Азат Д
    1.11.2014 09:48

    Кстати от засилья чиновников и бюрократии в церкви , началось в Европе движение «реформации», где между богом и человеком никого нет, избавление от наносного, придуманного людьми или исковерканного в пользу церкви , типа индульгенции или – «4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают." гл. 15 от Иоана - на основании этого сжигали людей.Я так понимаю, ваххабиты это и есть протестанты от ислама, только мне их методы достижения своей цели не нравится, отрезания голов инакомыслящим.

    • Анонимно
      7.11.2014 11:53

      Бандиты готовы прикрываться любыми названиями, чтобы заставить людей встать на их сторону. А настоящие ваххабиты как раз протестовали против использования религии как власти над людьми.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль